Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стилистические фигуры.




Прежде чем перейти к подробному рассмотрению модных и современных эффектов, рассмотрим ещё несколько классических приёмов украшения стихотворения. В частности, стилистические фигуры, к которым относятся анафоры, инверсии, повторения, а также риторические вопросы, умолчания, эллипсы и другие.

Анафора — повтор созвучий или одинаковых слов в начале каждой строки стихотворения.

Сколько мчащих сандалий!

Сколько пышущих зданий!

Сколько гончих и ланей —

В убеганье дерев! (М. Цветаева)

Анафора подразумевает собой перечисление чего-то, но при этом она подчёркивает это перечисление, создаёт накал, постепенно увеличивая напряжение. Это в данном случае. Порой она, наоборот, сбрасывает напряжение, когда в перечисление входят, к примеру, тютчевские красоты природы. Анафора бывает лексическая (в приведенном примере, то есть начальные слова повторяются), синтаксическая (повторяются целые словесные обороты), звуковая (повторяются сходные звуки в разных словах) и строфическая (повторение имеет место не в каждой строке, а в каждой новой строфе).

Вообще, перечислениеодинаковых или подобных явлений это очень хороший ход, позволяющий держать читателя в неведении, что же произойдёт дальше, но при этом не давать ему скучать. Подобные перечисления могут быть весьма и весьма разнообразными. Например, у Гумилёва:

Вы все, паладины Зелёного Храма,

Над пасмурным морем следившие румб,

Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама,

Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганон Карфагенянин, князь Синегамбий,

Синдбад-мореход и могучий Улисс,

О ваших победах гремят в дифирамбе

Седые валы, набегая на мыс!

Гумилёв вписывает в стихотворение перечисление великих мореплавателей. При этом он не только красиво приспосабливает прихотливые иностранные имена к стихотворной строке. Он учит. Неужели вы, прочитав подобные строки, не заинтересуетесь, кем же был тот самый Лаперуз или Гонзальво…

Здесь мы видим пример аллитерации, захватывающей перечисляемые синонимические глаголы в первой строке (элемент художественной тавтологии), а затем инициативу «перехватывают» уже существительные. Естественно, перечисляемые предметы должны быть подобны.

Иногда стихотворение, даже длинное, состоит только из сплошного перечисления каких-либо событий, предметов, действий, характеристик. Например, «Открытка из Лиссабона» Бродского. Она начинается строкой «Монументы событиям, никогда не имевшим места:», а затем идут эти самые события (несостоявшиеся кровопролитные войны, фразы, проглоченные в миг ареста, помесь голого тела с хвойным деревом, создатель двигателя с горючим из обрывков воспоминаний, обнажённые конституции…). У Михаила Щербакова есть уникальная по своему построению песня «Очнулся утром». Она нерифмованная, первый её куплет (19 строк) это последовательное перечисление событий человеческой жизни в один день:

Очнулся утром весь в слезах. Лицо помыл. Таблетку съел.

Преобразился. Вышел вон. Таксомотором пренебрёг.

Не потому, что денег мало. Вообще ни почему.

Полез в метро… И так далее.

Второй подобный куплет представляет собой сумасшедшее перечисление человеческих свойств, которые окружают героя первого куплета.

Нас тут полно — таких серьёзных, целлюлозных, нефтяных,

Религиозных, бесполезных, проникающих во всё,

Желеобразных, шаровидных, цвета кофе с молоком,

Таксомоторных, ярко-чёрных, походящих на бамбук… и так далее.

Это, конечно, перебор. Не стоит злоупотреблять повторениями точно так же, как и звукописью. Но иногда поиграть с этим эффектом можно.

Особым видом повторения является анадиплосис повторение конца стиха в начале следующего. Прием весьма древний:

......Откуда придет моя помощь

Моя помощь от господа... (Псалом 120, ст. 1-2)

Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим,

Иерусалим, устроенный, как город, слитый в одно. ( Псалом 121, ст. 2-3)

Конечно, очень важную роль в поэзии играет инверсия, то есть нарушение общепринятой последовательности речи, придающее фразе новый выразительный отрезок. Возьмём классическое четверостишие:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Если бы мы писали прозу, мы бы сказали так: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?» Совсем другая фраза. А инверсия позволяет вписать прозаическую фразу в стихотворный размер и сделать акцент на нужных словах.

Эффектно выглядят в стихотворениях антитезы (противопоставления):

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой… (А. Пушкин)

Чаще всего на антитезах строится либо целое стихотворение, либо его законченная часть, объединённая общей идеей.

Наиболее распространённым и эффективным средством художественного украшения является, безусловно, метафора. На поиске грамотных метафор я остановлюсь чуть подробнее. Метафора это, по сути, переносное значение слова, употребляемое вместо основного понятия.

Сама по себе метафора это разновидность тропа. Троп это общий термин, обозначающий замену понятий. К тропу также относится метонимия (замена слова другим, но сходным, смежным, подобным, по сути, синонимом, а не образом), сравнение, гипербола (преувеличение) и так далее. Но ни один из видов тропа не является столь сильным стилистическим средством, как метафора.

Поиск красивой метафоры не так и сложен. Просто он зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть этой заменой. Например «созвездие Девы» можно красиво заменить на «созвездие женщины, не знавшей мужчин» это хорошая метафора (хотя похоже на метонимию), которая пытается завуалировать истинное значение.

У Гумилёва, к примеру, в замечательном «Укротителе зверей» всё стихотворение, по сути, метафора.

Снова заученно-смелой походкой

Я приближаюсь к заветным дверям.

Звери меня дожидаются там,

Пёстрые звери за крепкой решёткой.

Будут рычать и бояться бича,

Будут сегодня ещё вероломней

Или покорней — не всё ли равно мне,

Если я молод, и кровь горяча.

Первые две строфы вводят нас в обстановку, мы вплываем в стихотворение, видим молодого смелого укротителя, привычно демонстрирующего публике своё искусство. Всё, кажется, вполне конкретно. Но…

Только я вижу всё чаще и чаще,

Вижу и знаю, что это лишь бред,

Странного зверя, которого нет,

Он — золотой, шестикрылый, молчащий.

Долго и зорко следит он за мной

И за движеньями всеми моими.

Он никогда не играет с другими

И никогда не придёт за едой..

Вот и метафора. Пока нам непонятно, что это за волшебный зверь в грёзах укротителя. А Гумилёв развивает метафорический оборот дальше.

Если мне смерть суждена на арене,

Смерть укротителя — знаю теперь —

Этот, невидный для публики, зверь

Первым мои перекусит колени.

Это вершина стихотворения, самый накал страстей и страшный обрыв. Зверь несёт укротителю смерть. Но что за зверь?

Фанни, завял вами данный цветок.

Вы, как всегда, веселы на канате.

Зверь мой, он дремлет у Вашей кровати,

Смотрит в глаза Вам, как преданный дог.

Потрясающая метафора. До последней строфы в голову даже не приходит мысли о том, что стихотворение о любви. А оно именно о любви и ни о чём более.

Сильные метафоры «населяют» стихи Олега Медведева. Например, смерть он изящно вуалирует, как поезд, идущий в небо на Сурхарбан (народный татарский праздник).

«Ты засыпал под напев турбин, просыпался под храп коней…»

Что ж ей тебя ждать, если не жизнь — мёд,

Ей позвонят в пять, скажут, что ты мёртв,

В пять тридцать пять ты сядешь в свой поезд.

Тут присутствует и элемент метонимии: звонок девушке даёт знать о смерти ещё до того, как слушатель доходит до слова «мёртв».

Итак, метафора и метонимия являются разновидностями тропа. Троп это оборот речи или слово в иносказательном значении. Просто я так сильно вдался в метафоры, потому как они наиболее распространены и наиболее эффектны из всех других разновидностей. К тропам также относятся: гипербола (преувеличение: «реки крови», «море смеха»), литота (противоположность гиперболе; намеренное преуменьшение: «мужичок с ноготок»), перифраза(замена одного слова описательным выражением, передающим смысл: «царь зверей» вместо «лев»), олицетворение(прозопопея, персонификация, вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: душа поёт, река играет…), синекдоха (вид метонимии, название части вместо целого или наоборот — Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?)

Поэты широко пользуются такими стилистическими фигурами, как сравнение (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой: «сильный, как лев»), аллегория (образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа: лев сила, власть; правосудие женщина с весами), гротеск(изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях), ирония(выражение насмешки или лукавства посредством иносказания), сарказм(презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии), аллюзия (намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения: "слава Герострата"), антитеза(сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...»), антифраз(употребление слова в противоположном смысле: «герой», «орёл», «мудрец»), бессоюзие (асиндетон, предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок),

многосоюзие(полисиндетон, избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску), градация (последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи), инвектива(резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры), апофазия (автор меняет или опровергает высказанную им ранее мысль), метатеза (перестановка звуков или слогов в слове или фразе, комический приём: обветрится обвертится, перепёлка пеперёлка, в траве кузнел сидечик…), катахреза(сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое: когда рак свиснет, поедать глазами...), оксиморон(сочетание контрастных, противоположных по значению слов: живой труп, гигантский карлик), параллелизм (тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ), хиазм(вид параллелизма, расположение двух частей в обратном порядке: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»), парцелляция(экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»), силлепс(объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении: «У кумушки глаза и зубы разгорелись»), симплока(повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце: «И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»), эвфемизм(замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими: вместо «беременная» «готовится стать матерью», вместо «толстый» «полный»), эллипсис(пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста), акромонограмма (повторение конца стиха в начале следующего стиха).

Выделю в отдельный абзац такую интересную фигуру, как аппликация. Аппликация это вмонтирование в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы, поговорки, прозаического или поэтического отрывка и т. п.) в качестве прямой цитаты ссылки или в ином, деформированном виде, например:

Дохлая рыбка

плывет одна.

Висят плавнички

как подбитые крылышки.

Плывет недели,

и нет ей ни дна,

ни покрышки. (В. Маяковский)

 

По-чешски чешет, по-польски плачет,
Казачьим свистом по степи скачет
И строем бьет из московских дверей
От самой тайги до британских морей.
(В. Луговской)

Аппликациями следует пользоваться аккуратно, чтобы заимствование не казалось просто банальным плагиатом. То есть цитата должна быть достаточно известна, чтобы её авторство не приписали вам; плюс к тому, её авторская принадлежность должна давать какую-то пищу для размышлений, должна быть причина, по который вы решились процитировать именно эту строку именно этого автора.

Что ж, про стилистические фигуры, кажется, выговорился. Не забывайте, что это пособие — не литературоведческий словарь. Большей части стилистических фигур, существующих в русском языке, я вовсе не упомянул, чтобы не перегружать вас информацией. Теперь постараюсь доступно рассказать про неклассические способы украшения стихотворений, можно сказать, новомодные.

 

Стихи загадочной формы. К таким стихотворениям относятся акростих, месостих, телестих и тавтограмма.

Акростих (краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие) — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-нибудь слово или выражение. Если они образуют имя, то акростих называется номограммой. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах: то есть подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями. Вот пример акростиха-номограммы, в котором зашифровано имя и фамилия девушки:

А вам, божественная леди,

Никто перечить не посмеет!

Актёрствует весёлый ветер,

Сбивая в гроздь воздушных змеев,

Тревожит шумные вершины.

Алеют флаги над скалою,

Сурово щурятся мужчины,

Искатели ковчега Ноя.

Я — не искатель, я — алхимик,

Глиссандо алчущий на струнах.

О, как прекрасно Ваше имя,

Рисуемое новой руной,

Ещё никем не повторённой,

Лишь мною брошенной на ветер

И незаметно принесённой

К ногам моей прекрасной леди.

Естественно, содержание стихотворения должно соответствовать образу того, кому оно посвящено. Акростихи писать непросто. Но, с другой стороны, они имеют жёсткие ограничения по начальным буквам, которые несколько успокаивают полёт фантазии. Вот пример более простого акростиха, посвящённого поэзии:

Пишу о чем-то вдохновенно,
О Боже! снова в раж вошёл —
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!
(А. Бердников)

Месостих(или мезостих) это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагаются не в начале, а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону. Попробуем зашифровать, к примеру, слово «любовь»:

Лишённые последнего приюта,

Поющие величественно гимны,

Параболой мы движемся на юг, но

На юге холода, и иже с ними.

Вершится Валтассаров скорый пир…

…Осудит нас львиноголовый мир.

По содержанию получается дурь дурью (потому как экспромт), но зато наискось читается слово «любовь». Оно составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 3-ей буквы 2-ой строки, далее 5, 7, 9, 11 буквы соответственно. В некоторых месостихах буквами считаются и пробелы. Кроме того, слова можно шифровать лесенкой, просто линией (например, 3-я буква каждой строки), и так далее. Кстати, разные источники по-разному трактуют понятие месостиха. Классический словарь Квятковского трактует месостих, как стихотворение, в котором буквы, образующие “загадочное слово”, могут располагаться только вертикально, то есть оно образовано только вторыми, или третьими, или десятыми буквами каждой строки. Стихи же, написанные, как вышеприведённый, называются в такой трактовке стихами-лабиринтами. Пример более классического месостиха можно прочитать ниже («Алеет закат...»)

Телестих это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов, "Колокол")

Своеобразной разновидностью акростиха является абецедарий (алфавитный стих). В нём первые буквы всех слов или строк последовательно составляют алфавит в обычном или обратном порядке.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...
(азбучная молитва, X в.)

Абецедарий может быть как построчный (приведен выше), так и пословный:

Архангельск. Бури Воют Глухи.

Деревья Еле Живы. Зло

Их Крутят Ледяные Мухи.

На Окнах Пятна. Рассвело.

Сердито Тучи Улетели.

Февраль — Холодная Цена.

Чердачные Шуршите Щели!

Эскадра Южная Ясна. (А. Котов)

Очень редко встречается обратный абецедарий, в котором первые буквы представляют собой алфавит не от А до Я, а наоборот, от Я до А:

Я Ящерка Ютящейся Эпохи,

Щемящий Шелест Чувственных Цикад,

Хлопушка Фокусов Убогих,

Тревожный Свист, Рывок Поверх Оград.

Наитие, Минута Ликованья,

Келейника Исповедальня.

Земная Жизнь Ещё Дарит, Горя,

Высокое Блаженство Алтаря (Д.Авалиани)

Тавтограмма это стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы. Например:

Ленивых лет легко ласканье,

Луга лиловые люблю,

Ловлю левкоев ликованье,

Легенды ломкие ловлю.

Лучистый лён любовно лепит

Лазурь ласкающих лесов.

Люблю лукавых лилий лепет,

Летящий ладан лепестков. (В. Смиренский)

Ещё одним видом трюковой поэзии является липограмма стихотворение, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков (например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»). Наиболее сложным типом липограмм является гиперлипограмма стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные (или согласные). Например, гипрерлипограмма «О»:

Молодость — словно сон:

Только вот рос, рос —

Скоро срок похорон,

Скоро погост, снос.

Плохо, хоть волком вой.

Но, поборов боль,

Вновь той дорогой в свой

Город, хоть он — ноль.

Молодость — столько снов!:

В космос!, в поход в ночь!,

Бодрой тропой слонов

Гордо точь-в-точь мочь!..

Долог сон? Скромно стон,

Скорбно-больной вздох…

Короток… Что потом?

Только Господь Бог… (И. Чудасов)

Потрясающим опытом комбинаторной поэзии являются так называемые анагрифы. Анагриф это стихотворение, полностью составленное из определённых букв, взятых из какого-либо слова или фразы. Прекрасным примером подобного стихотворения является анагриф «Харитонову», написанный Борисом Гринбергом (посвящение поэту Евгению Харитонову):

ХАРИТОНОВУ
НОВАТОР:
Утро — ворота в аорту Харона.
Ворон у трона, ворона — на трон.
Ворон хранит, а ворона хоронит...
В ухо отраву. Тиару, хитон
и на траву. Ни вина, ни овина.
Тихо. Но варит оторва отвар,
хвори, вину, рану, норов отринув...
Воину — урна, а вору — товар...

ТИРАН:
Хоти, но в тон,
А-то... урон!

ХОР:
Трохи рун, а хитов — вороха.
Ох и врун, а руно-то труха!

Как видим, Гринберг использует исключительно буквы, содержащиеся в заглавии «Харитонову».

Вообще, Гринберг является одним из ведущих поэтов, пишущих комбинаторные стихи; он является изобретателем нескольких новых форм комбинаторной поэзии. Например, меня лично просто потряс такой опыт, как метаметаграмма. Сам Гринберг признался, что это один из наиболее сложных его стихотворных опытов.

ИГРА ГОРОД ДОРОГ Обрети ветра гора, розы загоритесь... Сиры правила. Игра жарит — покоритесь! — Город нагреет! — Дрань ржёт, Рясами зреет Храм, врёт! Среди руна крестов ворчат, Грянут утро рая... Руки жаркие врача, кроны вырезают. Морить? Обречь? Мерь прыть. Вправь речь! ИГЛА ГОЛОД ДОЛОГ Облети ветла гола, лозы заголитесь... Силы плавила игла, Жалит — поколитесь! Голод наглеет Длань лжёт, Лясами злеет Хлам влёт. Следи луна клестов, волчат… Глянут, утло лая — Луки жалкие влача, клоны вылезают. Молить? Облечь? Мель — плыть. Вплавь —лечь.

Два стихотворения, образующиеся одно из другого путём замены буквы «р» на «л», причём данные буквы встречаются в каждом слове стихотворения. Если вы сумеете написать что-то подобное, я попрошусь к вам в ученики.

Своеобразный метод липограммного ограничения это так называемое ограничение узника. Оно состоит в том, что в стихотворении нельзя использовать слова с «хвостиками», выбивающиеся из ровного ряда строки (то есть у, щ, ф, р, д, б) Это чисто визуальное ограничение, так как в разных шрифтах “хвостики” приобретают разные буквы.

Есть и другие формы загадочных стихов. Например, крипты. Крипта это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру. Причём его можно читать и справа налево, и сверху вниз. К примеру:

Хранить любовно «да» Могу ли я теперь Не буду никогда Любить тебя, поверь — я обещала вечно, на свете жить одна? кокеткой бессердечной, веселье пить до дна.
Я обещала вечно На свете жить одна Кокеткой бессердечной Веселье пить до дна.

Такое стихотворение, когда оно читается справа налево, обязательно требует сквозных рифм перед цезурой. Заметьте, что смысл стихотворения, в зависимости от того, как его читаешь, совершенно противоположный!

Сходным с криптой типом игрового стихосложения является эпомонион. Он является чем-то средним между криптами и визуальной поэзией, воспринимаемой лишь на бумаге.

Эфирный   траву   и истребляет.
  огнь   палит  
Твоих уст   сердце   и оживляет.

Далее эпомонион продолжается и вертикально вниз, и горизонтально по схеме:

        ...
           
        ...  
         
        ...
  ...   ...   ...   ...  

Ещё одна трюковая форма стихосложения палиндром. Палиндромы читаются одинаково с одним и тем же смыслом с обеих сторон.

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
(В. Хлебников)

По сути, палиндром это, что называется, глупость, нелепица, что и видно из вышеприведённого примера. Потому что он имеет только прикладное значение. Если вы написали стихотворение-палиндром, вы можете гордиться этим, но поверьте я ни разу не встречал стихов-палиндромов, наполненных смыслом. Это упражнение, и не более того. Это не высокая поэзия.

Разновидностью палиндрома является палиндромон стихотворение, составленное из отдельных слов-палиндромов.

Близки по принципу к палиндрому, но, конечно, много проще анаграммы, то есть стихи, строки которых представляют собой перестановки букв в соседней строке (или слове, или двустишии). Конечно, аналогично словам и фразам-палиндромам существуют слова и фразы-анаграммы. Стихи-анаграммы встречаются не так часто. Вот, к примеру, двустишие-анаграмма Валерия Брюсова

Что нам весна или за ней дано?

Одна мечта: знай сон и лей вино!

Существует также понятие омограммы. Омограмма это каламбурное стиховторение, в котором соседние строки пишутся совершенно одинаково, и разнообразие смысла достигается различным разбиением на слова и расстановкой знаков препинания. Чаще всего омограммные строки являются парными, но бывают и перекрестными. Первым в истории стихотворением с элементом омограммы стало каноническое державинское:

О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и твёрд во брани;
Но дрогнул, как к нему простёр в бой длани
С штыком Бог-рати-он.

В основной своей массе омограммы двустрочны и представляют собой строгое побуквенное переразложение какой-либо фразы или слова, отчего получается новое прочтение исходного текста. Сталкиваясь, эти прочтения дают поразительный эффект.

Небеса ликуют —
Не беса ли куют?
(С.Н. Федин)

Оригинальным анаграммоподобным опытом комбинаторного стихосложения являются встрои. Обыкновенно это одностишия или двустишия, иначе говоря, небольшие стихи. В качестве примера несколько встроев Бориса Гринберга:

СкромНЫе

весны

(скромные сны, кроме весны)

ПОсетиТЕЛИ

(потели сети посетители)

К встроям близки также волноходы (или волноломы). Волноходы основаны на игре слов, когда сливающиеся при быстром произношении слова образуют что-то новое, не всегда видимое на бумаге. Например:

эротикараэротИкараэротикараэротикаРа
эротикараэротикараэротикараэротикараэ
ротикараэротикараэротикараэротикараэро
эрот Икара — эротика Ра — аэротика
Раэротика Икара
Ра Икара

(Е.В.Харитоновъ)

невритеневритеневритеневРите не врите Рите

вритеневритевритеневрите врите не врите

дело невритеневритеневритеневрите не в Рите

вритевритевритевритевритеврите в Рите! в Рите! (Е.В.Харитоновъ)

Первое из этих двух стихотворений («Икар») относится не к «чистым» волноходам, а к так называемым змеевикам. Змеевики в отличие от волноходов могут включать в себя несколько других поджанров комбинаторики, в том числе омограмму и логогриф (в данном случае). Лично я не отношу волноходы к поэзии, тем более к высокой. Но это, опять же, отличное упражнение для тренировки. Особенно волноходцы полезны для практики в игре слов (см.раздел 4.3. «Нестандартные украшения стихотворений», подраздел «Игра слов»).

Интересным примером трюкового стихосложения является анацикл стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи крайне редкое явление даже для экспериментальной поэзии.

Laus tua, non tua fraus, virtus, non copia rerum

Scandere te fecit hoc decus eximum.

Eximum decus hoc fecit te scandere rerum

Copia non, virtus, fraus tuf nou, tua laus.

В переводе этот латинский анацикл значит: «Подвиг твой, а не преступление, добродетель, а не богатство позволяют тебе возвыситься о этой исключительной славы. До этой исключительной славы позволяют тебе возвыситься не богатство, а добродетель, не преступление, а твой подвиг».

В русском языке анациклы встречаются крайне редко, к примеру:

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого — виденье качает...
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!
(В. Брюсов)

В целом, все акростихи, месостихи, телестихи, тавтограммы и липограммы, палиндромы и анаграммы относятся к комбинаторной поэзии. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения. Комбинаторная поэзия хороша в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами. Высокой поэзией я подобный жанр хоть убейте назвать не могу. Тем не менее, если вас интересует эта тема, воспользуйтесь ссылками на лекции о комбинаторной поэзии в заклчительной части учбеника.

Нельзя обойти вниманием так называемый логогриф стих, основанный на убывании начальных звуков. В поэзии логогрифические стихи встречаются довольно редко в виде фрагментов

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!

Подобной игрой со словами отличаетсяропалический стих древняя игровая форма стиха, в котором слова постепенно увеличиваются в своем слоговом объеме; первое односложное, второе двусложное, третье трехсложное, четвертое четырехсложное. Таким образом, стих как бы расширяется в виде палицы.

Жизнь — игра желаний мимолетных,
Есть — пора мечтаний безотчетных,
Есть, потом, — свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых;
Есть года жестоких испытаний,
Дни суда глубоких ожиданий...
(В. Брюсов)

Оригинальным трюковым жанром является фигурный стих стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет — звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии в XVII веке, когда стихотворная «алхимия» была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В целом, фигурные стихи не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение-треугольник Апухтина:

 

О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.

Ещё пара слов о центоне.Центон род литературной игры, стихотворение, составленное из известных читателю стихов какого-либо одного или нескольких поэтов; строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения. Являясь стихотворной шуткой, центоны всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки. Вот анонимный центон, составленный из стихов разных басен Крылова:

В июне, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
(«Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь,
(«Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —

Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили;
(«Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей,
(«Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни
(«Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
(«Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука
(«Лебедь, рак и щука»)

Весёлым и подобным центону типом стихосложения является макароническая поэзия сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Название возникло в Италии. Хорошим примером является текст известной песни «Stop narcotix» Доктора Александрова:

Curante parafini daravento primavera,

j'ai suis a la del country — Pedro Tarantas.

garanto damages furtuapai caballero,

jujaga amgaziga j'ai vrai smoking Ganjibas.

Сродни центону такой игровой жанр, как буриме стихотворение, написанное на заранее данные рифмы. Буриме существует как род салонной игры. Благодаря этому, буриме, по большей части, бывает экспромтом и обладает всеми его художественными особенностями.

Художественные приемы, проявляемые в процессе создания буриме, — в использовании заданных рифм, могут быть обнаружены и при создании обыкновенных стихотворений, ибо во многих случаях, поэтическое вдохновение идет от найденной рифмы. При восприятии буриме, когда рифмы известны заранее, эффект построен на неожиданности, и, вместе, естественности замысла по отношению к заданным рифмам.

Черты буриме могут быть обнаружены в обычной поэтической речи. Это относится к стихотворениям, где использованы банальные рифмы. Как и при восприятии буриме, рифма в этом случае заранее угадывается.

Использование банальной рифмы может быть удачным только тогда, когда оно являет черты внутренней необходимости, а не принудительности формальной. Осуществляется это так же, как и при создании буриме: в неожиданности и вместе естественности замысла по отношению к банальной рифме. Пример банальной рифмы (горе — море, печаль — даль), внутренно оправданной всем замыслом художника, находим у Валерия Брюсова:

Когда встречалось в детстве горе

Иль безграничная печаль, —

Все успокаивало море

И моря ласковая даль.

Блестящее использование банальной рифмы (морозы — розы) встречаем у А. Пушкина: он нарочито подчеркивает ее банальность и тем самым дает ей совершенно неожиданное применение, — а неожиданностью применения самая банальность уже преодолевается:

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

Читатель ждет уж рифмы «розы»,

На, вот, возьми ее скорей.

Не так давно я столкнулся с ещё одним интересным экспериментом, который однозначно подходит под определение «занимательное стихосложение». Я даже не знаю, как назвать этот жанр, и потому придумал для него специальный термин полусловник. Полусловник — это стихотворение, слова в котором не полные, а оборванные, но при этом сохраняется как суть стихотворения (причём не нужно лезть в словарь для понимания отдельных слов), так и его технические параметры, такие, как рифма и размер. Единственным найденным мной примером в данном жанре стали стихотворения Андрея Болкунова:

— Я тя лю!
— Я тя то!
— В гу целю!
— Да ты что!
— Ты мне ла!
— И ты мне!
— Само гла,
Что мы вме!

— На века
Лю дру дру!
— И пуска
Быва гру.
Я не хлю,
Помню, что
Я тя лю...
— Я тя то!

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты