Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ. руки; внушающие и вместе с тем успокаивающие речи; «зачаровывающий взгляд»; подчас непреклонная ре- шимость в движениях и голосе




руки; внушающие и вместе с тем успокаивающие речи;
«зачаровывающий взгляд»; подчас непреклонная ре-
шимость в движениях и голосе. Если объектом гипноза
является женщина, нередки случаи, когда, засыпая или
же проснувшись, она окидывает гипнотизера обесси-
ленным взглядом, столь характерным для сексуаль-
ного возбуждения и удовлетворения. Нередко гипноти-
зируемые признавались, что во время транса они ис-
пытывали ощущение тепла и блаженства во всем теле.
В отдельных случаях их охватывают чувства абсолют-
но сексуального свойства. Эротическое возбуждение
направлено на гипнотизера, который иногда вызывает
любовное искушение, проявляемое весьма зримо. Под-
час эротические фантазии загипнотизированной пре-
творяются даже в псевдовоспоминания и она обвиняет
гипнотизера в изнасиловании.

Гипноз животных дает сходные результаты. Самка
жуткой разновидности пауков, называемых galeodes
kaspicus turkestamis34, норовит съесть ухаживающего
за ней самца. И только когда самцу удается сжать
своими челюстями определенное место на животе сам-
ки, она, впав в состояние полной прострации, позволя-
ет собой овладеть. Парализовать самку можно и в ла-
бораторных условиях — достаточно лишь прикоснуть-
ся к насекомому. Она незамедлительно впадает
в состояние гипноза. Немаловажно, однако, то обсто-
ятельство, что подобный результат достигается только
в брачный период.

Эти наблюдения Шильдер заключает следующими
словами: «Все это позволяет предположить, что чело-
веческий гипноз также является биологической функ-
цией, обслуживающей сексуальную». Тем самым он
впадает в столь живучий фрейдизм, отказываясь от
ясной интерпретации отношений между состоянием
гипноза и «любовью».

Наибольший интерес представляют его соображе-
ния о душевном состоянии гипнотизируемого. Согла-
сно Шильдеру, речь идет о том, что человек под ги-
пнозом как бы впадает в детство: он с радостью
вручает всего себя другому человеку и успокаивается,
осененный его авторитетом. Только такой тип отно-
шений делает возможным влияние гипнотизера. Впо-
лне естественно, что все подтверждающее авторитет


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

гипнотизера — слава, социальное положение, благо-
родный вид — упрощает его работу. С другой стороны,
если человек не расположен к гипнозу, он ему не
поддастся.

Отметим также, что все эти особенности без исклю-
чения могут быть отнесены и к влюбленности. В равной
степени и она — мы уже останавливались на этом —
всегда «желаема» и подразумевает потребность перепо-
ручить себя другому и найти в нем покой, желание,
которое само по себе восхитительно. Что же касается
состояния, отмеченного известной инфантильностью,
в которое при этом впадают, то оно соотносится с тем,
что я назвал «душевным оскудением», измельчанием
и сужением кругозора нашей заинтересованности.

Необъяснимо, почему Шильдер даже не упоминает
заинтересованность как самый бесспорный атрибут ги-
пноза, коль скоро основным элементом методики гип-
ноза является сосредоточение внимания на каком-то
объекте: зеркале, алмазе, луче света и т. д. С другой
стороны, сопоставление различных человеческих типов
с точки зрения предрасположенности к гипнозу пока-
зывает максимальное соответствие с их способностью
влюбляться.

Так, женщина лучше мужчины поддается гипнозу —
ceteris paribus35. Но она же чаще мужчины бывает
охвачена истинной страстью. Какими бы другими при-
чинами мы ни объясняли эту склонность, несомненно,
что в ней особенно сказываются различия в. проявле-
нии внимания упредставителей обоих полов. При
равных условиях женская душа легче идет на возмож-
ное обеднение, чем мужская, ибо ее душа более концен-
трична, более сосредоточена на своих интересах, более
эластична. Как мы могли убедиться, архитектоникой
и системой сцеплений внутреннего мира ведает заин-
тересованность. Чем однообразнее душевный мир, тем
более внимание тяготеет к унификации. Считается, что
женская душа предпочитает иметь не более одной оси
заинтересованности, что в тот или иной период она
сориентирована на одну-единственную вещь. Чтобы
загипнотизировать ее или влюбить, достаточно завла-
деть этим единственным центром ее внимания. По
сравнению с концентрической структурой женской ду-
ши внутренний мир мужчины всегда имеет несколько

 


ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ

эпицентров. Чемопределеннее заявлен мужской харак-
тер, тем меньше цельности в его душе, как будто
разделенной на непроницаемые отсеки. Одна ее часть
безоговорочно отдана политике или коммерции, в то
время как другая посвящена интеллектуальным инте-
ресам, а еще одна — плотским удовольствиям. Отсут-
ствует, таким образом, тенденция к стягиванию внима-
ния к одной точке. В сущности, преобладает прямо
противоположная, приводящая к расщеплению. Осей
заинтересованности — множество. Для нас, живущих
на почве множественности, при пестроте внутреннего
мира, неоднородного и разнохарактерного, не соста-
вит труда уделить чему-то особое внимание, ибо никак
не отразится на нашем интересе ко всему остальному.

Влюбленной женщине то и дело кажется, что муж-
чина, которого она любит, не весь ей принадлежит.
Всегда она находит его несколько рассеянным, как бы
оставившим где-то по пути на свидание какие-то части-
ды своей души. И наоборот, совестливого мужчину не
раз приводила в смущение его неспособность к полной
отдаче, к максимализму в любви, на который способна
женщина. Мужчина постоянно демонстрирует свою
бездарность в любви и неспособность к совершенству,
которого женщине удается достичь в этом чувстве.

Следовательно, предрасположенность женщины
к мистицизму, гипнозу и влюбленности объясняемся
одними и теми же причинами.

Если мы вновь обратимся к исследованию Шиль-
дёра, то увидим, что родство между любовью и мисти-
цизмом он поясняет любопытнейшим и немаловаж-
ным примером соматического свойства,

Гипнотический сон в конечном счете ничем не от-
личается от обычного сна. Вот почему соня служит
идеальным объектом для гипнотизера. Итак, судя по
всему, существует тесная связь между функцией сна
и тем местом в коре головного мозга, которое называ-
ется третьим желудочком. Бессонница и летаргический
энцефалит связаны с нарушениями в этом органе. По
мнению Шильдера, здесь же коренятся соматические
предпосылки состояния гипноза. И. в то же время
третий желудочек является «органическим узлом сек-
суальности», обусловливающим многие сдвиги в сексу-
альной сфере.


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

К идее мозговых локализаций я отношусь весьма
сдержанно. Нетрудно предположить, что, если человеку
отрубить голову, то он перестанет думать и чувствовать.
Однако все окажется значительно сложнее, если мы
попытаемся определить отправную точку для каждой
психической функции в нашей нервной системе. Причи-
ны бесперспективности подобных поисков многочислен-
ны, но самая очевидная состоит в том, что мы игнориру-
ем реальную взаимосвязь психических функций, их
зависимость друг от друга и иерархию. Нетрудно в ра-
бочем порядке изолировать ту или иную функцию
и рассуждать на темы «видеть», «слышать», «вообра-
жать», «вспоминать», «размышление», «заинтересован-
ность» и т. д.; однако нам неведомо, не присутствует ли
изначально «размышление» в «видеть» и наоборот.
Сомнительно, что нам удастся локализовать изолиро-
ванные одна от другой функции, коль скоро их изолиро-
ванность, представляется весьма проблематичной.

Между тем подобный скептицизм должен служить
стимулом к дальнейшим, все более убедительным ис-
следованиям. Так, в приведенном выше примере имело
бы смысл проверить, не связана ли, прямо или косвен-
но, способность к заинтересованному вниманию с тем
участком коры головного мозга, от которого, согласно
Шильдеру, зависят сон, гипноз и любовь. Отмеченная
нами коренная близость между этими тремя состояни-
ями и экстазом позволяет предположить, что третий
желудочек причастен также и к мистическому трансу.
Это объяснило бы наконец, почему любовная лексика
неизменно присутствует в исступленных исповедях,
а мистическая — в сердечных излияниях.

В своем недавнем докладе, прочитанном в Мадриде,
психиатр Аллер отверг все попытки истолковать мисти-
цизм как проявление и сублимацию любовного влечения.
Эта точка зрения представляется мне абсолютно верной.

Любовные истолкования мистицизма, до недавнего
прошлого общепризнанные, были удручающе триви-
альными. Ныне вопрос ставится в ином плане. Дело не
в том, что мистицизм порождается «любовью»,
а в том, что у них общие корни и что они суть два
психических состояния, по многим параметрам сход-
ные. В обоих случаях в сознании происходят сходные
процессы, вызывающие аналогичные проявления на

 


ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ

эмоциональном уровне, для выражения которых слу-
жат, абсолютно индифферентно, мистические или эро-
тические формулы.

Завершая этот этюд, хотелось бы напомнить, что
я ставил перед собой задачу описать одну лишь фазу
великого таинства любви — «влюбленность». Любовь —
явление неизмеримо более глубокое и многогранное,
подлинно человеческое, хотя и не столь исступленное.
Любовь всегда проходит через неистовый этап «влюб-
ленности»; в то же время сплошь и рядом встречается
«влюбленность», за которой не следует подлинная лю-
бовь. Не будем, стало быть, принимать часть за целое.

Случается, что о достоинствах любви судят по ее
неистовости. В опровержение этого расхожего заблуж-
дения и были написаны предшествующие страницы.
Неистовость в любви не имеет ничего общего с ее
сутью. Она представляет собой атрибут «влюбленно-
сти» — душевного состояния низшего, примитивного
свойства, для которого, в сущности, любовь не столь
уж и обязательна.

Чем энергичнее человек, тем неистовее могут быть
проявления его чувств. Однако, отметив это обстояте-
льство, необходимо сказать, что чем неистовее эмоцио-
нальный порыв, тем ниже его место в душевной иерар-
хии, тем он ближе к неосознанным порывам плоти, тем
меньше в нем духовности. И наоборот, по мере того
как наши чувства проникаются духовностью, они утра-
чивают неистовость и автоматизм напора. Чувство
голода у проголодавшегося всегда будет более силь-
ным, чем стремление к справедливости у ее поборника.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты