Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГОРДОСТЬ, ЧРЕВОБЕСИЕ, ДУХ РЕВНОСТИ




 

Что такое гордость? Это рабство дьяволу. Вот вам пер­вое понятие о психологии греха, понимаете? Всякое проявление гордости - это родственные чувства к дьяволу.

Дух сокрушенный и смиренный порождает все добродете­ли. Он воспринимает Законы Христа, то есть смирение, кро­тость, плач, чистоту, потребность богоугождения.

-Батюшка, чем благоугождаем Богу?

-Смирением, смирением. Смирение, Божие смирение порождает любовь. Это Божия любовь, а не человеческая любовь. Человеческая любовь - это уже чувства. А Божия любовь от Духа, от духа сокрушенна и смиренна. От веры. Вера как самостоятельная рождаемая сила. Две единицы: вера и дух сокрушенный и смиренный - это две основы, на которых держится все спасение. Вот почему атеист, сознательно не желающий, не признающий две эти основы, - он слуга сатаны. Вот почему так страшно мы оплакиваем Русскую Землю, которая потеряла Бога и поставила вместо Бога сатану - гордость. Сатана - это физически живая сила, она в себе носит закон свой гордость, во всех его проявлениях. Вот почему мир сейчас стал совершенно другим, тем, который боится смирения и боится веры, и ненавидит веру, ненавидит смирение.

Во-вторых, само по себе сердце человека дает право этой физической силе, имеющей образ. Это сатана, это бес. Он излучает из себя эту силу, черную силу, насилие.

-Батюшка, у меня в больнице было такое состояние: я почувствовала, что у меня рука онемела, я крестное знамение не могу сделать, рука как в цепи скована. Языком сказать не могу, и губы онемели, и мысль не работала.

-Это попускается Богом, но это есть милость Божия по отношению к тебе, что Он попускает тебе переживать такой ужас.

-А потом зов, когда отпустило: "у-у-у!" Как будто ракета запустилась!

-Вот ужас какой! Значит, он при тебе был. Был бес около тебя, физически, только невидимо. Такая же жалоба была со стороны покойницы Дуси. Только она осязала его лапу – и рукой, и ногами. Поэтому она пришла ко мне в ужасе, что ей делать? И когда она покрылась мантией, она перестала ощущать его лапу, которая была на ее теле. Это было попущение Божие - ей дать просвещение в вере и смирить ее.

Представьте себе душу после разлучения с телом; душа будет в окружении этой черной силы, понимаешь? Малень­кий ребеночек, да? Бессильный ребеночек, если он жил вне веры и вне покаяния, Какой же ужас душа переживает!

-Батюшка, что надо делать, чтобы бес не мог повредить?

-Ему этого не дано. "От" и "до" только. Но бывает так, что Бог попускает проучить человека. Тогда Он дает на истязание до изнеможения дьяволу, чтобы наказать, проучить, довести его до смысла жизни. Смысла жизни некоторые не понимают, смысл жизни у них - наслаждение.

-А наш смысл жизни - покаяние?

-Путь, смысл жизни есть - вечное спасение.

-А как он выражается, путь?

-Каждому свое: кающемуся - покаяние, а погрешившему - осознание. Покаяние разное бывает. Плач, стон, так? Оплакивание. Или грех оставить! Оставить грех или оплакивать. Два пути, И не беспокоиться о своем спасении, то есть не желать бросить грех, но раскаиваться в нем, потому что страшно его при себе иметь. Но расстаться с ним никак не хочется.

Надо трудиться, заставлять себя через "не хочу" оплаки­вать, по канону. Вот эти каноны покаянные, которые у нас есть, и являются канвой. По этой канве надо расписывать свой плач, свое покаяние, свое раскаяние, т.е. между строк и между букв вставлять свои словечки, переделывать этот канон по-своему. И каждый раз этот канон читается по-разному, а канва - одна, понимаешь? Расписывать свой плач своими нитками по этой канве - это есть молитва. А когда мы не расписываем по этой канве свой плач, мы вычитываем. Сознавая "чердаком" своим каждый смысл каждого слова, да? "Чердаком", сознанием, без участия сердца. Поэтому мы никогда не исправляемся. Мы даем свое согласие и осознание своей виновности, но не выпрашиваем: "прости". И почему - "про­сти"?

-Батюшка, а почему - "прости"?

-А потому, что это мерзость, это подлежит вечному осуждению. А степень понимания осуждения тоже надо понимать. Каждому дается свое - своя степень осуждения. Мне - в десять раз больше, а вам - в три раза больше, потому что вы знали и не хотели; а какой-нибудь Феодосии Ивановне только один раз вменяется, потому что она не знала, ее не обучали, она слышала только холодные проповеди протоиереев, да? И Господь с нее не спросит. Он - Праведный Судия.

-Почему Святейший Патриарх Алексий всегда кричал, что "с нас спросят в 88 раз больше, чем с вас!". С Патриарха даже! Мы управляем, а вы у нас только учитесь.

-Батюшка, чем определяется грубость нравов?

-Грубость нрава - богообщением. При упражнении себя в насилии. Вот возьмем грубый пример. Работник бойни, он убивает животное, и ему не больно, и не жалко, и не страшно. И он настолько грубеет, что он лишается способности богообщения. Вряд ли он способен молиться, когда он насилует животное насильственной смертью. И вот это животное в образе человека и есть грубость нравов. Мне кажется, мне думается так. Я думаю, что Святые Отцы со мной согласны.

Грубость нравов может быть у блудника, у блудницы, ко­торая не кается и не плачет, и не желает исправиться, и не желает исправить свой грех. Такой грубеет, он делается бес­стыдный и бессовестный, и он умирает прежде смерти. Но имеет право, возможность восстать, как преподобная Мария Египетская; грубый человек, оставивший смысл жизни - веч­ное спасение и условия для вечного спасения, - не лишается права обратиться к Богу, обратиться и вспомнить свою участь для Вечной Вечности. Значит, оставить грех или оставить тот промысл, которым он занят (скажем, убийство животных), или блуд, или скупость - тоже смертный грех, смертная страсть, которая лишает богообщения; или жадность, или грех чревобесия, который лишает способности молиться и оплакивать свою участь. Предаваясь этой грубой страсти, человек грубеет, да?

Я не имею представления, к сожалению, о том, каков был Крылов - баснописец. Он был заражен чревобесием.

-А как выражается чревобесие?

-Ненасытностью. Он ел не в меру. И он ведь умер от этого. У него желудок лопнул. Он так насыщался, потому что он отдал себя гортанобесию, чревобесию (эти две страсти очень близкие друг к другу), ему некогда было молиться, ему не хотелось молиться, так что он забыл молитву. Он был гениально умен, гениально умен!

-Батюшка, а как бороться с этим?

-Молиться надо. Покаянием, покаянием можно избавиться от этой смертной страсти.

-Вот хочется есть и есть.

-Да. И как бы ни поел вкусно, все есть хочется. Это называется гортанобесие. Да. Надо вовремя каяться в этом, и приносить плоды покаяния.

-Плоды как приносить, Батюшка?

-А значит, оплакивая, убавлять порции. Да. У меня было такое чадо, которое болело чревобесием от гортанобесия. Она была не в меру жирная от скопления еды. Эта еда, конечно, не переваривалась. По-видимому, и кишечник не справлялся. Все эти отложения, на сахар и на жир, отлагались в теле. И по милости Божией, это был такой прелестный человек. Она пришла ко мне: что мне делать?

-Батюшка, можно это объяснить физическим расстройством?

-Нет, этому не доверять. Ни в коем случае. Это брань духовная, которая переходит иногда в физическую брань. Нам дана воля, воля, освящаемая верой и озаряемая верой, которая дает нам силы и способности от Духа Святого и с помощью Божией лишиться и отказываться от этих страстей, которые дают только вечное осуждение.

Вот страсть гордости, которая порождает гнев, ярость. И люди предаются им, потому что они не могут удержаться, яко­бы, и потому что им нравится предаваться этой страсти гнева и ярости. Они этим упиваются. Вот с этой страстью труднее справляться, потому что это связано с гордыней. Тутнужно длительное покаяние, чтобы отучиться от этой страсти.

-Батюшка, вот, например, брань помысла. Святые Отцы говорят, кратчайший путь - не принимать. А страсть гортанобесия какой кратчайший путь - не принимать?

-Кратчайший путь - всякое возникновение хотения отсекать, то есть отказывать себе. Мне хочется пить два стакана чаю: налили, принесли - пожалуйста, возьми. И на глазах отнять от себя. Мне принесли два куска хлеба, каждый кусок хлеба 200 грамм, (200 грамм, вы подумайте, неужели мало)? А я хочу еще 200 грамм, я не наелся. Гортань моя горит, потому что вкусно. Это свойство гортани - вкусно. Принесите. Тут же, собственными руками, отдать! И так во всем. Все половинное отдать. Принесли четыре блина: два блина съел - два отдать своими собственными руками. И так постоянно, до победного конца, когда уже не будет этого борения, хотения, да? И скажешь: зачем мне? Мне принесите 200 грамм хлеба, мне довольно. А эти 200 грамм хлеба будешь постепенно отдавать: половину съем, половину - возьмите. Они будут лежать перед носом - и не возьмешь, не тронешь. Вот тогда будет война, брань, это будет брань, да? Война. Но победа будет тогда, когда будет лежать - и ты не тронешь. Если будет даже хотение, как воспоминание. Лучше быть голодной, чем я поем, возьму.

-Батюшка, а если головные боли начались от истощения.

-Если на этой почве, то надо есть досыта, но знать границы, не переедать. Если только мы знаем себя. Голова болит, потому что давно не ела, а если бы ела, голова бы не болела. Тут надо рассуждать: голова болит не потому, что ты переела, так не бывает, а голова болела, потому что ты давно не ела. Только так. А если объелась, ну, конечно, тогда и в животе плохо, и голова плохая, и уже музыка в кишках и т.д. Без брани жизни не бывает. У кого брани нет - у того жизнь пустая. И чем больше брани, тем интереснее жизнь, духовная, конечно, с самим собой.

-Батюшка, а малодушие? Страх одолевает перед неприятностями.

-От маловерия. Исток всему - маловерие.

-А вот так вообще, как-то устал терпеть?

-Мы слишком доверчивы. Надо всегда провести грань между усталостью и ленью. А если усталость - давать себе отдых Богу не нужна наша переутомленносгь.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты