Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гия Канчели




I. Вступление

II. Основная часть:

1. Родион Щедрин – музыкальный новатор

2. Русская частушка в творчестве Щедрина

3. Опера «Мёртвые души»

4. Третья симфония

5. Решающая роль семьи в жизни Родиона Щедрина

6. Жизнь Шедриных в период Великой Отечественной войны

7. Обучение в Московской консерватории

8. Любовная история Родиона Щедрина и Майи Плисецкой

9. Балет «Кармен-сюита»

10. Новый смелый замысел – «Анна Каренина»

11. Шедевр Щедрина – балет «Чайка»

12. Самое поетически-лирическое произведение композитора – балет «Дама с собачкой»

13. Произведения, посвящённые 1000-летию принятия христианства на Руси

14. «Юмореска» - имидж Щедрина

15. Я – русский человек!

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Дополнение

 

Его уже числят классиком ХХ и ХХI веков, исполняют его музыку во всём мире, заказывают новые партитуры.

 

"Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас. Беспощадная новая его музыка - мощная, шумящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХI Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ! Ещё, Щедрин, ещё!"

Гия Канчели

 

Великий русский композитор Родион Константинович Щедрин отметил своё 80-тилетие 16 декабря 2012 года не седовласым "патриархом", а бодрым, востребованным композитором, находящимся в активном творческом движении.

На фестивале произведений Щедрина, который Московская филармония приурочила к юбилею композитора,- сразу три российские премьеры: драматическая сцена для голоса с оркестром "Клеопатра и змея", написанная по заказу знаменитой итальянской певицы Чечилии Бартоли, "Концерт для гобоя с оркестром" и «Гейлигенштадское завещание Бетховена».

 

"От мрака к свету!" - так сформулировал Щедрин основную идею этого музыкального послания - "рукопожатия". Он и сам так живёт, непрерывно стремясь к свету, ввысь, как бы ни тянули его вниз зависть коллег или, как в минувшие годы, излишне пристальное внимание органов власти.

"Две вещи на свете вечны - любовь и искусство. Всё остальное - приходящее." - уверен композитор. А на вопрос, о чём он мечтает, Щедрин ответил: "Я хотел бы иметь ещё одну жизнь. Ведь столько всего есть интересного."

 

Родион Щедрин умеет "заглядывать вперёд" - он признанный музыкальный новатор. У него, например, симфонический оркестр может заиграть простую русскую частушку, он придумал особый жанр "концерта для поэта и оркестра", первым среди русских композиторов "переодел в современные одежды" старую европейскую классику.

Возможно, страсть к первооткрытию и позволяет Родиону Щедрину находиться в отличной творческой форме: "В музыке старости не бывает, бывает беспомощность, она меня ещё не посетила, надеюсь. Я счастливый: люблю классическую музыку, литературу, у меня чудная жена, хорошие друзья. Ну что ещё человеку нужно? Это и есть счастье."

Поклонники творчества композитора тоже счастливы. На фестивале музыки Родиона Щедрина (16-25 декабря) они пережили немало сильных впечатлений. В фестивале принимали участие лучшие исполнители страны. Среди участников такие гранды, как Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва и оркестр петербургского Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым.

 

Родион Щедрин - это композитор, который стоит рядом с Шостаковичем, Прокофьевым, который также востребован в мире, и его известность всё более и более набирает обороты. Этот человек в нашей культуре 65 лет. Среди российских коллег Родион Щедрин - рекордсмен по заказам зарубежных исполнителей и при этом, наверное, самый русский по своей сутикомпозитор. Он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения развил в своём творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей Н.Гоголя, А.Чехова, Л.Толстова, В.Набокова, Н.Лескова, он автор хоровой русской литургии "Запечатлённый ангел", концертов для оркестра "Озорные частушки", "Звоны", "Хороводы", "Четыре русских песни", симфонии "Лица русских сказок", поэмы для смешанного хора "Казнь Пугачёва" и др.

 

Дорога творчества открылась перед Родионом Щедриным более полвека назад со звуков первого фортепианного концерта, созданного ещё в студенческие годы. В этом произведении композитор впервые в классической музыке вводит частушку - сибирскую "Балалаечка гудит" и известную "Симоновну" (вскоре после исполнения Щедриным фортепианной партии его без подачи заявления приняли в Союз композиторов). Более 50 лет назад состоялась премьера балета Щедрина "Конек-горбунок". В роли Царь-девицы - Майя Плисецкая.

 

Родион Щедрин говорил:"Я обратился к народному духу музыкальному вовсе не потому, что это было поощряемо или кто-то за это хвалил. Но, во-первых, моё детство было связано впрямую с звучанием народной музыки, я её не из книг прочёл, а во-вторых, для меня народное русское музыкальное искусство стоит на том же уровне, что, скажем, симфонии Бетховена и Чайковского и я вообще думаю, что российское народное искусство, может быть, самое богатое на земле." Глубоко близкой Щедрину оказалась вся звуковая среда фольклора.

"Для меня народное искусство - это пастуший клич, одноголосные переборы гармониста, вдохновенные импровизации деревенских плакальщиц, терпкие мужские песни и, конечно, частушка," - любовь к которой Щедрин пронес через всю жизнь.

 

В русской частушке, как и в русской душе слились насмешка и горячие сочувствие, способность сострадания чужой беде и, как считает Родион Щедрин, непременное чувство юмора. Она была хлёстким фельетоном, народной газетой - всем тем, что жило в народе, не укладываясь в официальные способы выражения мнений.

 

Концерт для оркестра "Озорные частушки", "Частушки Варвары" из оперы "Не только любовь" - это уже мастерские произведения ещё совсем молодого Щедрина.

Верно подметили критики ещё много лет назад:"Не к нарядному славянству стремился композитор, он старался говорить и мыслить на родном музыкальном языке."

 

Как подлинный представитель русской культуры, Родион Щедрин любит работать со словом, и это доказывает пять егоопер на сюжеты из русской литературы. И сегодня композитор снова погружён в оперный замысел. Источник вдохновения - "Левша", повесть русского классика Николая Лескова, самого любимого писателя Щедрина.

О новой работе композитор говорит так:"Какие-то сюжеты жгли меня всю жизнь. В том числе "Левша". Я считаю, что это совершенно гениальное произведение, это притча. И для оперы жанр притчи исключительно подходящий. Тем более, что Лесков, по-моему, тот русский писатель, который писал не только о своем времени, но далеко вперед заглядывал."

Значительной вехой в музыкально-театральном творчестве Щедрина стала опера "Мёртвые души" по Н.Гоголю (1976, пост.1977), на либретто самого композитора. Щедрин в ней воплотил гоголевскую тему России.

"Что в ней, в этой песне, что зовёт и рыдает, и хватает за сердце?"- эти слова Гоголя стали для Щедрина своего рода компасом. Русская песня звучит в такой манере, в которой поёт народ, и это создаёт впечатление истинного, не придуманного. Автор ввел в оперу такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным (вторым) хором, а главное - деление сцены на две параллельные сцены, расслоив оперу как бы на две автономно идущие оперы - "народную"и"профессиональную". Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществлённая в Большом театре, составляла ядро смысловой концепции произведения: противопоставление Руси народнойи "мёртвых душ" помещиков. В "народной опере" композитор использовал русские фольклорные тексты, народные тембры голосов, но не цитировал подлинные мелодии. При этом народные элементы насытил острейшими современными диссонансами и кластерами. "Профессиональную оперу" - гротескный мир гоголевских помещиков - Щедрин выдержал в стилистике, близкой работе с вокалом в операх Россини. Если музыка Руси народной шла в плавном протяжном пении legato, то в партиях, пародируемых помещиков, достаточно заметно использовалось подпрыгивающее staccato. Изощрены и чрезвычайно трудны для пения их арии: виртуозные пассажи Чичикова, скороговорка Коробочки, размашистые скачки мелодии у Собакевича и т.д. Впечатляющи вокальные ансамбли - в семь, восемь, десять и двенадцать голосов. В облике двух опер-антитез предстали сущности более высокого порядка: контраст вечного, неизменного и суетного, бренного.

 

"Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с "Войной и миром" Прокофьева или с "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 1970. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. Зрители смеются, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось" В.А. Гергиев

Опера появилась четверть века тому назад, а на стыке веков мастер, словно продолжает тему России в своей третьей симфонии, имеющей подзаголовок "Лица русских сказок". Симфонию исполнил и записал в Мюнхене оркестр Боварского радио под управлением Лориана Маазеля.

Дирижёр как-то сказал:"Я думаю, что Родион ни разу в жизни не написал хотя бы одной ноты, которая не должна была быть сыграна на сцене."

На Родиона Щедрина как будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья.Его дед был православным священником в городе Алексине Тульской губернии, и тропинку к церкви, где он отправлял службу, прихожане окрестили "щедринкой". Отец композитора, К.М. Щедрин, родился в селе Воротцы Тульской губернии, детство провёл в Алексине. Был одарён редкостными музыкальными способностями - "магнитофонной" памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом.Его способности заметила приезжавшая в город актриса В.Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию. Музыкой Р. Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частно у М.Л. Гехтман. Но началась Великая Отечественная война.

Родион Щедрин вспоминает:"Отец, как и все тогда в России, ушёл в ополчение. А мы с мамой оставались в Москве до 17 октября 1941 г. Жили мы тогда напротив Гознака, на Мытной улице. Помню, как там, на Гознаке, жгли деньги, облигации, - немцы подходили к Москве. И мы, мальчишки, бегали, ловили обгорелые куски ассигнаций... Брат матери был крупным энергетиком. И нас вместе с его семьёй отправили в эвакуацию в Куйбышев. Помню, как ходил на приволжские скосы, где ветер продувал до костей, и искал замёрзшую картошку."

В Куйбышеве оказался и Д. Шостакович, завершивший свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С.Самосуда. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

"- А когда мы вернулись в Москву, я дважды убегал на фронт.

- Далеко добежали?

- До Кронштадта. Мне очень хотелось быть военным моряком. Но меня нашли и в арестантском вагоне доставили в Москву. Сладу со мной не было никакого. Я хотел быть только моряком. Мои документы послали в Нахимовское училище. Но тут, на моё счастье, в Москве открылось хоровое училище. И отец решил: не надо сыну быть моряком, лучше - музыкантом."

 

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета - фортепианный, в класс Я. Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Ю.Шапорина по сочинению.

Занятия с Яковом Владимировичем Флиером, где царил "пир музыки", так увлекали Щедрина, что он подумывал расстаться с композиторской специальностью, но педагог-пианист этого не посоветовал. В фортепианном классе растущий музыкант не только приобрёл первоклассное искусство пианиста, но и значительно продвинулся в своих общих музыкальных вкусах и знаниях. Щедрин так доверял своему учителю, что ему первому демонстрировал свои новые опусы и в студенческие, и в позднейшие годы. По словам композитора, рояль Флиера вынес "удары" всех его крупных сочинений. Профессиональным пианистом Щедрин остаётся на всю жизнь, с успехом выступая на концертной эстраде с исполнением своих технически нелёгких произведений.

В композиторском классе Юрия Александровича Шапорина притягательной была, прежде всего его человеческая личность - эрудита в русской литературе и поэзии, рассказчика и острослова, человека, общавшегося с А.Блоком, А.Н.Толстым, М.Горьким, К.Фединым, А.Бенуа, К.Петровым-Водкиным. Он не навязывал ученикам какого-то одного-единственного пути, считая, что в музыке могут и должны быть какие угодно противоположности.

Окончил Московскую консерваторию Щедрин в 1955 году, с отличием, по двум специальностям - композиции и фортепиано. Далее, до 1959 года, он прошёл аспирантуру по композиции у Ю.Шапорина.

На его счету почти полторы сотни произведений, которые охватывают практически все музыкальные жанры от оперы и симфонии до фортепианной миниатюры и дорожки к кинофильму.

Сам мэтр признаётся, что большую часть своей жизни посвятил балету: он не только писал музыку к постановкам Большого театра, но и женат на его приме, Майе Плисецкой.

1958 год в жизни Щедрина был очерчен как самый романтический и поистине судьбоносный: он женился на балерине Майе Михайловне Плисецкой, тогда уже приобретшей известность.

История их знакомства была такова. Композитор бывал в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и её мужа, писателя и литературоведа В.Катаняна, к пьесе которого "Они знали Маяковского" он писал музыку. Однажды хозяева дома в виде курьёза дали ему прослушать запись на плёнке, где Майя Плисецкая пела (!) музыку балета Прокофьева "Золушка". Композитор был изумлён: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях. Родион и Майя впервые встретились лично, когда в том же доме принимали Ж.Филипа. Щедрин играл много своей музыки, увлекшей собравшихся. Ему, редкому тогда обладателю собственного авто (приобретённого на гонорар к фильму "Высота"), выпала галантная обязанность развезти почётных гостей по домам. Плисецкая, прощаясь, попросила его записать нотами с пластинки тему из фильма "Огни рампы" для балетного номера (номер потом не пошёл). Окончательно их свёл балет "Конёк-Горбунок", который в 1958 году решил поставить Большой театр. Здесь 25-летний Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции, где та, со своей стороны, обрушила на него "ураган фрейдистских мотивов". Хотя Плисецкая уже завоёвывала заметную аристократическую известность, она была под большим подозрением в КГБ, и автомашина слежки постоянно следовала за новой знакомой Щедрина. Но никакая сила уже не властна была их разлучить. После райского лета в Сортавале (Доме творчества композиторов) на Ладожском озере их свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи через Тулу, Харьков, Ростов-на-Дону и другие города. Из-за незарегистрированного брака им отказали во всех гостиницах, и приютом служила лишь машина. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Детей в этом браке не было - такова была великая жертва великой балерины. Но уникальный "брак по искусству" сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой - и это целая балетная культура.

Премьера балета "Кармен-сюита" с Майей Плисецкой состоялась в 1967 году. Балет "Кармен-сюита" внешне возник как результат экстренной помощи композитора своей супруге, когда она зажглась неодолимым желанием воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А.Алонсо. За 20 дней Щедрин создал свою знаменитую транскрипциюномеров из оперы Ж.Бизе "Кармен", использовав не симфонический оркестр, а струнные и 47 ударных инструментов, достигнув свежей современной звуковой окраски. Плисецкая станцевала балет около 350раз. "Кармен-сюита" и ныне царит во всём мире, исполняясь на сцене, в концерте или по радио едва ли не каждый день.

В 1967 году в Москве на сцене Большого театра состоялась премьера одноактового балета "Кармен". Главную партию в нём танцевала Майя Плисецкая, а постановку совершил выдающийся хореограф Альберто Алонсо. Музыкой балета стала блестящая оркестровая транскрипция на темы одноимённой оперы Жоржа Бизе - "Кармен-сюита".

Почему в "Кармен-сюите" автор использовал именно музыку оперы, Щедрин объяснил так:"Образ Кармен стал обобщённым благодаря музыке Жоржа Бизе. "Кармен" без Бизе будет всегда нести некое разочарование... Публика всегда будет ждать знаменитую арию тореадора, без неё будет считать себя обманутой в лучших надеждах... слишком крепко связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так возникла мысль о создании транскрипции."

Транскрипция - свободная обработка музыкального произведения для других инструментов, у которой есть самостоятельное художественное значение.

Создавая балет на основе оперы Бизе, в трактовке сюжета Щедрин выходит не с новеллы П.Мериме, а именно с оперного варианта.

Драматургия балета подчинена его идее: взаимоотношения волелюбивой личности с "обществом масок", людей-марионеток, которых пугают проявления независимости духа и любых отличий от них.

Оркестровое решение тесно связано с драматургией балета. К тому же "балетный оркестр должен звучать на несколько градусов "горячее" оперного",- объяснил композитор выбор необычного, на первый взгляд, состав оркестра - струнные и ударные инструменты.Но именно эти инструменты смогли довольно убедительно компенсировать отсутствие пения, а разнообразие ударных инструментов (кастаньеты, бубен, маракасы, вибрафон, колокола, там-там, барабаны) - придали танцевального ритма и необходимой чёткости и рельефности.

Двое противоположных миров отображены в балете: мир холодного здравомыслящего отчуждения "общества масок" имир Кармен - яркой индивидуальности, пылкой и страстной натуры, которая живёт чувствами, которые противоречат общепринятым нормам.

Драматургическая линия произведения - Кармен и общество - чётко выстроена в 13 частях "Кармен сюиты", которые делятся по принципу контраста музыкального материала.

 

№1 - Лаконичное "Вступление", основанное на драматических сценах Хабанеры Кармен.

№5 - "Выход Кармен и Хабанера" - яркая сцена, которая прибавляет свежести и остроты чувств.

№9 - "Тореро" - блестящий выход-портрет тореодора. В конце произведения звучит музыка "Встепления", как-будто закрывая ненадолго, но бурного и захватывающего, наполненной страстью жизнью.

 

"Нас просто свёл Господь Бог. Мы совпали." - говорит о своей Майе Родион Константинович.

Балеты в честь Майи: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".

Не успели ещё улечься страсти вокруг "Кармен-сюиты", как композитор представил на суд публики свой новый балет "Анна Каренина", написанный в 1972году. Что и говорить, много недоуменных вопросов вызвал этот смелый замысел - создать хореографический спектакль по шедевру Льва Толстого.Ибо возникало немало сомнений по поводу того, возможно ли языком танца передать всё многообразие и тонкую психологичность произведения великого писателя. И кроме того, его безграничную ёмкость, которая скорее могла бы найти своё воплощение в оперном жанре, но уж никак не в жанре балета. И вот мы на спектакле в Большом театре. С первых же тактов музыка Щедрина приковывает к себе внимание, а затем вы ловите себя на мысли о том, что она захватывает вас всё больше и больше. Щедрин в каждой странице своей партитуры фантазию и мастерство подчинил одной цели - максимально глубокому раскрытию самого существа романа Толстого.В балете была показана только любовная интрига и дан подзаголовок "Лирические сцены". Острое ощущение атмосферы действия, великолепные музыкальные характеристики героев драмы, громадный эмоциональный накал музыки Щедрина - всё это явилось благодарной основой в работе постановщиков. Балетмейстерский дебют Майи Плисецкой был признан удачным так же, как и работа талантливого художника Левенталя.

 

....Забыв все предосторожности, Вронский приходит в дом Каренина, никого и ничего не видя, с быстрым шагом он входит в комнату Анны. Ими овладевает одна мысль о том,что необходимо бросить все и скрыться куда-нибудь одним со свой любовью. Анна с Вронским уезжает за границу, не получив развода. Но постепенно Анна всё мучительней начинает тосковать по сыну....

....Свидание Анны с сыном. Она тайно приходит в дом Каренина, чтобы увидеть сына. Её свидание с Серёжей полно нежности и безысходного горя. Но входит Каренин. Анна должна уйти. Она понимает, что навсегда потеряла сына. Отчаяние, невыносимая боль, толкают Анну на безумный поступок....

 

В балете "Чайка" по Чехову (1979 год), Щедрин предстал и как композитор, и как либреттист, а Плисецкая - и танцевала главную героиню Нину Заречную, и воплотила символическую Чайку, и впервые стала единоличным балетмейстером спектакля. Композитор средствами оркестра создал остроэкспрессивный "крик чайки", который провёл через весь балет, предав ему повышенную трагичность.В нём хорошо угадывались "подстреленные" судьбы героев, а сценическая драма проецировала крик во времени.

Новаторскойсталамузыкальная форма балета - цикл из 24 прелюдий с добавлением трёх интерлюдий и одной. Когда одна английская киногруппа готовила телепередачу о развитии музыкального искусства, она отсняла чайку для части "музыка будущего".

 

Созданный в 1985 году, балет "Дама с собачкой" по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова был вдохновлён 60-летним юбилеем Майи Плисецкой. Плисецкая явилась исполнительницей главной роли - Анны Сергеевны, для партии которой костюмы создал знаменитый парижский кутюрье Пьер Карден. Чистая лирика сюжета была реализована как одноактный балет на 45-50 минут, состоящий из 5 развёрнутых танцевальных дуэтов - па-де-де. Захватывающей мелодичностью проникнут музыкальный строй балета, воплощающий переливы лирических чувств героев, прозрачен оркестр - только струнная группа с добовлением 2 гобоев, 2 валторн и челесты, стройна музыкальная форма целого. У Щедрина это - самое поэтически-лирическое балетное произведение.

С наступлением знаменательной даты -1000-летия принятия христианства на Руси - Щедрин написал сочинения, показавшие всю глубинное значение этой темы для него, внука священника: "Стихира на тысячелетие крещения Руси" и "Запечатлённый ангел".

Оркестровая "Стихира на тысячелетие крещения Руси" написана на основе древнего первоисточника, записанного крюками - стихиры на праздник Владимирской иконы авторства царя Ивана Грозного, которую композитор изложил в своей интерпретации. Щедрин воссоздал мир древнерусского пения - его тихость, неспешность и умиротворённость, отражение в нём русского равнинного ландшафта, что сказалось на плавности мелодики, текущей без пауз, вариантости, подпевок. Композитор послал произведение для первого исполнения в США Ростроповичу, которому его и посвятил.

Русская литургия "Запечатлённый ангел" по Н.Лескову на канонические церковно-словянские тексты для смешанного хора a cappello со свирелью (флейтой) в 9 частях была впервые исполнена в Москве двумя хорами - Московским камерным и Академическим русским хором под управлением В.Минина. Сочинение, продолжительностью в 60 минут – хоровой шедевр, обладающий воздействием не только музыкальным, но также духовно-этическим, подобно службе для прихожан. Оно было отмечено и официально: в 1992 году за него была присуждена Государственная премия РФ, одна из первых в новой России.

 

Музыка Щедрина заряжена той солнечной жизненной силой, которую во многом не додало людям искусство 20 века.

 

"Юмореска", заражающая чисто щедринской "лукавинкой", спустя почти полвека остаётся излюбленным концертным "бисом"(также и в переложениях для различных инструментов). Благодаря таким пьесам в своё время стал даже складываться имидж Щедрина как воплотителя в музыке кипучей жизненной энергии, юмора, шутки. В таком тонусе звучала и ставшая широко известной песня Щедрина из музыки к к/ф "Высота" - "весёлый марш монтажников-высотников", прочно внедрившаяся в массовый слух.

 

"Я русский человек, все мои корни здесь. Даже окажись я где-нибудь на Огненной земле, остался бы таковым," - говорит о себе Щедрин.

 

"Его музыка вечна, популярность её со временем будет только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион - фигура знаковая, он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он- национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его, как пианиста, как моего великого друга."

С.Л. Доринский

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Родинки и характер человека | Путь к надежде
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты