Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема: Культура Индии.




Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории (в европейском понимании этого слова). Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества обнаруживали удивительное постоянство. В связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. Политическая история долгое время не интересовала индийцев; они совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. В распоряжении исследователей практически нет документов, записей событий, летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры.

Индия на протяжении тысячелетий представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться централизации страны, она почти не была централизованным государством (не случайно именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры).

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры.

Протоиндийской цивилизацией (цивилизацией предшествовавшей) считается ранняя цивилизация, образовавшаяся в Индии около 3000 г. до н. э. – т.н. индская цивилизация. Благодаря археологическим раскопкам стали широко известны местонахождения более сотни древнейших городов. В Мохенджо-Даро и в Хараппе были найдены сооружения, строившиеся по строгому плану, зернохранилища, совершенная система водопровода, памятники письменности, которые, однако, не удалось прочитать до сих пор. Чрезвычайный консерватизм этих культур является наиболее яркой их особенностью. Население этих городов по своему этническому происхождению было близко к народам ближневосточного региона.

Начиная с XVIII в. до н. э. цивилизации долины Инда начали приходить в упадок и в дальнейшем исчезли, не оказав существенного влияния на пришедшую ей на смену культуру индоариев. Индоевропейские племена, называвшие себя ариями, около XV в. до н. э. заняли долину Инда и стали мигрировать далее на восток. Сам термин арий означает «благородный». Для арийских племен был характерен высокий уровень материальной культуры, а их язык и верования определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней. «Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов брахманов и обожествлением священных текстов - самхит - выдвинули на передний план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы, подчеркнутый пиетет по отношению к которым стал со временем квинтэссенцией всей духовной культуры Индии»[1].

О религии создателей индийской цивилизации можно только догадываться. Не были найдены следы царских захоронений и храмов, возможно, религиозные ритуалы жители совершали в домах. Найденные бассейны-купальни также могли использоваться в ритуальных целях: предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, как это делается в Индии до сих пор.

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период (по названию древнейших религиозных текстов – вед)[2]. Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа — книга гимнов; Самаведа и Яджурведа — сборники молитвенных заклинаний и обрядов; самая поздняя из них –Атхарваведа, книга песнопений и магических заклинаний. В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.

Религия арийцев представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). Ведические боги делятся на две группы: асуров и дэвов. В позднейшее время асуры стали злыми духами, а дэвы — добрыми. В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Представления о загробном мире были неразвиты. Не было изображений богов, их святилищ и храмов.

Около начала I тыс. до н. э. принято выделять брахманский период в истории Индии. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами, или варнами[3], были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи, (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Возможно, три первые касты были арийскими по своему происхождению, а четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии, этнически отличавшихся от завоевателей.

Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры.

Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе. Брахманизм – политеистическая религия. Выделяется Троица (Тримурти) главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии; у многих мужских божеств появляется своя женская пара. Все культовые действия выполняли только брахманы, причем главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев - единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, - Индра.

В брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Исполняя все правила поведения, человек может воплотиться в следующем рождении в более высокой касте. Нарушая их, можно оказаться не только в более низкой касте, но и превратиться в животное. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (это сложное понятие чаще всего переводится как судьба). Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни. Своим поведением человек создает свою будущую судьбу.

Боги брахманизма могли обладать как зооморфными, так и антропоморфными чертами. Значительное влияние в брахманский период получила религиозно-философская литература, в первую очередь многочисленные богословские трактаты, называемые Упанишадами. В Упанишадах отражены шесть философских систем: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя и Вайшешика. Ученые называют Индию «страной философов», отмечая, что философские диспуты и дискуссии были повседневностью индийских княжеских дворов.

Особое развитие в Индии и за ее пределами получила йога - аскетическое учение, применяющим религиозные и философские принципы для самосовершенствования. Целью практики йогов стало усовершенствование души и сохранение чистоты тела, ими были разработаны приемы дыхания и специальные упражнения - асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своим телом.

На рубеже VI—V вв. до н. э. в Индии распространяется новая религия - буддизм. Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретится со страданием, проповедником. Красивейшее предание рассказывает о том, что его отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юного принца. Принц не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезнь и смерть. Он, не покидая своих прекрасных дворцов и садов, женился на любимой женщине, у него родился сын. Но отцу не удалось сберечь принца Сиддхартху от встречи со страданием: принц увидел дряхлого старика, больного проказой, похоронную процессию и узнал, что старость, болезнь и смерть — удел всех людей. После встречи с нищим монахом молодой принц покидает дворец и семью и становится аскетом-отшельником. Но и годы аскетизма не принесли удовлетворения Гаутаме. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от правильного «серединного» пути. Однажды в момент мистического озарения он становится Буддой — Просветленным и открывает четыре истины:

1) вся жизнь — страдание; человек рождается в страданиях, страдая, живет и умирает;

2) причина страданий заключается в желаниях человека;

3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;

4) путь избавления от страданий — это путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа.

Открыв свой путь, Будда начал проповедническую деятельность и провел так 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии.

Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но сансара уже не рассматривается как вечное колесо перерождений; целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Избавиться от мучительной сансары и прийти к нирване человек может только сам, и помочь ему в этом не могут даже боги, сами подчиненные закону сансары. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален; его иногда называют религией без бога. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

Буддистские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.

В III в. до н. э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии Ашока объявил буддизм государственной религией. Еще более широкое распространение получил буддизм в I—II вв. н. э.; распространившись по Индии, он начал проникать и за ее пределы, в том числе в Китай и Японию.

В I в. н. э. буддизм распался на два течения: хинаяну (букв. «малая колесница») и махаяну («большая колесница»). Хинаяна оставалась «узким путем спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями. Махаяна подверглась некоторым изменениям в сравнении с ранним буддизмом, став в некоторой степени уступкой брахманизму: Будда стал почитаться почти как бог, возник его культ и появилось представление о множестве будд, в число которых были включены и брахманские боги. Число будд доходит до тысячи. Наиболее почитаются из них Шакьямуни — основатель буддистского учения и Майтрейя — ожидаемый, будущий учитель. Предметом почитания в махаяне стали также бодхисатвы — люди, достигшие состояния перехода в нирвану, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим. Махаяна допускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана. Души праведников пребывают в блаженной стране, прежде чем достигнут нирваны. В Махаяне первоначальное учение буддизма было изменено, приспособлено к менее утонченному восприятию, стало более понятным, и именно в этой форме буддизм проникал в различные страны.

В самой Индии, буддизм, однако, не удержался. Исследователи видят причину именно в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых различий. Выступая в качестве антитезы брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм.

В эпоху индуизма в традиционных верованиях индийцев появляются новые явления. Возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы. Устраиваются торжественные церемонии и процессии. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и тот же Будда. В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни, учителями.

Большинство сект индуизма можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается.

Шива - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива - покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, как, разгневавшись на Брахму, Шива отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается как в виде аскета, так и в виде танцора).

Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях-аватарах, как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).

Поскольку в индуизме почитается огромное количество богов вместе с их аватарами, существуют местные культы и секты, назвать его единой религией можно лишь условно. Сложнейшая система мифов делает индуизм учением, с трудом поддающимся логическому изложению. Обязательных для всех верующих (они называются индусами) догматов немного: признание священного авторитета вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки считают, что именно пестрота религиозных организаций индуизма сделала возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее — подчинение англичанам.

В конце I тыс. н. э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому Индия быстро попала сначала под власть Делийского султаната, а затем — династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеизмом, качественно отличался от предыдущих религиозных учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре.

Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.

Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное. Общество жестко делилось на страты, в качестве которых и выступали касты. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности: никакие личные заслуги и дарования не давали человеку возможность повысить свой социальный статус. Так, например, образование было доступно исключительно касте брахманов. Брак между представителями разных каст был запрещен. Если бы брахман задумал жениться на девушке из низшей касты, он не только не поднял бы ее до своего социального статуса, но и сам бы выпал из кастовой системы, нарушив порядок.

Для политической жизни древней и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Они быстро сменяли друг друга, их территории, имена правящих династий сливались в круговорот названий и в силу отсутствия письменных источников даже с трудом устанавливаются. Известный исследователь Л. С. Васильев отмечает, что относительная слабость политической власти в истории Индии определялась прежде всего спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных сословий (варн, позже — каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была альтернативой слабой политической власти, а быть может и ее причиной. Общество могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь его внутренние законы с успехом выполняли политико-административные функции. Возможно именно поэтому, несмотря на красивые легенды, воспевающие героев эпических сказаний, в реальной жизни Индии оставалось очень мало места для амбиций властолюбивых политических лидеров».

Деление общества на слои было зафиксировано еще в преданиях Ригведы. Самой почетной была каста брахманов. Именно ее представители совершали жертвоприношения, обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он должен был изучать древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты вед, записанные за 3 века до нашей эры, до этого передавались исключительно в устной традиции. В чтении наизусть не должно было быть ошибок, которые расценивались не только как грех, но и как катастрофа для ритуала.

Техника запоминания больших текстов, созданная брахманами, настолько интересна, что современные психологи используют ее как особую мнемотехнику (систему запоминания и развития памяти). Текст разбивается на небольшие фрагменты, каждый из которых заучивается день за днем. Запоминаемый текст, увеличиваясь, воспроизводится снова и снова целиком. Текст буквально «внедряется» в личность ученика и остается в его памяти на всю жизнь, подкрепляемый повторением. В условиях господства устной традиции брахманы были живой памятью индийской культуры. Жрецы-брахманы монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных текстов и даже само право на образование, строго охраняя кастовые различия.

Считался законным только брак в пределах касты, в ее же пределах можно было принимать пищу, человеку предписывался род занятий, свойственный его группе. Поскольку рождение в той или иной касте трактовалось как результат поведения человека в его прошлых рождениях, кастовый принцип сыграл огромную роль в истории и культуре Индии. Индийское общество оказалось обществом с наиболее жесткой социальной структурой из всех известных исследователям. Закон кармы заставлял индийцев принимать имеющийся социальный порядок без намеков на сопротивление.

История Индии не знает в отличие от Китая ни крестьянских восстаний, ни народных движений. Признание закона кармы диктовало людям смирение с их положением в обществе, а все надежды возлагались на будущую жизнь. Не имея возможности ничего изменить в своей судьбе при жизни, индиец обращался к духовной практике. Именно в религиозных, мифологических, философских системах можно было обрести возможность самореализации, практически закрытую в реальной жизни.

Кастовые основы социальной структуры индийского общества разрушал буддизм, ставший распространенным учением в Индии с начала второй половины I тыс. до н. э.. Ашока сделал буддизм государственной религией. При нем держава Маурьев достигла своего расцвета, превратившись в империю. В стране была развита система государственной администрации. Указы Ашоки (надписи, высеченные на камне) сообщают о благочестии государя и содержат наставления подданным. В своих надписях Ашока призывал население почитать проповедников-буддистов, да и сами надписи были, по сути дела, проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Возможно, что их первоначальный текст составлял сам Ашока.

Ашока, как и его предшественники из династии Маурьев, покровительствовал буддизму и рассылал специальные миссии, проповедовавшие учение Будды в других странах. При нем стали строиться буддистские монастыри. Династия Маурьев пыталась ограничить привилегии аристократии, увеличить доходы казны и сосредоточить в своих руках управление государством. Царь Ашока отказался от агрессивных войн и даже во внутреннем управлении пытался проявлять человеколюбие. Он подавал пример праведного правления, надеясь убедить соседей в достоинствах своей новой политики. Ашока объявил всех подданных своими детьми, поддерживал учение о непричинении вреда людям и животным. Политика Ашоки была политикой царя-буддиста, он пытался реализовать религиозную утопию и, конечно же, потерпел поражение. Конец его царствования был отмечен нестабильностью, а после его правления империя распалась. Миролюбивая гуманная политика Ашоки была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам. Попытка объединения Индии была предпринята вновь в IV в. н. э., когда под властью Гуптов были собраны земли Ганга и большие территории вокруг них. Однако и это централизованное государство просуществовало недолго.

На рубеже нашей эры система варн во многом изменилась. Количество брахманов росло и оказалось явно излишним для религиозных нужд. Кшатрии же, напротив, уменьшались в числе за счет смены власти и династий, войн и сражений. Система варн была изменена. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она оказалась более гибкой и имела целый ряд особенностей. Касты в отличие от варн являлись корпорациями, т. е. имели внутреннюю организацию: регламент занятий, органы управления, кассы взаимопомощи. Остался обычай заключения брака внутри касты, воспитание детей в духе ее обычаев. Главный принцип остался неизменным: сформулированное еще брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило утверждало, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться с ней всю жизнь. Особенностью Индии являлась слабость традиционной индийской государственности при сильной социальной структуре. Именно эта слабость привела к тому, что в период, соотносимый с европейским средневековьем до исламизации Индии, уже не было империй, а многочисленные автономные государства-княжества боролись между собой за власть. Верхушечная политическая борьба за власть мало отражалась на жизни рядовых индийцев, поскольку костяк социальной структуры Индии составляла именно варно-кастовая система.

Еще одна особенность индийской социальной структуры — это община. Община была замкнутым социально-экономическим образованием, который обеспечивал порядок и управление деревенской жизнью. Фернан Бродель считает, что тайной всей истории Индии была именно общинная организация деревни.

С XI в. Индия неоднократно подвергалась набегам тюркских завоевателей, а в начале XIII в. возник Делийский султанат и начался активный процесс исламизации Индии. Господствующее политическое положение мусульман оказало влияние на культурное развитие страны. Значительная часть индийского населения приобщилась к мусульманской вере, а в культуре и искусстве наступил так называемый индо-исламский период.

Основанная на исламе политическая структура была сильнее и жизнеспособнее, чем существовавшие до нее объединения. Индуизм был далек от непосредственного политического управления, а в мусульманстве религия и политика были тесно взаимосвязаны. Однако исламизация значительной части городского населения не изменила привычных форм социальной жизни индийского народа с кастовым делением как важнейшим ее принципом. Города мусульманской Индии успешно развивались, благодаря расширению связей с миром ислама расцветала торговля. Делийский султанат просуществовал три с лишним века. Но индуистская основа и исламское управление делали султанат в Индии не столь прочным, как в странах с мусульманским населением.

В 1526 г. почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов. Покорителем Индии стал Бабур, вошедший в историю не только как великий завоеватель, но и как просвещенный правитель и поэт, автор «Бабур-наме». В период правления Моголов тенденция взаимопроникновения двух культур — индуистской и мусульманской — усилилась, но отчужденность и даже враждебность между мусульманами и индусами была непреодолима. Ислам нетерпимо относился к идолопоклонству, в качестве которого рассматривал индуизм. Для индусов был неприемлем монотеизм мусульманства и принцип равенства всех людей перед аллахом.

Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII—XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев, но на протяжении именно XIX в. наблюдалось экономическое отставание Индии от Запада, переживающего промышленную революцию. Индийское земледелие было высокопродуктивным благодаря возможности собирать два урожая в году и высокой продуктивности риса как культуры.

Нищета деревенских масс соседствовала с престижным потреблением высших слоев. Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники, представлявшие собой обильную и низкооплачиваемую рабочую силу. Мастерство индийских ремесленников славилось по всему миру. С древнейших времен традиции индийских ремесленников развивались в разных направлениях: были ремесленники, работавшие для царя и двора, и деревенские ремесленники, принципы работы которых чаще всего базировались на местных традициях. Творчество было полностью анонимно.

Каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Из памятников индийской литературы можно почерпнуть сведения о жизни как простых индийцев, так и представителей высших каст. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль принадлежала религии. Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, для обрядов и ритуалов. Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна была связана единым языком ритуала, общей символикой и мировосприятием. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.

Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них — «Кама сутра» — представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались лишь ее покорность и преданность. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней.

Так, например, в романе Дандина «Приключения десяти принцев» (VI—VII вв. н. э.) мать рассказывает, каким наукам и искусствам обучается ее дочь. Преподаются науки, имеющее то или иное отношение к любви, и все, что к ним относится. Основательно изучаются танцы, пение, игра на инструментах, театр, живопись, приготовление сладостей, духов и искусство составления букетов и гирлянд. Основательно изучаются также письмо и ловкость в разговоре. Науки: грамматика, логика и астрономия — изучаются поверхностно, лишь настолько, чтобы знать о чем идет речь, происходит основательное ознакомление с возможностью добывания средств к жизни, с игривой ловкостью разговоров, с искусством азартных игр (Дандин. Приключения десяти принцев, М., 1974). Описание обучения красивой и богатой куртизанки показывает, что отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре становятся особой формой культурного развития, эти отношения рассматривались религией не как греховные, а, напротив, сакральные.

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тыс. до н, э. до IV в. н. э.) складывались два индийских эпоса — «Махабхарата» и «Рамаяна».

В основе сюжета первого лежит вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, борьба которых заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат «Бхагавадгита». Царевич Рама, герой «Рамаяны», отправляется на поиск похищенной демоном Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса создавались в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями. «Махабхарата» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены фильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

Памятников изобразительного искусства периода с середины II — до середины I тыс. до н. э. почти не сохранилось. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь с III в. до н. э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддистские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Одна из них, знаменитая львиная капитель, стала национальной эмблемой современной Индии.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержание росписей пещерных храмов составляют сцены из жизни Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать золотым веком индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность, рассказы о его перерождениях занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.

Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первые века нашей эры. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театрального действа, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Танец индийцы рассматривали как зримую поэзию; зрительное воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Удивительной особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвященной классическому танцу Индии, Сунил Котхари пишет: «Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы, движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст».

Соотношение различных видов искусств в культурах неодинаково. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в культуре индийской. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить, какова роль танца и музыки в индийской культуре. Ведь ими наполнены не «мюзиклы», что было бы понятно для европейца, а обычные фильмы.

Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство. Когда смотришь индийский танец, как будто видишь ожившие изваяния. Характерная особенность танца - скульптурность поз и движений, что превращает танец в движущуюся скульптуру, а скульптуру — в застывший танец. Процесс синтеза исконно индийской и мусульманской традиций проявился как в истории танца, так и в изобразительном искусстве, в частности в создании индийской миниатюры. В середине XVI в. появилась монгольская школа миниатюры, она уделяла большое внимание историческим событиям, иллюстрируя эпосы и мемуары.

С историей индийского народа и его повседневным бытом было связано декоративно-прикладное искусство Индии. Изделия индийских ремесленников: ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды — поразительны по своему художественному мастерству, в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.

Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными богатствами ее были текстиль, хлопок, шелк. Еще в XIV—XV вв., когда мусульманские купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных портов. Через эти порты в Европу поступали экзотические индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии. Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами и вмешивались даже в политическую борьбу местных правителей. Индия в это время была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. Хотя в колонизации Индии принимали участие различные европейские государства, наиболее сильны были позиции Англии и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Англичане активно вмешивались в политические распри индийцев и правили по принципу «разделяй и властвуй». Уже к началу XIX в. практически вся Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Англии в статусе вице-короля, и Индия стала британской колонией.

Завоевание Индии англичанами привело к изменению ее традиционной структуры. Страна превратилась в сырьевой придаток Англии, разорялась и слабела год от года. Ее несметные богатства потекли на Запад. В то же время страна включилась в мировой рынок, англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию. Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом. Активное внедрение западной культуры способствовало проникновению в Индию европейского опыта, знаний, образа жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов, оно способствовало распространению европейских культурных ценностей, английский язык постепенно становился основным для образованных индийцев.

Индия разделилась на две части: в городах шел активный процесс модернизации, а деревни по-прежнему жили в соответствии с традициями. Радикальные партии не имели в Индии массовой поддержки, так как идеи ненасилия были традиционно близки индийцам. В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс и разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Возглавленное Ганди движение набирало силу, и после окончания второй мировой войны Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого развития Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации продолжался: развивалась промышленность, благодаря чему страна смогла обеспечить себя продовольствием, возникали наукоемкие отрасли, проводились социальные реформы.

Современная Индия — светское и демократическое государство, она успешно идет по пути технической цивилизации. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существует два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущее привычный для их предков образ жизни. Обе части населения остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране.

Самой большой проблемой современной Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. По прогнозам социологов, именно Индия будет самой многонаселенной страной в XXI в. Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Индия слишком большая страна, чтобы определить ее развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному, так же как и ее будущее.

 

 


[1] Васильев Л. С. История Востока. М. 1994.

[2] «Веда» означает знание.

[3] По-санскритски это слово означает цвет.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МЕДИЦИНА | ПЕРВЫЕ ДВА ГОРОДА НАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ИНДИИ – ВРИНДАВАН И ДЖАЙПУР.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты