Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 9




 

В конец, о тайнах Сына, псалом Давиду

 

Что значит надписание в конец, об этом достаточно говорено было выше. Но здесь оно может быть понимаемо также и ина­че, нежели как понимали мы его прежде, именно: слово конец указывает здесь на окончание жизни по плоти Сына Божия, то есть на крестную Его смерть, так как и тайными пророк называет здесь именно смерть Сына Божия, как поясняет это еврейское надписание псалма, где вместо о тайных Сына, прямо читается «о смерти Сына». Также и в другом месте Писания эта смерть именно назва­на таинством от века сокрытым и несведомым даже для самих ангелов. Далее апостол Павел говорит, что это таинство было сокрыто от князей века сего. Аще 6о быша, говорит он, разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2, 8). Итак, настоящий псалом относится к смерти Гос­пода, которою уничтожена всякая сила вражия. Нельзя не заметить, что настоящий псалом значитель­но длиннее предыдущих. Это про­изошло не случайно, но вследствие особенного, премудрого устроения Духа Божия, не восхотевшего ни того, чтобы все вообще псалмы были краткими, равным образом и ни того, чтобы они были растя­нутыми, и имевшего целью предста­вить в этом для читающих некоторое разнообразное упражнение, некоторою растянутостью псалмов собирая нашу рассеянность, а краткостью, в промежутки от трудов, облегчая наше утомление. Речь в настоящем псалме льет­ся у пророка так, как будто или сам он лично был взыскан благодеяниями Божиими, или же он произносит ее от лица других, но также взысканных благодеяниями Божиими и избавленных от рабства врага. Затем вообще заметим, что одни места св. Писания могут быть изъясняемы только исторически, как например следующее место: в начале сотвори Бог небо и землю; другие между тем только аналогически, как например: источник воды твоея да будет тебе единому. Потому что, если бы мы отказались искать в этом месте особенного, прикровенного смысла, то нам необходимо было бы в таком случае допустить в этих словах некоторое возбуждение со стороны Бога к величайшему бесчеловечию—не допускать никого к участию в воде, которую дает известный источник. Ясно, после этого, что здесь идет речь о за­конной жене, которая должна быть приятна для своего законного мужа, по своей природе, как родниковая вода, и чиста, то есть свободна от всяких незаконных связей. Наконец могут встретиться нам и такие места в Писании, которые должны быть изъясняемы и в историческом смысле и аналогиче­ски, как, например, то место, где говорится о медном змие, которого вознес Моисей в пустыне. Потому что рассказанное событие с одной стороны было истинным происшествием, с другой—оно принимается как некоторый образ, относящейся ко Христу. А посему многие подобного рода места в псалмах должны быть изъясняемы не одним только каким-нибудь, но различными способами.

Ст. 2. Исповемся (исповедаюсь) Тебе, Господи, всем сердцем моим. Исповедание может быть двойное: или как раскрытие души перед Богом со стороны тех, которые согрешили, или как изъявление благодарения за благодеяния Божии. Я, говорит пророк, изолью пред Тобою, Господи, мою благодарность как за те Твои благодеяния, которые я получил уже, так равно и за те которые получу впоследствии и изолью эту благодарность—не просто, но от всего сердца.

Повем (оповещу) вся чудеса Твоя. Чудесами пророк очевидно назвал здесь благодеяния Божии, которые суть как бы некоторые дивные трофеи победы нашей над врагом.

3. Возвеселюся и возрадуюся (стану трепетать от радости) о Teбе. Я сделаю, говорит, это не­пременно, потому что получил доказательство Твоего заступления и всемогущества. Помянух, как говорит пророк в другом псалме, Бога и возвеселихся (Псал.76, 4). Так как один только Бог есть истинное утешение наше, так равно и один Он только может спасти нас. Трепетание или прыгание от радости, выра­женное по-славянски словом воз­радуюся указывает на сильную радость, так что даже самое серд­це от этой радости должно бы­ло сильно затрепетать в радую­щемся.

Пою (воспою) имени Твоему, Вышний. В древности был обычай, что люди, питавшие к кому-нибудь особенную любовь, слагали в честь предмета своей любви стихи и песни, и этим способом старались облегчать свою тоску по любимому лицу. Пользуясь заим­ствованною отсюда метафорою, пророк хотел изобразить сло­вом пою свою сильнейшую лю­бовь к Богу. Но в этом слове видно также и то, что песнь любви пророка имела излиться из его уст в соответствующей случаю стихотворной форме. Далее, вос­пою я, продолжает он, свою песнь не самому существу Божию, потому что оно непостижимо, но Твоему имени святому, Боже, искусно слагая в честь его достой­ную хвалебную песнь.

4. Внегда возвратитися (при возвращении) врагу моему вспять (назад), изнемогут и погибнут (враги) от лица Твоего. Пророк начинает исчислять наконец ро­ды благодеяний Божиих, долженствующих служить предметом настоящего его исповедания или благодарения. Враг, тиран ро­да человеческого—сатана некогда имел дерзость искушать Самого Спасителя, и, как какому-нибудь обыкновенному человеку, предла­гать свое содействие; но когда услышал от Него следующие слова: иди за Мною, сатано (Матф. 4, 10), тогда он тотчас почувствовал присутствие пред собою непобедимого могущества и со стыдом оставил Спасителя. А как скоро побежден и обращен был в бегство этот начальник темных сил, то вме­сте с тем, конечно и все, находящиеся у него под властью эти силы изнемогли или признали себя слабыми и погибли, лишив­шись своей власти, как бы неко­торой своей души. И так как Иисус Христос остался затем до самой смерти своей безгрешным, то этим способом Он уничтожил самого диавола, а нас облачил во оружие спасения, то есть в божественное крещение, и даровал нам сверх того упражнение и оплот в божественном своем учении, оставил нам пример для жизни в собственном жительстве и указал нам путь, возводящий на небо. Демоны после всего этого сделались пред нами совершенно бессильными и не имеют теперь никакой власти над нами, если только мы сами добровольно и по нерадению на­шему не подпадаем под эту власть их чрез нерадение об исполнении заповедей Божиих. Далее, от лица Твоего, то есть от страха Твоего. Ибо в сражениях именно лицо неустрашимого победителя становится страшным для побеждаемого врага.

5. Яко сотворил ecu (окончил) суд мой и прю (оправдание по суду) мою. Ибо Ты, говорит, совершил надо мной свой пра­ведный суд, надо мной, теперь уже уверовавшим в Тебя, преж­де же этого находившимся, вследствие моего неведения, под властью диавола и испытывавшего всю жестокость его владычества. Но Ты, видя, как жестоко властвует лукавый над твоим созданием, исхитил меня из его рук, и, освободив меня от давнего мо­его заблуждения, сделал меня праведным. Словом прю мою (т.е. оправдание по суду) пророк назвал здесь праведность оправданного на суде.

Сел ecu на престоле, судяй правду (по правде). Слова эти должны быть отнесены к вознесении Спасителя на небо. Совершив в тленной плоти нашей домостро­ительство нашего спасения, Он снова воссел по праву на пре­столе или то есть снова получил власть Божества, в самом же деле не оставляя этого престола и в то время, когда Он неизглаголанно поселился и обитал среди нас на земле. Вознесшись на небо и воссевши одесную Бо­га—Отца, Иисус Христос как бы воспринял в свои руки вся­кую власть на небе и на земле, пришедши на помощь к своему созданию, за спасение которого положил Он даже пречистую свою душу. Впрочем, приведенные вы­ше слова должно понимать богопристойно. Именно седение на престоле в отношении к Богу—Слову должно означать власть Его, как власть нашего праведного судии, которую Он имел однако же и прежде того, но сокрыл ее в тайне, как требовало этого домостроительство нашего спасения, дабы исполнить Ему всяческое. Посему Ты, говорит пророк, бывший судиею нашим и прежде, вновь воспринял на Себя образ судии нашего, Ты, единый правед­ный судия, совершенно чуждый от всякого неведения и пристрастия.

6. Запретил ecu языком (упрекнул с бранью народы), и погибе нечестивый. Ты упрекнул, говорит, с бранью народы за их заблуждение, и сатана тотчас же убежал от них прочь, не в состоянии будучи противостать истине. И сами апостолы еще жесточе этого порицали иногда язычников за их заблуждение, как, например, апостол Павел, назы­вая Галатян: о несмысленнии Галате (Гал.3, 1). Сознав справедливость порицания, они отстали потом от несмысленного своего идолослужения, а как скоро это случилось, то вместе с тем уничтожен был и самый виновник и рачитель сего—диавол. Такую-то силу имело одно только слово упрека, исходящее из уст святых Божиих.

Имя его потребил ecu (изгладил) в век и в век века. Когда демоны восхитили себе Божескую честь, то порабощенные ими люди дали им имена, как например представляет нам это забавная родословная богов или Феогония Гезиода. Дабы не перечислять их всех, я назову здесь только некоторые ради примера. Так из­вестны между прочим имена Зевса или Юпитера, Арея или Марса, Аполлона, Гермеса или Меркурия, Артемиды или Дианы, Афродиты или Венеры и множество других. Эти имена, с распространением между людьми слова домостроительства нашего спасения, изгладились из памяти народной, как божеские, и не приобретут уже себе прежнего почета ни в векенастоящем, ни тем более в веке будущем. Так именно должно понимать выражение в век века, так как самое слово век значить вечное бытие или вечность. Заметим, что предметы особенно достой­ные уважения и внимания Писание обыкновенно обозначает подобного рода выражениями, как например «Святая святых, Песни песней, Субботы суббот и подобн.» Или: выражение в век века означает усиление, и употреблено вместо «навсегда» или «навеки». Потому что впредь навсегда уже были оставлены людьми, как мнимосвященные празднества в честь демонов, так равно и изглажены из памяти прежних их чтителей самые имена их.

7. Врагу оскудеша оружия в конец (вражьих мечей не стало совсем), и грады разрушил ecu. Под оружиями или мечами врага должно разуметь здесь те нечистые страсти, пораженная кото­рыми душа наша становится затем мертвою для добрых дел и кажется как бы погребенною в своем теле, как в могиле. Но когда уничтожено было нечестие язычников и вместо него насаждено и утверждено благочестие, то вместе с тем, как бы пали и самые города их. Или то­же: под городами можно разу­меть людей, в которых демоны имеют свое жилище. Не будет также неуместным и то, если под городами мы станем пони­мать нечестивые храмы идольские.

Погибе память его (их) с шумом. Ибо никто уже не знал, как приносить ему (диаволу) жер­тву, или вообще как призывать его в молитве. Выражение с шу­мом значит одно и тоже как и криком, ибо исчезли совершенно взывания демонские среди людей. Или также: с шумом, то есть погиб враг вместе с своею гордостью, или же и с криком жертвенных песней. Речь здесь от­носится собственно к сатане, он именно называется здесь и нечестивым и врагом, при чем имеется в виду конечно пора­зить собственно начальника враждебных сил, как бывшего виновным в возмущении и этих самых сил. Но направляясь против него, она поражает вместе и эти последние.

8. И Господь во век (вечно) пребывает. А Господь, говорит, для уверовавших в Него языч­ников, останется Господом до конца времен; но здесь также раскрывается и непреложность благочестия принявших веру Хри­стову и незыблемость самой Церкви христианской.

Уготова (приготовил Он) на суд престол свой. Немного выше сказав о вознесении от нас Спасителя в настоящей жизни, пророк намекает теперь на бу­дущее всеобщее и последнее страшное пришествие Его, когда Он воздаст каждому по делам его. Выражение уготова употреб­лено здесь человекообразно.

9. И Той судити имать вселенней в правду (по правде), судити имать людем в правоте (правед­но). Вселенною пророк называет верующих, у которых, как мы веруем, Бог имеет свое жи­лище, обитая в рассеянных по­всюду храмах Божиих, людьми же называет пророк вообще всех людей—из неверующих язычников, у которых повсюду рассеяны глухие заросли страстей, где прячутся, подобно зверям, демоны. И Господь тех и других станет судить не одинако­во, но испытуя каждого по его силам и судя одних по вере, других по неверию их. Или также: прибавляя выражение имать судити людем, пророк имел в ви­ду пояснить этим еще более по-нятае вселенной, представив по­сле содержащаго и самое содер­жимое им. Указание на суд (су­дить) имеет здесь то значение, что предрекаемый пророком судия будет судиею прямым, праведным и неподкупным.

10. И бысть Господь прибежище убогому. Убогим или бедным называется здесь народ языческий, который действительно был беден благочестием и доб­рыми делами и для которого, ко­гда он уверовал, сам Бог стал потом убежищем. Богат­ство, состоящее в деньгах, не­верно и непостоянно, а то—богат­ство вечное и истинное. Или быть может, хочет сказать здесь пророк, что у Бога нет лицеприятия; Он даже и бедняка прибегающего к Нему принимает и не отвращается.

Помощник во благовремениих (в дни благополучий), в скорбех. Бог помогает прибегающему к Нему, как во благовремениих, т.е. в дни благополучия, так и в скорбях. Всякий может судить по себе самом, что в помощнике нуждаются как те, которые находятся в несчастии, так рав­но и те, которые находятся в счастии; последним он нужен для того, дабы надежнее и доль­ше уберечь им свое счастие и чтобы не впасть в бездействие, которое есть мать всех наших несчастий и бед. Некоторые тол­кователи говорят, что выражение во благовремениих здесь значит просто впору или кстати (так как греческое слово ευκαιςια, по-славянски выражаемое словом благовремение, значит не одно только время благополучия, но также и время приличное или удобный случай).—Понимая так это выражение, они истолковывают все приведенное выше место следующим образом: Господь был, говорят они, помощником в скорбях —кстати, то есть именно в такое время, когда человек особенно нуждается в Его помощи.

11. И да уповают (надеются) на Тя знающии имя Твое: яко (ибо) не оставил ecu взыскающих Тя, Господи. А наконец, говорит, на Тебя возложат свое упование, как на такого, который один только может спасти, воз­ложат это упование знающие имя Твое, то есть Тебя Самого, или иначе говоря: верующие в Тебя. Некоторые переводчики с еврейского выражение да уповают заменяют выражением возложат упование, употребляя то есть буду­щее время вместо повелительного наклонения. Или, быть может, пророк употребил здесь повели­тельную форму, столь свойствен­ную учащему, наставляя или просто требуя от нас, как бы какой-либо наставник, чтобы и мы усвоили себе то, что сам он знал так основательно. Далее, хорошо также сказал он и это: знающий имя Твое, а не приро­ду—так как природа Божия решительно не доступна и для человеческого понимания. Присовокупил сюда пророк и самое основание упования или надежды нашей, добавив: яко не оставил ecu взыскающих Тя, Господи! За­метьте; пророк не сказал ищущих, но взыскающих или взыщущих, имея без сомнения в виду чрез прибавление предлога изобразить усиленное искание Гос­пода от всей души.

12. Пойте Господеви живуще­му в Сионе. Тому, говорит, истинному Господу, которого я несколько выше изобразил пред вами, вы воспевайте хвалебные песни ваши. Живущему же в Сионе, пророк добавил не для то­го, чтобы сказать например, буд­то бытие Божие ограничено тем пространством, какое занимает гора Сион, но дабы показать не­которое особенное благоволение Божие к этому месту. Ведь из­вестно, что Бог вселяется и в верующих, не в том опять конечно смысле, будто Он объемлется ими, но этим указывается на особенное расположение Божие к ним. Про­рок побуждает здесь воспевать хвалы Богу или самых древних Евреев, живших в то время, или же уверовавших впоследствии во Христа язычников, то есть христиан; так как тот же са­мый Бог, Который обитал не­когда на Сионе и давал с него свои откровения людям избранным, имел быть исповедуем впоследствии Богом и христианами. Или также под Сионом мож­но разуметь Церковь из язычни­ков, в которой позднее стал обитать Господь.

Возвестите во языцех начинания (действия или занятия) Его. Эти слова относятся к апостолам, которые действительно, обходя на­роды земные, научали всех истин­ному познанию о Боге. Вместо за­нятия или начинания (επιτηδευματα), как стоит у семидесяти, Симмах употребил в своем пере­воде средства или знания μηχαναια, а Акила — перемены (εναγγαλα). Итак возвестите, как бы гово­рит пророк, начинания Божии, то есть Его действия или занятия; воз­вестите средства или занятия, то есть дивную Его премудрость, воз­вестите перемены или изменения Его, то есть то что явилось вме­сто другого. Потому что те, кото­рые были далеко от Бога, сдела­лись наконец близкими к Нему; и те, которые находились во мра­ке заблуждения, пришли к свету истины; и те, которые были как бы забыты Богом, воспомянуты Им; и те, которые прежде были в пренебрежении, сделались впо­следствии избранными и даже сы­нами Божиими и Сам Бог сде­лался человек, а человек -Богом.

13. Яко взыскаяй крови их помяну. Все это Бог устроил, после того, как вспомнил о них; прежде же Он как бы не помнил о них, по причине собственного их неверия. Вспомнил, не терпя, чтобы проливалась еще далее языч­никами кровь в жертву демонам, так как они иногда закалали даже собственных сыновей и дочерей. Вспомнил равным образом, начав требовать или спрашивать крови от рук проливающих эту кровь, той крови, которую они не употребляли в жертву. Кровию называется здесь месть убийством за убийство, что они делали, под­стрекаемые к этому демонами. Это ясно из того, что всякий убийца по Писании имел быть подвергаем известному наказанию, как говорит в книги Бытия: крови бо вашей изыщу (Быт. 9, 5).

Не забы звания (вопля) убогих. Когда природа человеческая находилась под владычеством невидимых врагов наших, она казалась в то время как бы вопиющею к своему Творцу; этот вопль она издавала по причине того тяжкого положения или убожества, в каком она находилась. Или быть может здесь содержится и указаниe на то, как древние пророки, воспевали таинство вочеловечения Божия, взывали к Богу, призывая в помощь себе имеющего вочеловечиться Господа; они и убогими или бедными могут быть названы очень кстати, по причине некото­рой скудости и незначительности того круга добрых дел, которые они почитали такими, и Бог не забыл этого вопля или звания их.

14. Помилуй мя, Господи, виждь смирение (уничижение) мое, от враг моих. А эти слова ска­заны пророком от лица вообще всякого христианина. Посмотри, го­ворит, как бы, здесь уверовав­ши во Христа, на причиненное мне унижение от нечестивых, то есть от врагов моих видимых, и невидимых, которые дей­ствительно старались уничтожить весь род христианский.

15. Возносяй (Ты, который вы­соко уносишь) мя от врат смертных. Вратами смертными пророк называет многоразличные истязания мучеников, обыкновенно доводившие их до смерти; из этих истязаний высшие и главнейшие бы­ли конечно те, которые претерпел Сам Спаситель наш. Но приведенные слова можно также относить и к самому Давиду, так как он сам неоднократно терпел уничижение от своих вра­гов, как и неоднократно чудес­но избавляем был от смерти, становясь потом еще более славным, чем прежде, возвеличивае­мый очевидною помощью Божиею в этих случаях.

Яко да возвещу вся хвали твоя во вратех дщере Сиони. Это причина или того, почему пророк был избавлен от смерти, или того, почему испрашивал он се­бе милосердия Божия. Да возвещу, говорит он, вся хвалы твоя, то есть хвалу например творения, хвалу премудрости Божией, хвалу правоты Его, хвалу вочеловечения; из них за каждую, говорит пророк, Ты достоин, Боже, восхваления. Сионом называется здесь Церковь святых Божиих на небесах; вратами же ее отдельные церкви на земли, входя чрез которые или под руководством которых всякий может восходить в эту небесную Церковь. Потому что те, которые принадлежа к этим земным церквам, страдая за Христа, те именно возвещали в страданиях дивные дела Божии, подкрепляя своим примером верующих. Далее и сам Давид также своею книгою псалмов, возвещает во всей церкви хвалы Божии. Дщерию же назван этот высший Сион, как особенно возлюб­ленный Богом и Им самим устроенный.

Возрадуемся о спасении Твоем. Спасением пророк называет вочеловечение и смерть нашего Спа­сителя; так как все это послужило виною нашего спасения, как и праведный Симеон сказал вслед за Давидом: видеше очи мои спасение твое (Лук. 2, 30).

16. Углебоша (погрязли) языцы в пагубе, юже сотвориша. Под языками или язычниками дол­жно разуметь здесь самих иудеев, так как они, имея закон, однако же по своей злобе и зависти, соделались подобными язычникам, незнакомым вовсе с законом; а под пагубою или гибелью—самую смерть. Потому что, стараясь предать смерти начальника жизни, сами они были совершенно уничто­жены потом римлянами, и, приго­товляя Ему смерть, сами напротив совершенно были преданы во власть смерти. Или также: здесь идет речь и о враждующих против христиан, которые усердно ста­раясь о скорейшем истреблении этих последних, сами гораздо скорее их подверглись уничтожению. Не будет неуместным, если станем относить сказанные выше слова и к самим демонам, которые, замыслив посредством смерти Иисуса Христа ослабить Его всемогущество, вместо того чрез эту самую смерть совершенно по­вредили своему собственному вла­дычеству над людьми.

В сети сей, юже скрыша, увязе (увязла) нога их. Пророк повторяет здесь предыдущую свою мысль, только выражая ее здесь под другим новым образом, и как бы хвалясь уничтожением врагов. Сетью он называет злые старания их, то есть их коварные замыслы. Всякая сеть, также как и силки обыкновенно расставляются в потайных местах; так и коварные за­мыслы составляются обыкновенно втайне, производя потом на свет смерть.

17. Знаем есть (познается) Господь судьбы (суды) творяй. Судьбами или судами называются здесь наказания Божия; так Он воздает по заслуге.

В делех руку своею увязе (загряз) грешник. А эти слова служат как бы продолжением предыдущих. Здесь именно вы­ставляется та причина, почему Господь открывается творящим суды; но еще более здесь Он является праведным судиею, устраивающим так, что те, которые строят ковы для других, скорее всего сами же подвергаются этим ковам; так что зло, которое уготовляют другим, обращается таким образом на самих виновников зла. Под грешником ра­зумеется один из тех трех родов людей, которые обозначаются словом языки или народы, изъясненным нами выше; или же пророк называет грешником вообще всякого исполненного нечестия.

Диапсалма. Об этом сказа­но во введении.

18. Да возвратятся (пойдут) грешницы во ад. Грешниками называются здесь неверующие; а адом самое наказание их. Да возвратятся же сказано вместо да перенесутся из настоящей жизни под землю; ибо там, как говорят, находятся места наказания их. Или иначе: пусть, как бы так говорит пророк, те, кото­рые из земли произошли, в зем­лю же и возвратятся, не в состоянии будучи ни о чем помышлять, как только о земном. А кого пророк разумеет здесь под грешниками, это он показал чрез присовокупление нижеследующих слов псалма:

Вси языцы (народы), говорит он далее, забывающии Бога. Забывающие то есть добровольно, по собственному своему неразумению.

19. Яко не до конца забвен будеть нищий (бедный). Это случится, говорит, именно с подобного рода языками или народами, так как верующий не допустит себя до совершенного забвения о Боге. Бедным пророк называет того, кто не имеет у себя богат­ства денежного и тленного, но кто за то богат богатством добрых дел своих. Или также под бедным пророк разумеет народ языческий, как бы то есть растра­тивший высокое богоподобное достоинство своей души, сделавшийся бедным в отношении богат­ства благочестия и добродетелей.

Терпение убогих не погибнет до конца (навсегда). Убогими пророк называет здесь язычников, терпение или ожидание которых, говорит он, не до конца будет напрасным. Ожидание же или чаяние язычников есть Христос, о котором в одном месте Писания сказано: И той чаяние языков (Быт.49, 10); к ним Сам Он обращается чрез другого пророка, с следующими словами: они терпели Меня во время воскресения Моего.

20. Воскресни, (восстань), Гос­поди; да не крепится (приобретает) человек. Один переводчик поставил, вместо да не кре­пится (μη κραταιουσθω) да не надмевается (μη θρασυνεσθω). А говорит эти слова пророк по причи­не взаимных ополчений народов одного против другого. Потому что люди, при неимении истинных учителей, не зная что они суть земля, брение, дерзали на поступ­ки, превышавшие их человечес­кую природу; мало того, они даже вписались в число богов. Посе­му явись, как бы говорит, предстань, Господи, и уйми такую над­менность их. Можно также изъ­яснять настоящее место и гораздо глубже; именно: первая половина этого места указывает на то, что человек создан по образу Божию и потому он не без основания может быть назван богом; вто­рая же половина намекает на то, что человек прилепляется к зем­ному, и потому справедливо должен быть назван человеком. И так как это земное одерживало верх в людях над божественным, то пророк и умоляет Иисуса Христа, чтобы Он воскрес и научил бы нас чрез святых апостолов тому, каким бы образом наши греховные страсти не могли преодолевать нашей души, ни брение ума нашего. Или и еще иначе: после воскресения Господа из мертвых, когда Евангелие бы­ло проповедано во вселенной, в мире прекратились взаимные восстания народов одного против другого и усобицы.

Да судятся языцы (народы) пред Тобою. Иначе сказать: да соделаются, то есть, они достойны­ми Твоего посещения или смотрения, Господи. Потому что тот, кто судит, обыкновенно обращает свой взор на того, над которым производится суд. А упоминаемый здесь суд понимайте по отношению к диаволу,—суд, о котором и чрез пророка Исаия так говорит Бог: Се (Иаков) отрок мой, восприму и; (Израиль) избранный мой, прият его душа моя, дах Дух мой нань, и суд языком возвестит (Ис.42,1).

21. Постави, Господи, законоположителя (законодателя) над ними. Под законоположителем или законодателем пророк разумеет здесь Иисуса Христа, по реченному в Писании: Я поставлень от него царем; ибо Он, подобно царю и законодателю, дал нам новый закон, именно закон евангельский, или просто святое Евангелие. Да разумеют языцы (народы), яко человецы суть. Да научатся, то есть, они потом, впоследствии, жить так, как лю­ди живут, а не как звери.

 

Псалом десятый у евреев.

 

Ст. 1. (слав. перевод - 22) Вскую, (почто) Господи, отстоя (стал) далече? Пророк начинает рассуждать те­перь о промышлении Божием, как бы говоря, что вот нечестивые здесь благоденствуют, а праведники терпят неудачу в своих делах,—и от лица этих последних ведет свою речь, вопрошая Бога о причини подобного поряд­ка вещей: почто, говорит, Госпо­ди, оставил Ты этих людей пе­реносить, что бы ни случилось с ними? Приведенное выше выражение метафорическое; оно заимство­вано от тех людей, которые са­ми стоят вдали и не имеют ни­какой заботы об оставленных ими других людях.

Презираеши (чрез верх смо­тришь) во благовремениих (в дни благополучия) в скорбех? Прези­рать или смотреть поверх чего-либо значит давать такое положение своим глазам, при котором они не смотрят прямо на тот предмет, который находит­ся пред глазами, но смотрят вверх над ним. Итак почему, Ты, Господи, продолжает пророк, Ты, Который везде присущ, ка­жешься отстоящим далеко от праведных по причине Твоего долготерпения, и между тем как Ты все видишь, принимаешь вид, будто ничего не замечаешь, как будто бы для того, чтобы не помо­гать нам в делах наших; и это притом же в то время, когда мы особенно нуждаемся в твоей всесильной помощи, то есть имен­но теперь, когда мы находимся в скорбях и терпим бедствия? Го­ворит же все это пророк —не обвиняя Бога, но призывая и скло­няя Его на милость. Ибо в противном случае Бог мог бы ответить ему словами Писания, говоря: грехи ваши разделяют меж­ду Мною и вами.

2. (23) Внегда гордитися нече­стивому, возгарается (сгорает) нищий. Когда, говорит, возносит­ся нечестивый, получая во всем удачу, тогда благочестивый, смо­тря на все это, сгорает от рев­ности, испуская стенание из сво­их уст, подобно некоторому ды­му, стенание о том, что он таков как бы забытый и незнат­ный. Или тоже можно понимать место это так: когда демон ки­чится над родом человеческим, тогда этот последний, будучи беден добродетелью, сгорает от страдания.

Увязают (поддерживают се­бя) в советах (ухищрениях), яже помышляют (вымышляют). Это тоже сказано о нечестивых. Они, говорит пророк, поддерживают себя или содействуют себе тем, что замыслят; под содействием же должно понимать успех или удачу. Или также: они получают содействие со стороны других подобных себе людей. Здесь можно заметить, что про­рок, рассуждая как о людях добрых, так и о нечестивых, нередко говорит о них иногда во множественном числе, а ино­гда в единственном; так как добрых людей числом хотя и много, но все они по своей на­клонности к добродетели составляют одно, равным образом и нечестивых людей числом также много, но по своей наклонности к нечестию и злобе все они опять—одно. Или иначе: так как греческое слово συλλαμβανονται не только значит поддерживают се­бя или содействуют себе но и бывают пленяемы или увязают, как выражено по-славянски, то можно думать, что пророк говорит здесь о тех благочестивых людях, которые бывают пле­няемы помыслами относительно благополучия людей нечестивых, то есть впадают в малодушие, не в состоянии будучи понимать и рассуждать о премудрых планах Божиих.

3. (24) Яко хвалим есть грешный в похотех души своея, и обидяй (обидчик) благословим есть (одобряется). О частице яко, по-русски так как или потому что, должно заметить, что соответствующее ей в еврейском языке слово не всегда имеет значение причиной частицы, но ино­гда употребляется как наречие утверждения, а иногда бывает и вовсе лишнею и употребляется в этом последнем случай в речи лишь в силу некоторого обычая, как идиома. Порок усилился ме­жду нечестивыми, по словам про­рока, до такой степени, что те, которые грешат, особенно рев­ностно, хвалятся своими похотями, за удовлетворением которых они гонятся, будучи увлекаемы страстью, равным образом те, которые обижают других, слышат одобрение за свои преступные действия со стороны подобных себе людей.

4. (25) Раздражи Господа грешный. Раздражил, говорит, или подвигнул Господа к отмщению, сам прогневавши Его и ускоривши Его праведное посещение, своим преступным поведением.

По множеству гнева своего не взыщет. Бог не станет, гово­рит, достойно взыскивать с не­честивых как бы требовал то­го праведный гнев Его; ибо, как говорит Писание: аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит (Псал.129, 3)? Гневом же Божиим пророк называет здесь праведное наказание, посы­лаемое Богом на нечестивых. Бог, говорит, милосерд и не наводит наказания неумеренного, хотя и заслуженного. Впрочем, согласно с некоторыми толков­никами, это место можно изъ­яснять и иначе, именно,—что грешник раздражил Господа по множеству гнева Его, то есть до­стойно и самим же грешником воспламенен этот гнев в Боге; а воспламенен он нечестивыми деяниями грешника. Далее не взыщет должно понимать, как требование отчета, а вместе с тем отдание этого отчета и как вследствие раскаяния грешника; как бы так было сказано: Бог не взыщет с него, который так Его раздражил.

5. (26) Несть Бога пред ним. Так думает грешник: не видит его Бог, поступающего таким образом. Или иначе: грешник не примечает своими глазами вблизи себя Бога, Кото­рый везде присущ и всевидящ.

Оскверняются путие его на всякое время. Так как грешник думает, что деяния его невидимы Богом, то они всегда и бывают превратными и нечестивыми у него.

Отъемлются (отстраняются) судьбы Твоя оть лица его. Отнимаются, говорит, Твои суды от его разума, ибо и разум также имеет свои глаза. Отнимаются, т.е. отстраняются. Этого рода слепота свойственна ошибающемуся, так что судов, которые от Тебя исходят, он не замечает, не рассуждает и о том, что Ты судия праведный, и сильный, и долготерпеливый.

Всеми враги своими обладаешь. Он (нечестивый) отразит от себя всех тех, которые восстали бы против него; так как Бог, по своему долготерпению), попускает ему часто в войне одерживать верх и над своими врагами.

6. (27) Рече бо в сердце своем: не подвижуся (поколеблюсь). Он почел свое благополучие постоянным; подвигнуться же или поколебаться, это значит испы­тать перемену или изменение в прежнем могущества и в собственных силах.

От рода в род без зла. Здесь должно считать опущенным глагол буду или пройду (прожи­ву); ибо грешник подумал, что он будет непричастным ника­кой обиде от рода в род, т.е. в продолжение всей жизни. Под родом здесь именно должно разуметь жизнь; то есть как бы так было сказано: от его жизни настоящей до той, которая наступит после его смерти.

7. (28) Его же клятвы (про­клятая) уста его полна суть, и горести (огорчения) и лести (ковар­ства). Слова эти: уста его представляют один из идиотизмов, свойственных еврейскому диалекту, и употребляющихся нередко в священных книгах; евреи имеют обыкновение к членам присоединять в речи местоимения, как например: Блажен емуже Бог Иаковль помощник его (Псал. 145, 5); или: Блажен муж емуже есть заступление его у Тебе (Псал.83, 6). Далее уста его (грешника) полны или исполнены клятвы, т.е. на всех произносят проклятия, полны горести, иначе говоря: гневно или с огорчением на всех кричат; полны лести или коварства, потому что та речь, которая исходит из этих уст, изливается не от сердца, но эти уста одно говорят, а другое таят в душе.

Под языком его труд и болезнь. То, говорит, что говорится таким человеком, доставляет труд и болезнь тем людям, для которых он строит свои ковы. Или также: труд и болезнь заключаются в его учении и достанутся на долю тех, которые ему (нече­стивому) последуют, не находя себе нигде покоя. Или еще: соб­ственный его язык был в труде и болезни, износя слова труда и болезни против тех, к которым он враждовал, показывая тем самым неустанную его говор­ливость и злоречие.

8. (29). Приседит (заседает он) в ловительстве (засаде) с богатыми. Ловительство или за­сада есть потаенное место, укрывшись в котором кто-нибудь делает отсюда неожиданно свои нападения на проходящих мимо этого места. Пророк исчисляет здесь те многоразличные пороки, которые свойственны людям нечестивым, как например: лесть, коварство, хищничества, убийство, и сим по­добное. Скрывается, говорит он, вместе с богатыми, т.е. с теми, которые изобилуют пороками и злодеяниями, и которые в этом отношении гораздо знаменитее его; и он сделает их своими соучаст­никами, как имеющих одинаковые с ним душевные расположения. Далее пророк, открывая засаду, присовокупляет к сему объяснение и самой причины ее, говоря:

В тайных, еже убити неповинного. Дабы умертвить, говорит, невинного, того, который не причинил ему никакой обиды.

9. Очи его на нищаго призиpaem (зарятся). Здесь показывает пророк то беспрестанное соглядание, с каким этот коварный человек неутомимо следит своим взором за неповинным бедняком, дабы выбрать удобную минуту для удачного нападения на него, когда тот будет проходит мимо.

(30). Ловит (подстерегает) в тайне, яко лев во ограде (логовище) своей. Здесь пророк развивает туже самую мысль, имея в виду указать этим на разнообраз­ное коварство человека злого и по­казывает ясно, что он сам истинный зверь. Он точно лев, спрятавшийся в своей норе, кото­рую он называет здесь оградою. Как лев нападает на слабейших животных, беспечно про­ходящих мимо его логовища; так делает и этот человек, поль­зуясь незаметно расставляемыми им для других ковами.

Ловит (сидит в засаде), еже восхитити (схватить) нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и. Сравнив выше человека коварного со львом, по его ко­варству, и как бы кровожадности, пророк и далее остается тверд при этом сравнении, давая тем понять, что подобному человеку именно свойственны действия льва. Он, говорит, нападает из своей засады как лев, чтобы схватить свою добычу и чтобы потом ута­щить ее в свою нору. А ловит он или подстерегает, сидя в своей засаде, не для того, чтобы схватить здесь какого-нибудь кровожадного или зловредного зверя, но чтобы схватить, говорю, бедного, бедного и состоянием и обедневшего силою человеческою. При этом пророк изъясняет и тот способ, которым этот бедняк будет похищен человеком коварным, говоря: внегда привлещи и, то есть утащит силою. Повторением же глагола восхитити про­рок хочет показать величай­шую степень нечестия коварного. Или также быть может, этим повторением слова, выражающего страдание, он хочет скорее по­двигнуть Бога на защиту бедняка.

10 (31). В сети своей сми­рит его. То есть он обладает им чрез свое коварство и хит­рость. Или же, умертвивши, распрострет он его на земли; так как смиренным или приниженным называется тот, кто падает к ногам другого, распростершись на земле.

Преклонится и падет, внегда ему (гордому) обладати убогими. Когда он, будучи сильным, станет властвовать над убогими, тогда и сам он смиряемый пре­клонится и погибнет. Ибо те, ко­торые падают, первее всего на­клоняются к земле. А говорит же об этом с тою целью, дабы показать неисцелимый порок этого человека и вместе с тем долготерпение Божие и выносливость под­вергшихся угнетенно со стороны гордого и их избавление от этого гнева.

11. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца. Тот, которому попущено, чтобы все пожелания его души исполнялись, впадает в странные мнения, размышляет сам в себе, будто Бог забыл промышление свое о мире, что Он отвратил от него свое благоде­тельное смотрение о нем, так что решительно ничего не хочет видеть, что в нем делается. В конец же иногда значит «на всег­да», а иногда—«совершенно» или «совсем»; а у тех, которые рассматривают это выражение по­дробно, стоит и то и другое значение. Должно заметить, что при­веденные выше слова можно пони­мать как предсказание, относящее­ся первее всего к народу Иудейскому, а потом или вместе с тем и к Самому Иисусу Христу. Потому что первый, т.е. народ Иудейский, вместе с начальниками своими, в засаде подстерегал То­го, Который чист от всякого гре­ха, то есть Христа, и Который обнищал ради нашего спасения; за ним то народ Иудейский посто­янно злоумышленно следил и делал все другое, что описано выше; потом, когда убил он этого пра­ведника, также стал преследовать и Его учеников —апостолов, а наконец и сам этот народ был истреблен римлянами.

12 (33). Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется (поднимется) рука твоя. Воскресни, то есть подвигнись к отмщению. Да­лее, да вознесется рука твоя,—выражение метафорическое; так как те, которые когда кого-нибудь наказывают, обыкновенно поднимают вверх при этом свою руку, наносящую удар бичем. Или иначе: Твое могущество, как бы так говорит пророк, было все­гда высшим и превосходящим всех, прошу Тебя, Боже, пусть оно явится таким особенно в те­перешнее время, на виду у всех; ибо под рукою Божиею должно разуметь именно Его могуще­ство.

Не забуди убогих твоих до конца. До конца, иначе сказать: совершенно или совсем.

13 (34). Чесо ради прогева нечестивый Бога? Испытывая тяжкие страдания при мысли о подобного рода дерзостях, каких исполнены отношения нечестивых людей к праведникам, пророк облекает здесь свою речь в во­просную форму; и потом разрешает это свое недоумение следующим ответом, говоря:

Рече бо в сердце своем: не взыщет. Вот, говорит, где кроет­ся причина такого нечестия людей порочных: они думали в душе своей, что Бог не станет взы­скивать с них за их постыдные деяния.

14 (35). Видиши, яко Ты болезнъ (страдание) и ярость (озлобление) смотряеши (разумеешь), да предан будет в руце, твои. К слову видиши здесь надобно доба­вить слова: чрез себя, или сам собою, и затем поставить наконец знак препинания, так что­бы получился следующий смысл: хотя бы нечестивец и тысяче­кратно так думал, как сказано выше, повергаемый в безумие по причине Твоего долготерпения; но Ты, Боже, видишь все, всюду про­никая своим взором. Потому-то Ты с величайшим тщанием рассматриваешь и ту болезнь или страдание, которому подвергаются терпящие обиду, а равно и ту ярость или страх, который испытывают сами наносящие им эту обиду. Ибо смотрение или разумение есть именно подробное рассматривание известного предмета и по частям. Рассматриваешь же тщательно, как бы так говорит пророк, для того, чтобы в будущем веке предать Тебе их наказаниям определенным Тобою. Это именно обозначают здесь ру­ки, по слову апостола: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10,31).

Тебе, оставлен есть (предоставлен) нищий. Так как все отступили от бедного, то он до­стался только Teбе единому и одному для заступления.

Сиру Ты буди помощником. Ты будешь, говорит, помощником сироте, как творец и вла­дыка его. Как эти слова, так и предыдущие должны быть относи­мы не просто к беднякам и сиротам, но собственно к народу языческому, который был бедняком по изъясненной выше причине, а равным образом был и сиротою, по причине неведения своего Отца и Творца—Бога.

15 (36). Сокруши мышцу грешному и лукавому. Мышцею пророк называет здесь физическую силу; так как в мышцах имен­но заключается сила человеческая. Грешные же и лукавые суть такие люди, которые служат возобладавшим над ними плотским похотям.

Взыщется (поищется) грех его, и не обрящется (найдется). Потому что если бы только Бог стал искать греха и не долго терпел, то он тотчас же погиб бы достойно пораженный смертью. Приведенные выше слова можно также относить и к Иисусу Христу, как пророчествующие о том, что некогда сказал Пилат об Иисусе Христе, обращаясь к иудеям, именно он говорил: яко в Нем ни единыя вины обретаю (Иоан.19, 4). Далее, пророчествующие о том, что и Сам Христос сказал однажды: грядет бо, говорил Он, сего мира князь, и во Мне не имать (найти) ничесоже. Так ни Пилат не отыскал в Иисусе Христе греха или преступления, за которое бы Он должен был умереть, как тре­бовали того первосвященники и иудеи; ни диавол в то время, как разлучилась пречистая душа Христа с Его телом, не мог отыскать в Нем никакого греха, хотя и употреблял к тому все свои усилия.

16 (37). Господь Царь во век, и в век века. Эти слова сказаны для тех, которые соблазняются, что люди нечестивые не тотчас терпят заслуженное ими наказание от Бога. Царство, говорит он, Божие и Его праведный суд —не преходящи или временны, но вечны. Поэтому если бы Бог и не подвергнул тотчас же нечестивцев наказанию, то Он подвергнет их сему потом, впоследствии, в свое время. Иди, быть может, пророк говорит здесь о царской власти Христа, которую Спаситель по божеству своему имел у Себя от вечно­сти, но по человечеству Он воспринял эту власть только по своем воскресении. Дадеся Ми, го­ворил Он ученикам своим по воскресении, всяка власть на небеси и на земли (Матф.28, 18), дабы царствовать Ему не только в настоящем веке, но и в будущем.

Погибнете языцы (язычники) от (с) земли Его. Языками или язычниками пророк называет здесь тех, которые не приняли закона евангельского; так как язычники существуют без зако­на. Под землею же Господнею разумеете весь мир, по лицу которого имела распространиться вера христианская. Или, быть мо­жет, землею Господнею пророк называет царство Господа, от которого (царства) отпадут все живущие преступно или беззаконно.

17. (38). Желание убогих услышал ecu, Господи, уготованию серд­ца их внят ухо Твое. Здесь то и другое, то есть и желание и уготование сердца убогих есть не­который образ тех молитвенных восклицаний,—с которыми они обращаются к Богу; молятся же они, или желают того, чтобы нечестивые были истреблены. И были эти убогие прямы сердцем, так как не были подвержены никакому греху. Или, быть может, слова эти сказаны для того, чтобы показать желание сердца пророков, которые молились о вочеловечении Спасителя. Готовы же бы­ли, именно к принятию веры Хри­стовой, и готовы конечно те, которые ее впоследствии приняли.

18 (39). Суди сиру и смиренну (уничиженному). Ты, говорит, услышал его (бедного) и выслушал со вниманием, чтобы быть судьею для сирого и уничиженного и наказать гордого.

Да не приложит ктому величатися человек на земли. Да­бы всякий человек, видя наказание Божие, постигшее тех, кото­рые наносили обиды другим, не осмеливался еще далее величать­ся, то есть гордиться и превозно­сить себя пред низшими себя. Выражение на земли значит во­обще между людьми, или среди людей.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты