Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Пролетариата и ее понятие




Обобщая в 1919 году первый опыт осуществления начавшихся в России революционных преобразований и раскры­вая роль в них диктатуры пролетариата, Ленин разъяснил: «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что:

только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоя­нии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общест­венного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов»36.

В этом ленинском разъяснении фактически содержится указание на высший, коренной, основополагаю­щий прин­цип диктатуры пролетариата – прочный союз рабочего класса со всей остальной массой трудя­щихся при непременной руководящей роли в нем рабочего класса.

Необходимость обязательной реализации такого принципа обусловлена тем, что, с одной стороны, только проле­та­риат, как самый действительно революционный класс общества, способен победить буржуазию и довести до конца дело преобразования старого строя в новый строй. Для всех же других трудовых классов и слоев та­кая задача (по их объективному месту в обществе и объективной природе) изначально не по плечу. И в этом смысле правомочно утверждать, что диктатура пролетариата есть власть, есть политическое господство, есть единодержа­вие именно только рабочего класса и никого более. Ленин на сей счет определенно и неоднократно указывал:

- «Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и социалистической револю­ции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.е. власти, не разделяе­мой ни с кем...»37.

- «Только диктатура одного класса – пролетариата – может решить вопрос в борьбе с буржуазией за господ­ство. Победить буржуазию может только диктатура пролетариата. Свергнуть буржуазию может только пролета­риат»38.

- «...Диктатура пролетариата есть власть одного класса, берущего в свои руки весь аппарат новой государственно­сти...»39.

- «Диктатура пролетариата означает свержение буржуазии одним классом, пролетариатом, и притом именно его революционным авангардом»40.

- «Тот класс, который взял в свои руки политическое господство, взял его, сознавая, что берет его один. Это заклю­чено в понятии диктатуры пролетариата. Это понятие только тогда имеет смысл, когда один класс знает, что он берет себе в руки политическую власть и не обманывает ни себя, ни других разговорами насчет “общена­род­ной, общевыборной, всем народом освященной” власти»41.

Но, с другой стороны, сохранить, укрепить взятую политическую власть и успешно использовать ее для преобра­зо­вания капитализма в социализм рабочий класс в одиночку, лишь собственными силами (вследствие исключительной сложности этого дела) – не в состоянии. Чтобы безусловно победить, он должен привлечь к себе в качестве союзников все имеющиеся в обществе другие трудовые слои – несознательно пролетарские, полупроле­тарские, полумелкобуржуазные, мелкобуржуазные. Существенный политический вес их в общем рас­кладе классовых сил определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, они составляют большинство или, во всяком случае, значительное меньшинство населения лю­бой страны. И буржуазия использует эти слои как свой серьезный резерв, формирует из них против пролета­риата свою армию. Пролетариат же должен превратить их из резерва буржуазии в свой резерв, выступя по отноше­нию к ним руководящей силой.

Во-вторых, новое общество не из чего строить иначе, как из человеческого материала, созданного капитализ­мом. В очень большой мере материал этот составляют означенные слои с присущими им, однако, отрицатель­ными (с точки зрения социализма) чертами. Пролетариату, как руководящей силе, предстоит их перева­рить, переделать, перевоспитать и приобщить к сознательному, активном социалистическому созиданию.

В итоге начинаемая пролетариатом революция меньшинства обретает способность становиться револю­цией боль­шинства, что является решающим условием ее конечного успеха. Ибо, по свидетельству международ­ного опыта, исторически побеждает лишь тот класс, который ведет за собой широкие массы населения. Без опоры на них и вовлечения их в активную борьбу на своей стороне пролетариат способен добиться лишь непроч­ного, временного успеха.

***

Сказанным и определяется то наиважнейшее обстоятельство, что, не разделяя власть ни с кем, рабочий класс тем не менее обязан привлечь на свою сторону самые широкие слои трудящихся, должен установить с ними прочный стратегический союз. Сугубо подчеркивая это, Ленин писал: «Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетар­скими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинст­вом их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротив­ления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и уп­рочения социализма. Это – особого вида союз, складывающийся в особой обстановке, именно в обстановке беше­ной гражданской войны, это союз твердых сторонников социализма с колеблющимися его союзниками, ино­гда с «нейтральными» (тогда из соглашения о борьбе союз становится соглашением о нейтралитете), союз между неодинаковыми экономически, политически, социально, духовно классами»42.

Таким образом, рабочий класс в условиях своей диктатуры выступает единым носителем власти, но ре-али­зует ее при посредстве теснейшего союза с другими слоями трудящихся, которыми он (как единый носи­тель власти) руководит. Объективной же предпосылкой, делающей такой союз возможным, является совпаде­ние коренных жизненных интересов пролетариата с коренными жизненным интересами других трудо­вых слоев. Как отмечал по данному поводу Сталин, неверно думать, будто союз пролетариата с крестьянством (и, добавим, с дру­гими непролетарскими слоями трудящихся) носит лишь чисто моральный характер. Это есть союз по рас­чету, союз интересов разных классов, имеющий целью взаимную выгоду43. Пролетариат, борясь за свое освобожде­ние от эксплуатации и угнетения, за реализацию своих коренных жизненных интересов, одновре­менно борется за освобож­дение и всех остальных категорий трудящихся, за реализацию их коренных жизненных интере­сов.

***

Из изложенного следует, что диктатура пролетариата (пролетарская диктатура) есть власть рабочего класса, осуществляемая им в союзе со всеми трудящимися массами в целях ликвидации капитализма и полного построения социализма.

Эта власть, повторим, является диктатурой потому, что она возникает не на основе формальных норм буржуаз­ной демократии, а в результате революционного почина масс и непосредственно опирается не на существую­щий в то время буржуазный закон, а прямо и непосредственно на исходящее от масс революционное насилие, используемое для пресечения деятельности враждебных социализму сил. Эта диктатура является пролетар­ской потому, что рабочий класс, как самая революционная часть общества, занимает в нем господствую­щее положение и, находясь в союзе со всеми трудящимися массами, руководит ими в деле ликвида­ции капитализма и строительства социализма.

Ленин указывал, что диктатура пролетариата тем сходна с диктатурой любых известных истории эксплуататор­ских классов (рабовладельцев в Древнем мире, феодалов в Средние века, буржуазии в современном капиталистическом обществе), что она вызвана необходимостью, как и любая диктатура, подавить сопротивле­ние класса, теряющего господство. Коренное же отличие диктатуры пролетариата от диктатуры означенных клас­сов состоит в том, что их диктатура была и остается так или иначе насильственным подавлением сопротивле­ния громадного большинства населения – трудящихся, тогда как диктатура пролетариата есть насильст­венное подавление сопротивления ничтожного меньшинства населения – эксплуататоров44.

 

2. Понятие «диктатура пролетариата» и понятие

«революционно-демократическая диктатура

пролетариата и крестьянства»

Означенные понятия нередко путают, воспринимают как синонимы. В действительности же они – не одно и то же.

Понятие «революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» было введено Лени­ным в связи с событиями Первой русской революции 1905-1907 годов. Она, как известно, носила буржуазно-демократи­че­ский характер: имела целью свержение царского самодержавия и очищение общества от много-числен­ных феодально-крепостнических пережитков. Главными движущими силами революции выступили пролетариат, как ее гегемон, и крестьянство, как его союзник, т.е. громадные массы народа. Поэтому данную револю­цию называют еще первой народной революцией эпохи империализма. И третью ее движущую силу соста­вила либеральная буржуазия, которая, боясь революционного народа, проявляла в действиях против ца­ризма неустойчивость и непоследовательность.

Так вот временное революционное правительство, которое, с победой народа, должно было прийти на смену ца­ризму, Ленин и назвал революционно-демократической диктатурой пролетариата и крестьянства45. Здесь у вла­сти фактически находились бы два класса – класс рабочих и класс крестьян. Олицетворяя собой единую волю революционного народа, эта диктатура должна была отбить неизбежные попытки реставрации самодержа­вия и начать осуществление коренных общедемократических преобразований – ввести республиканский строй, отме­нить помещичье землевладение, установить восьмичасовой рабочий день, предоставить населению ком­плекс политиче­ских прав и свобод, принять меры по улучшению жизни трудящихся.

Стало быть, победа революции еще не означала уничтожения капитализма. Она, наоборот, создала бы усло­вия для его более уверенного развития. И в этом тогда были кровно заинтересованы и крестьянство, и рабо­чий класс. Крестьянство, освободясь от феодально-крепостнических пут, обретало способность полнее релизовы­вать свои мелкобуржуазные хозяйственные потенции. Рабочий же класс получал значительные дополнительные возможности в своем противостоянии буржуазии. Такое совпадение интересов и делало реальным союз данных классов, обеспечивало единую волю революционного народа.

Однако Ленин тогда особо предупреждал, что рабочий класс, борясь вместе с крестьянством за решение общеде­мократических задач, ни в коем случае не должен был ни на мгновение забывать о своих подлинно пролетар­ских задачах и упускать из виду перспективы борьбы за социализм. Он указывал, что крестьянство, вследст­вие своей экономической природы, объективно в целом удовлетворится общедемократическим переворо­том и после него начнет неизбежно колебаться между пролетариатом и либеральной буржуазией. Поэтому рабо­чий класс, как гегемон революции, должен, проводя самостоятельную политику, откалывать беднейшее крестьян­ство (и городские трудовые мелкобуржуазные слои) от либералов, высвобождать их из-под буржуазного влияния и вести за собою дальше по пути борьбы. В конечном счете он должен (совместно с означенной трудящейся мас­сой) перейти от революции буржуазно-демократической к революции социалистической, а тем самым – и от революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства к социалистической диктатуре пролета­риата46.

Впоследствии идея революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства получила широ­кое распространение в антиимпериалистической борьбе тех народов, которые, после обретения националь­ной независимости, выбирали некапиталистический путь своего дальнейшего развития.

Таким образом, в кратко-суммарном виде принципиальное различие между означенными феноменами со­стоит в следующем:

Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства – это явление общедемократиче­ское. Она связана с осуществлением буржуазно-демократических и народно-демократических (национально-демократических) революций. То есть знаменующих или переход общества от добуржуазных от­ношений к капитализму, или свержение антинародного, антинационального, иноземного господства. Представ­ляет собой власть двух означенных классов общества. Ее историческая роль состоит в том, чтобы расчис­тить путь, создать предпосылки для перерастания буржуазно-демократических, народно-демократических (национально-демокра-тических) революций в социалистическую революцию.

Диктатура пролетариата – это явление социалистическое. Она связана с осуществлением социалистиче­ской революции. То есть знаменующей переход общества от буржуазных и добуржуазных отношений к социа­лизму. Представляет собой власть рабочего класса, осуществляемую им в союзе с непролетарскими трудовыми слоями, которыми он руководит. Ее историческая роль состоит в том, чтобы довести социалистическую револю­цию до победного конца, обеспечить полное преобразование буржуазных, добуржуазных общественных отноше­ний в социалистические общественные отношения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты