Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НОВЫЕ СОЮЗЫ И ПЕРЕСЕЛЕНИЯ




 

В III в. н. э. среди германских народов происхо­дила значительная перегруппировка. Многие из со­здававшихся тогда племенных союзов переселялись, отходя далеко от территорий, на которых они сформировались, в основном в западные римские про­винции. Аламанны («все люди») стали после 200 г. н. э. силой, с которой стоило считаться: они заняли земли между Майном и римской границей. Шесть­десят лет спустя они снесли эту границу и посели­лись на плодородных землях между Рейном и Дуна­ем. Там они оставались в течение всего IV в., а по­том, в начале V, они стали продвигаться к западу, в Галлию, и к югу — в альпийские долины. В III в. на нижнем Рейне образовался другой союз племен — франки, которые на этом направлении тревожили Рим. Много раз они прорывались в Галлию, и в IV в. некоторые из них, с неохотного одобрения рим­ских командующих, поселились к западу от Рейна. А вот вдоль длинной дунайской границы империи приходилось иметь дело с менее грозными врага­ми — по крайней мере до конца IV в. Вскоре после 270 г. римляне ушли из своей провинции Дакия (со­временная Румыния), и эта территория была захва­чена готами. Готы, возможно, пришли из Сканди­навии, но им пришлось пройти огромное расстоя­ние на юго-восток: они поселились у Черного моря незадолго до III в. Здесь готы разделились на две ос­новные группы: визиготы, обосновавшиеся между Дунаем и Днестром, и остроготы, осевшие на се­веро-востоке от Днестра. Обоим народам предстоя­ли еще далекие странствия, и они сыграли огром­ную роль в преобразовании старой империи: остро­готы — оккупировав Италию, а визиготы — поселив­шись в южной Галлии и позднее в Испании. Однако еще до этого они совершили два «подвига», которы­ми и прославились германские варвары. В 378 г., после того как под растущим давлением гуннов им позволили поселиться в империи, они разбили рим­ские легионы в битве при Адрианополе. Еще бо­лее известен тот факт, что в 410 г. под предводи­тельством своего короля Алариха готы вторглись в центральную Италию, осадили Рим и захватили город. Для многих людей того времени весть о па­дении Рима пред северными захватчиками, казалось, предвещала конец мира, и последующие поколе­ния вплоть до сего дня придерживались той же точ­ки зрения. На самом деле взятие Рима было доста­точно незначительным событием даже только в по­литическом и военном аспекте римско-германских отношений. Однако его психологическое воздейст­вие было огромно. Обычно считается, что Аларих и его воины в 410 г. уничтожили город. На самом деле погибло не так уж много жителей: были разграбле­ны и разрушены в основном дома аристократии. Древние здания Рима не слишком пострадали, а то, что Аларих был христианином, спасло храмы.

Другим длительным переселением было переселе­ние вандалов, которые в I в. н. э. ушли из прибалтий­ских областей (теперь Силезия). Некоторые из них остались там: эту ветвь вандалов называли силингами. Другая группа — вандалы-асдинги — оказалась более подвижной и в конечном счете пересекла Дунай и попала на римскую территорию. Ненадолго вандалы стали федератами. В 406 г. вандалы и смешанная орда варваров воспользовались ослаблением границы на Рейне и тем, что сама река замерзла, и перебрались в Галлию. Примерно два года их банды без каких-либо помех совершали набеги по всей Галлии. Затем они преодолели Пиренеи и оказались в Испании. Только после еще двух лет разбоя римским властям удалось достичь временного примирения. Затем Рим послал против них армию визиготов, надеясь ослабить оба угрожавших ему племени варваров. Отчасти эта поли­тика оказалась успешной: силинги были почти унич­тожены. Асдинги, однако, были вытеснены в южную Испанию и там обрели новое оружие, до которого римляне прежде не допускали варваров, — флот. При­брежные города южной Испании оказались в руках вандалов, а вместе с ними — и корабли в их гаванях. В их власти оказалась Северная Африка со всеми сво­ими огромными ресурсами зерна: в 429 г. под предво­дительством Гейзериха они пересекли Гибралтар и захватили плодородные прибрежные долины. Римс­кие армии могли держаться в защищенных крепостях, однако в поле они оказались беспомощными против захватчиков. Риму пришлось признать вандалов феде­ратами, а позднее, в 442 г., их король был провозгла­шен независимым властителем Северной Африки.

Были и другие крупные предприятия, которые, соответственно, увенчались значительными успеха­ми. Мы оставили остроготов на территории Венгрии под властью гуннов. После смерти Аттилы они ста­ли заметными членами того союза племен, который разбил империю гуннов. Шанс захватить власть в средиземноморских землях выпал остроготам после того, как к власти у них в 471 г. пришел вождь Теодорих. Под его руководством остороготы захвати­ли власть на Балканах, а позже, в 488 г., — и в Ита­лии. С 476 г. полуостров контролировал некто Одоакр, предводитель войск варваров-федератов, однако справиться с армией Теодориха он не мог. К сере­дине 490 г. Теодорих властвовал в Италии, а Одоакр был осажден в Равенне. Штурмовать город было не­возможно, однако с помощью предательской «дип­ломатии» Теодорих нашел способ выманить своего врага из укрытия и убить его. Так Италия перешла под власть остроготов. Тем не менее, Теодорих пра­вил отнюдь не варварским королевством: он, как до него и Одоакр, был вице-регентом римского импе­ратора[2]. Сохранялись римские формы администра­тивного устройства. Римляне и германцы почти не смешивались между собой: существовал недвусмыс­ленный запрет на смешанные браки; интересы го­тов и римлян блюли разные чиновники. Продолжа­лись даже заседания римского сената, и законы все еще основывались на древних правовых нормах.

Самые северные переселенцы — фризы, саксы, англы и смешанные группы других прибрежных на­родов — нацелились на юго-восточное побережье Британии. Несмотря на мощную римскую защитную систему и хорошо экипированный флот, это побе­режье оказалось уязвимым, и в начале V в. в вос­точной Британии начали селиться германцы. Одна­ко главный поток германских переселенцев пошел только после 450 г.

Таким образом, к концу V в. все, некогда рим­ские, западные провинции империи перешли в ру­ки германских вождей и их дружин. Однако в боль­шинстве своем эти варварские державы были недол­говечными. Только франкам удалось основать дер­жаву, которая пережила окончательное разложение римской администрации и позднее заменила ее. Тем не менее, хотя франки и были достаточно страшны для римлян в III и IV вв., глядя на небольшие отря­ды франкских разбойников и поселенцев, которые пересекали Рейн в последние десятилетия существо­вания Римского государства, никто не мог бы пове­рить в то, что именно они станут наследниками римлян в этих землях. Но так оно и оказалось. Бес­порядочная масса незначительных воинских отрядов племен, обитавших в междуречье Везера и Рейна, захватила север Галлии и заложила там основы им­перии Каролингов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты