Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПЕРЦЕПЦИЯ




при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные обществ. силы. История П. свидетельствует, что провозглашённая им программа социальных и духовных преобразований носит утоцич. характер. В наст. время Л. в значит. мере утратил своё влияние, его осн. проблематика разрабатываемся фено­менологией, экзистенциализмом, филос. антропологией и герменевтикой.

• Быховский Б. 3-, Амер. П. в борьбе против науки и Обществ. прогресса, М., 1948; Совр. объективный идеализм, М., 1963, с. 350—421; Вдовина И. С., Эстетика франц. П. Критич. очерк, M., 1B81; К n u d s o n A. G., The philosophy of personalism, Boston, 1949; Lestavel J., Introduction aux personnalismes, P., 1961; S t e f a n i n i L., Personalismo fllosofico, Brescia, 1962; Lacroix J., Marxisme, existentia-lisrne, personnalisme.P., 1966·; Mounier E., Le personnalisme, P..197112. И. Ф. Балакина, К. М. Долгов.

ПЕРЦЕПЦИЯ(лат. perceptio — представление, вос­приятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. вос­приятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию — апперцепции.

ПЕССИМИЗМ,см. Оптимизм и пессимиз.

ПЕТР ДАМИАНИ(Petrus Damiani) (ок. 1007, Равенна,— 22.2.1072, Фаэнца), итал. ср.-век. теолог, представитель схоластики. Выступал против к.-л. применения логики к истолкованию таинств веры и считал, что «философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже». Это высказывание П. Д.— источник часто повторявшейся в ср. века формулы «философия— служанка богословия». В соч. «О божеств. всемогущест­ве», исходя из того, что невозможное во времени возмож­но в вечности, доказывал, что бог может сделать бывшее небывшим. Канонизирован католич. церковью.

* Migne PL, v. 145; De divina ornnipotentia e altri opuscoli, ed. . Brezzi, Firenze, 1943.

• Endres J. A., Petrus Damiani und die weltliche Wis­senschaft, Münster, 1910 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 8, H. 3); B l u m O. J., St. Peter Damian, his teaching on the spiritual life, Wash., 1947.

ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ(Petrus Lombardus) (ок.1100, Лу-меллоньо ок. Новары,— 22. 7. 1160, Париж), ср.-век. теолог и философ, представитель схоластики. Учился у Абеляра и Гуго Сен-Викторского, преподавал в Па­рижском ун-те; епископ Парижский (с 1159). Четыре «Книги сентенций» («Sententiarum libri») П. Л.—свод хрисг. догматики, ставший обязат. руководством по теологии и в значит. степени задавший контекст всего последующего развития европ. ср.-век. философии; содержит выдержки из патристич. соч., особенно Ав­густина, приведённые изречения доказываются П. Л. через опровержение мнений, им противоречащих. «Книги сентенций» комментировались всеми крупней­шими ср.-век. мыслителями (всего ок. 1400 комм.).

• Delhaye Ph., Pierre Lombard, Montreal — P., 1961.

ПЕТРАЖИЦКИЙЛев Иосифович [13(25).4,1867, Кол-лонтаево Витебской губ.,— 15.5.1931, Варшава], со­циолог и правовед, основатель психологич. школы пра­ва. По национальности поляк. В 1898—1918 руково­дил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петерб. ун-те; с 1918 — кафедрой социологии Вар­шавского ун-та.

Филос. основы концепции П. близки эмпириокрити­цизму и имманентной школе. По П., реально сущест­вуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть их внеш. проекции — «эмо­циональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам высказываний (по П., суждения о су­щем составляют основу наук теоретических, а сужде­ния о должном — практических), П. склонялся к нео­кантианству,

П. полагал, что науки о х-ве, праве, гос-ве, нравст­венности должны опираться на анализ психич. явле­ний. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание, чувство и волю (где первые два феномена — пассивны, а третий активен), П. ввёл понятие эмоций, носящих якобы двусторонний, актив­но-пассивный характер (напр., переживания голода,

жажды и т. п.). Эмоции, по П.,— «истинные мотивы, двигатели» человеч. поведения. Среди различных эмо­ций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т. е. обя­зательны, правовые — императивно-атрибутивны, об­ладают обязательно-притязательным свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязан-нотей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободно­го» труда и конкуренции — следствия и продукты «прогресса нар. психики».

Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, к-рое П. разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение т. н. политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их пове­дение в сторону общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести человечество вперёд в том направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Гос-во (как и все другие обществ. отно­шения, включая собственность) служит, но П., праву (т. е. общему благу), обеспечивает осуществление опре-дел. системы правовых норм и изменяется в соответст­вии с её потребностями.

Психологич. концепция ГГ. не объясняет ни проис­хождения эмоций, ни конечных причин их эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отно­шениям, абстрактность и антимарксистская направлен­ность.

* Очерни философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах чело-веч. поступков, СПБ, 1904; Университет и наука, т. 1—2, СПБ, 1907; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональ­ная психология, СПБ, 19083; Теория права и гос-ва в связи с теорией нравственности, т. 1—2, СПБ, 1909—102; Die Fruchtver-theilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten, B., 1892; Die Lehre vom Einkommen, Bd l—Ϊ, B., 1S93—95; O ideale spolecz-nym i odrodieniu prawa naturalm-go, Wars·/,., 1925. • Социолог!«, мысль в России, Л., 1978; pssowska M,, Norma prawna l norma moralna u Petrazyckiego, Warsz., 1959; K o W a l s k i J., Psychologicziia teoria prawa i panstwa Leona Petrazyckiego, Warsz., 1963.

ПЕТРАШЕВЦЫ,общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2-й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташе-вича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным, ор­ганизационно и идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы: Н. Я. Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимков-ского — об идеях Фурье, Ф. Г, Толя — о происхож­дении религии, Ф. II. Львова — о спец. и энцикло-педич. образовании, И. Л. Ястржембского — о полит­экономии, Петрашевского — о социально-иолитич. проблемах рус. общества. Полиция раагромила движе­ние. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из них 21 чел.— к смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.

Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в политич. отношении крылом во главе с Петрашевским, к к-рому ближе всех были В. Н. Майков, Н. А, Спешнев и Н. А. Момбелли.

Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали обскурантизм, невежест­во, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека, находящиеся в гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в рамках антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал себя фурье­ристом. По его мнению, система Фурм есть попытка раз-решить поставленные 18 в. проблемы «быта общест­венного» не посредством бурж. либерализма, к-рый приносит личность «в жертву капиталу», а на пути со­единения выгод частного и общего х-ва (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить неисчисли­мое зло, источником к-рого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь развития.

Вотличие от др. П., Спешнев, подобно франц. прос­ветителям Мабли и Морелли, отстаивал идею ликвида­ции частной собственности.

«Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.) занимало по преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой консервативно-романтически толкуемо­го социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и «безвредный» характер, отличие от учений о ра­венстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с политич. порядками России.

Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к крепостнич. дейст­вительности. В движении П. участвовал Ф. М. Досто­евский.

Выдающимся результатом деятельности Петрашев­ского и его единомышленников (Майкова и др.) явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). к-рый по своему духу напоминал «Филос. словарь» Воль­тера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он «составлен умно, с знанием дела» (В. Г. Белинский).

Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в просветит. категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и «искусств.» обществ. отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы, сравнительно с просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость законов историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли за рамки идеологии Прос­вещения. Перестройку форм обществ. жизни они ста­вили в зависимость в первую очередь от сознат. дея­тельности человека, а обществ.-политич. идеал обосно­вывали антропологич. аргументами,

В сфере философии «левые» П.— убеждённые против­ники схоластич. систем («антиметафизики»), сторон­ники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с «неразвитым и грубым материа­лизмом», отрицающим существование духовных явле­ний, а также со всяким «разъединением духа и мате­рии», авторы «Карманного словаря» предложили мате­риалистическую по сути, но пантеистически окрашен­ную филос. концепцию. Они признавали подчинён­ность всех явлений в природе определ. законам, ис­тинность «атомистич. системы» и «общего закона проти­водействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и преобразования прояв­лениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу действующих сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не су­ществовало в др. формах.

Человек, по П., является «высшим существом» (прин­цип «антропотеизма», «гуманитаризма», «обожествле­ния человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как индивидуум, но могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действую­щие силы (предметы) в природе или в нём самом, дос­тупные его владычеству и управлению, вносящий в жизнь новый ряд явлений.

Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформив­шегося под влиянием Фейербаха, в направлении к более последоват. материализму и атеизму.

«Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения», апеллировали к ес­тествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд принципов фурьеристской «тео­рии всемирного единства» и «теории четырёх движе­ний». Земля с человечеством — лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть гармонии элементов и царств. Опираясь на тео­рию страстей Фурье, П. апеллировали к инстинктам и страстям человека, а также к божеств. разуму, яко-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты