Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 10 2 страница




4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой. Посему Давид прежде сказал: доколе отвращаешь лице Твое и соответственно этому теперь поставил: призри, т.е. удостой меня Твоей милости. Господи, призри свыше на меня, жестокостраждущего, и, сжалившись, услышь меня молящегося Teбе о помощи. Просвети очи мои, да не когда усну в смерть. Поелику, говорит, ночь и тьма бедствий окружили меня, то оттого сон печали и уныния одержит меня, так как естественное свойство у печальных предаваться сну. Ибо испарение желчи и скорбь сердца наводят на глаза тяжесть и омрачение. Итак по сей причине просветли их, Господи, т.е. дай им (способность) видеть чисто и пролей каплю духовной радости в сердце мое, от которой оно играя и веселясь, отженет сон печали от очей. Чтобы мне не заснуть на смерть, т.е. чтоб этот сон от чрезмерности скорби не причинил мне смерть. Ибо, по словам Сираха, от печали случается смерть (Сир. 38, 20). Или он говорит и об умственных очах души, т. е. уме, который был омрачен тьмою греха. В сем отношении Давид молится об освобождении ума его от таковой тьмы, чтоб ему не умереть во грехах, по Златоусту, сделавшись мертвым для добродетели. Или он страшится того, чтобы чрез совершенное омертвение в нем надежды на Бога не подвергнуться смерти отчаяния.

5. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Если, говорит, я, Господи, подвергнусь какому либо вышеозначенному злу, то враг мой, как видимый, так и невидимый—диавол припишет смерть мою своей силе, т. е. скажет, что он умертвил меня, так как он сделался виновником моих горестей.

6. Стужающии ми (оскорбители мои) возрадуются, аще подвижуся. Если, говорит, внутреннее мое состояние и безопасность поколеблются, то враги мои, в последствии времени надеясь совершенно погубить меня, как не имеющего никакого основания спасения и твердости, будут радоваться.

7. Аз же на милость Твою уповах. Лишившись дерзновения, вытекающего из добродетелей и, сделав столько зла, я теперь надеялся только на Твою милость, как богатую и неисчерпаемую.

Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Предвидя пророческими очами своими падение, которому имел подвергнуться Авессалом, Давид по сей причине говорит здесь, что он будет радоваться о спасении, которое имело быть даровано ему от Бога.

8. Воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго. Буду петь, говорит, устами и прославлять посредством оружия псалтири благодеяния, оказанные мне Тобою, Боже! Ибо Ты благодетельствовал меня освобождением от восстания сына моего на меня. Или можно понимать так: я буду увеселять Бога и созерцательною добродетелью, которая выражается словом —воспою ???, и деятельною, означенною словами—буду прославлять на псалтири. Этот псалом соответствует и всем обижаемым *).

*) Златоуст говорит: видишь ли, каково смирение у пророка? Хотя он мог указать на бесчисленные добрые дела свои и ими умолять Бога, он не делает сего; но прибегает только к милосердию Божие и его предлагает вместо всякого убеждения. Потом будучи уверен, что сею надеждою не обманется, прибавляет: «возрадуется сердце мое». Видишь ли, как душа его способна к упованию? Просит и, еще не получив, благодарит, и поет Богу и делает то все, что делают получившие. От чего же он был столь благонадежен? От великого благомыслия, от великого усердия к молитве. Ибо он знал, что Бог выслушивает тех, которые так молятся: это, говорит, утешает мою душу.

Псалом 13

В конец, псалом Давиду

И этот псалом обещает указать конец того, что в нем предсказано Давидом. На основании сего некоторые с Василием находят здесь пророчество о том, что имело быть во времена царя Езекии и осады Иерусалима Сеннахеримом —царем Ассирийским; другие, как Афанасий,—пророчество о событиях, относящихся к воплощению Христову. Что касается до нас, то мы будем изъяснять этот псалом в отношении к тому и другому мнению.

Ст. 1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Безумный Сеннахерим сказал, говорит, в сердце своем, что Бог Иудейский не есть Бог. Ибо если бы он верил, что Он действительно Бог, то не дошел бы до столь нечестивого помысла и особенно в то время, как ежедневно мог слышать о чудесах, произведенных Богом над врагами иудеев. Таковые внутренние помыслы он не замедлил выразить и словом, злословя Бога Израилева и отправил первого вождя своего—Рапсака— для осады Иерусалима, как это читаем в 4-й Царств в глав. 18 и 19 и у пророка Исаии в глав. 36 и 37 *).

*) Это верх всякого зла. Думать, что нет Бога, но что все произошло само собою—это (безбожие) есть начало всякой необузданности,—всякого беззаконного действия. Что же значит: сказал в сердце?—то, что, поелику есть слово—одно произносимое и другое—состоящее в расположенности; то пророк говорит не о произносимом слове, а о находящейся в душе мысли. Сказал в сердце своем, т.е. помыслил, что нет Бога. И каждый бесстыдно согрешающий тем самым, чрез что показывается презрителем всякого доброго, хотя и не говорит словами, самыми делами и необузданною жизнью едва не говорит, не произносит того, что нет Бога. Другие учителя говорят, что безумный потому только сказал в сердце своем, что нет Бога, и не дерзнул произнести сего, что боялся, чтобы не услышали его слов люди и бесчувственные стихии мира и не умертвили бы его, так как последние красотою и порядком своим проповедуют, что есть Бог, и безумный, отрекающийся бытия Божия, становится хуже бесчувственных тварей. И Феодорит прибавляет: по самой истине и необходимости безумный назван отрекшимся от Бога. Ибо если начало премудрости есть страх Божий, то бесстрашие и безбожность противны мудрости. Также Дидим говорит: безумный безбожник, как неимеющий общего смысла. Также Ориген сказал: безумный мыслит, что нет Бога, посему-то он сказал сие в сердце, а не исповедал его устами по причине страха человеческого.

Ратлеша и омерзишася в начинаниях. Те, говорит, которые окружали царя Сеннахерима, были растленны, как потерявшие правильное познание о Боге и благочестии; они же были мерзки и ненавистны пред Богом по причине неправедных и злых дел своих. Ибо сии нечистые оскорбляли Бога и поносили Его, что Он бессилен и не есть Бог, а народ иудейский устрашали истреблением его. Гордясь таковым поведением своим, они марали и сквернили себя пьянством и сладострастием. Можно думать, что в этом стихе сделано переложение слов, которое можно исправить так: они растленны в стремлениях своих и гнусны *).

*) Основа6ние, говорит, и корень нечестия есть развратная жизнь. Ибо предавшиеся невоздержанию и зверской жизни изгнали из ума своего памятование о Боге. Слова Феодорита. (Смотри и 52 пс). И Златоуст говорит: они растленны, потому что навлекли на нетленное существо тление и изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека,—люди растленные умом.

Несть творяй благостыню, иметь до единаго. Нет, говорит, в числе людей Сеннахерима ни одного доброго, но все злы.

2. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй пли взыскаяй Бога. Бог, говорит, воззрел на сынов человеческих, т. е. принадлежавших Сеннахериму, и находившихся в таком растленном и гнусном состоянии; воззрел, говорит, с неба, потому что почитался живущим на небе; как сказано: Живущий на небесах (Пс.2, 4) воззрел, чтобы видеть, найдется ли кто либо между ними познающий Бога из сотворенных Им чудес, и ищущий Его, т. е. призывающий имя Его согласно с сим: я искал Господа и Он услышал меня (Пс.33, 4), ибо некоторые из знающих Бога предаются своевольствам и не признают Его за Бога *). Давид человекообразно представил Бога преклоняющимся с неба, как бы с высоты, и смотрящим. Ибо как Бог везде, так и знает все. Надобно заметить, что этот образ выражения, т. е. что Бог наклоняется и смотрит, находится во многих местах священного Писания; а сказать иначе, сими словами Давид изображает повсеместное посещение и видение Божие; поелику Он смотрит с неба на землю, и знает все подробно и столь беспредельное почти расстояние не препятствует Ему в том нисколько.

*) Василий Великий изъясняет это так: Бог преклоняется с неба, как живущий в вышних и призирающий на низшее; ибо небо, говорит, престол у Меня, а земля подножие. Но на небе Он не основался, ни на земле не утверждает ног своих. Но поелику мы представляем небо чем-то высшим, то, приспособительно к нашему мнению, Он имеет престол на нем.

3. Вси уклонишася, вкупе неключими (сделались гнусными) быша: несть творяй благостыню, (доброе) несть до единаго *). Все, говорит, уклонились в выше сказанные своевольства и все сделались гнусными, потому что сделались мерзкими и ненавистными пред Богом, и из среды их не осталось ни одного хорошего.

*) Надобно заметить, что в некоторых изданиях св. Писания—Лейпцигских —в этом псалме сделано прибавление. Ибо, думая, что апостол Павел приводит сей псалом в послании к Римлянам (гл. 3) и после слов: „нет ни одного", прибавляет: гроб отверст гортань их и прочие слова, некоторые думали, что сии слова взяты из настоящего 13 псалма и посему внесли оные в сей псалом и тем увеличили его до следующих слов: ни ли уразумеют ecu. Однако ж это мнение их ошибочно. Ибо ап. Павел взял эти слова из Соломона, Исаии и других псалмов Давида, а не из сего псалма. При том должно заметить, что ап. Павел берет сии слова Давида вообще, когда говорит: все согрешили, не исключая никого. Ибо мы прежде доказали, говорит, что иудеи и все еллины находятся под грехом, как написано, нет праведного ни одного, нет разумеющего, нет ищущего Бога,— все уклонились и пр. (Римл.3, 9). Почему и Феодорит сказал: такова-то была жизнь каждого до пришествия нашего Спасителя.

4. Ни ли уразумеют вcu делающии беззаконие? Надобно читать это вопросительно, чтобы выразить следующую мысль: хотя и сказали выше означенные ассириане, что нет Бога; но неужели все сии необузданные в словах и делах не познают, что Бог иудейский есть Бог? т. е. подлинно они познают это, когда в одну ночь будет убито из них сто восемьдесят пять тысяч от Ангела Божия, и когда сам полководец Сеннахеримов убежит со стыдом; он тогда поймет, что Бог еврейский истребил его. Или можно понимать слова сии и так: что узнают не только ассирийцы, что погубивший их есть Бог, но и все прочие беззаконные народы уразумеют Его, когда узнают об истреблении и погублении ассириан *).

*) Божественный Кирилл говорит: поелику прежде сказал, что все уклонились и производят беззаконие, теперь говорит: и неужели они не познают Господа, и не уверуют в Него? И отвечает: да; конечно многие уверуют, но некоторые останутся и в неверии, которые и начнут гнать уверовавших. Или надобно понимать, что все решительно делающие беззаконие не познают Его, как тот же Кирилл говорит: сказал —не уразумеют, вместо того, чтобы сказать: не придут в познание благ делающие беззаконие. По какой причине?—По той, что премудрость не может войти в неустроенную душу и не вселится в тело, подверженное грехам. Ибо как мы не в нечистые сосуды, но в самые чистые вливаем благовонное миро, так и Бог —виновник бытия всех, не в нечистых душах, но в святых и чистых заключает сладость божественных благ.

Снедающии люди моя в снедь хлеба (как едят хлеб), Господа не призваша. Слова сии Бог говорит от лица Своего. Он говорит, что некоторые поедают народ Мой, как хлеб, и истребляют его осадою, голодом и угрозою, те, говорю, не призвали Меня—Господа и Владыку всего, т. е. не назвали меня Богом. Можно допустить и то, что те иyдеи, которые осаждаемы были Сеннахеримом в Иерусалиме называются и народом Давида, так как они происходили из его царства. Посему это слово произносится и от лица Давида, который назвал Господом не самого себя, но Бога *).

*) Это, по бож. Кириллу, говорит о неуверовавших иудеях, которые некоторым образом поедали уверовавших во Христа, преследуя их различными ухищрениями, с расхищением имений их. Посему и Павел написал в уверовавшим из иyдeeв: и расхищение имуществ ваших вы приняли (от них) с радостью. А Михей говорит: все, обижающие бедных и похищающее принадлежащее ближнему, прилично называются съедающими народ Божий, как снедь хлеба, ибо у них, как пища любостяжательности их — обида причиняемая им. Особенно же ты должен разуметь под таковыми учителей иyдейских.

5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Когда Рапсак осаждал Иерусалим, тогда Езекия и бывшие с ним ужаснулись от страха, наведенного им и Сеннахеримом. Посему и говорит Давид, что они убоялись там, где не было страха, т. е. Сеннахерима и Рапсака, которых не следовало бояться. Ибо они не могли устрашить иудеев, имевших поборствовавшим за них Бога *). Это показывает и в следующих словах **).

*) Василий Великий сказал: Весьма много способствует совершенству —страх с умом, страх не ко всему и не такой, какой имеют те, которые при всяком шуме приходят в испуг; ибо таких то и укоряет псалмопевец.

**) Это имеет сходство с страстью водобоязни. Страждущим ею, если б они могли принять воду, это послужило бы лекарством от их страдания. Но они как-то боятся того, что относится к их выздоровлению, и чуждаясь вещи спасительной, от страха, чтобы не погибнуть, они устрояют себе погибель. Так и иудеи, тогда как сам источник к ним взывал: кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пьет, имея чувства душевные объятыми неистовством неверия, страшились страха, где не было страха, отвращаясь пития спасения (у Никиты). И Исихий говорит: Он говорит об иудеях; ибо по истине они не призвали Господа Христа, и поэтому страшились страха излишне, там, где не было страха, когда говорили друг к другу: если оставим этого человека, то придут римляне и овладеют нашим местом и народом, хотя этого не случилось бы с ними, если бы они сохранили веру в Него.

6. Яко Господь в роде праведных. Праведными здесь называет благочестивых. Таковы были Езекия и помощники его, благоугодно управлявшие подвластными им народами. Называет их родом, потому что все израильтяне происходили от одного и того же корня. Или здесь повторяет то, что сказал прежде, как то: войско Сеннахерима страхом устрашилось того Бога, которого—страха,—прежде (убитых) сего опыта —(смерти убитых)—не имело оно. Потому что сам Бог был в роде подвергшихся их нападению иудеев,—Он противоборствовал ассирианам за них. Или и так, что ассириане сильно убоялись Езекии, какового страха прежде не имели к нему. Напротив того, он прежде боялся их и ожидал на следующий день умерщвления себя вместе с прочими иудеями, тогда как ассириане, будучи убиваемы Ангелом, думали, что царь Езекия убивает их и уже в последствии узнали, что Бог иудеев, Который и помогал им, есть истинный Бог.

7. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть. Это сказал Давид к ассирианам. Вы, говорит, почитаете за ничто мысль Езекии, которую он возымел, чувствуя, что он нищ в отношении к готовности на брань. Что ж он помышлял?—то, что поелику ему не оставалось надежды на какую либо помощь человеческую, он должен был прибегнуть к одному Богу, покрывшись вретищем и посыпав перстию главу свою. Узнав это, ассириане смеялись, как над вещью бесплодною. Итак вы, говорит, смеялись над сим советом Езекии; но он имеет надежду и упование свое на Господа и в Нем одном нашел помощника себе.

8. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Кто, говорит, из жителей Сиона или Иерусалима, может дать спасение иудеям, столь сильно изнемогшим? или кто освободит их от рук Сеннахерима и Рапсака? Подлинно никто из людей, кроме одного Бога, на Которого они надеялись. Сказал с Сиoнa; ибо Бога почитали живущим во храме Сиона, и осажденного Иерусалима *).

*) Евсевий говорит: это голос жаждущего того времени, в которое имел воссиять на земли Христос; как бы так говорит: кто даст когда либо достигнуть того самим делом, чтобы сыны человеческие получили свободу от зол чрез явление Христа? Тогда праведники и пророки возрадуются, веселясь как о спасении нашем, так и об исполнении пророчества их. Исихий просит спасения с Cиoнa; ибо там Христос дал нам первое вдохновение (Св. Духа); показывая сие, он прибавил: когда возвратит Господь и проч.

9. Внегда возвратит Господь пленение людей своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Давид разумеет здесь не действительный плен, но плен ожидаемый. Ибо евреи от великого страха ожидали скорого пленения, как окруженные со всех сторон войсками ассириан. А Иаковом и Израилем называет один и тот же народ, как происходивши от корня Иакова, переименованного потом от Бога Израилем. *).

*) С начала сказал: Иаков, а потом Израиль, потому, как говорит Исихий, что для успеха в божественном совершенстве, мы должны быть прежде Иаковом —запинающими диавола и борющимися с ним посредством деятельных добродетелей, а потом ясно видящими Бога, освободясь от уз тела. Итак да возвеселимся и мы, во-первых взявшись за пяту врага, как Иаков —Исава, ибо Иаков переводится запинатель, а потом приблизясь умственно к Богу и удостоясь возможного видения Его, ибо Израиль есть, как изъясняет, ум, видящий Бога. Кирилл говорит: душа пленяется, когда чрез нерадение отступает от добродетели и подвергается греху; а возвращается (из плена), когда чрез покаяние, которое даровал Господь за крест, получает прощение. Исихий: сатана чрез обман пленил нас, лишив общения Духа; а Христос возвратил оное на Сион чрез наитие на апостолов.

А мысль в сказанном есть следующая. Поелику Господь освободил иудеев почти от плена; то по сей причине освобожденные будут радоваться и веселиться, телесно будут радоваться, а духовно веселиться, в первом отношении по причине изобилия и богатства яств, во втором, по причине размышления о Божественных словах, которые прежде понимать препятствовала им осада, которой подверглись от ассириан.

Доселе мы изъясняли сей псалом сообразно с событиями при Езекии и ассирианине—Сеннахериме. Теперь должно изъяснить оный сообразно с теми временами, в которые Господь сделался человеком.

Сказал, говорит, безумный народ иудейский, не понимавший пророчеств о Христе, что Христос, столько произведший чудес, не есть Бог. Но сначала народ иудейский имел такие помышления в самом себе. Потом и явно стал обвинять Христа за то, что Он называл себя Богом. Следующие за сими слова изъясняются почти в таком же смысле, какой мы изложили прежде; потому что не было между иудеями ни одного делавшего доброе, т.е. между теми, которые не приняли учения Господа.

Господь преклонился с неба, значит, что Сын, преклонясь с небес, снизшел на землю, пришел к людям и обращался с ними посредством плоти. — Следующие за сим слова изъясняются согласно с вышеизложенным изъяснением. Слова: нет до одного, должно понимать: кроме одного, т. е. один Христос, обращавшиеся между иудеями,—благотворитель. Слова: ни ли уразумеют вcu делающие беззаконие, должно читать не вопросительно, а положительно в таком смысли, что завистливые и злые, подобно язычникам, иудеи не захотели признать Христа за Бога. Слова: съедающие народ мой, произносятся от лица Христа к непотребным иудеям, как поедавшим устами меча и всякого другого мучения учеников Господа, как хлеб; а Господа их, т. е. Сына Божия не призвали и не назвали Богом.

Далее они убоялись страха там, где не было страха, ибо иyдеи боялись признать Христа за Бога, чтобы не преступить закона, содержавшего заповедь: да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исход. 20, 3); как говорит Божественный Кирилл: опять они убоялись тогда, когда не следовало бояться. Ибо, когда распяли Иисуса на кресте, и думали, что они освободились уже от рук Его, видя Его умершим, тогда особенно устрашились, увидев землетрясение и бывшие знамения и чудеса. Опять, они убоялись, чтоб не пришли ночью ученики Его и не украли Его из гроба, почему и приставили воинов для стражи при нем. Однако ж они убоялись там, где не было страха. Ибо ученики Господа совершенно и в уме своем не имели того, чтоб украсть Его; потому что Господь предсказал им, что Он по своей воле воскреснет в третий день. «Господь в роде праведных», поставлено вместо: в собрании уверовавших во Христа из язычников, которые, признав Христа за Бога, ходили царским путем Божиих заповедей. Ибо когда иудеи не приняли Христа, то Он призвал к вере и познанию Его язычников. Слова: «вы обратили совет нищаго в посрамление», мы можем принять за сказанный о народе из язычников к иудеям, который прежде по богопознанию был нищ, как далекий от оного и покланявшийся бездушным идолам, а потом сделался нищим ради Христа и имуществом. Итак сей то совет народа из язычников иудеи вменили в ничто и смеялись над оным, как пустым – совет, состоящий в том, что они приняли Христа. Слова: «кто даст Израилю спасение с Cиoнa», должно понимать за слова: кто взойдет на гору Сион, окружающую Иерусалим, чтоб читать с оной народу спасение, т. е. спасительные законы, вместо—никто. Ибо у иудеев был обычай делать это в определенные дни, т. е. восходить на гору Сион и там читать закон в слух всех. А этим пророчествует Давид, что по разорении Иерусалима римлянами и проповедании Евангелия во всех концах земли, этот обычай прекратится—обычай читать закон с высокой горы—Сиoнa.

Когда Христос возвратит из плена людей Своих; ибо дам тебе, говорит, народы в наследие твое (Пс.2, 8), которое диавол пленил было оружием обмана своего; тогда, говорю, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль, т.е. пророки, родившиеся от корня Иакова, предсказавшие таковое таинство. Они возрадуются и возвеселятся, ибо увидят исполнение своих пророчеств. Или Иаков и Израиль суть уверовавшие во Христа, кои вместо не уверовавших иудеев, которые происходили от Иакова, вошли в веру во Христа. Сказано же—«возвратит» для означения, что не yверовавшие иудеи возвратятся к своим правам и наследию предков своих, от которых было отпали.

Псалом 14

В конец, псалом Давиду

Словом «в конец» псалом этот надписан потому, что он изображает, каково должно быть совершенство человека в добродетели (потому что греческое ????? значит не только конец, но и совершенство).

Ст. 1. Господи, кто обитает (будет пребывать) в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? При слове жилище Божие и гора святая, иудей тотчас обыкновенно переносился мыслью к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону. Должно однако же заметить, что во времена Давида храм этот не был еще построен и гора Сион еще не была освящена, ибо все это совершилось уже после его смерти. Впрочем, сказанное должно быть понимаемо так по наведении. Итак Давид дает своей речи вопросную форму, спрашивая: кто может сделать то и то? Господи, кто будешь пребывать в жилищи Твоем? Обитателем же обыкновенно называется тот, кто временно поселяется в чужом доме; так, тело наше есть обиталище души, в котором она живет. Итак пророк спрашивает, желая познать: кто считает жизнь в теле временным обитанием, и пользуется им, как чужою собственностью, не заботясь много о нем. Говорит же: в Твоем жилищи для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом — Словом и назначено Им для обитания души. Или же так сказано для обозначения того, что и Сам Он некогда имел обитать в нем, сделавшись ради нас человеком. Или кто вселится во святую гору Твою? Выражение вселится значит отдохнуть после трудного путешествия. Под святою же горою нужно разуметь место превыше небес, возвышающееся над людьми, находящимися как бы внизу, т.е. в этом мире. Ибо говорит апостол: Приступисте к сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр.12,22). Итак говорит пророк: кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и в вечных жилищах?

2. Ходяй непорочен и делаяй правду. Это ответ на прежний вопрос. Тот, говорит пророк, будет пребывать и поселится, кто обладает теми совершенствами, о которых имеет быть сказано ниже; в приведенных словах пророк изображает человека, проникнутого добродетелью. Именно тот, говорит он, который совершал бы непорочно свой жизненный путь и делал бы правду. Под непорочным же должно разуметь человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо чрез него ум наш возносится к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается. Форму же настоящего времени в глаголах ходяй и делаяй пророк употребил для того, чтобы показать, что мы никогда не должны отставать ни от созерцания, ни от добрых дел. И так как жизнь деятельная слишком разнообразна в своих проявлениях, то он назвал ее здесь вообще правдою, так как правда проникает все добродетели. Правда же есть всякий праведный поступок. Оказавши сначала вообще о правде, пророк показывает далее в частности, в чем она должна состоять.

3. Глаголяй истину в сердце своем, т. е. кто хранит истину в душе своей и исповедует ее устами.

Иже не у льсти (не льстит) языком своим. И опять: тот, кто говорит истину и не льстит, т. е. кто содержит истину в себе и говорит ее пред другими. Как выражением в сердце своем пророк обозначил внутреннее задуманное слово, так выражением языком своим —внешнее (сказанное) слово.

И не сотвори искреннему своему зла. Все мы искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства. Под злом разумеется обида. Пророк упоминает последовательно—сначала о сердце, потом о языке, и наконец о действии, ибо человек первее всего обыкновенно чувствует, затем говорит, наконец действует.

И поношения не прият на ближния своя. Искренний и ближний—одно и тоже. Кто, говорит пророк, не употребляет поношения, как бы некоего оружия, против ближних своих, т. е. кто не подвергал их поношенно, когда они погрешали в чем-нибудь, или подвергались искушениям, или же испытывали какие-нибудь несчастия. Ибо поношение имеет целью осмеяние ближнего, в противоположность обличению, которое имеет целью исправление проступка; и обличение мы не считаем обыкновенно чем-нибудь дурным, тогда как поношение совершенно напротив.

Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит. Он воздает, говорит, каждому должное. Так нечестивого он считает за ничто, хотя бы он был знатен и богатством, и благородством, и славился чем-нибудь другим; а боящихся Господа прославляет, хотя бы они находились и в несчастии. Ибо блажени вcu боящиися Господа (Пс.127, 1).

Кленыйся искреннему своему и не отметаяся (не изменяет). Древние употребляли клятву для подтверждения сказанного; ибо клятва действительно есть ни что иное, как подтверждение речи, при чем мы обыкновенно призываем в свидетели самого Бога. Ветхий завет клятву допускал, в которой имя Божие произносилось для подтверждения истины, дабы, клянясь идолами, народ не увлекался в идолопоклонство; Новый же завет, заповедуя совершеннейшим более совершенное, клятву совершенно отверг. Ибо хоть и есть некоторые выражения, имеющие вид клятвы, но это не клятва, а некоторый знак почтения для слушающих клятву. Тако ми здравия Фараона (т.е. клянусь здоровьем Фараона), говорит Иосиф. Но лучший образец клятвы оставил христианам апостол Павел, говоря: свидетель мне Бог, которому аз служу духом моим (Римл.1, 9), и еще: аз свидетеля Бога призываю (2Кор. 1, 23) и т. п.

5. Сребра своего не даде в лихву (в рост). У древних лихоимство почиталось крайне презренным, постыдным и мерзким. Ибо тот только милосерд, кто, давая что-нибудь взаймы другому, почитает достойным взять от него обратно только то, что дал. И иначе может быть понимаемо это место, именно: кто божественные глаголы, называемые сребром, очищенным посредством огня и земли, не преподавал кому-нибудь ради каких либо внешних выгод, но учил всякого даром и без воздаяния.

И мзды на неповинных не прият. Т. е. кто не брал никаких подарков во вред невинным.

Творяй cия, не подвижится во век. Изобразив человека совершенного в отношении добродетели, пророк присовокупляет и соответствующее сему изображению заключение. Кто, говорит он, исполнит все сказанное, будучи совершен, тот не поколеблется на той твердыни, которую он имеет в Боге. Выражение во век употреблено вместо никогда, или же в продолжение всей настоящей жизни. А если не поколеблется в настоящей жизни, то тем менее в жизни будущей.

Псалом 15

«Столпописание Давиду»

Для увековечения славы героев, в древности воздвигали им памятники, делали изображения их или статуи, которые должны были возвещать потомству об их геройской неустрашимости. Вместо подобных памятников, псалмопевец сложил этот псалом в честь победителя Иисуса Христа, уничтожившего своим крестом, как бы копьем, самую смерть и диавола, имеющего власть над смертью. И так как Иисус Христос остался непричастным никакому греху, то и душа Его не была пленена адом, а скорее обезоружила самый ад; равным образом и плоть Его не видела тления, и воскресла в третий день после смерти. Об этом воскресении апостол Петр говорит в книге Деяний, развивая в своей речи ту же мысль о воскресении, какая раскрыта и в настоящем псалме. Таким образом Спаситель, за эти свои «величайшие деяния», воздвиг Себе памятник устами Давида; при чем, без сомнения, всесвятой Дух Божий вдохновлял и возбуждал Пророка—псалмопевца. Пророк описывает не только самый вид победы (исход ее), но он касается также отчасти и тех обстоятельств, которые происходили прежде окончания победы.

Ст. 1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Эти слова, сказанные пророком от лица Иисуса Христа, более приличны человеку, нежели Богу. И Спаситель именно, как человек вел войну со врагом, но не как Бог, научая нас чрез это, что враг удобопобедим для людей искусных в борьбе, и вместе показывая нам то, какими способами Он одолел врага, и таким образом оставляя нам в лице своем верный первообраз для подражания. Итак Спаситель обращается с молитвою к Богу— Отцу как человек; о такой человеческой Его молитве с особенною ясностью упоминается в Евангелии. Здесь Он просит сохранить Его от всяких козней врага, явных и тайных, говоря: Господи! сохрани Меня, ибо Я на одного Тебя возложил свое упование; ни на кого другого Я не надеюсь. Ибо Я знаю что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты