Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО




В IV—V вв. многие германские народы вошли в контакт с христианской Римской империей. Рим­ские христианские церкви существовали в погранич­ных районах близ Рейна и Дуная, а христианские епископы играли активную роль в местных делах, в том числе иногда организуя сопротивление захват­чикам. Как церковь относилась к варварским пле­менам? Пыталась ли она обратить их в свое лоно и, если пыталась, насколько успешными были эти по­пытки?

Несмотря на то что некоторые германцы были готовы к обращению в христианство, не может не удивлять, что не проводилось практически никакой последовательной работы по обращению народов за границами империи. Судя по всему, ни один рим­ский император не пришел к выводу, что обращение большого числа варваров в христианство может при­нести пользу в сфере политики, в какой-то степени нейтрализовав врага. Такую возможность, по край­ней мере, рассматривал святой Паулин из Нолы, ко­торый надеялся, что обращение некоторых готов епископом Никитой может значить, что отныне они будут жить в мире с теми римлянами, рядом с кото­рыми обитают теперь в римских провинциях. Зна­чит, все же были такие люди, как Никита, которые старались принести евангельское учение народам, которые пересекали или намеревались пересечь гра­ницы империи. Однако в целом авторитет церкви не направлял их усилий, и успехи оставались в основ­ном локальными.

Несмотря на все это, некоторые германцы, даже вне империи, все же обращались в новую веру. Они приходили к христианству благодаря общению с христианскими пленниками, захваченными ими во время набегов на римские провинции, а также че­рез посредство других германцев, которые служили в римской армии, стали христианами во время служ­бы, а затем возвратились на родину. Возможно, про­живавшие среди германцев торговцы-христиане так­же способствовали крещению кого-нибудь, но такие люди редко могли сделать многое для церкви, хотя время от времени они добивались успеха. Христиан­ский путешественник, возможно купец, оказавший­ся на земле маркоманнов в конце IV в., рассказал королеве маркоманнов Фритигиль о великом Амв­росии — епископе Милана. Фритигиль так увлек рассказ о могущественном епископе, что она реши­ла принять веру Христову и написала Амвросию, прося наставлений. Епископ воспользовался воз­можностью просветить королеву варваров, послав ей письмо в форме своеобразного катехизиса. Но даже сам Амвросий не стал бы предпринимать сознатель­ных усилий для обращения маркоманнов, если бы тот путешественник не заговорил о христианстве с Фритигиль.

За исключением отдельных обращений, которые были делом рук пленников, путешественников и возвратившихся домой германцев, миссионерской деятельности за границами империи практически не было. Обращение в христианство целых народов, за небольшим исключением, было возможно лишь тог­да, когда варвары селились внутри самой империи. Таким образом, хотя христианские общины и суще­ствовали среди остроготов на юге России уже в IV в., этот народ в основном оставался языческим до тех пор, пока не пересек границы в V в. То же самое было с франками, аламаннами и бургундами. Империя гуннов в Центральной и Восточной Евро­пе была для христианских миссионеров огромным камнем преткновения, и народы, над которыми она господствовала, в том числе гепиды, некоторые из ругиев, а также и остроготы, могли быть обращены в христианство лишь после крушения господства ко­чевников в середине V столетия.

Многие крупные народы были обращены в хрис­тианство также гораздо позже. Так, лангобарды, со­гласно их собственным представлениям, приняли христианство в конце V в., так же и герулы. Племена, послужившие основой для появления баварцев, еще долго оставались язычниками. Народы севера, которые длительное время были вне сферы деятель­ности миссионеров, очень долго исповедовали язы­чество — фризы и саксы до IX в., а шведы— еще дольше. Даже тогда значительные области севера ос­тавались чужды церкви и ее миссионерам.

Нам многое известно о распространении христи­анства среди визиготов, наиболее хорошо изученно­го народа из всех тех, что переселились на римскую территорию. В основном их обращение было делом рук выдающегося римско-готского христианина по имели Ульфила, который был одним из немногих церковников IV в., работавших среди варваров. Он родился около 311 г. н. э. среди готов; его отец был готом, а мать — римской пленницей, захваченной в Малой Азии. К тридцати годам он стал «чтецом» в готской церкви, которая в основном состояла из пленных жителей римских провинций. Однако готы также принимали участие в службах, и сами служ­бы проходили на готском языке. Установлено, что до 337 г. Ульфила прибыл в Римскую империю в ка­честве готского посла и там был посвящен в епис­копы. Он должен был руководить христианскими общинами в готских землях. В таком служении Уль­фила провел семь лет, после чего один из готских вождей начал преследовать христиан, в результате чего ему и многим другим пришлось бежать. Остав­шиеся 33 года своей жизни Ульфила провел в им­перии. Самым важным результатом этого длительно­го периода трудов был перевод Библии на готский язык. Однако Ульфила был скорее блестящим ис­ключением, и, судя по всему, немногим варварам удалось сыграть столь важную роль в распростране­нии Евангелия.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты