Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сталинская конституция и курс ВКП(б) на дальнейшую большевизацию в СССР 1936-39 годы.





Начать от конституции и идти к 18 съезду партии. Политика к русскому этносу, план «3Д», развитие культуры народов
В 1930-е происходит процесс создания национально-административных единиц, таких как национальные районы, появляются сельсоветы. К концу 1933 года существовало около 250 национальных районов, 5000 сельсоветов. Итогом стало дробление по этнической принадлежности, что привело к национальной замкнутости и экономической неэффективности.
С 1921 по 1941 годы произошло значительное повышение уровня грамотности – грамотными были уже более 60 миллионов человек, одновременно причинами и результатами данного факта являлось издание книг на национальном языке, открытие национальных школ, театров, домов культуры.
В тоже время происходит ломка национальных традиций кочевых народов – их переводят на оседлый образ жизни. Такая модернизация хозяйственной жизни наносила удар по традиционному устоявшемуся укладу жизни ==> восстания. В ответ на волнения -репрессии власти.
В 1937 году появляется тезис об обострении классовой борьбы, в том числе борьбы против местного национализма – начало показательных процессов и репрессий в национальных районах.
В основе национальной политики - русификация как главный метод, но из-за тезиса Ленина о великорусском шовинизме началось игнорирование национальных интересов русских: борьба с колонизаторством (выселение русских из нац. районов), приближение народов респ-к к управлению (коренизация управления).
В 1930 Сталин сказал, что развивать культуру нужно до тех пор, пока она способствует укреплению социализма – это в том числе выразило необходимость ограничения свободы творчества, действующего «разлагающе».

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Ведение СССР - вопросы войны и мира, МО, прием новых членов, образование новых административно-территориальных единиц, границы, внешняя торговля, ГБ, оборона, бюджет, судопроизводство.

По Конституции'36 каждая республика имела право иметь свою собственную (не противоречащую Союзной) конституцию. Вопросы территории оставались в компетенции общесоюзных органов. Ее территория не может быть изменена без ее согласия. В 1940г. - в результате мирного договора с Финляндией появилась Карело-Финская ССР (просуществовала до 1956г.). 1940г. - потребовали от Румынии вернуть Бессарабию => объединение Бессарабии с Молдавской АССР и образована Молдавская ССР. Лето 1940г. - решение Верховного Совета о включении в состав 3-х прибалтийских республик. Война выявила потенциальную шаткость и видимую прочность союза. Увеличение числа неподконтрольных идейных и политических течений.

В этой Конституции усилились унитаристские тенденции. Ни в конституции 1924 и 1936 года, нет термина федерация, есть только понятие «союзное государство».

Главный акцент делается на социальный признак созданной федерацией. СССР – социальная федерация рабочих и крестьян. Представительство союзных республик сокращается на федеральном уровне (32 от союзных республик и 11 от автономных)

На 18 съезде партии говорилось о том, что социализм в основном построен, теперь можно приступать к строительству коммунизма. Теперь нужды были новые задачи и программа. Прежде всего, надо было бороться против русофобии. Даже в 1936 году Бухарин говорил о том, что русский этнос – нация Обломова,русский этнос находится в неоплатном долгу перед другими этносами, о том, что русский этнос должен стоять ниже других. Нарком просвещения говорил о том, что надо запретить патриотическое воспитание, у рабочих нет родины, Луначарский предлагал вообще перейти на латиницу. Крупская вообще запретила печатать русские народные сказки. Троцкий заявляет, что Россия – дыра мировой цивилизации. История – это политика, опрокинутая в прошлое. В России Покровским издается история России в самом сжатом виде и малая советская энциклопедия. Это очень идеологизированные книги, тотально извратившие историю.

Сталин первым выступил против очернения русской истории. Он заявил, что раньше у русских рабочих и крестьян отечества не было, но теперь власть рабоче-крестьянская и них отечество появилось, его надо оберегать и защищать.

Теперь в газете «Правда» было написано, что русский народ – первый среди равных. Русский – старший брат всех народов. В 1938 году Сталин называет русский народ великим. Начинается реабилитация русского народа. Наконец-то реабилитировали всех русских классиков.

Задача – пропагандировать историю России, выходят фильмы, присуждаются Сталинские премии. Роль и место русского этноса в прошлом и настоящим восстанавливаются. Русский этнос должен был стать основой и цементом его режима. Ленин был лидером партийным, пролетарским вождем, а Сталин был еще и общенациональным лидером.

Был создан социалистический патриотизм: идеологическая преданность, но и уважение исторических традиций. Задачи:

1. Интернационализация всех сторон жизни советского общества

2. Формирование социалистических наций

3. Единение социалистической наций для формирования новых общностей «советский народ»

План 3 «Д» Сталина.

Декоренизация (вводится должность второго секретаря партии и первого заместителя правительства – направленных Москвой, но все первые лица – должны быть национальными представителями. Исключение – Украина и Белоруссия)

Деполитизация. Культура национальна по форме, но социалистическая по содержанию. Молодое поколение отсекалось от своего культурного наследия.

Денационализация. Языковая консолидация народов СССР. Изучение собственного языка, но с обязательным изучением русского языка. Ликвидация национальных частей в Красной Армии.

63. Несостоятельность политики царизма в польском вопросе: причины неудач и ложные подходы к решению проблемы.

Политику царизма в польском вопросе нельзя назвать успешной в силу некоторых причин, не последняя из которых - нетипичность той самой политики царизма. Говоря о польском вопросе, прежде всего мы должны упомянуть, что в отношении Польши русские власти пошли по непривычному для себя пути – вместо деликатного и ненавязчивого влияния на зависимые земли, царизм принял решение активно ассимилировать польскую элиту и интегрировать польские земли в состав империи. На протяжении всего 18 века Россия всячески способствовала усилению своего влияния на польской территории.

Кроме этого, в Польше встал вопрос антагонизма шляхты и крестьянства. Их постоянное противостояние не позволяло вести речь о единой польской нации, ослабляло и разрушало ее. Этим Польша коренным образом отличалась от России, где не было прямого противостояния мужика и барина, а было лишь затруднённое понимание положения каждой из сторон, весьма далекое от реальности.

Также не следует забывать, что Царство Польское было старым государством со своими культурными пластами и устоявшимися психосоциальными моделями поведения. Любые изменения, связанные с вхождением в зону влияния России, несли за собою снижение уровня статуса государства до вассального. При этом сохранялись все атрибуты суверенного государства, что приводило польскую элиту в крайне сложное и противоречивое положение. Естественно, вина за это возлагалась на РИ, что вело к росту антирусских настроений.

Александр I стремился интегрировать польскую элиту в элиту РИ путем политики кнута и пряника, а также раздаче мнимых гражданских свобод (речь идёт о Конституции 1815 года, появление которой было совершенно бессмысленным, так как попытка дать основной закон обществу, не имеющему в себе ничего гражданского, была заранее обречена на неуспех.)

Николай первый продолжил дело Александра и приложил ряд усилий для формирования и настраивания против себя польской элиты. Курс на колонизацию, языковую ассимиляцию, интеграцию и прочие «ацие-яцие», подкреплённые такими мерами как:

 

1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским. Польская шляхта получила права российского дворянства.

1839 г. – создан Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения;

1839 г. – польские воеводства переименованы в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов;

1841 г. – в Царстве Польском вводятся российские деньги;

1846 г. – ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти;

1848 г. – введение русских стандартов и весов;

1850 г. – ликвидируются таможенные границы.

введение в регион российского жандармского корпуса и русской цензуры.

Все вышеперечисленное приводит к консолидации польской элиты против внешнего врага – РИ, теперь шляхтичи противопоставляют себя царской администрации, а напряжение среди самого польского народа растёт.

На трон восходит либерал Александр второй, и Польше на какое-то время жить становится лучше, жить становится веселее – польский язык вновь становится официальным, университеты открывают свои двери, в 1861 году возобновляет свои функции Госсовет, а в 1862 Царство Польское получает внутреннюю автономию.

Однако в 1863-1864 ВНЕЗАПНО случается восстание. Впрочем, всё не так уж и внезапно. Оказывается, подстрекательства к революции начались ещё в 60м в Варшаве, так как Органический статут 1932 года всё будоражил молодые польские умы. Существует вероятность, что во многом истерика у панов случилась из-за притеснений католической церкви (очень нетолерантное имперское правительство).

После восстания снова курс на русификацию - Введение русской цензуры

в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии);

1875 - во все начальные школы;

1879 - наказания за употребление польского языка в стенах школы.

Закрытие Вильнюсского университета, основание бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным);

В то же время аграрная реформа 1864 по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян - против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания. Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Судя по всему, царь-либерал так и не понял, чего он хотел касательно Польши, поэтому в 1875 голу подчинил всю судебную систему Польши России (однако, иногда допускались отступления от общероссийской практики), и в 70х провёл гминную реформу - ) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидирована патримониальная власть помещика.

 

При Александре третьем мороз крепчал. Он не любил поляков вообще и польскую шляхту в частности. Русификация, и ещё раз русификация.

Николай второй решил поляков умаслить, поговорив о восстановлении автономии (ещё бы, жареный петух, то бишь нацвопрос, уже клюнул). Что восстанавливать? Территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе.

При этом всё так же не любим католиков - 1905 - усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью.

Пока не случилось революции 1905 года, ничего основательного не происходило. Но «весна народов» смыла русский гнет с гордой польской земли. В 1905 г - Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы); разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах.

А потом случилась Первая мировая, где уже никакая нацполитика помочь ничем не могла. Поляки сказали русским «гудбай».

Выводы: царизм метался из стороны в сторону – то русифицируем как можем и наплевать на польское самосознание, но как только случается восстание – империя добра и мила как никогда. Даем автономию, гражданственность и прочее. Но это до поры до времени. Облажались с церковью, она много для поляков значила, а мы так нетактично с ней. Жадничать вредно.

64. Национальная политика царизма в оценках Абдулатипова.

Р.Г. Абдулатипов – политик и государственный деятель, ректор Московского государственного университета культуры и искусств. В 1988 году стал консультантом отдела национальных отношений ЦК КПСС. Под его руководством разработана Программа национального возрождения народов России, а впоследствии и Концепция государственной национальной политики (1992г.) В 1998–1999 годах – занимал пост Министра национальной политики Российской Федерации.
В СМИ часто публикуется оценка Абдулатипова национальной политики в России в 20-нач. 21в. С тезисами, выдвигаемыми профессором, часто можно поспорить. Интересна его оценка национальной политики Российской империи в 1900-1917гг.
Так, профессор утверждает, что начало 20 в. - это потворство и стимулирование властью национал – шовинизма и взрыв национал-сеператизма. Правда, непонятно на каком основании автор делает такой вывод. Якобы в период правления Николая 2 было массовое нарушение прав и свобод национальностей. Также автор акцентирует внимание, что 20 век начался с ужесточения национальной политики. Но это высказывание противоречит действительности (например, указом Николая 2 было разрешено выходить из православия, в Манифесте 17 октября разрешается создавать политические партии, принят указ о выборах в государственную думу).
*Принципы национальной политики царизма:

-сотрудничество с местными элитами

условие: наличие земли, крепостных

-невмешательство во внутреннюю структуру жизни народов

-веротерпимость

-быть инородцем было выгодно

-национальность не была преградой для карьерного роста

-все народы были не объектом, а субъектом общественного развития

-Российская Империя гарантировала безопасность жизни и имущества

-скачок в социально-экономическом развитии

-приобщение к мировой культуре

Абдулатипов выдвигает сомнительный тезис о постоянных попытках обвинить во всех драматических событиях инородцев, что проявлялось в их недопущении в Государственную Думу. Но ни о каком «недопущении» речи не было! «Инородцы» были допущены в ГосДуму, существовали национальные фракции (польская, финская).
Профессор обвиняет Николая 2 в организации еврейских погромов нельзя. Однако царское правительство России никогда этим не занималось. В частности, Николай 2 широко обещал применять помилование к погромщикам. Абдулатипов пишет, что евреи не могут участвовать в волостном земстве, но ведь в сельских районах евреев не было.
Абдулатипов оценивает документы царской власти, которые не были приняты, но он выдает их за реальность. Например, в положении о выборах в гос. думу. запрещалось участвовать в выборах бродячим инородцам. Еще раз отметим, документ не был претворен в жизнь.
Первая революция в Российской империи в оценках Абдулатипова превращается в русскую. Но русский этнос не был инициатором и не играл ведущей роли в этом движении. Утверждается, что национальный вопрос являлся первопричиной распада России, что не верно. Первая мировая война не вызывала приступов национал - шовинизма. Все депутаты государственной Думы поддержали Россию в начале войны. Был только патриотизм.
Некорректно утверждать, что укрепление унитаристских тенденций противоречит российскому менталитету. Идея унитаризма всегда была сильна на Руси, начиная с татаро-монгольского нашествия.
В статье дается неправильная оценка идей большевиков, якобы они были близки народам, хотя национального компонента в них не было. Большевики нашли сторонников своих социальных лозунгов, а не как ни национального вопроса. И совсем неправильно утверждать, что национальная политика большевиков предрешила исход революции.
Таким образом, несмотря на то, что Абдулатипов долгое время занимался вопросами национальной политики, им были допущены серьезные погрешности в оценках национальной политики царизма начала 20в.
65. Сравнительная характеристика финского и польского этносов накануне вступления в состав России

Несмотря на то, что Великое Княжество Финляндское, как и Царство польское, относилось к западным цивилизациям, имели важное военно-стратегическое положение, были населены в основном нерусскими, различия в уровне развития и складывании жизни этносов накануне вступления в состав России оказались ощутимыми.

Этническая и языковая обособленность (норманны с запада, славяне с юга) в совокупности с увеличением количества субпассионариев могла привести к исчезновению финского этноса за несколько веков до вступления в Россию, но, к счастью, это не произошло. Тем не менее, финский этнос претерпел множество изменений: под влиянием более сильного шведского этноса, финское население приняло протестантизм, а финский язык утратил былую популярность: официальные власти и судьи говорили на шведском, духовенство и ученые предпочитали латынь, а купцы и зажиточные горожане - немецкий. Финский язык оставался языком простонародья, все документы в Финляндии составлялись на шведском языке. Нужно отметить тот факт, что население было практически 100% грамотным, поскольку во главу угла лютеране ставят Библию, и читать её умели почти.

Финский этнос заимствовал новшества у более развитых народов. Например, в такой области культуры, как архитектура, из специфически финского на территории страны можно было найти, пожалуй, только полуразрушенные и заброшенные сооружения на окраинах территории.

Финский этнос представлял из себя малый, молодой, или, другими словами, крестьянский этнос: национальная элиты на территории ВКФ накануне вступления практически не существовала (финны не были допущены до управления в Швеции, население несло тяжёлое налоговое бремя, отсутствовало подлинное самоуправление). Как уже говорилось, это также выражалось в отсутствии высокой культуры и в отсутствии традиций государственности. Финское самосознание и культура начнут формироваться уже в составе России (кстати, еще до Фридрихсгамского мира Ф. заявила о своем желании войти в состав России). В составе же Швеции Финляндия в правовом и административном отношениях оставалась не только рядовой, но даже более бесправной, чем коренные шведские, провинцией. Она не имела подлинного самоуправления. Хотя за Финляндией закреплялось право посылать своих представителей в шведский риксдаг (парламент), но количество ее делегатов здесь было такое же, как всего у одного города — Стокгольма. В риксдаг при этом избирались не финны, а представители местной шведской знати.

Благодаря правильной политике Александра 1 и последующих правителей России, ВКФ получает статус автономии, практически самостоятельного государства, что не препятствует естественному развитию внутренней жизни страны. Благодаря умеренным реформам (1722 год «Форма правления», 1789 год «Акт соединения и безопасности») финнам была обеспечена спокойная жизнь, сначала по былым шведским традициям, а затем по собственным, новым правилам. Таким образом, в составе России финский этнос обосабливается и становится сильным и самостоятельным.

Что касается польского этноса, то он относился к числу “старых или дворянских наций». В польском обществе важную роль играли многовековые традиции государственности, передававшиеся из поколения в поколение, высокий уровень национального самосознания. Старый польский этнос обладал единой на всей территории католической верой, а также высокой культурой, литературным языком и собственной элитой.

Польская национальная элита (шляхта) представляла собой обособленное ядро, носителя национального самосознания, при этом она отличалась самостоятельностью и многочисленностью и старалась противостоять любым вмешательством во внутренние дела Царства Польского и отличающаяся антицаристскими и антирусскими настроениями. Именно в кругах польской шляхты решались вопросы налогообложений, кредитов, выборов короля. Чрезмерная самостоятельность шляхты в процессе складывания управления территорией Царства Польского в составе России в дальнейшем приведёт к сокращению её прав и снижению статуса.

Что касается национального языка, то население читало и общалось исключительно на польском языке, включая некоторые диалектические различия в разных регионах государства. По Конституции 1815 года на территории Царства Польского родной язык также был сохранен во многих сферах деятельности : делопроизводство, образование, в системе управления и других.

Таким образом, разность этих двух этносов заложила разность подходов в управлении этими двумя территориями. Более «слабая» финская нация, в которой не была еще сформирована национальная элита, была более лояльна к царской политике России, чем польская нация. По этой причине финнам в дальнейшем будет предоставлена широкая автономия, которая будет способствовать развитию финской народности, а Польша - нация с длинной политической культурой – будет регулярно выдвигать политические требования с целью отделения, которые не будут иметь решения, т.к. Россия не будет готова предоставить Польше полную политическую автономию.

Сталинский план автономизации и усиление унитаристских тенденций в национальном строительстве СССР 1922-39

Идея национал-большевизма как построения социализма в одном отдельно взятом государстве впервые была провозглашена на 14 съезде ВКП(б) в 1925г., который вошел в историю как съезд индустриализации страны. В ходе этого съезда была поставлена задача построения социализма в одной отдельно взятой стране, что означало, в свою очередь, отказ от мировой революции и предательство интересов международного коммунистического рабочего движения.

Дальнейший процесс национального строительства в СССР, финальной точкой которого стало принятие Конституции СССР 1936г. , был отмечен, с одной стороны, усилением унитаристских тенденций. С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточилось в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами изменился в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления. С другой же, этот процесс национального строительства являлся фактически реализацией сталинского плана автономизации. Доказательством этому служит тот факт, что в 1922г. существовало 7 автономных республик, в 1924г. – уже 15 союзных республик, а в 1936г. – 15 автономных республик. Таким образом, процесс автономизации проходил на всесоюзном уровне.

Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР.

За право являться автономной республикой административно-территориальные образования должны были принять участие в социалистическом соревновании, удовлетворяя при этом ряду критериев, а именно: иметь окраинное положение, титульная нация этих республик должна была составлять большинство населения, а его общее количество – равняться не менее чем миллиону человек.

Окончательным воплощением сталинской модели решения национального вопроса в одной отдельно взятой стране стало принятие Конституции 1936г.. оформленной диктатом сверху – указом Президиума ЦК ВКП(б).

По Конституции 1936г. Союз Советских Социалистических Республик объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян, то есть акцент делается именно на советское государство как социалистическое государство в отличие от трактовки по

До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (к числу первых учредителей Союза - РСФСР, Украине, Белоруссии и ЗСФСР - добавились Узбекистан, Туркмения и Таджикистан). Теперь круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 - за счет прямого вхождения в него, по новой Конституции, Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую федерацию, прекратившую с этого времени свое существование.

Конституция 1924г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция же 1936г. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные ученые называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. дает немало оснований для такого вывода.

К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятельность союзных республик.

Конечно, это была определенная тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, закрепленных Конституцией 1936 г. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра. Таким образом, Конституция 1936г. стала воплощением сталинской модели решения национального вопроса в одной отдельно взятой стране.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты