Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Славомир Мрожек. Эмигранты 1 страница




 

 

---------------------------------------------------------------

Slawomir Mrozek. Emigranci

© Diogenes Verlag, Zuerich, 1992

© Леонард Бухов, перевод с польского, 1994

Тел. (095) 257.69.41

E-mail: ls.buhov@mtu-net.ru

---------------------------------------------------------------

 

Пьеса написана в 1973 г. Первая постановка в России: театр-студия

"Человек", реж. М. Мокеев. Публикация: "Суфлер", 1994/2.

 

Многие западные критики увидели в "Эмигрантах" синтез мрачного

натурализма в стиле Горьковского "На дне" и реминисценций театра абсурда,

прежде всего из "В ожидании Годо" Беккета. Но несомненно, это наиболее

значительное произведение Мрожека после "Танго" и одно из важнейших в

польской драматургии послевоенного периода.

___________________________________________________________________________

 

Действующие лица

АА

ХХ

 

Стены серые и грязные, с подтеками. Низкий потолок. Голая лампочка,

висящая на проводе под потолком. Резкий, заливающий свет. В глубине

декорации, в правой стене - дверь (определения: справа, слева - со стороны

зрительного зала). Окон нет. Вдоль правой и левой стен - ближе к авансцене -

две железные кровати. Над левой кроватью на гвозде висят пальто и деревянные

плечики для костюма. У средней стены, на четверть ее ширины от левого края -

старинная раковина в форме ведра, установленная на канализационной трубе.

Раковина покрыта пожелтевшей, потрескавшейся эмалью, труба ржавая. Над

раковиной латунный кран. Выше крана примитивная полочка с двумя бритвенными

приборами, один из них дешевый, другой подороже. Над полочкой достаточно

большое, но дешевое зеркало, висящее на гвозде. Возле раковины - два

полотенца на гвоздях. В четверти ширины стены от правого края, в глубине

сцены - старая ширма. Кроме того по средней стене проходят канализационные

трубы различной толщины, кабели, провода и т.п., тянущиеся от пола до

потолка и размещенные по усмотрению художника.

На середине сцены, в центре, под лампочкой - стол, покрытый газетами.

На столе: две грязные тарелки, две ложки, две белые, пластиковые кружки, две

открытые консервные банки, одна бутылка из-под пива и коробка с чаем в

пакетиках. На столе валяются также окурки сигарет. Два стула - один слева,

другой справа от стола. На левом стуле лежат брюки пепельного цвета, на

спинке висит твидовый пиджак и шелковое кашне. Под стулом пара ботинок.

На кровати слева лежит небритый мужчина в халате. Его ноги в носках

обращены к залу. Он худощав, лет тридцати-сорока. Редковатые волосы, очки в

темной оправе. Читает книгу.

На кровати справа на дешевом одеяле лежит пес Плуто[1],

большая яркая кукла-талисман.

На стуле справа сидит мужчина в черном старомодном костюме, в некоторых

странах такую одежду до сих пор носят по праздникам крестьяне. Белая рубашка

и кричаще яркий галстук. Туфли с очень острыми носами тщательно начищены.

Мужчина крепкого сложения, коренастый, с грубыми руками и грубым чисто

выбритым лицом. Он сидит левым профилем к зрителям, глядя на лежащего

партнера. Оба они приблизительно одного возраста. Некоторое время один из

них (АА) лежит и читает, другой (ХХ) сидит и смотрит на лежащего.

ХХ. Я воротился. (АА не реагирует. Пауза. ХХ повторяет громче.) Я

воротился.

АА (не прерывая чтения). Следует говорить: вернулся.

ХХ (растирая икры ног). У тебя закурить не найдется?

Не отрывая глаз от книги, АА сует руку под подушку и достает пачку

сигарет. Протягивает ее ХХ. Тот встает, прихрамывая подходит к кровати и

берет сигарету из пачки. АА продолжает читать. ХХ украдкой прячет сигарету в

карман и достает из пачки вторую. Поколебавшись, повторяет эту операцию:

прячет вторую сигарету в карман, достает третью и сует ее в рот.

ХХ. Взял уже. (АА, по-прежнему глядя в книгу, не убирает руки с пачкой.

Пауза.) Ладно, тогда еще одну возьму. (Протягивает руку к пачке.)

АА. Положи на место. (ХХ послушно вытаскивает сигарету из кармана и

кладет обратно в пачку. Поворачивается и хочет отойти. АА не убирает руки и

не прекращает чтения.) Отдай.

ХХ. Я уже отдал.

АА. Ты взял три.

ХХ достает вторую сигарету из кармана и вкладывает ее в пачку. АА,

продолжая читать, прячет сигареты под подушку. ХХ выходит на середину

комнаты, достает из правого кармана коробок спичек. Вынимает спичку из

коробка и уже собирается зажечь, но останавливается и бросает взгляд на АА.

Видя, что тот по-прежнему читает, кладет спичку обратно в коробок, а коробок

- в правый карман. Подходит к стулу, на котором висит пиджак, ощупывает

карманы пиджака. Находит в одном из них коробок спичек. Закуривает сигарету

и прячет коробок в левый карман. Усаживает на тот же стул, что и в начале, и

принимает прежнюю позу. С наслаждением затягивается дымом. Растирает икры

ног, расстегивает воротничок рубашки и ослабляет узел галстука. Снимает

туфли. В носках огромные дыры. ХХ сдувает с начищенных туфель невидимую

пыль, заботливо ставит их возле стула. С огромным облегчением вытягивает

перед собой ноги, шевелит пальцами ступней. Пауза.

ХХ. Я на вокзале был.

АА (продолжая читать). И что?

ХХ. Ничего. Народу полно. (Пауза.) Выпил пива.

АА (с недоверием). Ты?

ХХ. Ей-богу. (Пауза.) Две кружки. (Пауза.) В буфете.

АА. А-а!..

ХХ. Телефоны там...

АА. И что?

ХХ. Ничего. Звонят...

АА. Ага.

ХХ. Я-то не звонил. Думаю себе, чего мне звонить. Так, постоял у

телефонов...

АА. Хорошо. (Пауза.)

ХХ. Будки с газетами.

АА. Вот как!

ХХ. С газетами и авторучками.

АА. И что?

ХХ. А ничего. Покупают газеты.

АА. Ага.

ХХ. Читают. Я-то не читал. Думаю себе, чего мне читать.

АА. Конечно.

ХХ. Постоял около газет. (Пауза.) Кассы там. (Пауза. АА не реагирует.)

Я говорю - кассы.

АА. Что?

ХХ. Кассы с билетами.

АА. С билетами?

ХХ. Они билеты покупают в кассе. (АА восхищенно присвистывает.) Я-то не

купил. Постоял себе у кассы.

АА. И правильно.

ХХ. А потом думаю себе - схожу-ка я на перрон.

АА. Зачем?

ХХ. А тут бесплатно. У нас перронный билет купить надо, а они задарма

пускают. Вот глупый народ.

АА (рассеянно). Кто?

ХХ. Они. Вот я и пошел на перрон.

АА. Ага. Ну и что?

ХХ. А там рельсы и дует.

АА. Что дует?

ХХ. Ветер. Я себе думаю - пойду-ка я назад. Собрался уж уходить, а тут

по радио что-то объявляют. Думаю себе - подожду еще. Ну и остался. Опять

дует и рельсы... Нет, думаю себе, пойду. Хотел уже идти, а тут смотрю -

едет...

АА. Поезд.

ХХ. А ты откуда знаешь? (Пауза.) Верно. Поезд. Электрический. Тихо

едет, без шума, потому что электрический. У нас-то паровые, а тут все

электрические. И не жалко им электричества?

АА. Не жалко.

ХХ. Международный. Одни спальные, с вензелями. Хороший поезд. А я -

ничего, стою себе, закурил только.

АА. Свои?

ХХ. Были свои. Отличный поезд. А я стою себе спокойно и думаю: а ну-ка,

песик, к ноге. Дальше ты все равно не поедешь, у тебя расписание. К ноге. А

он подъезжает, подъезжает и...

АА. Останавливается.

ХХ. А ты откуда знаешь? (Пауза.) И совсем встал. А я думаю себе -

видишь? Говорил же, что дальше не поедешь!

АА (переворачивая страницу). А он что?

ХХ. Ничего, стоит.

АА. И все?

ХХ. Ну, тут набежали железнодорожники с тележками, на тележках простыни

и одеяла. Отличные одеяла, сто процентов шерсть. Я одно пощупал. Столько

одеял и все шерстяные. Ну, а я - ничего, я стою, курю, а они выходят. Был

один японец в пальто, должно быть нездешний.

АА. Наверное.

ХХ. Я так сразу и подумал. Но мне-то наплевать, я стою себе, как ни в

чем не бывало, и курю свои. Можно ведь, а?

АА. Можно.

ХХ. Имею право. Ну и, думаю себе, докурю сейчас и пойду. Вроде все уже

ушли. Хотел сигарету погасить, а тут напротив меня высовывается из окна одна

такая и кричит: "Носильщик!"

АА. И ты понял, что она сказала?

ХХ. Я-то нет, а носильщик понял. Сразу к ней подбежал. А она... Господи

ты Боже мой! Волосы у нее вот до сих пор, артистка, наверное. Ну, думаю

себе, тогда еще подожду, пока не выйдет. А мне уже пальцы обжигает, на ветру

табак горит быстро, если только не с фильтром... А я ничего, терплю, из руки

в руку перекладываю и жалею, что мундштук не захватил. Думаю себе, должна

выйти.

АА. И что?

ХХ (торжествующе). Вышла!

АА. Повезло тебе. (Продолжительная пауза.) Уже все?

ХХ. Нет. (Хихикает.)

АА. Что ты смеешься? (ХХ продолжает хихикать.) Что тут смешного?..

ХХ. Да я же ее...

АА в первый раз отрывает взгляд от книги и смотрит на ХХ.

АА. Что, что?

ХХ. Ну... (Хихикает.)

АА. Перестань смеяться.

ХХ. Так если правда. Я ее так...

АА. Где?

ХХ. В туалете. Первого класса.

АА. Там же полагается платить.

ХХ. Ну и что. Она заплатила, за меня и за себя. (АА закрывает книгу.)

Она еще хотела, да мне больше неохота было.

АА снимает очки и кладет их в карман халата, поворачивается на бок и,

опершись на локоть, смотрит на ХХ.

АА. Так? И что дальше?

ХХ. Ничего.

АА. Как так ничего?

ХХ. Я же говорю, мне больше неохота было. Она хотела, а мне уже не

хотелось.

АА. Ну хорошо, а что потом?

ХХ. Потом? Потом я ушел.

АА. А она?

ХХ. Тоже ушла.

АА. И ты не взял ее адрес?

ХХ. Нет. Она-то хотела дать мне адрес, а я себе думаю - на кой он мне.

Еще потеряю...

АА. Но она просила, чтобы ты взял.

ХХ. Просила. (Пауза.) За ней генерал приехал. Муж, наверное. В

лимузине.

АА. Ага. (Достает из-под подушки сигареты, берет одну в рот, ищет

спички в карманах халата, встает и подходит к стулу, на котором висит

пиджак, ищет в карманах пиджака, но не находит.)

ХХ. Тебе прикурить?

АА подходит к нему, ХХ достает коробок из левого кармана пиджака и

подает АА огонь. АА перебрасывает брюки со стула на кровать, садится на

стул. Затягивается дымом.

АА. Хочешь знать, как это было?

ХХ. Так я же рассказал.

АА. Нет, я спрашиваю, хочешь ли ты послушать, как это было на самом

деле.

ХХ. Ну, если ты знаешь лучше...

АА. Конечно же, я знаю лучше. Итак, вернемся к самому началу. Ты

действительно был на вокзале. Но пошел туда не сразу. Когда сегодня утром ты

здесь стоял перед зеркалом и совершал свой еженедельный ритуал бритья, то

вовсе не намеревался идти туда. Когда напяливал на себя этот костюм и эти

остроносые туфли... Я, кстати, часто себя спрашиваю, зачем ты их носишь,

если они превращают тебя в калеку. Неужели тебе кажется, что твои копыта с

этими копьями выглядят менее скотски?

ХХ (обиженно). Это очень дорогие туфли.

АА. Ну да ладно. Итак, куда же ты пошел? На улицу. Каждый имеет право

туда пойти. Но вот взгляды... За километр видно, кто ты такой. Тебе можно

прогуливаться, а они имеют право глазеть на тебя. Разглядывать твою

чужеземную рожу, ибо ты - плоть от плоти нашего народа. Ты, с этой точки

зрения, даже гордость наших идеологов, хоть скорее всего и не подозреваешь

об этом. Священная субстанция для наших патриотов, святая святых

национализма...

ХХ. Не богохульствуй.

АА. Это метафора. Но откуда тебе, невинной жертве клерикализма, знать,

что такое метафора.

ХХ. Мне все едино. А богохульствовать не позволю.

АА. Но вернемся к твоей прогулке. Итак, прохаживаясь возле кино, ты

подумал, что туда стоило бы заглянуть.

ХХ. Я кино люблю.

АА. Естественно. В кино никто на тебя не смотрит, поскольку все смотрят

на экран. И ты тоже. На экране что-то мелькает и сверкает. Ты не знаешь что,

не понимаешь, о чем говорят. Но все это не имеет значения. Главное - там ты

чувствуешь себя в безопасности. Правда, кино имеет один принципиальный

недостаток - за него надо платить.

ХХ. Я в кино никогда не хожу.

АА. Вот именно. Но еще не все потеряно. В твоем распоряжении остается

вокзал.

ХХ. Главный.

АА. Ну, конечно же, главный. Если уж идти на вокзал, то на какой же

еще, я ни на секунду не подозреваю, что ты удовлетворился бы какой-нибудь

там пригородной станцией. И вот ты прешься прямо на главный вокзал, на самый

наиглавнейший. А там - сплошные удобства! Во-первых, вход свободный.

Во-вторых, там ты не чужой, поскольку вокзал именно для чужих и

предназначен, иными словами - на вокзале все оказываются здешними, там чужие

становятся даже более здешними, чем здешние. Там твоя нездешняя внешность

вполне уместна. К тому же на вокзале светло, тепло... Есть киоски с

газетами, будки с телефонами, кассы с билетами...

ХХ (мечтательно). Буфет...

АА. И буфет тоже. И вот ты постоял возле газетных киосков, возле

телефонных будок, возле билетных касс...

ХХ. Пива выпил...

АА. В этом я, правда, сомневаюсь. Пиво тоже стоит денег. Зато у меня

нет ни малейшего сомнения, что ты побывал в писсуаре.

ХХ. А перрон?

АА. Не перебивай. Именно к этому я и подхожу.

ХХ. Сперва я был на перроне.

АА. Правильно. Физически ты сначала был на перроне и лишь затеи в

писсуаре. Но интеллектуально события на перроне ты разработал уже

постфактум, а писсуар сыграл при этом важную роль, я бы сказал -

оплодотворяющую, писсуар вдохновил тебя...

ХХ. Может, скажешь, что перрона не было?

АА. Был, был, был перрон, прибыл поезд, ты стоял перед спальным

вагоном, высаживались пассажиры - все это было. Правда и то, что из

спального вагона вышла особенно красивая и элегантная женщина...

ХХ. Вот видишь!

АА. ...Ты на все это поглазел, а уж потом пошел в писсуар. Нет, не в

туалет - чистый, с цветочками на столе у клозетной бабки, где сияет белый

кафель, где пахнет дезодорантом и где полагается платить за вход. Ты

направился в обыкновенный писсуар, куда может зайти любой, где окурки

засоряют слив и плавают в зловонной, пенистой моче, где полотенцем, видимо,

когда-то пользовались, но теперь оно настолько грязное, что к нему уже никто

не прикасается. Где смердит. Мужчины, набожно сосредоточившись, копаются там

в брюках, каждый в своих, каждый по отдельности, но при этом каждый

объединен с остальными в этом сортирном свальном грехе. Но тебя это не

отпугивает, даже наоборот. Я уж умалчиваю о твоей нечувствительности к

запахам. Но найдешь ли ты другое такое место, где твой сосед был бы точно в

том же положении, как и ты? Ну, где еще царит подобное равенство? Нигде. Не

страшно, что равенство это в самоосквернении. Главное - оно подлинно,

выразительно и даже утрированно, карикатурно экспрессивно. Тем лучше для

тебя, ибо ты, из-за недоразвитости восприятия, способен ощущать лишь

лошадиные дозы, любые градации и нюансы не затрагивают твоих чувств. Ты

пробыл там долго. Но, к сожалению, не мог остаться в писсуаре навсегда. И

когда ты уже закончил свое дело, когда перестал делать вид, что продолжаешь,

когда уже причесался, - меня, кстати, поражает, насколько тесна у тебя

взаимосвязь между урологией и косметикой, - ты вышел из этого подземелья, и

вот тогда в твоем причесанном разуме зародилось, - просто непостижимо, как

косметика воздействует на твою мозговую деятельность, разве что раздражение

черепа гребешком играет здесь некую роль? - зародилось это дурацкое, наивное

вранье о любовном приключении с дамой из поезда.

ХХ. Так я же ее...

АА. Чепуха. Явная чепуха. Ты стоял перед спальным вагоном и обжигал

себе пальцы жалким чинариком. Твоя сигарета была единственным символом твоей

независимости, в остальном же ты был всецело во власти вожделения, зависти и

униженности... Да, конечно, ты ее желал, причем даже больше, чем просто как

женщину. Впрочем, я подозреваю, что ты и понятия не имеешь, что такое

женщина, твой сексуализм не выходит за рамки функционального знакомства с

так называемым первичным половым признаком. Ты видел в ней символ того

далекого мира, который тебе так абсолютно, так беспощадно недоступен. И

тогда, будучи не в состоянии перешагнуть эту пропасть реально, ты перешагнул

ее в своем воображении. И, следует признать, совершил потрясающее для твоих

возможностей умственное усилие. В чем тебе действенно помог писсуар. Потому

я и говорю, что события на перроне ты интерпретировал, придал им законченную

форму, уже постфактум, в писсуаре. Там, в способствующих подобным

размышлениям условиях...

ХХ. Хватит!

АА. А разве не так было?

ХХ. Не так!

АА. Да ты не расстраивайся. Через неделю снова пойдешь на вокзал... (ХХ

хватает со стола пустую бутылку и разбивает о стол ее нижнюю часть, в руке у

него остается горлышко. Оба встают. Пауза.) Ну ладно, хорошо, пусть! Ты имел

ее, имел! Она отдалась тебе, бросилась к твоим ногам, целовала твои руки,

ноги целовала, эти твои остроносые туфли, ползала перед тобой, восхищалась

тобой и твоими туфлями. И ее ты имел, и генерала, и даже генеральский

лимузин! Генерал салютовал тебе, они устроили в твою честь фейерверк, а

потом угостили мороженым. Ведь ты красивый! Тобой все восхищаются. Ну что,

доволен? Теперь тебе легче? Достаточно уже? (ХХ садится, кладет в сторону

горлышко бутылки. Пауза.) Хочешь чаю? (Примирительно.) Я могу заварить для

тебя чай.

ХХ. Всегда все испортишь.

АА. Обиделся?

ХХ. А чего ты пристаешь?

АА. Ты обиделся из-за того, что я говорил правду.

ХХ. Вечно ты пристаешь. Чего я тебе сделал?

АА. Ничего не попишешь, дорогой мой. Я лишь помогаю тебе осознать свое

положение...

ХХ. Какое еще положение. Я был на вокзале.

АА. Это и свидетельствует о твоем положении.

ХХ. Я хотел, чтобы мне было хорошо.

АА. Вот именно, у нас всегда так: приукрашивание фактов, стремление

выдать нереальные мечтания за действительность, ханжеские пожелания...

Поддельное настоящее рождает болезненное будущее. История мстит...

ХХ. Какая еще история...

АА. Наша история, история нашего народа.

ХХ. Какая история, что мне история, я был на вокзале.

АА. Это и есть частица истории. Малая, но, несомненно, подлинная. Ты

был на вокзале, - прошедшее время, следовательно, это уже история. Всеобщая

история слагается из историй отдельных индивидуумов. Нет истории

абстрактной, так могут думать только идеалисты, трактующие историю как новое

божество, вещь в себе. Нет, я не гегельянец. Так что все зависит от того,

как мы истолкуем твою сегодняшнюю небольшую историю на вокзале. Рассмотрим

ли ее в свете фактов? Или, наоборот, факты рассмотрим истории. Я имею в виду

эту лживую сфабрикованную историю, которую ты мне рассказал. Твою

мифотворческую интерпретацию, твою интерпретационную мифоманию...

В канализационной трубе раздается шум и заглушает его слова. АА, махнув

рукой, садится на кровать слева, задумывается. ХХ потягивается и зевает.

ХХ. Есть хочется.

АА. Ну так поешь и оставь меня в покое.

ХХ. А если нечего.

АА. Есть консервы.

ХХ. У меня уже все.

АА. Опять все сожрал?

ХХ. А у тебя не найдется консервов?

АА. Есть, но тебе я не дам.

ХХ. Почему?

АА. Из воспитательных соображений.

ХХ. Ага. (Пауза.) То есть как?

АА. А так. Ты постоянно жрешь мои консервы.

ХХ. Неправда, свои я тоже ем.

АА. И свои, и мои. Приучись, наконец, хоть к какому-то порядку,

дисциплине, сдержанности...

ХХ. Ладно. Но сперва я бы поел.

АА. Ничего не получишь.

ХХ. Нет?

АА. Нет.

ХХ. Ну и не надо. (Пауза.) А ты про чай говорил.

АА. Сам для себя приготовь.

ХХ (встает, снимает пиджак, вешает его на спинку стула, старательно

встряхивая и разглаживая. Уходит за ширму, слышно, как он там возится,

ставит чайник и т.п. Возвращается к столу и снова садится на стул. Пауза.).

Слушай, а почему тут нету мух?

АА (прерывая свои размышления). Что?

ХХ. Я говорю, почему тут нету мух?

АА. Где?

ХХ. Здесь, в комнате.

АА (все еще рассеянно) Не знаю.

ХХ. И в коридоре тоже нету. (Пауза.) И нигде... (Взволнованный своим

открытием.) Ты здесь видел где-нибудь мух?

АА. Да вроде нет.

ХХ. Я же говорю тебе, что нету. (Пауза.) И тут нету, и нигде. У них

здесь нету мух. Слушай, а почему у них нету мух?

АА. Не знаю. Должно быть, истребили. Гигиена.

ХХ. Жалко.

АА. А на что тебе мухи?

ХХ. Все веселей. Можно словить... Или посмотреть... И время быстрей

проходит. У нас-то мухи были. Летом. (Пауза.) Мухи были... И липучки для

мух... Помню еще, вешали эти липучки на лампу, они были вроде как медом

намазаны, только это не мед. А мухи прилипали и жужжали. Когда липучка уже

старая была, так их там было столько поналеплено, прямо звон стоял, чистая

музыка. Одни басом жужжали, другие тоненько, а как оса попадется или

слепень... Нет, слепни срывались, они сильные... А еще были такие маленькие

черные кружочки, с отравой, значит. Их на тарелки клали, только надо было

приглядывать, чтобы детишки не лизали. Помню...

АА. Помню, помню, помню! А я вот ничего не помню!

ХХ (искренне удивленный). Как это - не помнишь?

АА (вскакивает с кровати и начинает ходить по комнате). А вот так - не

помню, и не хочу помнить! Постоянно только и слышу: "А помнишь то, а помнишь

это..." Вечно, всегда, беспрерывно, уже столько лет! А теперь эти твои мухи.

Ты, со своими мухами...

ХХ. Так ведь были же.

АА. Прекрати.

ХХ. Я что, должен говорить, что не было, раз были?

АА. Были, были, и что с того? Разве это значит, что я обязан до конца

своих дней помнить о каких-то там идиотских мухах? Мне хватает других забот.

ХХ. А теперь вот сам говоришь, что были.

АА. О Господи! Да разве я говорю, что их не было? Нет надо успокоиться,

какой-то идиотский спор. Послушай, не в том дело, были они или не были.

Были, были, да сплыли. И нет никаких причин, чтобы постоянно возвращаться к

одному и тому же. Были, да, а теперь их нет. Конец. Теперь есть другое.

ХХ. Ну, что, к примеру.

АА. Как это - что?

ХХ. Ну, вот что? Что есть теперь, может, скажешь?...

АА. Все. Ну... мир, его проблемы...

ХХ. Что?

АА. Ну, например - идеи, явления, события...

ХХ (пренебрежительно). А-а-а...

АА. Социальные, экономические, политические процессы, культурные

течения - весь этот клубок противоречий на переходной стадии цивилизации, в

которой пребывает человечество. Всеобъемлющие проблемы...

ХХ. А мух нету...

АА. К счастью. Это даже неплохая метафора. Мухи символизируют

ничтожность проблем, на которые мы были обречены там, у себя. Все эти

местные проблемы, а точнее - проблемки... Мелкий шовинизм, мелкий реформизм,

мелкие масштабы... Мелкие люди и мелкая страна. А здесь можно, наконец,

расправить крылья.

ХХ. Как муха... взззз...

АА. Не отступать перед сложными задачами - только в великой борьбе

рождается величие. Великий масштаб, огромный размах. Нет, для меня, слава

Богу, мухи уже не существуют.

ХХ. А для меня существуют.

АА. Где существуют, здесь?

ХХ (торжествующе). Нет, у нас! Что, уже забыл?

АА. О Господи, опять за свое. (Из-за ширмы слышится свисток.)

ХХ. Чайник поспел. (Встает и уходит за ширму. Возвращается, неся

алюминиевый чайник. Наливает воду в кружку. Опускает в кружку пакетик с

чаем.)

АА. Мог бы и для меня заварить.

ХХ. А сахару дашь?

АА. Но я же купил чай.

ХХ. А сахара нету.

АА вытаскивает из-под своей кровати кожаный чемодан, вынимает из

кармана ключ, отпирает чемодан, достает из него пакет с сахаром. Запирает

чемодан, прячет ключ в карман, а чемодан убирает под кровать. Кладет пакет

на стол, садится к столу.

ХХ (наклонив чайник над кружкой). Вода уже вся.

АА. Так вскипяти.

ХХ (медлительно встает, идет к крану, открывает его, вода не течет).

Тоже нету.

АА. Ничего ты без меня не можешь. (Идет к раковине, до отказа открывает

кран.) Действительно.

ХХ. Нету, потому что не идет.

АА. Не идет, потому что нету, кретин.

ХХ. А я что, виноват? (Возвращаются к столу, садятся за стол, ХХ

накладывает сахар себе в чай.)

АА. И ты станешь пить чай? (ХХ утвердительно кивает.) Один? (ХХ снова

кивает.) Вот это называется солидарность. Я-то думал, если товарищу

нехватило... (ХХ добавляет еще сахару.) Будет слишком сладко.

ХХ. Я люблю, когда сладко. (Пробует с ложечки чай, добавляет еще сахар,

размешивает.)

АА. Остынет.

ХХ. Я не люблю горячий.

АА (достает из кармана монету). Давай разыграем.

ХХ. Что?

АА. Кому достанется чай.

ХХ. А зачем?

АА. Затем, что чай один, а нас двое.

ХХ. Да ведь этот чай - мой!

АА. Но купил-то его я.

ХХ. Зато я заварил.

АА. Следовательно, у нас равные права. Пусть решит жребий. Орел или

решка?

ХХ. Орел... (АА высоко подбрасывает монету.) ...Решка! (Монета падает

на пол и закатывается под правую кровать. При этом безразлично, куда

закатилась монета в действительности. Актеры должны играть так, будто она

оказалась под правой кроватью.) ...Нашел?

АА. Темно... (Протягивает руку под кровать.)

ХХ (отталкивая его). Пусти меня.

АА. Постой. (Достает из-под кровати банку консервов.) Что это?

ХХ. Это?.. Покажи... Консервы...

АА. Твои? Ты же говорил, что у тебя консервы кончились. (ХХ не

реагирует.) Ну, в таком случае они ничьи. Я их забираю себе.

ХХ. Нет! (Вырывает у него банку.)

АА. Постыдился бы так жульничать. (Садится на правый стул, придвигает

кружку с чаем.) Боялся, что пришлось бы со мной поделиться? Твоя скупость

превосходит даже твою прожорливость. Будто я нуждаюсь в твоих консервах. (ХХ

прячет консервы обратно под кровать.) Не прячь, не прячь, ты себя уже выдал.

Можешь теперь спокойно предаваться своей страсти. Удовлетворять этот твой

дикий, животный аппетит. Нет, даже не животный - животные едят лишь в меру

необходимости. А ты нажираешься про запас, сверх меры, до бесконечности.

Чудовищный, патологический аппетит.

ХХ. А ты не хочешь?

АА. Нет, я не испытываю желания есть твои деликатесы. (Отпивает глоток

чая и тут же выплевывает.) Тьфу... сплошной сахар.

ХХ. Ну, может, я тогда поем...

АА. Браво! Скупость преодолена. Мой метод приносит результаты. Хотя

трудно сказать, что здесь считать добродетелью - твою прожорливость в

сравнении со скупостью или наоборот. Предположим, что в этом единоборстве

порока с недостатком победившая сторона окажется меньшим злом, а

следовательно - достоинством. Относительным, разумеется.

ХХ. Так я поем.

АА. Ешь, ешь и пусть пища пойдет тебе на пользу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты