Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Государство и гражданство




Какие же перспективы несет с собой наступление новой эпохи, и как будет выглядеть Евразия, интегрированная по идеям Нурсултана Назарбаева? По некоторым признакам и тенденциям, которые имеются уже сегодня, можно представить себе основные черты этого вероятного будущего.

Одной из основных черт новой эпохи будет, как можно увидеть уже теперь, изменение роли государства. Раньше государство было главной силой для сохранения и развития создавшего его народа, защиты его существования. Потому огромное внимание уделялось защите суверенитета, независимости и вооружениям. Теперь же, развитие науки и техники, развитие производительных сил сделали принципиально возможным достижение вполне реального процветания народами и даже группами людей, без малейших признаков государственного устройства. В ХХ веке многие народы прекрасно устроились в диаспорах, получив при этом огромное экономическое и политическое влияние. Эту черту новой эпохи отметил А.М. Буровский в своей книге “Облик грядущего”: “Сегодня нет ни одного народа, который не выпустил бы облачка диаспоры”, подчеркнув необычайно высокий рост диаспор в мире, которые для некоторых народов составляют до 30-40% их общей численности.

Потому государство будет все более и более становится органом самоуправления на определенной территории, сближаясь по функциям с нынешними городскими муниципалитетами. Решение же глобальных вопросов будет передаваться во все возрастающем объеме в международные организации, которых стало очень много по сравнению даже с серединой ХХ века. Почему они множатся и приобретают такое значение? Потому что постепенный переход от многосторонней конфронтации к сотрудничеству, заметный даже в мировых масштабах, требует создания многочисленных переговорных площадок для достижения и оформления соглашений. Формат международных надправительственных организаций в настоящее время в наибольшей степени подходит к этой задаче. Начала развиваться даже специализация международных организаций. Есть политические организации (ООН, ЕС, СНГ), есть экономические (ВТО, НАФТА, ЕврАзЭС, ОPEC), есть военные (НАТО, ОДКБ), есть региональные (ШОС), есть религиозные (ОИК), и даже организации стран-должников (HIPC). Если в начале ХХ века глобализация представлялась в виде образования всемогущего и всеведущего “мирового правительства”, то в начале XXI века это “мировое правительство” оформилось в виде сложной системы международных организаций. Они формируют и развивают глобальную переговорную сеть для разрешения многочисленных вопросов без применения вооруженной силы.

Евразийская интеграция по Назарбаеву идет в русле этого процесса и представляет собой в частности создание, развитие и укрепление этих международных организаций. В этом деле возможны два варианта. Первый - образование единой организации по аналогу ЕС - Союза Центрально-азиатских государств (СЦАГ). Второй - образование интегрированной сети организаций разного профиля. Пока что окончательный выбор пути развития не определился. Президент Казахстана выражает стремление к формированию единой организации, тогда как реальное развитие идет по пути создания системы организаций. Не исключено, что в будущем возобладает компромисс, и будет образована единая организация, которой в той или иной форме подчинятся все остальные.

Казахстан, вместе с другими странами региона, уже встал на эту дорогу развития. Правда, пока что политический и экономический потенциал стран Центральной Азии не позволяет догнать Евросоюз по уровню развития интеграции. А внутри самих государств может произойти сдвиг в сторону образования системы самоуправляемых субъектов. Наиболее ярким примером этого является Россия. Первый президент России Б.Н. Ельцин открыл свободу взятия суверенитета регионами и получил впечатляющий результат. Россия превратилась в сообщество субъектов, многие из которых обладают признаками государств, а кое-кто даже добился полномочий суверенных государств, чьи отношения с федерацией определяются особым договором. Пестрота флагов, президентов, правительств, парламентов очень большая. По Москве то тут, то там можно встретить даже квазипосольства регионов, которые называются “постоянными представительствами”. Время от времени делегации от регионов проводят дипломатические вояжи по сопредельным государствам. Раньше это воспринималось бы как беспредельный разгул сепаратизма, а сегодня на это мало кто обращает внимание.

Несмотря на недостатки этого процесса федерализации и попятное движение в виде “укрепления вертикали власти”, тем не менее, за этой формой, на мой взгляд, будущее.

Главное достоинство федерализма состоит в том, что договорно-ограниченный суверенитет позволяет добиться приемлемого уровня самоуправления. Также, строительство суверенитета в рамках федерации избавляет регионы от печальной судьбы непризнанных государств, которые поторопились с независимостью и угодили в число стран-изгоев с огромными проблемами. Есть также признаки подобных процессов в КНР, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, в разной степени выраженности.

Другой важной перспективой является постепенное устранение барьеров. Если становится все меньшей вероятность вооруженного конфликта, если противоречия разрешаются в переговорном порядке и взаимной выгоде, то все меньше и меньше становится потребность в ограничениях: границах, таможнях и прочем контроле.

Сокращение контроля и барьеров приведет к изменениям института гражданства. Вместо безальтернативного вступления в гражданство по факту рождения, отношений на основе “долга” гражданина перед государством и очень сложного порядка изменения гражданства, видимо, будет распространяться “договорное гражданство”. То есть человек по достижении совершеннолетия будет волен вступить в любое гражданство, заключив договор с соответствующим правительством, в котором будут прописаны взаимные обязательства. Можно также представить себе многостороннее гражданство (уже существующее в виде двойного гражданства или фактического уравнения в правах резидентов и иностранцев в ряде государств), а также гражданство различных степеней взаимных обязательств.

Это будет, конечно, совершенно другая система отношений, чем есть сегодня. Сразу она не сложится, но тенденции к такому развитию имеются уже сегодня. Разумеется, что в этом кратком перечислении не исчерпываются все открывающиеся перспективы при новой системе отношений в странах Евразии. Изучение в странах региона накопленного опыта и продумывание перспектив может стать очень важным способом развития евразийской доктрины Нурсултана Назарбаева.

Евразийской инициативе президента Нурсултана Назарбаева исполнилось 15 лет. В 1994 году, выступая в Московском государственном университете имени Ломоносова, глава нашего государства впервые озвучил идею о создании нового интеграционного объединения - Евразийского союза. Сегодня, в условиях, когда страны СНГ заняты поиском путей противодействия мировому кризису и приходят к пониманию, что поодиночке решить их невозможно, интеграционные инициативы президента Казахстана обретают новое актуальное звучание и в очередной раз убеждают в непреходящей ценности идеи объединения стран на евразийском пространстве.

Тогда, спустя три года после развала СССР, инициативу Н.Назарбаева восприняли неоднозначно: лидеры бывших союзных республик упивались независимостью и слышать не хотели о том, чтобы объединяться вновь. Идея интеграции на евразийском пространстве казалась утопичной.

Однако посмотрим на современную карту мира. Мы увидим Европейский союз, объединяющий нынче 27 государств и играющий все большую роль в международных отношениях. Увидим мы также и Африканский союз, организация которого началась еще в 1999 году. Сейчас эта международная организация объединяет 53 африканских государства. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

Если говорить о постсоветском пространстве, то здесь была создана международная интеграционная организация - ЕврАзЭС, объединяющая крупнейшие экономики регио┐на для эффективного продвижения процесса формирования государствами - участниками Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также для координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В рамках этой структуры сделаны существенные шаги по формированию режима свободной торговли. Это позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран - участниц сообщества в 3,5 раза. Общий объем взаимных инвестиций увеличился пятикратно.

В ЕврАзЭС обсуждаются конкретные экономические проекты: создание общей транспортной и энергетической системы, единый цикл в области производства и другие. А Казахстан, Россия и Беларусь стоят на пороге единого Таможенного союза. То есть фактически - в шаге от образования полноценного экономического союза.

Современный мир последовательно идет по пути интеграции, в русле тех объединительных тенденций, зачатки которых полтора десятка лет назад видел казахстанский лидер, которые он продвигал, несмотря на непонимание некоторых политиков.

Все 15 лет теория евразийства воплощалась в практические дела, и сегодня можно говорить о трех измерениях интеграции евразийского пространства - экономическом, военно-политическом и культурно-гуманитарном.

В экономической сфере создаются реальные механизмы интеграции в рамках ЕврАзЭС. В военно-политической - ОДКБ, ШОС и СВМДА. К слову, именно СВМДА дало старт целенаправленному процессу формирования перспективной системы безопасности в Азии. Страны - участники совещания рассматривают его как уникальный азиатский форум, включающий в себя государства различных культур и традиций, что делает его одним из наиболее важных механизмов для продвижения диалога между цивилизация┐ми и культурами. Они намерены всесторонне и активно развивать такой диалог, принимая во внимание тот факт, что Евразия не только была колыбелью некоторых крупнейших мировых цивилизаций, но и служила мостом между ними.

ШОС, созданная на основе Соглашения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, сегодня приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социальных и культурных проектов.

Продолжением этих процессов станет то, что в качестве коллективного выдвиженца стран СНГ на посту председателя ОБСЕ Казахстан будет стремиться, чтобы самый большой материк планеты стал общим пространством мира и взаи┐мопонимания народов. В этом же ключе следует рассматривать и указание главы государства о разработке программы 'Путь в Европу'. Таким образом, Казахстан сегодня фактически позиционируется в мире не только как азиатская страна, но и как потенциально европейская, точнее, азиатско-европейская. То, что новое евразийство не отождествляется с какой-либо одной страной, что оно принципиально многосубъектно, имеет для мировой политики XXI века принципиальное значение.

Могло ли быть иначе? Вряд ли. Тем более что зерна, посеянные первым президентом Казахстана, падали на подготовленную почву, ибо культурно-гуманитарное измерение единства уже существовало.

Ныне, в свете глобального кризиса, евразийская инициа┐тива обретает новое поле для приложения. Нурсултан Назарбаев предлагает мировому сообществу план радикального обновления. Глубинные противоречия мировой валютно-финансовой системы ясно указывают нам и путь реформирования ее архитектуры. Они задают простую и понятную повестку дня как для форумов формата Большой восьмерки и Большой двадцатки, так и интеграционных объединений стран на региональном уровне. Выступая одиннадцатого марта на открытии II Астанинского экономического форума, президент сказал: 'Я убежден, что основой развития новой гармоничной системы должна стать новая мировая валюта... Сегодня у стран ЕврАзЭС, впрочем, как и у ШОС, есть все основания, чтобы максимально снизить кризисную нагрузку генетически дефектной мировой валюты на экономики наших стран'.

Базовые предложения президента в этом направлении поддерживают видные экономисты и финансисты как в нашей стране, так и в мире. В пользу единой мировой валюты высказывались принимавшие участие в форуме лауреаты Нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.

Данная актуальная инициатива президента Казахстана, вне всякого сомнения, пополнит глоссарий современной политической мысли. Впрочем, как и иные интеграционные инициа┐тивы Главы государства, которые, успешно разрушая старые подходы, на деле доказывают свою жизнеспособность.

Нурсултан Назарбаев, предлагая идею евразийства, видит в ней не только философско-культурологическую, а, скорее, прагматическую сторону, и в этом прагматизме заключается суть подхода Президента. Он говорит: 'Моя идея формирования Евразийского союза, помимо других вопросов, предполагает цивилизованное решение как межнациональных, так и межгосударственных проблем и противоречий. Интеграция народов через сохранение политической независимости и этнической уникальности современного государства - единственно разумная и цивилизованная формула мирного развития евразийского пространства'.

Этот прагматизм приобретает особое актуальное звучание в мире, охваченном кризисом, а следовательно, идея евразийской интеграции не только не исчерпала себя, но и в долгосрочной перспективе фактически не имеет альтернативы. В этом убежден президент Казахстана, в планах которого твердый курс на дальнейшее продвижение интеграции стран Содружества. И все более широкую поддержку среди политиков этих стран находят интеграционные инициативы Главы нашего государства. Как отметил Н. Назарбаев в своей статье 'Евразийский экономический союз: теория или реальность' в газете 'Известия': 'Я глубоко убежден, что основанное на равенстве, добровольности и прагматичном интересе евразийское сообщество может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века'.

Евразийство — первооснова объединяющих тенденций.
В выступлении Нурсултана Назарбаева на XI съезде Евразийской ассоциации содержался ряд принципиальных положений, которые требуют от нас во многом по-новому осмыслить процессы, происходящие в сфере интеграции на постсоветском пространстве. Президент РК выдвинул тезис о трансформации однополярной системы мироустройства в многополярную, в которой усиливаются процессы регионализации. Данное понимание, как известно, противостоит одномерному и упрощенному пониманию глобализации. При этом неизбежно возникает вопрос о специфических основах каждой региональной группировки.

Региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХI века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для наших стран, которые являются евразийскими по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции наших стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и пред­определяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века.

Евразийская идея формирует равные и уважительные отношения стран, так как в исходном пункте она признает глубинную идентичность народов, населяющих просторы Евразии. Богатый потенциал практического евразийства состоит в том, что оно разрешает внутренние противоречия глобализации между усилением глобальных взаимосвязей и многополярностью мира путем создания региональных объединений на принципиально новых основах равноправия и уважения друг к другу.

Последовательная реализация евразийской идеи сегодня требует, чтобы современные страны евразийского пространства ясно определили свое отношение к евразийским основам. Одномерно понимаемая идея глобализации представляет угрозу интересам евразийского государства в том случае, если она берется на вооружение силами или странами, которые позиционируют себя единственными подлинными носителями глобализации и трактуют ее в духе отсутствия многополярности мира. Как справедливо показал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц на примере судьбы экономик развивающихся стран, глобализация в этом случае «отличается предвзятостью» и «не приносит обещанных экономических выгод».

Другой, не менее односторонний взгляд воспроизводится и в том случае, если страны евразийского пространства стремятся игнорировать свои евразийскую историю и бытие и вопреки даже очевидным геополитическим фактам провозглашают идею одностороннего исторического выбора страны вне евразийского пространства. Это происходит в том случае, если провозглашается тезис об однозначности и окончательности «европейского выбора», а годы совместной истории наших народов представляются лишь как годы подавления одним народом других. Ради этого даже игнорируются истины о тысячелетних культурных ценностях стран евразийского пространства, их взаимообогащение в ходе развития.

Цивилизационным основам наших народов близка идея многомерного восприятия мира. Наша общность — в стремлении к социально-духовному освоению мира, а острое неприятие социальной несправедливости, тяготение к поддержке семейных (родовых) связей во многом являются нашими общими ценностями. Переплетение исторических судеб народов закрепило это восприятие. Поэтому нашим странам так близко и понятно развитие на принципах широкого взаимодействия, многомерности международных отношений, уважения равноправия стран, неприятие самой идеи превращения их в сырьевой или политический придаток других геополитических структур. Поддержка этих принципов, как принципов практического евразийства, означала бы, на наш взгляд, в ХХI веке взаимную приоритетность сотрудничества наших стран на базе равноправия и уважения друг к другу. Это явилось бы мощным фактором усиления позиций стран Содружества в мире и интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Образования единое пространство

Для участников съезда и для всей системы образования стран СНГ данное положение, высказанное Нурсултаном Назарбаевым, имеет принципиальное значение. Международная значимость такой постановки вопроса, на наш взгляд, состоит в том, что Нурсултан Абишевич прямо ориентирует на практические меры по формированию общего образовательного пространства стран Содружества с учетом мирового опыта и своей исторической памяти. В выступлении перечислены основные направления деятельности университетов, всего образования. Всем известно, что без высокого уровня образования не может быть ни экономики, ни общества XXI века. Для Президента Казахстана это не просто истина, а руководство к действию. Однако в своем выступлении Нурсултан Назарбаев провозгласил тезис, который по-новому ставит вопрос об общем образовательном пространстве.

В чем новизна постановки? Во-первых, эта проблема рассматривается в системе евразийской культурно-гуманитарной интеграции. Во-вторых, содержится призыв «наращивать богатое интеллектуальное наследство и использовать накопленные знания для плодотворного развития всего региона. Приступать к ее осуществлению следует безотлагательно». В-третьих, Президент предупреждает, что «нельзя забывать о формировании единой евразийской идентичности на основе общих ценностей культурного и языкового многообразия». И эта принципиальная постановка вопроса из уст Главы государства во многом революционна для понимания перспектив развития образования на всем евразийском пространстве.

К началу работы съезда Евразийская ассоциация университетов подготовила коллективную монографию «Об образовании. Евразийское пространство». Эта фундаментальная работа показывает, что национальные системы образования наших стран значительно разошлись, и существует острая потребность приобщения не только к общемировым ценностям, но и к ценностям евразийской цивилизации. А оно может осуществляться в двух основных формах. Во-первых, через изучение общих учебных курсов, создание кафедр и другие формы учебного процесса. Президент прямо ориентирует на создание «евразийских кафедр», изучение языков стран Содружества. Во-вторых, путем реального ознакомления студентов с культурой, жизнью других народов. Последнее предполагает расширение мобильности и свободы передвижения студентов между странами.

Казахстанский филиал МГУ, созданный по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, живет на основе таких принципов уже в течение восьми лет. И мы видим, к каким замечательным результатам приводит такой подход. Выпускники филиала не только получают профессиональные знания высокого уровня, но и благодаря обучению в Москве приобщаются к культуре народов России. Они становятся подлинными евразийцами, патриотами родного Казахстана. Истинными евразийцами становятся и сотни преподавателей Московского университета, которые несут в студенческие аудитории в Москве уважение и любовь к земле Казахстана. Мы не случайно называем наш филиал филиалом евразийства в действии.

Руководители ведущих вузов стран Содружества, участники XI съезда Евразийской ассоциации университетов с чувством благодарности за гостеприимство ЕНУ имени Л. Гумилева, с чувством большой ответственности за реализацию идей евразийства вернулись в свои альма-матер. Мы уверены, что в студенческих аудиториях эти идеи станут материальной силой, а Казахстан и казахстанцы — ближе и дороже каждому преподавателю и студенту всех стран СНГ.

 

В каждом государстве существует своя система ценностей и идеалов, свое мировоззрение и отношение к мироустройству. Каждый народ в ходе своего исторического развития становится носителем некой величественной идеи, которую он пытается воплотить в жизнь. Национальная идея как высшая идея, разделяемая всем народом, придает ориентир, цель, смысл жизни. Безусловно, значение и влияние национальной идеи в поворотные моменты истории особенно велико.

Национальная идея - понятие, отражающее в сознании людей реальные или мнимые устремления народа страны, его достижения. Она отражает коренные интересы народа. Национальная идея не может быть абстрактно сформулированной идеей. Необходим конкретный подход, учет своеобразия данной страны, исторических судеб того или иного народа.

Национальная идея рождается в недрах национального самосознания, которое концентрирует в себе осознание нацией, как своего исторического развития, так и своей собственной судьбы в настоящем и будущем. Она возникает как кристаллизация духовной атмосферы, характеризующей тот или иной этап развития страны, народа. Это есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Сейчас, в эпоху бурных цивилизационных процессов, как никогда раньше остро стоит вопрос о месте Казахстана и его нации в глобальном мировом сообществе, о выборе пути развития страны, перспективах межэтнического взаимодействия внутри страны.

Генезис и эволюцию национальной идеи в Казахстане необходимо рассматривать как на собственном национальном, так и на широком, общецивилизационном, уровне.

В настоящее время определились различные современные подходы к рассмотрению национальной идеи: онтологический, культурологический, политический, гражданский, этнический и др. Национальная идея - это импульсивное стремление любого народа сохранить корни и истоки.

Идеи о национальном самоопределении, призывы к молодежи, народу о развитии национальной культуры, духовных традиций, языка, о будущем актуальны сегодня, в период реального суверенитета казахстанского государства. Эти идеи не потеряла своей актуальности и поныне. Так, преемственность Алашской идеи сегодня можно видеть в той деятельности, которую осуществляет национальная интеллигенция по возрождению духовно-культурного наследия народа, в наличии споров и дискуссий о казахской идее, миссии, казахском проекте, вопросе.

На казахском этносе как государствообразующем этносе лежит большая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности и межэтнического и межконфессионального согласия в современном Казахстане.

В современном понимании казахская идея содержит следующие составные части: суверенитет титульного этноса на всей территории страны, поддержание его государствообразующей роли, собственность народа на природные ресурсы, роли государственного языка как консолидирующего фактора в полиэтничном казахстанском обществе, поддержании культурных связей с соотечественниками в ближнем и дальнем зарубежье, адаптации оралманов. В целом казахская идея сегодня сводится к проблеме выживания казахской нации в условиях глобализации современного мира, достижения конкурентоспособности нации, государства.

Со времени обретения Независимости Казахстана продолжается острая дискуссия по вопросам разработки национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей прогрессивное развитие страны. Это важная методологическая, политическая проблема современности.

Интеллектуальной элитой общества предпринималось множество попыток обосновать необходимость новой национальной идеи и раскрыть ее содержательную основу. Взгляды на основные принципы национальной идеи сводились к следующим методологическим аспектам. Это мнения:

- о воссоздании и закреплении традиционных, культурных, мировоззренческих, ориентиров, имеющих многовековую историю и оттесненных советским прошлым;

- внедрении «западных» ценностей;

- вплетении традиционного сознания в систему западных ценностей.

Видение национальной идеи казахстанского общества не раз было сформулировано и Президентом нашей страны Н. А. Назарбаевым. Так, в одном из его выступлений на встрече с представителями общественности слагаемыми национальной идеи Президент Казахстана назвал дружбу, равенство и равноправие всех этносов республики. Были определены пять основных принципов национальной идеи. «Первый - равенство всех этносов. Второй - национальная идентичность, стремление общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции. Третий - религиозная идентичность. Пусть каждый исповедует ту религию, которая ему ближе. Четвертый - законопослушание, человек свободен до тех пор, пока не переступил закон. Пятый принцип - развитие малого и среднего бизнеса, в котором должно быть задействовано 50-60% трудоспособного населения»

Сегодня споры вокруг основополагающих принципов новой консолидирующей идеологии не утихают. Предлагаются все новые и новые подходы, идеи и ценности. Используются все новые и новые понятия: общенациональная, казахстанская мечта и др. Общенациональную мечту связывают с надеждами на лучшую жизнь, создание процветающего государства, социальное благополучие общества. Казахстанская мечта базируется на трех основных парадигмах: политико-государственной, социально-экономической и духовно-культурной. Казахстанская мечта должна являться объединяющей идеей, которая бы сплотила полиэтническое общество.

Реализация казахстанской мечты - далеко не простой процесс. Формирование ценностных установок казахстанцев также сложный процесс.

Важное значение для успешной реализации казахстанской мечты, национальной идеи имеет выход на новый, надэтнический, уровень интеграции казахстанского общества. Это соответствует и закрепленным в Конституции общегражданским принципам характера государственности, территориальной (гражданской) модели наций.

Национальная идея в Казахстане понимается как интегрированная, объединительная идея. Она основывается прежде всего на четком понимании населением страны своей национальной, гражданской идентичности. Такая национальная идея создается, вызревает в самом обществе в результате осознания гражданами страны национальных задач.

В современных условиях разумным подходом к разработке общенациональной идеи Казахстана как полиэтнического государства является использование обеих существующих концепций нации - гражданской и этнокультурной, а не опираться только на одну из них, отбрасывая в то же время другую.

Сегодня в сфере внутренней политики государства сформулированы основные идеологемы, отвечающие интересам казахстанского общества. Это идея национальной безопасности, понимаемая в самом широком смысле: от безопасности государства, общества, нации до безопасности личности. Она связана с противодействием экстремизму и терроризму. Это и идея о собственном историческом пути, уникальности Казахстана, стране мира, межэтнического и межконфессионального согласия, единства его народа.

Новое содержание общенациональной идеи Казахстана было озвучено Президентом страны как идея конкурентоспособности страны, нации.

Общенациональную идею Казахстана как интегрированную идею, общую для всех граждан страны, логично рассматривать и в евразийском контексте.

Доктрина евразийства как новая глобально-национальная концепция, провозглашенная русскими эмигрантами-интеллектуалами, существовала и развивалась и в смутные исторические времена, частично наполняясь новым содержанием, отчасти соответствующим процессу постепенной эволюции государства. Евразийство сегодня по праву называют одним из наиболее перспективных интеллектуальных течений и общественных движений нового столетия. Среди крупнейших современных евразийцев - Президент Казахстана Н. Назарбаев. Евразийской идее сегодня придается роль основополагающей идеи существования Казахстана и дальнейшего его развития в общецивилизационном плане.

Идею евразийской интеграции пронизывает и идея интеграции этносов в полиэтническом государстве, что является значительным подспорьем и стимулом в постижении и реализации идеологии евразийства. В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на первоначальном синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в дальнейшем сочетании с другими этносами. Здесь наблюдается наличие одного из основополагающих моментов евразийской общности, на который делали упор основоположники евразийства, - многообразие народов, совместно проживающих на одной территории.

Надо отдать должное геополитической прозорливости первого Президента нашей республики, благодаря которому Казахстан с обретением суверенитета неизменно и настойчиво ратует за региональную интеграцию вне зависимости от политических, религиозных приоритетов и национальных признаков. В свете высказанных Президентом страны идей о проблеме евразийства можно отметить, что существует субъект этих принципов - евразийская общность, которой присущ особый образ жизни и менталитет.

В современных условиях идея евразийства наиболее актуализируется. Она является единственной альтернативой той угрозе, которую представляет собой развитие мира в сторону однополярности. Казахстан выступает за укрепление евразийского единства, за движение в сторону многополярности.

Президент Н.А. Назарбаев не раз подчеркивал, что на евразийском пространстве нас сближают история, века. У нас общие стратегические интересы и единство судьбы. Эта историческая общность судьбы и есть необходимая подоплека для создания Евразийского союза сегодня. Следует обратить внимание еще на одну важную подоплеку необходимости евразийской интеграции. Это взаимозависимость стабильности и безопасности нашей республики и безопасности в ближнем окружении и ведущих странах мира. Об этом емко сказано в книге главы государства Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие»: «Национальная безопасность Казахстана должна быть тесно связана с безопасностью Центрально-азиатского региона. Безопасность Центрально-азиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-евразийский регион должен быть частью евразийской безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности» .

Следует отметить, что сверхъактуальная идея нашего Президента о евразийском единстве и интеграции получает развитие в его политических инициативах. В своей лекции в Евразийском национальном университете Н.А. Назарбаев отметил: «Евразийская Идея как теория была рождена в прошлом веке. Но, уверен, что Евразийская Идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство - одна из главных идей 21-го века. Три кита Евразийской Идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи. И духовной столицей, сердцем Евразии может стать Астана».

В настоящее время осмысливается история и видится тесная взаимосвязь вчерашнего и сегодняшнего. Взятый официальный курс на проведение собственных национальных идей побуждает историков и политиков обращаться к идейному наследию прошлого. Сегодня наблюдаетмя практическое воплощение идей прошлого в рамках евразийского пространства, региона Центральной Азии. Так, идеи лидера туркестанского национального движения начала ХХ в. Мустафы Шокая получают сегодня дальнейшее развитие в выдвинутой Президентом независимого Казахстана инициативе о создании Союза центрально-азиатских государств. Президент упомянул: «...самым лучшим было бы создать союз центрально-азиатских государств, куда я включаю Казахстан и Среднюю Азию...Нам сам Бог велел объединяться: 55 миллионов населения, нет языковых барьеров, ...находимся на одном пространстве, ...СМИ должны говорить о близости наших культур, общей истории, языка, будущего наших детей... Если вспомнить историю, то объединяться нас призывал еще в 1918 году Мустафа Шокай».

Учет идей евразийцев 20-30-х гг. ХХ века при реализации национальной политики государства и возрождение несколько по-новому сформулированной идеи создания Евразийского союза с последующим ее осуществлением во внешней политике могут стать фундаментальной основой для самоидентификации Казахстана как евразийского государства.

В нынешнем глобализирующемся мире идет тенденция усиления общецивилизационных ценностей как фундамента нового миропорядка и бытия. Происходит сильная трансформация самого казахского этноса, заметны новые модели стиля жизни. Необходимо, чтобы цивилизационные проблемы тесно и органично переплетались с собственными, национальными.

Каждая страна, любой народ, вступающие на путь интеграции, в сообщество демократических государств, могут и должны внести свою лепту в становление новой цивилизации, центром которой является человек во всем богатстве его способностей, многообразии форм самореализации в этом сложном, динамично развивающемся мире.

Практическую реализацию евразийской стратегии Н.А. Назарбаева мы видим и в следующих идеях Президента.

В Послании Президента народу Казахстана были определены конкретные направления по динамичному обновлению Казахстана в новом мире. Так, Президент обозначил такие направления, как укрепление единства народов, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры; укрепление единой гражданственности; духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика. Одним из ключевых направлений утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций».

В современном глобальном мире наиболее конкурентными нациями будут те, кто осваивает новейшие технологии, вкладывает в развитие человека. Модернизация нации, развитие и наращивание ее конкурентного потенциала - неотвратимое веление времени. Таким же вызовом времени является установление и поддержание взаимопонимания цивилизаций.

Этим вызовам современности отвечает идея Президента Н.А. Назарбаева о том, что «с рядом государств, которые так же заинтересованы в расширении и углублении диалога цивилизаций, мы могли бы совместно выступить с крупными международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства».

Существенный вклад в развитие евразийства, сделанный Президентом Республики Казахстан, убеждает в том, что общая эволюция евразийства, как интеллектуальной тенденции, заключается в ХХ веке не в сужении, а в расширении пространственного и содержательного круга евразийской концепции. С 1990-х – по сегодняшний день идея евразийства Н.А. Назарбаева, пережив исторические реалии постсоветской действительности, достигла совершенно нового практического уровня, соответствующего реалиям новейшего времени. В результате исследования были сформированы следующие выводы:

- Евразийство как направление исторической и социально-политической мысли вполне определенно выявляет многоуровневость и разноаспектность этого феномена.

В выступлении Нурсултана Назарбаева на XI съезде Евразийской ассоциации содержался ряд принципиальных положений, которые требуют от нас во многом по-новому осмыслить процессы, происходящие в сфере интеграции на постсоветском пространстве. Президент РК выдвинул тезис о трансформации однополярной системы мироустройства в многополярную, в которой усиливаются процессы регионализации. Данное понимание, как известно, противостоит одномерному и упрощенному пониманию глобализации. При этом неизбежно возникает вопрос о специфических основах каждой региональной группировки.

Региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХI века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для наших стран, которые являются евразийскими по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции наших стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и пред­определяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века.

Евразийская идея формирует равные и уважительные отношения стран, так как в исходном пункте она признает глубинную идентичность народов, населяющих просторы Евразии. Богатый потенциал практического евразийства состоит в том, что оно разрешает внутренние противоречия глобализации между усилением глобальных взаимосвязей и многополярностью мира путем создания региональных объединений на принципиально новых основах равноправия и уважения друг к другу.

Последовательная реализация евразийской идеи сегодня требует, чтобы современные страны евразийского пространства ясно определили свое отношение к евразийским основам. Одномерно понимаемая идея глобализации представляет угрозу интересам евразийского государства в том случае, если она берется на вооружение силами или странами, которые позиционируют себя единственными подлинными носителями глобализации и трактуют ее в духе отсутствия многополярности мира. Как справедливо показал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц на примере судьбы экономик развивающихся стран, глобализация в этом случае «отличается предвзятостью» и «не приносит обещанных экономических выгод».

Другой, не менее односторонний взгляд воспроизводится и в том случае, если страны евразийского пространства стремятся игнорировать свои евразийскую историю и бытие и вопреки даже очевидным геополитическим фактам провозглашают идею одностороннего исторического выбора страны вне евразийского пространства. Это происходит в том случае, если провозглашается тезис об однозначности и окончательности «европейского выбора», а годы совместной истории наших народов представляются лишь как годы подавления одним народом других. Ради этого даже игнорируются истины о тысячелетних культурных ценностях стран евразийского пространства, их взаимообогащение в ходе развития.

Цивилизационным основам наших народов близка идея многомерного восприятия мира. Наша общность — в стремлении к социально-духовному освоению мира, а острое неприятие социальной несправедливости, тяготение к поддержке семейных (родовых) связей во многом являются нашими общими ценностями. Переплетение исторических судеб народов закрепило это восприятие. Поэтому нашим странам так близко и понятно развитие на принципах широкого взаимодействия, многомерности международных отношений, уважения равноправия стран, неприятие самой идеи превращения их в сырьевой или политический придаток других геополитических структур. Поддержка этих принципов, как принципов практического евразийства, означала бы, на наш взгляд, в ХХI веке взаимную приоритетность сотрудничества наших стран на базе равноправия и уважения друг к другу. Это явилось бы мощным фактором усиления позиций стран Содружества в мире и интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

- Идея евразийства Н.А. Назарбаева – это идея межцивилизационного, межконфессионального и культурного сотрудничества, актуализирующего идеи мира, толерантности и гармоничного взаимодействия в качестве единственно возможного способа существования человека в XXI столетии.

Казахстанский филиал МГУ, созданный по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, живет на основе таких принципов уже в течение восьми лет. Выпускники филиала не только получают профессиональные знания высокого уровня, но и благодаря обучению в Москве приобщаются к культуре народов России. Они становятся подлинными евразийцами, патриотами родного Казахстана. Истинными евразийцами становятся и сотни преподавателей Московского университета, которые несут в студенческие аудитории в Москве уважение и любовь к земле Казахстана.

Принимая во внимание большие различия между классическим евразийством и современной интерпретацией евразийской инициативы Н.А. Назарбаева, можно однозначно утверждать, что общим, объединяющим эти направления остается историческая взаимосвязь, тесное сотрудничество всех евразийских народов и экономический прагматизм.

- Идея Евразийского Союза вызвала немало опасений, как со стороны казахстанцев, так и других стран СНГ. Стратегическое предназначение Евразийского Союза лежало в обеспечении перевода стран СНГ к новому типу отношений, основанных, прежде всего, на экономическом интересе. Страны- участницы ЕАС должны были согласовать и свою социально-экономическую политику и принять совместные программы проведения экономических реформ. Важной задачей ЕАС также признавалось обеспечение безопасности на территории СНГ. Поэтому данное новообразование должно стать не альтернативой СНГ, а своеобразным дополнением к нему.

Перечисление фактов, подтверждающих практическую реализацию евразийской идеи, уже само по себе свидетельствует, что она действует как объективная объединяющая сила. Развитие ЕврАзЭС, новых экономических институтов евразийского уровня (Евразийский банк развития, Антикризисный фонд и другие), формирование Таможенного союза — прямое свидетельство прогресса интеграции. Рождение этих форм было бы невозможным без личного содействия Н. Назарбаева. Важным является и предостережение Нурсултана Абишевича о постепенности интеграционных процессов.

Мы часто слышим о том, что интеграционные процессы в экономической области проходят слишком медленно. При этом причины называются различные. Часто ссылаются на позицию национальных элит, интересы внешних сил по дез­интеграции постсоветского пространства, на стремление к многовекторной политике руководства стран СНГ, на неравномерное распределение ресурсов между странами Содружества... Однако не следует забывать, что одновременно действуют объективные факторы другого рода, которые, казалось бы, должны способствовать экономической интеграции стран СНГ. Это огромный потенциальный рынок, наличие природных ресурсов в ряде государств, жизненно необходимых для всех членов СНГ, сохранившиеся до настоящего времени связи между субъектами экономики наших стран, возможности межгосударственного общения на русском языке и так далее. Возникает вопрос, почему же спустя более 15 лет после развала СССР интеграционные тенденции не победили?

Если объективно оценить взаимо­связи между странами СНГ в области экономики, то следует учесть, что в них продолжается процесс формирования национальных экономических систем. Он объективен и носит необратимый характер. Он еще не завершился. Мы часто недооцениваем силу и закономерность данного фактора. Каждая страна формирует свою систему экономических отношений. В период становления государственности более ясно и остро обнаруживается действие цивилизационных факторов, естественных ограничений, особенностей местоположения и размеров страны, которые во многом предопределяют специфику национальных экономических систем.

В этих условиях любые попытки реальной интеграции, требующей передачи части полномочий вне страны, воспринимаются негативно и рассматриваются как ограничение суверенитета. Упрощенный подход к экономике лишь как к системе рационального распределения ресурсов в условиях рыночных экономик, что свойственно узко-либеральному подходу, может игнорировать особенности национальных экономических систем. В результате на постсоветском пространстве формируются различные типы национальных экономических моделей.

Национальные экономики Беларуси и Узбекистана, например, обладают существенными особенностями по сравнению с Россией и Казахстаном. В особенно сложных условиях формируются относительно малые экономики Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана. Объективный и еще не завершившийся процесс выковывания систем неизбежно тормозит выработку единых экономических решений для стран СНГ, так как за этим стоит различный подход к воспроизводству экономики и обеспечению жизни народа каждой страны.

В современных условиях, и это особо видно в условиях кризиса, неизбежно возрастает роль евразийской идеи, реализация которой способствует установлению надежных связей геополитических соседей по евразийскому пространству. Другой фактор позитивного развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве заключается в конечном счете на постепенном формировании однотипных национальных экономических систем, основанных на современных прогрессивных тенденциях мирового развития, при учете неэкономических факторов развития стран Содружества.

Общие закономерности экономического развития противоречиво взаимодействуют с неэкономическими особенностями. При этом выявляются особые общие черты национальных моделей экономики стран Содружества, которые требуют более высокой роли государства и социальной устойчивости. Для экономик России и Казахстана роль государства во многом определяется наличием сходных естественных условий: большая территория, богатые природные ресурсы, значительные региональные различия... Отсюда — неизбежность большей доли трансфертов и государственного участия в экономике. В традициях большинства стран СНГ политическая традиция сильной государственности сочетается с особой ролью государства в решении социальных проб­лем. Наши страны обладают развитой традицией социальной справедливости. Сильные социальные традиции требуют внести в их реализацию ряд изменений, продиктованных рыночной основой экономики.

Формирование однотипных национальных моделей не устраняет политической независимости стран, но создает предпосылки для нового типа их отношений, основанных на взаимном партнерстве и применении одинаковых критериев и принципов к экономическому взаимодействию. Пример в этом отношении показывают Казахстан и Россия.

Альтернатив тесному экономическому сотрудничеству стран СНГ и их интеграции в долгосрочной перспективе нет. Экономический кризис катализирует интеграционные процессы на постсоветском пространстве и, более того, выявляет то, что разъединение стран СНГ угрожает развитию каждого государства в отдельности. Требуется создание системы постоянных и устойчивых межотраслевых связей экономик стран СНГ, что позволит создать своеобразный межгосударственный комплекс отраслей, ориентированный на обеспечение жизнедеятельности стран, включенных в региональную интеграцию занятости населения, внутреннего рынка, системы реальной национальной экономической безопасности. Выделение такого комплекса отраслей в реаль­ном секторе экономики на базе интеграции — сегодня первостепенная задача развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Фактически речь должна идти о создании замкнутого воспроизводственного комплекса группы стран СНГ, работающего на условиях самодостаточности. Следует подчеркнуть, что наибольшие перспективы для реализации такого подхода имеет формирование единого Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с выделением наднационального координационного экономического органа. Данное положение широко признается и обосновывается в ряде современных исследований по проблемам сотрудничества стран СНГ. Экономические усилия, предпринимаемые для создания такого союза Россией, Казахстаном и Беларусью, исключительно перспективны. Это — решающее звено интеграции сегодня. Слова Нурсултана Назарбаева о том, что формирование Таможенного союза выходит на финишную прямую, не могут не радовать всех искренних сторонников евразийской интеграции.

Добрососедство, равноправие, честное сотрудничество — необходимые условия для экономической интеграции стран СНГ. Только на этой основе могут быть осуществлены и другие долговременные проекты интеграционного характера — совместные транспортные проекты, развитие научно-технического сотрудничества инновационного типа.

В отличие от классического евразийства, выдвигавшего в качестве идеологической опоры на передний план православие, поликонфессиональный, созидательный потенциал евразийской идеи современного Казахстана основан на равноценности всех мировых религий и конфессий. Это нашло подтверждение в деятельности созданных по инициативе Президента страны таких общественных структур, как Ассамблея народов Казахстана и Форум мировых религий. Налаживая различные формы межкультурного, межконфессионального диалога, они способствуют духовному единению евразийских народов, развитию гармоничной полифонии языков, культур и религий.

17-18 марта 2008 г. в г. Астана состоялось заседание Организационного комитета по созданию Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых» (АЕЭКУ) с участием ученых-экономистов 9 государств Евразийского региона и представителей международных организаций, в том числе Секретариата Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества и Международного Союза экономистов.

Предложение по образованию такой международной некоммерческой независимой организации было высказано Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. на Экономическом Форуме в г. Санкт-Петербурге в 2007 г.

От МСЭ в работе Организационного комитета приняла участие директор МСЭ Плотникова Раиса Ивановна, академик Международной Академии менеджмента, заслуженный экономист РФ.
По итогам заседания Организационного комитета по созданию Ассоциации была принята резолюция, в которой все участники обратились с просьбой к Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А. дать согласие на избрание его Почетным Президентом Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых».

Н.Петраков избран председателем Наблюдательного совета вышеназванной ассоциации, и поэтому авторитетный российский ученый открыл пленарное заседание форума. Он остановился на вопросах экономической интеграции России, Казахстана и других стран восточных регионов СНГ, обозначив узловые проблемы, которые препятствуют этому процессу.

Ассоциации ставит перед собой следующие цели: – объединение усилий ученых-экономистов и практиков, представителей общественности для решения вопросов экономического развития, а так же содействия экономическому и социальному прогрессу государств-членов АЕЭКУ;

– участие в разработке и реализации национальных и региональных проектов и программ, направленных на ускорение экономического роста и стабилизацию экономического положения в государствах-членах АЕЭКУ;

– создание условий для всестороннего обмена идеями, опытом, знаниями в организации и управлении на макро- и микроуровнях;

– развитие экономического партнерства и деловых отношений с международными организациями;

– формирование условий стабильного развития экономики в интересах повышения жизненного уровня населения;

– развитие всестороннего сотрудничества между государствами в торгово-экономической, научно-технической и социальной областях.

В частности, речь зашла о необходимости реализации совместных проектов, которые позволят реанимировать принцип импортозамещения, решить проблемы экспорта ресурсов без первичной обработки.

Это вопрос, по мнению ученого, актуальнее даже, чем такая модная тема, как нанотехнологии. Да, за высокими технологиями будущее, и их нужно развивать. «Но мы живем настоящим, и уже на этом этапе способны поднять уровень конкурентоспособности национальных экономик хотя бы тем, что, например, будем экспортировать не круглый лес, а пиломатериалы, целлюлозу, картон, бумагу.»
Второй проблемный узел, рассмотренный Евразийским экономическим клубом — развитие инфраструктуры. И это прежде всего касается транспорта.
Также актуален вопрос по сближению денежно-финансовых и кредитных структур. Необходимость обеспечить совместное использование стабилизационных фондов для интеграционного инвестирования. Если на их средства будут создаваться новые рабочие места и покрываться потребности народного хозяйства, то это не приведет к инфляции. Как отметил в этой связи российский эксперт, большой профицит бюджета так же вреден, как и дефицит.

Специальный советник Генерального секретаря ООН по гендерным вопросам и улучшению положения женщин Рэйчел Маянджа рассмотрела в своем выступлении вопросы глобализации в гендерном аспекте.

Генеральный директор Института стратегических исследований Малайзии Махани Зайнал Абидин поделилась опытом своей страны по выходу из кризисных экономических ситуаций и озвучила рекомендации, которые могут быть полезны Казахстану на нынешнем этапе развития. В частности, говорилось о том, как управлять профицитом бюджета и избежать «голландской болезни» в экономике…

Нюансы экономической политики Украины раскрыл в своем выступлении Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
Паоло Гаронна, заместитель исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН назвал Центральную Азию сердцем евразийской интеграции. И в этом контексте рассмотрел роль Казахстана в регионе.

— Создание Евразийского клуба ученых является демонстрацией лидерской роли Казахстана в продвижении идеи евразийства, — подчеркнул он. Казахстан является страной, которая демонстрирует высокие экономические показатели развития.
П. Гаронна отвел высокую роль Центральной Азии и в том, что регион способствует и европейскому развитию.

Анализ, затрагивающий опыт Казахстана и Азербайджана по управлению нефтяными доходами, представил в своем докладе Норио Усуи, доктор, экономист Азиатского банка развития. Эксперт дал высокую оценку казахстанскому Правительству в этом аспекте. Что касается «узких мест» в экономике, то они, по мнению Н. Усуи, связаны с управлением частного капитала. Также он затронул в своем выступлении вопросы эффективного использования средств национальных фондов.

Развитию отношений в рамках ШОС был посвящен доклад заместителя заведующего отделом Европы Академии внешней торговли и экономического сотрудничества при министерстве коммерции Китая Лю Хуацинь.
По ее мнению, создание зон свободной торговли можно назвать сегодня наиболее популярной формой интеграции. Китай в настоящее время проводит активные переговоры о создании свободного торгового режима с 29 странами. И, как показывает практика, это заметно стимулирует развитие торговых отношений.

ШОС в этом отношении Китаем рассматривается особо. По данным статистики, в 2003 году торговый оборот между КНР и государствами — членами организации составлял 19,7 миллиарда долларов, но уже спустя четыре года достиг 67,4 миллиарда. И этот показатель, по мнению Лю Хуацинь, реально увеличить в разы.
Такой эффект даст формирование зоны свободной торговли. Эксперт, в частности, озвучила ожидаемые прогнозы в случае реализации инициативы. По ее словам, общий объем торговли государств — членов ШОС в этом случае обещает увеличиться на 34,1 миллиарда тенге, товарооборот — на 27 процентов, а уровень ВВП каждой из стран — на 1,2 процента.

Словом, необходимость более тесного экономического взаимодействия в условиях глобализации сегодня уже не вызывает вопросов. Только коллективные усилия позволяют адекватно и оперативно реагировать на изменения структуры мировой экономики, предотвращая кризисные тенденции и нивелируя их негативные последствия.
Роль Клуба ученых в этом контексте, как и проведение экономических форумов, обещает быть весьма полезной. Модератор встречи, министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, подчеркнул, что «создание подобных диалоговых площадок дает возможность вырабатывать конкретные предложения по взаимодействию в вопросах интеграции, расширению торговли, реализации различных экономических проектов.»

Основные различия можно подразделить на следующие:

- в основе идеи евразийства Президента Н.А. Назарбаева лежит историческое и философское миропонимание через преломление истории Евразии, как единого и неразрывного процесса истории человечества;

- идея евразийства далека от противопоставления Востока Западу, наоборот, Казахстан прилагает все возможное для объединения усилий западных и евразийских стран в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

- идея евразийства Н.А. Назарбаева шире восприятия классического евразийства, в качестве своеобразного, особого цивилизационного пути России. Она предполагает широкие историко-географические, экономические и культурные масштабы развития всех евразийских народов и стран;

- казахстанское евразийство не ограниченно академическими изысканиями, оно имеет реальные формы и практическое воплощение;

- идея евразийства, которая ассоциировалось преимущественно с российской историей, существенно расширила исследовательское поле. И в новейший исторический период неразрывно связана с Казахстаном. Евразийство сегодня не однонаправленный монолог, а широкий многосторонний диалог;

- идея евразийства Главы Казахстана Н.А. Назарбаева, лишенная антизападнических принципов существенно изменила сложившиеся традиции противостояния западного, евразийского и исламского миров, предложив новый формат по формированию Евразийского пояса безопасности. Известны практические шаги в этом направлении: для обеспечения безопасности в регионе по инициативе нашей страны создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, своеобразный аналог азиатский ОБСЕ. В долгосрочной перспективе СВМДА может рассматриваться в качестве базиса для организации по безопасности в Азии;

Евразийство имеет концептуальное значение в формировании современной архитектуры международной безопасности на пространстве Евразии и занимает одно из центральных мест в вопросах мировой политики;

Идея евразийства Н.А. Назарбаева свободна от позиционирования доминанты какой-либо страны или политической силы. В ее основе заложен принцип равнозначности и паритетности всех евразийских стран и их экономических интересов.

Главными принципами идеи евразийства, в качестве историко - культурного потенциала, идеологического и духовного мировоззрения является толерантность и многомерность. Это подтверждает евразийская консолидирующая составляющая в национальной политике, проводимой в республике сегодня;

И сейчас мы можем сказать, что благодаря взвешенной и перспективной политике евразийской интеграции Казахстана, евразийство приобретает общеконтинентальное значение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.

2.http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1148709660

3.http://www.contur.kz/node/1518

4.http://www.automan.kz/166501-aleksejj-vlasov-evrazijjskijj-proekt-nursultana.html

5. Назарбаев Н. Стратегия независимости. Алматы, 2003, с. 95.

6. Назарбаев Н. Стратегия независимости. Алматы, 2003, с. 85-86.

7. Ретивых А.В. Казахстан на стыке веков. Историческая роль президента РК Н.А. Назарбаева в формировании геополитической стратегии государства. Алматы, 2000, с. 116.

8. Ретивых А.В. Казахстан на стыке веков. Историческая роль президента РК Н.А. Назарбаева в формировании геополитической стратегии государства. Алматы, 2000 , с. П7-ПЗ.

9. Независимая газета. 1994. 21 июня.

10. Назарбаев Н. Вспоминая недавнее прошлое. Алматы, 1996. Цит. по: На пороге XII века. Алматы, 2003, с. 108.

11. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев. Логика перемен. Астана, 2001, с. 231.

12. Россия. Г6. 1995. 24 октября.

13.http://finanal.ru/003/evraziiskii-proekt-nursultana-nazarbaeva-soidutsya-li-vostok-i-zapad?page=0,2

 

http://www.academy.kz/

http://www.ruskline.ru/

http://www.inosmi.ru

http://www.zonakz.net

 

Вопросы:

1. Когда и при каких обстоятельствах Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. было выдвинуто предложение по образованию международной некоммерческой независимой организации АЕЭКУ?

2. К чему, на ваш взгляд, может привести формирование зоны свободной торговли?

3. Какова идея евразийства Н.А. Назарбаева?

4. Какие «три кита» Евразийской Идеи, сформулированы и практически реализованы, по инициативе Казахстана?

В чем, на ваш взгляд, заключается стратегическое предназначение Евразийского Союза?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты