Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 17. Путешествие в Африку




В Африке моя жена Джессика сразу же организовала дородовые занятия длябудущих матерей. Занятия проводились один раз в две недели для всех желающих.Обычно в каждом классе было по десять человек, не больше. Женщины начиналипосещать занятия на восемнадцатой неделе беременности. Любопытно было увидетьразницу между занятиями, которые проводила моя жена, и теми, которые до этогопроводил я сам. Я не хочу умалить способностей мужчин, и все же, по-моему,женщин в данном случае должны учить женщины, так как они лучше разбираются взагадках женской психологии. На этих занятиях беременных учили многим вещам, включая даже то, какзаботиться о ребенке после его рождения. Занятия очень быстро обнаружилипохожесть во многом всех женщин, несмотря на различия в общественномположении. Женщины обычно быстро становились подругами. У них был общийинтерес: узнать о родах как можно больше, чтобы впоследствии применить своизнания. Однажды я появился на этих занятиях, чтобы подсмотреть, до какойстепени они научились расслабляться, велико ли у них остаточное напряжение. Вкомнате было темно и тихо. Я вошел, стараясь не шуметь, инструкторпоприветствовал меня негромким голосом. Я прошелся меж женщин. Некоторые изних лежали на левом боку, некоторые на правом. В течение десяти-пятнадцатиминут они оставались в расслабленном состоянии. Я сел на стул и внимательноприсмотрелся к каждой из женщин. И хотя у некоторых из них были налицодоказательства неполного расслабления, все же я был поражен тем, что женщиныза такой короткий срок (это было по счету только четвертое занятие) уже моглидостигать такого кажущегося сонливого состояния, хотя на самом деле не спали.Я подумал, что если бы сейчас в комнату вошел кто-нибудь посторонний, то оннаверняка подумал бы, что женщины находятся под гипнозом. Я недолго поговорилс инструктором и покинул комнату. Позднее я узнал, что только две пациенткизаметили мое появление. В результате такой подготовки женщин практика дородовых занятий, начатая вмаленьком госпитале в Южной Африке, теперь продолжается во многих роддомахмира. Правда, она еще не стала такой обширной, как мне хотелось бы, но ядумаю, что все впереди. Я работал в Йоханнесбурге почти четыре года. В этом космополитическомобществе я окружал заботой пациенток всех слоев общества. Я присутствовал прирождении шестисот детей почти всех наций, существующих в мире. Здесь былиангличанки, американки, бельгийки, чешки, француженки, латышки, норвежки,итальянки, испанки, еврейки, русские, полячки, болгарки. Я обратил вниманиена национальность, потому что бросались в глаза физиологические ипсихологические особенности каждой нации. Разительно отличались от другихженщины-беженки, женщины-узницы концентрационных лагерей. Они видели ужаскровопролития, становились свидетелями чужих смертей. Некоторые попрощалисьсо своими родителями и другими родственниками, которые были депортированы вдалекие страны или, хуже того, были сожжены в газовых камерах. Там были женщины старой бурской закалки - физически сильные, умственноневозмутимые, встречающие роды без страха и сомнений. Это были женщины изсемей времен "золотой лихорадки", чьи дедушки и бабушки освоили обширныепастбища. Эти женщины попросили дать им мою книгу, чтобы перевести наафрикаанс. В самом деле, это была посланная Богом возможность наблюдать за... хотите -называйте это естественными родами, хотите - физиологическими, ничего отэтого не меняется. А вот женщины - все разные. Они отличаются друг от другане только строением тела, но, что более важно учитывать, психологией. Япосещал женщин с неврозами, истерией, охваченных тревогой, с подлиннымстрахом смерти, с психологическими конфликтами различного уровня иинтенсивности. В некоторых происходил внутренний конфликт, появлялась некаяраздвоенность: борьба "за" и "против" ребенка, мужа, замужества, дома, жизниобщества, сексуальных отношений. Все они приходили к нам на дородовыезанятия, чтобы раскрыть в себе лучшее, проявить все свои способности, и вэтом им помогала моя жена. Все женщины, по крайней мере, 96-97%, за исключением тех немногих, кому из-заболезней и диспропорций требовалось некоторое оперативное вмешательство, посвоей собственной воле отказывались от обезболивания, предпочитая быть вясном сознании, чтобы ощущать рождение ребенка. Чуть позже появилась возможность снять цветной звуковой фильм нашестнадцатимиллиметровую пленку о трех естественных родах. Долго мы выбираликакой-нибудь идеальный вариант прохождения родов, но все закончилось тем, чтооператор заснял просто роды,, следующие друг за другом. Но я все еще не осуществил свою мечту: исследовать традиции родов у женщин,живущих ближе всего к природе, дальше всего от преимуществ и недостатковсовременной науки. В течение нескольких месяцев мы обсуждали с женойвозможности осуществления этого проекта. В джунглях и горах, в болотистойместности и засыпанных песком равнинах все еще сохранялись селения племенафриканцев, где очень редко появлялся белый человек. Мы решили отправитьсяименно туда, чтобы самим понаблюдать обычаи этих племен. В течение сорока лет у меня были подозрения, что мои коллеги-медики неверноистолковывают законы природы. Я чувствовал, что они используют современныенаучные методы с такой охотой не только потому, что хотят избавить женщин отболи при родах, но и для того, чтобы спрятать свою неспособность понятьистинные причины ее возникновения. Я был убежден, что Создатель сбожественной гениальностью сотворил женщин идеально приспособленными дляродов. Дальнейшие наблюдения были нужны, чтобы поддержать эту веру. Но ужесказывались мои годы. Я с трудом работал по ночам, меня одолевала усталость,которой я не знал раньше. Мне вдруг в голову пришла мысль о том, что многиемои сверстники уже давно отказались от практической деятельности и вышли напенсию. Но, несмотря на это, план был составлен, мы продали дом и приобрелипередвижной на колесах. Мы собирались посетить не одно-два племени, а повозможности, как можно больше - сотню-две. Мы хотели наблюдать естественныероды и опровергнуть бытовавшее повсеместно мнение об ужасах рождения детейсреди людей, не подвергнувшихся влиянию Запада, о невероятных страданияхженщин и о высоком уровне смертей младенцев. В глубине души мы не верили этимслухам, нас могли убедить только факты. Во время нашего путешествия по Африке мы встречались с врачами, священникамии другими людьми, увлеченно принявшими участие в нашем проекте, они старалисьпомочь нам, прибегая к своему опыту жизни среди племен. Они приводили в мойгоспиталь африканцев из разных племен, чтобы пополнить мою информацию об ихжизни и переводили для меня их слова с африканского на английский. Все, что ясмог узнать, лишь подтвердило то, что роды в африканских племенах заслужилидурную славу только из-за относительно небольшого числа сложных случаев,виденных медиками, которые при естественных родах и не присутствовали. Позжея убедился в том, что если возникают случаи сложных родов в племенах, то онистановятся действительно более сложными, чем у европейцев, потому что туземцыочень долго не посылают за врачом, надеясь, что все само собой разрешится. Один из первых моих визитов был в Миссию Моффатт, в которой ответственныммедиком был доктор Мансон из Шотландии. Как и многие из миссионеров, он был,несомненно, хорошим врачом. Что удивительно, он когда-то присутствовал налекциях, которые я читал в Шотландии, стараясь привлечь внимание студентов кфизиологическому подходу к родам. Я его, конечно, не помнил. Доктор Мансонрассказал мне много интересного о родах женщин из племени, так как сам былувлеченным акушером. Я понял, что мне еще предстоит узнать многое. От миссии Моффатт мы повернули резко на север и навестили канадского доктораДжека Хея в Адвентистской миссии. Когда я назвал ему свое имя, он воскликнул:"Как тесен мир! У нас с женой трое детей, и она перед рождением каждого изних штудировала вашу книгу. При родах у нее не возникало никаких сложностей.Она с таким энтузиазмом отзывалась о естественных родах, что дажеорганизовала классы дородовой подготовки для африканских женщин. Через годчисло посещающих ее занятия выросло до пятисот женщин. Представьте, пожилыеженщины даже настаивали на том, чтобы девушки приходили к нам учиться". Африканцы охотно рассказали мне о характере жителей племен, о их быте,религиях, еде и напитках, победах и поражениях, засухах, наводнениях, пожарахи болезнях. Они, кстати, всегда удивлялись, когда белые люди интересовалисьих жизнью, в особенности тем, что касалось воспроизводства, свадебныхобычаев, юности женщин, родов. Женщины-африканки рожали детей, чтобыприумножить силу мужчин племени. Чтобы получить нужную информацию, мне необходимо было предварительноразговаривать с пожилыми женщинами-акушерками - женщинами, которые прожили ватмосфере, в которой не принято было обсуждать подобные вопросы с мужчинами."Почему вы хотите знать?" - спрашивали они меня, и я отвечал: "Разве вам неинтересна узнать, как рожают белые женщины?" В конце концов, барьер былсломлен, и состоялась продолжительная доверительная беседа. Я видел, что этистарые акушерки были горды тем, что они смогли ответить на многие моивопросы, во многом просветить меня. Оказалось, что мы, жившие на расстояниитысячи миль друг от друга, на многое смотрим одинаково, несмотря на различияв языке, образовании. Но даже если они не сказали всей правды, то это было сделано только подоброте душевной. Добрая старая Бвалья Калунда отвечала мне на своемсобственном языке, прибегая к помощи переводчицы, хотя сама хорошо говорилана английском. Я спросил у нее: "Сколько у вас детей?" Дама из протестантскоймиссии перевела мне: "Двенадцать". "Скажите, вы легко рожали?" Старая женщина ответила спокойно и по-английски:"О, нет - за свои грехи я вынесла немыслимые пытки". Неожиданно она игривоподмигнула мне. Я понял, что крылось за всем этим. "Бвалья Катунда, вамнравится рожать детей?" - спросил я ее. Она улыбнулась и ответила снова наафриканском: "Мне очень нравилось это и не хотелось останавливаться".Переводчица строго посмотрела на меня и нашла нужным заметить, что БвальяКатунда - очень ревностная христианка. "Ну конечно, конечно, - отозвался я. -Она достопочтимая старая женщина!" Мы разговаривали не только с ней, хотя,хочу сказать, что с юными женщинами разговаривать было очень трудно: мешалаих застенчивость и гордость - чувства интернациональные для молоденькихдевушек. Их же учили, как стать привлекательными для мужчин, как вести себянаилучшим образом перед незнакомыми людьми. Но когда мы говорили с пожилыми женщинами - с теми, кто прошел огонь и воду,видел жизнь и заботился о других, я находил, что они не только милы ивежливы, но что это чрезвычайно спокойные, добрые женщины, отличноразбирающиеся в жизни. Они говорили о материнстве не только как о своейпроблеме, чувствовалось, что они не безразличны к судьбам девушек, о которыхзаботились. Они начали рассказывать мне обо всем сами, без всякого моегопобуждения. Слушая, я понимал, что белые люди могут многому научиться утемнокожих африканцев, заслуживающих самого большого уважения. Я знаю, многие из европейцев воспринимают африканцев, как каких-тонедочеловеков. Но это же совершенно неверно! Правила их законов и обычаевдиктуют им сохранять собственное достоинство при любых обстоятельствах.Женщины у них очень женственны, и вообще, как мне кажется, не стоит делитьженщин на европейских, азиатских, африканских и так далее. Да, все женщиныразные, но это не зависит от их национальности. Африканские женщины стремятсябыть привлекательными, ухаживают за собой, любят украшать себя, особенноволосы. Для каждого племени существует свой особенный стиль одежды иукрашений. Чернокожие африканки - люди удивительного характера. Как только я увиделафриканских женщин, меня сразу же поразила их красота (я имею в виду красотудушевную), да и впоследствии я не изменил своего мнения. Совсемнеобязательно, чтобы они были похожи на нас. На улицах Лондона ли, Нью-ЙоркаЛи, везде им присуща индивидуальность - они личности, и личностиудивительные! Когда мы сталкивались с группами африканцев, сидящими на краюлеса, мы всегда отлично общались с ними: много шутили, смеялись, пели песни,и все это несмотря на то, что говорили на разных языках. Мы отлично понималидруг друга. Да, и в Англии, и во Франции люди неплохо общаются друг с другом,но там у людей уже давно потеряна способность получать удовольствие отпростого обмена искренними улыбками, от рукопожатия, от спетых хором песен.Ничто так не располагает африканскую женщину к другому человеку, как открытаяулыбка. Среди большинства племен, в которых мы побывали, молодые женщины были подопекой пожилых, причем не обязательно родственниц. Если не было каких-либосерьезных осложнений, то африканские женщины, как правило, не посещалибольниц во время беременности, да и рожали дома. Правда, те, кто жил не вдеревнях, а в городах, уже частично "урбанизировались" и начали рожать вроддомах. При этом, как рассказывали, при родах они испытывали лишь небольшойдискомфорт, но шуму от них было значительно больше, чем тогда, когда онирожали дома. Способы появления ребенка на свет был одинаковым: мать садиласьна корточки и наклонялась вперед. При наступлении второго периода родовроженицу обычно кто-нибудь поддерживал, в то время как акушерка располагаласьпрямо перед ней. Роды в деревне проходят в тишине. Рожающая обычно испытываетлишь небольшой дискомфорт, хотя поработать ей, конечно же, приходится. Деревенскую женщину при родах никогда не оставляют одну. Более того, передродами ее подробно инструктируют пожилые акушерки, которым она полностьюдоверяет. Однако если встречаются какие-нибудь осложнения, то акушерки непомогают, так как по африканским законам запрещается всякое медицинскоевмешательство при родах. Да, у африканских женщин возникают сложности природах, но это никогда не является следствием неправильного медицинскоговмешательства, непонимания естественного механизма физиологических процессов.Врач миссии сообщил мне, что среди поступивших в роддом африканок у 18% родыбыли осложненными. Я ему охотно верю, однако сам не нашел подтверждениятакого большого процента осложнений в деревнях. Один из британскихмиссионеров рассказал мне случай, произошедший, когда он вез на своей лодкеафриканца и его жену. Ему пришлось внезапно остановиться, потому что уженщины начались роды. Она зашла в кусты, муж ждал поблизости. Спустякороткое время женщина вышла с ребенком, и путешествие продолжилось. Нас поразило глубокое уважение, которое каждое племя испытывает к последу,поразило обращение с ним. Они не вмешиваются в работу природы и не отделяют,раньше времени ребенка от этого чудесного образования, в котором он рос,которое дало ему душу. Пуповина не перерезается, пока не отделяется послед.Во многих племенах никому не разрешается трогать плаценту. Она уноситсяпомощником женщины и захоранивается. Существует множество суеверий,касающихся плаценты, поэтому захоронение ее - очень важный ритуал. Кроме анатомических диспропорций или неправильного предлежания плода,осложнения при родах возникают из-за неправильных рекомендаций пожилыхакушерок, которые часто настаивают на том, чтобы роженицы тужились как можносильнее, с самых начальных стадий родов. При этом может произойти выпадениематки. Чрезмерное давление прежде, чем полностью раскрывается шейка, способновызвать опухание выходного отверстия родового канала, что препятствуетуспешному продвижению ребенка. Я наблюдал возникновение множества свищей извлагалища в мочевой пузырь или прямую кишку, разрывы маток, шоковыесостояния. Когда роды затягиваются, африканскую женщину могут обвинить всупружеской измене, т.е. к мукам физическим прибавляются и душевныестрадания. Таковы главные сложности, возникающие у африканок при родах, ихотя таких случаев не так уж и много по сравнению с нормальными, я думаю, чтодля их предотвращения африканцам стоит поучиться у нас. Африканцы - умные люди, но нужно не забывать, что они имеют иную культуру,отличную от нашей. Они ведут образ жизни людей, которые живут среди природы,черпают в ней свои силы, с ее помощью выживают. Путешествуя по Африке, мы судивлением обнаружили, что простой биологический закон жизни до сих поростается неизменным - со времен создания первого человека. Его можно выразитьодним только словом - выживание. Когда мы путешествовали по незнакомым местам и встречались с незнакомымилюдьми, мы, как никогда четко осознавали власть этого фундаментальногопринципа жизни. Мы видели это везде: в жизни людей, животных, насекомых,деревьев в лесу, рыб в реках. Человек, стоящий на ступеньку выше остальныхживотных, не только участвует в этой безжалостной войне, но и еще способенпонять, кто и что управляет его судьбой. Однажды мы набрели на древний опустевший храм. На меня он произвелнеизгладимое впечатление. Когда проживешь на свете шестьдесят лет, невольноначинаешь отыскивать в веках прошедших ассоциации собственного мироощущения имыслей, и когда находишь - это по-настоящему волнует тебя. Я думаю, чтоархеологи не могут ощущать бренности вашего существования, не могут презретьтщетную и суетливую погоню за успехом, потом что постоянно соприкасаются свечным. Мы должны быть благодарны природе за то, что она дает нам, но как редко мыэто делаем! После путешествия по Африке я неустанно повторял, что мы можем очень многоеперенять у африканцев. Это принесет нам огромную пользу. Хотя, конечно, тамприсутствует и то, что лучше оставить вымирать в джунглях. Африканцы -практичные, гордые люди, обладающие духовной памятью. Они гордятся своейфизической силой, вместе с тем они удивительно жизнерадостны и остроумны, чтопомогает им выживать в трудных условиях. Недавно я прочел в одном медицинском журнале: "Когда при какой-либо болезнинаука сказала уже свое последнее слово, но пациенту не стало после этоголучше, мы все равно не имеем права говорить, что случай безнадежный. Мыдолжны обратиться к высшему, к духовному..." Из этих слов я делаю вывод, чтои наша цивилизация вновь дела попытки переосмысления жизни и обращения кдуховным силам Вселенной. Африканцы же никогда не отказывались от этого. Когда бы то и где бы то ни было: под палящим солнцем безоблачного неба, всырой темноте джунглей, когда ветер клонит верхушки деревьев, в спокойнуютропическую ночь, прислушавшись, мы можем различить эхо голосов, звучащих вгармонии с миром джунглей: "Я альфа и омега, я конец и начало, я первый ипоследний...". Почему же мы думаем больше о своих телах, а не о состоянии нашего духа,который на самом деле играет большую роль при выживании и в нашемсовременном, цивилизованном мире? К сожалению, вскоре этот изумительныйоазис, называемой Африкой, растворится в потоке проникающих туда белых людей.Мне кажется, это произойдет не позднее начала 60-х годов, т.е. лет черездесять. Разрушающая рука Запада возьмет из Африки все, что ей толькопонадобится, а взамен даст подачку, сродни той, что подают беднякам со столабогача. Но, может быть, не следует смотреть так далеко вперед. Ведь это никогда недоставляло радости. Стремитесь в Африку сейчас, но не за тем, чтобы естьбананы, убивать зверей или искать сокровища. Идите в поисках своейсобственной души. Подышите африканским воздухом, прислушайтесь, всмотритесь ипостарайтесь понять законы джунглей, законы жизни - Божьи законы.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты