Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Делается эта техника НЛП-ребесинга так.




1. Используя пространство, находящееся вне вашей обобщенной Линии Жизни, пройдите в самое ее начало и встаньте на эту линию в точке, немного отстоящей от момента вашего рождения.

Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Как только вы появитесь насеет, обратите все ваши чувства к новорожденному младенцу, возьмите его на руки, заключите в объятия и просто приласкайте, одновременно нежно глядя себе только что рожденному в глаза. Когда вы заметите, что ваше новорожденное «я» возвращает вам этот взгляд или просто видит вас; обратитесь к этому своему Внутреннему Ребенку и скажите, что вы любите и понимаете его, и что поможете ему вырасти и стать взрослым. Убедите ваше Дитя, что он(о) пришло в безопасный мир, в котором вы обеспечите ему необходимую защиту и помощь. Заверьте вашего Внутреннего ребенка, что он никогда не будет чувствовать себя одиноким или обиженным, что он может становиться кем захочет и быть каким захочет; что ему не понадобится больше бороться за победу и терпеть по- ражения, потому что вы, его взрослое сознание, помо-жете своему Дитя пройти через любые испытания. Объясните вашему Внутреннему ребенку, что ему не понадобится чувство одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что он/вы . будет расти в атмосфере любви и безопасности. Убедите свое Дитя, что ему не нужно будет прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внимание (которые закрепляются в виде невротических и психо- соматических симптомов), потому что вы будете слушать и слышать его. И слушаться везде, где это действительно надо.

3. Взяв свое Дитя мысленно за руку, проведите его по своей жизни (из прошлого в настоящее). Оберегая своего Внутреннего Ребенка от всех бывших в ней на-пастей. И снабжая сове Дитя любыми необходимыми, но не обнаружившимися там и тогда ресурсами, которые, однако, есть у вас здесь и теперь то есть в полном смысле этого слова став родителем самому себе.

Слияние конфликтующих идентичностей. Ну а нынче настало время проработать оставшиеся в вашем прошлом проблемы. Именно оставшиеся, ибо ресурси-рование прошлого и НЛП-ребесинг уже почистили ваше прошлое. Ну а с тем, что все еще присутствует (и мешает) в вашем прошлом «там и тогда», мы сейчас разберемся.

Начнем с такой крайне важной, хотя и слегка экзотической вещи, как психотехнология слияния конфликтующих идеитичностей. Лучше всего ее как бы увидеть, и поэтому задам базовый фрейм (рамку) этого процесса. Воссоздайте на полу или просто на земле вашу Обобщенную Линию Жизни. Встаньте сбоку ее сразу за настоящим (по направлению к будущему) и представьте себя, получившего и обретшего желаемый результат (какой-то аспект совершенства). Положите маркер на том месте ОЛЖ, где вам все это представилось, после чего «наглядности ради» можете даже мысленно пощупать этого себя, безусловно, любимого. Теперь ассоциируйтесь с этим собой (т. е. попросту встаньте на соответствующее место Обобщенной Линии Жизни) и почувствуйте, каково это быть таким — совершенным. Продолжая стоять на месте обретения идеала, подумайте о том, как, благодаря этому вот совершенству, довольно скоро изменится вся ваша жизнь — разумеется, в положительную сторону. Положите маркер на ту точку ОЛЖ, которая, по вашему мнению, соответствует моменту вхождения всего этого в вашу жизнь, после чего встаньте на эту точку и зримо и воочию помечтайте об этой самой новой — прекрасной, ибо базирующейся на совершенстве — жизни.

Сойдите с Обобщенной Линии Жизни, вернитесь в настоящее и представьте, что вы уже идете в это самое ваше прекрасное будущее, как бы даже освоенное вами (ведь вы же в нем хоть как-то побывали?). А теперь внимание: скажите, а не ощущаете ли вы, пребывая в вашем настоящем, некоего торможения за вашей спиной: как бы какого-то сопротивления, мешающего вам продвигаться в это самое будущее. Если да (а почти всего — да)» то сейчас вы можете приступить к редактированию своей личной истории. Как минимум, тремя возможными вариантами, первый из которых мы сейчас и рассмотрим. Заключается он в том, что мы прямо сейчас представим, что за вашей неуверенностью в будущем стоит какая-то более юная часть вашей же личности, по тем или иным причинам решившая, что и ей, и, соответственно, вам, не стоит в это самое будущее идти. Пожалуйста, сойдите с Обобщенной Линии Жизни, станьте сбоку нее примерно посередине между моментом рождения и настоящим, после чего определите, куда именно вам хочется поместить ваш маркер — в место, где, по вашему смутному внутреннему чувству, родилась и существует эта самая юная часть. Определившись с местом ее нахождения, войдите в свой результат (а точнее — в новую часть самого себя) и с позиции этой части (стоя лицом к будущему) спросите: как эта новая часть относится к той юной, но тоже части, которая ее тормозит? Она ее любит (скорее всего, нет)? Презирает (возможно, да)? А определившись с этим самым чувством (как правило — неприятия), повернитесь лицом к дан- ной юной части и опять-таки спросите самого себя: а каково теперь ваше/новой части отношение к ней. Ско- рее всего, новая часть почувствует жалость к этому не- счастному и, в общем-то, забитому существу.

Опять-таки сойдите с ОЛЖ и, проходя вне ее, вой-дате в юную часть, повернувшись лицом к будущему. А что эта часть думает по поводу будущей части? Она ей нравится? Не очень? Часть (юная) считает эту вашу но- вую идентичность выскочкой? Что ж, ежели части ни-как не демонстрируют привязанности и миролюбия в отношении друг друга, снова сойдите с Обобщенной Ли- нии Жизни и задайте вопрос новой части: чего ты хочешь? Скорее всего, ответ у вас не вызовет особого за- труднения, так как вы его уже хорошо знаете: совершенства в некоей области. Тогда, не останавливаясь, задавайте вопрос вновь и вновь: а чего ты хочешь, доби- ваясь этого совершенства? Что придет и войдет в мою жизнь, если данное совершенство в ней появится? По- лучив в результате высокообобщенный ответ (я обычно «привязываясь» к счастью и удовлетворению), задайте . эти же вопросы юной части. Ведь все, чего вам нужно добиться на этом этапе, так это чтобы части обнаружили, что в плане этаких, как мы их называем, мета-целей, между ними нет никаких существенных расхождений! Например, будущая часть утверждает, что ежели вы обретете уверенность в себе, то тогда вы станете бо- лее эффективным; став эффективным, вы быстрее будете добиваться любых результатов, а (наконец) добившись этих результатов, вы станете более счастливым. В то же время юная часть утверждает, что будучи неуверенным в себе (делать эту самую неуверенность — ее основная функция), вы будете проявлять осторожность в сложных ситуациях, а проявляя эту осторожность, не вляпаетесь в сомнительную ситуацию, благодаря чему станете более счастливым. Ну что, поняли наконец? Да, мы сознательно подводим наши бессознательные части к мысли о том, что, в плане мета-целей, они стремятся к одному и тому же, хотя, возможно, и по-разному. И теперь, открыв этот единый мета-результат, вы можете опять войти и в будущую, и в «прошлую» часть, и задать им — разумеется, по очереди — все тот же вопрос относительно их отношений друг к другу. И если отношения эти изменились к лучшему, предложить частям сделать следующий шаг: оценить и определить ресурсы друг друга.

Сделать это довольно-таки несложно. Из той самой мета (вне линии) — позиции посмотрите на каждую из идентичностей и ответьте на вопрос, какими-такими специфическими ресурсами — отличающими их друг от друга — они обладают. Какими ресурсами обладает новая идентичность, каких нет у юной идентичности? Предположим (только предположим), что вы видите в ней уверенность, активность и целеустремленность. А какими-такими ресурсами владеет юная идентичность, которых нет у новой идентичности? Опять-таки предположим, что осмотрительностью, осторожностью и даже мудростью (как правило, одна идентичность всегда обладает тем, чего не хватает у другой). Что ж, войдите в новую идентичность (ассоциируйтесь с ней) и задайте этой части себя вопрос: насколько лучше, чище и экологичней могла бы она проявлять уверенность, активность и целеустремленность, если бы все это базировалось на прочном фундаменте осмотрительности, осторожности и мудрости? Получив ответ из серии «намного» или «существенно», покиньте эту новую идентичность, вне линии пройдите к юной идентичности, войдите в нее и спросите, насколько ей было бы легче демонстрировать осмотрительность, осторожность и мудрость, если бы все эти прекрасные качества подкреплялись бы уверенностью, активностью и целеустремленностью? Получив утвердительный ответ, сойдите с Обобщенной Линии Жизни и приступайте к интеграции идентичностей. Для этого войдите в новую часть и как можно глубже проникнитесь ощущениями уверенности, активности и целеустремленности, ей присущими. Испытайте их настолько полно и совершенно, насколько это возможно (и заякорите, если надо). А после, захватив с собой все эти ощущения, вне ОЛЖ, медленно пройдите в прошлое, встаньте на линию прямо за юной идентичностью (т. е. как бы даже и до того момента, когда она создалась) и, мысленно прикоснувшись к этой идентичности (положа руки на ее плечи или даже просто обняв), передайте ей ресурсы уверенности, активности и целеустремленно- сти — любым способом, например, представляя, что вы, как Ангел-Хранитель, пропитываете все тело юной идентичности этими ресурсами. Ощутив, что процесс передачи завершен, войдите в эту идентичность и ощу-гите, каково ей теперь там: с новыми ресурсами и ощу- щением Ангела-Хранителя за спиной? Что лучше или просто хорошо, я даже не сомневаюсь, и потому предла- гаю сразу перейти к завершающей фазе интеграции. В коей вы сначала преисполнитесь ресурсами юной идеи- тичности, а после, захватите их с собой, дабы передать все это новой идентичности (разумеется, двигаясь вне Обобщенной Линии Жизни по направлению к этой идентичности, чтобы потом войти в нее, растворив или разместив там осмотрительность, осторожность и мудрость),

А теперь действительно последнее. Вернитесь в мета-позицию, мысленно возьмите обе идентичности за руки и как бы соедините их, одновременно сводя руки вместе. Когда процесс слияния будет завершен, войдите на ОЛЖ в точке настоящего и идите (чисто физически) к своему будущему — новой идентичности. Скорее всего, теперь вас уже ничто не будет останавливать, а новая идентичность, когда вы в нее войдете, станет ощущаться как нечто естественное: свое, родное и близкое...

Теперь дам небольшое теоретические — точнее, метафорические — объяснения того, чем мы только что занимались. Наверное, из школьных уроков по биологии вы помните, что любое дерево нарастает так называемыми годовыми кольцами. И что кольца эти очень хорошо отражают и/или показывают то, насколько удачным был этот самый год для данного конкретного дерева. Состояние предшествующих годовых колец влияет на то, какими именно будут последующие кольца.

И несколько следующих подряд друг за другом прошлых неудачных лет способны резко замедлить будущий рост дерева или даже просто засушить его на корню. А теперь представьте, что дерево — это вы, а годовые кольца — различные, последовательно возникающие ваши идентичности. Причем упоминаемая нами юная идентичность соответствует явно подпорченному, если не вообще трухлявому «колечку», не дающему в полной мере возникнуть и встать во весь рост новой вашей идентичности — будущему годовому кольну. Правда, когда видишь это на срезе дерева, все ясно и наглядно. А вот в реальной жизни человек, представляющий из себя как бы матрешку идентичностей, часто даже не подозревает о существовании в самом себе внутреннего надлома — этакой маленькой, напуганной, съежившейся, пассивной и едва ли не самой первой «куклы», которая, однако, пропитывает собственным бессилием все остальные (последующие) идентичности-матрешки...

И еще одно — главное. Совершенствуясь, вы приступите как бы к достройке своего собственного Я. Но в этом случае все ваше прошлое является основой для того, что вы достраиваете, а детский опыт так и вообще служит фундаментом для всего строения! И если он слаб или ослаблен, если в нем есть пустоты, трещины и каверны, то все, что вы с таким пылом возводите, может в одночасье рухнуть, похоронив под обломками уже почти-почти возведенного сооружения все ваши мечты о лучшей жизни...

Скажу, пожалуй, и нечто большее. Психотехнология интеграции конфликтующих идентичностей — это реальная возможность перейти край — в той трактовке этого слова, который дал «отец» процессуально-ориентированной терапии А. Минделл (По: А. Минделл, Э. Мин-делл. «Вскачь, задом наперед»). «Край, — пишут данные авторы, — является фильтром наших восприятий. Он устанавливает границы того, что мы есть и на что мы, в собственном представлении, способны... Задайте себе вопрос, существует ли что-нибудь такое, что вам хотелось сделать, но почему-то не получается. Не торо- питесь. Подумайте, есть ли в вашей жизни что-то такое, чем бы вы могли заниматься, но толком не занимаетесь. Посмотрите, сможете ли вы это прочувствовать? Поду- майте о чем-то в своей жизни, что вы почти что способ- ны делать, могли бы делать, имеете силы делать, даже иногда делаете или делали. Постарайтесь представить себе, как вы совершаете это, хотя это может оказаться непростой задачей. Вам кажется, что сделать это будет трудно, что-то в вас противится.этому... Ну как, полу- чается это вообразить? Всем ли удалось почувствовать такого рода край? Возможно, нам поможет.следующая диаграмма. Здесь — край...»

 

'

 

Краткий алгоритм использования данной техники слияния конфликтующих идентичностейвыглядит так(по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Кос-бах — ИГИСП. С изменениями).

1. Установите на полу Обобщенную Линию Жизни, обозначив ее чем угодно.

2. Определите свое будущее «я» и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»)

Войдите в это самое будущее «я» (встав на линию жизни в соответствующее — любое понравившееся вамместо будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.

3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по ОЛЖ — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в которой, как вам покажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь е этой «юной» частью (войдите на линию в это место) и вы- ясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в ней можно обнаружить.

4. Снова перейдите в будущее «я», стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь, так, чтобы вы могли увидеть эту часть какие чувства теперь появляются у вас по отношению к ней? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?

5. Перейдите в мета-позицию и найдите намерения обеих частей (т. е. то, чего хочет каждая из них) Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и назовите (опять) ресурсы этих частей.

6. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы «юной» части так, как они видны оттуда — как такие ресурсы могут обогатить все ваше существо?

7. Поставьте якорь на свое будущее «я» (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, апосле вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите как это здорово иметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?

8. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. Закончите все это, вернувшись в настоящее..

Психотерапия личной истории.Разобравшись с конфликтующими частями (идентичностями), можно уже пойти дальше и познакомиться с обещанными мною вторым и третьим вариантом работы с «торможением», каковые вкупе можно торжественно окрестить психотерапией личной истории. Основаны они опять-таки на поиске причин, мешающих вам двигаться вперед. Однако в качестве таковых здесь будут уже выступать не юные части, но вполне конкретные психотравматиче-ские инциденты, заимпринтировавшие вас на неэколо-гические, препятствующие совершенству способы поведения и действий, состояния души и тела, а также ка-чества личности (способности). В чисто практическом плане подобная работа основывается на так называемой модели SCORE, где эта самая английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S (symptom) — симптом

С (cause) — причина

О (outcome) —результат

R (resource) —ресурс и

Е (effect) — эффект

и графически может быть представлена так РЕСУРСЫ

 

Согласно модели SCORE, в настоящее время, работая с каким-то вашим торможением, мы имеем дело с симптомом (symptom), который рассматривается не сам по себе, а как следствие какой-то имевшейся в прошлом причины (cause). Целью нашей работы выступает получение в будущем некоего желаемого состояния или результата (outcome), каковое, буде оно станет вашим достоянием, немедленно приведет к весьма позитивным эффектам (effect) — исходно или по условиям экологичным изменением в вашей же последующей жизнедеятельности (вы просто пойдете вперед). Добиваемся мы этого за счет ресурсов (resource), в каковые, как вам уже известно, в НЛП включается все, что может быть задействовано для достижения результата, но в основном физиологию, состояния, мысли, чувства, переживания наряду с конкретными психотехнологиями их предоставления. В качестве причины любого симптома в модели SCORE как раз и рассматривается некое событие, которое в силу своей психотравматичности или значимости было как бы импринтировано в психику (бессознательное) человека и в результате породило нарушение комплекса реакций в данной конкретной области поведения.

При этом то, прошлое и не переработанное происшествие, случившееся Там и Тогда, но проявляющееся Здесь и Теперь, может быть как минимум двух видов. Первый условно можно назвать психотравмой, а второй — собственно импринтом. Разница тут небольшая, но весьма существенная. В случае психотравмы вы, как правило, были главным (если не единственным) субъектом ужас как неприятного действа: сами тонули, сами обжигались, сами разбивались и т. п. В варианте же импринта вы скорее всего выступали лицом подчиненным, а главное действие совершалось некими Негативными Значимыми Другими. То есть в данном варианте критического инцидента вас бросали, вас били, вас насиловали—и т. д., и т. п. Такая вот вроде бы даже весьма незначительная разница определяет, однако, то, по какой технике вы будете работать с прошлыми происшествиями: изменения личной истории в случае индивидуальных психотравм или реимпринтирования в варианте собственно импринта. Хотя вся разница в алгоритмах этих техник заключается в том, что при изменении личной истории вы даете такие необходимые Там и Тогда (но присутствующие только Здесь и Теперь) ресурсы себе и только себе. А при реимпринтировании в первую очередь ресурсируете Негативных Значимых Других (даря им нечто разумное, доброе и вечное), и только потом— себя любимого.

Впрочем, скоро вы все это поймете, так сказать, детально и на практике.

Итак, представим, например, что вы работаете с таким пресловутым, необходимым 90% людей качеством, как уверенность в своих силах. Воссоздав Обобщенную Линию Жизни, вы вначале можете (точнее — должны) как бы даже замотивировать себя на эту самую уверенность. Для чего, вставши на ОЛЖ в точке настоящего, в полном соответствии с логикой модели SCORE, пред-ставляете, что в недалеком будущем вы получите иско- мый результат — сиречь, уверенность в своих силах. После чего, примерно определив и отмаркировав точку этого получения, встаете на нее, ассоциируетесь с буду-щей уверенностью и даже как бы купаетесь в ней. А далее представляете, что, несколько позже, этот резуль-тат— уверенность — приведет к весьма позитивному эффекту: экологичным и радостным изменениям в ва-шей жизни. Примерно определив и отмаркировав месть, где эти эффекты проявятся, вы вступаете в них и позво-ляете себе помечтать о том, как здорово изменится ваша жизнь, отношения и взаимоотношения.

Теперь вне Обобщенной Линии Жизни вернитесь в настоящее, станьте лицом к будущему и буквально спросите себя, адресовав вопрос внутрь и вглубь: ну что я тебя убедил? Могу я теперь быть уверенным или что- то все-таки еще мешает? И если вместо четкого и радостного «Да» вы, представляя будущую уверенность, внезапно ощутите какое-то неприятное физическое ощущение или чувство (не пытайтесь его классифицировать!), то можете быть уверены (каков каламбур!): есть нечто в вашем прошлом, что помешает вам обрести вожделенную уверенность в своих силах.

Что ж, тогда давайте приступим к основной фазе ра- боты (предыдущую энэлперы часто опускают, но вообще-то это можно делать только при наличии должной моти- вации — так, если человек пришел с, например, мучав-шим его много лет чувством страха темноты, его можно не особенно мотивировать на избавление от этого страха; правда, в случае наличия так называемых вторичных выгод — некой пользы от неприятности — делать это просто необходимо). Для чего, стоя в точке настоящего (лицом к будущему и спиной к прошлому), ощутите это самое неприятное и физическое полно и совершенно. А теперь, очень-очень медленно, начните пятиться назад, в прошлое (именно спиной, ибо в этом случае включается и используется периферийное зрение бессознательного, а не фовиальное — сознательного), чутко вслушиваясь в себя и оценивая интенсивность базового неприятного ощущения. Следить вам нужно за двумя вещами: неожиданными «всплесками» этого самого ощущения (что соответствует дополнительным критическим инцидентам), и, главное, за тем, когда именно оно внезапно исчезнет (что будет соответствовать моменту базового происшествия). И дополнительные критические инциденты, и базовое происшествие, вам, конечно же, следует отмар-кировать.

Теперь, то диссоциируясь от базового происшествия, то ассоциируясь с ним, попробуйте вспомнить, что же именно случилось Там и Тогда. Позвольте как бы всплыть этому воспоминанию. И не удивляйтесь, если это самое всплывшее покажется вам сущим пустяком (не случайно же кто-то сказал, что детство — это возраст, когда крупные трагедии воспринимаются как мелкие неприятности, а мелкие неприятности достигают уровня и масштаба крупных трагедий) — хотя это, наоборот, может как раз оказаться амнезированной (намеренно забытой вами) трагедией. Если «сразу и враз» вспомнить базовое происшествие не получается, попробуйте поработать через, так сказать, систему наводящих вопросов, ответы на которые вы, однако, ищете не логически, а интуитивно. На какой период вашего детства или отрочества падает это происшествие? Сколько вам тогда было лет? Данное происшествие пришлось на лето, осень, зиму или весну? Произошло оно дома, в школе, на улице или в каком-то другом месте? В какое время дня все это случилось? Подобные вопросы позволяют как бы распечатать или раскрыть запертые подвалы нашей памяти и буквально вынести на свет все то, что хранилось в темных глубинах нашей психики.

Десенсибилизация посредством движения глаз. Теперь, после того, как вы нашли базовое происшествие, его надлежит проработать. Как именно? Да как угодно — но это самое «как угодно» определяется уровнем и глубиной происшествия. Ежели оно теперь представляется не очень существенным, то вы можете просто несколько раз быстро пересмотреть все то, что происходило там и тогда, но в конце обязательно диссоциирование (т. е. видя все это как бы со стороны).

Однако один лишь перепросмотр базового происшествия (его лучше всего делать с разных позиций восприятия, например, себя, другого и «третейского судьи»; различных перспектив, например, «с птичьего полета» и с точки зрения сидящей рядом лягушки; а также с точки зрения различных реальных и вымышленных людей: отца, матери, старшего брата, Супермена, духовного учителя, мастера единоборств etc) далеко не всегда позволяет его разрешить (лучше всего он работает с дополнительными критическими инцидентами). Поэтому позволю себе познакомить вас с буквально универсальным способом разрешения любых неприятностей и пакостей. Способ, который вам уже, отчасти, знаком, и который торжественно именуется десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ).

Суть его довольно-таки проста, и заключается в том, что за счет использования этих самых движений глаз, организованным определенным образом, тот самый непе-режеванный, непроглоченный и непереваренный кусок, о котором упоминал Ф. Перлз, легко и непринужденно усваивается нашей психикой. Кстати, вы уже пользовались немного «усеченным» и упрощенным вариантом этой техники когда внедряли в себя новые убеждения. А это значит, что ее использование, скорее всего, не вызовет у вас особых затруднений...

Полная схема использования техники десенсибилизации посредством движения глаз в виде прямой инструкции выглядит следующим образом (описание ее я делаю по книге Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»).

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую вас ее часть.

Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопреде- ления — т. е. той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например

Я бессилен(на)

Я ничего не могу предпринять

Я ничтожество

Я не могу преуспеть

Я не достоин(на) успеха

3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу данной неприятности — т. е. то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например,

Я обладаю необходимыми ресурсами

Я могу многое сделать

Я человек, достойный уважения

Я вполне могу преуспеть

Я достоин(на) успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное самоопределение по семибалльной шкале, где 1 — «полностью не верю», а 7 «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1—2 баллов — так, увы, и должно пока быть.

5. Теперь, уже по десятибалльной шкале, оцените уровень своего собственного беспокойства поп поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9—10 баллов иначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3—4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП и ДПДГ.

6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость, и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше — чьейнибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца — указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для

горизонтальных движений

вертикальных движений

«крестообразных» движений

движений по кругу

«большой восьмерки»

— вертикальной (8) и

— горизонтальной (°°), а также • «диагональных» движений

Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните.

7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней и следя за рукой, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:

то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа

то, что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2—3 баллов близко в достаточному).

8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию сопровождающих руку движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 и выше).

И, наконец, после того, как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-то в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий движений глаз до тех пор; пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать...

ДПДГ — это воистину универсальный метод, с помощью которого можно работать с чем угодно неприятным: психтравмами, навязчивыми воспоминаниями, фобиями и т. п. Однако в контексте психотерапии личной истории вы ну никак не должны останавливаться на том, что в десенсибилизации посредством движения глаз является финалом. Нет, с обретенным вами новыми спокойствием и пониманием (и с новым убеждением относительно себя или ситуации) вы должны еще раз вернуться в момент, предшествующий базовому происшествию, войти в него, убедиться в том, что вам теперь Там и Тогда хорошо и покойно, после чего медленно пройти из прошлого в настоящее, как бы наделяя этими самыми спокойствием, а еще новыми пониманием и убеждениями весь последующий период вашей жизни. А придя в настоящее, проверьте, присутствует ли в нем при, например, мысли о все той же уверенности, прежнее неприятное ощущение. И если нет, просто завершайте работу. Если же он все-таки проявляется, еще раз проверьте базовое происшествие, и ежели там все «чисто», аналогичным образом проработайте каждый из дополнительных критических инцидентов. Алгоритм данного варианта техники проработки импринтирующих происшествийвыглядит так (По: Ф. Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга»).

1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.

2. Точно опишите ощущение: где оно находится и какие у него особенности восприятия (визуальные, ау-диальные и кинестетические).

3. Почувствуйте ощущение прямо сейчас.

4. Попросите свое бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.

5. Если нужно, соберите происшествие из разроз-ненных «осколков» восприятий.

6. Легко и отстранено переживите (пройдите) про- исшествие от начала до конца.

7. Сделайте это еще раз, если появляется новый материал.

8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите на нем кадр, исследуйте, что происходит, удержите ощущение и найдите более существенное происшествие. Начните работать с появившимся происшествием.

9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто вторичные эффекты), то продолжайте работать с ним. .

10. Спросите себя, какие еще точки зрения есть в этом происшествии.

11. Рассмотрите и осуществите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причиняющих, а не только точек зрения следствия.

12. Подумайте о решениях, принятых в этом происшествии.

13. Обдумайте какие уроки можно извлечь из этого происшествия (нужно найти какой-то положительный урок).

15. 14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное «учебное» переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нем. Найдите в себе эти ресурсы и переживите происшествие так, будто в нем они у вас были. Пусть происшествие произойдет по-другому, более положительно. Вообразите, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошел или осуществился именно положительный исход: как бы вы развивались по-другому, каким бы вы были сегодня, как изменилось бы ваше будущее. Вернитесь в настоящее время, если вы еще не в

16. Заземлитесь в настоящем, чтобы ваше внимание было обращено наружу и вы хорошо осознавали происходящее.

17. Проверьте, как теперь он чувствует исходную область ощущения.

18. Если ощущение изменилось, но все еще неприятно, проследите это новое ощущение до центрального происшествия и проясните его.

19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или не преобразуется во что-то более полезное.

20. Закончив, обратите внимание на внешний мир, заземлите себя и оцените теперь свое будущее.

Ресурсирование психотравматическогоопыта. Однако то, что я вам рассказал, отнюдь не относится к «классике жанра» психотерапии личной истории. Ибо она (эта самая классика), более всего (и прежде всего) заключается в ресурсировании психотравматического опыта, начиная с базового происшествия. Здесь давайте-ка вернемся к выявленному атому самому происшествию и для начала определимся: вы были там главным действующим лицом (или просто одни) или. «статистом» и жертвой действий или бездействия других? Если обнаруживается первый вариант (например, в базовом происшествии вы целиком и полностью самостоятельно залезли на дерево, а потом поняли, что не можете слезть, и испытали совершенно жуткий букет эмоций, закрепившийся в виде того самого «путеводного» неприятного физического ощущения), то работать мы сейчас будем по технике изменения личной истории. И все, что вам нужно Здесь и Сейчас, глядя на судорожно цепляющегося Там и Тогда за ветки малыша, так это решить, какого именно ресурса — качества личности, свойства психики, эмоционального состояния или просто изменения обстановки — ему не хватило, чтобы все для него окончилось благополучно (только, ради бога, не тащите в контексте изменения ситуации воображаемую лестницу, ибо это не поможет: вы/он Там и Тогда уже не уверен, так что данный тип помощи как бы уже запоздал). Спокойствия? Смелости? Спортивной злости? Ощущения могущества? Выберите-ка что-нибудь одно, Здесь и Теперь вспомните, где и когда у вас было это со-стояние, ассоциируйтесь с собой в том самом где и когда, ощутите данное состояние полно и совершенно, после чего любым образом перешлите или передайте этот ресурс ма-лышу на дереве — например, в виде луча света и энергии (цвет и консистенцию вам подскажет ваше бессознатель-ное). А теперь оцените результат: как теперь чувствуете себя вы/он Там и Тогда? Что, уже спокойнее? Мало! То, чего вы должны, добиться в результате — так это чтобы малыш, цепляющийся за ветви, обрел полное спокойствие и уверенность в себе и сознательно, а не в горячечном беспамятстве, так же спокойно и уверенно спустился с дерева. Так что добавляйте аналогично вышеописанному лю- . бые другие ресурсы, пока не случится то самое обыкновенное чудо — полного разрешения и переосмысления базового происшествия. Однако после не забудьте ассоциироваться с самим собой Там и Тогда (опять-таки войдя на Обобщенную Линию Жизни за несколько минут до инцидента) и, пройдя базовое происшествие в уверенном и спокойном варианте, вернуться по ОЛЖ в Здесь и Теперь, позволяя вашему бессознательному пересматривать вашу прошлую жизнь в свете нового позитивного опыта.

Техника изменения личной истории. Надеюсь, что основные принципы работы с техникой изменения личной истории вам теперь ясны. Алгоритм же ее применения следующий (По: Р. Дилтс. «Стратегии гениев», т. 3).

1. Определите проблемное состояниенежелательное или неприятное вновь и вновь повторяющееся ощущение. Спросите себя:

«Что это за чувство или реакция, которые вы хотите изменить? Ощутите его сейчас и заметьте, где и как вы чувствуете его в своем теле».

1.1. Заякорите это ощущение, дотронувшись до руки, запястья или колена.

2. Удерживая якорь, предложите себе как бы вернуться назад по воображаемой линии жизни и найти моменты в прошлом, когда вы чувствовали то же самое. Поиск надо вести ассоциирование, т. е. так, чтобы видеть то, что видел, слышать то, что слышали и чувствовали то, что чувствовали прежде.

2.1. Когда вы заметите усиление чувств или физиологической реакции, связанной с проблемным состоянием, зафиксируйте, то, что тогда происходило и сколько вам было лет в этот момент.

2.2. Продолжайте поиск до тех пор, пока не обнаружится самое ранее или самое интенсивное воспоминание, связанное с этим проблемным чувством.

«Направьте ваше внимание на чувство и позвольте ему отвести вас назад во времени. Ощутите, как становитесь моложе и моложе. Отыщите в вашем прошлом те моменты, когда вы испытывали подобные чувства. Вернитесь назад к самому раннему воспоминанию о таком чувстве».

3. Когда вы найдете самое ранее воспоминание, вернитесь в настоящее и посмотреть на это воспоминание диссоциировано так, как если бы вы были наблюдателем, а не участником событий, которые только что обнаружились.

3.1.Признайтесь себе, что вы сделали там„ и тогда все, что было в ваших силах — с теми ресурсами и теми «картами мира», которые были вам тогда доступны.

3.2.Ощутите, что сейчас вы куда более зрелы и обладаете ресурсами и пониманием, которого у вас не было там и тогда.

«Теперь полностью оставьте это чувство и те события. Вернитесь сюда и сейчас так, чтобы можно было взглянуть назад на эти события более зрело. Вы можете видеть, что произошло тогда, как если бы смотрели фильм. Вы можете заметить, что сделали все, что могли, в той ситуации с теми ресурсами, которыми тогда обладали. Одновременно вы можете осознать, что сейчас более зрелы и ваше понимание и ресурсы значительно увеличились».

4. Определите, какие именно ресурсы могли бы понадобиться вам в прошлой ситуации для того, чтобы все, что произошло, не оказалось для вас проблемой.

4.1. Вспомните связанный с этими ресурсами опыт и создайте новый якорь для этих ресурсов.

«Ощутите себя полностью в своем теле, в своем нынешнем понимании, в своих ощущениях; по-чувствуйте, что имеете полный доступ к вашим ресурсам и к вашему потенциалу. Когда вы смотрите на свое более молодое «Я», присутствующее в той ситуации в прошлом, какие ресурсы и какое понимание становятся ваш нужны и доступны сейчас, ресурсы и понимание, которых у вас не было тогда и которые теперь вы могли бы передать своему более молодому «Я». Почувствуйте, что эти ресурсы, сейчас во всей полноте присутствуют в вашем теле».

5. Измените личную историю. Используя ресурсный якорь, пройдите через каждый из эпизодов прошлого (начиная с самого раннего и двигаясь вперед во времени), добавляя новые ресурсы таким образом, чтобы теперь этот опыт стал беспроблемным и приносил удовлетворение.

5.1. Если вам сложно изменить любую часть прошлого опыта или вы не удовлетворены результатом, вернитесь на пункт 4, то есть найдите и заякорите более сильные и более подходящие ресурсы.

«Удерживая эти ресурсы в своем теле во всей их полноте, вернитесь к вашему более молодому «Я» и предложите ему утешение и совет, которые ему были необходимы там и тогда. Затем перенесите эти новые ресурсы в ваше молодое «Я». Встаньте на его место со всеми новыми ресурсами и со всем новым пониманием. Отметьте, как ваши ощущения и восприятие ситуации изменяются, принося новое важное знание о той ситуации и о себе самом. После чего пройдите весь путь во времени обратно к настоящему, изменяя и обновляя весь опыт, ассоциированный с этим прошлым событием».

6. Как только вы измените свой опыт прошлых событий, вспомните их снова, не применяя якорей, и посмотрите, изменились ли ваши субъективные воспоминания. Если нет — повторите данный процесс с другими, более подходящими ресурсами.

«Когда вы вернетесь в настоящее, к вашему настоящему, и более зрелому телу, снова вспомните прошлые события. Отметьте, как изменилось ваше восприятие этих событий. Теперь они стали опытом- обучения, который может напоминать вам о ресурсах и о новых возможностях выбора».

7. Когда вы измените свои ощущения прошлого, сосредоточьтесь на тех ситуациях, когда у вас возникали проблемные состояния, или вообразите, как вновь могла бы возникнуть подобная ситуация. Если изменение произошло, у вас появятся ощущения и изменения в физиологии «ресурсного» типа. Если этого не. происходит, найдите другие необходимые ресурсы и по-вторите весь процесс.

«Подумайте о ситуациях, которые вызывали это проблемное состояние. Представьте себе, как вы оказываетесь в подобной ситуации в следующий раз. Полностью войдите в будущие обстоятельства и отметьте, как изменились ваши чувства и реакция. Теперь вас доступны новые ресурсы и новые альтер-нативы, и вы можете реагировать таким образом, который наиболее адекватен и экологичен для вас».

Реимпринтированиекритических инцидентов. Предположим, однако, что в базовом происшествии вы все-таки оказались жертвой Негативных Значимых Других. Например, вас в нем не просто избили, но еще и оскорбили и унизили трое 'здоровенных лбов или, не дай боже, изнасиловали. В этом случае— импринта — ресурсиро-вание самого себя не принесет ощутимых результатов. В первую очередь передавать ресурсы нужно именно обидчикам, ибо как раз на них как бы и завязана вся эта ситуация. Скажите, чего не хватило этим самым лбам, чтобы они вас не избили и не унизили? Доброты? Понимания? Любви к ближнему? Так дайте им все это — то, его не хватало им Там и Тогда, но то, что в избытке есть у вас Здесь и Теперь! Чтобы лучше понять, какой такой ресурс был необходим каждому из обидчиков, ассоциируйтесь с ним и посмотрите на вею эту ситуацию его глазами (вполне возможно, что это заодно даст вам некую весьма полезную информацию относительно некоторых не со-всем экологичных особенностей вашего тогдашнего по-ведения). Передавайте ресурс за ресурсом, всякий раз просматривая «новую редакцию» базового происшест- вия от начала до конца. И только когда она вас удовле- творит (например, громилы так и не приступили к дей- ствиям, а как-то даже мирно похлопали вас по плечу со словами: «Ладно, иди...»), приступайте к ресурсирова-нию самого себя и проходу по ОЛЖ из Там и Тогда в Здесь и Теперь.

Бывает, однако, что, несмотря на все усилия по ре- сурсированию обидчиков, базовое происшествие не из- меняется в достаточной степени. Что ж, в этом случае (и только после ресурсирования, а не взамен его!) можно начать произвольно менять ситуацию. Например, при-гласить в Там и Тогда какого-то — неважно, реального или воображаемого — человека, который как бы урав-няет шансы и позволит вам отстоять себя. Вот только учтите, что он должен помогать вам, но не действовать за вас. Ибо, ежели, например, вы пригласите в базовое происшествие Брюса Ли, который лихо отмутузит нала-дающих, победа достанется ему, а не вам. А это значит, что никакой серьезной проработки базового происшест-вия просто не произойдет...

Полный алгоритм техники реимпринтирования вы-глядит следующим образом (по материалам Мастерского курса X. Бремер и X. Консбах — ИГИСП).

1. Расположите на полу линию жизни. Встаньте на нее в настоящем лицом к будущему, а затем вступите в область своих целей и расскажите себе о том, что измениться, если вы. их достигнете.

2. Затем сделайте еще один шаг в будущее, в область эффектов достижения цели. Проверьте экологичность.

3. Теперь вернитесь в настоящее. Спросите себя: «Что мешает вам достигнуть этой цели сейчас?»

Войдите в контакт со своими кинестетическими ощущениями, связанными с размышлениями о том, что же, действительно, мешает (ассоциированное состояние). Если нужно, поставьте якорь на это ощу- щение или убеждение.

4. Вернитесь к самому раннему переживанию и сформулируйте убеждения, которые были сформированы там и тогда. Рассказывайте об этом в первой позиции (т. е. не за себя, а от себя), говоря в настоящем времени.

5. Установите мета-позицию (сбоку линии) и убедитесь, что она «чиста», то есть является действительно чисто наблюдательной. Займите эту позицию и рассмотрите произошедшее. Опишите, каковы были влияния этого происшествия на последующую жизни и какие еще убеждения были сформированы в результате.

6. Теперь рассмотрите, какие значимые другие участвовали в этом переживании. Затем последовательно ассоциируйтесь с каждым из них (т. е. как бы войдите в каждого из участников). Учтите, что после каждого из этих «вхождений» вы должны выходить в мета-позицию, обязательно обнаруживая позитивные намерения того, что было сказано или сделано этими людьми.

7. Найдите ресурсы, которые были нужны каждому их этих людей там и тогда, но не. были для них доступны. Может быть, всем им нужно одно и то же, а может быть, каждый нуждается в чем-то своем.

8. Ассоциируйтесь с каким-то переживанием в своей жизни, когда у вас был доступ к нужному ресурсу. Сделайте якорь для этого ресурса, например, представьте себе этот ресурс каким-нибудь цветом, энергией, световым потоком.

9. Пошлите ресурс значимым другим в виде света, цвета или энергии. Затем проассоциируйтесь с каждым из них по очереди и почувствуйте изменения (поддерживая в то же время якорь ресурса).

10. Теперь проассоциируйтесь с юным собою и почувствуйте, как изменилась ситуация, также какие новые убеждения возникли. Создайте якорь для этого нового переживания.

11. Начните двигаться вперед по линии жизни, поддерживая якорь, и переживая происходящие изменения, Затем, продвиньтесь еще дальше в область своих целей

в будущем и испытайте соответствующее состояние.

12. В конце перейдите в область эффектов своих целей и прочувствуйте их.

Поскольку вышеприведенное описание реимприн- тинга сделано довольно-таки скупо, приведу еще одно изложение техники краткого реимпринтирования, созданное Р. Дилтсом (в данном случае я применил слово «краткое» потому, что здесь отсутствует та — весьма важная — часть процедуры, которая связана с результатами и эффектами). Описание это я делаю по уже упоминавшейся книге Р. Дилтса «Стратегии гениев» (т. 3).

1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. Любым образом изобразите линию жизни (см. предшествующее описание), встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И, сконцентрировав внимание на физическом проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому или к связанным с ним убеждениям. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или убеждениями.

а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, чтобы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость ижелание сделать так, чтобы меняздесь не было»).

б) Отступите на шаг назад — на это место на линии жизни, когда событие с импринтом еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт еще не оказывал на вас психического и физического воздействия.

2. Сойдите с линии жизни и, вернувшись в настоящее, из мета-позиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются «post factum»). На этот раз говорите в третьем лице и в про шедшем времени, например: «Он/она (или мое молодое «Я») думал/думала,что... Ирешил(а), что...»

б) Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время, импринтинга. Какую позитивную функцию выпалняли эти симптомы в отношении прошлых событий?

3.Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании значимых других.) Учтите, что значимые другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент импринти-рующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным» — т. е. как бы включенными в себя).

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их позиции восприятия. Опишите их опыт, используя язык первого лица.

б) Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии жизни, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите оно обязательно было!).

4.

А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) Определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде. Которых

у него не было там и тогда, но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их — ваш» опыт.

б) Встаньте на вашу линию жизни в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел; Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энер- гии, света или звука.

в) Продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии жизни каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук.

г) Когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии жизни, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом.

д) Снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени.

Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.

5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии жизни в точку до импринта. «Введите» этот ресурс в ваше более молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии жизни до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений...

Устранение оканчивающих решении.Что еще можно сказать о «классике жанра» в плане психотерапии с личной историей? Ну, наверное, то, что с помощью как бы обязательно включаемых в нее психотехнологий, можно очень легко избавляться от когда-либо принятых неверных решений. В самом широком смысле этого (решения) слова: от неэкологичных взглядов и убеждений по поводу себя и мира до, например, табакокурения или употребления алкоголя и даже принятия решения заболеть. Да — не удивляйтесь: в очень большом (подавляющем!) количестве случаев болезнь начинается, когда вы — как правило бессознательно — приняли решение ответить заболеванием на какую-то проблему или ситуацию, возникшую в жизни. Точнее, решение это приняло ваше бессознательное как бы в ответ на ваш вопль или просьбу о помощи. Весьма подробно данная проблема психологической заболеваемости раскрыта у меня в других моих книгах, например, «Исцеление с помощью НЛП». Однако здесь все же скажу о том, что именно болезнь зачастую является великолепным способом ухода от проблемы или извращенного ее решения. Ибо, по обоснованному мнению К. и С. Сай-монтонов («Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни»), любое заболевание:

— «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации как решения сложной проблемы;

— «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации;

— предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;

— предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;

— «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Впрочем, это я так, кстати — только чтобы вы по-няли, почему болезнь может быть вызвана решением, принятым бессознательным по поводу какой-либо слож- ной проблемы или неблагоприятной ситуации. И ежели вы это решение устраните, то любое ваше излечение, как минимум, будет куда как более быстрым и успешным — если вообще не произойдет в одночасье, как это частенько случается на моих сеансах.

Обратите внимание: решение, как ментальный ком-понент импринта, уже присутствовало в нашей с вами работе по психотерапии личной истории. Однако там оно выступало как одно из составляющих результата некоего психотравматического инцидента. Здесь же — в описанной далее психотехнологии, это самое решение, принятое Там и Тогда, во-первых, присутствует, так сказать, «в чистом виде», а во-вторых, далеко не всегда является «психотравматическим» (например, и курить, и пить большинство из нас начинают в совершенно нормальных условиях). Но будучи однажды принятым, это самое решение — сразу ли, с течением ли времени, но превращается в некое предписание, согласно которому вы далее будете осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому прямо сейчас, до чтения последующих материалов данной главы, вы можете попробовать задаться вопросом: какое-такое решение, убеждение, некий принцип или внутреннее правило мешает мне стать совершенным? Если ничего не всплывает, конкретизируйтесь до отдельной сферы или направления совершенствования. Например, если вы работаете над уверенностью в себе, переформулируйте вышеприведенный вопрос в плане решений, мешающих вам стать таким, каким вы хотите (вполне возможно, что всплывет нечто вроде предписания «Не смей быть уверенным!» или убеждения «Уверенность в себе — это не про меня...»).

Для того, чтобы все эти предписания не осложнили вам дорогу к совершенству, сначала определите их. Для чего просто возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем фразу:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты