Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Синяя Борода




Название взято из одноименной сказки. Напомню вкратце ее содержание. У некоего господина, прозван­ного Синей Бородой за то, что как бы он ни брился, из-за его темных волос лицо всегда имело синеватый отте­нок, часто умирали жены. Но тем не менее через неко­торое время ему удавалось жениться снова. Пожив не­сколько дней после свадьбы с новой женой, он отпра­вился в дальнюю поездку, оставив жену управлять до­вольно большим хозяйством. Он дал ей ключи от всех комнат своего большого дома и предупредил, что она имеет право открывать любую дверь, заходить в любую комнату и вообще делать что угодно. Единственное ус­ловие, которое он ей поставил: не заходить в маленький чуланчик. Нарушение этого условия грозило смертью. Муж даже предупредил, когда вернется. Все шло благо­получно, но за день до его возвращения любопытство взяло верх. Она открыла чуланчик, увидела окровавлен­ные трупы своих двенадцати предшественниц и в ужасе закрыла дверь. Но каплю крови, которая попала на клю­чик, смыть не смогла. Ей, как это и бывает в сказке, уда­лось спастись. Зло было наказано, что в жизни бывает не всегда. Да и в сказке Синяя Борода попался на три­надцатый раз!

Синяя Борода играет в игру«Попался, мерзавец!» Играет беспроигрышно, ибо опирается на законы чело­веческой психики. Уже давно известно: запретите что-нибудь человеку и именно это ему захочется сделать. Ес­тественно, что жена попалась на эту провокацию. По этим же причинам «сухой закон» еще ни разу не давал нужного эффекта, а после его отмены уровень потреб­ления алкоголя резко возрастал.

Довольно часто к этому виду вампиризма прибегают начальники, которые достигли своего уровня некомпе­тентности и ничего принципиально нового в производ­ственный процесс внести не могут. Они начинают «бороться за дисциплину», ибо с нее начинается «порядок». Они грозно заявляют, что больше не потерпят опозданий (на работу, заседания, другие мероприятия, целесооб­разность проведения которых весьма сомнительна), не­своевременного оформления документации, невнима­тельного отношения к заказчику и т.п., грозятся обру­шить на нарушителя все кары. Естественно, опоздания случаются, документы не всегда своевременно оформля­ются, заказчики иногда грубят. Эти факты становятся объектом длительного обсуждения на самых различных совещаниях, где самого начальника бывает трудно уп­рекать в вежливости к своим сотрудникам. Обсудить что-то важное не удается. Нет ни времени, ни сил! «И вооб­ще разве с такими подчиненными можно сделать что-нибудь толковое, когда такие простые вещи...» Дальше, думаю, можно не продолжать. Как бороться с Синей Бородой? Антитезис ее игре – вежливое поведение. Не бойтесь их бури. В глубине души они благодарны тем, кто допускает подобные нарушения. Самое главное в мо­мент бури не возражать и признать ошибки.

Один мой пациент, врач, работающий в клинике мед­института, попал под пресс Синей Бороды, который возглавлял кафедру. Во время обхода тот мог устроить разнос за то, что на простыне обнаруживал незначитель­ную дырочку, не пустить на конференцию сотрудника, опоздавшего на две минуты. Естественно, он проверял присутствие студентов на лекции, а экзамен для него был праздником, где он мог отвести душу. Сам же Си­няя Борода пунктуальностью не отличался, мог намного опоздать на обход и даже сорвать его, не извинившись перед сотрудниками. Мой пациент одно время, когда только поступил на работу, восхищался своим началь­ником и даже пользовался его благосклонностью. С рос­том квалификации он довольно скоро понял, что началь­ник живет старым багажом, но не разобрался, что по­полнять он его и не собирается. Поэтому пытался что-то наладить, изменить к лучшему, возмущался, когда его начальник придирался к нему, да и к другим по пустякам.

Приведу типичный диалог (мой пациент – донор).

 

Синяя Борода (с уничижительной вежливостью):

Посмотрите, глубокоуважаемый, что вы здесь написали!

Донор (с некоторой растерянностью и недоумени­ем): А что здесь не так?

Синяя Борода (поза и мимика показывают, как ему надоело работать с тупицами): Как вы с вашим стажем и вашим опытом можете допускать подобные вульга­ризмы?

Донор: Где?

Синяя Борода: Вы еще спрашиваете! Вот, посмот­рите! Вы пишете: «Правая рука». Ведь это официаль­ный медицинский документ. Он идет за рубеж, и я его подписываю! Что могут подумать о нас?!

Донор (ничего не понимая, внутренне возмущаясь, что видно по его лицу): А как надо?

Синяя Борода (безнадежно разводя руками): Пра­вая верхняя конечность! (Кстати, если бы было написа­но: «Правая верхняя конечность», он обвинил бы доно­ра в наукообразии или вычурности).

Донор: А какая разница?

Синяя Борода (крайне возмущенно): Да, вам безраз­лично, вам все равно, вы не болеете за честь коллектива. В этом весь вы! А вот два дня назад...

Далее идет перечисление всех грехов донора. И чем больше он оправдывается, тем больше ему достается. Понятно, если так случается довольно часто, донор ста­новится нашим пациентом или клиентом.

После того как Донор прошел обучение в группе пси­хологического тренинга, диалог шел следующим образом.

Синяя Борода (с уничижительной вежливостью):

Посмотрите, глубокоуважаемый, что вы здесь написали!

Донор (вполне спокойно): Сейчас посмотрю. Эпи­криз.

Синяя Борода (раздраженно): Сам знаю, что эпикриз. Вы вот здесь посмотрите! (Указывает место, которое следует прочесть.)

Донор: Правая рука...

Синяя Борода (с несколько меньшим напряжением):

Вы что, не видите здесь вульгаризма?

Донор: Нет! А как надо?

Синяя Борода: Правая верхняя конечность. Ведь это серьезный документ! Я его подписываю (и т.д.).

Донор: Хорошо! Сейчас исправим.

Синяя Борода (успокоившись): Ладно, пусть на этот раз останется так, но на будущее учтите. Ведь это – се­рьезный документ, он идет за рубеж...

Донор: Нет, я все-таки его переделаю. Это прости­тельно молодому, неопытному специалисту, но не мне. Да и раньше у меня были ошибки (повторяет в свой ад­рес все то, что ранее про него говорил Синяя Борода).

Через несколько минут Синяя Борода уговорил До­нора не переделывать документ. Зная все, в общем сте­реотипные, шаблоны поведения Синей Бороды и при­меняя антитезис «вежливое поведение», существенным элементом которого был принцип амортизации, мой пациент быстро наладил отношения с начальником. Мало того. Он обучил этой технике врачей отделения. Обходы проходили удивительно мирно. Синяя Борода практически вообще прекратил делать обходы в этом отделении. Грамотный психолог может это легко объ­яснить. Синяя Борода играет в игру «Попался, мерза­вец!», а там, где нет подыгрывающих (мазохистов), ему нечего делать.

Синяя Борода легко узнаваем. Он всегда слегка на­пряжен, внимателен, когда слушает. Во время беседы несколько отклонен от вас, на лице скептическое выра­жение, и вы уже знаете, что скоро наступит момент, когда он, оттопырив нижнюю губу и опустив уголки губ, презрительно или снисходительно скажет: «А я с вами категорически не согласен!» Когда вы действуете или высказываетесь в рамках мировоззрения Синей Боро­ды, на его лице появляется поощрительно-снисходи­тельная то ли улыбка, то ли усмешка, и если у вас до этого был какой-либо энтузиазм, он моментально исче­зает. Не советую вам кокетничать с женой Синей Бороды. Если у вас с ним дела, следуйте точно букве догово­ра. Любая попытка его нарушить, особенно когда для Синей Бороды это связано с дополнительными трата­ми, может вызвать бурю гнева.

Синяя Борода-начальник говорит всегда высокопар­но, склонен к морализированию, на совещаниях много времени тратит на обсуждение недочетов, допущенных при оформлении документации. Мировая трагедия, если сотрудник напечатал документ на бумаге несоответст­вующего формата или задержал его на один-два дня. После бури гнева он несколько успокаивается и уста­навливает дополнительные жесткие сроки для исправ­ления недостатков. Поднимать действительно важные вопросы после бури уже никому не хочется.

У Синей Бороды есть «козлы отпущения». Обычно это довольно толковые сотрудники, которые хотят сде­лать что-либо существенное или пытаются защитить свое достоинство.

Встретив достойное сопротивление. Синяя Борода может затаиться и при случае отомстить. Непосредст­венно начальство никогда не критикует, все его распо­ряжения выполняет безоговорочно. Поскольку доку­ментация у Синей Бороды всегда в порядке, а с началь­ством отношения хорошие, снять его путем создания заговора среди подчиненных практически невозможно. Если вам некуда уходить, лучше наладить с ним отно­шения, не унижая своего достоинства. Для этого необ­ходимо в срок сдавать все отчеты, выполнять все распо­ряжения, не вступая ни в какие дискуссии. Если все-таки на вас налетел ветер гнева Синей Бороды, перене­сите это спокойно, чтобы не вызвать бури. С какой-либо инициативой высовываться не следует. Но если вам хо­чется сделать что-то стоящее и принципиально новое, действуйте тихо, и лучше на стороне. Если эта часть де­ятельности вдруг станет известной ему и будет оценена положительно, можно будет, «потупив очи долу», скром­но сказать, что не хотел его по мелочам беспокоить.

Синяя Борода имеет и любимчиков. Честно сказать, я им не завидую. Стать таковым нетрудно. Необходимо четко выполнять все ритуалы, быть предельно вежли­вым, когда на тебя гневаются, и не возражать, не возра­жать и еще раз не возражать. В душе Синяя Борода та­кого сотрудника презирает, хотя на совещаниях поощ­ряет за исполнительность. Став его любимчиком, человек рискует очень многим. Прежде всего он теряет ува­жение всех тех, кто от Синей Бороды независим, нахо­дится с ней на одной ступени служебной лестницы, но не ладит. Если с Синей Бородой что-нибудь случится, тайные недоброжелатели могут стать явными. Если любимчик вдруг решит, что ему многое дозволено, и допустит малейшее нарушение, которое хоть как-то за­денет Синюю Бороду, его не спасут годы лести, униже­ний и холуйства.

Можно ли обойти Синюю Бороду, не унижая собст­венного достоинства и не теряя уважения коллектива? Можно, если овладеешь приемами психологического айкидо.

Приведу один пример. Было это во времена Андро­пова, когда «железной рукой» наводился порядок в стра­не. Отдавались нелепые распоряжения, и их выполне­ние поручалось общественным организациям. Ослу­шаться было невозможно. Мой ученик, врач по специ­альности, работал ординатором в одной из крупных больниц и одновременно был профоргом отделения. Вышестоящими общественными организациями ему было поручено составить график дежурств врачей на автобусной остановке и записывать все номера автобу­сов, которые проходили мимо этой остановки. Цель это­го мероприятия – выявить водителей, которые делали «левые» рейсы и не выходили на заданную линию.

Мой ученик доложил начальнику – Синей Бороде – об этом поручении и услышал гневную тираду: «Не пой­му, что вы делаете в ваших общественных организаци­ях! Врач должен быть у постели больного, а не дежу­рить на остановках! Идите и добивайтесь отмены рас­поряжения!»

А теперь послушайте его рассказ.

«Раньше после такого выпада я или растерялся бы, или всту­пил бы с ним и конфликт, или пошел бы плакаться к друзьям, но пройдя уроки борьбы с психологическим вампиризмом, я спокойно вышел из кабинета и напечатал две бумаги. Одна была рапортом на имя главного врача больницы, в котором указывалось, что наше отделение не имеет возможности посы­лать врачей на дежурство на автобусной остановке, ибо они должны находиться у постели больного, а не дежурить на остановках, под рапортом было предусмотрено две подписи: моя и моего начальника. Другая бумага была графиком де­журства. С этими бумагами я вошел в кабинет начальника и сказал следующее: «Я был в профкоме и парткоме. Они раз­деляют ваше возмущение и попросили подготовить соответст­вующие рапорта из подразделения. Они отправят их в рай­ком партии, откуда пришло распоряжение, и надеются, что оно будет отменено». Естественно, ни в какой партком я не ходил. Я подал рапорт. Он долго его изучал за столом, потом подошел к окну, поправил галстук и сказал: «Что будем де­лать?» Я спокойно ответил: «Надо быть принципиальными. Это не дело, когда врачи дежурят на остановках. Подпишите рапорт, и мы передадим его в партком». «Но ведь они ни при чем, – услышал я в ответ, – ведь их заставляют. Что же де­лать?» «Может быть, подпишете график дежурств, да и дело с концом», – сказаля, протягивая ему заранееприготовленный график. Подписывал он его, находясь, по-моему, в состоянии слегка измененного сознания».

У Синей Бороды-подчиненного стиль поведения тот же, что и у Синей Бороды-начальника. Ссылаясь на правила, требуя их неукоснительного выполнения, он может парализовать деятельность учреждения и вызвать длительное чувство дискомфорта у начальника, стремя­щегося наладить в коллективе психологически теплые, деловые отношения.

Моя клиентка – заведующая крупным клиническим отделени­ем – жаловалась на своего подчиненного-врача, который, на­чиная с утреннего рапорта, портил ей жизнь, предъявляя в принципе правильные требования, выполнять которые было невозможно из-за соответствующей материальной базы боль­ницы. Например, больному было назначено проведение брон­хоскопия, так как у него подозревался рак легкого. Такое обследование можно было сделать только через неделю из-за того, что существовала очередь. Попытка объяснит» это Синей Бороде приводила к тому, что он начинал возмущаться тем, что во время ожидания обследования у больного повысится уровень тревоги, что это отрицательно скажется на его состоя­нии, что негуманно мучить больного и т.д. Заведующая ока­зывалась в тупике. Нарушение очереди в пользу Синен Боро­ды вызовет недовольство других врачей. Требовать расшире­ния материальной базы у руководства тоже ни к чему хороше­му не приведет. Воздействия волевыми методами на Синюю Бороду эффекта не давали. Конечно, на своем настоять ей удавалось, но психологическое состояние было неважным.

После того как клиентка познакомилась с методами борьбы с психологическим вампиризмом, ее действия были следующи­ми. Когда Синяя Борода стал действовать подобным образом, она, показав ему список очереди на обследование, предложила внести изменения. Как только он попытала: сделать кое-какие перестановки, то сразу наткнулся на сопротивление врачей, чьих больных он попытался отодвинуть. Таким образом, не проводя портящих нервы бесед с Синей Бородой, моей клиен­тке удалось восстановить против больного весь коллектив и справиться с проявлениями его психологического вампиризма.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты