Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сцена шестая.




 

Комната в доме на Выборгской стороне.

Чистота, порядок и уют. На окнах - цветы.

Под потолком - четыре клетки с чижами и канарейками.

ЗАХАР. Выборгская сторона - это вам не Гороховая улица!.. Ни пыли, ни копоти. Безбородкин сад рядом, Охта под боком, Нева в двух шагах!

ОБЛОМОВ. Да здесь, говорят, волки бегают.

ЗАХАР. Зато конюшня своя.

ОБЛОМОВ (мрачно). Зачем мне конюшня?

ЗАХАР. Свой огород, за капустой да репой в лавку не бегать.

ОБЛОМОВ (кисло). Какой огород? Какая капуста? Какая репа?

ЗАХАР. И задешево! Почти даром!

ОБЛОМОВ. Куда это, Захар, у нас все деньги вышли? Летом была тысяча рублей. А теперь триста. Куда делись? Уж не воры ли?

ЗАХАР. Кабы воры, так все бы взяли.

ОБЛОМОВ. Что бы тебе траты записывать?

ЗАХАР. Не дал Бог грамоты. А грамотный-то давно бы уж серебро из буфета стащил! (Радостно.) А хозяйка какова? Уж и бела, и полна!.. И брови у ней есть, и румянец!

ОБЛОМОВ (оживившись). Агафья Матвеевна? У ней руки хороши... И конюшня своя, и огород, и капуста с репой. В лавку не бегать. (Радостно смеясь.) Собаку заведу! Или кота. Лучше кота! Коты ласковы, мурлычат…

ЗАХАР. Барышню встретил.

ОБЛОМОВ (замер). Какую барышню?

ЗАХАР. Ольгу Сергеевну. Здоровы ли - спрашивала. Что, мол, делали?

ОБЛОМОВ. А ты?

ЗАХАР. Ужинали, говорю. “А разве барин ужинает на ночь?” – спрашивает. Двух цыплят, мол, только скушали.

ОБЛОМОВ. Дурак! Дурак!

ЗАХАР. Где дурак-то? Разве это неправда? Вот я и кости цыплячьи сейчас покажу!

ОБЛОМОВ. Дурак! (Пауза.) Что еще спрашивала?

ЗАХАР. Что, мол, делал в другие дни. Ничего, мол, не делал, лежал.

ОБЛОМОВ (хватаясь за голову). Какой яд – этот человек! Что - барышня?

ЗАХАР. Ничего. Письмо велели передать.

ОБЛОМОВ. Что ж ты молчишь? Ты губишь меня, Захар! Давай сюда письмо!

ЗАХАР. Вон, на столе.

 

Обломов вскрывает письмо. Читает.

Так... Утреннее умывание... Мокрое полотенце... Гимнастика... не менее четверти часа... у настежь раскрытого окна. Плотный завтрак. Крепкий английский чай. Газеты... Утренняя прогулка... не менее полутора часов. Чтение книг по списку... Сидя на стуле, а не лежа на диване...

 

Торопливо смотрит в конец письма.

 

“Илья, мне скучно без вас. Пела Casta diva, но вас не было рядом. Пела плохо, рассердилась. Захлопнула крышку пианино, прищемила палец. Долго плакала. Вы меня любите, - я однажды узнала, но навсегда. И счастлива, хоть не повторяйте мне никогда. Что любите меня. Для меня любовь – всё равно что жизнь. А жизнь - это долг и обязанность. Следовательно любовь – тоже долг. У меня достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь… Больше и лучше любить я не умею.”

 

Обломов хватается за сердце.

 

Любит... Она меня любит... Разве это возможно? (Подносит письмо к глазам.) Вот письмо... Строчки... Буквы... Значит, правда... Любит.

 

Подходит к зеркалу, долго и внимательно оглядывает себя.

 

Высок и строен... Черные кудри... На лице отвага, улыбка гордая... Сильный и глубокий взгляд, немного холодный... который добирается до самого сердца... и выдаёт ум и силу! Любая женщина тотчас смиряется перед ним и склоняет голову...

 

Пауза.

 

Он управляет собой и другими. Всё даётся ему легко. Куда ни придёт, с кем ни сойдётся – раз! - и овладел. Играет, будто на инструменте...

 

Пауза.

Как это сказано у Лермонтова про глаза? Ага, - “они не смеялись, когда смеялся он!..”

Пауза.

Пятясь, отступает от зеркала.

Закрывает лицо руками,

 

Нельзя... Так нельзя... Вчера пожелал страстно... до изнеможения... А сегодня... уж достиг желаемого... Так нельзя. Ведь это - прóпасть. Ведь это означает, что послезавтра... Краснеешь, что пожелал. И что получил - краснеешь. Клянешь - зачем всё исполнилось. А как знать, - чего желать? Того или этого? Как угадать? Добро бы еще, желания не исполнялись... А когда - всё наоборот? Захотел - на!..

 

Пауза.

Накрыл голову ладоням, и оказался “в домике”.

И сразу успокоился, выражение лица сделалось ровным.

И - родилась мысль.

 

Она не любит меня. (Выдохнул с облегчением.) Таких не любят. (Засмеялся.) Толст. Ленив. Глуп. К делу не приспособился. На службе не сгодился. Однажды циркуляр вместо Астрахани отправил в Архангельск, и был уволен. За тупость.

 

В волнении ходит по комнате.

 

Она не любит меня! Разве это любовь? Ведь это только приготовление к любви. А я? Я просто подвернулся первым, для опыта сгодится, по случаю. Встретился нечаянно, попал ошибкой… Вот оно что! Явится другой и она тотчас скажет мне - ошибка! И отвернётся.

 

Бросается к столу, достает бумагу и перо.

Боже мой! Ты открыл мне глаза. Ещё не поздно!

 

Обмакнул перо в чернильницу.

И - замер, не в силах написать ни строчки...

Портьера на двери отодвинулась и в комнату вошла хозяйка дома - Агафья Матвеевна Пшеницына.

Подняла штору на окне, принялась поливать цветы на подоконнике.

ОБЛОМОВ (бормочет). Прочтите это письмо до конца. И поймите, что... (Пауза.) Что иначе поступить я не могу. Почему? (Пауза.) Потому... Потому что... Ольга... Впереди... Что впереди? (Пауза.) Вот что. И... (Оборачивается к Пшеницыной.) Вот у вас цветы. Вы любите их?

ПШЕНИЦЫНА. Нет. Они давно тут, ещё при муже были.

ОБЛОМОВ. Как их зовут?

ПШЕНИЦЫНА. Эти-то? (Вздохнув.) Ерани.

Пшеницына принимается кормить птиц.

ОБЛОМОВ. Что у вас за птички?

ПШЕНИЦЫНА. Тут чижи. Там канарейки. Тут опять чижи, там опять канарейки.

 

Пауза. Обломов, вздыхая, вновь наклоняется к письму.

 

ОБЛОМОВ (пишет). Как птичка!.. Улетайте, как птичка ненароком присевшая не на ту ветку... Вы не лжете и не обманываете меня, но вы не любите меня! Ваше люблю не есть настоящая любовь, а только будущая...

Пшеницына выходит из комнаты.

 

(Провожая ее взглядом). Какие локти у ней... Еще с ямочками!

 

Вновь наклонился к письму.

 

Вы не любите меня и любить не можете. Но ещё не поздно! Мы оба ещё можем избавимся от будущих упреков совести.

 

Входит Пшеницына, в руках у неё блюдо с пирогами, накрытое белоснежным полотенцем.

ПШЕНИЦЫНА. Пока горяченькие-то. Кушайте.

Уходит.

Обломов принюхивается.

ОБЛОМОВ (лихорадочно пишет, словно торопясь). Прочтите это письмо до конца. И поймите, что иначе поступить я не могу. Мы так внезапно, так быстро сделались больны, и это помешало мне очнуться ранее. (Почесав в затылке.) Больны - нехорошо. Впрочем... Это все Штольц! Привил нам обоим любовь, как оспу! (Пишет.) Вы ошиблись, я не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он скоро придёт. И тогда вам станет стыдно за вашу ошибку. А мне этот ваш стыд сделает боль. Это все к лицу молодости, она легко переносит раны... Мне же к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!.. (Помолчав. С воодушевлением.) Хорошо, когда пирог с луком или с морковью. С цыплятами хорошо, со свежими грибами. (Нюхает пироги.) С луком! К ним бы водки сейчас, на смородиновом листу.

 

Входит Пшеницына с запотевшим графинчиком.

 

ПШЕНИЦЫНА. Пока холодненькая-то. На смородине, на молодом листу.

ОБЛОМОВ. Вы всё за работой, Агафья Матвеевна. Ведь вы так устанете.

ПШЕНИЦЫНА. Я привыкла.

ОБЛОМОВ. А когда нет работы, что ж вы делаете?

 

От такого вопроса Пшеницына застыла в изумлении.

(Бормочет.) ...мне этот стыд сделает боль. Это все к лицу молодости, она легко переносит раны... Мне же к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь...

ПШЕНИЦЫНА (всплеснула руками). Как нет работы? Работа всегда есть. Утром обед готовить. После обеда - шить. К вечеру - ужин.

ОБЛОМОВ. А сейчас?

ПШЕНИЦЫНА. Сейчас вот домелю кофе, сахар буду колоть.

ОБЛОМОВ. Как у вас хороши руки, можно хоть сейчас нарисовать. Вы славная хозяйка. Вам бы замуж надо.

ПШЕНИЦЫНА. Кто меня с детьми-то возьмет?

 

Обломов смутился.

Пшеницына вышла из комнаты.

ОБЛОМОВ (перечитывает письмо). ...ещё не поздно, мы оба ещё можем избавимся от будущих упреков совести. Мы так внезапно, так быстро сделались больны, что и помешало мне очнуться...

 

Входит Пшеницына с грудой белья.

 

ПШЕНИЦЫНА. Вот я разобрала ваши чулки. Пятьдесят пять пар. Да только почти все худые. Вот тут двадцать пар совсем не годятся. Их уж и штопать не стоит.

ОБЛОМОВ. И не надо! Этакой дрянью заниматься! Новые купить!

ПШЕНИЦЫНА. Зачем же деньги тратить? Можно надвязать. Надвязать чулки-то? Я уж и ниток закажу. Нам одна старуха носит, а в лавке покупать дорого.

ОБЛОМОВ. Мне, право, совестно, что вы так хлопочете…

ПШЕНИЦЫНА. Что нам делать-то?

 

Пшеницына разглядывает чулки на свет.

ОБЛОМОВ (наклоняясь к письму). Послушайте, Ольга, скажу прямо и просто - вы меня не любите и любить не можете. Зачем же я пишу? Зачем не пришел сказать прямо? Отвечу: бумага терпит и молчит, когда я пишу вам: мы не увидимся больше.

 

Обломов роняет перо на стол.

Сидит, окаменев.

 

ПШЕНИЦЫНА. Самой надвязать или старухе отдать?

ОБЛОМОВ. А?

ПШЕНИЦЫНА. По вечерам нечего делать, вот и надвяжу. У меня Маша уж начинает вязать, только спицы всё выдергивает. Спицы-то большие, ей не по рукам… Ваня у меня тихий, а Маша бойкая... Платьев не напасешься. Глядь - уж и порвала. За гвоздь, мол, задела, за сучок... Так вот на ней всё и горит, особенно башмаки. Чинить да штопать не успеваю...

 

Выходит из комнаты.

ОБЛОМОВ (складывает письмо). Я всё сказал. (Запечатывает. Кричит.) Захар! Пошли кого-нибудь с письмом к барышне!

 

Съедает кусок пирога, выпивает рюмку водки. Подумав, съедает ещё кусок.

 

Странно! Мне уж не скучно, не тяжело! Я почти счастлив. Отчего это? Должно быть, оттого... что я всё сказал.

 

Входит Пшеницына.

ПШЕНИЦЫНА. Вот! Халат ваш! Его можно починить и вымыть. Материя такая славная! Он ещё долго прослужит. Может, наденете когда-нибудь… к свадьбе.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты