Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Экскурс в историю. Антон Месмер




Я не стремлюсь убедить читателей в том, что биомагнетизм существует, приводя здесь случаи из личной практики. На эту тему написано множество книг, выдержки из которых я буду приводить, предоставляя вам возможность самим познакомиться с наиболее распространенными гипотезами и попытками как-то объяснить природу биомагнетизма.

Раскрываю объемистую книгу в ветхом кожаном переплете, самую старую из имеющихся у меня, — «Открытие тайны древних магиков и чародеев, или Волшебные силы натуры, в пользу и увеселение употребленные». Ее автор — сановный профессор Прусского королевского кадетского корпуса Г. Галль, переведена с немецкого языка и издана в Москве в 1888 году. А вот и глава II — «Опыты магнетические».

В этой главе со страницы 242 по 316 языком тех лет весьма пространно рассказывается о магнитах, магнетизме животных, «месмериаде», о том, как она начиналась А. Месмером с магнитов, прикладываемых к телу пациента и даваемых в толченом виде, о магнитных ваннах (с намагниченной водой), жезлах из стекла и металла. Подробности опущу. Автор мною назван, и интересующиеся могут эту книгу запросить в библиотеках. Но одно извлечение я все-таки сделаю. Оно касается главного — концепции Антона Месмера о единстве материи и энергии, которую он именует «всеобщей жидкостью», присутствующей во всем живом и неживом, только в различных модификациях.

Итак, читаем: «В правиле месмеровской системы... взаимное влияние между небесных тел и тел одушевленных. Сие влияние производит всеобщая жидкость, которая, быв различным образом модифицирована, все известные жидкости, электрическую, магнитную и прочие, производит. Его начало (взаимного влияния. — Прим. ред.) есть мать всех прочих... единая коренная жидкость или всеобщее побудительное колесо механики мира». Этим факелом освещает Месмер все темные места физики, упругость, приливы и отливы, огонь, свет, самый магнит и электричество. Месмер первый берет «оную (единую коренную жидкость . — Прим. ред.) на конец перста к употреблению в лекарство». И далее: «Когда сия жидкость в надлежащем равновесии в вас притекает, происходит из того гормона, который мы здоровьем называем, уклонение же оной от сего равновесия называем мы болезнью».

К этой гениальной идее о единой ипостаси, имеющей неизмеримое количество модификаций, склоняются многие выдающиеся физики нашего времени. Ниже я поделюсь своими наблюдениями, которые подтверждают эту мысль.

Что же касается месмеровской техники лечения «животным магнетизмом», то приведу извлечения из других, более поздних авторов, у которых она описана более лаконично и просто.

А. Сумароков в книге «Историческое научное исследование древнего волхования, животного магнетизма и спиритизма» (Санкт-Петербург, 1873 г.): пишет: «Понятия о животном магнетизме встречаются, как мы видели, у людей с самых древних времен, и они отмечались во многих магических сочинениях древних народов. Впервые обратил на них всеобщее внимание образованного мира и даже решился приложить к практической жизни, а именно к лечению различных болезней, немецкий лекарь Антон Месмер.

От его имени и самый животный магнетизм называется месмеризмом. Просим, однако, не забывать, что Месмер — не изобретатель животного магнетизма и что он даже не сумел применить его».

Далее даются описания приемов, употреблявшихся Месмером: как надо посадить против себя больного, как держать руки, поглаживать, делать пассы и т. д. Сообщается, что одни пациенты чувствовали холодок, другие — тепло, третьи — покалывание, четвертые — даже боль.

Месмер находил, что не всегда нужно было соприкосновение (контакт), что в некоторых случаях можно было воздействовать издали — «изливать на него магическую жидкость, которой был переполнен магнетижер». «Вообще Месмер полагал, — пишет далее А. Сумароков, — что жидкость находится во всех людях, но только в некоторых больше, чем в других, и что можно развить в себе и усовершенствовать эту жидкость.

Вот ряд положений, которые высказывал сам Месмер. Они знакомят нас с теми странными магическими верованиями, на которых (по уверению автора книги) родоначальник животного магнетизма основал свое учение:

1. Месмер прежде всего допускает, что все в природе связано между собой особой магнитной притягательной силой.

2. Посредством чего же передается эта сила? Посредством той бесконечно тонкой материи, которая, по учению древних магов и спиритов, разлита во всем мире.

3. На вопрос, какими законами производится магнитное взаимодействие тел природы между собою, Месмер отвечал, что эти законы пока совершенно неизвестны.

4. Надо себе представить, что между «телами природы» (термин, употребляемый Сумароковым. —Прим. ред.) магнитная сила производит колебательные движения, вроде приливов и отливов.

5. От этой силы зависят свойства веществ и все явления природы.

6. Тело человека похоже на большой магнит со всеми его полюсами и прочими явлениями.

7. «Животный магнетизм», по Месмеру, — это то, что присуще животному телу, которое подвергается влиянию небесных тел и окружающих предметов.

8. Животный магнетизм может быть сообщен и другими животными, а также неодушевленным предметам.

9. Животный магнетизм имеет следующие главные свойства: он может проникать во все тела, может действовать на далеком расстоянии без посредства всякого другого тела; может быть отражен и увеличен зеркалами, подобно свету; он сообщается, распространяется и усиливается звуком, его можно скоплять (накапливать), сгущать и переносить с места на место.

10. Месмер приписывал врачебные свойства электричества и других сил природы одному животному магнетизму.

11. Что касается отношения его животного магнетизма к обыкновенному (минеральному, по самому Месмеру), то вот как смотрел Месмер на этот предмет: так как, по его мнению, животный магнетизм может действовать и на тело, заключающее в себе обыкновенную магнитную силу, не изменяя ее нисколько в этом теле, то, значит, животный магнетизм есть сила, независимая от минерального.

12. Какие же болезни может излечить животный магнетизм? По учению Месмера, все. Только нервные болезни — непосредственно, а прочие — опосредованно, т. е. сначала он должен благотворно подействовать на нервы, а потом уже нервы подействуют на болезнь.

Знаменитый приговор Парижской медицинской академии 18 сентября 1780 года поставил животный магнетизм в число явлений, «недостойных внимания людей серьезных».

Конечно, нетрудно было, не имея удовлетворительного объяснения этому явлению, просто отвергнуть его и сдать в архив бредней, самообольщений, шарлатанства. Это давно известный способ решать необъяснимое. Да только, к сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.

На этом я ограничу приведение выписок из книги А. Сумарокова, так как далее идет экскурс в историю последователей Месмера, рассказы о технике воздействия и т. д.

...Постараюсь и дальше не терять нить Ариадны и обращусь к выдержкам из других книг, в которых сделаны попытки осветить проблему животного магнетизма. А затем, как и обещал, приведу свои собственные наблюдения.

Книга Карла Драндлера Прахта «Оккультизм». Пропущу главы о ясновидении, яснослышании, психометрии. А вот и то, что нам нужно, — глава «Лечебно-магнетическая сила» (с. 206). Глава эта весьма обширна, но я дам только существенное, главное.

«Ученые по большей части не различают друг от друга гипнотизм и магнетизм, это, конечно, неправильно.

Опыты Реша (французского врача-исследователя магнетизма и других паранормальных явлений.— В. С.) в достаточной мере доказали, что лечебный магнетизм не имеет ничего общего с гипнозом и внушением. Внушение может проистекать только из мозга, но его нельзя передавать мозгу при помощи одизированных веществ. Гипноз действует только при помощи одной силы воли, представляет собой чисто психический акт, в то время как магнетизм по своей природе материален и представляет направляемую действием воли передачу тонкого вещества (условно названного одом),употребляемого жизненной энергией.

Гипнотизировать можно только людей или животных, магнетизировать можно все. Еще Месмер магнетизировал для лечебных целей шерсть, кожу, дерево, металлы и хлеб.

При помощи магнетической передачи ода можно заставить великолепнее развиваться всякое растение, даже при недостаточном питании».

Далее автор «Оккультизма» приводит слова Артура Шопенгауэра (1788—1860): «Кто в наше время сомневается в действии магнетизма, должен быть назван не скептиком, а невеждой».

Под лечебным магнетизмом следует, таким образом, понимать переход одического потока при содействии силы воли от здорового человека к больному. Здоровый од одного человека, направленный его силой воли, восстанавливает у больного человека (с больным одом) нарушенную гармонию, так как болезнь, собственно говоря, не что иное, как нарушение равновесия одической циркуляции, (трактовка по К. Д. Прахту. —Прим. ред.).

Дю Прель (французский исследователь прошлого века), его сочинение «Магия как естествознание»: «Животный магнетизм представляет .. более могучую, чем все физические и химические... силу, и так как он выходит при излучении из внутреннего существа человека, то является не какой-либо наружной силой, но проникает внутрь субстанции так же, как и в самые атомы, ибо он противоречит химическим процессам, разрушающим атомные соединения и оставляющим неповрежденными только самые атомы». И далее: «Магнетическое лечение совершается или посредством магнетических пассов через возложение рук, или дыханием, но также и через посредство магнетических веществ».

Затем Дю Прель дает простейшее руководство по технике лечения, описывает поведение больного и лечащего и т. д.

Из невообразимого множества литературы по лечебному животному магнетизму (месмеризму), которое мне довелось прочесть, хочу обратить ваше внимание на авторов тех книг, которые ценны не пересказом или описанием виденного, а описанием собственного опыта личных наблюдений.

Это прежде всего книга Альбера д'Анжера «Лечебный магнетизм». Книга тонкая, основанная на личном опыте автора: повествование ведется в форме вопросов и ответов плюс примеры из лечебной практики.

Из отечественных авторов (магнетизеров-практиков) следует назвать Константина Кудрявцева. Ко мне в руки попала его книга в 160 страниц, подытоживающая результаты двенадцатилетних наблюдений автора. В ней дается серьезный исторический обзор, рассматриваются различия между гипнотизмом и магнетизмом, а также иные таинственные явления психики человека. Кроме этой книги мне посчастливилось познакомиться с его докладом, прочитанным в Русском спиритуалистическом обществе в предреволюционные годы. В нем в сжатой форме приводится то, что изложено в книге «Излучения человеческого тела и применение их к лечению болезней». Так же назван и доклад.

Научно-психологическое издательство (было такое в России до революции) издало в 1910 году перевод с английского небольшой книги Вен-Несс Стильмана «Целебный магнетизм». В ней автор пытается объяснить сущность магнетизма и описывает технику его применения для оказания помощи при том или ином заболевании.

Надо сказать, что во всех этих книгах приемы и рекомендации для магнетизеров и перечень болезней, подлежащих лечению целебным магнетизмом, одни и те же. Положение рук по отношению к больному, направление пассов, длительность воздействия и «техника безопасности» для лечащего стереотипны.

Перед тем как перейти к кратким упоминаниям о современных целителях-магнетизерах, хочу упомянуть об одной курьезной находке в старинном журнале, доставшемся мне по наследству от тетушки. На последней странице рядом с частнособственнической рекламой крупным шрифтом заголовок «ОТКУДА ЭТА МОГУЧАЯ ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА?» Под ним текст: Удивительные случаи исцеления доктором Ридом поражают весь мир! Лечит болезни, которые считаются неисцелимыми. Врачи, духовенство, люди всех профессий говорят, что он излечил страдавших слепотой, увечных, параличных и многих больных, бывших при смерти. ДАРОВАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ!

Поскольку реклама весьма необычная и любопытная, я позволю себе полностью перепечатать эту страничку. Очень хотелось бы знать, чем все это кончилось: «Д-р Рид готов помочь советом всем страдающим какой-либо болезнью совершенно безвозмездно. Люди всевозможных профессий испытали его удивительную силу».

Помещен портрет доктора Рида. И опять текст: «Всюду мужчины, женщины, духовенство, врачи, педагоги поражаются удивительными исцелениями, проводимыми доктором Джоном С. Ридом, открывшим виталопатический метод лечения.

Д-р Рид лечит не медикаментами, не остеопатией, не гипнозом, но тончайшей психической силой природы, совместно с некоторыми жизненными магнетическими средствами, содержащими самые элементы жизни и здоровья.

В разговоре с одним сотрудником газеты д-р Рид высказал пожелание, чтобы все те читатели, которые чувствуют себя больными или волнуются и беспокоятся, видя страдания своих близких, написали ему просьбу о помощи. «Некоторые говорят, — сказал д-р Рид, — что я обладаю сверхъестественными, таинственными силами. Но это не так. Я исцеляю других потому, что я знаю природу, потому, что я пользуюсь тонкой естественной силой, поддерживающей организм и восстанавливающей здоровье. Но в то же время я верю, что мне не удалось бы сделать это открытие и усовершенствовать его, если бы я не был намерен пользоваться им исключительно ради общего блага.

Поэтому я считаю своей обязанностью дать возможность воспользоваться моим открытием всем страдающим.

Я хочу сказать читателям, что они могут писать мне в строжайшей тайне, если страдают какой-либо болезнью, я сделаю точный диагноз их болезни и предпишу им простое домашнее лечение совершенно бесплатно: безусловно гарантирую, что оно принесет полное излечение. Как бы ни была серьезна их болезнь, как бы ни было безнадежно их положение — это безразлично. Я хочу, чтобы они мне писали, и сделаю их вполне здоровыми. Я чувствую, что я предназначен самой природой облегчать страдания ближним».

Удивительные исцеления доктором Ридом произвели такую сенсацию в медицинском мире, что некоторым профессионалам было предложено исследовать это явление. Это были доктора Л. В. Холли и Л. Г. Друн, пользующиеся известностью. Произведя самые точные и весьма трудоемкие по тем временам исследования, эти выдающиеся врачи настолько поразились той удивительной силой, которой обладает доктор Рид, и замечательными результатами лечения виталопатией, что они охотно оставили традиционные методы лечения и отдали все свои силы на то, чтобы помогать доктору Риду в его великом труде на пользу человечества. Известнейшие врачи вполне согласились с тем, что с открытием виталопатического метода лечения исцеление болезней наконец-то свелось к точно обоснованной науке.

В общем, около 8000 мужчин и женщин были излечены таинственными силами, которые открыл д-р Рид. Некоторые из них были слепыми, немыми, глухими, параличными настолько, что едва могли двигаться — так велики и ужасны были их недуги. Были и страдающие брайтовой болезнью сердца, чахоткой и другими так называемыми неизлечимыми болезнями, болезнями почек, диспепсией, нервными расстройствами, бессонницей, невралгией, ревматизмом. Многие мужчины и женщины предавались пьянству, морфинизму и другим порокам.

Во всех случаях, когда д-р Рид брался за лечение, успех был гарантирован. И что замечательно, расстояние при лечении (разрядка моя. — В. С.) не имело ни малейшего значения. Проживавшие в самых отдаленных городах лечились у себя дома и с таким же успехом, как и те, которых пользовал доктор Рид лично. Да, доктор Рид утверждал, что он может лечить каждого и на каком угодно расстоянии^) от его собственного местонахождения так же успешно, как и в том случае, если бы он лечил пациента при непосредственном контакте. И, судя по выдержкам из писем тех, кто лечился у Рида на расстоянии(!), можно смело сделать вывод, насколько обоснованы его заявления.

Я не буду приводить эти выдержки, а закончу еще одной цитатой из объявления:

«Если вы больны, то, какова бы ни была у вас болезнь, что бы ни говорили о том, что вы неизлечимы, напишите д-ру Риду, укажите ему главные симптомы вашей болезни, сколько времени страдаете, и он немедленно сделает диагноз вашей болезни, скажет вам определенно, чем вы страдаете, и предпишет вам лечение, которое, безусловно, избавит вас от страданий. Это положительно ничего вам не будет стоить. Д-р Рид вышлет также один экземпляр его удивительной книги «Тайные силы природы». В ней подробно говорится о том, как будет вас лечить доктор Рид. Она объяснит также, каким образом вы можете сами (!) приобрести эту удивительную исцеляющую силу и можете лечить окружающих вас больных.

Д-р Рид не взимает ничего за этого рода услугу. Все это предоставляется вам совершенно даром. Он сделал удивительное открытие и желает сообщить о нем в России, дабы всякий больной мог восстановить полное здоровье и силы. Напишите сегодня же и приложите три семикопеечные марки на пересылку книги. Адрес д-ра Джона С. Рида — Париж (Франция), ул. Дисли, отд. 40».

Прошло 75 лет после публикации этого необычного для тех лет объявления. Что это? Реклама оригинального шарлатана, шизоидного филантропа или за красочно расписанным, поистине библейским всемогуществом крылось что-то реальное? Может быть, этот человек обнаружил в себе дар Месмера и, убедившись в его действительности, возомнил себя первооткрывателем виталопатии? Что же- осталось после него? Книга, которую в 1914 году можно было получить за три семикопеечные марки? Или что-то еще?

Какова была дальнейшая судьба этого обладателя чудодейственной силы? Погиб ли он в уже бушевавшей тогда в Европе мировой войне? Умер ли в психиатрической больнице? Об этом мы можем только гадать. Во всяком случае (отбросив, конечно, беззастенчивую, в духе того времени, рекламу и саморекламу), сказанное о возможности влияния на любом расстоянии у меня улыбки не вызывает. Это подтверждается опытом так как самое неприметное, что подстерегает каждого идущего по неведомому таинственному пути — это самообман.

Теперь мне осталось рассказать, точнее, дать опять-таки краткие выдержки из того, что мне стало известно о современниках, так или иначе пополнивших ряды магнетизеров.

Прежде всего надо отдать должное вполне серьезной книге итальянца Джорджо ди Симоне (приват-доцента университета в Неаполе) «Жизнь целителей» (Милан, 1968 г.) о некоем Джованни Андолини, лечившем больных магнетизмом. У меня имеется реферативный перевод всей книги и подстрочный — самой ее интересной главы «Теория».

На титульном листе этой книги в краткой аннотации написано: «Терапия Андолини разрешает многочисленные случаи заболеваний, объявленные ... неизлечимыми или хроническими. Его техника исцеления исследуется медициной, психологией, правом».

Связь с больным Андолини осуществляет благодаря потоку определенного рода радиации, исходящей из рук целителя. Она охватывает всего пациента. Руки Андолини держит на расстоянии 5—6 см от больного, но никогда его не касается. Воздействие длится до 10 минут. Андолини имеет возможность выделить (почувствовать) больную зону, в контакте с которой он испытывает ощущение «отрицательной ситуации», т. е. увеличение тепла, в то время как больной, наоборот, ощущает холод. В короткий период излучения воздействия Андолини может разговаривать с больным или с теми, кто присутствует на сеансе. В книге приводятся высказывания врачей о достигнутых Андолини результатах.

Но самое интересное, заслуживающее внимания, на мой взгляд, это та часть, в которой приводятся различные предположения, гипотезы о природе «излучения» Андолини. И еще: бесконтактныйспособ воздействия, возможность как-то чувствовать зоны, как их назвал автор книги, «зоны отрицательной ситуации», т. е. очаги болезни. Поскольку, рассказывая о своих наблюдениях, придется говорить о возможностях, то я с удовлетворением отмечаю тот факт, что и другие люди могут открыть и развить в себе такую способность.

Итак, постараюсь возможно кратко изложить содержание главы «Теория». Начнем с приведенного в ней мнения медика К. Арена: «Нечто (то, чем владеет Андолини. — Прим. ред.) — это сила радиомутации», далее — в соответствии с присущим всем существам свойством расщеплять атомное ядро некоторых химических элементов». Эта сила исходит из пальцев целителя, и мутация происходит в среде вирусных генов, которые, в свою очередь, если они активны, вызывают мутации ядерных генов органических клеток. Хромосомы клеток, свободных от действия вирусов и ДНК, обретают возможность действия, образуя особые энзимы, которые способствуют клеточному и тканевому обмену, возвращая таким образом человеку здоровье.

Д-р Убальдо Меани (тоже итальянец) как бы в подтверждение выдвигает такую гипотезу: «Излучение действует на клетки, ведающие биохимическими реакциями восстановления. После начального стимула «излучения» действие и вызванный им биохимический механизм должны обязательно развиваться самопроизвольно».

Преодолевая соблазн и далее излагать содержание книги ди Симоне (к некоторым мыслям, высказанным в ней, я буду возвращаться позже), упомяну об одном из предположений о природе «нечто» как весьма особом явлении «резонанса» .

Несколько лет назад в Москве скончался замечательный ученый-биохимик, врач, изобретатель, одаренный музыкант и художник Анатолий Трофимович Качугин. Трудно назвать область его интересов, где бы ни проявился его многогранный талант строгого экспериментатора, убежденного материалиста. Мы были знакомы семьями, и я частенько наводил его на разговор о природе тех или иных паранормальных явлений. Узнав о моих экспериментах в области лечебного магнетизма, А. Т. Качугин не поленился высказать и свое мнение в коротеньком письме. Привожу его полностью как пример последнего творения пытливого ума Анатолия Трофимовича. Вот оно. Даже озаглавлено — «По вопросу о месмеризме» (Анатолий Трофимович всегда отличался некоторым педантизмом).

«Всем известно, что все живое характеризуется обменными процессами, но не все знают, что эти процессы связаны с вибрациями клеточной ткани. Согласно шкале Ариадно (Кембридж), работу органов следует рассматривать как сумму работ отдельных физиологических единиц. Таким образом, функция организма в целом происходит за счет вовлечения основных нервно-мышечных, нервно-железистых, нервно-осязательных клеток.

Любые частицы клеточной ткани вибрируют, высота ритма крупных частиц происходит за счет вовлечения в действие ее составляющих. Например, ритм сердца и сосудов, движения, пищеварительной функции, включая высшую нервную деятельность.

Изменение высоты ритма вызывается внешними и внутренними причинами обычно за счет увеличения или уменьшения размеров материальных частиц, которые своими собственными частицами вовлекаются в сферу частот, составляющих весь организм, и могут парализовать нормальную функцию отдельных тканей или целых органов, что может привести даже к наступлению клинической смерти или, наоборот, увеличить амплитуду клеточных колебаний.

Еще в XIX столетии Н. С. Введенским было обнаружено, что любое раздражение не является бесконечным, что после всякого раздражения возникает пауза. Это интервал времени, в течение которого любая ткань после возбуждения становится невозбужденной. Этот интервал может длиться от нескольких десятков тысячных долей секунды до чрезвычайно длительного времени. Одну тысячную секунды принято считать равной одной сигме. Имеются частоты меньше одной сигмы. Чрезвычайно большие интервалы невозбудимости клеток И. П. Павлов считает актом торможения, который может выходить из нормы и быть патологическим.

Естественно, возникает вопрос, может ли другой организм своими частицами и их частотами оказывать влияние на ткань в фазе затяжной невозбудимости как лечебное мероприятие к лицу, нуждающемуся в медицинской помощи?

Безусловно, всякие функциональные нарушения могут исчезнуть, если извне воздействовать резонансными частотами здорового человека, способного волевым путем быть в качестве генератора нервно-мышечных излучений.

Нью-йоркский институт знаний считает, что этот метод воздействия бывает полезным и получил название месмеризма. Не отвергают его и психиатры, которые считают, что путем словесных образов также имеется возможность отвлечь внимание больного от его основного страдания в сочетании (как дополнительное мероприятие) с месмеризмом.

В свете современных представлений о строении и функции протоплазмы митогенеза митохондрий (биолю-минисценции их) в субмикроскопической архитектуре белка, а также специфики его свободных радикалов месмеризм может иметь свою научную основу при наличии контрольно-измерительной аппаратуры в этой области. 19.VII.68 г. А. Т. Качугин»

Ловлю себя на тоскливой мысли, что, приводя различные высказывания и ссылки на высказывания, я ушел от рассказа о собственном опыте, что эти выдержки, вероятно, следовало бы дать где-то в конце и не столь много. Но теперь уже поздно менять начатую последовательность изложения, мне остается продолжить в возможно сжатом виде обзор творений моих сограждан в области открытых возможностей человеческого организма, имея, разумеется, в виду все, что более или менее касается «животного магнетизма».

Все в этом обзоре — небольшие статьи, отпечатанные на машинке и распространяемые любителями и энтузиастами в области изысканий в природе паранормальных явлений.

Георгий Кекчаладзе из Тбилиси: «Из наблюдений над собой и другими», реферат доклада на I Международной конференции по психотронике (Прага, 1973 г.), 65 страниц. Смела, но далеко не успешна попытка дать обзор по истории сущности многих явлений и свои наблюдения.

С. Б. Лукьянов, «Тайна энергии» (Киев, 1973 г.). В ней 12 глав: «Что есть энергия?», «Самая подозрительная энергия», «Самая энергичная энергия», «Самая немощная энергия», «Поле, поле!», «Кто тебя выдумал?», «К вопросу о «нечистой силе», «Энергия отсутствующая», «Энергия такая и этакая», «Разоблачение актуальной энергии», «Энергия из бездны», «Энергия неугасимая». Сами названия глав говорят о содержании рукописи.

П. И. Гуляев, В. И. Заботин, Н. Я. Шлиппенбах, Ленинградский государственный университет, «Электромагнитные поля атмосферы биологического происхождения». Всего три странички смелой гипотезы (по материалам Всесоюзного научно-технического симпозиума в Ялте в ноябре 1975 г. Том I).

В. М. Иванова. Текст несостоявшегося доклада на Пражском симпозиуме по проблемам биоэнергетики. Содержит обстоятельный обзор временных данных о разнообразных «пси-явлениях» за рубежом и некоторые сведения о собственной практике на стезе целительства.

На этом я этот беглый обзор заканчиваю.

Не знаю, скоро ли исчерпается моя неуемная любознательность и фантазия, но пока этот механизм мышления работает, и не вижу причин для его волевого, сознательного выключения. На этот раз она мне подсказала целесообразность следующих экспериментов, от успехов которых может пополниться моя скороспелая гипотеза о так называемом голографическом эффекте при считывании заболеваний взрослого человека по его детской фотографии.

Но до изложения этого — несколько слов о предыдущем желании. Речь идет об экспериментах с фотографиями людей, чей облик претерпел серьезные изменения в результате травм или заболеваний, а затем был восстановлен (или даже улучшен стараниями хирургов-косметологов).

Если, как я многократно убеждался, подключение к информационному полю человека удается благодаря внутреннему улавливанию некоей его неповторимости, индивидуальности, то, следовательно, может ли она (эта индивидуальность) ощущаться неосознанно, просматриваться по фотографиям, запечатлевшим приобретенное уродство, физический недостаток? И будет ли возможность считывать состояние здоровья (или даже причину смерти) по фотографиям, сделанным уже после пластической косметической операции, когда не всегда удается вернуть больному первозданный облик или улучшить его?

Если результаты экспериментов будут обладать бесспорной статистической устойчивостью, то тогда уже можно будет делать соответствующие выводы. Очень важно, чтобы как в моем случае, так и в других в область психических исследований попали явления необычные.

Два этажа сознания. Десять требований к магнетизеру. Три способа передачи биоэнергии. Зоны «отрицательной ситуации». Биорадиационная диагностика. Когда все казалось почти понятным.

В самом начале я оговорил, что в мои намерения не входит фундаментально обсуждать методологические проблемы изучения наукой паранормальных явлений. Моя задача более скромная — дать описание той методики воздействия на больных людей, которая выработалась не столько как копирование и подражание чужим способам, сколько как переосмысливание, апробирование личным опытом и, наконец, собственное творчество, аналогов которому я пока не встречал (простите за нескромность) ни в литературе, ни в практике, так или иначе причастных к экспериментам в области неведомого.

По моему глубокому убеждению, в эту область ведут два пути: первый — через мышление, второй — через подсознание. Один мозг — два этапа сознания, имеющих один канал для выхода (и входа извне) информации. Сейчас никому из грамотных людей не надо доказывать, что мышление — это особое свойство человеческого мозга, а мозг — высшая форма организации материи. Следует вспомнить высказывание Ф. Энгельса, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу. Но разве этим исчерпывается сущность мышления?

Это сказано о мышлении — первом этаже нашего мозга, где мы чувствуем себя хозяевами. А вот что касается второго этажа —- подсознания, то здесь мы блуждаем в почти непроглядных потемках.

Мои наблюдения — это путешествия по двум этажам нашего сознания. Мне чужда слепая, бездумная вера, а моя убежденность в существовании того или иного явления базируется на личном опыте.

Телекинез — перемещение предметов и «парение» их в воздухе — видел.

Чревовещание (вентрология) — разговор за животных, вещи, присутствующих — слышал.

Кожновидение — способность видеть руками, участками тела — видел.

Телепатию — способность передавать образы, действия, мысли — наблюдал.

Все эти и другие явления, о которых я буду говорить далее, не что иное, как использование скрытых, обычно неиспользуемых, возможностей человеческого организма. Даже в том случае, когда лично мне приходилось сталкиваться с необъяснимыми явлениями, и еще раз повторяю, что до них я «дотянулся» опять-таки через проявление собственных способностей, о наличии которых я просто не подозревал.

Меня не посещали призраки умерших, я не слышал загробных голосов, не вычитывал на небесах пророческие слова. Все то, до чего я дотянулся, обошлось без вмешательства потусторонних сил, помимо воли и желания. Уступая просьбам моих друзей и знакомых, я не раз публично выступал перед слушателями, интересующимися областью малоисследованных и вовсе не исследованных возможностей человеческого организма. Сейчас мне не хочется называть их лекциями — это скорее беседы. По их окончании почти всегда одним из первых вопросов был такой: «Каждый ли способен и может заниматься лечебным магнетизмом?»

Обычно мой ответ состоял из десяти пунктов.

1. Предрасположенность к способности преодолеть «внутренний барьер безверия» в возможность выделить из себя «биоизлучение».

2. Хорошее здоровье и отсутствие плохой наследственности.

3. Возраст от 30 до 50 лет.

4. Обладание возможно большими знаниями по медицине и физиологии человека.

5. Бескорыстность и человечность.

6. Дух творческого поиска.

7. Наличие свободного времени.

8. Отсутствие слепой веры в авторитеты.

9. Стремление к популяризации сделанных наблюдений.

10. Соблюдение советского законодательства.

Среди читателей найдутся люди, которые могут задать вполне резонный вопрос: «Почему желающие постигнуть все таинства магнетизма должны отвечать всем десяти пунктам? Нельзя ли обойтись первым и еще двумя-тремя?»

В самом деле, это надо пояснить перед тем, как продолжить рассказ о трех способах воздействия биорадиацией (магнетизмом).

Буду адресоваться к воображаемому гражданину Н., утверждающему, что вполне достаточно соответствовать только первому, самому главному пункту — иметь предрасположенность к занятиям магнетизмом, а все остальные девять уже не столь существенны. Так ли это? Попробую объяснить, почему считаю главными все десять пунктов.

Пункт первый, безусловно, самый важный. Это ось, центр, камень преткновения, если хотите. Без предрасположенности быть художником нельзя им стать, какие бы усилия ни предпринимались. Нельзя быть музыкантом без слуха и таланта, нельзя «выучиться» на поэта, писателя, скульптора и т. д.

Разумеется, каждого нормального человека природа наделяет разумом, множеством способностей, но только максимум в одной или нескольких из них он может сделать что-то заметное. Здесь, как говорят, апеллировать не к кому. Что дано, то дано.

Пункт второй. Отдача своей биоэнергии больному — не что иное, как донорство, а донором (человеком, отдающим свою кровь) может быть, как известно, только здоровый человек, с хорошей «порцией» крови, полученной от природы. По аналогии с этим, в каждом живом существе есть большая или меньшая «порция» биоэнергии, что зависит от общего состояния организма в целом. Если противопоказано быть донором, то также противопоказана потеря биоэнергии, которой не хватает больному человеку для того, чтобы справиться с той или иной собственной болезнью. Надо помнить предупреждение самого Месмера и многих его последователей: продолжительность сеансов не должна превышать 20—40 минут, максимум — одного часа. Я в своей практике постепенно довел это время до двух, изредка даже до трех часов и знаю, что это за «донорство»! Разумеется, как донор, так и магнетизер восстанавливают свои потери, но для этого требуются определенное время и средства, о чем я расскажу позже. А вывод один — здоровье для биорадиолога обязательно!

Пункт третий — возраст от 30 до 50 лет. Почему не ниже и не выше? Конечно, могут быть счастливые отклонения в ту или иную сторону, но к 30 годам наши современники уже, как правило, обзаводятся семьями, институтским образованием, приобретают наклонности к времяпрепровождению и т. д. Словом, к этим годам усредняемый мною индивидуум — уже сформировавшаяся личность с запасом времени для предполагаемого творчества в рассматриваемой области.

Почему рекомендую до пятидесяти? Да потому, что это уже предельный срок, ограниченный всего десятью годами до пенсии, когда уже трудно ждать от опять-таки усредненного пенсионера полноценной и безопасной энергоотдачи. Случай с Джованни Андолини, занимающимся практикой врачевания и в 70 лет, надо считать приятным исключением.

Я начал свой путь по нити Ариадны в лабиринте таинственного, когда мне было 46—47 лет. Сейчас мне за семьдесят, так что подытоживается всего немногим больше десятка лет. И, честно говоря, если бы не было этих лет, о которых я сейчас рассказываю, а мне — семидесятилетнему мужчине с приличным пока здоровьем — предложили бы начать этот путь по лабиринту, я, безусловно, отказался бы. Надо на паспортные данные смотреть трезво — всему свое время.

Перехожу к расшифровке пункта четвертого. Он не требует длительного разъяснения. Хочешь помогать людям, лечить, а не вредить — узнай, как устроен организм человека, где у него сердце, где печень. Все эти и прочие тонкости можно найти в популярных изданиях по анатомии и физиологии человека. Нельзя лечить своим излучением, биорадиацией тот или иной орган, не имея представления, как он выглядит здоровым, что с ним сделала та или иная болезнь. А здесь уже нужны элементарные знания медицины; только знания, помноженные на творческое, образное воображение, способны развить внутреннее зрение врачующего.

Пункт пятый пояснений, вероятно, не требует.

Пункт шестой крайне желателен для будущих серьезных научных и обоснованных исследований в области многих, но все еще таинственных возможностей духа и тела человеческого.

Пункт седьмой пояснений тоже не требует.

Пункт восьмой — отсутствие слепой веры в авторитеты. Как так, извольте, вера делает чудеса, двигает горы, а вы ратуете за «отсутствие слепой веры в авторитеты»?! Да, слепая, бездумная вера — это шлагбаум на пути экспериментатора, изобретателя, новатора. История мировой науки, по сути дела, борьба большинства ортодоксальных ученых, знающих, что можно, что нельзя, что может быть, а чего не может быть, с одиночками, несогласными, строптивыми, не имеющими слепой веры в постулаты с их незыблемостью, не преклоняющимися перед авторитетами, а идущими своими собственными путями.

Как много мне пришлось встречать людей, перечитавших груду книг по магии, йоге, теософии и прочем и прочем и буквально — растворивших свое Я в этом мутном море мыслей и идей.

В мозгу этих начетчиков просто не остается свободных нейронов для собственного мнения или суждения. А некоторые из них вообще потеряли способность к трезвому мышлению, став настоящими или перспективными клиентами психиатрических больниц. Эти несчастные буквально нашпигованы цитатами из столпов философии йоги Рамачараки (Аткинсона), княгини Блаватской, Анны Безант. Они знают астральный план, как свою собственную квартиру, они запросто помещают непонятные пока явления в четвертое измерение, «знают», что ждет человека после кончины, верят в семь небесных сфер, ад, рай и многое другое. Часть из них нашла все ответы в ортодоксальном православии и других религиях.

Это люди «законченные» (как в прямом, так и в переносном смысле), им нечего искать в лабиринте неисследованного, за них уже подумали их авторитеты.

Девятый пункт тесно граничит с шестым, как бы предназначен для подготовки исходных данных для грядущих исследований.

И, наконец, десятый. Наше советское законодательство запрещает врачевание людям, не имеющим отечественного диплома врача. Поэтому частная практика, обычная для врачей, получающих за это соответствующее вознаграждение, не может иметь место. Помощь больным должна соответствовать науке и быть совершенно бескорыстной, исключать попутные рекомендации по приему тех или иных медикаментов и прочих средств физического и химического воздействия на организм. В моем понятии это только бесконтактное биоизлучение, не попадающее ни под какие запреты, эманация — не узаконенная, не обнаруженная так называемой академической наукой.

В самом деле, как можно преследовать то, чего нет, по утверждению этой науки?! Вопрос о правомочности благого воздействия тем, что не признается как сущее нашей наукой, весьма щекотлив, и я воздержусь от дальнейших рассуждений на эту тему.

Надеюсь, что мои рассуждения по всем десяти пунктам для лиц, намеревающихся уделить время магнетизму, будут одобрены подавляющим большинством читателей.

Как ни печально, мне не везло; я ни разу не видел поднятой руки, обладатель которой сказал бы, что он по всем данным (по десяти пунктам) способен стать биорадиологом.

Из всех названий — «магнетизер», «целитель» — термин «биорадиолог» звучит современнее. Во всяком случае, так называл себя Н-ский, так именовали ему подобных там, в нацистской Германии, в оккультном рейхе.

А теперь я хочу представить себе, что среди читателей этих записок нашлись люди, способные сказать: «Да, я отвечаю всем требованиям. Пожалуйста, расскажите, с чего начать».

Вот этим людям я и хочу адресовать рассказ о трех способах передачи биоэнергии, о так называемой биодиагностике и некоторых других возможностях человека, которым можно найти удобоваримое объяснение, дабы избежать измены привычным материалистическим воззрениям.

Существует три общепринятых (разумеется, магнетизерами и авторами книг по магнетизму) способа передачи биоэнергии. Это контактный способ передачи биоэнергии, а также бесконтактный и заочный.

Контактный способ предусматривает наложение рук или прикосновение пальцев к больной части тела. Евангелие и многие легенды о святых чудотворцах часто повествуют именно о таком способе воздействия.

В большинстве старых руководств по лечебному магнетизму этот способ превалирует над другими, в действенности которых авторы этих книг, видимо, не совсем уверены или считают их достоянием наиболее одаренных магнетизеров.

Ныне покойный И. Я. Евтеев-Вольский (у него я впервые воочию убедился в наличии такой целительной способности) пользовался именно таким способом, предварительно накапливая, как он говорил, запас праны в своих руках.

Н-ский, которому, как вы помните, я обязан своим началом интереса к лечебному магнетизму, также отдавал предпочтение этому способу. Для меня контактный способ передачи энергии с самого начала не представлял интереса, вызывая подозрения в том, что лечебный эффект достигается результатом легкого массажа и теплом рук (инфракрасным излучением). Кроме того, только после длительной практики бесконтактного лечения я с большим трудом могу констатировать переход моей энергии к больному, когда я интереса ради прикасался к нему. Но ощущение струящегося потока энергии сразу восстанавливается, как только нарушается контакт. То же можно сказать и об одностороннем контакте, когда касается тела только одна рука, а другая находится с противоположной стороны на расстоянии нескольких сантиметров от него. Такое нередко приходится делать с тяжелобольными, лежащими на спине.

Не отвергая в принципе возможности контактной передачи энергии, я по выше приведенным соображениям ее не применяю. Воздержусь от дальнейшего рассказа об этом способе, поскольку в большинстве старинных книг имеется множество описаний, как им пользоваться.

Бесконтактный способ. О нем следует рассказать подробнее, как об основном способе передачи биоэнергии — мосте к последнему способу, заочному. Кроме того, этот способ дает возможность овладеть биодиагностикой (чувствовать зоны отрицательной ситуации, по удачному выражению автора книги об итальянце Джованни Андолини).

При бесконтактном способе излучаемая лечащим биоэнергия передается больному (в пораженную болезнью область) на расстоянии от рук магнетизера до тела пациента пять и более сантиметров. Оптимальное расстояние устанавливается после некоторой практики и наблюдений над своими ощущениями. Можно, разумеется, это расстояние довести и до метра, но это неудобно. Поэтому биорадиатор ограничивается периферией вокруг тела больного в 5—15 см, то есть по контуру так называемой ауры, которая, как я могу утверждать, действительно обволакивает все живые организмы, в том числе и человеческий.

Положение рук лечащего и поза больного также подробно описаны в литературе прошлых лет и современной западной. У нас, к сожалению, с этим можно ознакомиться, только имея не всегда удачные дореволюционные издания.

Приятное исключение из этого правила — две очень хорошие, популярные книги, написанные доктором биологических наук, профессором Ю. А. Холодовым: «Влияние магнитных полей на биологические объекты» и «Человек в магнитной паутине», счастливым обладателем которых я являюсь.

Практика показывает, что можно манипулировать и одной рукой (над больным органом или частью тела), но удобнее все-таки двумя. Позже попытаюсь в доходчивой форме поделиться своим опытом, как вообще обходиться без рук, т. е. не протягивать, не простирать их над больным, а просто держать их на столе, в кармане или скрещенными «по-наполеоновски». Об этом позднее, а сейчас возможно короче об обычном положении рук при бесконтактном лечении.

В мои намерения не входит писать руководство по технике лечения биоизлучением, о котором, как я уже говорил, можно прочитать у других авторов, поэтому я лишь кратко опишу, как это делается над зонами человеческого тела.

Голова. Больного усадить на стул. Лечащий расставляет руки над головой больного ладонями к вискам, расстояние от головы до ладони от 5 до 20 см. Включается механизм энергоизлучения, и, концентрируя внимание на проделанной операции, руки медленно продвигаются от висков больного на затылок. Так пять раз «поле», образовывающееся между ладонями, как бы проходит через весь мозг больного. Так лечатся головные боли на почве гипотонии, гипертонии и просто простудного заболевания. Боли, вызываемые последствиями фронтита и гайморита, а также травмы головы и доброкачественные новообразования требуют длительной фиксации излучения рук в пораженную область. Единовременная продолжительность первой манипуляции (головные боли) до 10 минут, второй (лечение) -— до 20—30 минут.

Область сердца. Правая рука над грудью, левая за спиной. Между ладонями грудная клетка больного. Расстояние то же. Продолжительность единовременного воздействия от 5 до 10 минут.

Печень и другие внутренние органы лечатся так же, между рук врачующего.

Область мочевого пузыря. Обе руки ладонями к телу больного с промежутками между большими пальцами 3—6 см. Продолжительность разового воздействия от 10 до 20 минут. Так же, только со спины, лечатся почки, надпочечники, радикулит. Разовая, как бы сфокусированная на пораженной области биорадиация по продолжительности может достигать одного часа.

По старым руководствам, лечебные манипуляции над той или иной областью тела следует начинать общими пассами, или, как их именовал один автор, «проводами» (от слова «проводить») с головы до пят больного. Таких проводов от начала воздействия на пораженную область следует делать три-четыре. Равномерно, спокойно, нигде не задерживаясь. Закончив у пяток, на мгновение включить излучение до того, как руки вновь не подойдут к голове.

Такими пассами-проводами лечатся гипертония, общая слабость, повышенная нервозность, параличи.

Число воздействий при лечении того или иного заболевания не может быть установлено заранее. Все зависит от того, как далеко зашла болезнь и в каком состоянии находится больной. Но это удается установить только после двух-трех сеансов и подсказывается практикой и интуицией магнетизера.

Почти всегда (за редким исключением) можно чувствовать, насколько быстро и результативно идет, скажем так, энергоподготовка, которая, собственно, и должна определить продолжительность воздействия — в данный момент и количество последующих.

Когда пропадет натянутость в обращении с пациентом и' скованность движений, можно ожидать автоматичности всех действий (перемещение рук, фокусирование излучения), выбора подходящего расстояния от рук магнетизера до пациента. И, наконец, появится возможность вести неторопливый разговор с больным и присутствующими на сеансе. Последнее обстоятельство устраняет возможность возникновения гипнотического влияния на пациента и самогипноза.

Лечащий всегда должен быть уравновешен, от него требуются спокойствие духа, максимальная сосредоточенность на проделываемых манипуляциях.

Вот и все о бесконтактном визуальном способе магнетического воздействия.

Знания магнетических приемов воздействия при этом способе может приобрести каждый, но результаты зависят конечно же от личных качеств.

«Магнетизм, — по меткому определению д'Анжера, французского магнетизера 90-х годов прошлого столетия, — действует физиологическим путем, и нет необходимости в доверии к нему, чтобы благословлять его преимущества, равным образом как полное недоверие к нему не может считаться непобедимым препятствием».

О возможности обнаружения «зон отрицательной ситуации» (по Андолини), или биорадиационная диагностика. Получилось так, что я некоторое время чувствовал себя первооткрывателем такой диагностики. И только много позже, познакомившись с книгой о Д. Андолини, узнал, что он такой способностью обладал. Вскоре я встретил упоминание о такой возможности и в очень старой отечественной книге по лечебному магнетизму. Правда, там упоминалась способность только у некоторых, наиболее сильных магнетизеров. А вот определение нашего соотечественника-целителя Константина Кудрявцева: «... в начале деятельности (магнетизера. — В. С), когда ток еще недостаточно силен, налагающий руки чувствует болевые ощущения в тех самых местах, которые поражены у больного; объясняется это тем, что в силу контакта болезненные токи переходят в организм целителя и попадают на те же самые места (органы). Это дает возможность определить характер болезни пациента без его о том заявлении...»

И уже совсем недавно мой московский знакомый О. Н. Авдыкович — большой любитель всего неисследованного, особенно скрытых возможностей человеческого организма,

— после ознакомления с моими черновыми набросками о биодиагностике предложил дополнить их так: «Психометрия (даже название нашел! — В. С.) основывается на теоретических и экспериментальных выводах древневосточных исследований о наличии энергетической оболочки (в настоящих представлениях поля человеческого организма

— ауры, от санскрито-греческого «дуновение»), несущей полную динамическую характеристику отдельной человеческой индивидуальности в ее нормальных и патологических проявлениях». В более поздних исследованиях эта позиция нашла подтверждение и дальнейшее развитие в работах ряда таких ученых, как лауреат Нобелевской премии проф. Дж. Ч. Боже (Индийский национальный исследовательский центр, Калькутта), профессор, доктор психологических наук В. Н. Пушкина (НИИОПП АПН СССР, Москва), профессор, доктор биологических наук П. И. Гуляев (ЛГУ, Ленинград), доктор биологических наук В. М. Инюшина (Казахский ГУ, Алма-Ата) и др.

Об ауре написано множество трудов — от дореволюционных пересказов оккультистов до современных исследований, проводимых как на Западе, так и у нас. Поэтому нет нужды подробно останавливаться на доказательствах наличия и сущности. Весьма серьезное исследование ее проведено немцем Г. В. Ледбитером, книга которого содержит около двух десятков цветных иллюстраций, показывающих, как изменяется цвет ауры от того или иного эмоционального или физического состояния человека.

Да, все мои эксперименты по биодиагностике полностью подтверждают наличие такого энергополя, энергетической оболочки, обволакивающей, повторяющей контуры человеческого тела.

Но есть и другие, более непонятные явления, о которых я не встречал никаких упоминаний у исследователей, но действительность которых мною установлена опытным путем.

Однако вначале надо рассказать все-таки о биодиагностике, мне более или менее понятной, во всяком случае такой, какой она мне представляется по своей сути. Десятилетие назад она показалась мне единственной понятной возможностью узнавать, находить «зоны отрицательной ситуации». Эта способность обнаружилась совершенно случайно, когда я, делая «проводы», почувствовал, что над некоторыми участками тела больного моя энергия «забирается» им более интенсивно, чем над другими. Многочисленные опросы больных полностью подтвердили это явление. Да, именно над «пораженными» участками тела энергия забирается ощутимее, чем над другими. Сразу отметился любопытный момент — то, что эта предпочтительность обнаруживается как над беспокоящими больного зонами, органами, участками тела, так и над зонами старых, давно забытых травм, былых ранений, операций, воспалительных процессов и т. п.

Все это заставило предполагать, что помимо окружающей тело человека ауры, этакого биомагнитного контура человеческого организма, существует и какой-то внутренний энергетический каркас, на котором любое заболевание, любая травма оставляет неизгладимые следы. Это нарушение целостности сложнейшего, явно существующего энергокаркаса, являющегося пожизненным, и чувствуется магнетизером после некоторой практики в биодиагностике.

К великому сожалению, все мои попытки заинтересовать этим существующим явлением знакомых, изучающих точные науки, не увенчались успехом. В лучшем случае это воспринималось как еще одно подтверждение существования ауры, уже установленной новейшей контрольно-измерительной аппаратурой. А жаль. «Энергоразбаланс», обнаруживаемый при биодиагностике, может по-новому помочь исследователям понять сложнейшие процессы, происходящие в организме и в норме, и при отклонениях от нее.

При проведении биодиагностики мне представляется обязательным соблюдение следующих правил:

1. Способность к биорадиационному излучению на организм диагностируемого человека.

2. Знание основ анатомии и физиологии человека.

3. Умение отключить свою наблюдательность, которая настраивает на угадывание болезненных зон и состояний по выражению лица диагностируемого и другим внешним признакам.

4. Воздерживаться от высказываний в категоричной форме о состоянии здоровья диагностируемого даже при полной уверенности в наличии того или иного заболевания.

Первые два и последний пункты разъяснений, очевидно, не требуют.

По пункту третьему следует сказать несколько слов.

Вся «биодиагностика» первого этапа развития такой способности (о втором речь пойдет позже) основана не на наблюдательности, а на фиксации своих, очень слабых ощущений (с большей или меньшей потерей энергии) на ладонях и пальцах. Поэтому я в своей практике, как правило, старался при биопроверке человека смотреть в сторону от него. И только тогда, когда под руками чувствовалась «зона отрицательной ситуации», направлял взгляд туда, визуально определяя, где она, над каким органом или участком тела, чтобы затем, сообразуясь со своими знаниями анатомии, сказать, что я ощутил, что мне показалось. Следует говорить именно «мне показалось», а не «я у вас обнаружил то-то и то-то». Необходимо всегда учитывать степень впечатлительности, психической ранимости каждого субъекта, дабы не дать повода для развития мнительности, которая, как известно, много бед может натворить.

Последовательность процедуры биодиагностики:

1. Проверяемый должен стоять (лежать) с открытыми глазами, вытянутыми вдоль туловища руками и слегка раздвинутыми ногами. Желательно, чтобы проверяемый возможно больше расслабил мышцы, как говорят — расслабился (желательно, но необязательно).

2. Диагностика начинается с головы — области темени и затылка, постепенно, как бы обволакивающе, руки опускаются вниз: голова, шея, плечи, грудь и ниже. Затем то же повторяют со спины проверяемого.

3. Расстояние до поверхности тела проверяемого (от рук магнетизера) 5—15 см. Скорость прохождения рук над поверхностью тела — от полсекунды до секунды.

4. Результаты биодиагностики сообщаются проверяемому в предельно сдержанных выражениях, таких, как «мне показалось», «похоже, что у вас то-то и то-то», «я не гарантирую, что это так, но...» и т. п.

Такая осторожность диктуется не только возможной мнительностью пациента, но и чисто практическими соображениями. Дело в том, что, почувствовав сильный забор энергии в области аппендикса, можно ошибочно приписать боль, например, именно его обострению, тогда как у женщин эта боль может быть вызвана воспалением правого придатка. Часто заставляют «гадать» и урологические заболевания, но после некоторых уточнений истина выясняется.

В этих немногих случаях устанавливается анамнез по спорным состояниям организма проверяемого.

В ходе биодиагностики регистрируются «окна», «бреши», «горячие точки» в сплошном энергополе, окружающем живой организм.

Успех процедуры биодиагностики состоит в неукоснительном следовании приведенным положениям, в большой внутренней сосредоточенности, без желания найти в этом развлечение для себя и окружающих. Никаких гаданий и опасных экспромтов с сообщениями о полученных результатах проведенных проверок состояния здоровья людей!

Это первый этап.

Второй этап является следствием экспериментов лечения на расстоянии, заочных воздействий на организм больных. Поэтому прежде, чем перейти к рассказу о нем, следует подробно остановиться на самом спорном, точнее, отрицаемом наукой способе передачи биоэнергии.

Передача биоэнергии на расстоянии

Насколько мне известно, это явление не признано наукой. Лишь в двух известных мне книгах, изданных у нас в конце 50-х годов, делается попытка защитить и как-то обосновать возможность телепатической передачи энергии на расстоянии. Это книга ныне покойного ленинградского профессора Л. Н. Васильева и книга тоже покойного Б. Б. Кажинского. Одна из них называлась «Биологическая радиосвязь».

Я познакомился с Бернардом Бернардовичем Кажин-ским буквально за несколько месяцев до его трудной кончины, о которой он знал и готовился к ней, поэтому я просто не могу допустить мысль о том, что в своей настоящей, а не в пренебрежительной, простенькой высказанной в книге оценке идеи о «биорадиосвязи» он погрешил против истины. В нашей долгой беседе, от которой у меня сохранилось очень мало, так как я попросту тогда воспринимал все как фантазию тяжело больного, запомнилась его убежденность в наличии у человека третьей, четвертой и даже пятой сигнальных систем. Систем, по которым осуществляется телепатическая связь, ясновидение прошлого и настоящего и многое другое. На мое пожелание, высказанное тогда, после каскада совершенно не укладывающихся в сознании идей, написать о них в новой книге Б. Б. Кажинский только безнадежно махнул рукой: «Разве опубликуют? Такой редакции не найдется ..»

После его кончины один мой приятель имел возможность ознакомиться с архивом Кажинского с разрешения жены покойного. Увы, никаких письменных следов высказанных тогда идей не осталось. А ведь он был близок к великому психиатру, неврологу и психологу В. М. Бехтереву, знал Дурова-старшего — Анатолия Леонидовича и многих других интереснейших людей 20-х годов. Позже я сам убедился в том, о чем говорил смертельно больной Б. Б. Кажинский.

Не вера, а знания, приобретенные через опыт, даже в такой области, как феноменология, позволяют мне сейчас ограничиться тесным кругом того, что можно ощутить. Не скрою, этим поискам мешал и все еще мешает столь привычный нашему обыденному мышлению анахронический позитивизм. Но факты, как говорят, вещь упрямая.

Мои эксперименты по передачи образов (рисунков, цифр, букв, значков и т. п.) предшествовали передачам биоэнергии с целительным воздействием. Такую способность

(передачу образов) я установил лет пять-шесть назад до своего «приобщения» к месмеризму.

Но одно дело передавать изображение конверта или бутылки, рисунка недвижного, то есть стабильного в пространстве, другое — представить себе образ человека во всей присущей ему индивидуальности. Потребовалась большая тренировка зрительной и слуховой памяти, а главное, предшествовавшая этому серия фактов, происшедших помимо моего упорного внутреннего безверия в возможность передачи своих желаний, энергии на расстояние.

Позже не только наблюдения передающего и принимающего доказали такую возможность. Я обмолвился — «Не только наблюдения», а что еще?

Это «еще» — свидетельство милой моему инженерному сердцу контрольно-измерительной аппаратуры, свободной от симпатий и антипатий, самообмана и обмана. Уж ей-то не откажешь в объективности! Но рассказ об этом я позволю себе немного отодвинуть.

Моя личная практика и наблюдения позволили прийти к выводу, что для успешной передачи энергии другому человеку, нуждающемуся в ней, требуются следующие усилия. Первое и основное — умение сосредоточиться на облике того, кому энергия предназначается. Необходимо научиться умозрительно, не закрывая,, глаза, воспроизводить образ принимающего (будем называть его так), его характерные черты, тембр голоса, одежду и обстановку, в которой он находился при последней визуальной встрече. Можно допустить и произвольные композиции — при условии, если таковые покажутся правдоподобными передающему биоэнергию. В начальной стадии этих действий хороша концентрация на облике человека по его фотографии.

Максимальная продолжительность заочного воздействия — 5—8 минут. После пауз можно повторить воздействие один-два раза, доведя все до 20 минут. Почему по 5—8 минут? Да потому, что особенности нашего организма и мышления не позволяют длительную сосредоточенность на одной мысли, образе. Говорят, что механизм мышления напоминает кинокамеру с промежутками отснятия кадра именно в эти 5—8 минут. Если верить тому, что в этом отношении приписывается йоговской медитации, то у ее подвижников это время может растягиваться до нескольких часов.

«Секрет» удачи в эксперименте заключается, как уже говорилось, в умении концентрироваться на облике пациента, а если при этом пользоваться его фотографией, то в умении как бы оживить плоское изображение, сделав его объемным, красочным, представляя себе, что это живой оригинал, которого вы рассматриваете в окне (через окно). Такая «материализация» позволяет установить какой-то странный, но вполне ощутимый контакт с принимающим биоэнергию.

После очень небольшой практики заочную передачу воздействия можно производить без помощи пассов рук, проделывая эти манипуляции мысленно, предоставив работу своему «эфирному двойнику», или, как его еще именуют, астральному. Вообразить ведь можно что угодно, а эта фантазия имеет чисто «служебное» значение. В десятом номере журнала «Техника — молодежи» за 1976 год я как-то обнаружил в разделе зарубежных сообщений приятную для меня новость. Заметка называлась «Предположения румынского ученого».

Профессор Г. Картиану, известный в Румынии специалист по радиоэлектронике, занимается изучением проблем, связанных с передачей информации волнами, излучаемыми мозгом человека. Поскольку частота этих волн совпадает с частотой волн резонансного контура «Земля — ионосфера», ученый считает, что такие волны, частота которых не превышает 8—9 Гц и которые способны проникать сквозь толщу земли, воды и металла, являются носителями «телепатической информации».

Если прав румынский ученый (не говоря уже об «авторитетах» оккультных наук), то «такие волны... способны проникать сквозь толщу земли, воды и металлы». Иными словами, они обладают глобальным диапазоном действия, если не сказать — космическим. А если верить Н-скому (как вы помните, именно ему я обязан своим столь долгим интересом к паранормальным явлениям), то в годы гитлеровского рейха небезызвестный ученый Вернер фон Браун утверждал возможность космической телепатической связи между землей и летящими в космосе.

Мое шапочное знакомство с радиоэлектроникой не позволяет мне судить о том, какой частоты эти волны (если вообще это волны, а не что-то иное), но утверждение (или предположение), что эти волны способны к всепроницаемо-сти, сомнений не вызывает.

Мои эксперименты с животными (собаками, кошками, рыбами) были немногочисленны. Но даже эти одиночные опыты, проделанные в гостях просто так, развлечения ради, заставляют предполагать, что можно осуществлять бесконтактное воздействие и на представителей животного мира.

Одно из интереснейших явлений, связанных с заочной передачей биоэнергии, — возникновение «видений» той обстановки, в которой находится человек, принимающий биоэнергию (очертания комнаты, обстановка, одежда и даже присутствующие там люди).

Следует оговориться, что такие «видения» происходят не всегда и как-то помимо воли, нежелательными вторжениями в сконцентрированный образ принимающего. Впервые я обнаружил такие умозрительные видения в 1968 году, в начале знакомства с семьей ленинградки Лены К. (я о ней писал ранее). До этого случая я еще не был в их квартире и ничего не слышал от Лены о расположении комнат, мебели, расцветке ее обивки и т. п. После одной из заочных (Москва—Ленинград) энергопередач, когда спустя час мне позвонили, с тем чтобы сообщить о ее ощущениях и результате воздействия, я вдруг совершенно четко «увидел» Ленину комнатку, обстановку, расцветку ковра, цвет обивки диванчика и т. д. «Видение» длилось мгновение. В конце разговора я рассказал Лене (ей передали трубку) о том, каким мне представилась ее комнатка. Откровенно говоря, я счел это за игру воображения и своей неуемной фантазии, поэтому совершенно искренне удивился, получив полное подтверждение моему «ясновидению». А примерно через три месяца, когда представилась возможность взять командировку в Ленинград, все это увидел воочию, во всех подробностях. Таких фактов на сегодня накопилось столько, что рассказ о них я хочу выделить в то место своих записей, где буду говорить о ясновидении.

Старые руководства по лечебному магнетизму советуют обращать внимание на положение тела принимающего энергию, ориентируясь на север—юг: голова — к северу, ноги — к югу. Это как при очном, так и при заочном воздействии. Рекомендуется придерживаться также так называемой полярности тела. Так, чтобы левая рука была на правой стороне пациента, а правая — на левой, левая — за его спиной, правая — над его грудью.

Исходя


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты