Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие и особенности правозащитного отношения




Коренное изменение отношений в социальной жизни современной России не могло не отразиться на углублении научных подходов к современному представлению о понятии «правоотношения». Это понятие всегда занимало одно из центральных мест в системе правовых категорий. Происходящие в России изменения потребовали поиска новых подходов к осмыслению прежде всего понятий сущности, содержания правоотношений, а в конечном итоге и уточнения определения самой категории «правоотношения». До последнего времени в теории права остается преобладающей позиция позитивного права в определении понятия «правоотношения». Однако появляются исследования понятия «правоотношения» с позиции естественного, субъективного права. Это обстоятельство свидетельствует о наличии методологической проблемы в уточнении понятия «правоотношения»[406].

Традиционно правоотношение представляется как общественное отношение, урегулированное нормой права[407]. В широком смысле оно представляется как правоотношение, возникающее в виде особой формы социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством[408]. «Правоотношение, – считает Ю. К. Толстой, – трактуется как посредствующее звено между нормой и реальным общественным отношением, урегулированным нормой»[409]. «Правоотношения, – уточняет Д. А. Керимов, – являются особым видом общественных отношений, т. е. теми отношениями, которые превращают регулируемые законодательством общественные отношения одновременно в правовые. Правоотношение – это законодательство в действии, его практическая реализация. Оно характеризуется конкретной определенностью прав и обязанностей его участников»[410].

В юридической литературе по поводу понятия «правоотношение» на протяжении многих лет не утихает активная научная дискуссия, о чем справедливо замечала Р.О. Халфина[411], которая обращала при этом внимание на то, что одной из центральных проблем в дискуссии является проблема места субъективного права в правоотношении. Для полного и глубокого исследования указанной проблемы, на наш взгляд, нельзя обойтись без естественно-правовой теории. Одной из причин возвращения правоведов к естественному праву при уточнении понятия «правоотношение» является бурное развитие в последние годы теории права и прав человека, а также поиск новой методологической базы общей теории права. Указанная причина побуждает к выходу за рамки традиционных правовых представлений, сложившихся в советском праве. Именно по этому поводу делает замечание В. В. Лазарев: «Коль скоро фактически общепризнанным является существование естественных прав человека, коренящихся в его природе, в требованиях разума, то существуют и правоотношения без соответствующих им норм позитивного права»[412]. По мнению других авторов, правоотношения существуют в разных сферах жизни общества, и прежде всего в экономической, в сфере производства, обмена и распределения материальных благ[413], где они зачастую «получают санкцию закона»[414]. Высказанные идеи не могут быть реализованными без изменения методологии исследований права. Нельзя забывать, что на развитие современного понимания права в России конца ХХ в. несомненное влияние оказала марксистско-ленинская методология. С одной стороны, основу методологической базы советской юридической науки определило высказывание К. Маркса о том, что человек не является объектом права[415]. А с другой стороны, влияние марксистско-ленинской методологии проявлялось в использовании специальных методов, основанных на диалектико-материалистическом познании права и государства. Эти методы признавались универсальными, что создавало предпосылки вытеснения других методов познания[416]. Гипертрофирование такого подхода в познании привело к определенному кризису в области научных исследований в России в конце ХХ – начале ХХI в. Возвращение к признанию роли и значения общечеловеческих ценностей в теории права позволило создать условия формирования многовариантности подходов к исследованию социально-правовых отношений, в том числе использования в решении рассматриваемой научной проблемы богатого методологического инструментария, накопленного русскими учеными Л. И. Петражицким, Е. Н. Трубецким, Г. Ф. Шершеневичем, Н. М. Коркуновым, В. М. Хвостовым, П. Г. Виноградовым, И. В. Михайловским, С. А. Муромцевым, П. Е. Недбайло, Ф. В. Тарановским, а также учеными-юристами международного сообщества.

Применительно к исследованию понятия «правозащитные отношения» может вызвать определенный интерес использование понятия «абсолютные права», их связь с правами человека. Абсолютные права непосредственно включают в понятие «общих», «общерегулятивных» отношений в случаях, когда правомочию одного лица соответствует обязанность неопределенного круга лиц. Примером абсолютных прав может служить право собственности, права автора, изобретателя и т. д.[417] В этом ряду понятий особое место занимают права человека, право человека на правовую защиту, право на правовую защиту прав человека.Возможность обладания правами человека, быть носителем прав человека становится не только элементом правового статуса гражданина. Появляются предпосылки к введению понятий «правовой статус человека», «правосубъектность человека». При этом та абстрактная возможность, которая связывается с правом собственности, с авторским правом и которая может не перейти в действительность никогда в течение жизни человека, применительно к правам человека становится очевидной реальностью, где в качестве объекта правоотношения выступает право на правовую защиту прав человека, связывающее управомоченное лицо с обязанным, а также с нормами международного права, позитивного и субъективного права. Если подходить к пониманию абсолютного права с этой точки зрения, то понятие абсолютного права приобретает совершенно новый смысл и содержание.

Попытка введения в понятийный аппарат теории права категории «правозащитные отношения» еще не получила широкого признания. Более того, относительно нее еще не сложилось единого общетеоретического подхода. Идея введения понятия «правозащитные отношения» тесно связана с проблемой защиты прав человека, а также с проблемой исследования юридического содержания и сущности понятия прав человека. Несмотря на многообразие определений понятия «права человека», можно выделить ту общую часть, которая связана с тем, что каждый человек обладает правом притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Понятие «правозащитные отношения» тесно связано с понятием «защита прав человека». Сущность защиты прав человека – равная защита. В самом общем плане защита прав человека – это способ их обеспечения.

С разработкой теории правовой защиты как единого многоаспектного и полиструктурного явления выступил А. В. Стремоухов[418]. Разработка этой теории позволила выявить в качестве назначения защиты прав человека обеспечение индивидуальной свободы. Можно выдвинуть предположение, что именно в этом состоит историческая миссия института защиты прав человека. Основными путями достижения этой цели стали (и практика это уже подтверждает):

– выявление правовым способом прав человека;

– обеспечение их позитивации и реальной защиты.

Изучение проблемы защиты прав человека потребовало формирования и обоснования своей специфической методологии познания защиты прав человека, особое место в которой занимает системный метод изучения тех основных правовых категорий, которые формируют теорию правозащитного регулирования. Рассматривая проблему правозащитных отношений, следует указать на то, что это понятие тесно связано не только с такими понятиями, как «права человека», «право на правовую защиту прав человека». Не менее важной проблемой в этом вопросе является проблема исследования соотношения понятия «правозащитные отношения» с понятием «правоотношения». Именно с этим связана сложность раскрытия понятия «правозащитные отношения».

Следует обратить внимание еще на одну важную проблему, связанную с исследованием правозащитных отношений, проблему эволюции общего представления о категории «правоотношение» в юридической науке. По этой теме возникает достаточно много научных споров. В основном они сводятся к проблеме признания того факта, что рассмотрение правоотношения как общественного отношения, возникшего в результате таких предметных действий, которые были урегулированы правом, не имеет чисто юридической окраски, «…ибо общественные отношения, регулируемые правом, как уже говорилось, имеют свой предметный (не юридический) характер»[419]. Эта позиция активно разрабатывалась Ю. Г. Ткаченко, которая считала, что «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношений»[420]. Существует другая, также получившая научное признание позиция, где авторы считают, что правоотношение – это отношение между людьми, урегулированное нормами права[421], это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников[422]. Эта позиция разделяется и нами.

В юридической науке права человека и их защита еще не подвергались анализу в плоскости общих правовых предписаний, однако то обстоятельство, что именно они являются социально-юридическими формами опосредования связи социально-природных основ прав человека и их защиты с соответствующими правоотношениями, не вызывает сомнений.

Правозащитные отношения – явление новое в нашей правовой системе, а потому фактически еще не исследованное специалистами. Отмечая это обстоятельство, Н. И. Матузов пишет: «Необходимо сказать, что практика реализации фундаментальных естественных прав человека у нас пока небогата, поскольку сами эти права официально признаны и законодательно закреплены сравнительно недавно. Этой практике еще предстоит сложиться, а науке придется ее изучать и обобщать»[423].

Анализ правозащитного отношения в интересующем нас аспекте предполагает, во-первых, выделение его из общего ряда правоотношений, а во-вторых, установление и исследование состава правозащитного отношения. При этом следует соблюдать следующее правило, сформулированное Л. Д. Воеводиным: «Выявляя нужное правоотношение из всей массы смежных с ним отношений, необходимо заботиться о том, чтобы установить все существенные признаки фактического состава данного правоотношения, которые в своей совокупности дают полную его картину, без каких-либо изменений, таким, каким оно имеется в реальной действительности»[424].

Правозащитные отношения – во многом особые правоотношения. Но это именно правоотношения, поскольку им присущи все обязательные черты последних, преломленные через их специфику. Укажем на следующие их особенности:

1) они возникают на основе такого юридического явления, как право на правовую защиту прав человека. Именно это право порождает правозащитное отношение независимо от того, зафиксировано оно в национальном законодательстве или нет. В любом случае индивид вправе и самостоятельно, и с помощью других субъектов осуществлять защиту своих прав, инициируя их осуществление в рамках правозащитных отношений, как личных полномочий, так и полномочий официальных и общественных внутригосударственных, международных правозащитных органов и организаций[425];

2) они характеризуются юридической связью сторон, в которой управомоченная сторона (субъект права на правовую защиту) возлагает соответствующую юридическую обязанность на другую;

3) осуществление права человека на правовую защиту и исполнение связанной с ним юридической обязанности обеспечены возможностью государственного и международного принуждения, но могут быть реализованы и без вмешательства правозащитных органов и организаций.

Указанные черты позволяют выделить правозащитные отношения из всей массы других правоотношений, складывающихся в самых различных областях системы правовых отношений. К числу этих черт прежде всего надо отнести следующие:

– волевые отношения между людьми, вовлеченными в процесс реализации права человека на правовую защиту;

– отношения между государством (его органами) и каждым отдельно взятым человеком, социальными группами и обществом в целом;

– отношения внутри государства, между его органами по поводу нормативно-правовой и организационно-правовой защиты прав человека;

– отношения между государствами по поводу и в связи с защитой прав человека;

– отношения между государством и учреждениями и организациями международного сообщества, занимающимися вопросами защиты прав человека.

Права человека оказывают идеологическое воздействие на государство, создавая предпосылки построения в целом социально-правовых отношений на принципах уважения, соблюдения и защиты прав человека.

Выделенные нами особенности и специфические черты правозащитных отношений позволяют определить их основные признаки.

1. Правозащитное отношение безусловно является общественным отношением и одним из видов правоотношений. Его возникновение обусловлено результатом действия прав человека в случае их нарушения. Это отношение – результат не только сознательной деятельности человека. Оно формируется прежде всего государством, на которое возлагается обязанность защиты прав человека. Как правило, государство эту обязанность возлагает на себя добровольно. Это отношение поддерживается официальным международным, государственным и общественным контролем.

2. Правозащитное отношение – волевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает определенную волю, для возникновения правозащитного отношения необходима еще правозащитная активность хотя бы одной его стороны.

Правозащитное отношение является сочетанием одновременно воли государства, закрепленной в норме, и воли участников, обладающих правом на правовую защиту прав человека. Человек, обладая субъективными правами, включающими в себя право на правовую защиту прав человека, в случае их нарушения обращается в компетентные государственные органы и учреждения за защитой нарушенного права. Для восстановления нарушенного права и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав человека включается механизм воздействия норм позитивного права, гарантом реализации которых выступает не только само государство, но и компетентные органы и учреждения международного сообщества.

3. Правозащитное отношение – это многоуровневая связь, обеспечивающая взаимодействие человека с региональными, национальными общественными движениями, организациями, государственными органами управления и органами местного самоуправления, с одной стороны, и с другой – с общественными и официальными организациями и учреждениями международного сообщества посредством сложившихся (позитивных) и возникающих по поводу нарушения прав субъективных прав и юридических обязанностей (в качестве которых могут выступать физические и юридические лица). Это особая форма связи. Это связь через права и обязанности, которые закреплены как в нормах позитивного права, так и в нормах субъективного права.

4. Правозащитное отношение – особое отношение еще и потому, что на государство возлагается обязанность защиты этого отношения. Более того, на государство возлагается обязанность обеспечивать действие норм, регулирующих право на правовую защиту прав человека в случае нарушения прав человека, что составляет основу действия и осуществления прав человека.

Проведенный анализ содержания правозащитных отношений создает основания для формулирования понятия «правозащитные отношения».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты