Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Фольклорно-этнографическая экспедиция в Ковровском районе Владимирской области.




ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

Сборник материалов

Фольклорно-этнографической экспедиции

По Ковровскому району

Владимирской области

 

 

ВЛАДИМИР 2007

 

 

Составители — преподаватели кафедры Народная художественная культура ВОККИ

Захаров Р.Г.

Циганова О.А.

Кузьмина Е.С.

Соловьева А.А.

 

Содержание

 

Предисловие. 3

Календарные праздники и обряды: 11

Святки 11

Масленица 17

Пасха 19

Встреча весны 21

Егорий Вешний 22

Троица 24

Купала 27

Жатва 28

Покров 29

Семейно-бытовые праздники и обряды 30

Родины 30

Народная педагогика 31

Игровой фольклор 34

Свадьба 35

Рекрутство 41

Погребальные обряды 42

Музыкальный фольклор 46

Топонимика 55

Словарь особенностей местного говора 56

Список респондентов 57

 

Фольклорно-этнографическая экспедиция в Ковровском районе Владимирской области.

 

«Ум и сердце человека, также как и его речь,

хранят отпечаток страны, в которой он родился».

Ф. Ларошфуко.

 

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет.

Важнейшей предпосылкой сохранения и поддержки жизнеспособных элементов традиционной культуры является ознакомление людей, и, прежде всего детей, подростков, с подлинными образцами народного искусства, фольклора, традиций. Без их знания, без понимания их структуры не могут быть задействованы в полной мере механизмы включения традиционного слоя культуры в современный социокультурный контекст. Изучение народной художественной культуры лежит в основе этнокультурного образования и воспитания, формирования национального мировоззрения. При недооценке изучения культурного наследия, народных традиций, воспитательные усилия оказываются малоэффективными и дают поверхностный результат, а народная художественная культура становится фоновым художественным явлением, утрачивает свое социальное звучание и предназначение. Без знания этой культуры говорить о ее сохранении и тем более о развитии можно весьма условно.

Сегодня много говорится и пишется о возрождении национального самосознания, но крайне редко появляются новые, актуальные для современной социокультурной ситуации формы пропаганды и приобщения к истокам родной культуры.

Этноисследовательская деятельностьпредставляет собой непосредственную работу с носителями этнокультурных традиций, сбор, обработку и сохранение фольклорно- этнографических материалов. Если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает. Нет более ничего общего между членами группы, и следовательно, нет больше общности. «Старость- это когда знаешь все ответы, но никто тебя не спрашивает» (Лоренс Питер). Необходимость восстановления жизнеспособности народной художественной культуры диктует задачу всемерного развертывания работ по сохранению и сбору фольклорного материала.

Вот почему преподаватели и студенты НХК Владимирского областного колледжа культуры и искусства первыми среди учебных заведений России стали заниматься комплексным изучением и пропагандой региональных этнокультурных традиций. К большому сожалению, количественный состав информаторов ежегодно сокращается, а вместе с ним бесследно исчезают сведения о народной художественной культуре. Поэтому, работа по сохранению и возрождению этнокультурных традиций родного края должна продолжаться. В результате, за 14 лет систематических исследований накопился богатый теоретический и практический опыт в вопросах проведения региональных фольклорно-этнографических экспедиций, а также реконструкции этнохудожественных данных.

Принимая участие в экспедиционных формах учебной практики, студенты находятся в непосредственном контакте с носителями исторической памяти, что позволяет им не только познакомиться с внешним ходом тех или иных событий, но и с отношением к ним реальных людей, с мыслями, чувствами, переживаниями непосредственных участников культурно-исторического процесса. Очевидно, что в конечном итоге данный подход позволяет студентам более продуктивно осваивать этнокультурные традиции, напрямую перенимать духовное наследие своего народа.

Учебная экспедиционная деятельность, будучи явлением комплексным, способствует углублению профессиональных знаний, умений и навыков студентов, формирует духовную и нравственную сферу, национальное и патриотическое самосознание, а также отвечает на вопрос, что именно из этнокультурного наследия и в каких современных формах может возрождаться. Осуществляемые в ходе экспедиционной деятельности беседы студентов со старожилами - это попытка погружения в историю народа, выявления в историко-культурном прошлом чего-то большего, чем факт. “Сила устной истории заключается не столько в извлечении фактической информации, сколько в возможности узнать чувства, впечатления людей, их отношение к событиям - то, что делает историю жизнью”. Иначе говоря, создавая эффект соучастия, этноисследовательская практика пробуждает у студента более глубокий интерес к истории народа, к его быту и культуре, позволяет прийти к подлинному пониманию национальных культурных традиций в их живом бытовании. Именно такой подход позволяет наиболее правдиво восстанавливать фольклорные формы в процессе создания театрализованных обрядово-игровых представлений. В ходе учебного процесса студенты кафедры НХК осваивают методы сценической интерпретации фольклрно-этнографического материала, собранного в ходе экспедиций по районам Владимирской области. Данный этап этнокультурной подготовки - это оригинальная дидактическая форма осмысления, усвоения и воспроизведения собранного этнохудожественного материала, позволяющая использовать театрализовано - игровые формы ролевого проживания студентами этнокультурных реалий.

В постановочной деятельности студенты выступают уже в роли драматургов и исполнителей, выстраивая разрозненные факты в единое сюжетное действо, подчиняя их законам композиционного построения. В конечном итоге весь исследовательский материал «оживает» в форме полноценного, яркого и динамичного фольклорно-этнографического действа, рассчитанного на зрительское восприятие. Художественно- выразительными средствами в таком представлении являются региональные образцы устно-поэтического, прикладного, музыкально-песенного творчества и традиционного костюма.

С 22 июня по 2 июля 2007 года на основании договора с управлением образования и управлением культуры Администрации Ковровского района была проведена поисково-исследовательская фольклорно-этнографическая экспедиция на территории Ковровского района Владимирской области. В процессе подготовки экспедиции были определены основные направления исследования: этнография, обрядовый и семейно-бытовой фольклор, топонимические легенды и былины, музыкальное и прикладное творчество, материальная культура, промыслы, повседневная история данного региона. Также был разработали маршрут экспедиции: г. Владимир – с. Смолино – пос. Красный Маяк, Мелиново, Денисовка, Алексеевка, Дмитриевское, Красный Октябрь, Филипповка, Аксениха, Восход – г. Владимир.

В ходе полевых работ было исследовано более 12 населенных пунктов, опрошено порядка 130 жителей, общая протяженность поискового маршрута составила 160 километров. В результате был обнаружен уникальный фольклорный и этнографический материал по следующим направлениям:

l Календарная празднично-обрядовая культура Ковровского района (исследование современного состояния календарной праздничной традиции, выявление региональных, узколокальных особенностей обрядово-ритуальной культуры; сбор фольклорных материалов отражающих специфику мифологических представлений в данной территории; жанровая и видовая классификация песенно-музыкального и хореографического творчества приуроченного к традиционному праздничному календарю; сбор образцов материальной культуры выступающих в качестве атрибутов празднично-обрядовой деятельности).

Так, например жители посёлка Красный Маяк – Перехватов Валерий Петрович (1930 г.р.) и Муралёва Римма Павловна (1953 г.р.) рассказали нам о том, что на Святки женщины шили маски, а молодёжь рядилась в медведя, цыгана, чёрта, баб, мужиков. На Святки принято было рядиться, переодеваться, так как считалось, что таким образом люди оберегали себя от проникновения иных миров в свою жизнь. (1) Особого внимания заслуживает традиция ряженья в медведя. Медведь – один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. Медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. (2)

Интересный факт закапывания молодоженов на масленицу в снег и запирания их в бане, рассказала Фролова Таисия Ивановна 1932 г.р. Данное обрядовое действие можно трактовать следующим образом: купание в снегу (иногда в яме выкопанной до самой земли) способствовало сближению мужчины и женщины с Матерью-Землей, которая давала супругам плодорождающую силу. Культ единения с землей прослеживается еще в ряде праздников. Так в старину на Купалу заключались «солнечные» браки, в ходе которых молодые катались по земле. Подобные действия ритуально-магического характера совершались и во время дожинок.(3) В разных сторонах Руси жницы, окончив работу, катались по ниве, приговаривая: «Нивка – нивка! Отдай мою силу, что я тебя жала, силку роняла».(4) Исполняя данный обряд, наши предки верили в то, что Земля – мать, вбирая силу солнца и неба, отдает ее женщине, даруя способность к деторождению.

Житель села Красный Маяк, Перехватов Валерий Петрович, рассказывал, что на Масленицу, в чистый понедельник парни натирали девок снегом. Можно предположить, что в данном обряде присутствует элемент брачной символики, так как посвящали наказанию девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года, то есть не выполнивших своего жизненного предназначения. Так, например, в Судогодском районе Владимирской области говорили: «Солили девушек для того, чтобы они постом не испортились».(5)

Жительница п. Красный октябрь, Пестова Г.Ф. 1937 г.р. рассказала, о колдовских сборищах на «Владимирскую» (6 июля) в лесу, возле одного орешника. Как следует из рассказа мужичок один, решив проверить это, пришел к орешнику (который именно в эту ночь должен зацвести), расстелил рушник, присел на колени, вокруг себя круг с молитвой провёл. Ровно в полночь собрались все колдуны с деревни к орешнику, мужика-то видят, а ничего ему сделать не могут, орешник зацвел, и цвет вниз падал. Мужик всех колдунов с деревни узнал. Когда колдуны разошлись, мужик собрал цвет орешника в рушник и принёс домой. Открыл его, а там ничего нет. Как утверждает рассказчик, умер мужичок рано, «видать на него порчу напустили». Интересно, что причастность лесного ореха к сфере потустороннего прослеживается еще в древнейших славянских обрядах. Лесной орех и его ветки считались местом обитания душ предков, посещающих землю весной в Троицкий период. Поэтому накануне Троицы люди избегали обрывать ветки лещины, боясь потревожить души усопших. На Вознесение или в Духов день ветками лесного ореха украшали дома, клали их на пол в доме и в церкви, опускались на них, на колени, молились и, прижав ухо к веткам лещины, как бы прислушивались к ним. Считалось, что таким способом можно услышать мертвых и даже говорить с ними. В конце дня эти ореховые ветки относили на кладбище, обметали ими могилы, а также раздавали прохожим на улице, чтобы на том свете душа умершего могла укрыться в их тени. При рождении жеребенка или ягненка домашние старались как можно быстрее поднять его с земли, говоря при этом: «оставь ореховое, возьми кизиловое», тем самым, желая новорожденному поскорее покинуть сферу небытия, откуда он появился на свет, и начать расти, быть здоровым. Эти же слова произносила мать ребенка, который долго не мог научиться ходить, т. е. не завершил окончательно своего о «перехода» в «этот» мир. Те же слова адресовались иногда и тяжело больному человеку. (6)

Интересным представляется рассказ жительницы пос. Красный Октябрь Кармильцевой Валентины Ивановны 1936 года рождения об обычаи в Пасхальную ночь приходить на кладбище, ставить, на могилу родственника свечу и с ней разговаривать. Можно предположить, что огонь в данном случае играл роль посредника между «нашим» и «загробным» миром. Люди считали, что именно в этот день можно поговорить с умершими (7)

А вот Леоничева Зоя Петровна, 1932 г.р., жительница пос. Красный Октябрь рассказала о ритуальных омовениях в окрестных водоемах скотины, коров и лошадей на день Егория Вешнего (6 мая). Упомянутый обычай соответствует традиционным представлениям славян о воде как об источнике жизни и средстве магического очищения. Так, например, на Егорьеву росу люди катались по полю, что бы стать сильными и здоровыми: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов» (8). В этот праздник во время купания скотину кормили крестами, испеченными в крещение (9)

Жительница пос. Красный Октябрь, Пестова Галина Федоровна 1937г.р., рассказала о Троицком обходе девушками ржаного поля с березкой, (рожь – яровая, ее сеяли в августе). Согласно старинным поверьям место для обрядов выбиралось поближе к полю ржи. Это делалось для того, чтобы была «рожь густа». Березка – первое наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень демонстрируя тем самым торжество жизни над зимним мраком. Девушки связывали березку и рожь красными ленточками тем самым, передавая репродуктивную силу от березы к земле. О магической взаимосвязи говорится в следующей песни:

А и густо – густо на березе листье,

Ой-ли, ой-люли, на березе листья.
Гуще нету того во ржи, пашеницы.

Таким образом, со всей очевидностью можно предположить, что данный факт относится к аграрной магии.

l Семейная праздничная культура Ковровского района (изучение современного состояния семейной праздничной традиции, выявление региональных, узколокальных особенностей семейной обрядово-ритуальной культуры; сбор описательного материала по родильно-крестильным обрядам, по обычаям сопровождающим «подстриги», сватовство и бракосочетание, погребальным и поминальным обрядам; сбор фольклорных материалов отражающих специфику мифологических представлений в данной территории; жанровая и видовая классификация песенно-музыкального и хореографического творчества приуроченного к традиционному празднично-семейному календарю; сбор образцов материальной культуры выступающих в качестве атрибутов семейной обрядности).

Жительница п. Красный маяк Борисова Екатерина Ивановна, 1927 г.р. рассказала о традиции омовения умершего перед погребением только старыми девами. Как правило, девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтирей, носили тёмную одежду. За труд они получали бельё и носильные вещи умершего. Н.А.Юдина в работе «Русские праздники и обычаи» (11) констатирует, что в разных поселениях омывальщиками становились старые девы или старые вдовцы, уже не «имеющие греха», то есть не имеющие интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст омывальщиков как бы подчёркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем «того света», но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого. Обмыть мёртвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. Таким образом, омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд.

Выяснилось также, что во многих деревнях Ковровского района существовали особые места, куда относили всю утварь, а также воду, соприкасавшуюся с покойником. Так, например Муралёва Римма Павловна уточняет, что таким местом на границе деревни являлся «рубеж». Именно туда, подальше от нахоженных мест, относили горшки с водой после омовения усопшего. Борискина Зоя Алексеевна, 1929 г.р., рассказала, что воду выливали под забор, а горшок, после омывания покойника, уносили и выкидывали в лес, в специальное место, которое называли «криночки», посуду, из которой он ел, также закапывали в лесу. Одежду умершего сжигали. Можно предположить, что воду выливали тайком, чтоб злые люди не смогли сделать на ней заговор. А в угол дома, так как туда не ступит нога человека. Зарывали горшок после омовения, чтоб он не навредил человеку или скотине, так как горшок вбирает в себя «мертвую силу». Известно, что по представлениям наших предков, на атрибуты омовения – горшок, воду, мыло, гребень – переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мёртвой, выносилась в овраг, на край деревни, на перекрёсток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). (12) Кормильцева Валентина Ивановна, 1936 г.р рассказала следующее: «…когда хоронили покойника, открывали заслонку в печи и кричали «Не проходи, не прилетай»». Можно предположить, что причиной подобных действий является представления о сопоставлении и взаимодействии потустороннего и земного миров посредством печной трубы. В мифологических верованиях славян печь была одним из самых сакральных мест в доме. В похоронных обрядах печь символизировала дорогу в потусторонний мир или даже в само царство смерти.(13) Есть сведения, о том, что при проведении аналогичного обряда над покойником, лежащим на лавке, разбирали крышу избы, чтобы легче вылетала душа, и не мучилось тело, а так же чтобы не осталась в доме и не навредила живым.(14) Г.С. Белякова в книге «Славянская мифология» также указывает на то, что при проведении этого обряда используется «заговор» для предотвращения проникновения злых духов в мир людей.(15)

l Традиционная бытовая культура и семейный уклад Ковровского района.

Исследование региональных особенностей организации крестьянского быта в данной местности. Классификация принципов организации семьи как хозяйственно-экономической системы, распределения социальных ролей и соответствующих функций в семье. Выявление этнопедагогических приемов и методов характеризующих региональную специфику воспитательного процесса. Сбор образцов материнского и детского фольклора. Жанровая и видовая классификация устно-поэтического и песенно-музыкального творчества приуроченного к этнопедагогическому процессу.

l Детский и молодежный игровой фольклор

Выявление традиционных для данной местности приемов жеребьевки, игрового поощрения и наказания, способов межполовой игровой коммуникации. Изучение фольклорно-игровых жанров: припевок, считалок, дразнилок и т.д. Сбор и классификация календарных игр сохранивших рудименты архаичных мифологических представлений а также аграрных процессов. Сбор и классификация игр семейно-бытовой сюжетики, отражающих традиционные этнопедагогические представления. Сбор и фиксация подвижных, спортивных и неприуроченых игр.

 

В ходе фольклорно-этнографических исследований записаны:

- топонимические легенды о происхождении названий сёл,

- региональные особенности календарных обрядов,

- сведения о традиционном укладе семьи,

- описания семейно-бытовых обрядов и традиционных персонажей.

Завершающий этап работы по проекту - осень-зима 2007, период обработки и обобщения собранного материала. Он включает в себя анализ и расшифровку полученных данных, их систематизацию перенос на электронные носители материалов экспедиции.

Подготовлена мультимедийная презентация фольклорно- этнографических материалов по Ковровскому району. По материалам экспедиции опубликованы научные статьи в региональных сборниках. Проведён семинар «Экспедиционная деятельность как форма приобщения подростков к этнокультурному наследию» для преподавателей истории и краеведения школ и СУЗов города. (март 2007 г.), организован мастер – класс «Экспедиция как форма совершенствования исследовательской культуры учащихся ( на примерах поисково- исследовательских историко- этнографических экспедиций)», проведённый в рамках Пятых Межрегиональных педагогических чтений «Классическая дидактика и современное образование» (23-24 октября 2007 г.). Статья «Из опыта этноисследовательской деятельности ВОККИ» опубликована на сайте чтений http//lerner.edu 3000.ru и вошла в сборник V Межрегиональных педагогических чтений «Классическая дидактика и современное образование», вышедший в издательстве ВГПУ г.Владимира.

Книга будет интересна специалистам занимающимся изучением русской традиционной культурой, преподавателям краеведения, работникам культуры, возрождающим региональное этнохудожественное наследие, и всем кто неравнодушен к русской старине.

Сердечно благодарим всех старожилов за внимание и гостеприимство, здоровья и счастья вам!

 

Заведующий кафедрой НХК

кандидат пед.наук Захаров Р.Г.

 

СВЯТКИ

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты