Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История развития настольного тенниса.




Сведения о развитии настольного тенниса противоречивы. Некоторые специалисты считают считают, что зародился он в Азии - в Японии или Китае. Что же касается историографов спорта, в том числе японских и китайских, то большинство их подобное утверждение опровергают.

 

Есть данные о том, что зародился настольный теннис в Европе.

В XVI веке в Англии и Франции возникла забавная игра без определенных правил. Мяч был с перьями, позже появился резиновый.

Сохранились рисунки, на которых можно увидеть игру давних времен, когда играли ракетками со струнами, похожими на те, которые ныне приняты в обычном, так называемом большом, теннисе

Довольно скоро она с открытого воздуха перешла в помещение - играли на полу. Позднее появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Прошло еще немного времени, и две половинки стола были сдвинуты. Между ними натянули сетку.

Простой инвентарь, а главное, небольшие размеры площадки позволяли играть где угодно. Настольный теннис получил распространение.

В XIX веке он появился и в России. В 1860 году в Петербурге открылся клуб "Крикет и лаун-теннис", но по-прежнему любимейшими в нем были игры: волан, лапта, и тамбурин.

Игру тамбурин, или, как ее еще называли, "же де пом" (с ракетками круглой формы, без ручки), в известной степени можно считать предшественницей настольного тенниса.

Первые правила игры были созданы в Англии. Одна партия велась до 30, а не до 21 очка, как сейчас. Интересна была форма участников. Строгая вечерняя: женщины - в длинных платьях; мужчины - в смокингах.

Мощный толчок развитию настольного тенниса принесло изобретение английского инженера Джеймса Гибса (1984 г.). Он ввел в игру целлулоидный мяч, легкий и упругий. Постепенно стала изменяться форма ракетки. Появились фанерные, вес убавился почти в трое.

Укороченная ручка вызвала необходимость по-новому держать ракетку(предопределила новую хватку, как мы говорим сегодня).

Стали применяться и новые материалы для оклеивания игровой поверхности: пергамент, кожа, велюр и др. Автором таких модификаций ракеток можно считать англичанина Е.Гуда.

Скорее всего, именно на рубеже XX века и определилось название игры "пинг-понг".

В Англии пинг-понг как спорт признали еще в начале 1900 года, когда было проведено первое официальное соревнование. Затем в 1901 году официальный турнир состоялся в Индии. Его можно считать первым международным соревнованием. Победил один из лучших игроков того времени индийский спортсмен Нандо.

Из Англии игра пришла в Австро-Венгрию, в ту часть Европы, которая сегодня является Венгрией, затем в Германию, Чехослолвакию. В Берлине на Виктория-платц открылось кафе "Пинг-понг". Чуть позднее такие заведения появились в Вене, Праге и других городах Европы.

Быстрое распространение настольного тенниса привело к необходимости создать международную организацию и установить единые правила игры. Благодаря энергичной деятельности доктора Георга Лемана (Германия) в Берлине в январе 1926 года была создана Международная федерация настольного тенниса - ИТТФ. Председателем ее стал Айвор Монтегю - видный английский литератор, прогрессивный общественный деятель.

Пенрвый конгресс ИТТФ и первый чемпионат мира состоялся в Лондоне в декабре 1927 года. В состязании участвовали спортсмены Англии, Австрии, Чехословакии, Германии, Венгрии, Дании, Швеции, Уэлса, Индии. Борьба шла в четырех разрядах: одиночных - мужчины и женщины и парных - мужских и смешаных. В 1928 году в соревнованиях стали участвовать женские пары.

С тех пор первенства мира проводились каждый год, за исключением 1940-1946 годов.

С 1957 года первенство мира стали проводить раз в два года, зато уже в следующем году начали разыгрывать первенство Европы. Стали проводится и котинентальные чемпионаты Азии и Африки.

Благодаря бурному расцвету промышленности, появлению новых материалов, находящих свое применение и в спорте, изменялся спортивный инвентарь. А это, в свою очередь, не могло не оказать прямого воздействия на технику и тактику игры. Менялись и правила игры.

Особенно заметный толчок развитию настольного тенниса дало появление пористой, губчатой резины(губки), которую стали применять как накладку на ракетку.

До того игра шла в непосредственной близости от стола, плоскими ударами. С появлением губки(1930г.) игра стала разнообразнее. Оно и понятно: благодаря плотному сцеплению ракетки с мячом стало возможным придавать ему сильные вращения.

Изменилась траектория полета мяча, открылась возможность играть активно и тогда, когда он уже опускался ниже сетки.

Спортсмены, играющие в защитном стиле, теперь должны были далеко отходить от стола и быстро возвращаться к нему. Игра становилась все динамичнее.

Много ценного внес в технику и тактику настольного тенниса пятикратный чемпион мира (1930-1935гг.) англичанин Виктор Барна. Благодаря ему игра стала увлекательным, захватывающим зрелищем. Интерес зрителей к соревнованиям значительно вырос. Достаточно сказать, что соревнования на первенство мира в лондоне в 1935 году ежедневно наблюдали до 10 тысяч человек.

Игра стала изобиловать быстрыми передвижениями, стремительными бросками, резкими одиночными и серийными ударами. В результате в 1936 году конгресс ИТТФ принял решение изменить название игры. Вместо старого названия пинг-понг появилось натольный теннис.

Итак, на смену первому периоду, отличавшемуся простотой технических элиментов, основанных на длительной перекидке мяча, пришел второй - период наступательной игры, многоплановый по средствам атаки и обороны. Но так как сильнейшими в то время все же оставались игроки защитного стиля, то для того, чтобы выиграть очко порой требовалось очень много времени.

Дело доходило до курьезов. Например, в матче на первенство мира Эрлих (Франция) и Панет (Румыния) за два часа 10 минут сумели дойти до счета....1:0 в первой партии!

Во время первенства мира 1934 года, проходившего в Париже, была прекращена встреча между Хагенауэром (Франция) и Холдбергером (Румыния). Матч между ними продолжался 8 часов! Между прчим, это самый продолжительный матч за всю историю настольного тенниса.

Международная федерация должна былы срочно принимать какие-то меры. И в 1936 году время встречи было ограничено одним часом.

Однако это нововведение, как вскоре выяснилось, оказалось недостаточным - спортсмены не успели перестроится. Уже в следующем году финальные матчи женщин не выявили победительницы. Причиной тому послужила дисквалификация финалисток Притцы(Австрия) и Аронс(США) за пассивное ведение игры. Нужно было бороться за ее активизацию и дальше.

И вот время одной встречи было сокращено до 20 минут.

Однако главным изменением в правилах игры можно считать снижение высоты сетки(с 17 до 15,25 сантиметров), а также установление строго определенной высоты игровой поверхности стола - 76 сантиметров от пола. Было также запрещено при подаче подкручивать мяч пальцами.

Все эти изменения давали значительные преимущества нападению. Естественно, появились игроки нового плана, такие как И.Андриадис, Штипик, Вигнановский (Чехословакия), которые уже могли атаковать ударами средней силы слева и справа, вести контригру с промежуточной защитой в средней зоне (правда, без сильных завершающих ударов).

С 1952 года, с первенства мира в Бомбее, началась новая эпоха настольного тенниса. Связана она с выходом на международную арену японских спортсменов.

Японцы не только новый вид покрытия ракетки и своеобразный хват. Сама система ведения игры оказалась необычной. По существу, они выполняли один основной элимент техники - накат справа, но доведен он был до виртуозной точности. И вот, почти не пользуясь никакими другими ударами, японцы убедительно доказали свое превосходство.

В чем же оно выражалось? Первое - отличное владение подачами. Непосредственно на подачах японские игроки в каждой партии выигрывали от 4 до 10 очков. Второе - высокая физическая подготовленность, позволяющая стремительно перемещаться, мгновенно наносить удары. А отсюда уверенность в своих силах, умение четко осуществлять намеченный план.

В Бомбее чемпионом мира среди мужчин стал Сато. Мужские парные соревнования выиграли Фуджи и Хаяси. В женских парных состязаниях Нарахара и Нисимура. В общей сложности японские спортсмены увезли домой четыре первых приза из семи.

В 1953 году японские теннисисты не участвовали в первенстве мира, а в 1954 в Лондоне вновь отличились: завоевали оба командных приза - мужской и женский. В личном зачете победил Огимура.

С 1954 по 1957 год достойное сопротивленее японским теннисистам оказывали, пожалуй, только представители женской команды Румынии. А вобще в личных соревнованиях за этот период звание чемпионов мира присуждалось 30 раз. 12 раз его завоевывали теннисисты Японии, 6 - Румынии, 3 - Венгрии, 3 - Чехословакии, 2 - Югославии, 2 - Англии, 2 - США.

Многие ведущие тренеры Европы в то время ошибочно считали, что успех японских теннисистов - это временное явление, и соответствующих серьезных выводов не делали. И все же стиль европейских спортсменов стал меняться. Правда, большинство игроков еще придерживалось защитной манеры, но тем не менее игра становится все более энергичной, изобретательной. Нарастает количество котратакующих приемов.

Но японские спортсмены не сдают своих позиций. Они снова и снова решительно заявляют о себе. В 1961 году на мировом чемпионате теннисисты Страны восходящего солнца применяют новый удар - так называемый топ-спин, получивший название "дьявольский мяч из Токио"

Обратите внимание: тогда же появились элементы "тайфун" в волейболе, "ультра-си" в гимнастике.

В спорте все взаимосвязано, и на данном этапе развитие пошло по линии усложнения техники, подчас виртуозной, близкой к трюку. В этом направлении настольный теннис развивается и поныне.

 

Правила игры.

 

Стол

 

Верхняя поверхность стола, называемая игровой поверхностью , длиной 2,74 м и шириной 1,525 м, должна быть прямоугольной и лежать в горизонтальной плоскости на высоте 76 см от пола.

Игровая поверхность включает верхние кромки стола, но не боковые стороны ниже кромок.

Игровая поверхность может быть из любого материала и должна обеспечивать единообразный отскок около 23 см при падении на нее стандартного мяча с высоты 30 см.

Игровая поверхность должна быть матовой, однородной темной окраски с белой боковой линией шириной 2 см вдоль каждой кромки по стороне 2,74 м и белой концевой линией тоже шириной 2 см вдоль каждой кромки 1,525 м.

Игровая поверхность должна быть разделена на 2 половины вертикальной сеткой, расположенной параллельно концевым линиям, непрерывной на всем протяжении каждой половины.

Для парных игр каждая половина должна быть разделена на 2 равные полуплощадки белой центральной линией шириной 3 мм, проходящей параллельно боковым линиям; центральную линию следует считать частью каждой правой полуплощадки.

 

Комплект сетки

 

Комплект сетки состоит из собственно сетки, подвесного шнура и опорных стоек, включая те части опорных стоек, которые служат для крепления стоек к поверхности стола.

Сетку подвешивают на шнур, привязанный с каждого конца к вертикальной части стоек высотой 15,25 см; длина выступающих частей стоек не должна превышать 15,25 см в сторону от боковых линий.

Верх сетки по всей ее длине должен находиться на высоте 15,25 см над игровой поверхностью.

Низ сетки по всей ее длине должен быть насколько возможно ближе к игровой поверхности стола, а концы сетки к опорным стойкам.

 

Мяч

 

Мяч должен быть сферическим, диаметром 40 мм.

Масса мяча должна быть 2,7 г.

Мяч должен быть изготовлен из целлулоида или подобной пластмассы белого или оранжевого цвета, матовым.

 

Ракетка

 

Ракетка может быть любого размера, формы и массы, но ее лопасть должна быть плоской и жесткой.

По крайней мере, 85% лопасти по толщине должно быть из натурального дерева. Клеевой слой внутри лопасти может быть армирован волокнистым материалом, таким, как углеродистая фибра, фибергласс или прессованная бумага; этот армирующий слой должен быть не более 7,5% общей толщины, и не превышать 0,35 мм.

Сторона лопасти, используемая для удара по мячу, должна быть покрыта обычной однослойной пупырчатой резиной с пупырышками наружу, с общей толщиной вместе с клеевым слоем до 2 мм, либо двухслойной резиной типа сэндвич с пупырышками внутрь или наружу, с общей толщиной вместе с клеем до 4 мм включительно.

Обычная пупырчатая резина - это однослойная не ячеистая резина, натуральная или синтетическая, с пупырышками, равномерно распределенными по ее поверхности с плотностью не менее 10 и не более 50 штук на 1 см

Отношение высоты пупырышек к их диаметру не должно быть более 1,1.

Резина типа сэндвич - один слой ячеистой (пористой) резины, покрытой снаружи одним слоем обычной пупырчатой резины; толщина пупырчатой резины - до 2 мм включительно.

Покрывающий материал должен полностью закрывать лопасть, не выступая за ее края, кроме части лопасти, примыкающей к ручке и охватываемой пальцами. Эта часть лопасти может оставаться непокрытой или покрытой любым материалом, ее следует считать частью ручки.

Лопасть, любой слой внутри лопасти и любой слой покрывающего или склеивающего материала на стороне, используемой для ударов по мячу, должны быть сплошными и одинаковой толщины.

Поверхность покрывающего сторону лопасти материала или сторона лопасти, оставленная непокрытой, должны быть равномерной окраски и матовыми: одна сторона - черного цвета, а другая - ярко-красного.

Допускаются небольшие отклонения от однородности поверхности и равномерности окраски в результате случайного повреждения, износа или потускнения при условии, что эти отклонения существенно не изменяют характеристик поверхности.

В начале встречи и когда бы игрок ни сменил свою ракетку в течение встречи, он должен показать ракетку своему сопернику и судье и позволить им осмотреть ее.

 

Определения

 

Розыгрыш - период времени, когда мяч находится в игре.

Мяч в игре находится с последнего момента нахождения его на неподвижной ладони свободной руки перед намеренным подбрасыванием его в подаче до тех пор, пока он не коснется чего-либо кроме игровой поверхности, комплекта сетки, ракетки, находящейся в руке, или руки с ракеткой ниже запястья

или до тех пор, пока не будет решено, что розыгрыш следует переиграть или он завершен очком

Переигровка - розыгрыш, результат которого не засчитан.

Очко - розыгрыш, результат которого засчитан.

Рука с ракеткой - рука, держащая ракетку.

Свободная рука - рука без ракетки.

Игрок ударяет мяч, если он касается мяча своей ракеткой, держа ее рукой, или своей рукой (с ракеткой) ниже запястья.

Игрок мешает мячу, если он, а также что-либо из того, что он надевает или носит, касаются мяча в игре, летящего в направлении игровой поверхности, пока мяч не пролетел позади его концевой линией, не задев половины стола этого игрока после того, как мяч последний раз был отбит соперником.

Подающий - игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше.

Принимающий - игрок, который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше.

Судья - лицо, назначенное контролировать встречу.

Судья-ассистент - лицо, назначенное содействовать судье в принятии определенных решений.

Понятие игрок надевает или носит включает в себя все, что на нем было надето или что он носил в начале розыгрыша.

Мяч считается прошедшим над или вокруг комплекта сетки, если он пролетел как угодно, но не между сеткой и стойкой сетки или между сеткой и игровой поверхностью.

Концевую линию следует рассматривать продолжающейся неопределенно долго в обоих направлениях.

 

Правильная подача

 

По правилам настольного тенниса подача начинается с подбрасывания мяча примерно вертикально вверх без вращения с плоской открытой ладони свободной руки подающего.

Подающий должен подбросить мяч только рукой так, чтобы мяч взлетел не менее чем на 16см после того, как он покинул ладонь свободной руки подающего и опустился, не коснувшись чего-либо до удара по нему ракеткой.

Когда мяч падает с высшей точки своей траектории, подающий должен ударить его так, чтобы мяч коснулся сначала его половины стола, а затем, пролетев прямо над или вокруг комплекта сетки, коснулся половины стола принимающего, а в парных играх, мяч коснулся последовательно полуплощадки подающего, а затем, полуплощадки принимающего.

С момента, когда мяч покидает ладонь свободной руки подающего до удара по нему ракеткой, мяч должен быть выше уровня игровой поверхности и позади концевой линии подающего.

Когда мяч ударяют при подаче, он должен находиться позади концевой линии половины стола подающего и выше уровня игровой поверхности, при этом никакая часть тела или одежды подающего или его партнера по парной встрече не должны закрывать мяч от принимающего.

Правила игры настольного тенниса говорят, что игрок обязан подавать так, чтобы судья и принимающий подачу могли видеть, что он выполняет все требования, предъявляемые к правильной подаче.

Судья может при первом сомнении в правильности подачи прервать игру и предупредить подающего без присуждения очка. Если один из игроков пары был предупрежден по поводу подачи, не требуется предупреждать его партнера о сомнительном выполнении им подачи, а просто присудить очко соперникам.

В любом следующем в этой встрече случае сомнения в правильности подачи того же игрока или его партнера по паре, по той же или иной причине, принимающему присуждают очко.

Когда подающий явно нарушил требования к правильной подаче, он теряет очко без предупреждения в первом же или любом другом случае нарушения.

Как исключение судья может смягчить требования к выполнению правильной подачи, если отметит, что ее выполнению препятствует физический недостаток подающего.

 

Правильный возврат

 

Правила настольного тенниса подразумевают, что поданный или возвращенный мяч следует ударить так, чтобы он пролетел над или вокруг комплекта сетки и коснулся (один раз) половины стола соперника сразу или после касаний комплекта сетки.

 

Порядок игры

 

В одиночных встречах подающий должен первым выполнить правильную подачу, принимающий должен затем выполнить правильный возврат, после чего подающий и принимающий поочередно выполняют правильный возврат.

В парных встречах подающий должен первым выполнить правильную подачу, принимающий должен затем выполнить правильный возврат, после чего партнер подающего должен произвести правильный возврат, затем правильный возврат следует выполнить партнеру принимающего; в дальнейшем каждый игрок в такой же очередности должен выполнить правильный возврат.

 

Переигровка

 

Розыгрыш переигрывается, если:

при подаче мяч, пролетая над или вокруг комплекта сетки, коснется его (при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно) или принимающий (или его партнер) помешает мячу;

подача выполнена, когда принимающий (пара) не готов к приему мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался отбить мяч;

ошибка при выполнении правильной подачи, правильного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошла помимо воли игрока;

игра прервана судьей или судьей-ассистентом.

Игра может быть остановлена:

для исправления ошибки в очередности подачи, приема или смены сторон;

для введения правила активизации игры;

для предупреждения или наказания игрока;

поскольку игровые условия изменились настолько, что это могло повлиять на исход розыгрыша.

 

Очко

 

Когда розыгрыш не переигрывается, игрок выигрывает очко, если:

его соперник не выполнил правильную подачу;

его соперник не выполнил правильный возврат;

после его правильной подачи или правильного возврата мяч до удара его соперника косн тся чего-либо, кроме комплекта сетки;

мяч, после того, как он был отбит соперником, пролетит над концевой линией стороны игровой поверхности данного игрока, не коснувшись ее;

его соперник мешает мячу;

его соперник ударяет мяч дважды подряд;

его соперник ударяет мяч стороной ракетки, поверхность которой не соответствует требованиям п.

2.4.3-2.4.5;

его соперник или то, что он надевает или носит, сдвинет игровую поверхность, пока мяч в игре;

его соперник или то, что он надевает или носит коснется комплекта сетки, пока мяч в игре;

его соперник коснется свободной рукой игровой поверхности;

в парной встрече кто-либо из его соперников ударяет по мячу не в порядке, установленном первым подающим и первым принимающим;

как обусловлено правилом активизации игры (п.

2.15.2).

 

Партия

 

Партию выигрывает игрок (пара), первым набравший 11 очков, если только оба игрока (пары) не набрали по 10 очков; в этом случае партия будет выиграна игроком (парой), который первым наберет на 2 очка больше соперника (пары).

 

Встреча

 

Встречу следует проводить на большинство из любого нечетного числа партий.

 

Выбор подачи, приема и сторон

 

Право выбрать стартовый порядок подачи, приема и сторону определяют жребием; выигравший это право, может выбрать: подачу или прием первым, начать встречу на определенной им стороне стола.

Когда один игрок (пара) выбрал право первым подавать или принимать или начать игру на определенной стороне, его соперник (пара) получает право на свой выбор (отличный от первого).

После каждых 2 засчитанных очков принимающий игрок (пара) должен стать подающим и так до конца партии или до тех пор, пока каждый из соперников не наберет по 10 очков или не будет введено правило активизации игры, когда смена подающего и принимающего остаются такими же, но только после каждого очка.

В каждой партии парной встречи пара, имеющая право подавать первой, должна решить, кто из игроков этой пары будет выполнять подачу первым, а принимающая пара в первой партии должна решить, кто будет принимать первым; в следующих партиях этой встречи, как только будет определен первый подающий, первым принимающим должен стать подававший на него в предыдущей партии.

В парных встречах при каждой смене подачи предыдущий принимающий должен стать подающим, а партнер предыдущего подающего - принимающим.

Игрок (пара), подающий первым в партии, должен принимать первым в следующей партии этой встречи, а в последней возможной партии парной встречи как только одна из пар наберет 5 очков, пара, которой надлежит принимать, должна сменить своего принимающего.

Игрок (пара), начинающий партию на одной стороне, следующую партию этой встречи должен начинать на противоположной стороне, а в последней возможной партии этой встречи игроки (пары) должны поменяться сторонами, как только один из них (пара) первым наберет 5 очков.

 

Нарушение порядка подачи, приема или смены сторон

 

Правила настольного тенниса подразумевают, что если игрок подает или

принимает не в очередь, игра должна быть остановлена, как только ошибка обнаружена, а затем возобновлена с подачи и приема тех игроков, которым следовало подавать и принимать в соответствии с очередностью, установленной в начале встречи; в парных играх - в порядке очередности подач, определенных парой, получившей право первой подавать в партии, в течение которой обнаружена ошибка.

Если игроки не поменялись сторонами, когда им следовало это сделать, игра должна быть прервана судьей, как только ошибка обнаружена, а затем возобновлена при расположении игроков, какому следовало быть в соответствии с последовательностью, установленной в начале встречи, со счета, который был достигнут на момент обнаружения ошибки.

При любых обстоятельствах очки, набранные до обнаружения ошибки, должны быть засчитаны.

 

Правило активизации (ускорения) игры в настольный теннис

 

Правило активизации игры вводится в действие, если партия не заканчивается в течение 10 минут игры, если только в этой партии оба игрока (пары) не набрали как минимум по 9 очков; это правило может быть введено в любое время ранее по просьбе обоих игроков (пар).

Если мяч в игре, но лимит времени уже исчерпан, игра должна быть остановлена и продолжена подачей игрока, который подавал в прерванном розыгрыше.

Если мяч не был в игре, когда лимит времени исчерпан, игру продолжают подачей игрока, который принимал в предыдущем розыгрыше.

Впоследствии каждый игрок (пара) должен подавать поочередно для розыгрыша только 1 очка и, если розыгрыш не завершится до того, как принимающий игрок (пара) выполнит 13 правильных возвратов, подающий проигрывает очко.

Если любая партия встречи продолжалась 10 минут, все следующие партии этой встречи следует играть с введением правила активизации игры.

Однажды введенное правило активизации игры действует до окончания данной встречи.

 

 

Техника ударов.

Удары

 

Существует два способа отбить мяч ракеткой. Первый - подставляя ракетку. В этом случае невозможно предугадать как полетит мяч. Этот способ использует большинство новичков.

Второй способ - используя вращение мяча. Для этого нужно ударить мяч по касательной, чтобы резина вашей ракетки смогла захватить мяч и заставить его вращаться. Тип вращения зависит от угла ракетки и направления ее движения в момент соприкосновения с мячом. Различают несколько типов ударов, основные - накат, подрезка и топ-спин.

Для того, чтобы добиться успеха в настольном теннисе, вы должны освоить разные типы ударов и научиться применять их в зависимости от вращения мяча.

 

Накат

Чтобы накатить, нужно во время контакта с мячом вести ракетку снизу вверх. После наката мяч имеет эффект погружения вниз, поэтому накатывать можно с любой силой, поскольку вращение заставит мяч опуститься и попасть на стол.

 

 

Накат открытой ракеткой (справа)

Накат справа - это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча.

Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Левая нога чуть выдвинута вперед. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена назад вправо для замаха. Она начинает движение, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют как бы равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего руку отводят влево-вверх.

В момент контакта ракетки с мячом предплечье как бы обгоняет мяч. Ракетка движется по дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате получается как бы обкатывание мяча сверху. Кисть при накате резким движением придает мячу вращение. При ударе тяжесть тела перемещается на левую ногу. После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение.

 

Накат закрытой ракеткой (слева)

Движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх-вперед.

Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, чуть согнуты, правая чуть выдвинута вперед, центр тяжести равномерно распределен на обе ноги. Рука на уровне пояса согнута в локте и отведена влево-назад, предплечье параллельно поверхности стола.

При ударе предплечье резко идет вперед, ракетка как бы обкатывает мяч сверху, после чего рука свободно уходит вправо-вверх. Центр тяжести смещается на правую ногу, рука возвращается в исходное положение.

 

(По книге Амелина А. Н., Пашнина В. А. Настольный теннис - изд. 2-е, доп. - Физкультура и спорт, 1985).

 

 

Рис. 1

 

 

Если закрученный мяч после наката попадет на вертикально расположенную ракетку, то он отскочит вверх (рис. 1).

 

Рис. 2

 

Чтобы скомпенсировать кручение, и правильно отбить мяч следует накатить (рис. 2).

 

Подрезка

Чтобы подрезать, нужно во время контакта с мячом вести ракетку сверху вниз. После подрезки мяч поднимается вверх, поэтому чем сильнее вы закрутите мяч, тем дальше он будет улетать. Подрезка считается оборонительным ударом. С подрезанного мяча сложнее атаковать.

 

Подрезка открытой ракеткой (справа)

Выполнение удара. Висходном положении игрок стоит почти лицом к столу, слегка выставив вперед левую ногу, рука делает замах назад-вверх и затем идет вперед-вниз. В момент удара мяча о ракетку, которая обращена открытой стороной вверх, рука слегка согнута. После удара ракетка немного сопровождает мяч и затем уходит влево-вперед вниз.

Сила удара при подрезке существенно зависит от встречной скорости мяча и расстояния от стола, на котором его принимают.

 

Подрезка закрытой ракеткой (слева)

Исходная стойка типична для игры слева: правая нога немного впереди, туловище чуть повернуто влево. Движение руки, сильно согнутой в локте и отведенной налево-вверх-назад для замаха, происходит сначала вперед-вниз, причем на этом этапе рука в локте не разгибается. В процессе движения туловище немного поворачивается и центр тяжести переносится на правую ногу.

 

(По книге Амелина А. Н., Пашнина В. А. Настольный теннис - изд. 2-е, доп. - Физкультура и спорт, 1985).

 

 

Рис. 3

 

Если закрученный мяч после подрезки попадет на вертикально расположенную ракетку, то он отскочит вниз (рис. 3).

 

Рис. 4

 

Чтобы скомпенсировать кручение, и правильно отбить мяч следует подрезать как это показано на рисунке (рис. 4).

 

Топ-спин

 

Назначение этого атакующего приема - придать мячу сверхсильное верхнее вращение. Скорость его намного больше, чем при накате, что очень усложняет сопернику ответные действия.

Во-первых, самым неожиданным бывает отскок мяча от стола. Во вторых, даже уже принятый ракеткой мяч остается непослушным, и направить его по задуманному направлению очень и очень не просто.

Хорош топ-спин и потому, что сильно закрученный мяч высоко пролетает над сеткой и это придает смелости атакующему. Считается, что применять топ-спин можно всегда, но практика показывает, что это не так.

 

Топ-спин справа

Для топ-спина характерен большой замах, как правило вытянутой рукой. Выпрямление ее в начале движения позволяет увеличить и сам замах, и скорость ракетки с помощью усилия предплечья и кисти. Движение руки при топ-спине в отличие от удара накатом почти полностью направлено вверх, а удар по мячу носит скользящий характер.

Исходная стойка: левая нога чуть выдвинута вперед, правая рука выпрямлена и отведена за спину вправо-назад. Туловище развернуто в правую сторону, чтобы увеличить замах. Ноги согнуты в коленях, все тело расслаблено.

Топ-спин начинается с активного поворота в направлении удара. Правая рука идет вперед-влево-вверх. Вес тела переносят с правой ноги на левую. По инерции туловище и рука могут даже уходить далеко влево. В момент соприкосновения с мячом ракетка должна как бы скользнуть по нему. При этом сила прямого удара мяча о ракетку минимальна. Однако кисть придает ему заключительное ускорение.

Есть еще вариант топ-спина справа, который называют боковым. Разница в выполнении прямого топ-спина и бокового заключается в том, что руку с ракеткой заводят к мячу сбоку, кисть опущена чуть больше.

 

Топ-спин слева

Практикуется гораздо реже, чем справа. Классический левый топ-спин не выполняется, это объясняется необходимостью увеличить замах при ударе, что обычно приводит к возникновению помимо верхнего вращения мяча еще и бокового.

 

 

Специализированная разминка.

 

Упражнения в беге

1. Бег змейкой, обегая стойки или различные предметы.

2. Бег с произвольным ускорением 3—5 м.

3. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед.

4. Бег, «отбрасывая» прямые ноги назад.

5. Бег с высоким подниманием бедра.

6. Бег с захлестывающим движением голени назад.

7. Бег спиной вперед.

8. Передвижение приставными шагами боком (правым, левым).

9. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста попеременно правым и левым боком (через два шага, через один шаг).

10. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста лицом вперед с одновременным перемещением вправо-влево.

11. То же самое, но спиной вперед.

12. Передвижение боком (правым, левым) скрестными шагами («лезгинка»): например, при передвижении правым боком левую ногу ставьте попеременно скрестно то спереди, то сзади правой. Правая нога только переставляется вправо.

 

Прыжковые упражнения

1. Руки на поясе, подскоки на одной ноге со сменой ног.

2. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах по треугольнику или квадрату.

3. Прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте через начерченные на полу линии.

4. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вверх.

5. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вперед.

6. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах с поворотом на 180° (360°).

7. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

8. Прыжки на одной ноге вправо-влево.

9. Прыжки на обеих ногах, подтягивая колени к груди («кенгуру»).

10. Прыжки обеими ногами через скамейку.

 

Упражнения для мышц рук

1. Стоя в основной стойке — руки вперед, в стороны, вверх.

2. Руки к плечам — круговые вращения руками.

3. Круговые вращения прямыми руками — 4 раза вперед, 4 раза назад, постепенно увеличивая амплитуду.

4. Круговые вращения прямыми руками в разные стороны: правой вперед, левой назад и наоборот.

5. Круговые вращения предплечьем внутрь и наружу из положения руки в стороны.

6. Круговые вращения кистями, сжатыми в кулак, в одну и другую сторону, обеими кистями одновременно и попеременно из положения руки в стороны или вперед.

7. Сжимание и разжимание кистей в кулак из положения руки вперед.

8. Стойка ноги врозь, рывки согнутыми в локтях руками перед грудью с поворотом туловища.

9. Сцепить кисти «в замок» — разминание.

10. Правая рука вверху, левая внизу рывки руками назад.

11. Правая рука вверху, левая внизу — рывками рук назад и в стороны, постепенное (на 8 счетов) изменение положения рук: левая вверху, правая внизу.

12. Стоя лицом к стене — отталкивание обеими руками от стены, постепенно увеличивая расстояние до нее.

13. Упор лежа — отжимание от гимнастической скамейки или от пола, отжимание ноги на гимнастической скамейке.

14. Подтягивание на перекладине хватом сверху или снизу.

 

Упражнения для мышц туловища

1. Ноги на ширине плеч — наклоны, доставая руками пол.

2. Ноги шире плеч — наклоны, доставая пол локтями.

3. Ноги на ширине плеч, наклонившись, руки в стороны — повороты туловища, доставая руками носки ног.

4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — круговые движения тазом.

5. То же, ноги на ширине плеч, руки «в замок» над головой - вращение туловищем, стараясь описать руками большой круг.

6. Наклон назад прогнувшись, доставая руками пятки.

7. Наклон назад прогнувшись, доставая поочередно правой рукой левую пятку и наоборот.

8. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — три пружинистых наклона в одну и в другую сторону.

9. То же, что и упражнение но руки сцеплены вверху над головой.

10.То же, что и упражнение, но с двумя приставными шагами в каждую сторону и доставанием сцепленными руками пола.

11. Ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая внизу — на каждый счет наклоны в стороны с захлестывающим движением руками за спину.

12. Лежа на животе, руки за головой — прогибание назад.

13. Упор сзади — разгибать и сгибать руки, прогибая туловище.

14. Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища — наклоны к прямым ногам с возвращением в исходное положение.

15.То же, но руки за головой.

16. То же, но руки вверху.

17. Лежа на спине, руки в стороны — поднимать прямые ноги вверх и опускать поочередно в левую и правую сторону.

18. Ноги на ширине плеч, стоя спиной в 30—50 см от стола — не отрывая ног от пола, доставать рукой дальний угол стола.

 

Упражнения для мышц ног

1. Приседания с выносом рук вперед, пятки от пола не отрывать.

2. Руки на поясе — выпад правой ногой, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой.

3. То же, но смена ног прыжком.

4. То же, но выпад ногой в сторону.

5. Руки выставлены вперед — поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки.

6. Руки в стороны — поочередные махи ногами в стороны, доставая носками рук.

7. Упор присев, правая нога в сторону — не отрывая рук от пола, прыжком смена ног.

8. Прыжком смена положения — упор присев, упор лежа.

9. Чуть согнуть ноги в коленях, руки положить на колени — круговые вращения в коленных суставах.

10. Руки на поясе, нога на носке — круговые вращения в голеностопном суставе.

11. Отступив на 60—80 см от стены и упираясь руками в нее — поднимание на носках.

12. Руки на поясе — из глубокого приседа поочередное «выбрасывание» прямых ног вперед — танец вприсядку.

 

 

Техника передвижения

Стол для игры по ширине чуть более полутора метров, и на первый взгляд может показаться, что играют в настольный теннис только рукой: замахнулся и ударил по мячу ракеткой. Однако это не так. Посмотрите за игрой сильнейших теннисистов. Ноги игрока не стоят на месте, а как бы танцуют (выделывают па). Даже внимательно наблюдая за игрой теннисиста, порой трудно заметить, когда и как он успел очутиться в нужном для отражения мяча месте. В этом и состоит мастерство, ведь выполнять передвижения к мячу нужно между ударами, чтобы вовремя находиться в нужном месте. А правильные и быстрые передвижения — залог хорошей игры. Ведь за одну встречу иногда теннисисту приходится выполнить 400—700 ударов и преодолеть расстояние 800— 1500 м. Кроме того, чем дальше игрок отходит от стола, тем больше ему приходится передвигаться.

 

Стойки. Главная цель передвижений игрока состоит в том, чтобы как можно быстрее переместиться в предполагаемое место удара, занять удобную стойку и осуществить точный удар. Так как исходное положение может оказать серьезное влияние не только на технику удара, но и на скорость передвижений, рассмотрим более подробно правильную стойку для игры в настольный теннис. Стойка может быть нейтральной, когда теннисист стоит лицом к столу и ожидает ответных действий соперника, правосторонней — для удара справа, в этом случае игрок стоит вполоборота вправо к столу, у левосторонней, занимаемой игроком для удара слева, где он развернулся вполоборота влево к столу для более удобного выполнения замаха и самого удара.

В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях, которые слегка направлены внутрь (рис. 4). Туловище слегка наклонено вперед, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, согнута под прямым углом и находится перед туловищем, голова поднята, взгляд направлен вперед, чтобы следить за полетом мяча. Такое исходное положение позволяет быстрее всего и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении. В то же время стойка должна быть устойчивой.

 

Из стойки на слишком прямых ногах с несколько отклоненным назад центром тяжести трудно быстро начать движение. Прямыми ногами трудно сильно и далеко оттолкнуться, в то время как согнутые ноги, как заряженные пружины, готовы быстро «сработать» для любого способа передвижений. А исходное положение игрока на носках, с перенесенным вперед центром тяжести, позволяет ему с меньшими усилиями начать движение в нужном направлении.

 

Однако каждый играющий выбирает удобную для себя стойку: чуть ближе или дальше от стола, правее или левее его середины. Выбор стойки зависит от роста игрока, его физических данных, скорости реакции, координации движений, особенностей техники и стиля игры. Так, если теннисист высокого роста с длинными конечностями, то ему желательно стоять чуть дальше от стола, чем игроку более низкого роста. Для того чтобы определить, на каком расстоянии лучше располагаться, нужно встать у стола в нейтральной стойке таким образом, чтобы ракетка, находящаяся перед тобой в чуть согнутой руке, слегка касалась заднего края стола.

 

Если ты предпочитаешь чаще выполнять удары ладонной стороной ракетки (то есть удар справа от себя), то лучше сместиться чуть влево от середины стола, а если тыльной стороной ракетки (удар слева) — то, наоборот, ближе к правому углу стола. Таким образом соответственно ударами справа или слева можно. контролировать большую часть стола.

 

Если ты стремишься играть активно и бить по мячу, то лучше находиться на ближней дистанции у стола. А если же ты предпочитаешь применять удары с нижним вращением, то тогда желательно чуть дальше отойти от стола.

 

Очень важно не только занять соответствующую позицию для удара, но и прежде всего сконцентрировать внимание на летящем мяче. При рассеянном внимании даже правильная стойка не может обеспечить выполнение успешного удара.

 

Способы передвижений. Характер перемещений в игре самый разнообразный, ведь мяч может лететь в разных направлениях, поэтому и двигаться можно и вдоль стола, вправо, влево, вперед, назад, по диагонали, чтобы отразить, например, длинный косой мяч справа, а затем успеть к короткому мячу в левый угол стола.

 

Основным способом передвижений в игре являются шаги. Прыжки и броски неэффективны, так как требуют больше усилий. Кроме того, в прыжке часть времени игрок находится без опоры, что затрудняет точное управление ракеткой и может привести к потере равновесия. К тому же для возвращения в исходное положение и для перехода на новую позицию требуется значительно больше времени, чем при перемещении шагами.

 

В игре теннисисты пользуются следующими разновидностями перемещений: одношажные способы (шаги, переступания и выпады), двухшажные способы (скрестные и приставные шаги). Реже применяют прыжки. В зависимости от масштаба передвижений шаги подразделяют на большие, средние и малые.

 

Шаги применяются при перемещениях теннисиста на незначительные расстояния или чтобы занять правильную позицию. При этом шаг в направлении летящего мяча делает ближняя к нему нога, а другая занимает нужную для выполнения удара позицию (рис. 5). Удар также может выполняться одновременно с шагом второй ноги, что значительно увеличивает силу удара.

Переступания применяются для поворотов на месте или незначительного передвижения вперед-назад. Игрок как бы топчется на месте.

 

Выпады применяются в основном для приема коротких или косых мячей (рис. 6). При выпаде ближняя к мячу нога выполняет широкий шаг и сильно сгибается в колене.

 

Приставные шаги применяются в основном для перемещений вдоль стола вправо-влево. При этом первый основной шаг выполняется ближней к мячу ногой, а вторая подтягивается до уровня основной стойки (рис. 7). При значительном удалении игрока от мяча выполняется несколько приставных шагов.

Скрестные шаги теннисисты часто используют при игре на средней или дальней дистанциях. При этом способе передвижений первой выполняет шаг дальняя от мяча нога, которая проносится впереди опорной (передний скрестный шаг) или сзади опорной ноги (задний скрестный шаг). Затем опорная нога подтягивается и ставится на необходимое для выполнения удара расстояние (рис. 8). Обрати внимание, что движение в направлении полета мяча начинает не ближняя, а дальняя (разноименная) к мячу нога. Например, при передвижении влево — вперед нужно сделать шаг правой ногой. Обычно скрестные шаги выполняют с поворотом туловища в направлении передвижения и последующим приставным шагом или переступанием. Удобнее применять скрестные шаги при диагональных передвижениях. При этом для диагональных передвижений вперед используют передний скрестный шаг, а для диагональных передвижений назад — задний скрестный шаг.

Передвижение в паре. Особый раздел в технике передвижений составляют передвижения в паре. В парной игре теннисисты, выполняя поочередно удары, должны постоянно менять положение так, чтобы не мешать партнеру, но в то же время своевременно оказаться на месте. Рассмотрим основные 5 способов передвижений в парной игре, которые наиболее часто встречаются в играх опытных теннисистов.

 

Первый способ передвижения можно еще назвать линейным. Выполнив удар, партнер отходит в сторону — один все время вправо, а другой влево по договоренности или же в кратчайшую к краю стола сторону так, чтобы не загораживать поле зрения партнера. Данный способ передвижения применяется в случае, если один партнер играет левой рукой, а другой — правой или когда оба теннисиста играют на ближней дистанции.

 

Второй способ передвижения называется «Т-образным». Он используется, когда один из игроков предпочитает играть на ближней, а другой на средней или дальней дистанции. Играющий' в ближней зоне передвигается вправо-влево вдоль стола, а его партнер — вперед-назад.

 

Третий способ передвижения — «И-образный» — используется, если оба игрока предпочитают играть на средней от стола дистанции. В этом случае спортсмены также придерживаются основного принципа парной игры: сыграть успешно самому и создать наиболее благоприятные условия игры для партнера. Поэтому, чтобы избежать столкновений и дать возможность партнеру свободно передвигаться у стола, один из игроков двигается вперед-назад, а другой из левой части площадки по диагонали слева-направо.

 

Наиболее часто в паре применяется четвертый способ передвижения — «О-образный». После выполнения удара у стола игрок отходит в сторону и назад за спину партнера, занимает его место, а партнер перемещается к столу. При этом способе игроки передвигаются по кругу, как бы освобождая площадку для выполнения ударов. Перемещаться по кругу можно как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, в зависимости от того, о какую половину стола ударится мяч. Если мяч прилетает в правую половину стола, то игрок после удара отходит вправо—назад, освобождая место партнеру. Чтобы не ошибаться, в какую сторону надо передвигаться после удара, необходимо придерживаться следующего правила: не пересекать поле зрения партнера, Передвигаться в кратчайшую сторону, к одному из углов стола.

 

Пятый способ передвижения — «Л-образный» — используется, когда в паре играют левша и правша. Игроки находятся в разных углах стола на некотором расстоянии от него: правша в левом углу, а левша в правом — и выходят к столу для выполнения ударов. Такое расположение игроков обусловлено тем, что у большинства теннисистов лучшими являются удары ладонной стороной ракетки.

 

Все эти способы передвижений успешно применяются в игре и даже могут сочетаться в розыгрыше одного очка. Поэтому не ограничивай свой технический арсенал одним или двумя способами передвижений.

 

Очень важна в парной игре согласованность передвижений партнеров. Ведь передвигаться надо во время ответных ударов партнера и соперника, стараясь при этом предугадать его ответные действия и быстро выйти в нужную позицию для нанесения задуманного удара. Не надо отходить слишком далеко от стола, иначе не успеешь быстро подойти, но и стоять слишком близко друг к другу тоже не желательно, так как это будет сковывать действия партнера. Умение хорошо передвигаться по площадке поможет тебе не только одерживать победы над соперниками, но и стать хорошим партнером.

 

Хватка.

Способ держания ракетки называют хваткой. Различают горизонтальную (или европейскую) и вертикальную (или азиатскую) хватки. Названия способов держания ракетки происходят от положения ее оси относительно горизонта. При хватке различают ладонную и тыльную стороны ракетки. Ладонной стороной ракетки называется та, которая является как бы продолжением ладони, а тыльной — продолжением тыльной стороны кисти.

 

 

Рис. 9. Горизонтальная хватка: а) расположение пальцев на ладонной стороне ракетки, б) расположение пальцев на тыльной стороне ракетки

 

При вертикальной хватке большой и указательный пальцы обхватывают ручку ракетки так, как мы обычно держим авторучку, поэтому такую хватку часто называют «хваткой пером». Остальные три пальца удобно располагаются на тыльной стороне ракетки веером или накладываются один на другой. Эта хватка обеспечивает высокую подвижность кисти, что позволяет выполнять сложные, сильно крученые подачи. Но такой хваткой удобно отбивать мячи лишь ладонной стороной ракетки. В европейском настольном теннисе и в нашей стране «хватка пером» непопулярна, поэтому говорить будем о других видах хватки.

 

При горизонтальной хваткеручку ракетки обхватывают тремя пальцами — средним, безымянным и мизинцем, указательный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на тыльной стороне и слегка соприкасается со средним пальцем (рис. 9). Ручка ракетки при этом ложится на ладонь руки по диагонали. Такой способ держания ракетки называют «хваткой ножа».

 

В последние годы не только европейские, но и азиатские теннисисты все чаще отдают предпочтение горизонтальной хватке. Ведь этот способ держания ракетки имеет целый ряд достоинств. Горизонтальная хватка лучше всего подходит для выполнения разнообразных атакующих и защитных ударов. Она удобна тем, что позволяет одинаково эффективно играть обеими сторонами ракетки. Поэтому мы рассмотрим технику выполнения ударов лишь горизонтальной хваткой.

 

У нее есть варианты:

— универсальная, когда ребро ракетки находится ровно посередине между большим и указательным пальцами (рис. 10, а);

— со смещением ребра ракетки в сторону большого пальца (рис. 10, б);

— со смещением ребра ракетки в сторону указательного пальца (рис. 10, в).

 

 

Рис. 10. Горизонтальная хватка, вид сверху: а) универсальная горизонтальная хватка, б) со смещением ребра ракетки в сторону большого пальца, в) со смещением ребра ракетки в сторону указательного пальца

 

Смещение ребра ракетки в сторону большого пальца позволяет усилить удары тыльной стороной ракетки. Смещение ребра ракетки в сторону указательного пальца дает обратный эффект. Целесообразнее держать ракетку так, чтобы ребро ее находилось посередине между большим и указательным пальцами. Так как пальцы более чувствительны к ракетке, чем ладонь, и принимают активное участие в большинстве ударов, то располагать их надо так, чтобы, с одной стороны, ракетка удобно лежала в руке, а с другой стороны, чтобы лучше «чувствовать» мяч и уметь легко менять угол наклона ракетки. Помни, что ракетка должна стать настолько естественным продолжением руки, чтобы ею выполнять любые движения. Теперь, когда ты узнал, как держать ракетку, рассмотрим технику выполнения ударов. В настольном теннисе существует множество разнообразных ударов, их называют технические приемы. С их помощью мячу можно придавать разное вращение: верхнее, нижнее и т. д., разную скорость, траекторию полета и направление. Кроме того, удары можно выполнять справа или слева от туловища и реже перед собой. Удар справа от туловища выполняют ладонной стороной ракетки, а удар слева — тыльной.

 

Для правильного и эффективного выполнения различных технических приемов необходимо помнить, что все они носят ударный характер, т. е. основой их выполнения является удар по мячу, и состоят из пяти основных фаз: 1) замаха; 2) разгона ракетки; 3) удара; 4) окончания движения; 5) возвращения ракетки в исходное положение. Ракетка движется во время выполнения удара с ускорением и наибольшей скорости достигает в момент контакта с мячом, т. е. во время удара. Затем скорость ракетки постепенно снижается, и она возвращается в исходное положение.

 

Итак, технических приемов много. Какой из них лучше? Ответить на этот вопрос сразу трудно. Надо постепенно освоить удары, и те из них, которые у тебя будут хорошо, безошибочно получаться, и те, которыми ты будешь выигрывать очко, соответственно и будут лучшими.

Имитационные упражнения - имитация в настольном теннисе

 

Так называют упражнения, которые выполняют с ракеткой, но без мяча. Они очень полезны не только для разминки, но и для совершенствования игры. Имитационные упражнения помогают правильно освоить двигательную структуру движения в целом и отдельных его фаз.

 

Главное при использовании упражнений, имитирующих технику ударов и передвижений, — это многократное повторение удара в условиях, близких к соревновательным. Если ежедневно понемногу повторять такие упражнения, вы быстро и правильно освоите технику ударов, а также натренируете мышцы рук, туловища, нижних конечностей, которые больше всего участвуют в игре.

 

Осваивая технику ударов и передвижений с помощью имитационных упражнений, возьмите за образец такую методику. Например, отработка наката справа.

 

1. Займите игровую стойку — нейтральную.

 

2. Перейдите из нейтральной стойки в положение для выполнения наката справа и сделайте замах одновременно с поворотом туловища — это подготовительная фаза удара.

 

3. Выполните рывок рукой, имитируя удар по мячу, — это ударная фаза.

 

4. Продолжите движение рукой и туловищем по инерции после удара и возвратитесь в исходное положение — это заключительная фаза движения. Будем считать, что, используя имитационные упражнения, вы освоили отдельные двигательные фазы удара. Теперь приступайте к отработке всех движений удара как единого целого, повторяя их сериями. Для того чтобы иметь возможность контролировать правильность выполнения движений, советуем делать имитационные упражнения перед зеркалом.

 

Если вы используете имитационные упражнения для разминки, старайтесь подбирать их так, чтобы они помогали решать следующие задачи:

 

- совершенствовать технику ударов в целом и составляющих их элементов;

 

- совершенствовать скорость и амплитуду движений, их ритм;

 

- совершенствовать технику передвижений;

 

- совершенствовать умение сочетать технику ударов с техникой передвижений;

 

- совершенствовать умение сочетать определенные технические приемы в связках и комбинациях.

 

Упражнения вы можете выполнять по заранее определенной программе под счет или в определенном темпе, либо произвольно по желанию, например — игра с тенью или воображаемым соперником. Наибольший эффект для развития необходимых для игрока качеств дают имитационные упражнения, которые выполняют по зрительному или звуковому сигналу партнера. Итак, вы освоили технику ударов и переходите к совершенствованию ее в целом и отдельных их элементов. Для этого советуем использовать упражнения, имитирующие технику этих ударов в упрощенных условиях. Например: стоя на месте, имитируйте накат справа или в стойке для наката справа отрабатывайте отдельно движения кисти, предплечья, плеча, туловища, а затем соедините все движения вместе.

 

Такого же типа упражнения можно использовать и для совершенствования техники передвижений. А для работы над совершенствованием, как говорят специалисты, пространственно-временных параметров техники игры возьмите имитационные упражнения, выполняемые с разной скоростью, с разной амплитудой движения (как в целом, так и отдельных звеньев руки), с разным ритмом.

 

Наконец вы освоили технику ударов, стоя на месте. Теперь продолжайте совершенствовать их с помощью имитационных упражнений, сочетающих технику ударов и передвижений. Перед соревнованием или игрой на счет целесообразно включать в разминку имитационные упражнения тактических комбинаций и сочетаний технических приемов, на которых будет строиться ваша игра.

 

Комплекс имитационных упражнений для игроков нападающего стиля.

 

1. Накат справа из двух точек стола: правого угла и середины.

2. Накат справа из трех точек стола: правого угла, середины и левого угла.

3. Накат слева из двух точек стола: правого угла и из середины.

4. Накат слева из трех точек стола: левого угла, середины и правого угла.

5. Из правого угла стола — срезка, из середины стола — накат или топ-спин справа.

6. Из левого угла стола — срезка, из правого угла — накат или топ-спин справа.

7. Из правого угла стола — срезка, из левого угла — накат или топ-спин.

8. Из правого и левого углов стола поочередные накаты или топ-спины справа и слева. Можно выполнять слева накат, справа — топ-спин или слева — топ-спин, справа — завершающий удар.

9. Поочередные накаты или топ-спины справа и слева из середины стола.

10. Поочередные накаты или топ-спины справа и слева из левого угла стола.

11. Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или слева.

12. Имитация любимой подачи с последующим выполнением наката или топ-спина слева из левой половины стола и завершающий удар из правого угла стола.

 

Комплекс имитационных упражнений для игроков защитного стиля

 

1. Срезка справа из двух точек стола: правого угла и середины.

2. Срезка справа из правого угла и середины и срезка слева из левого угла.

3. Поочередное выполнение срезки справа и слева из середины стола.

4. Срезка слева из двух точек стола: левого угла и середины.

5. Срезка справа из середины стола, подрезка справа из правого угла на дальней или средней дистанции.

6. Поочередная срезка справа и слева из правого и левого углов стола.

7. Срезка слева из середины стола, подрезка слева из левого угла стола на дальней дистанции.

8. Срезка слева из левого угла стола, подрезка справа из правого угла стола на дальней или средней дистанции.

9. Срезка слева из левого угла стола, топ-спин или завершающий удар справа из правого угла стола.

10. Срезка справа из правого угла стола, топ-спин или завершающий удар слева из левого угла стола.

11. Срезка справа из правого угла стола, подрезка слева из левого угла на дальней дистанции, срезка слева из левого угла, подрезка справа из правого угла стола на дальней дистанции.

12. Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или слева.

 

При выполнении имитационных упражнений обратите внимание на следующие моменты:

 

— упражнения выполняйте не более 20— 30 секунд или 10—15 раз, по 2—3 серии;

— во время выполнения упражнений следите за правильностью движений, мысленно представляйте себе игровую ситуацию и также мысленно контролируйте свои движения;

— вначале выполняйте движения медленно, обязательно контролируя их, в последующих сериях можно повысить скорость ударов и передвижений, а также менять ритм упражнения;

— следите за правильностью ритма движений, согласованностью работы всех частей тела: рук, туловища, ног. Можно контролировать ритм под счет или выполнять упражнения под музыку;

— избегайте нерациональных движений и передвижений; выполняйте движения естественно, свободно с оптимальной амплитудой.

 

Если вам предстоит играть на открытой площадке, а погода прохладная, то рекомендуем проводить упражнения в движении. Это значительно повысит плотность разминки и, кроме того, не даст вашему организму охладиться во время выполнения упражнений локального характера. Предлагаем вашему вниманию разминочный комплекс упражнений в движении.

 

1. Ходьба.

2. Равномерный бег.

3. В ходьбе — круговые вращения прямых рук в плечевых суставах вперед и назад, постепенно увеличивая амплитуду вращения.

4. То же с подскоками.

5. В ходьбе — рывки прямыми руками назад: правая рука вверху, левая внизу, на каждый шаг смена положения рук.

6. На два шага — рывки руками перед грудью, на третий — руки в стороны, поворот туловища в сторону ноги, сделавшей шаг.

7. Руки в стороны — вращение туловищем в ходьбе: на каждый шаг выполнять вращение влево (вправо), в сторону впереди стоящей ноги, вокруг ее вертикальной оси.

8. В ходьбе — на каждый шаг наклоны вперед, стараясь коснуться руками пола.

9. Руки на поясе, в ходьбе — на каждый шаг наклоны в стороны, наклон выполняйте в сторону впереди стоящей ноги, противоположную руку вверх.

10. Поочередные широкие выпады правой и левой ногой вперед, руки на поясе или «в замке» за головой — несколько пружинистых покачиваний.

11. Руки впереди — на каждый шаг поочередные махи левой и правой ногой вперед, доставая ногой руку.

12. Ходьба в полуприседе или глубоком приседе (гусиный шаг).

13. Прыжки на обеих ногах на месте или с продвижением вперед.

14. Равномерный бег с одновременным разминанием кистей рук.

 

 

Подводящие упражнения для ударов.

 

1. Рукой бросить мяч в стену, отскочивший от стены мяч ударить ракеткой в стену, а затем поймать свободной рукой.

2. Выполнять удары ладонной или тыльной стороной ракетки, не давая мячу упасть на пол.

3. Бросить мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, чтобы он также ударился об стену.

4. Затем можно использовать удары мяча о стену ладонной или тыльной стороной ракетки движениями подрезки или наката. Старайся отскочивший от пола мяч направить в начерченные на стене мишени, выполняя передвижение как вдоль стены вправо-влево, так и вперед-назад.

5. Предыдущее упражнение можно изменять, выполняя удары подрезкой или накатом поочередно тыльной и ладонной стороной ракетки или одной стороной ракетки, но один раз выполнить накат, один раз срезку.

 

После простых ударов без придания мячу вращения можно попробовать те же упражнения у стенки, придавая мячу верхнее и нижнее вращение соответственно движением наката или подрезки.

 

В одиночку можно совершенствовать и технику игры на столе. Для этого необходимо подвинуть стол к стене или на другой стороне стола поставить щит-отражатель.

1. Бросив свободной рукой мяч на стол, ударь по нему движением подрезки, направив мяч не в стол, а в щит. Мяч с нижним вращением ударится от щита в дальнюю половину стола и прилетит к тебе (рис... 23).

2. То же упражне


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты