Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Техника создания фотоавтопортрета и фотопортрета




Несмотря на то что на фотоавтопортретах и фотопортретах клиента, сделанных другими людьми (его друзьями, родственниками, участниками психотерапевтической или тренинговой группы, профессиональным фотографом, психотерапевтом), представлен один и тот же человек, различия в контексте съемки определяют существенные различия художественных и психологических результатов.

Если при создании фотоавтопортрета клиент сам контролирует процесс фотосъемки и вольно или невольно стремится достичь определенного психологического качества собственного образа (как правило, стремясь достичь его совпадения с представлениями о себе), то при создании его фотопортрета другими людьми психологическое качество образа будет варьироваться в широком диапазоне, в зависимости от структуры и динамики отношений между оператором (другим человеком) и моделью (клиентом).

Так, при создании фотопортрета клиента другими людьми большое значение будет иметь то, в какой мере клиент может контролировать процесс фотосъемки. Он, например, в одном случае может знать, что его фотографируют, и предъявлять тот или иной образ (управляя своей позой, мимикой и пр.); в другом случае он этого может не знать: тогда его реакции на фотографии будут более естественными, и, возможно, поэтому получившийся портрет будет в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями. Более того, даже при том, что клиент знает, что его фотографируют, он далеко не всегда может быть хозяином положения, ведь оператор может иногда “вылепить” из него тот образ, который захочет, фактически воплощая в процессе съемки клиента свое представление о нем.

Весьма ярко различия в психологическом качестве собственного образа человека на фотографии и соответствие или несоответствие образа его ожиданиям проявляются, например, когда ребенка фотографируют родители, подсказывая при этом, как ему следует одеться, где встать и т.д. При фотографировании ребенка они зачастую стремятся “сконструировать” из него того идеального ребенка, который соответствует их “мифу”. Подобные различия также ярко обнаруживаются во время фотографирования на документы, когда человек фактически “не принадлежит самому себе” и должен соответствовать определенному социальному шаблону.

Кроме того, когда фотопортрет клиента создается другими людьми и они принимают решение, где, как и почему он должен быть сфотографирован, он во многих случаях может чувствовать себя в подчиненном положении и даже реагировать на это более или менее обостренно (что, например, характерно для подростков). В силу этого фотографии клиента, созданные другими людьми в прошлом, настоящем, а также в процессе психотерапии, могут выявлять его способность принимать человеческие взгляды, “впускать” в себя субъектность других и их точки зрения на себя как объект и субъект (личность), сохраняя при этом внутреннюю целостность, либо критически оценивать себя и более или менее болезненно реагировать на взгляды других. Благодаря этому фотографирование клиента другими людьми может выявлять его место и роль во властных отношениях в разные периоды жизни, а также динамику этих отношений в процессе индивидуальной или групповой психотерапии.

Фотографирование клиента другими людьми также может, с одной стороны, провоцировать повторное переживание травматичного опыта, связанного, например, с моральным, физическим или сексуальным насилием, манипулированием в отношениях, и являться катализатором негативного переноса в психотерапии, а с другой стороны, вызывать положительно окрашенные переживания (в том числе сексуально-эротические), давать клиенту ощущение поддержки и принятия.

Что касается различных техник создания фотоавтопортрета в психотерапии, то они могут дать клиенту уникальную возможность наконец начать контролировать себя самостоятельно, взять на себя ответственность за то, кем ему быть, исследовать свой психологический и физический образ, “прислушаться” к себе и, возможно, стать самим собой.

Работа с фотоавтопортретами и фотопортретами клиента, созданными другими людьми, имеет широкий спектр психологических (психотерапевтических) показаний. Данные техники могут быть особенно показаны в критические моменты развития, когда происходит формирование или более или менее существенное изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного Я. Они имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского внимания, с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими “культурный шок” или духовный кризис, людьми с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пациентами с трансгендерной дисфорией в процессе изменения пола и во многих других случаях.

Вместе с тем в широком арсенале фототерапевтических методик данные техники, по-видимому, являются одними из самых сложных, требующих от психотерапевта высокого профессионализма, знания их “подводных камней” и сложной межличностной и внутриличностной динамики, которая может быть катализирована при их использовании.

К сожалению, некоторые начинающие психологи, пытаясь применять приемы фототерапии, могут поддаться соблазну использовать мощные энергии фотопортретных техник, не всегда зная, к каким последствиям это может привести. Как ни в какой другой фототерапевтической технике, именно при создании фотопортрета клиента у специалиста могут ярко проявляться его неудовлетворенные потребности контроля над другими, контрпереносы и нарушения этических норм психотерапии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты