Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Принципы диалектики и метафизики




Диалектика

«Диалектика – это наука о том, как могут быть и как бывают (становятся) тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности как мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (В.И. Ленин). Диалектика – это и наука, и метод познания (диалектическая логика).

В античности обсуждалась проблема единичного и многого. Затем эта проблема существовала в виде: связи единичного и общего, целого и части, инвариантного и варьируемого и т.д. Категории диалектики отражают универсальные связи бытия (закономерности). Устойчивые, повторяющиеся связи называются законами. Философские законы носят универсальный характер.

Диалектика – это гибкость мышления, учет изменчивости явлений, но не конформизм, не прагматизм (что тождественно псевдодиалектике, субъективизму).

Альтернативные методы познания: метафизика, эклектика, синергетика, схоластика, софистика и другие.

 

Принципы диалектики и метафизики

 

Диалектика   Метафизика
Принцип всеобщей взаимосвязи Рассмотрение предметов изолированно друг от друга
Принцип всеобщего развития Рассмотрение предметов в статике
Ядром диалектики является закон единства противоположностей.   Логика рассуждений: «и то, и другое»   Признается одна из противоположностей, которая возводится в абсолют, доводится до крайности.   Логика рассуждений: «или, или»

 

Эклектика – это метод, который позволяет учитывать множество факторов, но не рассматривает их в развитии, взаимодействии, не выделяет главного. Область применения этого метода: психология, социология и другие. Все методы имеют право на существование. Метафизика используется на начальном этапе развития науки, когда невозможно изучать динамику процесса, не изучены его составляющие, отсутствует математический аппарат для его описания. В философии необходимо использование диалектической логики, так как только она способна дать истинные результаты. Хотя и там метафизика присутствует, благодаря чему и существует множество точек зрения при решении той или иной проблемы.

Синергетика – наука о статистической самоорганизации материальных систем, утверждает, что любая система способна к самоорганизации.

Схоластика – отрыв логики от действительности. Логика является приоритетной.

Софистика – связана с хитроумным ведением спора, сознательным нарушением логики. Целью спора является победа любой ценой, а не нахождение истины. Например, Софизм Эватла:

Софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) приводит этот софизм в своем сочинении «Тяжба о плате». Протагор обучал Эватла софистике с условием, что гонорар тот заплатит после первого выигранного судебного процесса. Но после обучения Эватл не выступал в судах и не заплатил Протагору обещанное. Когда тот потребовал плату, Эватл возразил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор ответил: «Если мы подадим в суд, то ты в любом случае будешь вынужден заплатить: или по приговору суда (если проиграешь), или по нашему уговору (если выиграешь)». На что Эватл ответил: «Я не буду платить: или по приговору суда (если выиграю), или по нашему уговору (если проиграю)»

А.И. Герцен (1812-1870) в свое время счел необходимым вступиться за «оклеветанных и непонятых софистов». Он писал о софистах так: «Что за роскошь в их диалектике! Что за беспощадность!... Что за мастерское владение мыслью и формальной логикой! Их бесконечные споры – эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы – были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это удалая юность науки…».

Г.Х. Лихтенберг высказался совершенно иначе о софистике: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему не достает знания».

С ним согласен В. Гюго: «Софист – фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощренейшим образом побивает скрытую в тени истину».

 

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоречия различны по характеру и это находит своё отражение в следующих стихотворениях:

 

Рано утром, вечерком, поздно – на рассвете,

Тётка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во весь дух, тихими шагами

Кот старался переплыть миску с пирогами.

Я скуп и расточителен во всём.

Я жду и ничего не ожидаю.

Я нищ и не кичусь своим добром.

Трещит мороз – я вижу розы мая.

Долина слёз мне радостнее рая.

Зажгут костер, и дрожь меня берёт,

Мне сердце отогреет только лёд.

Запомню шутку я и вдруг забуду,

Кому презренье, а кому почёт.

Я всеми принят, изгнан отовсюду…

Ф. Вийон. 1432

В первом стихотворении противоречия носят субъективный (формально-логический), во втором – объективный (диалектический) характер. Существование первого типа противоречий, когда человек неправильно мыслит, противоречит сам себе, признается метафизиками. А противоречия, которые, по утверждению диалектиков, пронизывают все природные, общественные и мыслительные процессы, ими отрицаются. Диалектики же считают, что источником любого развития является внутреннее противоречие. Это и есть формулировка закона единства и борьбы противоположностей. Отрицая противоречия, противоположности, метафизики невольно приходят к признанию внешнего источника развития, т.е. толчка извне. Диалектика же рассматривает движение как самодвижение.

«При первой концепции движения в тени остается самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект, и т.п.) При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (В.И. Ленин).

Противоположности – это противоположные стороны, тенденции единого целого. Противоречия – это пара противоположностей. Например:

 

Общественное бытие и общественное сознание

Базис и надстройка

Производительные силы и производственные отношения

Производство и потребление

Демократия и централизм

Общественные и личные интересы

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Материя и сознание

Абсолютное движение и относительный покой

Материальное и идеальное

Субъективное и объективное

Целое и часть

Причина и следствие

Возможность и действительность

Необходимость и случайность

Теория и практика

Истина и заблуждение

Чувственное и рациональное

и так далее.

 

«Когда мы рассматриваем вещи в движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимосвязи, мы сразу наталкиваемся на противоречия (находится в данном месте и не находится). Возникновение и разрешение противоречия и есть движение». «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь преходящими гранями, но и сущности вещей тоже»

(В.И. Ленин).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты