Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Беседе 2. Адамово наследие.




Крестный – В конце прошлой беседы ты справедливо назвал ситуацию, в которую попали праотцы, безнадежной.

Крестник – Конечно, если Бог воздает всем по делам и никак иначе, если сами праотцы искупить свою вину не могли, если приговор духовной смерти – приговор навсегда, если грех стал их неизменным состоянием, то здесь полная безнадежность. В связи с этим возникает вопрос о том, почему вообще для них существовала возможность избежать ада, а они его – таки избежали в конечном итоге, как я знаю, из текста службы в Великую субботу.

Крестный – Об этом мы поговорим в следующий раз. Сегодня же остановимся еще на одном последствии первого грехопадения – на том, как оно отразилось и отражается на всем потомстве праотцев.

Крестник – Давайте, у меня тут много вопросов.

Крестный – Как известно, после грехопадения праотцы начали рождать детей и весь человеческий род происходит от первой супружеской пары и всех их потомков. Последствием первого греха является еще и то, что состояние духовной смерти передается всем потомкам Адама и Евы без исключения.

 

Кресник – Поясните, почему.

Крестный – Во-первых, заметим, что все люди сотелесны Адаму и Еве (в конечном счете Адаму – так как Ева произошла от его ребра). Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили- пишет Св. Апостол Павел (Рим.5,12). Комментируя эти слова, преп. Ефрем Сирин писал: “(Бог) соделал всех людей единым телом в одном лице Адама грешника”(21).

Во-вторых, приговор на вечную духовную смерть праотца остается в силе с момента вынесения и далее до бесконечности. И суть этого приговора в том – что Адам навсегда должен быть без Бога. А поскольку Адам, как и всякий человек, это душа и тело (см. 18, гл.26) , то в частности это означает, что все его тело, доколе оно существует, должно оставаться без Бога. Все человеческие тела есть части Адамова тела, поскольку все люди – его потомки. Адам (Адамово тело) продолжает свое бытие в телах своих потомков, сотелесных ему, поэтому им приговор – оставаться без Бога на веки. При появлении каждого человека его душа соединяется с телом, уже подверженном вечному приговору: быть без Бога. Значит, при появлении на свет такого человека, всякая его деятельность окажется отравленной грехом, точно также, как стала отравленной грехом человеческая деятельность в результате духовной смерти вследствие первого греха у его далеких предков – Адама и Евы. Так рождаются младенцы в смерть, рождаются духовно мертвыми.

Крестник – Почему при том, что тело человека находится в состоянии духовной смерти, однако его душа не может быть при этом духовно живой?

Крестный – Крестный – Человек, состоящий из души и тела, может находиться (весь) только в двух состояниях – или в состоянии духовной жизни или в состоянии духовной смерти. Так находим мы в творениях Св.Отцов : “Что душа для тела: то Святый Дух для всего человека, для его души и тела. Как тело умирает, тою смертию, которою умирают все животныя, когда оставит его душа, так умирает весь человек, и телом и душею, в отношении к истинной жизни, к Богу, когда оставит его Святый Дух” (4, “Аскетические опыты”, т.2, гл.21).

Св.Тихон Задонский писал о том, что смерть человек может претерпевать троякую : обычную телесную, вечную (адское мучение) и духовную, при этом в состоянии духовной смерти человек всегда мертв душою (7, пар. 387). Таким образом, ситуация, при которой тело духовно мертво, а душа жива – является невозможной.

Думаю, что указанная мысль станет более понятна, если мы будем иметь в виду следующее. Вспомним слова Св.Кирилла Иерусалимского: “Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим” (25, гл.18, п.19). Из этого следует, что всякое человеческое действие (в том числе и умственное) совершается только при соучастии тела. Человек, согласно учению Св.Отцов, пребывает в состоянии непрестанной умственной деятельности (см. 28, “Советы относительно душевного иноческого делания”, Введение), в которой всегда, как мы выяснили, соучаствует и его тело своей активностью. Таким образом, человек непрестанно пребывает в деятельности, осуществляемой активностью души и тела.

Поэтому в том случае, если душа духовно жива (соединена с Богом), то и тело с необходимостью становится соединенным с Богом в своей деятельности, через совместную активность души и тела. И уж по крайней мере в такой ситуации ни как нельзя говорить о том, что тело оказывается “оставленным Святым Духом”. “Когда ум и сердце (“все ощущения духа”) сделаются обителью Бога… тогда, естественно, делаются Его обителью и душа и тело” – писал Св.Игнатий Брянчанинов (27, гл. XLIX).

Крестник – Не понятно, почему передача духовной смерти, как следствия первого греха, потомкам от прародителей не противоречит Божественной справедливости. Как так может быть, чтобы прародители согрешили, а все потомки расплачивались, претерпевая наказание?

Крестный – Ты совершенно прав в том, что считаешь наказание кого-либо за грехи его предков несправедливым. Однако в разбираемой нами ситуации никакого противоречия со справедливостью нет. Каждый младенец, зачинаясь и рождаясь духовно мертвым, не претерпевает на самом деле никакого наказания. Он просто неполучает то, что получили в свое время его праотцы (Адам и Ева) при появлении на свет – не получает божественной благодати, соединения с Богом, как мы еще это называем, – обожения. И если кто-то чего-то недополучил от Бога, разве это наказание? Является ли наказанием то, что я не родился, например, Ротшильдом или принцем датским?

Крестник – Я слышал, что причиной передачи последствий первородного греха является плотское соитие. Так ли это?

Крестный – Как ты помнишь, одним из механизмов передачи заразы греха является цепочка: духовная смерть- грех- духовная смерть- грех-… Разумеется, соединение двух человеческих тел никогда не происходит вполне безгрешным образом, поэтому и потомство, будучи частью родителей (по телу) получает уже их приговор духовной смерти в результате детородного соединения. Однако следует подчеркнуть что этот механизм, хотя и является достаточным для передачи заразы первородного греха из поколения в поколение, однако, не является необходимым условием его передачи, не является единственно возможным механизмом такой передачи.

Заметим, что первого механизма – то есть сотелесности Адаму, достаточно для передачи заразы греха потомкам. Такая мысль вытекает из текста “Православного исповедания” – “Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: воньже аще день снесте от него, смертью умрете (Быт.2,17). То же самое говорит и Апростол: якоже единым человеком грех в мир виде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5,12). Посему с сим грехом мы и зачинаемся во чреве матери и раждаемся, как говорит священный псалмопевец: се бо в беззакониях зачат есть, и во гресех роди мя мати моя(Пс. 50,7). Сей грех называется прародительским, во первых, потому что прежде онаго человек никаким грехом осквернен не был: хотя дьявол уже был растлен грехом своим, по внушению коего возник и в человеке сей, так называемый, первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы от него происходящие. ” (1- отв.24).

Крестный – О каком пребывании во Адаме здесь идет речь?

Крестник – Как минимум о пребывании во Адаме тел всех людей, происходящих от Адама, поскольку именно это пребывание имеется в виду в приводимых словах Св.Апостола Павла (согласно преп. Ефрему Сирину (см. выше); так учат об этом и другие Св.Отцы (см. примечание 10)). Согласно вышеприведенному фрагменту текста “Православного исповедания”, при естественном зачатии мы все становимся частью Адама и в этом – достаточное условие передачи нам от него духовной смерти, что всегда с необходимостью предполагает отравленность грехом всего нашего естества.

Крестник – Понятно, что вследствие того, что все мы часть Адама, при зачатии мы всегда получаем отраву первородного греха. Существует ли еще какая-либо причина передачи отравы первородного греха от предков к потомкам помимо той, о которой мы только что говорили?

Крестный – Существует. Согласно учению Православной Церкви, передача заразы первородного греха от предков к потомкам осуществляется не только посредством факторов, связанных с зачатием, но и с рождением младенца. “Способ распространения первородного греха есть тайна, недоведомая для нас; впрочем несомненно то, что он не иначе как через самое плотское зачатие и рождение переходит от родителей к детям. О сем ясно свидетельствует священное Писание: в беззакониях зачат есм, говорит Псалмопевец, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50,7)” (40, пар.144). Таким образом, греховность и страстность матери может какими-то путями передаваться и младенцу, носимому во чреве.

Крестник – Если мы все наследуем греховную отраву праотцев, то наследуем и все последствия греха?

Крестный – Разумеется. Также как и для них, для нас расплата за грех – смерть. И точно так же, как и праотцы все их потомки без исключения подвержены непрекращающейся духовной смерти. И точно так же как и они, их грешные потомки смертны по телу и подвержены бесчисленным страданиям – да покаемся! И точно также для всех потомков Адама и Евы телесная смерть, в том случае, если она является следствием грехов и духовной смерти, должна заканчиваться вечной адской мукой.

Впрочем еще одним следствием первородного греха в наше время является также и то, что в случае, если конец нашей земной жизни оказывается в состоянии греха ( и как следствие – в состоянии духовной смерти) – то это состояние сохраняется с нами уже навсегда, и в вечность в этом случае человек переходит в этом страшном состоянии, которое уже будет присуще ему навеки, что неизбежно должно закончиться адскими вечными муками. Об этом мы находим в Св. Писании и у Св.Отцов.Так, например, писал об этом Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на древних Отцов Церкви: “Конец жизни во грехе смерть, – смерть духовная, за которой неминуемо следует и смерть вечная по смерти телесной” (8, толк. на Рим.6,23)

Крестник – Можем ли мы как-либо повлиять на состояние нашей вины перед Богом? А также- как-либо очистить себя от отравы греха?

Крестный – Также как и праотцы ничего своими силами любой человек сделать в этой ситуации не может по тем же самым причинам, что и они. Как мы уже говорили, Бог эту ситуацию “отменить” также не может, иначе Он перестал бы быть правосудным и неизменным.

Однако, по неизреченной милости Божией, был Богом устроен чудесный способ спасения, который, не нарушая Его правосудия, дарует человеку возможность выхода из этого тупика. Об этом в следующей беседе.

Беседа 3. “Оправдание искуплением во Христе Иисусе”(Рим.3,24).

“Еслиб не пришел Господь, не сделался человеком и не принес Себя в жертву за нас, и еслиб не благоволил Он так устроить, чтоб всякий верующий в Него, преисполняясь освящения чрез принятие благодати Его, освобождался от уз мира; то никто никогда и не освобождался бы от них, т.-е. не освобождался бы от тех трех страстей, – ибо оне суть узы мира, – и все бы погибали, ибо другаго пути ко спасению нет и быть не может” (преп. Симеон Новый Богослов, Слово 23 (14)).

Крестный – В прошлый раз я упомянул о том, что Богом был устроен способ спасения человека, при котором, без нарушения Его правосудия, человеку может быть даровано спасение, которое обязательно заключается в прощении грехов и в исцелении от зараженности грехом. И иначе никогда спасения быть никакого не может, и будет в итоге только один ад. Согласен?

Крестник – Согласен.

Крестный – Суть упомянутого способа заключается в том, что второе Лицо Пресвятой Троицы Сын Божий, будучи Богом, становится и человеком. На земле рождается Богочеловек Иисус Христос, который во всем подобен нам по своим человеческим свойствам, кроме греха.

Кресник – Как может на Земле появиться человек, который, безгрешен и в то же время потомок Адама, в силу всего того, что все люди – сотелесны падшему Адаму-грешнику, о чем мы говорили в прошлый раз?

Крестный – Человек Иисус рождается не в результате обычного зачатия, безусловно передающего заразу греха, но сверхъестественно воплощается от Святого Духа и Девы Матери, предочищенной божественной благодатью от всякой плотской скверны, и поэтому ставшей способной вместить в себя величайшую святыню – тело Богомладенца. Помимо этого Христос начинает Свое телесное существование, зачинается от крови (а точнее – из крови) Пречистой. Так об этом писал Преп.Иоанн Дамаскин: “И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и читейших Ея кровей образовал Себе плоть, одушевленную душею, одаренную как разумом, так и умом, начатки нашегосмешения; не по образу рождения чрез семя, но творческим образом, чрез Святаго Духа; не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент. Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасию. Ибо божественное Слово соединилось не с такою плотию, которая прежде сама по себе существовала ” (18, кн.3, гл.2). И в другом месте той же книги: “Само Слово сделалось плотию, заченшись от Девы, но явившись Богом вместе с воспринятою плотию, так как тотчас и она была обожествлена Им одновременно с приведением ея в бытие, так что вместе случились три обстоятельства: восприятие, бытие, обожествление ея Словом”(18, кн.3, гл.12). Происходя от Адама, и будучи его потомком, Господь наш Иисус Христос, при Своем чудесном зачатии тем не менее не воплощается в субстанцию тела Адама, (поскольку не воплощается в субстанцию плоти Девы). Поэтому Он не наследует и той греховной отравы Адама, которая с необходимостью должна была бы Ему передаться при Его воплощение в частичку тела Адама. Напоминаю, что тело праотца ( существующее как в виде самого тела, так и его частей – тел потомков, сотелесных Адаму) приговорено быть вечно духовно мертвым (т.е. быть без соединения с Богом).

Рождение Богочеловека произошло от Девы, предочищенной божественной благодатью, и поэтому не передавало никакой греховной заразы, как это имеет место при обычном рождении женами, со всеми людьми без исключения.

Прожив на Земле жизнью безгрешного человека, Богочеловек Иисус Христос умирает на Голгофе, на Кресте своим человеческим естеством, при этом все в его человеческом естестве ( в душе и в теле) претерпевает страдания и смерть. Эти страдания и смерть составляют искупительную жертву за грехи всего человеческого рода, будучи страданиями и смертью бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека (2, “О четвертом члене”).

Крестник – Как может чье-либо страдание и смерть иметь какое-либо отношение к тому, что я или кто-либо повинен или неповинен в грехе? При том что Бог правосуден – т.е. воздает всякому по делам, какое отношение могут иметь ко мне чьи-то страдания, как они могут избавлять меня от моей ответственности – совершенно не понятно.

Крестный – Рассуждая о Божественном правосудии ты рассуждаешь совершенно правильно. Каждый человек, каждая личность должна в силу правосудия получить посвоим делам.Чудо спасения человека заключается в том, что в силу сердечной веры во Христау каждого человека, ею обладающего, его естество (т.е. душа и тело) обновляются во Христе, становятся Христовыми. Такой человек, не теряя своей собственной личности, своего я, полностью обновляется в своем составе. В таких людях, по словам Апостола Павла, все и во всех Христос(Кол.3,11). (Если все, то значит – душа и тело). О самом себе в состоянии обновления так писал Апостол Павел – уже не я живу, но живет во мне Христос(Гал.2,20). Совокупность людей, обновленного естества составляют из себя Церковь, особое общество людей, которое, по словам того же Апостола Павла, естьтело Христово (Кол.1,24).

Крестник – Как можно себе представить, что при полном обновлении естества (души и тела) человека, его личность не исчезает, не теряется?

Крестный – Не теряется, точно также, как и тогда, когда мы ежедневно употребляем пищу, при этом процесс постоянно происходит изменение химического состава нашего тела, но наше “я” остается нашим “я”.

Соединившись с Христом, человек становится потомком Христа при том, что до этого он был потомок Адама (см.17- гл.10, ч.1). Если все в нем Христос, то это все есть все, претерпевшее уже страдание и смерть на Голгофе, страдания и смерть бесконечной (т.е. неограниченной ничем) цены и достоинства, и, следовательно, личность, состоящую из естества, уже испытавшего такие страдания и смерть, наказывать уже было бы несправедливым. Она оказывается уже как бы наказанною “авансом”. Поэтому все последствия всех грехов – Адама ли, родителей или самого человека, будучи выражением справедливого воздаяния за них, становятся для нее неактуальными.

В частности, духовная смерть, являющаяся казнью за грех, уже не может иметь места в данном человеке. И это так, потому что его естество – это человеческое естество Христа, в котором нет греха, и Который есть не только человек, но и Бог. Значит, данный человек снова, как и когда-то Адам, становится духовно живым, соединенным с Богом через человеческое естество Христа.И всякому его действию содействует Бог. Человек, соединенный со Христом, обновленный в естестве Христа, естественно – свят и безгрешен в силу безгрешности Христа, соединенности с Богом. И все это чудо происходит в результате одного – сердечной веры во Христа

Крестник – Не понятно, как может иметь место обновление и воскрешение из духовной смерти человека, если он повинен духовной смерти,во-первых, в силу своих предыдущих грехов и, во-вторых, в силу того, что его тело – часть тела Адама, и поэтому его тело должно быть, в силу справедливости по отношению к Адаму, быть духовно мертвым?

Крестный – Ответ коренится в силе Голгофских страданий. Как человек согрешивший, такой человек в силу своей вины по справедливости не может быть обновлен и духовно воскреснуть, но одновременно с обновлением во Христе он становится перенесшим искупительные страдания и смерть Христа, безмерной цены, становится уже перенесшим наказание за все свои грехи, в силу того, что все его тело и вся душа испытали страдания и смерть на Голгофе (все и во всех Христос, перенесший страдания и смерть всей Своей душей и всем телом), поэтому нарушения правосудия при обновлении естества этого человека естеством Христа, пострадавшего и умершего на Кресте – не происходит.

Аналогично и с ответственностью Адама. Будучи частью Адамова тела, человек в силу этого по справедливости должен перманентно претерпевать духовную смерть, и поэтому обновления и обожения с ним, в силу справедливости Бога по отношению к Адаму, произойти не может. Но, поскольку его обновление происходит в человеческом естестве Христа, пострадавшем и умершем на Голгофе, то весь состав человека (душа и тело) при обновлении оказывается мгновенно уже перенесшим страдания и смерть безграничной цены и достоинства – поэтому правосудие по отношению к Адаму при таком обновлении также не нарушается.

И если рассуждать о духовных смертях, которые должны были бы иметь место с нами в силу многочисленных грехов всех наших предков, то аналогичным образом, при обновлении нашего естества в естестве пострадавшего и умершего за нас Христа, правосудие не нарушается ипо отношению и к ним. В чудесном обновлении Христовым естеством греховного естества человека, по мнению Св.Отцов : Милость и истина(Божия) стретостеся(встретились, соединились), правда(т.е. правосудие) и мир облобызастася(Пс.84,11) (см.38, ч.3, гл.1).

Крестник – Если в истинном христианине все Христос, то это значит, что Христос – воскресший?

Крестный – Безусловно так.Если Христос не воскрес после смерти на Кресте, то Его душа и тело продолжают оставаться разделенными, тогда никакого обновления естества во Христе для нас живых быть не может в принципе ( поскольку мы (живые) имеем души, соединенные с телами).

И если Христос не воскрес, то все, живущие на Земле, с необходимостьюоказываются в естестве Адама – т.е. в духовной смерти. Заметим, что, при отсутствии живой веры во Христа человек неизбежно остается в том состоянии, которое унаследовано от Адама, поскольку без истинной живой веры Богу угодить ( т.е. быть без греха) не возможно (Евр.11,6) (см. подробнее 4, гл.21). Живая же вера во Христа есть не только необходимое, но и достаточное условие обновления человека во Христе воскресшем.

Крестник – Итак необходимо уверовать во Христа (правильным образом) чтобы получить избавление от греховной заразы и прощение грехов чтобы спастись?

Крестный – Совершенно верно. Но это еще не все. Вспомним, ведь очень важно то, в каком состоянии мы заканчиваем нашу жизнь на земле, и если во грехе, то увы… Поэтому нам необходимо то, что бы закрепляло нашу сердечную веру во Христа. Таким действиями являются благодатные церковные Таинства, “запечатляющие веру”(2, “О десятом члене”) (как мы сегодня сказали бы – фиксирующие), посредством которых истинно верующий во Христа живой верой) начинает действительно жить новой жизнью во Христе (см. подробнее – 26). Запечатлевая веру, Таинства запечатлевают вместе с этим и все ее плоды. Первым таким Таинством является Таинство Св. Крещения, которое является духовным рождением в новую жизнь во Христе (а не во Адаме!), без которого (Таинства) никто не может спастись.

Святая Церковь называет Св. Крещение баней пакибытия (то есть жизни вечной) – в силу того, что человек при получении этого Таинства начинает жизнь в воскресшем Христе, ту жизнь, которой будут жить в вечности спасенные во Христе Иисусе. И именно о тех, кто принял это Таинство, поется в церковном песнопении при его совершении: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. Дословно – это означает, что те, кто во Христа погрузились во Христа оделись, т.е. соединились со Христом, получили обновление естества,безгрешие, прощение всех(!) грехов, и обожение. И уже не живет в них естество Адама, отравленное грехом, но Сам Христос!

Закончим наш разговор замечательными словами Апостола Павла, сказанными в связи с теми проблемами, которые мы рассматривали: Все под грехом, как написано: нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру (Рим.3,9-25).

Литература.
1. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, М., 1900.

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 1911.

3. Православно-догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского, СПб., 1868.

4. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 2 – СПб., 1905.

5. Св.Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке, СПб., 1995.

6. Св.Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, М., 1993.

7. Св.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. В кн. “Творения Тихона Задонского”, т. 2-3, М., 1899.

8. Св.Феофан Затворник. Толкование на Послание Св.Апостола Павла к Римлянам. М., 1890.

9. Бл.Феофилакт Болгарский. Благовестник (в 2-х частях), М., 1993.

10. Бл.Феофилакт Болгарский. Толкования на послания св. Апостола Павла, М., 1993.

11. Колчуринский Н. Судьбы людские, М., 2000.

12. Св.Григорий Палама. Беседы. М., 1993.

13. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 3 – СПб., 1886.

14. Преп.Симеон Новый Богослов. Слова, М., 1892.

15. Бл.Августин. О вере, надежде и любви. М.,1997.

16. Св.Феофан Затворник “Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия”, М., 1905.

17. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 4 – СПб., 1905.

18. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб., 1894.

19. Св.Тихон Задонский. Письма келейныя – в кн. “Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого”, т. 15 – М., 1837.

20.Св.Иоанн Златоуст. Избранные поучения, М., 2002.

21.Преп.Ефрем Сирин. Толкование на послания божественнаго Павла. К римлянам. – в кн. “Святой Ефрем Сирин. Творения” , т.7, М., 1995г.

22. Св.Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него – М., 1902.

23. Типикон, СПб., 1992.

24. Св.Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения,М., 1991.

25. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, – в кн. Св. Николай Кавасила. “Христос, Церковь, Богородица”, М., 2002.

26. Настольная книга священнослужителя, т.7, М., 1994.

27.Св.Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству, – в кн. ” Сочинения”, т. 5 – СПб., 1905.

28. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. В кн. “Догматические послания православных иерархов ХУШ-Х1Х веков о православной вере”, ТСЛ, 1995.

29. Бл. Августин. О граде Божием, М., 1994.

30. Св.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. В кн. “Творения Тихона Задонского”, т. 2-3, М., 1899.

31.Св.Кирилл Александрийский. Глафиры на Пятокнижие пророка Моисея.- В кн. “Творения”, кн.2, ч.1, М., 2001.

32.Св.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам, М., 1994.

33.Св.ИгнатийБрянчанинов. Письма о подвижнической жизни, Париж-Москва, 1996.

34. Следованная Псалтырь (дореволюционные издания). 35. Преп. Макарий Египетский. Беседа о том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Св. Духа. Христианское Чтение, 1839, II, стр.320.

36. Св.прав.Иоанн Кронштадтский. Новыя грозныя слова, М., 1993.

37. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения, ТСЛ, 1900.

38. Св.Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое, ч.1-4, СПб., 1898. 39.Св.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам. В кн. “Творения”, т.11, кн.1, СПб., 1905.

40.Догматическое богословие Православной кафолической восточной Церкви. (архим. Антоний Амфитеатров), СПб., 1857г.

41.Бл.Феодорит Кирский. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты