Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КЕРАМИКА




Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изделий, нашла отголосок и в облике керамических сосудов VII века до н.э. Лишь позднее их художественные формы успокоятся, взаимоотношения частей станут более гармоничными. Замысловатость форм и сложность композиций, отмечавшиеся выше в этрусских изделиях из резной кости, обнаруживаются и в керамике VII века до н.э., в сосудах так называемых импасто и буккеро, изготавливавшихся из глины от руки или на гончарном круге и имеющих красного или черного цвета поверхность, отполированную с помощью лощения

Этрусская керамика более, чем какая-либо другая художественная продукция, отличалась своеобразием, [с.59] присущим творческому гению народа. Из мастерских того времени выходила всевозможная посуда, чаще всего причудливая по облику, с ручками, нередко уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу. Необычны порой и формы кувшинов, напоминающие животное или птицу, растение или плод. Очень искусно сделан небольшой этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки (ил. 34).

Сосуды импасто, красноватого или темного цвета, восходящие к виллановианской керамике, создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но и на гончарном круге. Довольно много было распространено в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины — усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного же цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами7. Сосуды буккеро, появившиеся в Этрурии во второй половине VII века до н.э., получили и далее широкое распространение, не очень изменяясь в формах и принципах обработки материала.

К концу VII — началу VI века до н.э. относятся массивные высокие подставки для нуждавшихся в опоре котлов со сферическим поддоном (ил. 35). В собрании Эрмитажа имеется такой памятник — граненый котел импасто с торчащими в стороны протомами — львиными мордами с разинутыми пастями и вытянутыми шеями, выступающими от него так, как будут два тысячелетия спустя выступать химеры на готических соборах. Кажется, они служили не только оберегами содержимого сосуда, но и своеобразными ручками для переноса большого, почти шаровидного котла. Не менее сложна своим решением высокая подставка. Она состоит из верхней чашевидной опоры, на которой

[с.60] [с.61]
34. Этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. Глина. VII в. до н.э. 35. Котел-лебес на фигурной подставке. Глина, импасто. Конец VII в. до н.э.
   
       

[с.62] покоится котел, и нижней, подобной ей, но перевернутой и имеющей на поверхности четыре круга, каждый с шестью лучевыми прорезями, делающими подставку ажурной и более легкой. Два сферических утолщения в центральной части подставки напоминают также чаши, поставленные одна на другую. Мастер соединил их с верхней и нижней полусферами декоративными, рельефными изваяниями в виде стилизованных зверьков, которые могли использоваться также как ручки для переноса подставки с котлом. Подставка имеет не только рельефные украшения, но и красочные. На ее поверхности проведены волнистые, слегка углубленные полосы, заполненные коричневой краской. Они воспринимаются как потоки вод, которые преодолевают, стремясь кверху, стилизованные зверьки. Нетрудно заметить, что и в формах и в декоре этого сложного сооружения нашли выражение реальные представления мастера о мире, художественно воплощенные в керамические образы.

Этрусские сосуды той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головкой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (ил. 36). Изготовивший его гончар увидел в форме обычного кувшина контуры живых существ и сумел придать творчески воображенным фигурам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии, который нередко использовался в то время для оживления терракотовых и бронзовых изделий; извилистыми линиями он изобразил локоны наездника, волнистым орнаментом покрыл боковые части горла сосуда и поместил красивые розетты по краям широкого тулова.

Фантазия гончара вызывала и изощренные формы у небольших по размерам глиняных шкатулок-пиксид буккеро (13, ил. 11c). Крышка найденной в

[с.63]

36. Фигурный сосуд из некрополя Черветери. Глина, буккеро. VII в. до н.э.

[с.64] Ветулонии пиксиды окружена двадцатью шестью радиальными, оканчивающимися шариками-выступами, напоминающими стилизованные формы растения. На поверхности крышки в невысоком рельефе с процарапыванием изображены коза, пантера и лев. Распространенным явлением было введение тогда в формы керамики фигур животных. Гончары обычно показывали их подвижными, энергичными, как бы придавая глине жизненную экспрессию, насыщая художественные образы динамической напряженностью. Часто края пиксид буккеро, как и края лебесов, украшались головками козлов на изгибающихся, подвижных шеях; причем изваяния эти исполнены то покоя и грации, то тревоги и беспокойства.

Нередко использовались тогда мотивы древнегреческой керамики геометрического и ориентализирующего стилей: крышку одноручного кувшина буккеро из Орвието украшает вылепленная от руки лошадка, подобная встречающимся на крышках древнегреческих пиксид. На глиняном горле этого же сосуда оттиснут фриз с изображением мерно следующих друг за другом животных, вызывающий в памяти живописные фризы родосских кувшинов ориентализирующего стиля (13, ил. 30a). Трактовка животных на сосудах VII века до н.э. весьма различна. Иногда это предельно обобщенная и геометризированная, величественная и спокойная фигурка. Порой этрусские мастера приближают облик животных, их подвижные и динамичные силуэты к реальным прототипам.

В формах некоторых изделий буккеро VII века до н.э. гончары добивались большой выразительности (13, ил. 12в). Так, ребристые вертикальные каннелюры на тулове найденного в Цере кувшина подчеркивают стройность и красоту его объема. Горло и ручка этого простого по очертаниям сосуда оживлены узорами пальметт, контурами фантастических животных. Многие кубки буккеро имеют графические изображения [с.65] (13, ил. 12с): дно кубка из Ветулонии украшено фигурой сфинкса, на конической ножке процарапана этрусская надпись. Высота и форма плоской ручки заставляют думать о возможном повторении в этом глиняном сосуде какого-нибудь бронзового изделия. Все в таких керамических произведениях своеобразно и типично только для художественных образов Западного Средиземноморья.

Тесные связи гончаров с греческими мастерами, знакомство их с эллинской керамикой геометрического стиля VIII века до н.э. и памятниками ориентализирующего стиля VII века до н.э. несомненны. Симметричная композиция на поверхности одного из этрусских кратеров — человек держит за уздечки двух лошадок, стоящих по обе от него стороны, — почти в точности повторяет роспись аргосско-сикионского сосуда (13, ил. 12д).

Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. Одна из таких урн, найденная вблизи Цере, сделана из красного импасто и отличается хорошо приготовленной глиной, красивым цветом гладко отполированной, залощенной поверхности. На ее глиняной красного импасто подставке типа блюда оттиснут орнамент по краю (ил. 37). Форма урны, сужающейся вверху и внизу, но расширяющейся в середине, вызывает в памяти биконические виллановианские сосуды. Однако налицо видоизменение формы согласно новым вкусам и художественным воззрениям и богатый декор. В нижней части это реберчатый линейный орнамент, на уровне горизонтальных ручек на тулове — узор в виде двух извивающихся линий, своеобразная плетенка, на внешней поверхности ручек — кружки. Верхнюю часть урны украшают однообразные, помещенные в прямоугольные рамки оттиски в сырой глине, возможно лошадок; мерный повтор их напоминает рельефы на фризах древнегреческих сосудов VII века до н.э. [с.66]

 
37. Погребальная урна из Черветери с рельефами. Глина, красное импасто. VII в. до н.э.
 

Выше идет фриз из повторяющихся круговых розетт, а узор, напоминающий гирлянды, тянется по плечам урны. По краям подставки оттиснуты в глине шествующие друг за другом животные: грифы, кабан, олень, коза.

В мастерских конца VII века до н.э. исполнялись и фигурные сосуды буккеро. Небольшой, сделанный в виде петушка флакон имеет крышку — клюв и гребешок (ил. 38). Возможно, что этот фигурный флакон для душистого масла или детский кувшинчик не только ставили, но и носили, так как в верхней части имеется отверстие для ремешка. Выцарапанный на его поверхности этрусский алфавит служил своеобразным учебным пособием.

[с.67]
38а, б. Фигурный сосуд в виде петушка с выцарапанным алфавитом. Глина, буккеро. VII в. до н.э.
 

Керамика — импасто черное и красное, буккеро тяжелое и легкое — свидетельствует лучше, чем какой-либо другой вид искусства, о богатых творческих возможностях этрусских гончаров.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты