Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Jean Vilar




Жан Вилар

25 марта 1912 года (Сэт, Франция) — 28 мая 1971 года (Париж, Франция).

Французский режиссёр и актёр.

Жан Луи Вилар родился в семье мелкого коммерсанта-галантерейщика, мечтавшего сделать из своего сына скрипача. Жан учился в колледже и музыкальной школе. Уже в двенадцать лет он дебютировал в качестве первой скрипки маленького джаз-оркестра.

В 1932 году Вилар уехал в Париж, поступил там на филологический факультет Сорбонны, работал воспитателем в колледже Сент-Барб. Однажды приятель завел его на репетицию в театр Ателье, где Шарль Дюллен готовил спектакль "Ричард III" Шекспира. Вилар тут же записался в школу при театре и через три месяца дебютирует уже в маленькой роли.
В 1937 году военная служба прервала театральную карьеру актёра, и лишь в 1940 году Вилар вернулся к любимому делу. Он познакомился в Андре Кальве, директором передвижной труппы, с которой объездил почти все деревни Франции.

В 1942 году Жан Вилар женился на Андре Шлегель. У них родились дочь Доминик (1943), сыновья Стефан (1944) и Кристоф (1947).

Большая слава пришла к Вилару в 1945 году после спектакля "Убийство в соборе" Т.-С.Элиота. За эту работу он получил престижную театральную Премию критики.
В сентябре 1947 года Вилар организовал "Неделю драматического искусства" в старинном городе Прованса Авиньоне, которая уже со следующего года стала Авиньонским театральным фестивалем. Успех авиньонской "Недели драматического искусства" привёл к тому, что Вилару предложили возглавить театр в Париже, во Дворце Шайо на 2300 зрителей.
В августе 1951 года он подписал трехлетний контракт на руководство театром. В его труппу сразу же пришли Жерар Филип и Мария Казарес, Жанна Моро и Филипп Нуаре. Доверенный ему государственный театр Вилар назвал Национальным Народным (ТНП).

В 1963 году Жан Вилар не стал продлевать контракт с ТНП. На протяжении двенадцати лет руководимый Виларом Национальный Народный Театр был символом Франции.
В 1967 году министр культуры Андре Мальро назначил его главой Комиссии по реорганизации Национальной Оперы. Предполагалось, что Оперой будет руководить триумверат: Жан Вилар, Морис Бежар и Пьер Булез. Однако в дело вмешалась политика. 15 мая 1968 года генераль де Гольь заявил, что "готов принять на себя все полномочия Республики". В знак протеста Вилар отказался занимать любые административные посты. Он сохранил за собой лишь Авиньонский фестиваль.
Когда в июле 1968 года в Авиньон съехалась со всей Франции бунтующая молодежь, Вилар, отстаивая свой фестиваль, вёл с толпой изнурительные многочасовые дискуссии. Конечно, это не прошло бесследно. Осенью режиссера настиг сердечный приступ.

У Жана Вилара было множество планов, но внезапная смерть 28 мая 1971 года не позволила им осуществиться. Режиссёр умер во сне от сердечной недостаточности. Его похоронили на Морском кладбище родного Сэта.

 

1912 : naissance à Sète.

1932 : Arrivée à Paris pour préparer une licence de lettres à la Sorbonne. Jusqu'en 1937, Vilar fréquente le cours de Charles Dullin à l'Atelier.

1941 : Il rejoint la troupe des Comédiens de la Roulotte, fondée par André Clavé et liée au mouvement Jeune France.

1943 : Il quitte La Roulotte pour créer la Compagnie des Sept.

1947 : Jean Vilar organise "Une Semaine d'Art en Avignon", qui deviendra le Festival d'Avignon un an plus tard. Mise en scène de Richard II de Shakespeare dans la Cour d'honneur du Palais des papes.

1951 : Vilar est nommé directeur du Théâtre du Palais de Chaillot, auquel il rend le nom que Gémier lui avait donné en 1920 : Théâtre National Populaire. Publication du Petit manifeste de Suresnes, où il expose sa vision d'un théâtre populaire. Représentations du Cid de Corneille, et du Prince de Hombourg de Kleist, à Avignon avec Gérard Philipe. Création de Mère Courage de Brecht.

1953 : Début d'une cabale contre Jean Vilar initiée par des critiques conservateurs et certains hommes politiques. On murmure qu'Antoine Pinay veut faire fermer Chaillot. Vilar est accusé d'avoir détourné des fonds, on lui reproche de monter Brecht, considéré comme communiste, et Pichette, jugé trop avant-gardiste, ainsi que Meurtre dans la cathédrale d'Eliot, œuvre "étrangère". La Mort de Danton de Büchner manque d'être interdite par le ministre et subit lors de sa création les attaques de la CGT et du Parti communiste, qui estiment que Büchner prend le parti de Danton contre Robespierre. Rédaction du texte "Le théâtre, service public".

1959 : André Malraux attribue au TNP une seconde salle, le Théâtre Récamier, destinée à présenter les premières pièces d'auteurs contemporains.

1960 : La création de La Résistible Ascension d'Arturo Ui de Brecht, alors que le général Salan a lancé un mouvement pour l'Algérie française et que 121 intellectuels viennent de signer un manifeste intitulé "Sur le droit à l'insoumission dans la guerre d'Algérie" connaît un grand retentissement et fait du TNP un théâtre résolument engagé.

1963 : Jean Vilar abandonne la direction du TNP, confiée à Georges Wilson, mais conserve celle d'Avignon.

1968 : Suite à l'allocution prononcée par le général de Gaulle le 30 mai, Jean Vilar informe André Malraux qu'il n'acceptera plus désormais aucune fonction officielle. Le TNP renonçant à participer au Festival, Maurice Béjart occupe seul la Cour d'honneur. Après avoir suscité des émeutes, le Living Theatre quitte Avignon.

1971 : Mort de Jean Vilar. Paul Puaux lui succède à la direction du Festival d'Avignon.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты