Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Значение времени внутриутробного развития




Зарождение новой жизни —
великая Божия тайна

Разговор о рождении и воспитании ребенка начнем с внутриутробного развития. Момент зарождения жизни нового человека есть величайшая тайна, которую невозможно ни описать, ни уразуметь. Несмотря на то, что такие науки как физиология или эмбриология достаточно подробно описывают весь процесс, вплоть до клеточного и молекулярного уровней, остается совершенной тайной — почему это происходит именно таким образом? Ибо ни биология, ни биофизика не могут объяснить тех явлений, которые совершаются при слиянии двух начальных родительских клеток, их постепенного умножения и образования из них, в конечном итоге, маленького человека.

Тем паче остается величайшей тайной процесс формирования души ребенка, как души целостной и живой, и сразу по рождении вполне проявляющей в себе все основные начальные человеческие свойства.

По опыту истории всей Церкви благочестивые родители уделяли особое внимание всем периодам внутриутробного становления ребенка, то есть полагали основание своего спасения как родителей и как чад Христовых в воспитании ребенка для Небесного Царствия с самого момента зачатия. Более того, родители памятовали о благословении Господнем, которое было дано Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16). Адаму же было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19).

В этих благословениях, данных Богом, каждый верующий родитель слышит возможность обрести спасение. Именно через исполнение этих постановлений Господних и даруется нам обретение райских обителей. Скорбь в ношении ребенка, муки рождения, воспитание дитяти, добывание хлеба насущного в поте лица служат человеческому спасению. В этом — главное основание отцовства и материнства, которое усваивает себе христианин.

Опыт Церкви показывает, что момент зачатия, где две души — отцовская и материнская, соединяются ради появления на свет еще одной души, имеет важное значение. В рождающуюся душу Бог вкладывает дух — личное начало будущего человека. Как однажды Бог сотворил Адама, так и ныне творит Он начало каждого человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 2,7). Только теперь, в отличие создания Богом Адама, в сотворении ребенка участвуют еще и родители. Этот самый момент является одновременно приобретением от родителей некоторого начального резерва жизни, ее начального характера, который вкладывается в будущего ребенка. Поэтому-то, в каком настроении пребывают родители в этот момент, каковы их чаяния, какое у них физиологическое состояние, — все это имеет огромное значение. «Маной помолился Господу и сказал: Господи, пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем» (Суд. 13, 8). И родился Самсон.

Беда сегодняшних детей в том, что рождаются они от родителей, никем не наученных, более того, нередко развращенных и не подозревающих горьких последствий своего беспечного образа жизни.

«Пьяницы рождают пьяниц»

Например, известно, что зачатие, совершаемое в пьяном виде, сильно сказывается на физиологическом состоянии ребенка. В большинстве случаев дети, зачатые в таком виде, развиваются в утробе матери ненормально. Происходит много различных сбоев в физическом развитии ребенка. Известно, что на молекулярном, тканевом, телесном уровне, происходят различные недостачи, сбои, искажения. В результате этого дитя развивается неестественно, ненормально, рождается больным.

С древних времен известно вредное влияние пьянства родителей на развитие детей и пагубные последствия зачатия в нетрезвом состоянии. Греческая мифология назидательно повествует, что богиня Гера родила от совершенного умом и телом, но опьяневшего царя богов Зевса, сына Гефеста. В результате он родился кривобоким, хромоногим, слабым телом, и при этом имел неуравновешенный характер.

Основоположник медицины Гиппократ, клятву которого до сих пор принимают врачи всего мира, указывает, что виновниками эпилепсии, слабоумия и идиотизма у детей являются родители, которые употребляли спиртные напитки в день зачатия.

Аристотель писал, что женщины, предающиеся пьянству, рождают детей, похожих в этом отношении на матерей. А известное изречение Плутарха: «Пьяницы рождают пьяниц» стало крылатым.

Сегодняшняя статистика доказывает, что дети-идиоты зачаты родителями после употребления спиртного. Специалисты говорят, что пагубное воздействие на зачатие оказывает даже небольшое количество алкоголя в крови. Поэтому даже однократное употребление в день зачатия может вызвать непоправимые последствия. Можно отметить, что число детей, зачатых родителями после употребления спиртных напитков (или если мать употребляла спиртное в первые месяцы беременности), с каждым годом растет.

Кроме спиртного, известно, что состояние сильной депрессии (если кто-либо из родителей находился в таком состоянии в момент зачатия) сильно сказывается на состоянии души будущего ребенка. Закладывается склонность к тоске, к различным обидам, вспыльчивость, капризность. Из всего этого можно заключить, что момент зачатия является чрезвычайно значимым.

Зачатие здорового ребенка
Церковь и семейное благочестие

Если мы обратимся к опыту святых угодников Божиих и благочестивых родителей, то увидим порой неожиданный, необычный и неприемлемый для современного человека обычай — сугубо приготавливаться к зачатию ребенка. Существовали семьи, в которых дитя зачиналось после специального молитвенного приготовления. Родители брали на себя тот или иной молитвенный подвиг, полностью вычитывали для этого Евангелие или Псалтирь, испрашивали благословения, постились, причащались, и после этого, благословясь, сочетались, дабы дитя было обретено для Царствия Небесного.

Надо полагать, что благочестивое настроение родителей, призывание помощи, благодати Божией дают свой отпечаток на развитии ребенка. В детскую душу с первого мгновения полагается особое благословение Господне.

Псалмопевец и пророк Давид говорит: «Вот наследие от Господа — дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126, 3). Вспомним здесь и о Самсоне: «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: Вот ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13, 2-5). Сам Ангел из попечения о будущем младенце и о всех детях вообще показывает нам одну сторону подготовки к зачатию — воздержание от вина и пост.

Молитве о даровании чада научают нас праведные Иоаким и Анна: многими постом и молитвами, в горести души своей и в скорби сердца просят они Бога, да дарует им чадо. Вспомним еще, что оскорбляемый Иоаким к молитве своей присоединил сорокадневный пост.

А вот мать пророка Самуила Анна, жена Елиана, молится Богу. «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: "Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу (в дар) на все дни жизни его (вина и сикера не будет он пить) и бритва не коснется головы его"» (1Цар. 1, 10-11).

Такие обеты давали родители о чадах своих прежде их рождения. Сколько слез пролито женами Ветхозаветных времен, дабы разрешилось чрево их: и Сарра, жена Авраама, была бесплодною, и Ревекка, жена Исаака, и мать Иоанна Крестителя Елисавета, и мать Пресвятой Богородицы — Анна.

В Новозаветное время это Марфа — мать преподобного Даниила Столпника, Анна — мать преподобного Стефана Нового, которая имела уже двух дочерей, но очень хотела сына и вместе с мужем много времени скорбела к Богу, благотворила нищим, усердно молилась, пока однажды не услышала ответ Матери Божией, благословляющей ей зачатие ребенка. Отец преподобной Евфросинии Александрийской (память ее 25 сентября) вместе с женою много молился, чтобы получить благословение Божие на рождение своей дочери, много раздал милостыни нуждающимся, пока в одном из монастырей не получил утешения о том, что родится у него дочь. Так святые угодники Божии относились к зачатию ребенка, полагая в этом событии важнейшее основание характеру всей будущей жизни чада.

Особым образом к рождению ребенка относится Сам Господь. На протяжении всей истории народа Божьего мы наблюдаем особый Промысл Божий о рождении очередного праведника в народе Своем. Со тщанием Господь приготавливает родителей, чтобы через них без вреда совершилось дело рождения избранника Его, и ребенок с самой утробы возрастал как чистейший сосуд Духа Божия. Для этого Он удерживает неплодство родителей до глубокой старости, давая время не только для изживания страстей, но и для совершения слезного труда в испрашивании и приобретении внутреннего, сердечного благочестия.

Грех или добродетель
будут доминировать в новорожденном?

Из всего сказанного мы не должны выносить неутешительный приговор по поводу ныне рожденных детей, по отношению к которым, конечно же, ничего из описанного не соблюдено или соблюдено очень мало. Велика милость Божия и силен Господь даже из семьи, которая не имеет благочестивых корней, восставить ребенка к богоугодной жизни. Тому немало примеров можно найти в житиях святых, рожденных у крайне нечестивых родителей, в семьях язычников и даже преступников. Поэтому пусть ничто из прочитанного здесь не будет поводом к унынию и отчаянию, но все — к благоразумной пользе. Тем, кто собирается родить ребенка — к благочестивому приготовлению, тем, кто уже родил — к рассуждению о причинах характера детей, покаянию, исправлению ошибок и дальнейшему воспитанию.

Мы же вернемся к содержанию разговора и всмотримся в ребенка. В нем, как и во взрослом человеке, можно различить телесное, душевное и духовное. В то же время можно увидеть, что в нем есть падшая, греховная натура, которая передается родительской душой ребенку по роду, а есть Богодарованное, т.е. личный дух дитяти.

В момент зачатия одна из составляющих зарождающейся личности ребенка получает сугубую поддержку и подкрепление. Через греховное состояние родителей или крайнюю страсть, например, пьянство, ссору, блуд, импульс к жизни может получить сторона греховная. От доброго расположения родителей и от их желания ребенка и любви к нему импульс к жизни получит Богодарованная природа души. От благословения, испрошенного у Бога, к жизни обретется духовное личное начало в ребенке. Таким образом, родители могут поучаствовать в формировании ребенка при зачатии по-разному. Одни — своей падшей натурой, и этим они положат в ребенке начало его падшего развития, и оно будет преимуществовать над его Богодарованными возможностями. Вторые — по-человечески, по-доброму отнесутся к будущему чаду, и будучи, возможно, людьми неверующими, благочестиво зачнут ребенка и дождутся его с любовью и благоговением. Тогда душа дитяти будет укреплена нравственным или душевным попечением родителей и благодаря этому будет преимуществовать в данном ребенке и в дальнейшем. Если же родители верующие, они испросят благословения Божия, и Господь, благословляя, укрепит и подаст жизнь духовному началу в ребенке, укрепив в нем Богодарованную природу.

В истории Церкви известны случаи, когда супруги уговаривались между собою, чтобы сочетаться только ради рождения дитяти, поэтому всякий раз особо приуготавливались к этому. Вне этого смысла они не соединялись. Конечно, для нас это кажется странным, невозможным, может кто-то и вовсе этого не воспримет. Но тем не менее, ревность о Боге и благочестие православных людей проявлялись, да и ныне проявляются именно таким образом.

Надо памятовать, что по человеческой немощи Господь заповедал иметь брак для двух целей: первая — деторождение, вторая — для угашения разжения. «Жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2, 15) и «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7, 9).

Чудо творит душа

После зачатия ребенка начинается его развитие. В утробе матери происходит удивительный процесс. Начальная клетка делится на 2, каждая из них — пополам, потом образуется 16, 32, 64, получается некий шар клеточек, однослойный, внутри — полый, наполненный жидкостью, а снаружи как мяч. Затем этот шар клеточек становится двухслойным. При этом вначале все клеточки совершенно одинаковые. Затем верхний слой начинает постепенно умножаться, преобразовываться в наружные органы, в части тела, в кожу, в мышцы, в скелет, в костный и головной мозг. А внутренний слой клеточек начинает превращаться во внутренние органы — печень, селезенку, сердце, кровь. При этом в каждом слое начинается движение клеток. Чтобы образовалась рука, должна появиться кожа, мышцы, каждая мышца имеет мышечные волокна, внутри образуются сальные железы, кровеносные сосуды, нервные волокна. Клеточки должны сформироваться так, чтобы между ними образовалось множество капилляров, сосудов, узлов, сплетенных в сложную сеть по всему организму. Затем формируются кости. Кость сама по себе имеет достаточно сложное строение. Все это определенным образом располагается относительно друг друга и образует совершенный орган — например, человеческую руку.

Конечно, тайна развития эмбриона, развития человека в утробе, настолько неописуема, настолько неведома и глубока, что всею современною наукою объяснить ее невозможно. Различные попытки материалистического объяснения физическими взаимодействиями молекул и тканей между собою никакого удовлетворительного объяснения дать не могли. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11, 5).

Церковь знает, что эта тайна совершается благодаря действию души в теле ребенка. Это душа управляет телесным развитием, это она учиняет такую последовательность формирования человека. Под ее созидательной властью, данной ей от Бога,из этих клеток творится образ каждого органа, каждой ткани, каждой части тела.

Душа имеет в себе вложенный от Бога образ, и благодаря этому все люди имеют одинаковый вид — у всех есть руки, голова, глаза, печень, кровь и прочее. Образ, вложенный в Адама при творении, един. Он-то и продолжает передаваться из поколения в поколение, и по этому образцу совершается всякий новый человек. Дух человеческий при этом освящает душу, благословляет ее благословением Господним и имеет силу от Самого Бога. «Светильник Господень — дух человека» (Притч. 20, 27), «Господь, образовавший дух человека внутри него» (Зах. 12, 1).

Итак, человек получает дух, зачинается и развивается внутриутробно по непостижимому Божественному действию. Дальнейшее его становление в немалой степени зависит от родителей, потому что человеку Господь дал силу и власть «плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею» (Быт. 1, 28). И по совершенной любви Своей, Он дал свободу распорядиться этою силою и властью так, как сам человек того пожелает. Имеющий сыновнее чувство будет ходить по стопам отца, и любящий ни в чем не поступит вопреки любимому. Но если человек попирает свое сыновнее чувство и изменяет любящему его, тогда в нем начинаются «самовластные стремления», по которым нарушается весь порядок его жизни и развития. Власть человеческая, потерявшая связь с Богом, становится причиной глубоких нарушений естественного порядка становления ребенка.

Почему непослушны
нежеланные дети?

Выше мы говорили о значении приготовления родителей к зачатию, теперь остановимся на влиянии отношения отца и матери к внутриутробно развивающемуся ребенку — желанный он для них или нежеланный.

Согласно множеству наблюдений педагогов и психологов обнаружено, что почти все нежеланные дети, в конечном итоге, страдают различной степенью непослушания. По некоторым сведениям, до 90% таковых детей оказываются преступниками разной степени и разного масштаба. Одни преступают юридические законы, другие до этого, может быть, и не доходят, но преступают закон той среды, в которой они воспитываются: законы школы, правила поведения в обществе. Третьи — даже в этом как-то еще сохраняются, но зато нарушают нравственные правила жизни в своей семье. В большинстве своем они капризны, неуравновешены, неустойчивы, непослушливы, упрямы, прихотливы. Такие дети могут быть очень привязчивы к родителям, иногда до такой степени, что порой вызывают раздражение, возмущение, досаду на них.

Почему так происходит? В Богодарованной природе ребенка силы души во внутриутробный период с одной стороны направляют развитие тела, с другой — сами нуждаются в питании и формировании. В утробе матери душа ребенка не только формирует тело, но и сама формируется. Резерв для телообразования она имеет изначально, а вот для собственного образования черпает силы с одной стороны, от духа, а через него от Господа, а с другой — от родителей (их душевного внимания, любви). Но, с умножением греха в человечестве, сила духа каждого отдельного человека угасает. Умножается в нем маловерие и неверие, человек отпадает от Бога. Дух его теряет освящение Господне. В таких случаях формирующееся дитя, связанное узами духа (наследство, доставшееся ему от родителей), частично или полностью лишается отношений с Богом. Изнемогающий дух, не получая благодатной поддержки, не может питать силы души. Ребенок обращается тогда ко второму источнику питания — к любви родителей. И тут встречает отторжение, нежелание — он у них нежеланный. Богодарованная душа ребенка не получает поддержки, ни первой, ни второй. Силы души истощаются. Но тогда со властью начинает развиваться в нем страстная эмоциональность или покровы сердца, подавляющие и рассеивающие силы души. Прежде всего верхний покров — доминирование плоти (свт. Феофан Затворник). Уже не только дух и душа руководят телесным развитием ребенка, но тело все более начинает подавляться по словам преп. Андрея Критского, «само­власт­ными стремлениями». Чем более преобладает плоть, тем более ребенок впадает в зависимость от физиологических, физических и биохимических воздействий. Малейшие нарушения материальных условий (ненормальное питание матери, нагрузки, состояние ее организма, особенно болезни) непредсказуемо влияют на ребенка. Раздираемый страстной эмоциональностью, зависимый от прихотей тела и не получающий любви, не поддерживаемый в силах души, ребенок начинает задыхаться в утробе, становится неспокойным, толкается, крутится и нередко обвивается пуповиной. Результатом физической неуравновешенности могут быть преждевременные роды, нарушения в развитии тела, органов, мозга, нервной, эндокринной и иммунной систем, лимфы, крови.

Когда закладываются
психопатические отношения в семье

В душевном развитии ребенок, не получив родительской любви, будучи нежеланным матерью или отцом, несет глубокий дефицит любви. И эта потребность возмещения, восстановления недоданной любви побуждает его привлекать внимание родителей к себе действиями не сил души, которые подавлены, а действием страстной эмоциональности. Если же родитель не любил ребенка и не хотел его, значит, по отношению к данному ребенку у него силы любви не проявляются. Дитя, жаждущее любви, не может пробудить родительскую любовь, потому что ее нет.

А что же есть в этих родителях? В некоторых случаях — досада, в других — раздражение: «все-таки родился, приходится растить», в иных случаях — глубокая обида на свою «неудачную» судьбу, а по отношению к ребенку отвержение, неприятие. Ничего другого у него в душе нет.

А ребенок ищет любви! Но, желая любви, он сталкивается с подобной ему недостачей душевных сил в родителях и с подобной же реакцией их страстной эмоциональности. Начинаются отношения психопатического круга, в котором ребенок не может не привязаться к родителям. Он ищет хоть какого-то общения с ними! Например, один родитель может общаться с ребенком только с досадой. И тогда ребенок, ожидая родительского внимания, его обращения к себе, обнаруживает, что если он досадит родителю, тогда они будут вместе!

Другой родитель способен только на раздражение, у него к ребенку больше ничего нет. И дитя, вызвав родителя на раздражение, получит его внимание к себе. Вот так, методом проб и ошибок, ребенок обретает пути и способы для общения со своими родителями. Родитель может его бранить, кричать. Но при этом внутреннее ребенка, его страстная эмоциональность, жаждущая родительского участия, будет тем самым удовлетворена. Внешне все выглядит неприятно, больно, иной раз даже до полусмерти. А внутреннее ребенка, его искаженная душевная природа, тем не менее, получает удовлетворение, потому что родитель рядом, потому что родитель худо ли, бедно ли, но с ним. Дитя в утешение может как бы сказать себе:

— У меня есть мама, она занимается мною. Правда, таким странным, неприятным для меня образом: раздражаясь, придираясь, крича и срываясь, но она со мной. У меня есть папа, который тоже занят мною. Правда, приходится после его побоев восстанавливаться, отлеживаться, но он занимается со мной.

И неудивительно, что при таковых родителях нежеланный ребенок от рождения и до семи лет усваивает такой искушающий образ отношений с людьми. Он постоянно вызывает раздражение, досаду, и этим добивается родительского участия, постепенно забывая заложенные в нем другие, Богодарованные, образы отношений с людьми. Его душа не развивается в своем естественном общении с ними. Она усваивает и формирует в себе только такой способ, который задан ему родителями.

Естественно, что такой ребенок, попадая в общество, в круг других людей, старается делать то же самое. Внутренне он желает, чтобы им были заняты, а внешне достигает этого, вызывая досаду или раздражение. В этом он мастер! Он так точно, так хорошо это делает, что порой окружающие люди, такие же неуравновешенные, не способные держаться в добре, быстро реагируют на искушение, и отвечают ребенку тем, чего ищет его страстная эмоциональность. На самом же деле душа его жаждет внимания, участия, но по своей жизни знает, что достигнуть этого можно только таким образом, какой он получил в семье. Неудивительно, если ребенка научить общаться по его естественной душевной потребности, научить быть добрым, отзывчивым, то можно постепенно реанимировать, восстановить нормальную жизнь его души.

В утробе и в первые годы после рождения ребенок закрепляет тот или иной способ общения. Например, возьмем случай с желанным ребенком. Дитя родилось, и родители расположены к нему только одним образом — всеотдающим служением, раболепием. Мать лелеет малыша, угодничает перед ним и во всем ему потакает. Что он ни попросит, материнское сердце тут же выполнит. Она лелеет своего малютку, обволакивает его морем ласки, сюсюкает. Отношения такой матери со своим чадом могут быть только чувственными. И чтобы общаться с матерью, завладеть ее вниманием, ребенок будет пробуждать именно такие ее чувства. Поэтому сначала он будет просто просить то, чего ему захотелось, затем, возможно, будет добиваться этого капризами, истериками. Чем сильнее мать рассусоливается, тем становится все более раболепной, служащей ребенку. По-другому она не хочет. Сначала не умеет, потом не хочет. И настолько при этом чувствует себя настоящей матерью, что даже не осознает неправды подобного образа общения с ребенком. Ведь другого способа она не знает. В результате ребенок превращается в полного «царька» в доме.

Любой ребенок нуждается в родителе и хочет быть с ним едино. Поэтому он подсознательно ищет точное средство, которым завоюет родительскую занятость собой. Только эта занятость будет разной. В одном случае — доброй, в другом — злой, в третьем — благочестивой, т.е. благословленной.

В ожидании ребенка
Участие отца

Но вернемся к внутриутробному развитию. Мы говорили о том, как много для формирования ребенка значит — желанный ребенок или нежеланный. Нередко думают, что это относится только к материнскому желанию ребенка. Нет, не только! Влияние отца на развитие ребенка не меньшее, чем влияние матери. Отцовская и материнская души, вызвавшие в этот мир душу ребенка, не отчуждаются от нее после зачатия. Ребенок, формирующийся в утробе, продолжает быть в таинственном, незримом общении с душами отца и матери.

О том, что существует незримое общение душ, мы с вами знаем по очень простому примеру: если некоторое время пристально смотреть в затылок другого человека, то он поворачивается. Что это? Может, из глаз идут какие-то импульсы и поэтому человек чувствует на затылке чужой взгляд? Нет. Через взгляд происходит особое внимание, идущие от души к душе, это внимание слышится человеком и он оборачивается.

Бывают случаи, когда мать, отправив ребенка куда-либо — в армию или пионерлагерь, начинает вдруг тревожиться. А потом выясняется, что в тот момент, когда она тревожилась, у ребенка были какие-то трудности. Оказывается, мать тревожилась не зря. Известны случаи, когда родители остро переживали момент гибели своего ребенка, каким-то неожиданным, навалившимся внутренним чувством горя, как бы «потерей себя». Дети знают свои сыновние чувства, когда скучают о родителях, и в этих переживаниях, как эхо, слышится и чувствуется ответная тревога их родителей. Все эти случаи нам известны, может, у каждого был опыт такого общения душ, которое не знает ни преград, ни пределов.

Участие отца в становлении души ребенка чрезвычайно важно. Со стороны матери дитя приемлет жизненные силы вообще для любви к жизни или жизнелюбия. Чем больше мать внимает становлению своего ребенка, тем больше жизнелюбия будет в нем на протяжении всей его последующей жизни. Со стороны же отца дитя получает способность к покрову — к покровительствующему, заботливому и участливому отношению к людям.

Если девочка не имела отца, или же отец не обращал на нее внимания, будучи поглощенным в свою собственную жизнь, вероятнее всего, что она не будет иметь способности к заботе. Чертам ее характера будет свойственна хладность, равнодушие, черствость по отношению к другим. Образа заботы, идущего от отца, она не получила. Тем паче мальчик: если он не имел отцовского отношения к себе, то в дальнейшем не сможет быть ни покровом, ни главою семьи, не сможет проявлять заботу о ближних.

Мы знаем, что Господь, сотворив человека, определил главным в доме быть Адаму, т.е. свойства главы семьи даровал мужу. Каковы эти свойства? Муж и отец по отношению ко всем домочадцам должен быть точно таким же, как Господь по отношению к Своей Церкви. А Господь по отношению к Церкви есть Любовь, Покров, Защита. Защита от вражьих сил, от нападений, как внешних, так и внутренних. Внешних — неблагоприятных обстоятельств, демонических наваждений, нападений, а внутренних — брани страстей. Точно таким образом и муж, отец в доме должен быть защитою, как в телесном, душевном, так и в духовном. В телесном он буквально обеспечивает защиту от врагов, поэтому он — воин, защитник Родины, своего дома от всяких бандитов, воров. Он должен быть кормильцем дома, т.е. приносить продукты и деньги в дом, пахать землю, выращивать скотину. Жена же должна приготовить пищу из того, что он принесет в дом. По душевным свойствам он должен быть покровом, хранить домашних своим сердечным отношением, милостию, терпением, участием в их жизни. Его обязанность хранить в мире своих детей и супругу, спасать их от страстных переживаний, от душевных немощей, от капризов, упрямства, истерик. Пока полнокровный отец в доме, никто не может прийти в состояние каприза, обиды, плача, потому что он утешит, направит, благословит, подскажет. Он же и запретит, накажет и заставит. И никакая чувственность не будет иметь при нем силы. Если отец внимает ребенку еще в утробе, заботится о нем, то этим он укрепляет его. Любовь к ребенку будет сказываться и в его особом попечении о беременной своей супруге.

Образ отца в Священном Писании

Образ отца предстает перед нами со страниц Священного Писания.

«Поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2Цар. 12, 15-16).

«Иаир, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: «Дочь моя при смерти; прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мк. 5, 22-23).

«Господь положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,— возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77, 5-7).

«Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним» (Быт. 18, 19).

«Отец мой учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи» (Притч. 4, 4).

«Кто любит сына, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25).

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда» (Притч. 19, 18).

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притч. 29, 17).

«Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7).

«Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5, 8).

«Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Божию и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс. 77, 3-4).

«Положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу.., и учите им сыновей своих.., дабы столько же много было дней ваших... я предлагаю вам благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего...» (Втор. 11; 18, 21, 27).

Во всех приведенных словах перед нами встает образ мужа, отца, образ главы дома своего.

Отцовская любовь и забота — основа становления
у ребенка будущего отцовства и материнства

Что же сегодня может проявить отец к своему ребенку? Каким же должен быть современный отец по отношению к своему сыну или дочери? Какие душевные качества необходимо ему проявлять?

Минимальное — это внимание к ребенку, память о нем. Большее — это сердечное отношение: размышление о ребенке, сердечное чувствование, участие в нем, где бы отец ни находился,— на работе ли, с друзьями, близко ли, далеко ли — это не имеет значения. Наконец, самое глубокое, — это молитвенное памятование о ребенке, когда родитель обращается к Богу. Отсутствие такового попечения приводит к угасанию некоторых душевных проявлений у ребенка.

Там, где отца в доме нет или он присутствует номинально, а его отцовского внимания к ребенку нет, девочка, подрастая, часто правильного отношения к мальчику, юноше, мужчине не приобретает. В детстве такие девочки иногда дерутся с мальчиками, задевают их. Вырастая, такие девушки иногда, к сожалению, не могут построить правильных отношений с мужчинами. Они либо предъявляют претензии мужчинам, и по этой причине ссорятся с ними, либо боятся их: «не умею общаться, не знаю как отвечать». Их сковывают внутренний страх и боязнь. Общение с мужчинами для некоторых девушек, выросших без отца, становится тяжелым испытанием. И когда такая девушка выходит замуж, и муж становится близким человеком, эта боязнь снимается, но настоящие человеческие чувства могут так и не появиться. Такие женщины могут до конца своих дней так и не узнать внутренней природы души своих мужей. Из этого следует, что их женская природа не реализовалась, ибо подлинно женская природа непременно обращается к мужской и узнает ее. Подобные по проявлению отношения к противоположному полу приходится наблюдать и у мальчиков, недополучивших правильного отцовского воспитания.

К сожалению, мы видим, что значительная часть населения, вступающего сегодня в брачные отношения, пребывает в состоянии, когда в должной степени не познается ни мужская природа, ни женская. Большинство принимает страстную природу отношений за мужскую и женскую, полагая, что блудная страсть в женщине — женская природа, а в мужчине — мужская. Это неправильно. Тайна мужской и женской природы лежит во внутриутробном благословении родителей будущему ребенку, и оттуда открывается в великодушии и покрове отцовства в мужчине и в благодарности и кротости материнства в женщине.

Кто питает детскую душу?

Если так много требуется ребенку от отца, что же должна проявлять в отношении к нему мать?

Материнское внимание дает ребенку жизнелюбие и жизнеспособность. Очень важно, чтобы мать постоянно памятовала о своем малыше размышлением и молитвой к Богу, содержала его в своем чувстве, будучи сама исполненная благодарности Богу за него. Такое общение матери с младенцем и младенца через мать — с Богом имеет большое значение. В этом случае душа материнская питает детскую душу. Жизнеспособность такого ребенка намного больше, порой даже на несколько порядков по сравнению с теми детьми, которые не имели такого, в Боге благословленного, материнского общения с ними. Из этого общения матери с чадом берет свой исток материнская молитва. Эту тайну молитвенного единения с ребенком знают церковные люди.

Молитвенное единение составляет живую Церковь, единство Церкви. Молитвенное единение матери со своим малышом позволяет им быть малою семейною Церковью. Может возникнуть вопрос: разве может молиться Богу сам ребенок? Да, может. Многие матери знают, как во время Богослужения малыш по-особому затихает в утробе, как радуется он, играет, после того, как мать получит разрешение грехов на Исповеди, или когда подходит к Чаше. Чрезвычайные случаи духовной живости детей мы знаем на примере Предтечи Господня Иоанна, который взыграл в утробе навстречу своему Господу. Или другой пример — с преподобным Сергием Радонежским, когда он трижды вскричал из утробы во время Богослужения, после чего мать его Мария возблагодарила Бога за ниспосланное благословение на ее младенца.

Минимальное, что может духовно соединить ребенка в утробе с его матерью, — это осознание ею, что дух, вложенный в дитя Богом, имеет всегда совершающееся Божье благословение.

Сверх того, Господь благословляет ребенка непосредственно по молитве, по прошению матери. Небесная Церковь, святые угодники общаются с душою ребенка своим таинственным духовным общением, тоже по призыву родителей — отца и матери. Одно дело, когда родители сами обращаются к Богу за своего ребенка, другое — когда они призывают Небесную Церковь, по молитвам которой низводится благодать Божия, которая непосредственно укрепляет дитя.

Узнает ли Христа
душа внутриутробного младенца?

Если мать исповедуется, причащается, она вместе с малышом воцерковляется, сама обретаясь, и его обретая во Христе. Это освящение, совершающееся прежде, чем ребенок крестился, имеет большое значение. Нередко думают: если ребенок не крещен, а мать при этом причащается, то спасительная благодать малыша не касается. Некоторые полагают, что только одно крещение открывает действие спасительной благодати на человека и поэтому не знают, нужно ли молиться за еще некрещеного младенца. Некоторые сомневаются в том, что материнское причащение имеет большое значение для малыша, находящегося в материнской утробе.

Если бы все эти сомнения были верными, не было бы целого Богослужения за и для некрещеных — Литургии оглашенных, не было бы в ней молитвы верных об оглашенных, и днями Великого Поста Церковь не молилась бы о готовящихся к просвещению (т.е. Крещению). Но так как все это есть, то приведенные сомнения здесь происходят от незнания церковной жизни или от досужих вымыслов.

Давайте возьмем самый простой пример. Если человек выпьет таблетку яда, не подозревая, что это яд, произойдет ли отравление? Да, по причине действия самого порошка, самого яда. Если материальное, вещественное по своему свойству так действует на человека, несмотря на осознание безвредности принимаемого им порошка,то неужели Причастие не имеет силы действовать? Что он принимает? Известны случаи, когда люди по недоразумению принимали Причастие, будучи некрещеными, и последующий ход их жизни показывал, что это имело для них решающее значение.

Природа человеческого духа и природа Бога сродны, и по этой сродности человек в Причастии неизбежно будет преображаться, будет причащаться Божества. Если мы, взрослые, это не всегда ощущаем глубоко и явственно, значит, дух наш не открыт в своей сродности природе Бога. Он схвачен узами (самоугодия, мира и дьявола)[1] и закреплен в этой схваченности нашей волей, а значит нашим согласием с таким положением дел. Отсюда по разности природы нашего духа и благодати Божией не происходит нашего причастия к Преображению, к славе Бога в нас.

Но не всегда так обстоит дело с младенцем. Во-первых, никому из родителей неизвестно духовное дарование младенца, а значит, они не знают меры свободы его духа и соответственно его соприродности Богу. Жития святых, при всей видимости ряда закономерностей, все же явно показывают нам полную непредсказуемость духовных дарований рождающихся детей.

Внутриутробное развитие ребенка — это время особой живости духа, которое распространяется на внутреннее формирование ребенка, так как из трех составов — тела, души и духа, именно дух имеет наибольшую полноту внутреннего действия. Тело еще только формируется под влиянием души, и душа, хотя и имеет резерв сил и образа для управления телесным развитием, однако, в своих отношениях с миром, ближними и Богом нуждается в научении и воспитании и пребывает еще в самом зачаточном образе. По причине ли греха это происходит или по причине вложенной Богом способности к развитию, мы не знаем. Дух же ребенка таинственным и непостижимым для нас образом содержит в себе и сам вовлекается в невидимое нам Таинство — рождение дитяти, направляя и душу в ее действии и тело в его образовании. При этом нелепо будет полагать, что в этом таинстве, может быть, самом глубоком из всех явлений естественной природы, Господь оставляет дух ребенка на самопроизвольное существование или отдает его во влияние родителей, Сам никак в нем не участвуя. Слишком велико и слишком значительно происходящее в утробе.

«Мы не даем названия «человек» отдельно душе или телу,— говорит св. Григорий Палама,— но тому и другому одновременно, ибо весь человек был создан по образу Божию». Владимир Лосский считает: «Люди (по учению св. Григория Паламы) обладают большей полнотой бытия, чем ангелы, именно по причине своей телесности: человеческий разум (дух человека) — это животворная сила, пронизывающая тело, как Божественные энергии, которыми Бог пронизывает все. Поэтому люди — более совершенный образ Бога. Тело человека, если оно пребывает в согласии с душой, должно быть способно к «духовным расположениям». «Если тело,— говорит Палама,— призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века, оно, несомненно, должно быть причастно им в меру возможного уже и теперь... ибо и у тела есть опытное постижение вещей божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены»[2].

Эти слова «уже и теперь» несомненно относятся к любому периоду пребывания человека на земле, и тело ребенка в утробе матери развивается правильно до той поры, пока оно открыто к духовным расположениям, идущим через душу от духа дитя. Нарушение этого богоустановленного хода развития возможно не иначе, как через осквернение и поражение тела и души ребенка родительскими грехами.

Если мать причащается Тела и Крови Христовой, действие Духа Божия и благодати Христа в Причастии не может не касаться души и духа ребенка. Освящая и преображая мать, Христос не может оставить безучастным дитя, с которым мать составляет единое тело. Дитя непременно освящается, очищается от скверны греха, исполняется сил в собственном духе. Дух ребенка образовывает и направляет его и душу и тело. Опыт Церкви показывает неизбежность благодатного действия материнского Причастия на развитие ребенка.

К этому добавим, что Промысл Божий, сугубо совершающийся над младенцем в крещении, начинается не с крещения, а с приготовления к этому таинству в зачатии и рождении. Поэтому для человека верующего в Бога Вседержителя, естественно считать, что действие Духа Божия в отношении ребенка начинается еще во внутриутробном состоянии посредством Причащения матери.

Обратите внимание на то, что происходит в душе человеческой. Как бы ни была она подавлена и искажена, извращена грехом, она все же остается личностью. Человеческий Дух имеет личные свойства, личное отношение к своему Богу. Неужели Господь эту душу, Им возлюбленную, не признает, войдя в тело матери? Конечно же, признает. Неужели между ними не произойдет общения? Конечно же, произойдет. Неужели это общение как-то не скажется на жизни человека? Скажется.

Другое дело, что сам человек своей свободной волей или сочетается с Богом и возрастает в совершенного человека, или сочетается со грехом и отпадает от Бога. Но момент Причастия имеет особое значение. Поэтому, когда мать причащается в период внутриутробного развития младенца — это имеет прямое отношение к нему.

Значение для младенца причащения отца

Имеет ли значение для младенца причащение отца? Оказывается, да. Ведь посредством Причастия отец становится церковным, т.е. духом обретается едино с матерью, а своей любовью и участием вовлекает дитя в Богообщение, и ребенок не может не услышать этого.

Апостол Павел говорит, что через верующего супруга освящается неверующий. Это освящение происходит именно благодаря душевному общению и участию в ближнем, любовь освящает и преображает. Тем паче отцовская любовь к своему чаду освящает ребенка. Что значит: любовь освящает и преображает ближнего? Например, ближний закапризничал или разгневался, а другой с любовью заговорил с ним и утешил. Слова ли имели значение, которые он при этом говорил? Да, они тоже имели значение, но больше, чем слова, подействовали его отношение, любовь, участие в ближнем. Глядишь — каприза как и не бывало, гнев вдруг растворился, а ближний облегченно вздохнул и почувствовал, что теперь ему как-то свободно дышится, и от этого стал радостным. Даже не верится, что минуту назад он был весь подавлен, капризен, а вот, поговорили с ним по любви, освятили его любовью, и он преобразился, смягчилось лицо, высохли слезы, утешилась душа и появилось чувство радости. Радость приходит тогда, когда душа обретает свободу. Поэтому любовь, проявляющаяся в участии, всегда освящает и всегда преображает, в этом ее сила, которая реально действует на душу другого человека. Поэтому, даже если ребенок еще не родился, а отец любит его, он тем уже благословляет своего будущего младенца. Эту тайну знают как благочестивые, церковные семьи, так и семьи нецерковные, неверующие, но имеющие добрых, хороших отца и мать. В втором случае благословение совершается нравственным чувством родителей, которое по силе своей слабее, чем благодатно-духовное благословение.

Итак, дух ребенка питается от Бога благословением Господним, которое призывают и получают родители в Таинствах. Эти Таинства касаются и дитя. Душа ребенка питается родительским обращением к нему и благодатным освящением со стороны духа ребенка, ибо дух благодатно освящает душу и обретает ее в доброделание по отношению к телу. Тело ребенка питается от материнского тела — получает необходимые питательные вещества, и от облагодатствованной души, облекающей тело и направляющей ее развитие, и от духа — просвещающего и направляющего душу и тело.

Чем страшны нераскаянные грехи рода?

К сожалению, в сегодняшней жизни развитие ребенка не всегда происходит так ровно. Чем более нераскаянных грехов накапливается в роде, в предыдущих поколениях (в душах родителей, бабушек, прабабушек, дедушек, прадедушек), тем больший груз несет ребенок. Этот груз повреждает душу, сковывает дух и посредством этого неизбежно несет разрушительное воздействие на душевное и телесное развитие младенца.


Каким должно быть питание будущей матери?

Немного задержимся на телесном питании матери, которое имеет немалое значение. Оно должно быть сбалансированным, регулярным, равномерным. Что это значит? Матери нужно питаться полноценным набором продуктов, ибо тело имеет определенный состав; если чего-то в этом составе не достает, то выстроить тело просто невозможно, поэтому должны быть все минеральные вещества, витамины и весь набор белков, жиров и углеводов. Равномерное — значит сбалансированное по распределению продуктов, которые вкушает мать. Если питание неравномерное, то в организме нередко происходит взрыв, а значит удар по младенцу. Например, мать в какой-то момент захотела соленого и наелась огурцов, у ребенка на это могут быть две реакции: в одном случае он после рождения будет любить соленое (именно огурцы), его постоянно будет к ним тянуть. В другом же случае, когда у матери произойдет интоксикация, у него возникнет отвращение к огурцам. После рождения дитя долго не сможет есть огурцы, и лишь, может быть, к восьми-девяти годам, постепенно привыкнет. Или, бывает, мать хвастается: «Мой ребенок так любит селедку! А знаете почему? Я пока его носила, с утра до вечера ела одну селедку, меня прямо так тянуло на селедку, я так любила ее!». Ну и что? Надо было воздерживаться и получать равномерное питание. Вместо этого мать устроила перекос в еде. И потому естественно, что ребенок селедку поедает в большом количестве, а другие продукты есть не хочет.

Ритм питания должен быть достаточно ровным, в том числе при соблюдении постных дней. Не должно быть такого, что сейчас мать наелась, а потом ходит голодная. При таком питании в крови возникает то прилив, то дефицит веществ, и получается, что организм старается успеть усвоить эти вещества, использовать их для своего развития. Организм ребенка постоянно строится, он нуждается в равномерном и регулярном притоке нужных веществ, а вместо этого — сбои, как на худой стройке: то простой, то перебор кирпичей. В дни постные может измениться состав пищи, но должно сохраниться равномерное ее употребление.

Известно, что в наше время в некоторых роддомах 100% детей рождаются больными, в других — до 90%, в среднем же по стране — 80-85 %. Среди них очень много детей с сильными повреждениями организма, вплоть до уродства. Например, много детей сейчас рождается с повреждением мозга, поврежденными конечностями, скрюченными, недоразвитыми, или вообще отсутствующими органами — одна почка есть, другой нет, вместо нее маленький комочек, неспособный быть почкой. И, судя по всему, это все будет усиливаться, в некоторой степени, по причине ненормального, несбалансированного питания. Если взрослые еще как-то справляются с плохой пищей, то детский нежный организм, особенно в утробе уже не может справиться с этим, очень чутко реагирует на всякое ненормальное питание и поэтому сильно повреждается. Поэтому мужья обязаны в это время обеспечивать своим женам, будущим мамам хорошее, доброкачественное питание.

На Руси раньше питание было, естественно, качественное, и дети рождались крепкие и здоровые. Иногда приходится слышать: «Мы люди верующие, благословились, и Господним благословением дитя у нас будет крепкое и здоровое». Конечно, благословение Господне есть, но Божия благодать кашу, которую ты ешь с утра до вечера, не превратит в витамины, а витамины не превратит в минеральную соль, потому что для совершения этих процессов Господь вложил в тело биологические и биохимические законы, а человеку положил самому потрудиться. Нужно самому пойти, добыть эту минеральную соль и дать ее женщине в пищу, ибо, если ты чего-то не додашь ребенку, то у него может сформироваться, например, ослабленный костный скелет. Поэтому такая неразумная ссылка на благодать Божию — это потакание своей лени, беспечности, нерадению, оправдание нежелания трудиться, добывать и радеть о правильном телесном развитии младенца.


Беременность и пост

Однако, кроме телесного развития, намного важнее для всей последующей жизни воспитание тела, т.е. подчинение его душевным настроениям и потребностям, чтобы не тело владело душою, а наоборот. Становление правильных отношений тела к душе и духу и есть воспитание тела. Оно не может обойтись без церковного уклада жизни матери. Воздержание в пище, соблюдение матерью постов в среду и пятницу, многодневных постов, с одной стороны, прямо влияет на душу и тело ребенка, приучая его к воздержанию, с другой (по вере в Бога, ради Которого совершается пост) — оно привлекает к матери и к ребенку благодать Божию. Часто для новоначальных родителей телесное развитие ребенка кажется намного важнее воспитания его души, отсюда рождается волнение, страх перед необходимостью соблюдать посты. Страхи эти происходят по скудости опыта и по незнанию дела. При выдерживании однодневных постов какого-либо повреждения организму матери быть не может (а тем более ребенка), но приобретается навык умеренного питания. Все необходимое организм ребенка берет из материнского. При этом резервные возможности тела матери достаточны, чтобы питать младенца в нужную ему меру несколько дней подряд, не говоря уже об одном дне. Тем более, что перед и после постного дня идут дни полного питания.

А для чего поститься папе?

Приобретение умеренности в пище и отложение разгорячающих продуктов (мясного, молочного, яиц) угашают страстные движения, сближают тело ребенка с душою и высвобождают в нем силы Богодарованного стремления к духовному расположению. Еще в большей мере восстановление Богодарованной природы человека совершается в многодневные посты. Пост матери и отца, который исполняется ими не только в соблюдении состава пищи, но, особенно, в воздержании от «любосластных стремлений» (зрелищ, праздного отдыха, пересудов, ссор, телесной близости, многозаботности, рассеянности и др.), является важнейшим условием благодатного освящения младенца в утробе. Тем более, если родители исповедуются и получают прощение грехов, соборуются, причащаются — как много невидимо снимается с младенца родительского греховного груза, как выравнивается, восстанавливается Богодарованный порядок его развития в утробе, как изглаживается из детской души все разделяющее его тело, душу и дух, все повреждающее ход и механизмы формирования его тела.

Когда пост для тела вреден

В то же время часто бывает, что мать в какой-то период беременности переживает сильную потребность в мясном или молочном питании, или начинается физическая слабость, или идет интоксикация организма. В этих случаях нет никакой нужды мучить себя. Нужно пойти к священнику, духовному наставнику и попросить благословения вкушать молочное в субботу и воскресенье. Если при таком послаблении поста все названные симптомы остаются, попросить вкушать молочное еще и во вторник, четверг. От мясного и яиц лучше отказаться на все время поста. Рыбу и постное масло можно вкушать, воздерживаясь только в среду и пятницу.Все сказанное не возбраняет матери нести пост по всей строгости, если она уже не второй и не третий год в Церкви, если даются силы потерпеть, если выдерживание телесного поста не ведет к нарушению поста душевного (нравственного) и духовного.

Безнравственность родителей
и «трудные» дети

Вернемся к душевному развитию ребенка. Как доброе расположение к малышу оказывает благотворное на него влияние, так и различные ненормальности в душевном настроении родителей сильно его повреждают.

«Есть непостижимая для нас связь души родителей с душею детей,— пишет св. Феофан Затворник,— и мы не можем определить, до какой степени простирается влияние первых на последних: и вместе, до какой степени, при заразительном влиянии первых, простирается милосердие и снисхождение Божие к последним. Бывает, что оно прекращается, и тогда заготовленные причины приносят свой плод. Потому, дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях»[3].

Подобным же образом дух неверия и безнравие родителей отражаются на ребенке. Новорожденный младенец уже несет в себе от родителей греховное начало. Как Богодарованное в нем, так и греховное равно ищут в родительских настроениях образ, запечатлевая который, то и другое получает развитие, закрепляется в ребенке, обретает силу. Вне этого запечатления внутренние силы детской души не скоро получат свое развитие, слабые резервы как добра, так и зла и лукавства могут вообще не проявиться ни в детстве, ни в юности и постепенно поднимутся и явятся лишь к зрелым годам. Независимо от примера родителей, в ребенке могут развиться только сильные стороны как Богодарованного, так и противного Богу характера.

Внутриутробное развитие — это время приобретения такого резерва, частью от Бога, частью от родителей. То, что от Бога, присутствует в душе младенца неведомым нам образом, да и то, что от родителей тоже вкладывается в душу преимущественно бессознательно. Одно только при этом нужно заметить: дурное вырастает легче и быстрее. Доброе требует сугубого труда, внимания и поддержки.

Нравственный характер в душе всякого ребенка находится в зачаточном виде и приобретается в зрелый образ только через пример нравственных действий взрослых. Поэтому душа ребенка нуждается в этом образе, она обращена к родителям.

Ребенок имеет расположение к принятию образа всякого действия, образа чувства, мысли, поступка. Это расположение имеет начальный духовный или душевный характер. Чтобы образоваться и получить возможность исполнения, необходим реальный пример, который ребенок или услышит, или увидит, или почувствует. Если этого образа-примера ему не передать, то дитя может никогда не узнать о том, что такое, например, милость, или, что такое жалость.

Где ребенку брать пример смирения

Например, для иного человека непостижимо, что такое смирение, так как это явление духовного порядка. Если побыть со смиренным человеком и пережить смирение в непосредственном, живом общении с ним, то это и будет тот самый образ смирения, в который душа войдет и навыкнет. Образы духовного порядка Господь подает непосредственно благодатным касанием через людей, несущих в себе этот образ. Все, что родители переживают, является тем образом, обретая который, они, в конечном итоге, сами научают своих детей общаться в отношениях реального мира.

Поскольку дитя, имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, то оно, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем. Ребенок за этим образом внутренне всегда тянется к родителям. Что родитель переживает, то ребенок и запечатлевает. Потому нрав родительский сильно сказывается на нраве ребенка. Характер — явление более глубокое, он присущ ребенку уже с рождения, а вот нрав приобретается по мере запечатлений, от родителей. Соответственно в ребенке может запечатлеться и укрепиться или падшая или Богодарованная часть души.

Естественно, если родитель пребывает в падшем, чувственном нраве, то в ребенке запечатлевается и живет падшая натура. Если же родительская душа пребывает в благообразном, добром, нравственном строе, то дитя запечатлеет нравственную сторону души. Так как общение родителей с младенцем происходит уже внутриутробно, то его потребность в отце или матери, воспринимая их строй жизни, запечатлевает и обращение ко Христу в Таинствах, в молитве. Тогда отклик ребенка на такое родительское обращение будет соответствовать его Богодарованной природе. Но что чаще всего происходит вместо этого?

Например, мать пьющая. В то же время она любит свое дитя и нежно лелеет его. Младенец родился по своим дарованиям нравственным. Пример матери, ее пьянство, нравственное дарование в малыше не приемлет, т.е. ребенок по природе своего нравственного характера свою пьющую мать не запечатлеет. Но мать в то же время обращается к ребенку и тогда дитя, не приемля пьющей матери по своему нраву, откликается к ней жалостью, оправданием или милостью. В этом случае рождается дитя, в котором жалость к ближним становится ведущим свойством.

Другой случай: мать пьющая, любящая дитя, а ребенок по своему характеру своенравный, злой. Такую мать он не приемлет и поэтому на нее злится. Когда мать обращается к малышу, он, не принимая ее пьющую, в ответ на ее лелеющее отношение отвечает злобой, раздражением. В утробе это выражается тем, что он начинает сильно стучать ножками, бить ручками, ворочаться. Родившись, такой ребенок будет относиться ко всякой немощи жестоко. Мать, которая и лелеет и пьет, — немощная мать. Отношение ребенка к ней будет жестокое. Он будет жесток и к матери, и ко всем людям, которые в чем-либо немощны. Т.е. любая немощь будет вызывать в нем ожесточение, потому что он так откликался, так отвечал, такой образ запечатлел уже в утробе.

Существует много подобных отношений, которые еще в утробе формируют нрав ребенка. Неудивительно, что малыш, родившись, уже проявляет себя. Один начинает драться, так и норовит стукнуть или же потянуть маму за волосы, и не просто так, а причиняя ей боль, другой, — наоборот, кроткий и участливый, любящий, третий — спокойно созерцающий.

Известно, что дети в возрасте до пяти лет усваивают 95% всей необходимой для жизни информации. Часть усвоенного приходится на внутриутробное запечатление и формирование.

Асфиксия любви

Дитя, будучи душевным, нуждается в тепле и любви, а если этого не получает, то в физиологическом процессе развития начинаются сбои. В одном случае это сказывается на обменных процессах дыхания и ребенок начинает физически задыхаться. Хотя его и питает материнская кровь, мать дышит нормально и кислорода в крови достаточно, но, тем не менее, по причине недостачи любви, малыш начинает физически задыхаться, из-за этого он начинает ворочаться, и, в крайних случаях, обвивается своей пуповиной. Начинается кислородное голодание. Младенец пытается вызвать к себе внимание, и делает это душевно. Но, обычно, нелюбящие люди черствы, они не слышат те тонкие движения детской души. И тогда, не достучавшись душою (кричать ведь он еще не может) младенец начинает домогаться внимания телесно. Он упирается ножками, кулачками, ворочается, обматывается пуповиной, задыхается, переворачивается головой... В результате такого волнения ребенок рождается в предсмертном состоянии, с глубокой асфиксией, что сразу сказывается на развитии мозга. Недостаток кислорода дает недоразвитие мозга, недостаток родительской любви в конечном итоге может привести к кризису детской души. Это может сказаться в том, что ребенок настолько отчаивается, что совесть в нем закрывается, его отчаяние запечатывает, заглушает совесть. Дети с асфиксией обычно имеют те или иные физиологические дефекты и почти всегда какие-либо психологические затруднения.

Около двух третей из них имеют запечатанную совесть. В чем это выражается? В склонности к преступлениям, в различных проявлениях самоугодия, самохотений, которые они реализуют, не считаясь ни с кем.

Детское воровство —
следствие родительского равнодушия

Сейчас много детей имеют непреодолимое влечение к воровству. Почти все эти дети либо рождены с асфиксией, либо пережили какую-нибудь родовую травму. Воровство для них — это болезнь, очень трудно излечимая и устойчиво сохраняющаяся порой до тридцати лет. При этом, взывание к их совести отклика никакого не дает, Совесть запечатана. Возникает впечатление, что эти дети бессовестные, они не слышат вашего переживания, не знают вашего горя, украв, они не переживают за другого человека.[4]

Иной случай: ребенок крайне непослушлив, постоянно живет чем-то своим, отклика на взрослого нет. Здесь тоже совесть заглушена. Отсутствие отклика на взрослого, игнорирование его слов, их невосприятие, непослушливость — признаки запечатанной совести.

Оттаивание совести

Восстановление или оттаивание совести — дело очень сложное, которое порой затягивается на многие десятки лет, требует величайшего терпения со стороны родителей и всех окружающих людей. Только особою любовью, возмещающею в детях дефицит любви, эта печать совести растепливается иногда к сорока, а иногда даже к пятидесяти годам. Но это может произойти лишь при постоянном участии кого-либо: мужа или жены, детей или престарелой матери, которая остается со своим повзрослевшим сорокалетним сыном. Если же рядом никого не будет, то он, с запечатанной совестью, станет преступником. По статистике известно, что дети, рожденные с асфиксией, или родовой травмой, составляют до 70% преступного мира.

Внутриутробное развитие имеет огромное значение. Это тайна многосложного бытия, и пребывать в ней нужно с благоговением и страхом Божиим. Ну, а если ничего этого не было у уже родившихся детей? Возможно ли что-нибудь поправить?

В Церкви все возможно, потому что освящающая сила любви настолько велика, что в мире нет ничего выше этого. Трудов, конечно же, придется положить много, но любящий не пожалеет на это никаких сил.

Анализ многих печальных случаев болезненного состояния детей, особенно телесного и душевного, привели исследователей к исходной точке — к моменту рождения ребенка. Оказалось, что этот небольшой отрезок времени, когда совершается выход дитя из утробы матери на свет, имеет в отдельных случаях почти катастрофические последствия для всей его дальнейшей жизни.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты