Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 111




Аллилуиа.

 

Думаю, что вступление и на­чало сего псалма имеет великую связь с концом предыдущего псалма; почему и сей псалом имеет одну и ту же надпись с ним, как часть его. В конце одного говорится: начало премуд­рости страх Господень; а в на­чале сего: блажен муж, боящийся Господа. Некоторые, как то: Златоуст и Ориген говорят, что сей псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала сти­хов сего псалма еврейской псал­тири имеют те же начала еврей­ского алфавита, как и предыдущий псалом, который содержит, как мы заметили прежде, число букв еврейского алфавита, почему и псалом сей, по словам Оригена, называется стиховным, или алфавитным. Поскольку же букв еврейского алфавита 22, а стихов в сем псалме только десять, то потому в каждом стихе первых восьми стихов полагается по две алфавитные буквы, а в двух последних находятся три буквы ал­фавита, как говорит Литин, и как мы сказали в предыдущем псалме. Кажется, что сей псалом писан по буквам еврейского ал­фавита потому, что особенно располагает к нравственности.*)

 

*) Слова Феодорита: Сей псалом подает желающим наставление в благочестии. A другие говорят, что сей псалом есть по­чти изъяснение слов Апостола Павла: благочестие на все полезно; ибо ему принадлежите обетование настоящей и будущей жизни (1, Т. 4, 8); а такие обетования представлены в нем совокупно.

 

Ст. 1. Блажен муж, бояйся Господа. В предыдущем псалме, Давид сказал, что страх Гос­подень делает мудрым того, в ком Он находится: начало пре­мудрости страх Господень; а в сем говорит, что страх Господа делает боящегося Его блаженным: блажен муж боящийся Гос­пода. Впрочем, блажен не тот, который просто боится Бога, по­тому что так боятся и бесы, но тот, который боится Бога и хранит заповеди Его. Просто страх Божий есть страх слабый и мерт­вый, а тот страх, который заставляет хранить заповеди Божии, есть деятельный и живой.*)

 

*) По словам Великого Афанасия, му­жество есть не телесная, но душевная добро­детель, где нет различия мужеского и женского пола, но все (души), созданные по об­разу Божию, носят на себе одно и то же начертание и имеют одну и ту же природу. По­сему сии слова не относятся к телам, но касаются произволения души. Многие женщины, и самые слабые по телу, по вере душев­ной оказались мужественнее самих мужей, как Сусанна—против судей и как Иаиль против Сисары. И в начала псалмов Дух, сказывая об общем блаженстве всех христиан, мужу усвояет сие, говоря: блажен муж, ибо он не почитал жен чуждыми сего обетования, чтобы одним мужам оное усвоял, но мужество есть добродетель одна в своем роде; почему и общее имя людям употребил, говоря: блажен муж, дабы как мужья, так и жены, все почитали блажен­ство сие общим, так как это имя мужа взя­то от мужества. Таким образом и здесь не мужа только называет блаженным, но под именем мужества заключает и жен (у Ни­киты). Евсевий говорит, что Давид обыкновенно называет боящимся Господа всякого, приходящего к Богу из язычников. Ибо и в 134-м псалме, после Израиля и Аарона и Левия призывает к хвалению боящихся Гос­пода; почему и в сем псалме не другой кто либо называется блаженным, как только пришедший к Богу народ из язычников, которого и именует боящимся Господа. По­сему не блажен таковой, если к нему не относится и последующее — великое желание пребывать в заповедях Его; так как и бесы боятся Бога, имея один только страх, происходящий от познания.

 

В заповедех Его восхощет зело (к заповедям Его будет желание его велико). Боящийся, говорит, Бога будет радоваться и веселиться о заповедях Бога; ибо это означает: будет хотеть весьма. Давид и в другом месте, показывая удовольствие свое в заповедях Господних, говорит: и я воздвигал руки мои к заповедям Твоим, которые люблю (Пс. 118); и еще: коль сладки гортани моему слова Твои, более меда они (сладки) устам моим (там же).*)

 

*) Слова Златословесного: Когда хотение к заповедям может быть сильно? Когда мы во всем порознь боимся и любим Бога. Сказав, что в заповедях Его (будет) хотение Его велико, не сказал: заповеди Его испол­нит, но чего-то другого большего требует; чего же это? Исполнения их с усердием, того, чтобы были любителями их пламенны­ми, чтобы любили их не для наград, за них уготованных, но для того, Кто положил их (в законе), не по страху геенны, не по причине угрозы наказанием или обещания цар­ства, но чтобы по причине Законодателя ис­полняли заповеди со всею ревностью. Ибо затруднение обыкновенно зависит не от свой­ства дел, но от лености многих, так что для того, кто принимает божественные поведения с охотою, и самые жестокие могут показаться легкими и весьма удобоисполни­мыми.

 

2. Сильно на земли будет семя (потомство) его; род правых благословится. Потомство, говорит, боящегося Господа будет на земле сильно, как укрепляемое Богом против оскорбляющих и наносящих ему вред. А потомство его суть, по словам Исихия, уче­ники и подражатели добродетели его и хранящие подобие и близость похвальной жизни его, для которых добродетели учителя их составляют как бы наследство их. Далее род правых по сердцу будет хвалим и опять не от рода развращенных, но от правомыслящих.*)

 

*) Златоуста: Т. е. будет сильно и преж­де отшествия от сей жизни и до получения тамошних благ, так как добродетель имеет воздаяние в самой себе прежде на­град за подвиги, и тверже камня и сильнее алмаза. Или будет сильно на земле кротких к достижению заслуженных воздаяний. Феодорита: Поелику для здешних людей сей дар казался достожеланным, то и обещает дать его хранящим заповеди; и действитель­но уже дал ради Авраама Израилю, и ради Давида потомству его и ради Израиля чадам его, даже нарушителям закона. Дидима: Семя мужа называемого блаженным за то, что имеет страх Господень, которое сеет в благую землю - в ревностное и доброе сердце свое, сильно до такой степени, что может приносить стократный плод. Семя же злых, которые сеют в плоть и в земной навык свой, слабо; почему и пожнут от плоти тление, а семя сеющих в духе сильно, почему и пожнут в жизнь вечную.

 

3. Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Слава, говорит, и богатство от Бога, состоящие в добрых делах, находятся в доме того человека, который, по Златоусту, боится Бога. Или слава дастся ему теми людьми, которые чтят добродетель его; и богатство также, состоящее в обогащении теми благами, которые он приобретет; так как он и их получит, когда захочет за ту верность и то упование, которые имеет к Богу. Притом и правда его, т. е. оправдывающая добродетель, пребудет нетленною в жизнь веч­ную, сопровождая его туда по смерти.

 

*) Слова Златоуста: Писание обыкновен­но называет богатством то, которое состоит в добрых делах. Так оно советует богатеть добрыми делами; также: мир ли, или жизнь, или настоящее, или будущее—все ваше. Видишь ли великое богатство? Это истин­ное богатство; напротив, другое богатство есть только пустое имя богатства, не имею­щее ничего действительного. В сем отношении что может быть богаче апостолов, у которых все текло, как из источников и которых богатство, состоящее в деньгах, не занимало? Это-то—не нуждаться в богатстве и есть действительно богатство. Они имели славу—славу от Бога, которая также соединена была с обетованием и давалась, в добавок. Другой же изъяснитель вместо: правда, и проч., употребил: милостыня его—пребывает во век. Ибо таково действие и сила милостыни, по Златоусту,—бессмертие и нетление и то, что она не может истребиться. Человеческое все уносится (временем); а плод милостыни - правды человека, который по­сему и называется правдою, пребывает непре­рывно бессмертным, не умаляясь ни от каких бедственных случаев, но сопровождает и в будущий век, или лучше, предупреждает и приготовляет обители. Афанасия: И слава, го­ворит, и богатство (боящихся Бога) не дол­жны быть поставляемы в числе скоропреходящих; ибо они не таковы у святых. Феодорита: И сии обещания дает им, как таким, которые еще не совершенны и слышать о совершенных предметах не в состоянии. Ибо совершенных Владыка Христос учит противному, когда говорит: не берите с со­бою ни золота, ни меди в поясы ваши, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни сапогов, ни жезла; и еще: кто не отречется от всего, что имеет, не может быть учеником Моим. Таким образом, Он и Соломону приложил славу и богатство; так и сынам Израиля даровал богатство Египтян. Дидима: Сие ты можешь понять, когда услышишь Павла говорящего: будучи нищи, но многих обогащая, ничего не имея, а всем обладая. Кто же может быть богаче наследника Божия и сонаследника Христова?

 

4. Возсия во тме, свет правым; милостив и щедр и прове­ден. Бог, говорит, воссиял тем, которые находятся во тьме искушений и скорбей, свет свобо­ды и утешение. Или можно разу­меть, что Христос есть свет истины, воссиявший для тех, ко­торые находятся во тьме заблуждения; почему и говорил: Я есмь свет мира. (Иоан. 8, 12); а свет сей воссиял для правых, т. е. могущих право мыслить; потому что они видят и знают таковой свет.*) Бог, говорит, милостив и щедр, поскольку Он благ, и праведен, как судия. Здесь об­ратись к изъяснению, сделанному нами на слова 100-го псалма следующие: милость и суд воспою Тебе, Господи.**)

 

*)Слова Феодорита: Писание тьмою называет иногда незнание а иногда стечение неприятных обстоятельств; а равно и светом—иногда знание, а иногда освобождение от зол. Итак, он говорит, что Бог и незнающим откроет истину и находящимся в искушениях и печальных обстоятельствах окажет свое попечение. Исихия: Почему правым? Потому что делающие злые дела ненавидят света, как обличаемые им, и не хотят обратить к нему очей.

**)Златоуста: Ибо если Он столько милостив, что и согрешающих часто удостаивает прощения, то не гораздо ли более не оставит делающих правые дела, по отшествии их без венцов? Но если Он и не воздает здесь, все однако же воздаст. А если Он праведен, то воздает каждому по заслуге, хотя здесь не воздает, что особен­но и доказывает ясно необходимость воскресения. Ибо как многие из добродетельных явно подвергаются бесчисленным страданиям, и многие из порочных наслаждаются вели­кою свободою; то где же каждый получит по достоинству, если не будет воскресения и суда и воздаяния?

 

5. Благ муж щедря, и дая, устроит словеса своя на суде. Благ, продолжает он, тот, кто сострадателен и милостив к нуждающимся; кто дает, то есть, в долг тем, которые имеют нужду в займе. Так и в 36-м псалме написано: весь день милует и в займы дает праведный. Такой-то милостивый устроит сло­ва свои хорошо, говоря рассудительно, а не просто, что пришло на мысль, и необдуманно. Или и так, что он расположит хоро­шо, с рассудительностью свои дела. Так и Симмах перевел. Или расположит хорошо ответы свои на суде, т. е. приготовить посредством, милостыни помощь и защиту себе на будущем суде, по примеру упоминаемого в Евангелии верного и благоразумного строителя.*)

 

*) Великого Василия: Благ и тот, кто, по любви к Богу, уделяет ближним из данного ему от Бога дара, и кто подобно благоразумному домоправителю раздает в свое время определенную меру хлеба подобным ему рабам, предлагая слова тайноводства не просто и не рассудительно, но слу­шаясь слов:—не давайте святыни псам. Зла­тоуста: Смотри сколько наград предопределил человеколюбивому! И плод его будет пребывать всегда, и от искушений он осво­бодится, ибо это означают слова: свет воссиял ему; и Богу он будет подражателем, так как и Бог щедр; и получит прощение своих грехов; и приготовит себе защиту на будущем суде. И сие-то значит: устроит слова свои на суде, т. е. получит защиту, получит оправдание в словах; не будет осужден тогда; потому что милостыня хорошо устроит для него ответ. Другой толковник: устрояя дела свои с рассуждением, т. е., как говорит Златоуст, будет наслаждать­ся великим благоденствием; не падет в нелепости, как сделавшийся отличным домоправителем. Ибо как не назвать неле­пыми тех, которые тогда как при опасности в настоящей жизни все свое расточают, чтобы избавиться от опасности, а имея быть преданными сверх опасности и наказанию, не употребляют такого распоряжения? Потому-то милостивого называет благоразумным домоправителем, как немногими вещами приобретающего многое, одеждою—небо, хлебом— царство, и чашею холодной воды—будущие блага. Что может сравниться с таким домостроительством? Феодорита: Кто подражает своему Владыке, тот щедро вспомоществует сослужителям своим, оказывая со­страдательность, как имеющий одну природу, и делая подаяния, как ожидающий воздаяния от общего Владыки. И таковой ничего не делает без рассуждения, но здраво рассуждая устраивает и слова и дела свои хорошо. Исихия: Называет прилично благим не просто подающего, но с сострадательностью: ибо первый дает в надежде получить прибыль, а второй уделяет по закону сострадательно­сти. Итак, он ясно изображает здесь нищелюбца. Сей-то в займы дает Богу, когда оказывает милость нищим, по словам Со­ломона (Прит. 19, 17).

 

Яко в век не подвижится. Милостивый, говорит, и боящийся Бога не поколеблется от искушений в сем веке, как основан­ный крепко на камне веры в Бога, надежды и любви, и как имеющий совесть, как якорь, не­подвижную. По Златоусту, не ска­зал что не подвергнется зло­умышлению, ибо много скорбей у праведных (Пс. 33, 19); но не поколеблется. Сие-то и удивитель­но, что святые, и подвергаясь бесчисленным бедствиям, не изме­няются, но соблюдают непреклонным и непоколебимым до конца здравый смысл свой. Это действи­тельно славная победа; блистатель­ная молва и весть о подвижниках добродетели.*) Или можно разу­меть так, что милостивый не по­колеблется в будущем веке, ибо приготовился я, говорит, и не смутился (Пс. 118, 60), как не чувствующий в совести своей ни­чего нелепого.

 

*) Посему тот же Златоуст сказал: это особенно удивительно, когда он непоколебим, не во время свободное от искушений, но всегда не изменен и при множестве злоухищрений.

 

6. В память вечную будет праведник.

7. От слуха зла не убоится. Праведный, говорит, и милости­вый будет воспоминаем людьми за добродетели свои, не только при жизни, но и по смерти его.*) И такой милостивый и правед­ный не убоится страшной, вести, или молвы; по Златоусту, и здесь не сказал, что не услышит страшного известия, но что не убоится сей вести; потому что препроводил богатство свое в недоступное для татей место, т. е. на небо посредством милостыни, куда и сам тщится пойти по смерти; так как, по уверению Господа, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матф. 6, 21). Посему-то праведник и милостивый не убоится и тех, кото­рые убивают только тело, а душу убить не могут.**)

 

*) Слова Феодорита: Славен, говорит, будет таковой и знаменит у всех, и до­стигнет приснопамятной славы, так что будут воспоминать его за добродетель, не только при жизни, но и по смерти его. При семь скажем с Златоустом: как он в жизни подвергнется какому-нибудь злу, когда и по кончине он сделается для других наставником благорасположенности? Чтобы и самые неверные знали, что плод его бессмертен на небесах, Бог еще здесь дает свидетель­ство сему. Ибо и по погребении и предании земле—тела его, память о нем носится вез­де: потому что такова сила добродетели; она не проходит со временем, не увядает от множества дней. А это служит во спасение многих: он не связывается похвалою других; a те, которые живут в пороке, связываются похвалами о нем, так что чрез похвалу произведенным ими подвигам, они делаются лучшими и могут некогда освободиться от порочности. Исихий: Поелику памяти о богачах здешних, или царях, или и другим образом сделавшихся в сей жизни знамени­тыми бывают временны, то посему он показывает, что память праведных не такова. Пахимер в замечаниях на Дионисия Ареопагита говорит: Итак, мы не только творим памяти о святых, но и приносим их Богу на память. А то, что говорится у пророков, что они вспоминаются пред Господом, дол­жно понимать не так, что будто память Божия возобновляется в воображении памяти, что случается с умными существами, связан­ными с телом, т. е. с нами, но памятью Божиею прилично называется знание Божие, по которому Бог знает, что совершенные чрез добродетельную жизнь сделались в Нем богоподобными и удостоились незабвенного знания о них.

**) Слова Афанасия: Страх наказываемых не имеет никакого отношения ко святым. Исихия: Станешь ли говорить о смерти, или о родственниках, или о детях, или угро­жать лишением имущества, милостивый, говорит, не убоится ничего из упомянутых ве­щей. О сем может засвидетельствовать и Иов, который на все случившееся с ним сказал: нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и отойду.

 

8. Готово сердце его уповати на Господа.

Утвердися сердце его, не убо­ится. Симмах перевел непоколебимо сердце его. Сердце, говорит, праведника и милостивого твердо и неподвижно в надежде его на Бога: он надеется, что с помощью Бога, победит и достигнет спасения, не опасаясь никакого зла.*)

 

*) Златословесного: Видишь ли, как строит дом свой на камне: ибо чего боять­ся нагому и легкому и не подающему никому повода? чего страшиться имеющему Бога милостивым и благоволящим, ни наветов, ни клевет; ибо у него нет ничего, от чего может быть вред; он от сей жизни пере­селился в страну небесную, недоступную для злоумышления. Ибо вы знаете ясно, что все ухищрения бывают в рассуждении денег и за деньги.

 

Дондеже воззрит на враги своя. Враги праведника и милостивого суть бесы. Итак, сердце, говорит, сего милостивого твердо, доколе, не узрит врагов своих демонов в бедствиях, которым, по Златоусту, они имеют подвер­гнуться; он и не убоится, доколе не падут и низринутся враги его, а тем более не убоится после низриновения их. Ибо Давид, сказав о том, что еще сомни­тельно и недостоверно, т. е. что праведный не убоится, доколе не падут враги его, умолчал о последующем, как о верном и не подлежащем сомнению, то есть, что тем более не убоится праведник по низриновении врагов его; так как и это свойственно Писанию, что оно употребляет выражение дондеже неопределенно, как мы это замечали в других местах.

 

*) Феодорита: Не только милостивый не боится врагов, но еще ожидает низложения их по причине упования на Бога.

 

9. Расточи, даде убогим, прав­да его пребывает во век века. Милостивый, говорит, и праведный рассеял имение свое на нищих, где речением: рассеял, по Зла­тоусту, выразил щедрое даяние милостыни и богатое воздаяние, какое милостыня доставляет ми­лостивому; ибо наименовал ее семенем, рождающим сторичный плод; так как сеятели сеют на ниве семя; почему и правда милостивого, т. е. воздаяние и награда его должна пребывать всегда и быть вечною. Давид повторяешь то же для утверждения слов своих. Или правдою отдельно называет здесь доставляемую милостынею добродетель, оправдываю­щую милостивого.*)

 

*) Златословесного: Смотри, как пре­восходны и самые выражения у пророка; ибо не сказал: дал, или разделил, но: рас­сеял, чем показывает в одно и то же время и изобилие дающего и называет вещь сию семенем; так как это действие при­надлежит сеятелям. Они сеют запасы свои и раздают видимое, чтобы получить будущее, что лучше собирания и такое сеяние гораздо лучше собрания: рассевается имение, а соби­рается праведность. Это делают и земле­дельцы; но они на неизвестное, так как земля принимает от них (семена). А ты в руки Божии, где ничто не может про­пасть. Ибо кто на подобие земли возделывает небо, тот может быть благонадежен, как в рассуждении капитала, так и в рассуждении роста на оный, если только таковой можно на­звать ростом, а не превышающим много и са­мый капитал,—так как капитал составляют деньги, а рост—царство небесное. Видишь ли, какого свойства сие даяние в долг? Что может быть удивительнее сего? Собираемое погибает, а расточаемое пребывает. Великого Василия: Весьма странно то, о чем имею сказать, но всего вернее. Ибо богат­ство, будучи удерживаемо, погибает, а рас­точаемое тем способом, какой заповедует Христос, не только сберегается в целости, но и воздается сторицею и великим приращением. Это показывает и Апостол: кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Феодорита: Кто украшается страхом Божиим, тот не просто подает милостыню требующим, но и с великою щедростью это делает и подражает тем, которые сеют не скупо семена и сыплют в надежде на сно­пы. Исихий принимает это в высшем значении: под нищими здесь можешь разуметь алчущих Божия слова, т. е. те народы, у которых Апостолы на подобие земледельцев сеяли умственное слово.

 

Рог его вознесется в славе. Честь, говорит, праведника и милостивого возвысится. А что значит рог, о том мы сказали ясно в 25-м ст. 88-го псалма, изъясняя слова: и именем моим воз­несется рог его.*)

 

*) Слова Исихия: Рог у праведных есть упование на Бога, с которым мы выходя поражаем врагов. Он и мне высок, но для многих неизвестен. Итак, он воз­носится во славе, т. е. в будущем веке, когда откроется, какое он имеет величие и славу. Дидима: Рогом называет Бога, ибо все праведники, надеясь на Него, говорят: Тобою врагов наших избодем рогами, так и тот, кто называется блаженным, победив врагов своих Господом, имеет рог свой, которым низложил возвышающихся. Феодорит: Рогом называет силу по подобию тех животных, которые вооружены рогами и ими защищающихся от нападающих на них. Итак, он говорит, что кто имеет богатство добродетели, тот будет силен и знаменит.

 

10. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет, и растает: желание грешника погибнет. Злой, говорит, и немилосердый человек, или диавол, видя, что милостивый оказывает милости нищим, будет гневаться, почитая изобличением его бесчеловечия человеколюбие милостивого. Ибо такое дело, по Зла­тоусту, есть добродетель, т. е. она тягостна и противна всякому по­року; почему немилосердный человек будет скрежетать зубами своими против милосердого или милостивого, обнаруживая скрежетанием зубов досаду и печаль в сердце своем. Но он не посмеет ничего сказать против него. Потому что добродетель ми­лостивого заграждает уста его; почему немилосердный истает весь от скорби о подвигах и добродетелях милостивого, и, будучи снедаем завистью, сделается убийцею самого себя.*) Но желание его погибнет; ибо как желание его, по Златоусту, относится к тленным и земным вещам; то посему с тлением и погибелью оных тлеет и погибает желание немилосердного.**) Некоторые относят слова: «воссиял во тьме свет правым» к богобоязнен­ному человеку, которого Давид в начале псалма назвал блажен­ным, а не к Богу, так что ми­лостивый просветит омраченные души непокорных и небогобоязненных; а равно и следующие стихи относят к нему же, т. е. что милостивый оказывает милость и щедрость и судит праведно.

*)Слова Афанасия: Грешником назы­вает диавола, который, как жаждавший по гибели всех, будет негодовать на спасение народов. Исихий и Севир под грешником разумеют также диавола. Ибо диавол скрежещет зубами: ему свойственно скрежетать подобно неукротимому льву. Но и он, ис­тает от огня геенского, на который он предопределен, где и скрежет зубов, как говорит Господь. Евсевий грешниками на­зывает иудеев и неверных язычников, из которых первые скрежещут но причини успеха верующих язычников, а вторые - неверные, потому что от них перешли к богоугодной жизни верные.

**) Златословесного: Таково злонравие; хотя бы оно достигло самых скипетров, пред всеми ничтожно и робко. Оно некоторым образом уподобляется шуму и волнению мор­скому. Ибо что может быть несчастнее живущего во зле? Когда он сверх того, что порабощает себя имуществу, он тает и от подвигов других, и славу других почитает своим наказанием? Что же значит: желание грешника погибнет? Нигде не остановит­ся. А если таково состояние грешника в сей жизни, то подумай, каково будет в будущей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты