Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТОЛЬКО Поэтика былин.




Былины о Василии Буслаеве. Социальный конфликт, лежащий в основе былин о Садко, находит широкое развитие в былинах о Василии Буслаеве. Они тоже носят яркий новгородский колорит, что говорит об их происхождении. Василий Буслаев — герой двух былин: о ссоре его с Новгородом и о его поездке на богомолье и смерти. В первой он собирает дружину из «вольных людей»—из голи, бедноты, чтобы затеять ссору с Новгородом. Он со своей дружиной разоряет дома, бьет людей, пока его не останавливает мать, которую он беспрекословно слушает. Во второй Василий, как бы раскаиваясь в грехах, отправляется в Иерусалим: в жизни им было много «бито, граблено» —пришло время «душу спасать». Общей особенностью обеих былин является то, что Василий проявляет себя в них как человек, не верящий «ни в сон, ни в чох». Если в первой былине основой сюжета служит социальный протест —бунт против Новгорода, то во второй ясно выражено неверие Буслаева, насмешки над церковью и святыми местами. Несмотря на то что мать и крестный отец воспитывали Василия в религиозном духе, в духе патриархальности и послушания, он вырос буйным, озорным. Уже в детстве обнаружилась у него богатырская сила и, не любя боярских и княжеских детей, он шутил с ними «шуточки недобрые». Богатые мужики жалуются на него матери Амелфе Тимофеевне. Когда Василий подрос и набрал дружину, он затеял кулачный бой с новгородцами (дружина его была не из новгородцев). Бились об заклад: богатые мужики ставили 200 тысяч денег, а он закладывал свою голову. Образ Василия Буслаева М. Горький назвал одним из величайших и значительных художественных обобщений в русском фольклоре. Суть этого образа — в выражении народного протеста против богатого Новгорода; причем Василий не только бьется с новгородцами, но и оскорбляет и убивает своего крестного отца «старчище-пилигримище», что говорит о его непримиримо отрицательном отношении к церкви. По просьбе новгородцев мать «унимает» Василия. Во второй былине Василий выступает уже не против Новгорода, а против веры, предрассудков. Он не боится ни людей, ни бога, ни смерти. Он нарушает все нормы: купается в Иордане голым, чего нельзя было делать, по представлениям религиозных людей, так как в реке купался Иисус. Не покаяние ведет его в Иерусалим. Нет в нем веры. Он пинает ногой мертвую голову, встретившуюся ему на пути, перескакивает через могильную плиту, отвернувшись: на камне он разбивается. Дружина тут же хоронит его. Былины о Василии Буслаеве реалистичны. В. Г. Белинский справедливо отметил, что в них нарисована правдивая картина новгородской жизни. В них отразились народные настроения, даны острые социальные характеристики. Несмотря на ярко выраженную местную новгородскую окраску, былины о Василии Буслаеве приобрели общерусский смысл благодаря важному идейному значению и художественным достоинствам. Помимо былин о Садко и Василии Буслаеве к циклу новгородских произведений исследователи относят еще некоторые былины, например, былины о Ставре, о Хотене Блудовиче, о госте Терентыце, о Вавиле и скоморохах. Однако в них нет ни картин новгородской жизни, ни типичных для нее конфликтов. Это по большей части былины новеллистические. Поэтика былин. Размеры былины свидетельствует о том, что ее жизненное содержание шире, нежели содержание исторической песни и баллады, сюжет развернут, компоненты произведения — картины природы, прямые характеристики, портреты персонажей, особенно их прямая речь —монологи и диалоги — довольно распространены. Пространство и время событий в былине шире, значительнее. Большая форма былины обусловлена объемом и характером ее содержания, потребностями его выражения и основными задачами жанра. Былина — эпическая форма. Для нее характерны сюжетность и повествовательность. Предметом ее служат события и поступки людей (героев), изображаемые относительно объективно, т. е. без прямого выражения отношения к ним сказителя. Персонажи былины, в отличие от персонажей песни, не сопоставляются с личностью певца и не передают его мыслей и переживаний. Отношения персонажей в былине — широкого, государственного плана, который присутствует в произведении и тогда, когда изображаются личные конфликты. Эпичность былин состоит и в том, что картины событий масштабны, монументальны, как величественны и сами образы богатырей. Внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния передаются кратко, обычно в косвенной форме, например выражаются в жесте и движении. Именно так передан страх князя Владимира: испугавшись, он «куньей шубой укрывается». Стихотворная форма свойственна былине, как и ряду других жанров фольклора — исторической песне, балладе, лирической песне, частушке, но стихотворный строй ее значительно отличается от стихотворного строя этих жанров: он приспособлен к основным идейно-художественным задачам былин. Стих былины—тонический, многосложный, с тремя или даже с четырьмя сильными ударениями. Такого типа стих усвоила от былины историческая песня, однако вскоре он значительно изменился, приблизившись к стиху лирической песни. Иные у былины и напевы: она исполняется обычно речитативом, особого рода напевной речью. Стих былины отличается величественностью, что определяется строем его интонаций. Общий характер поэтики былин определяется основными идейно-художественными задачами жанра. Поэтика былин двупланова, так как, с одной стороны, задача былин состоит в возвеличивании, прославлении Русской земли и ее защитников — богатырей, а с другой — в осуждении их врагов и тех, кто в своих действиях отступает от патриотических и моральных идеалов народа. Поэтому художественные средства былин подчинены оценке поведения персонажей. Эти средства экспрессивны, что определяется задачей показать необыкновенность событий и лиц, да и всей обстановки, в которой происходит действие былины. Важной основой поэтики былин служит их устоявшаяся, традиционная форма. Соблюдение традиционности — фактор немалого значения. Каждый певец прежде всего старается сохранить в былине ее традиционный строй, традиционное движение сюжета, традиционную характеристику богатыря, традиционные средства выразительности, хотя и вносит в нее что-то новое. Былины отличаются значительной устойчивостью структуры, которая строится на традиционно выкристаллизовавшихся компонентах: запевах, зачинах, общих местах и формулах, повторах, лейтмотивах, концовках или исходах. Это обязательные структурные элементы былин, кроме запева. Запев — своеобразный элемент композиции. Он не связан прямо с содержанием былины, а служит вступлением, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определенное настроение. Запев может быть и обращением к слушателям; Расскажу я вам, братцы, Не сказку я вам скажу, не песню спою, А спою -я вам стих стародавнеей, Былину киевску. Зачин — устойчивое начало былины, которое служит исходным моментом действия и часто содержит экспозицию (указание на время и место действия) и даже завязку (хвастовство богатыря на пиру, княжеское поручение богатырю). Есть наиболее употребительные зачины, примером может служить картина пира у князя Владимира: У ласкова князя Владимира У солнышка у Сеславича Было столованье почестный пир На многих князей, бояров И на всю поленицу удалую, И на всю дружину на храбрую. На пиру князь обычно спрашивает молодца, почему он ничем не хвастает, когда все чем-либо хвастают, или дает поручение выполнить какую-либо задачу: отвезти дани в Орду, посватать ему невесту. В этом случае зачин содержит завязку действия. Другой весьма употребительный зачин — выезд богатыря. Илья Муромец выезжает из Мурома в Киев, из Волынца в Киев отправляется Михайло Казаринов, из Галича в Киев едет Дюк Степанович. В таких зачинах может использоваться психологический параллелизм: Да не бел кречетушко выпорховал, Не бел горностаюшко проскакивал, Не ясен соколик здесь пролетывал, Проезжал удалый добрый молодец Молодой боярин Дюк Степанович


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты