Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ




Древнейшие известные нам в северных водах лод­ки — это те, что изображены на многочисленных наскальных рисунках Норвегии и Швеции. Значи­тельная часть интереснейших памятников датирует­ся бронзовым веком и переходной эпохой от брон­зового к железному веку. Зачастую на них показа­ны широкие корабли с квадратным остовом, обычно приподнятым у носа и кормы, Этот профиль соот­ветствует кораблю, сделанному из кож, натянутых на деревянную основу. Подобные лодки могли слу­жить для достаточно коротких путешествий, связан­ных с ловом рыбы и охотой на тюленей, и подоб­ные суденышки еще совсем недавно использовали народы, живущие у полярного круга. Когда норвеж­ские исследователи Нансен и Свердруп были вы­нуждены построить лодку из кож и ветвей, им уда­лось сделать вполне работоспособное судно, которое было очень похоже на рисунки бронзового века. Точно не известно, когда на севере появились лод­ки, сделанные полностью из дерева. Деревянные лодки или долбленые каноэ, естественно, обнаружи­ваются по всей Европе еще с эпохи неолита, и они кое-где существовали еще в XIX в. Однако в море на такой лодке выходить бесполезно. Для морепла- вания были нужны лодки из досок, и впервые они, возможно, появились в конце бронзового века.

Древнейшая более или менее полная дощатая лодка, которая дошла до нас, — это корабль желез­ного века из Йортспринга (Альс). Она датируется примерно 200 г. до н. э. Лодку затопили в торфяном болоте вместе с огромным запасом оружия и доспе­хов в качестве вотивного приношения. Таким обра­зом, корабль также был орудием войны. Длина лод­ки из Йортспринга составляет 58 футов в длину; возможно, на ней плавала команда числом около 20 человек. Она была построена из пяти широких и тонких дощечек; одна из них, на дне лодки, обра­зовывала киль, и над ней с каждой стороны было еще по две доски. Килевая доска и планшир высту­пали за пределы корпуса как на носу, так и на кор­ме, придавая лодке характерный профиль, который мы можем видеть на более поздних наскальных изображениях. Доски (пояса обшивки), из которых состоял корпус, сшивали вместе шнуром, а дыры заделывали смолой. Внутренний корпус состоял из ребер, сделанных из тонких ореховых ветвей, креп­ко присоединенных к обшивке. На некотором рас­стоянии друг от друга посредине корабля ставились бревенчатые распорки, что увеличивало прочность судна. Для изготовления этой столь полезной и хит­роумно сработанной лодки не потребовалось ни единого железного гвоздя или какой-либо другой железной детали. Как и на лодках бронзового века, изображенных на наскальных рисунках, здесь не было никакой мачты. Лодка двигалась вперед исключительно с помощью незафиксированных весел типа байдарочных (их было около двадцати). Суд­ном правили с помощью руля как на корме, так и на носу.

По сравнению с кораблями эпохи викингов ко­рабль из Йортспринга был примитивным: он не вы­держал бы путешествия через океан и бурные воды. Однако его строителям удалось достичь своих глав­ных целей: получился легкий мореходный корабль, который мог перевозить достаточно большую ко­манду. В окончательной обработке всего судна мы можем уже почувствовать начало того мастерства, которое, в конечном счете, приведет к созданию ше­девров викингских кораблестроителей — кораблей из Туны и Гокстада.

Корабль, который больше всего говорит нам о кораблях римского периода, — это великолепное судно из Нюдама в Шлезвиге, которое датирует­ся концом IV в. н. э. Раскопки в болоте Нюдам в 1860 г. позволили обнаружить три лодки. Одну из них оставили в торфе, другую не сумели поднять, а третья, лучше всего сохранившаяся, была извле­чена археологами для восстановления и детального изучения. Теперь корабль из Нюдама находится в музее Шлосс-Готторп в Шлезвиге; он — гордость североевропейской археологии. Корабль, длина ко­торого составляет около 22 метров, а ширина в се­редине — 2,7, вмешал 15 пар гребцов и рулевого. Он был построен из 11 больших дубовых досок — по пять поясов обшивки с каждой стороны над массивной килевой доской. Каждый из планши-ров был изготовлен из двух соединенных вместе досок.

Корабль из Нюдама не только больше, чем лод­ка из Йортспринга; он отличается и многими дета­лями конструкции. Во-первых, на нем были уклю­чины — по пятнадцать с каждой стороны, — при­крепленные к планширам. Таким образом, весла находились в фиксированных позициях у борта ко­рабля и не использовались, в отличие от йортсп-рингской лодки, наподобие байдарочных весел. Во-вторых, перекрывающие друг друга пояса обшивки, из которых состояли борта корабля, скреплены же­лезными гвоздями. Фиксированные уключины уже встречались на более ранних кораблях, например на корабле из Хальснея (Норвегия), построенном около 200 г. н. э. Однако использование железных гвоздей было нововведением, и оно указывает на значительный прогресс. Присоединение шпангоу­тов к бортам лучше всего показывает высокое ка­чество постройки судна. Они не прибиты и не при­креплены прямо к внутренней стороне обшивки и киля: их привязали с помощью шнуров к деревянным зажимам, выступающим из них. Такой метод конструкции шпангоутов был значительным усо­вершенствованием по сравнению с более древними способами и значительно повысил мореходные ка­чества корабля. С некоторыми изменениями он при­менялся и позднее кораблестроителями викингов. По-прежнему корабль шел вперед только с помо­щью весел; мачты предусмотрено не было. Руль около двух метров длиной также был обнаружен ар­хеологами, но пока не совсем ясно, как именно он присоединялся к кораблю. Внутреннее устройство корабля также вызывает много вопросов. Нет ни­каких следов палубы. Однако совершенно невоз­можно грести закрепленными веслами, не упираясь во что-нибудь ногами. Высказывалось предположе­ние, что днище корабля было заполнено камнями, а затем покрыто циновкой из плетеных веток. Кам­ни не только могли стать удобной «палубой», но и действовать как балласт, повышая устойчивость судна. Гребцы сидели на узких скамейках, установ­ленных на шпангоутах.

Несомненно, корабль из Нюдама был военным, и он был предназначен для того, чтобы вмещать как можно больше людей. Хотя, возможно, по сравне­нию с более поздними кораблями викингов ему было труднее маневрировать, это, тем не менее, было прекрасное мореходное судно. Оно символи­зирует важную ступень в развитии кораблестроения, говоря о том, что северные мастера уже преодолели более чем половину пути между обтянутыми кожей лодками бронзового века и великолепными кораб­лями викингов. Нюдамский корабль можно поста­вить в определенный исторический контекст. Он да­тируется концом римского железного века, и подоб­ные корабли могли везти германских пиратов к северным берегам Римской империи; может быть, именно они доставили в Британию первых англо­саксонских поселенцев. Однако против такого пред­положения говорит тот факт, что гребная шлюпка такого размера могла передвигаться со скоростью не более трех узлов и, таким образом, путешествие че­рез Северное море заняло бы многие дни, в течение которых морякам пришлось бы непрерывно грести. Более разумно считать, что такие корабли, как ню-дамский, использовались в прибрежных водах Бал­тики, где почти нет приливов. Возможно, в то вре­мя на Севере знали и корабли с парусами, однако пока они не обнаружены.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты