Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Радость




Радость нельзя вызвать произвольно. Это не пере­живание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У мно­гих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость – не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чис­той форме радость – это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, ко­торое производилось не с целью получения выгоды (ра­дость – побочный продукт).

Гимн радости пропела К. Изард: «Радость характе­ризуется чувством уверенности и значительности, чув­ством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с труд­ностями и наслаждаться жизнью. Радость... сопро­вождается удовлетворенностью окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указы­вает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьша­ется стимуляция нервной системы. Когда малыша под­брасывают, у него возникает страх, а когда ловят – чув­ство радости. Люди, которые не могут испытывать чув­ство радости напрямую от интересного творческого тру­да, выбирают профессии, связанные с повышенной опас­ностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них воз­никает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ниче­го не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф. Ницше: «Сострадательные нату­ры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способ­ные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое не­удовольствие» .

Как-то я консультировал одного физика, который в это время оформлял свою докторскую диссертацию. В работе был ряд принципиально новых и, естественно, спорных положений, по поводу которых он советовался со своим другом-неудачником, которого ценил как хорошего математика. Последний довольно активно интересовался его работой, давал массу советов, при­нятие которых требовало практически полной переделки рабо­ты. Каждая беседа с ним у моего подопечного вызывала массу сомнений, мучительные переживания, бессонницу, головные боли, подъем артериального давления и пр. Я посоветовал ему прекратить контакты с математиком и строить работу по свое­му плану. И действительно, дело пошло веселее, диссертация была завершена. Математик стал просить почитать ее и очень удивился, когда ему в этом отказали. Мой подопечный разъ­яснял другу, что переделывать работу он не собирается, а поскольку ценит его мнение, то не хочет лишний раз рас­страиваться и переживать будет одян раз – после провала. Работу же даст ему сразу после защиты. Прошло около года, прежде чем она состоялась. То он дело математик выражал желание почитать диссертацию, используя для этого всяческие предлоги.

А теперь отгадайте, сколько раз он просил работу после ус­пешной защиты. Правильно. Ни разу! Он даже отказался взять ее, когда ему это предложили. Ф. Ницше же говорил:

«Сорадость, а не сострадание создает друга».

Ученые утверждают, что очень трудно говорить о причинах радости, поскольку ее переживание не обяза­тельно следует из какой-то ситуации или действия. Это скорее побочный продукт правильно организованной деятельности. Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное – радость появляется на различных этапах творческой работы, при откры­тии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.

Радость может возникнуть при узнавании чего-то знакомого. Для радости это то же самое, что новизна для интереса. Знакомые и друзья обновляют ваш инте­рес к себе, проявляя себя с новой стороны, а это приво­дит к более глубокому узнаванию человека, приносяще­го радость. В длительной дружбе и любви этот цикл про­должается до бесконечности.

Поэтому всякий раз, когда в нас появляется веселость, мы должны идти ей навстречу; она не может появиться не вовремя. «...Что нам могут дать серьезные занятия – это еще вопрос, тогда как веселость нам при­носит непосредственную выгоду». Следует только из­бегать той радости, которую ученый Шехтель назвал магической. Во время этого кратковременного пере­живания все обещает быть прекрасным и совер­шенным. Происходит «магическая трансформация мира». Человек, испытывающий магическую радость, рассматривает удовлетворение желания не как результат собственных усилий, а как подарок судьбы. Он ведет себя так, будто все его желания уже стали действительностью. Это положение иллюстрируется известным анекдотом, где мужчина, решивший, что он выиграет по лоте­рейному билету машину, вступил в конфликт со своим сыном по поводу того, кто и где будет сидеть в машине. Так как к согласию они не пришли, то папаша выгнал сына из машины и только потом вспомнил, что машины у них пока еще нет.

Поскольку при магической радости возникает чув­ство исключительности, подчеркивает Шехтель, оно мо­жет вызвать напряжение в отношениях с другими и чув­ство изоляции. Нам приходится видеть проявление этой магической радости у студентов, чувствующих себя уже докторами наук, у актеров, считающих себя звездами! Люди, стоящие в очереди за дефицитным товаром, час­то ведут себя так, как будто его уже приобрели. Если вдруг товар им не достается, они переживают это так, словно имели его и потеряли.

Реальная радость основывается не на пассивном предвосхищении событий. Она обнаруживается в лю­бой повседневной деятельности. Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они на­слаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает соци­альное взаимодействие. Повторяющаяся радость увели­чивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным и мужественным.

Интенсивный интерес держит в напряжении. Неизбеж­ные барьеры, стоящие на пути к достижению целей, могут вызвать страх и гнев, неудачи и необходимость ловчить, приспосабливаться, стыд, чувство вины. Ра­дость же успокаивает человека.

Комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником длитель­ного интереса и радости, развивается сильная привязан­ность. Радость окрашивает весь мир в более яркие крас­ки. Он видится сквозь розовые очки, а человек в радос­ти становится уверенным, устойчивым и великодуш­ным. Только от такого и можно принимать помощь. Ин­теллектуальная работа при наличии интереса сама по себе приносит радость. Но если возникает переутомле­ние, то замедление интеллектуальной работы, вызван­ное радостью, создает наиболее благоприятные условия для отдыха и восстановления сил.

Счастье – не синоним радости, но эти понятия тесно связаны. Счастливый радуется чаще, чем несчастный. Счастливые люди более успешны в жизни, уверены в себе, оптимистичны. Их действия последовательны, целенаправленны и результативны. Они получают удов­летворение от процесса труда, а не только от его резуль­тата, и радость от межличностных отношений, будь то дружба или любовь. Они более способны делать то, что должна делать нормальная личность по 3. Фрейду: лю­бить и работать. Переживая радость, люди наслаждают­ся мигом, а не критикуют его.

Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э. Берн называет Родителем.Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреж­дений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспи­тав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь – приспособиться к миру и пере­делать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, трени­роваться и получать удовлетворение от тех же факто­ров. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и полу­чать радость от него.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты