Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


MUS1CALIA




О. С., 2, р. 236-246 Впервые опубликовано в сборнике "Наблюдатель-III" (1921 г.). Это эссеподытоживает переориентацию художественно-эстетического мышления Ортеги внаправлении социологии искусства. Для музыковеда или музыкального эстетикасопоставление романтической и новой музыки, проведенное Ортегой, можетпоказаться не вполне убедительным и корректным. По существу, это несопоставление, а противопоставление этапов европейской музыки, благодарячему Ортега вынужден был игнорировать не только стилевые связи этих этапов,но и те изменения, которые происходили в новой музыке, в частности еедвижение к неоклассицизму. Если Ортега, будучи увлечен исследованиемсоциального эффекта новой музыки, не усматривал существенных различий втворческих исканиях Дебюсси и Стравинского, то в современной ему музыкальнойэстетике это различие проводилось со всей решительностью. Примером подобного различения явилась статья музыкального обозревателя,философа и социолога Б. Ф. Шлецера, опубликованная в парижском еженедельнике"Ревю мюзикаль" 1 декабря 1923 г. Шлецер писал здесь: "Эволюция Стравинскогоначиная с "Петрушки" заключается, как мне думается, в отыскании новогомузыкального искусства - динамического и объективного. Стравинскийпротивополагает его как динамическому субъективизму романтизма, так исозерцательному и пассивному субъективизму импрессионизма. Со времениБетховена исповедь, выражение и впечатление, да что там, целое музыкальноеискусство всегда оказывается функцией "я", служит расширению границ этого"я" почти до бесконечности. Стравинский противостоит этому... он создаетвоображаемый мир, совершенно отличающийся от нашего... и ему недостает развечто возврата к природе и забвения человека или сведения его к какому-нибудьэлементу этой природы, наподобие, скажем, растения или камня". "Стравинский,- утверждал Шлецер, - убивает субъективные чувства, эмоцию и заставляет вещидействовать прямо, непосредственно" (цит. по ст.: Riviere J. La crise duconcept de litterature. - "La Nouvelle Revue Francaise", Paris, 1924, No 24,p. 164-165.) Направление мыслей Шлецера и ход рассуждений Ортеги оказываютсяблизкими в аспекте анализа общественного эффекта новой музыки. Кажетсямаловероятным, чтобы Ортега и Шлецер не знали о работах друг друга в этойобласти. Тем не менее они нигде на эти работы не ссылаются. [1] В силу самого факта (латин.). [2] "Пелеас и Мелисанда" (1902) - опера Дебюсси; по сюжету и сиспользованием текста одноименной драмы М. Метерлинка. [3] Это просто, как божий день (франц.). [4] Восьмой месяц французского республиканского календаря,действовавшего в 1793-1805 гг. Соответствует 20/21 апреля - 19/20 мая. [5] Имеется в виду первая часть Шестой ("Пасторальной") симфонииБетховена. [6] "Послеполуденный отдых фавна" - симфоническая прелюдия Дебюсси(1892), темой которой послужила одноименная эклога Малларме. [7] Из-за прилавка (франц.). [8] Положение (здесь-благородство) обязывает (франц.). [9] Украшение, убранство; здесь - грим (франц.). [10] "Ax, озеро! Уж год истек со дня утраты Той, чей небесный лик хранит твоя волна. Вот я сижу один на камне, где когда-то Сидела и она". (Пер. И. Кутика). "Озеро" - знаменитое стихотворение Ламартина, вошедшее в сборник"Поэтические размышления" (1820). Ортега не совсем справедлив к поэту - привсей приподнятости лирического чувства, которая модернисту должна казатьсятривиальной, несносной, стихотворение "Озеро" отличается музыкальнойтекучестью стихового потока, элементами недосказанности, суггестивности, чтовпоследствии и станет основой творчества "новых" писателей - Верлена иПруста. [11] "Кто предал разум власти вожделений..." (Данте. Ад, V, 39. Пер. М.Лозинского). [12] Там же, V, 40. [13] Комбур - городок во Франции, в окрестностях которого находилсяродовой замок Шатобриана. [14] В строгом смысле слова (латин.). [15] Старый режим (франц.). [16] Новый режим (франц.). [17] Разум (итал.). [18] Сердечный разум, потребность сердца (франц.). [19] Воспитание чувств (франц.). [20] Мелизмы (от греч. Melos - песнь) - особый способ пения, состоящийво введении в мелодию украшений посредством опевания отдельных звуков. [21] "Иберия" (1908) - симфоническая сюита Дебюсси. [22] "...как журавлиный клин летит на юг с унылой песней..." (Данте.Ад, V, 46-47. Пер. М. Лозинского). Компьютерный набор - Сергей Петров Дата последней редакции - 11.07.99 Файл в формате WinWord 6.0/95 хранится на сайте: http://www.chat.ru/~scbooks Популярность: 1, Last-modified: Sat, 13 May 2000 07:49:58 GMT

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты