Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Раздел о Божественности




(аль-иляхийят)

 

***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Я говорю – а успех от Аллаха...»

***

Это означает: «Я начинаю свои слова в настоящей книге, и в том, что я говорю, не будет ни прочности, ни успеха в достижении ни от какого создания – успех только от Всевышнего Аллаха». Он сделал так, следуя словам Всевышнего Аллаха, языком Пророка Шу’айба, мир ему, сказавшего: «Не будет успеха для меня, кроме как с Аллахом, на Него я полагаюсь, и перед Ним я каюсь».


***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Вся вселенная, от Трона до распростертого основания, сотворена (хаадис)»

***

Это означает, что все существующее помимо Всевышнего Аллаха, которое в арабском языке описывается как «аль-‘алям» с буквой «лям», изменяемой при смещении «фатхи», является созданным (махлюк). Всевышний Аллах говорит: «Аллах – Создатель всего». Это означает, что Он создал все вне Себя, потому что все существующее, кроме Сущности Аллаха, обозначается как временное творение, или сотворенное. Таким образом, все творение отлично от Аллаха: начиная с Его Трона и заканчивая распростертым по земле и всем тем, что между ними. Временное (хаадис) создание – это существование вещи, созданной чем-то, что вне нее. Это означает, что оно было введено в бытие посредством первопричины (сабаб фа’иль), овеществлено (мадда), и к тому же существовало время, предшествующее его осуществлению. Временное творение, таким образом, есть все, что имеет свое начало (бидайя) и свой конец (нихайя).

Шеху, да помилует его Всевышний Аллах, начинает с упоминания временности существования мира, потому что через знание об этом человек может познать своего Изготовителя (Сани’) и Создателя (Халик). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто знает себя относительно своих недостатков (ифтикар), раболепия (зилля) и смирения (сигар), и будучи избавленным от атрибутов могущества (‘изза) и власти (иктидар), тот знает, что его Господь описывается Атрибутами совершенства, выделяется Властью и Величием, свободен от всякого изменения (тахир) и прекращения (заваль), далек от описательных характеристик «где?» (‘айн), «какой?» (кяйф) и телесности (мизаль)». В итоге, посредством знания атрибутов творений человек приходит к познанию Атрибутов Творца.


***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «…и Творец ее – Аллах Всевышний!»

***

Это означает, что Он – Творец, создавший все творения, выводя их из небытия (‘идам) в бытие. Создатель Вселенной – Всевышний Аллах, и Он – первопричина всех вещей, Тот, Кто дал им существование и их Хранитель (Хафиз). Всевышний Аллах говорит: «Он – Тот, Кто создал творение и затем оживил его». Вся Вселенная является временным творением, созданным Всевышним Аллахом, согласно тому, как ей положил начало Он, а не кто-либо другой или какое-либо иное творение. Всевышний Аллах создал Вселенную из чистого небытия, а это значит, что Он создал все творения из праха или несуществования. Это означает, что Он – Единственный Создатель вещей без основополагающей модели, и Он дал им начало и существование после того, как они были ничем. Муджахид сказал относительно смысла процитированного выше аята: «Это означает, что Он создал творения, умертвил их, а затем воскресил их для Последнего Воскресения. Или же это означает, что Он создал творения из воды, а затем переводил их из одного тварного состояния в другое». Касательно начала сотворения человека, то оно начинается до рождения в виде сгустка крови в чреве. Что же касается его возвращения, то Он воскресит Свое творение после смерти со вторым ревом Трубы Воскрешения. Таким образом, Он создал то, что известно как начало творения, доказательством его возвращения, свидетельствуя о существовании сокрытых вещей. Всевышний Аллах также в доказательство говорит: «Аллах – Создатель всего», – что означает, что Он – Творец всех вещей, кроме Него Самого, ибо Он – не сотворен.


***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «И Он, Всевышний, обязательно Существующий (ваджиб аль-вуджуд)»

***

Это значит, что существование Всевышнего Аллаха в Его Сущности, Атрибутах и Действиях непреложно и обязательно (ваджиб). Существование Аллаха не приемлет несуществования с любой точки зрения. Такое Обязательное Существование не происходит из какой-либо вещи, не появляется благодаря чему-то и не предшествует чему-нибудь во времени, месте или телесности. Всевышний Аллах говорит: «Ибо Аллах – Абсолютное Бытие». Это означает, что Он Владелец бытия Своих рабов и Обладатель реального абсолютного бытия. Это значит, что бытие каждой существующей вещи, за исключением Него, есть результат Его Абсолютного Бытия. Вечное абсолютное бытие (аль-хакк аль-мауджуд ас-сабит) – Тот, Чье бытие никогда не изменяется и не прекращается, а это подходит только в отношении Всевышнего Аллаха. И с тех самых пор, как бытие установлено по праву Всевышнего Аллаха, так и его противоположность – небытие (‘идам) – является невозможным в отношении Него. Таким образом, под Абсолютным Бытием (аль-хакк аль-мауджуд) подразумевается Тот, Чье существование и божественность есть реальнейшая из реальностей. Реальная Абсолютная Истина (аль-Хакк) противопоставлена лжи (батыль). Вот почему абсолютное бытие Вселенной на самом деле является ложью. Потому что существование всей Вселенной нуждается в необходимой предпосылке высшего существования Необходимо Существующего (ваджиб аль-вуджуд). Всевышний Аллах говорит: «Все будет уничтожено, кроме Лика Господа твоего, Обладателя Величия и Щедрости». То есть, нет никакого реального бытия во Вселенной, кроме как посредством абсолютного бытия Его Бытия. Каждая тварная вещь имеет причинный фактор. Причинным фактором для существования Вселенной были действия Ее Творца, Создателя – Того, Кто придал ей существование. Всевышний Аллах сказал устами Своего Посланника: «Я был неизвестным Сокровищем, и захотел быть познанным; тогда Я создал творение». Таким образом, цель существования Вселенной состоит в том, чтобы Тот, Кто дал ей существование, был познан. Познавший Аллаха, Шейх ‘Абдульвахид ибн ‘Ашир, сказал в своей книге «Аль-Муршид аль-Му’ин»:

«Его бытие имеет ясное доказательство,

Ведь каждому творению надлежит иметь Создателя»

Это означает, что Непреложное Бытие дает четкое доказательство Его существования, и им – доказательством – является вся Вселенная: от своего небесного устройства до наземного, от основания до ее мельчайших производных. Иными словами, Аллах есть Абсолютное Непрелложное Бытие (ваджиб аль-вуджуд аль-мутляк), чье существование обязательно для существования всего, кроме Него Самого.


***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит, что Всевышний Аллах: «Предвечный (кадим) не имеющий начала»

***

Это означает, что Всевышний Аллах – Тот, Чье Абсолютное Бытие не имеет начала. Отсюда, существованию Аллаха Всевышний не предшествовало небытие (ляйса масбукан би ‘идам). То есть, в отношении Него обязательно отсутствие начала Его существования; Он не ограничен временем или местом, так как подобные ограничения касаются лишь тварных созданий. Следовательно, оным образом понимаемое предсуществование Всевышнего Аллаха является обязательным и прочно утвержденным в отношении Него. Противоположностью предвечного существования (кыдам) служит временное существование (худус), которое невозможно в отношении Всевышнего Аллаха. Он говорит: «Он – Первый», – что означает, что нет начала Его существованию, и что Он бесконечно выше в Своем существовании над всеми тварными вещами. Таким образом, Его существование неотделимо от Его сущности, и нет недостатка в Его существовании. Либо это означает, что Он был прежде всего существующего, без ограничения. Данный коранический аят доказывает, что имеющий точку отсчета приход в бытие (худус) невозможен применительно к Нему. Таким образом, Первый (аль-Авваль) есть Тот, у Кого нет начала в Его первенстве, Аллах Непреложно Сущий, Предвечный, не имеющий начала Его предвечного существования.


***

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит, что Всевышний Аллах: «Бесконечный (баак) не имеющий конца»

***

Это означает, что существование Аллаха в Его Сущности, Атрибутах и Действиях продолжается вечно и без конца. Атрибут продолжительности (бака) означает, что Всевышний Аллах не имеет конца Своему существованию; Он абсолютно свободен от уничтожения и умирания. И наоборот, вечная продолжительность всегда присуща Его существованию и постоянно обязательна в отношении Него. Противоположность вечному существованию – смерть (фана), которая невозможна в отношении Всевышнего Аллаха ни с точки зрения разума, ни по Шари’ату. Признаком Его вечного существования является Его предвечность, потому что в отношении того, что существует предвечно, невозможно небытие. Всевышний Аллах говорит: «И положись на Вечносущего, Который не умрет». Это означает: «О, душа, которой должно вкусить смерть! Положись на Того, Кто вечно существует и Кого никогда не возьмет смерть». Таким образом, Всевышний Аллах обладает вечной жизнью, которая никоим образом не увязана со смертью. Далее, утверждение вечной длительности Непреложного Существования, отрицание Его смерти, и утверждение гибели всех вещей, кроме Него, подтверждается Его же словами: «Все погибнет, и останется лишь Лик Господа твоего, Обладателя Величия и Щедрости», – а также: «Нет божества, кроме Него; все разрушено, кроме Лика Его».


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Он не подобен сотворенным вещам (мухалиф ли-ль-хауадис)». «Это означает, что Всевышний Аллах не подобен творениям в Своем существовании, Сущности, Атрибутах и Поступках. Это потому, что, если бы Он походил в чем-то на тварные вещи, которым Он дал жизнь и создал их, то Он бы тоже был временным творением, как и они. Если бы Он был временным творением, постоянство предвечного бытия не было бы характерно для Него. Признаком Его бытия, отличным от бытия творений, является Его всемогущество в придании жизни творениям. Это потому что любая подобная вещь неспособна придать ей бытие (?!). Всевышний Аллах говорит: «Нет ничего, подобного Ему». Это означает, что ничего сущего не напоминает Аллаха в какой бы то ни было форме. Он не подобен ничему из Своих творений, как и ничто не подобно Ему. То, что представлено в данном аяте, это связь между Создателем и созданием, в которой не может быть подобия. Это потому что Атрибуты Предвечного Существования (Кадим) величественного и могущественного не подобны атрибутам творений. Атрибуты творений не свободны от причинности (аград) и результата (арад), тогда как Всевышний Аллах свободен от всего этого. Он остается со Своими Божественными Именами и Атрибутами, пока, как Он не объяснил Своими Словами: «Не будет ничего, кроме Него» (?). Один из ученых сказал: «Божественное Единство утверждает, что Его Существо не имеет какого-либо подобия тварным существам, и Оно не деактивируется тварными атрибутами». Аль-Васити, да помилует его Аллах, сказал в добавление к этому пониманию: «Нет сущности, кроме Его Сущности, нет имени, кроме Его Имени, нет действия, кроме Его Действия, нет атрибутов, кроме Его Атрибутов, за исключением форм словесного выражения (?), Его Предвечное Существование слишком велико, чтобы Оно имело тварные атрибуты, в той же мере невозможно, чтобы существо временного творения владело предвечными атрибутами. Это мнение Людей Господина Истины, Сунны и Джамаата». Это означает, что Его Слова: «Нет ничего подобного Него» имеют два значения. Первое таково: Он не подобен вещи; таким образом, выражение «подобен» представлено в предложении как подчеркивание и подтверждение этого, так как есть словесное различие между этим и частице родительного падежа аль-каф (для сходства), но оба имеют сходное значение. Второе значение таково: Он не подобен ни чему; где частица родительного падежа аль-каф вводится в предложение для особого внимания. Этот аят доказывает, что сходство с творением (мамазала) невозможно для Него. Друг Аллаха Мухаммад Тукур, да помилует его Всевышний Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахибба: «Как может быть свойственно подобие Тому, о Ком сказано: «нет ничего подобного Ему»? Каждая форма трансцендентности существ обращенная к Абсолютному Бытию, на самом деле возвращается к ним, потому что Он, слава Ему, не нуждается в том, чтобы Его трансцендентность была установлена. Это потому что у нас нет знания как освящать Его, кроме нашего знания, что Он Свят (аль-Кудус), которое означает, что Он абсолютно свободен от недостатков, атрибутов недостатка и каких-либо атрибутов временных творений».


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «У Него нет размера (джирм) и атрибутов веса». Это означает, что Всевышний Аллах не имеет ограниченного размерами тел, потому что масса и размеры тела являются атрибутами материального тела (джасм). Так же Ему не присущи какие-либо атрибуты тела. Это означает, что Ему не присущи состояние (джаухар), масса тела (джасм) или причинность (ирд). Он не является разделенным (мутахайиз), не идентифицируется категориями «здесь» или «там». Любое состояние, тело или причинность являются ограниченными (хадд), а Всевышний Аллах не имеет ограничений, так как у Него нет ни начала, ни конца. Вследствие этого, когда Он описывает Себя «лицом», «рукой», «руками», «глазом», «глазами», «ногой» или «ногами», то Он не описывает Себя категорией «какой», согласно Его словам, и тому, что Он один имеет в виду. Каждый из этих атрибутов подпадает под трансцендентность Его слов: «Нет ничего подобного Ему». Ибн аль-Асир сказал: «Все, что передано в Коране и хадисах касательно руки, рук и наименований других частей тела, относящихся к Аллаху Азза уа Джалля, то они передаются метафорически (маджаз) и символически (истиара), потому что Аллах совершенно свободен от подобия (ташбих) и воплощенных состояний (таджсим)». Это очевидно из Его слов: «Нет ничего подобного Ему».

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «У Него нет направления (джихат) и места (макан)». Это означает, что Аллах не расположен в каком-либо направлении, не имеет местоположения, не ограничен (йатахадду) ни чем, кроме Себя, и Он не воплощен в каком-либо направлении или месте. Если бы Он был отдельным направлением, то это направление было бы предвечно (кадима) и предшествующее (сабика) в отношении к Нему, да будет Он возвышен. Однако это невозможно, потому что направление и место являются двумя сотворенными явлениями (хадитан), которые создал Аллах, и Он бесконечно возвышен (сабик) в Своем существовании над каждым творением. Касательно Его слов, да будет Он возвышен: «Милостивый утвердился на Троне» и Его слов: «Верите ли вы в Того, Который на небесах:» и других подобных коранических аятов и пророческих хадисов, мы говорим о них, как сказал обновитель религии Абу Хафс Умар ибн Руслан аль-Балкини: «Касательно передач и рассказов, которые оторваны от доказательств разума (каватийю мин адиля аклийя), и которые принимаются аналогией (?) (таувиль), то решение идет в пользу отказа от очевидных значений». Самый эрудированный из Черных Стран (?) Изза-д-Дин Абдуллахи ибн Фодио сказал в своей книге Дия ат-Таувиль: «Он сделал признаком Его вида придание бытия жизни и Его управление делами, специально подразумевая под Троном место, откуда проистекают Божественные решения и законы. Из Трона происходят причинные факторы созданий (асбаб), основанные на установлении и законе (тартиб ва макадир) Его решения, и мудрость, соединенная с Его волей, за тем, чтобы показать совершенство Его Власти и Воли. Далее, Всевышний Аллах говорит слово «Милостивый», которое меняется из именительного падежа (рафу) в изъявительную похвалу. Предложение, которое следует за этим высказыванием, является сказуемым после сказуемого (хабр бад хабр) или это сказуемое опущенного субъекта (хабр мубтада махзуф), где Всевышний Аллах говорит: «... утвердился на Троне». Это метафора (кинайя) для подчеркивания власти Аллаха создавать творение (нафаз-ат-тасаруф) и Его управления бытием (иджра тадбир аль-каинат), в соответствии с решением Его мудрости». Всевышний Аллах создал Свой Трон не потому что нуждается в нем, а затем утвердил Себя на нем согласно Своей воли; не за тем, чтобы восседать или отдыхать от творения. ». Самый эрудированный из Черных Стран (?) Изза-д-Дин Абдуллахи ибн Фодио сказал в своей книге Дия ат-Таувиль относительно слов Аллаха Всевышний : «Верите ли вы в Того, Который на небесах?», что это напоминание о Его божественной суверенности и всемогуществе, которое спускается с небес, или это указание на Того, Кто на небесах, как те, кто невежественен о том, что вы утверждаете» (?). Эти два аята, не могут быть приняты как доказательства существования у Аллаха Всевышний конкретного места или направления.

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Напротив, Он существует как существовал в предвечности, до появления Вселенной». Это говорит о том, что Всевышний Аллах был до того как появились «бытность» (канинуна), «как?» (кайфа), «где?» (айна), «когда?» (мата) и до того, как появились все атрибуты временных творений (сифат аль-хаввадис). Далее, до Него не существовало никакого бытия (каун) или существа (такуин), и Он таков, каким и был. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, как это было упомянуто в Сахих Аль-Бухари в передаче от Имрана ибн Хиссина: «Аллах был, и не было ничего, кроме Него». В другой передаче он сказал: «... и не было ничего до Него». Еще в одной передаче он сказал: «...и не было ничего с Ним». В этом хадисе доказательство того, что в одно время не существовало ничего, кроме Него; ни Первой Воды, ни Трона, ни чего-то другого. Потому что все эти вещи отличны от Аллаха Всевышний. Приводится в передаче от Нафи ибн Зайда аль-Хумайди хадис со следующими словами: «... Его Трон был до Первой Воды, затем Он создал Первое Перо и сказал: «Пиши то, что будет». Затем он создал небеса и землю и все, что на них». Значение этого хадиса в том, что Предвечный (аль-Кадим) – Единственный, до которого не существовало ничего, и ничего не оспаривало Его в Его первенстве. В нем также установлен принцип вида времени (джинс аз-заман) и его границы (наувихи) для всех тварных созданий (хадис); и что Аллах – Тот, Кто дал жизнь творениям после того, как они были ничем. И не создал Он творения с бессилием (аджаз), но создал со Своей силой и могуществом (ма-аль-кудра).


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Он Богат и Независим (ганий) от расположения (махаль) и наименования (мухассас)». Это означает, что Всевышний Аллах независим от какой-либо сущности, которой необходимо Его существование, и что Он, слава Ему, независим от причинности (фааиль), обозначающей Его существование (?). Затем, Аллаха Всевышний совершенно самодостаточен и независим от всего, кроме Него. Ему не нужен никто в Его Сущности, Атрибутах и Деяниях. Потому что, если бы Он был нуждающимся (ихтадж) в чем-то кроме Него, Он был бы недостаточным (накис); Он был бы временным творением (хадис), и кто-то другой мог бы иметь влияние на Него (музиран фихи). Однако, все это невозможно (мустахиль) согласно Его высокопоставленным правам. Доказательство того, что Он Богат и Независим от какой-либо причинности в обязательности описания Его Атрибутами Власти, Воли, Знания и Жизни, потому что атрибуты временных творений не могут быть описаны подобным образом. Доказательство Его Богатства и Независимости от причинности (фааиль) в постоянстве Его Предвечного Существования (зубут кидамихи), потому что Предвечный (аль-Кадим) не может быть нуждающимся в вышестоящей причине. Всевышний Аллах говорит: «Аллах Независимо Богат», это означает, что все творения нуждаются в Аллахе, а Всевышний Аллах Независим от Своих творений. Это аят означает, что Он Независим от Своих творений, а им нужно поклоняться Ему. Далее, этот аят Корана представляет доказательство, что атрибуты бытия нуждающихся (ифтикар) невозможны для Него (мустахиль иляйхи). Независимо Богатый (аль-Гани) это Тот, Кто не нуждается ни в чем, и все остро нуждается в Нем. Это значение Абсолютного Богатства является Атрибутом никого, кроме Аллаха (?). близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Всевышний Аллах сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Независимо Богат Тот, кто не нуждается ни в чем, кроме Его Сущности, Атрибутов и Деяний, и не может быть недостаточным в Нем (?). Тот, кто познал, что Он Независимо Богат становится свободен через Него от всех вещей, прибегает к Нему во всем, и остро нуждается в Нем во всем».

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Он – Единственный (вахид) в Своем Существе, Атрибутах и Деяниях». Это означает, что Всевышний Аллах Един в Своем Существовании, Един в Своих Атрибутах, и Един в Своих Деяниях. Доказательство Его Единственности в том, что Он дал жизнь вещам, потому что, будь еще божество рядом с Ним, между ними бы возникла взаимная конкуренция. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: Аллах Единый»; что означает Он – Единый (вахид) и Единственный (витр). Этимология слова «ахад» (единый) происходит из числительного выражения «вахада» (быть одним?), где «вав» пишется с огласовкой «хамза». Это утверждает, что множественность (та аддад) невозможно для Него. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, и это было упомянуто ат-Тирмизи и другими в передаче от Абу Хурайры относительно количества Прекрасных Имен Аллаха, что Он: «Единый (Вахид), Единственный (Ахад) и Уникальный (Фард)»; это означает, что единственность установлена для Него каждым из этих Атрибутов. Касательно Единственности (вахид), Он Тот, чья единственность продолжается, и нет другого помимо Него. Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Это говорит о том, что Имя, произошедшее из единства (вахада), в конечном итоге совершенно свободно от множественности других числе, помимо него. Тот, кто принимает, что Он – Единый, делает свое сердце единым для Него и руководствуется Им одним во всех начинаниях. Таково разъяснение хадиса: «Поистине, Аллах Един и любит единственность». Это означает, что Он Уникален (?), и что Он любит Сердце, которое едино». Касательно Единства (Ахад), это Имя построено против множественности, как сказал Ибн Манзур. Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Тот, кто принял, что Он – Един, то с ним ничто из всего космоса не останется в фактическом бытии или небытии. Потому что положение существования космоса, подчиненное Его Существованию, будет уничтожено Единством Его Существа». Касательно Уникальности (фард); Он – Тот, кто уникально един в Своем деле над всеми Его творениями. Аль-Лейс сказал: «Уникальное Единство – Атрибут Аллаха Всевышний, Того, кто Един (вахид), Единственен (ахад), кому нет равного (назир), нет подобия (мизаль) или второго рядом с Ним (зани)», как сказал Ибн Манзур.

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Он Всесилен (кадир)», что означает, Всевышний Аллах Всесилен, имея полный выбор (би-ль-ихтияр) над каждой созданной возможностью (мумкинат) и установленной вещью (макдурат). Если Он пожелает, Он создаст вещь, а если пожелает, отменит ее. Таким образом, всесильность это вечный атрибут, неотделимый от сущности Аллаха Всевышний. Ни одна вещь не происходит в царстве Аллаха, кроме как по Его всесильной власти. Если бы это было не так, Он был бы бессильным (аджиз). Однако бессилие невозможно для Аллаха. Доказательство Его всесилия в том, что он придает каждой вещи бытие (иджадуху-ль-махлюкат), ибо то, что бессильно, не сможет сделать этого. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах властен над всем». Это означает, что Он описывает Себя Всесильным над всеми существующими вещами. Этот аят ясно утверждает, что бессилие невозможно для Аллаха. Далее, Умма единодушна в отношении описания Аллаха Всевышний атрибутами Всесильности. Он, слава Ему, Властен (кадир), Всесилен (кадир ?!) и Устанавливающий (муктадир). Аль-Харуви сказал: «Аллах Изза ва Джалля Всесильный, Устанвливающий и Всевластный над всеми видами существующих возможностей (кулли мумкин), которые охватывают как бытие, так и небытие (йякбилю-ль-вуджуд валь-идам)». Далее, является обязательным для каждого ответственного (мукаллюф) познать Аллаха как Всесильного и обладающего властью, с которой Он действует. Он делает что пожелает в согласии со Своим высшим знанием и выбором, потому что тот, кто не описан атрибутами силы, с необходимостью будет описан атрибутами бессилия (мухаль), что невозможно в отношении Аллаха Всевышний. Также обязательно для каждого ответственного знать, что рабы обладают ограниченной властью, которую они приобретают (яхтасиб биха) путем предоставления им Аллахом Всевышний возможностей над другими (маджрий ль-ада). Такая созданная власть (кудра хадиса) следует из Всесилия Того, Кто: «создал вас и ваши деяния». Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Среди способов приближения к Аллаху посредством Всемогущества, это то, что нужно «быть» посредством Него и для Него в каждой ситуации. Вам нужно являть свою благодарность Ему, потому что Он заботится о вас и вы посылаете Ему все ваши тревоги, прибегая к Нему и нуждаясь в Нем, иногда полностью полагаясь на Его Всесилие, иногда по своему выбору. Способ приближения к Аллаху с помощью Его Всемогущества в привычке демонстрировать свою неспособность во всех вещах, полагаясь на Его волю, отрицая свою собственную волю, применяя все свои силы, подчиняясь Ему. Один из мудрых сказал от лица Аллаха Всевышний: «Будь в начале, как будто ты Моя власть в серьезности, и будь в конце, как будто ты полностью подчинен и удовлетворен Моей мощью» (?).

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «... сильный своей волей (мурид)», это означает, что Всевышний Аллах силен Своей волей, которая охватывает все возможности и существующие вещи (шамила ли джами ль-мумкинат ва-ль-каинат). Он Тот, по чьей воле происходит добро и зло (мурид ли-л-хайр ва-шарр), и не существует ничего, что бы ни охватывала Его воля. Значение воли имеет объект и цель (касд). Воля это вечный атрибут Вечного Существования Аллаха Всевышний, и Его Воля охватывает все существующие возможности (мумкинат); Аллах не создает в Своем царстве ничего без Своей воли. Таким образом, вечный атрибут Воли ясно установлен для Аллаха, и невозможно (истихаль) для Него быть принужденным (мукариха). Доказательство Его Воли в разнообразии и несходстве видов созданных явлений (ихтиляф анваи ль-махлюкат). Далее, он устанавливает (такшис) некоторые явления (би-т-тахсиль) над другими. И он являет случаи, когда некоторые из них получают господство (би-т-такадам), а другим Он откладывает это (би-т-тахир). Это доказывает, что Аллах объемлет все бытие Своей Божественной Волей (йяктадий аль-ирадату). Всевышний Аллах говорит: «Он творит что пожелает». Это означает, что ничего, из чего бы Он пожелал не будет упущено из возникновения (?!?). Он, да будет велико Его величество и свято Его Имя, описывает Себя атрибутом Воли. Следовательно, существование Вселенной со всей ее ограниченной мудростью (хикма), точностью (иткан), гармонией (интизам) и законами (ихкам) относится одновременно и к категориям бытия (джа-из-вуджудихи), и небытия (джа-из-идамихи). Далее, Тот, кто дал бытие Вселенной, непреложно обладает Волей. Без воли Аллах не смог бы установить (лям тахсис) для некоторых вещей (джаизат) обстоятельства (би ахваль) и время (авкат) в предпочтении бытия над его противоположностью. Таким образом, в приведенном аяте Он утверждает, что быть принужденным – невозможно для Него (азбат ль-мукрих мустахиль иляйхи). Касательно этого было передано от Абу Ас-Сафара, который сказал: «Некоторые люди среди Сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однажды пришли к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, чтобы навестить его во время неизлечимой болезни. Они спросили его: «Не должны ли привести тебе врача?». Он ответил: «Он видел меня». Они спросили: «Что он сказал тебе?». Он ответил: Он сказал: «Он творит что пожелает». Таким образом, Воля неотъемлема для Аллаха Всевышний потому что Он Тот, кто выдвигает (аль-мукаддим) и Тот, кто откладывает (аль-муахир), как это было передано в хадисе относительно Прекрасных Имен Аллаха. Аллах Тот, кто ускоряет вещи и дает им надлежащие места (йяда аха фи мивадиха). Тот, кто устанавливает, что Его предвечное бытие господствует над всем, имеет Его вечную Волю, ясно установленную для Него (?!), Таким образом, Он Тот, кто откладывает вещи в положенные им места. Этот атрибут противоположен Тому, кто спешит (?), и это ясно устанавливает вечность Его Воли. Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Тот, кто познал, что Он Тот, кто ускоряет (аль-Мукаддим) и Тот, кто отсрочивает (аль-Муахиру), не останется в своем положении и не потеряет надежду на своего Господа в любой ситуации». Тот, кто искренне познал, что у Аллаха есть Воля, всегда действует согласно Воле своего Господа, во всех обстоятельствах, он отбросит свою собственную волю, во имя Аллаха изза ва джалля, и не предпочтет свой личный выбор над волей его Господа. Как сказал в стихах один из мудрых:

«Сдайся Салме, и путешествуй там, где путешествует она,

Следуй ветрам Божественного Закона, и поворачивай за ними».

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Аллах Знающий (алим) знанием». Это означает, что Всевышний Аллах Всезнающий своим абсолютным совершенным знанием (би ильм мутляк камиль), которое охватывает все вещи (шамиль ли джамиИ ль-малюмат), потому что это вечный атрибут, неотъемлемый от Его вечного Существа (сифат азалийя каима би затихи), слава Ему, который недоступен никому из известных существ и вещей (танкашиф биха ль-маалюмат) совершенной недоступностью (инкишафан таман) и который не предшествует неясности (?) (лям йясбику хифа). Его знание полностью охватывает все известные вещи, не взирая, обладают ли они обязательным существованием (важдиба), немыслимым существованием (мустахиля) или случайным существованием (мумкина). Следовательно, Всевышний Аллах Всезнающий Своей Сущностью, Своими Атрибутами, Своим творением, и Он дарует бытие Своим знанием всех существующих вещей (мукауин би Ильмихи джами ль-каинат). Он знает все вещи такими, каковы они в реальности (алайхи филь-вакийи). Он знает полноту (кулийят) с точки зрения ее совокупности, и знает составные части (джузийят) бытия с точки зрения их разделенности. Таким образом, неведение (джахль) невозможно в отношении Него (ястахиль фи хаккини), слава Ему, с любой точки зрения. Это потому что неведение – недостаток (накс), а недостатки невозможно для Аллаха Всевышний. Доказательство Его знания основано на причине четкости (аккуратности) вещей (иткан аль-ашья), потому что невежественный не может создать вещи точными. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах сведущ обо всем». Это означает, что Он знает все вещи до их существования, после их существования и во время их существования, особым знанием (би джаратин вахидатин). Либо это означает, что Он знающий то, что Он создал, так как Он – Создатель всех вещей, следовательно, Он является Знающим все вещи. Далее, Он Всезнающий (аалим) и Обладающий знанием (алим) о всех вещах (джамиИ ль-маалюмат) знанием, которое вечно единично (вахид), превечно (кадим) и вечно (азалий) неотделимо (каим) от Его Сущности; как Он описал Себя (васафа нафсуху), слава Ему, атрибутом Знания. Все это доказывает, что неведение невозможно для Него (аль-джахль мустахль илайхи). Всевышний Аллах Всезнающий и Обладающий знанием, чье знание охватывает все вещи, их внешнюю и внутреннюю часть, мелочи и необъятное в самой прекрасной манере. Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Всевышний Аллах Обладающий знанием согласно Своему существу и Он Всезнающий о том, что Он создал из знания о Своем творении. Тот, кто познал, что Он Всезнающий обо всех вещах, знает, что Он наблюдает за всем (ракибану); довольствует Его знанием (актафа би ильмихи) во всех вещах; ясно верит в Него (вазик бихи) во всех вещах и обращается к Нему (мутаваджихан лаху) обо всех вещах».


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Вечно Живой (хайй)», это означает, что Всевышний Аллах Жив вечной жизнью (би хайят азалийя), которая не имеет начала (би ля бидайя) и продолжается без конца (бак би ля нихайя). Вечная жизнь (хайй) это бесконечный атрибут (сифат кадима), который соответствует Аллаху субханаху ва Всевышний, и который не имеет сходств (ля йяшбаху) с жизнью тварных вещей. Противоположность жизни – смерть (маут), которая невозможна для Аллаха Всевышний, потому что, будь она возможна для Него, то это бы не совпадало с описанием Его атрибутами совершенства (би сифат ль-камаль). Доказательство Его жизни основано на причине обязательности Его бытия, описанного атрибутами Всемогущества, Воли, Знания, Видения и Слышания, потому что мертвое не может быть ими описано. Всевышний Аллах говорит: «Он – Вечно Живущий». Это означает, что Он вечно продолжающийся (бакий), который никогда не умрет. Этот аят ясно обозначает, что Он обладает бесконечной жизнью (дайим хайят). Все, кроме Него имеет прекращающуюся жизнь (мункатийю ль-хайят), а не бесконечную. Таким образом, этот аят утверждает, что смерть (маут) и разрушение (фана) невозможны для Аллаха. Близкий друг Аллаха, Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Тот, кто познал, что Он – Вечно Живой, который никогда не умрет, то он полностью положился на Аллаха, без полагания на то, что в конце концов погибнет». Всевышний Аллах сказал: «Положись на Того, кто Вечно Жив, Кто никогда не умрет».

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Всеслышащий (сами) слухом. Всевидящий (басир) зрением». Это означает, что Всевышний Аллах слышит Свою предвечную речь и все слышимые вещи (масмуат) из временных творений (хавадис). Он, Всевышний, Всевидящий зрением, что значит, Он видит Свою Вечную Сущность и все видимые вещи (мабсурат) из числа временных творений. Таким образом, Его слух и зрение соответствуют Его величию, субханнаху ва Всевышний. Далее, слух и зрение – два атрибута среди атрибутов Аллаха, которые вечны и присущи Его Существу. С их помощью Он раскрывается (танкашаф) всем зримым и слышимым творениям. Его слух не подразумевает ухо (узн), барабанную перепонку (самакх) или какой-либо другой инструмент слуха присущий временным творениям (татараккаба минху). Соотвественно, противоположность слуха – глухота (саммум) невозможна для Него. Его зрение так же не подобно (ля йяшбаху) зрению Его творений в какой-либо форме (фи шай), и его противоположность, слепота (ама) невозможна для Него. Всевышний Аллах сказал: «И Аллах Всеслышащий и Всезнающий». Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах ясно осведомлен Всевидящий Своих рабов». Всевышний Аллах сказал: «Я слышу и Я вижу»; это означает, что Всевышний Аллах слышит то, что происходит между вами, и видит все, что вы делаете. Нет ничего, сокрытого (ля йяхфа) от Него. Это выражение показывает форму отношения (идрак), в которой не может быть скрытых вещей. Все эти аяты показывают, что глухота и слепота невозможны для Него. Понимание Того, что Он Всеслышащий и Всевидящий в том, что Он понимает все слышимое (кули масмуин) и все видимое (кули мубсирин). Мухаммад Тукур, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Кира-аль-Ахиба: «Тот, кто познал, что Он Всеслышащий и Всевидящий, внимательно наблюдет за Ним (ракиббану) во всех движениях и неподвижности, пока Аллах не увидит Его там, где он запретил ему быть, или пока Он не потеряет его там, где приказал быть (?!). Один из мудрых ответил, будучи спрошенным: «Чем раб может защитить свое зрение?» «Он может защитить его признанием того, что Аллах постоянно наблюдает за ним».


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «... Говорящий (мутакалям) речью». Это означает, что Всевышний Аллах Говорящий (Мутакалям) вечной речью (би калям азалий), которая доходит до всех Его творений; как сказал Всевышний Аллах: «Когда пожелаю, Я лишь скажу вещи «Будь!» - и она бывает». Таким образом, Его Речь – предвечный атрибут, неотделимый от Его вечной Сущности (сифат кадима кааима би затихи), и существует без письма (ляйса би харф) и звука (ва ля савт); и не подобен (ля ташбаху) чем-либо речи людей; в общем, Его Речь схожа со всеми Его Атрибутами. Его Речь это Его команды (амруху), запреты (нахьюху), угрозы (вадуху), обещания (ийадуху) и рассказы (ахбаруху). Противоположность речи – безмолвие (букум) невозможна для Аллаха Всевышний. Всевышний Аллах говорит: «И Аллах говорил прямо с Моисеем». Выражение «таклиман» (говорить прямо) это существительное (масдар) несет в себе значение слова, которое подчеркивает (такид) и дает доказательство против лжи того, кто говорит, что Аллах создал речь для Себя в дереве и Моисей слышал ее. Наоборот, Моисей слышал реальную речь Говорящего, а именно Аллаха. Доказательство Его Речи основано на обязательности Его описания атрибутами совершенства, потому что не будь Он описан ими, то Он был бы описан их противоположностью, то есть немотой. Самый ученый человек Страны Черных, Абдуллахи ибн Фодио, да помилует его Аллах, сказал в своей книге Дийя т-Тавиль относительно слов Аллаха Всевышний: «И Я воззвал: О Моисей, поистине Я твой Господь»; «Моисей сказал: я знаю, это была Речь Аллаха, потому что я слышал как она донеслась до меня со всех направлений и я слышал ее в каждой части своего тела. Аль-Байдави сказал, что это было признаком, что он первым столкнулся с Речью его Господа духовной встречей, и эта Речь была передана ему как воздействие на все тело (?). Затем Она передалась его ощущениям, затем Она отпечаталась в каждой части его тела со всех направлений». Именно по этой причине бросались в глаза изменения в теле Моисея, такие как изменение цвета волос и преобразование его тела. В этих словах доказательство того, что Речь Аллаха не подобна (ля яшбаху) речи Его созданий. Он, мир ему и благословения, также утверждал, что Аллах изза ва джалля Говорящий, по его словам, упомянутым в Сахих аль-Бухари в передаче от Адий ибн Хатим: «Никто, кроме его Господа не будет говорить с ним, и не будет переводчика между Ним и ним, никакого покрова, скрывающего Его». Очевидно, люди, упомянутые в данном хадисе, являются Сподвижниками. Как бы ни было, это касается каждого верующего, будь он выдающимся (сабикухум) или посредственным (максурухум).


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Он Выбирающий (мухтар), творить вещь или оставить ее несотворенной». Это означает, что Всевышний Аллах не обязан (ля яджибу) в чем-либо касательно Его деяний или относительно их оставления. Это потому что: «Он творит что пожелает», и это означает, Он делает то, что Он хочет, и судит в согласии с тем, как Он пожелает по Своей воле. Доказательством Его творения или оставления вещей является обязательное переворачивание реалий в то, что обязательно (люзум кальби ль-хакаик фи фард), то, что непреложно, и невозможно (?). Это потому что если что-либо из возможностей (мумкинат) были бы обязательны для Него (ваджаб аляйхи), или если бы они, наоборот, были невозможны по причине (истихаль аклян), то возможности бы повернулись и превратились в обязанности или невозможности относительно Его прав, и это немыслимо (залика ля йя акилю). Всевышний Аллах говорит: «И твой Господь создает то, что Он пожелает и то, что Он избирает», что означает, твой Господь создает то, что пожелает создать и выбирает то, что выбирает Его воля. Этот выбор Аллаха Всевышний в Его поступках есть Его Воля и Мудрость в придании бытия. Ничто из Его творений не было выбрано без Него. Этот аят утверждает, что принуждение (икраха) невозможно для Него, что Аллах – Обладатель Воли (мурид), и нет в реальности убежища (мульджа) кроме того, что Он пожелает, и Он не принужден (мукрих), и не нуждается в чем-либо (мудтар). Поскольку Его Воля есть Его Выбор, значение этого аята, что твой Господь, О Мухаммад, создает то, что пожелает создать, и только Он избирает руководство, крепкую веру и праведные деяния для Своих творений. Или это означает, что только Он избирает для существования и бытия (ли ль-вуджуд ва-ль-каун) из того, что прежде не существовало (идам), и из того, что Он знал раньше, чем избрал это. Далее, когда он пожелает дать бытие какой-либо сотворенной возможности (бада ль-мумкинат), то Он забирает их (фа якраджухум) из чистого небытия (идам) в бытие по Своей воле (иразихи) и власти (кудратихи). Также, когда Он пожелает, оставить вещь абсолютном небытии (таркаху фи-ль идам ль-махад), то Он держит ее в небытии как забытую (шай гайр мазкуран). Это потому что Всевышний Аллах: «Создает то, что Он пожелает и то, что Он избирает». Подобным образом, когда Аллах желает руководства людям, Он ведет их, и когда Он пожелает ошибки для людей, Он оставляет их заблудившимися; Всевышний Аллах говорит: «Кого бы ни повел Аллах, они на правильном руководстве, и тех, кого Он оставил заблудившимися, они в неудаче». Это означает, что Всевышний Аллах это Тот, кто дарует успех тем, кто ведом Его руководством. То есть, Он ведет их к крепкой вере в Него и поклонению Ему. Таким же образом, Он оставляет потерпевших убыток заблудившимися, и Он не являет им Своей доброты в виде веры в Него, и не ведет их к поклонению Ему. Далее, руководство, крепкая вера, покорность и все хорошее происходят от Его милости (рахматихи); а ошибка, неверие, непокорность и все злое происходят от Его справедливости (азлихи). Все это по выбору Аллаха Всевышний и никого другого; и относительно Его воли и деяний, Его творения, Он не будет спрошен, как сказал Всевышний Аллах: «Он не будет спрошен о том, что творил, но они будут спрошены».


Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «И все Божественные Совершенства обязательны (ваджиб) для Него по праву». Это означает, что обязательны в отношении прав Аллаха Всевышний все атрибуты Божественного Совершенства, потому что Он – Непреложно Сущий (ваджиб аль-вуджуд). Непреложное Существование не может быть описано иначе как атрибутами совершенства, такими как Единственность (вахда), предвечность (кидам), вечная продолжительность (?) (бака), жизнь (хайят), независимость (джина), знание (ильм), власть (кудра), воля (ирада), слух (саму), зрение (баср), речь (калям) и другие атрибуты совершенства, которые соответствуют бытию Его Божественной Сущности, Атрибутам и Деяниям, и которые подходят Его величию и священной трасцендентности. Всевышний Аллах говорит: «Аллаху принадлежат Прекраснейшие Имена, взывайте к Нему по Ним». Всевышний Аллах говорит: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Рахману, каким бы именем вы ни взывали, Ему принадлежат Прекраснейшие Имена». Всевышний Аллах говорит: «Аллах, нет божества, кроме Него, Ему принадлежат Прекраснейшие Имена». Всевышний Аллах говорит: «Он – Аллах, Создатель, Начинатель и Творец, и Ему принадлежат Прекраснейшие Имена»; и другие подобные аяты Корана, посредством которых Аллах утверждает, что все атрибуты Божественного Совершенства обязательны для него.

Автор, Шеху, да будет милостив к нему Аллах, говорит: «Напротив, все недостатки, которые противостоят Божественному Совершенству невозможны (мустахиль) для Него». Это означает, что невозможны в отношении прав Аллаха любые атрибуты, противостоящие Божественному Совершенству, потому что Он – Непреложно Сущий, и не может быть описан атрибутами недостатков (ля юсифу би сифат н-накс), такими как множественность (тааддад), появление в бытии (худус), смерть (маут), нужда (ифтикар), невежество (джахль), неспособность (аджз), принуждение (икрах), глухота (суммам), слепота (ама), немота (букум), сходство (миматиля), и другие атрибуты недостатка, подходящие для временной жизни и творений (муталлюк би-хавадат ва-ль-махлюкат). Это потому что Всевышний Аллах не имеет сотоварища (ля Шарик ляху), родителя (ля валид ляху), ребенка (ля валяд ляху), помощника (ля надир ляху), второго отвечающего (ля вазир ляху), не имеет вещества (джайса би джаухарин), как и тела (ляйса би джасамин), не имеет составных частей (ляйса би ирдин) и направления (ляйса би джихатин). «Нет ничего подобного Ему». «Слава Ему и хвала Ему так, как Он описал». Здесь заканчивается первая часть, посвященная науке Основ Религии, которая есть Божественность (ильм аль-илахийят).



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты