Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОРТЕГА-И-ГАСЕТ




Учение о человеке в философии X. О.-и-Г., М., 1978; F е г-rater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philoso­phy, L., 1956; A b e l l ä n J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid, 11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset, Madrid, [1968]; A g u a d o E., Ortega у Gaaset, Mad­rid, [1970].

ОРТОДОКСИЯ(от греч. όρ ός — прямой, правиль­ный и δόξα — мнение), «правильная» доктрина, фик­сированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве, ал-умма в исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противо­положность О. — ересь. Понятие О. имеет смысл при­менительно к тем религиям, в к-рых необходимым усло­вием выполнения долга перед богом признаётся не толь­ко культ (как в антич. язычестве, не знавшем теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма, различных направлений буддизма; особенно чётко разработана О. христ. вероисповеда­ний. В авторитарно организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем неоплатонизме), также наблюдаются явления, анало­гичные О. и ереси.

ОРУЭЛЛ(Orwell) Джордж [псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Б л э p (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Индия, — 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публи­цист. Представитель совр. антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап.

обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж. радикалами; в рядах анар­хистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936—39 в Испании, был ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции либерального реформизма и антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ. шах­тёров, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. ре­путация О. связана почти исключительно с его сати­рой «Ферма животных» («Aniinal farm», 1945), пропо­ведующей бессмысленность революц. борьбы, и с ро­маном-антиутопией «1984 год» (194Θ), в к-ром изобра­жается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Непосредств. целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бёрн-хема о т. н. революции управляющих и её социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по О.,— тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощ­рённом физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это об­щество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.

С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматри­вает проблемы отчуждения, свободы и необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведе­нием личности, пытается обосновать волюнтаризм в по­литике. Предостережение о нек-рых опасных тенден­циях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности освобо­дит. борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позво­лило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и афоризмы О. широко употребляют­ся в совр. бурж. социологии, политологии, журнали­стике и пр. В 60—70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелко­бурж. радикалы, усматривающие в О. предшественни­ка «новых левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в оруэлловских описа­ниях 1984 года,

• Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, Ν, Υ., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937;Нопище to Catalo­nia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. An­gus, v. 1—4, Ν. Ϋ., 1968 (библ.).

• Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., Μ., 1956, гл. 7;Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная фи-

лософия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Ша х н а з а-р о в Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г., «Иностр. лит-ра», 1979, № 7; R e e s R., George Orwell fugitive from the camp of victory, Carbondale, 1962; The world of George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1972; Stansky P., Abrahams W., The unknown Orwell, L.. 1972; Bur­gess A., 1985, Boston, 1978; Crick В., Orwell George: A life, L., 1980. Э. А. Араб-Оглы.

ОРФИЗМ,др.-греч, религ. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате реформы культа Диониса: центр. ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхич. исступлении жи­вотной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребёнка-Диониса и вку­сивших его мяса. Искупить наследств. грех (лежащий на всём человечестве) мог только «чистый» — посвя­щённый в мистерии и ведущий «орфич. образ жизни», отличит. чертой к-рого для грека 5 в. до н. э. было ве­гетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бес­смертие души и загробное воздаяние — разработанной эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гекса-метрич. поэмах. Учредителем очистит. обрядов и авто­ром этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич. певца Орфея — героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древ­нее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В совр. лит-ре называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афи­ны, 2-я пол. 6 в. до н. в., и др.), а также всех, испове­довавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет, отражая различные стадии греч. религии и влияние различных филос. школ. От огромной орфич. лит-ры до нас дошли только два поздних памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в М. Азии), составитель к-рого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфич. аргонавтики» (5 в.). От остальных соч. сохра­нились только фрагменты, из к-рых наибольшее филос. значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. теогонии» реконструируется грандиоз­ная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений бо­гов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные пер­вобытным мраком (Kern fr. 66). В эфире или из него хронос-время «сотворил серебристое яйцо», из к-рого выходит специфически орфич. бог-демиург Фанес («Сияющий») — 1-й царь богов; он творит небо и зем­лю, а также «др. землю» — луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя всё мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и мно­гого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?» (вопрос Зевса к Ночи, Kern fr. 165). Следовавший затем величеств. гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзав­ших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золо­той, — при Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в к-рых «злая титанич. природа» (Платон, Законы 701 в) соединена с божеств. дионисийским началом. Очень рано этот орфич. дуализм «титанического» и «диони-сийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуа­лизмом тела и души. Важным источником орфич. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern fr. 293—296).

* Тексты: Orpheus Hymni, ed. Guil. Quandt, Berolini, 1955; Les Argonautiques d'Orphoe, texte etabli et trad, par G. Dottin, P., 1930; Kern O., Orphicorum fragmenta, Beroli­ni, 19632.

• P у с я е в а А. С., О. и культ Диониса в Ольвии, «ВДИ», 1978, № 1; Z 1 е g 1 е г К., Orpheus, в кн.: R E, 1939, Bd 18, l, col. 1200 sq,; К е у d e l l R., Z i е g l e r K., Orphische Dich­tung, там же, 1942, Bd 18, Z, cpl, 1321 sq.; G u t h r i e W. K. C., Orpheus and Greek religion, N. Υ., 1966 (лит.); В öh me R., Orpheus. Der Sänger und seine Zeit, Bern, 1970; Graf F., Eleuais

und die orphische Dichtung Athens in vorhellenistigchv Zeit,

B.— N. Y., 1974.

ОСНОВАНИЕ,достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности. Напр., О. материальных явлений — это их причины; О. поступ­ков — их мотивы; О. суждений — др. суждения (по­сылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать что-либо — значит привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле обоснованием равно являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют раз­личные уровни, глубина О. В сфере дедукции послед­ними О, являются логич. законы: каждый из них обос­новывает логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь суждений, надо привести её к форме логич. закона. Вместе с тем невоз­можность указать О. для к.-л. суждения не является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта невозможность, в свою очередь, не обо­снована логически. Последним, однако, часто пренебре­гают, довольствуясь субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда положе­ния, считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их истинности. В этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона достаточного О., у к-рого в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный аналог-теорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки, то допущенное суждение ложно.

Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже Платон, возражая со­фистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъ­ективной воле человека, иначе придётся признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения обоснованными. Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр. логике — в требовании чисто логич. обоснова­ния науч. теорий.

«основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»(«Principi di una scienza nuova d'intorno alia comune natura delle na?ioni»), осн. соч. Вико. Сохранились три редакции: 1725, 2 изд. 1730, 3 изд., посмертное, подготовленное автором, 1744. Соч. сос­тоит из 5 книг и заключения. 1-я кн. «Об установлении оснований» открывается хронологич. таблицей исто­рии, подлежащей осмыслению: Вико ставит себе задачей понять пути действия «божеств. промысла» в обществах, руководствовавшихся естеств, законом, т. е. у древних языч. народов; история древнееврейского и христ. народов как история богопознания в «откровении» исключена Вико из рассмотрения. Далее излагаются принципы и метод всего соч. и филос.-историч. сис­темы Вико. 2-я кн. — «О поатич. мудрости», т. е. о по­стижении человеком явлений природы и общества в чувственно-фантастич. образах: Вико даёт здесь первую интерпретацию мифологич, сознания как отра­жения действит. жизни и в то же время как фактора, предопределяющего обществ. отношения, век» чело-веч. культуру на одредел. стадии развития. 3-я кн. — «Об открытии истинного Гомера» — спец. экскурс об эпохе распада мифологич. сознания и сложения «Ес­тественного права народов Греции», героически-арис-тократич. формы государственности. В 4-й кн. — «О поступательном движении, совершаемом нациями» Вико излагает свою идею циклич. развития — от зарождения через расцвет к упадку — как отд. языч. обществ. так и всех их проявлений — языков, юриспруденции, форм общежития, нравов и т. д. Эта идея завершается в 5-й кн. — «О возвращении че­ловеческих вещей при возрождении наций», где Вико утверждает повторение во времени трёхчленного ис-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты