Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Высоцкий В.С.

Последний шаг - и вот она! Заветные 5642 метра! Я понимаю, что ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ! Меня накрывает состояние полной эйфории. Откуда-то берутся силы — кидаюсь обнимать Костю. Мы это сделали! В такие моменты понимаешь, что ЖИВЁШЬ.

Величие этого горного массива нужно видеть! Пьянит осознание того, что стоишь на высшей точке России и всего Европейского континента, что в радиусе тысяч километров нет ничего выше, и в данный момент ты волен лицезреть весь Кавказский хребет от края до края.

Если бы мне сейчас сказали, что пойди я туда вновь, потребуется приложить в десять раз больше усилий, чтобы снова увидеть и почувствовать всё ЭТО, то я не раздумывая, согласился бы.

Как же нам повезло с погодой! Над головой ясное небо, а редкие облака только придают панораме колорит.

На вершине Эльбруса есть кусок выглядывающей скалы очень характерной формы и, конечно, все норовят с ним сфотографироваться.

Вершинная площадка способна уместить до 15 - 20 человек. К камню выстраивается очередь, самая «высокая» очередь в России и Европе. Отстояв в очереди на фото, мы получаем долгожданный кадр.

Кто-то принёс сюда табличку со стихами. Судя по виду, она потянет килограмм на 10 – 12, явно не меньше! Героические люди затащили её сюда.

Видимость около 300 км. Не объять…

Начало двенадцатого.Как бы ни было хорошо на вершине, но пора возвращаться. Облака начинают стягиваться к горе – погода скоро испортится. На обратном пути вершинное плато «пролетаем» за 10 - 12 минут.

Такого душевного и эмоционального подъёма я не испытывал никогда. Костя спрашивает у меня - что я чувствую. Задумываюсь на мгновение — из-под моих очков катятся слёзы радости и счастья. Вот как тебе, читатель, объяснить, что я тогда чувствовал?

Подходим к спуску в седло. Теперь надо быть очень осторожными. Основное количество травм и несчастных случаев происходит как раз на спуске. Восходители, одурманенные успехом, забывают следить за своими действиями. Как следствие – нарушение техники движения, риски срывов и падений.

Наверх идёт встречный поток людей. Видя наши широкие улыбки, они понимают, что мы уже сверху, принимаем поздравления «с Горой!». Идущих вверх альпинистов необходимо пропустить: им сложнее, но тропа шириной под одного человека. Я отхожу на пару шагов в сторону, чтоб не мешать восходителям и… срыв! На обледеневшем траверсе кошки проскальзывают, теряю равновесие, падаю и начинаю катиться в сторону каменных глыб. Не проехав и пяти метров, зарубаюсь в склон, «прочесываю» ещё метра полтора-два и, оставив глубокую борозду от ледоруба, останавливаюсь. Отряхиваюсь от снега, возвращаюсь на тропу.

На обратном пути хотели зайти на станцию «RedFox 5380» - спасательный приют в северной части седловины. Его построили лишь после массовой гибели 11 альпинистов в мае 2006 года.

ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС.КАРТИНКИ»

Но проходим перемычку очень быстро, так как находиться тут просто невыносимо. Лучи солнца, находящегося уже почти в зените, отражаются от всех склонов. Седло играет роль собирательной линзы — ощущение тут, как на сковородке. Без специальных очков и солнцезащитного крема можно получить серьёзные увечья, вплоть до потери зрения и ожогов третьей степени.

Около часа днямы вновь выходим на «косую».

Последний участок, где нужно следить за каждым шагом. Дальше можно будет идти «вразвалку».

Выходим к карману под разворот ратраков на высоте 5080м. Тёплых вещей на нас, как листов на капусте. А жара стоит страшная. Останавливаемся, чтобы переодеться.

Весь путь от 5080 м. до лагеря на 4150 м. я не прекращаю говорить по телефону. Ведь нам очень многие помогли: кто-то — недостающим снаряжением, кто-то — советом и добрым напутствием, а кто-то — неверием в эту затею, что, кстати, очень мотивировало нас. Теперь я перебираю список контактов, благодарю всех и каждого, они отвечают: «да не за что», даже близко не представляя, какой огромный вклад сделал каждый из них.

Обратные билеты на поезд принципиально заранее не брались. Мы не хотели загонять себя в какие-то временные рамки. Но теперь, когда цель достигнута, я звоню домой и прошу отца забронировать билеты на ближайший рейс. «Ближайшим» оказался рейс аж на вечер 15 августа, то есть через три дня, и только до Краснодара.

Около четырёх часов дняподходимк лагерю. Так как места в палатке мало, и переодеваться одновременно обоим невозможно, я оставляю Костю и отправляюсь делать «репортажный кадр» жилого блок-контейнера МЧСников. До искомого блока максимум 200 метров. Я быстро туда спускаюсь и делаю снимок.

А вот обратный путь занимает у меня минут десять. Восхождение страшно измотало, чувствую себя как выжатый лимон. Даже подъём с углом в 3-5 градусов кажется непреодолимым препятствием. Вернувшись к палатке, я застаю Костю абсолютно в той же позе, в какой он сел отдыхать перед моим уходом. Он тоже обессилел. Заползаем в палатку, готовим обед «на скорую руку». Что-то переварили, что-то недоварили, но нас это не особенно волнует. После восхождения организм потерял очень много солей. Я вот, например, ел сухой бульон ложками – до того хотелось чего-нибудь солёненького.

В той же позе, в которой обедали, мы пролежали где-то часа два. Сил сменить положение тела нет. За кружкой чая я спрашиваю Костю, неужели он не мог двигаться быстрее, на что он отвечает мне, что ему самому было очень неприятно видеть обгоняющих нас туристов, но подниматься быстрее он не мог, и только с первыми лучами солнца двигаться стало намного проще.

Потом мы ещё раз перекусили и легли спать. Такой крепкий и долгий сон у меня был впервые в жизни. Последнее, что я помню из того дня — как положил голову на надувную подушку. Время было ровно 19.00.

День тринадцатый.Мы проспали непрерывно 14 часов! Просыпаемся около девяти утра. После такого длительно отдыха силы практически полностью восстановились. Переглядываемся и улыбаемся, понимаем, что МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ! Свернув лагерь и забрав с собой весь мусор, скопившийся за дни пребывания возле «Приюта», спускаемся вниз.

Нам встретились проезжающие МЧСники на весьма специфическом транспорте. Да, такая штука может и до вершины подняться!

Проходим мимо приюта «Бочки».

А это обманчивая вывеска «Гара-Баши 3800». На самом деле тут ровно на сотню метров ниже.

Спустившись, мы останавливаемся перекусить на станции «Мир».

Греемся у камина в кафе приютившей нас станции.

Теперь можно забыть обо всех правилах питания в горах и приступить к поеданию жирной и жареной пищи, а именно — отведать местного блюда «хычины» (это что-то вроде беляшей).

Обгоревшее лицо с белыми пятнами вокруг глаз от очков, распухшие и обветрившиеся от мороза губы – типичный вид человека после восхождения.

Интересный факт: при спуске необходимо предъявить пакет с мусором, иначе вас не пустят на посадку. После этой процедуры мы доехали на «канатке» до станции «Азау 2300». От неё до «Бивуака» максимум километра три, но таксисты вновь просят денег как за перелёт «Москва-Якутск», и поэтому мы идём пешком. Проходим первый приток реки Баксан.

Как же приятно снова вернуться в пихтовую рощу!

Вечером заказываем у добродушной хозяйки «Бивуака» хычины. В отличие от тех, «прозрачных», что нам подавали на «канатке», этими действительно можно наесться, а стоят они вдвое дешевле. Летний душ принимаем прямо посреди пихтарника, после чего ложимся спать.

День четырнадцатый.Вы когда-нибудь просыпались от крика «Кофе! Кофе!»? А в палатке на высоте 2200 м.? Вряд ли. А вот меня разбудил именно этот крик. Сначала я не поверил своим ушам. Неужели хозяйка «Бивуака» ходит по лагерю и раздаёт утром кофе? Вот это сервис! Но всё оказалось совсем не так, как вообразило моё воспалённое сознание. Ребята из соседней палатки сварили слишком много бодрящего напитка и, чтоб не выливать, предлагали его другим жителям поляны. Долго не раздумывая, я зачерпнул из котелка хорошую кружку, объёмом не менее полулитра.

Весь этот день я отдыхал после восхождения, ходил по пихтарнику и наслаждался окружающей красотой. Чего не скажешь о Косте – ему не сиделось на месте. С самого утра он вышел штурмовать какой-то трёхтысячник. Вот энергию деть некуда! Мало ему крыши Европы…

С самого начала поездки я мечтал о пельменях и пиве. Ни то, ни другое было непозволительно — слишком вредная пища. Но теперь… До чего же это было вкусно!

Изначально я был очень огорчён отсутствием обратных билетов на более ранний рейс, но, проведя ещё день в этом райском уголке, я понял, что одного дня здесь мало. Не хватит и вечности, чтобы прочувствовать всю прелесть этого чудесного места!

Дни пятнадцатый и шестнадцатый. Дорога домой. Хорошо выспавшись, встаём и собираем лагерь. Решаем ехать до города Минеральные воды на такси. По совершенно неведомым причинам такси Терскол - Минеральные воды стоит в 4-5 раз дешевле, чем Минеральные воды - Терскол. Грузимся в микроавтобус, отправляемся в путь! Как не хочется уезжать! Кажется, что всё, что нужно в этой жизни здесь, в горах!

Лишь увидев эту табличку, наконец, полностью осознаю, что МЫ ВСЁ-ТАКИ ПОДНЯЛИСЬ НА ВЕРШИНУ! Радость этой победы, с лёгкой ноткой гордости, я несу в душе до сих пор.

По пути фотографирую вывески с названиями населённых пунктов, рек и прочих географических объектов. И вот, вдали показался город Пятигорск. Если бы не эти холмы, то здешние виды ничем не отличались бы от Кубанских равнин.

Заезжаем в Минеральные воды.

До поезда остаётся почти два часа, и мы занялись поеданием неисчислимых порций самого вкусного в мире мороженого.

Приехав рано утром в Краснодар, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия прямых билетов до Сочи. Пришлось добираться на «перекидных» электричках с тремя пересадками. Когда едешь под палящим августовским солнцем, при температуре +40, в забитой людьми электричке со старыми деревянными сиденьями, то понимаешь: как же ТАМ было хорошо — 10 градусов мороза, леденящий ветер и мягкий спальник в палатке…

Домой приехали лишь к вечеру, вечеру шестнадцатого дня поездки.