Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тюканова погибла?




- Нет. Умерла своей смертью в Иваново. После войны вышла замуж за инженера-железнодорожника. Очень красивая была. Я ее как-то провожал тут в Ярославле.

Когда я увидел фото Софьи Петровны в военной форме с орденами, был очень впечатлен. Столь яркая внешность. Да еще актриса. И на передовой! Она кстати упоминает о вас в своем дневнике. Вы были первый из разведчиков, кого она встретила в роте. Вы помните ее прибытие к вам в роту разведки?

- Как не помнить. Они прибыли в дивизию с маршевым пополнением в 42-м году в июле месяце. Мы были на задании. До базы нам было далеко идти, поэтому старшина подвез нам продукты в термосах. И на этой же подводе сидит Аверичева. Блондинка! Волосы немного рыжеватые. На ней уже одет трофейный немецкий накомарник. Зеленый такой, красивый. Она его нацепила на манер шляпки. Ну, артистка, чего тут говорить. До сих пор в ушах звучит, как она, тонким голоском задыхаясь от волнения, кричала: «Вперед товарищи». Тут конечно больше театрального…

(В дневнике Софьи Петровны есть ее впечатления от этой встречи:

«…16-е июля. Перед рассветом проснулись от страшной брани.

- Дайте же пожрать, черти! - кричал боец. - Ну, хоть корку! Два дня ничего не жрал. Да проснитесь же вы, лежебоки! - тормошил он то Савченко, то Пушнева, то Марусина.Я достала хлеб, открыла консервную банку из собственного «НЗ».

- Ешьте!

Передо мной стоял высокий красноармеец, весь мокрый.

- Ох, ты! - удивился он. - Девушка? Откуда вы взялись? - Ешьте! Я с новым пополнением к вам в роту... Софья Аверичева.

- Алексей Сотсков.

Он замолчал и с жадностью принялся уничтожать консервы.

- Откуда вы? - Я села с ним рядом на скамейку.

- От Докукина с донесением, да пулемет притащил, вывели его из строя фрицы, надо ремонтировать... Ох, и жарко было там сегодня! Нарвались на немецкие бронетранспортеры. Подорвали две машины, а остальные отошли, - рассказывал он.

Я пожелала Сотскову спокойного сна. Он улегся среди ребят, завернулся в плащ-палатку с головой и моментально захрапел, засвистел. А я до утра не могла уснуть. Скорее бы в дело! Скорее бы увидеть Докукина. Картина боя, только что рассказанная в трех фразах человеком, не успевшим остыть от схватки, особенно впечатляла. Я представила, как ползут бойцы, как они бросают гранаты, как пылают подорванные машины...» - Прим. С.С.)

Но я тебе доложу, Софья не из трусливого десятка. Это человек отчаянной храбрости. Пишут даже, что она лично захватывала языка. Хотя я лично не очень этому верю.

Я как-то на ее дне рождения за столом рассказал об этой встрече. Она тут же – «Алеша, этого не может быть. Как же так?» - «Интересное дело. Соня! Я придумал, по-твоему?». М-да, женщины есть женщины.

В 1963 году я работал начальником большого цеха на заводе РТИ. Вдруг завод «Химмаш» организовывает поездку по местам боев нашей дивизии. И я туда, короче говоря, примазался. А возглавлял эту поездку Василий Иванович Малков – гражданский муж Софьи. Сбор был у памятника Ленину в центре. Стоит автобус «Икарус» на парах, у дверей стоит Софья Аверичева. Я, было, сунулся в салон – «Здравствуй Соня» - «Здравствуйте. А вы кто такой?» - «Алексей Сотсков». Начала меня пытать – «А вы в такой-то операции участвовали?» - «Участвовал» - «А в этой?» - «И в этой тоже». Слава богу, хоть пропустила меня в автобус. В011-11.08

Книгу «От Волги до Эльбы» о боевом пути дивизии мне преподнесли в Волковском театре. Все разведчики там расписались. Мишка Голубев и многие другие. Я эту книжку как положил на полку в 64-м, так больше до 2003 года не заглядывал. Потому как мне эта тема была поперек горла. Не хотел я бередить раны. В том же году мне исполнилось 80 лет, и тут я задумался – «Все, жизнь-то уже прошла. Надо хоть книгу-то прочитать». Начал читать, причем некоторые материалы буквально со слезами. Плакал прямо над книгой. От воспоминаний, от их правдивости. А вот некоторые вещи вызвали, мягко сказать, сомнения. Был у нас в полку Иван Ворзанов, он потом преподавал в Некоузе. А на фронте…

Не могу сказать, что он совсем не ходил на задания. Но в основном он же рисовал портреты командного состава из штаба дивизии, полка и прочих. Рисовал он конечно здорово. И вдруг он мне тоже на этой книге пишет – «Алексею, от обыкновенного разведчика Ивана Ворзанова».

Стал я читать его статью. Мать моя! Он выставил одного «хохла» героем. Был у нас некий Гопкало. Тут конечно, нужно учитывать время написания статьи. Это же шестидесятые, тогда по-другому было нельзя. Он видимо писал этакую политическую статью по заказу, и хотел показать в ней дружбу народов. Тут у него и русский, и украинец Гопкало, и белорус Голуб. Неплохо он описывает Смоленское сражение 13 августа 1943 года. Есть у него и канонада, и «катюши», и прочее. И вроде бы его впечатления мне показались верными. Но! События-то правильные, а вот действующие лица взяты по его собственному усмотрению. Обидно, ведь Гопкало был самый настоящий предатель. В011-14.52

В начале сентября 1942 года мы постоянно «шарились» по нейтральной зоне. Сплошной линии фронта не было. Немцы сидели гарнизонами на высотках, а наш удел был леса и болота. Для разведки тогда было раздолье. Причем как для нашей, так и для немецкой. Фактически мы ловили друг друга.

У нас был оборудован наблюдательный пункт на сосне. Там даже были сиденье и столик. Это чтобы записывать, сколько прошло или проехало по большаку. Ну и на дерево вдруг зачастил дежурить тот самый Гопкало – «Давайте я опять сегодня пойду». А мы-то пацаны еще, нам-то что. Хочет человек, пусть идет, пожалуйста. Третий день, четвертый дежурит. А в один прекрасный вечер мы снялись и по приказу пошли охранять Грядозубово, чтобы оградить жителей от набегов полицаев. Крестьяне тогда сами обратились за помощью к командованию дивизии.

В составе отделения нас было семь человек, включая меня с пулеметом. Ночью охраняли эту деревню, а днем наблюдали. В тот вечер Гопкало сказал, что пойдет накопать «картохи». Он все время как-то особняком держался, ему под сорок было уже. Мы особо не придали значения. Картоха, так картоха. Стемнело – Гопкало нет! Мы в лес. Туда-сюда, свистим-кричим. Пропал.

Недели через две захватили нескольких полицаев из Боярщины. Немцев с ними не было…


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты