Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 118 5 страница




 

101. От всякого пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. Я, прибавляет, удержал ноги мои от хождения по пути злому; а это сделал для того, чтобы не преступить за­поведей Твоих, Господи, повелевающих не ходить по пути злому. *)

 

*) Ибо не возможно, по словам Феодорита, в одно и то же время ходить двумя путями, невоздержания и целомудрия, правды и неправды; но противных надобно убегать и ходить прямым; ибо только так возможно быть хранителями законов Божиих. Это-то значит хранить закон Божии—исполнять его самым делом. Оригена: Мы ходим злы­ми путями, когда служим похотям и удовольствиям. А слова оные пророческие при­надлежат совершенным: ибо доколи мы грешим, не можем произносить их; а чрез удержание ног своих от всякого злого пу­ти мы сохранишь слова Божии. Какие слова? Заключающиеся в законе, когда понимаем их духовно, и познаем из них возвещаемого ими Иисуса Христа;—выражение: удер­жал ноги мои, означает свободное произволение; ибо он говорит сие потому, что в его воле состоит движение ног в хождении или удержание оных. Дидима: Злые пути суть те, которые ведут к злу: злой путь—распутство и пьянство, ибо то и другое ведет к любодейству; злой путь и гнев, потому что он иногда побуждает к убийству, а иногда к злоречию. Таковы и подоб­ные им.

 

102. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми ecu. Нисколько, продолжает, я не уклонялся от заповедей Тво­их, Господи: потому что не человек, но Ты сам, Боже, дал мне Твои заповеди сии в закон; поче­му боясь Тебя, я не уклонялся от них.

103. Коль сладка гортани мо­ему словеса Твоя, паче меда устом моим. Весьма, говорит, сладостны слова Твои, Господи, как для чув­ственной моей гортани и таких же уст моих, так и для мыс­ленной гортани и для душевных моих уст; так как чувствен­ною моею гортанью и моими устами произносятся божественные слова Твои, а умственные и душевные постигают смысл их. Сими сло­вами Давид выражает то удовольствие, которое он находил в словах Божиих, и которое рождается в имеющих здравые и сильные душевные чувства; так как для имеющих испорченный желудок и сладкий мед кажется горьким по обыкновенной пословице. *)

 

*) Не столько, по словам Феодорита, сладость меда чувствительна и приятна для рта, сколько упражнение в Божием слове весе­лить мою душу, где употребил гортань, как орган голоса, означая голосом упражнение. Пользуясь оным душа получает из того полезный плод. Другой говорит: Плат­ность Писаний естественно соединена с удобоприемлемостью и прочностью для всякого сердца, предпочитающего истину вероятности, как и псалмопевец, изображая весьма ясно сладость истины, говорит: сколь сладки гор­тани моему слова Твои! Ибо слово мудрое и полезное, как мед для душ и способно уничтожить горечь испорченности нрава. Афанасия: Сладки слова Божии по словесной приятности своей; а выражением: «более меда» означается то, что у людей приятнее всего. Аполлинария: Здравое чувство ощущает сла­дость меда; а расстроенное лихорадкою еще более получает от него горечи: таким же образом когда чувство умственного твоего вкуса здраво, то оно услаждается словом Божиим, а когда повреждено, то не принимает его и не услаждается им; почему и сказано: в уши безумного ничего не сказы­вай, чтобы он когда-либо не посмеялся разумным твоим словам (Прит.23, 9). Диди­ма: Медом называет внешнее учение по причине сладости и приятности речи, а равно и по причине ласкательства, которое поощряет и побуждает к удовольствиям. Итак, слова Божии слаще оной (речи) для уст и гортани праведника по причине напоения, т. е. исполнения, ибо исполнитель предписания закона услаждается тем, что ведет ко спасению, а не тем, что доставляет приятность.

 

104. От заповедей Твоих разумех (стал сведущее); сего ради возненавидех всяк путь не­правды. Я, продолжает, умудрил­ся Твоими заповедями и стал све­дущее; почему чрез таковое разумение их я с ненавистно отвра­тился от всякого злого пути. *)

*) Другой говорит: Я, говорит, отвра­тился от всякого зла, увидев чрез сравнение с лучшими благами, что оно гнусно и пагубно и достойно совершенной ненависти. Слова Феодорита: Узнав, что Тебе угодно, я отвратился от всякого рода зла.

 

105. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Закон Твой, говорит, Господи, указывает путь мне к добру, на подобие светильника, или огня, который в ночи сей жизни и во мраке страстей показывает мне путь добродетелей, и не позволяет мне пасть в грех. А стезями называет путь ведущий к Богу, ногами же—идущих по нему. Можно понимать и иначе. Закон, данный Моисеем, когда понимают его телесно и букваль­но, бывает светильником для упражняющихся в деятельной добродетели, а при разумении его духовном он становится светом для восходящих к созерцанию и познанию. *)

*) Слова Кирилла: Словами Божиими должно услаждаться непрерывно и Священное Писание употреблять, как некий светильник. Афанасия: Кто ходит при свете Божия закона, тот совершает хождение на сей земле, которая есть как ночь и тьма, прямое и непреткновенное. Так Павел, указав на миродержителей тьмы века сего, тьмою изобразил воздух над землею. Прекрасное подобие приводить на сие и Великий Василий: Как мореплаватели получают указание пути в плавании ночью от созвездия, или от другой какой либо постоянно светящей звезды, и по ним они всегда угадывают прямой путь; так и тот, который, как некиими весьма, ясными звездами, управляется заповедями Го­спода, не дает сна глазам, чтоб иметь в заповедях всегдашнее указание пути. Ибо как добродетель не для всех вообще удобоисполнима и не для всех свойства правды известны; то кто сделает нас му­дрыми? И кто уяснит благо, чтобы понимая мы могли исполнять его, кто как не Христос и Его постановления, т. е. свет Евангельских проповедей? Надобно знать, что по словам Феодорита, закон назван светильником: ибо он едва озарял один народ; а Спаситель, как солнце правды, просвещает всю вселенную. А по словам Дидима, светильник есть слово Божие, которое принимает кто либо и чрез которое верует в Бога. Сей-то должен гореть и ни­когда не угасать; ибо свет у праведников всегда (светит), а свет нечестивых погасает (Прит. 13, 9). В скинии свидетельст­ва светильник был возжигаем, чтобы служившие Богу, видя сей светильнику могли при освещении его совершать службу. Так в церкви возжигается светильник. Феодора: У кого есть слово Божие, и кто пользуется им при всяком действий, и, так сказать, при каждом шаге поднимает ногу для хождения, тот не может преткнуться, как имеющий светильник и пользующийся оным; а кто взяв светильник и, по-видимому, веря ему, не употребляет его при всяком действии, и не смотрит умом на всяком шагу, где поставить душевную свою ногу, тот делает вдвойне грех и тем, что имея слово (ум) не пользуется им везде. Ибо, по пришествии Слова с неба, каждый верующий возжег от сего светильника (и света), без малейшего уменьшения в нем света, свой, и таким образом от одного света по­явились многие светильники. Итак, во вся­кое время, при всяком слове, или деле, или помышлении мы должны держать светильник сей пред собой; ибо зажегши светильник не поставляют его под сосудом (Матф.5,15). Тимофея: Светильник обыкновенно употребляют ночью. Итак, поелику по причине смешения и тьмы греховной настоящая жизнь уподобляется ночи, то от Бога дарован нам закон как светильник, чтобы не позволял совершающим по нему путь пре­тыкаться. Он же делается и светом для наших стезей, т. е. поступков и действий.

 

106. Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея. Зная, продолжает, из опыта пользу заповедей Твоих, Госпо­ди, я поклялся, то есть дал вер­ное и твердое обещание хранить заповеди Твои, где поставлением означает твердость упомя­нутой клятвы, т. е. обещания. *)

 

*) Божественного Василия: Писание во многих местах клятвою уверяет в непре­ложности чего-либо, как и здесь, где верное и неизменное душевное рассуждение называет клятвою; так как клятвою утверждаются весьма многие вещи. Сказал: я поставил не преступать, но хранить заповеди Твои. Сии же слова могут быть полезны и для кляну­щихся сделать что-либо злое и думающих, что они хорошо клялись в исполнены сего. Оригена: Выражение: поставил, здесь озна­чает твердую решимость, а: клялся—непре­ложность такового постановления и неизмен­ность в исполнении на деле. Праведник говорит: я поставляю для души моей суды Божии, и когда их поставлю, тогда испол­нится то, что сказано: помышление праведных—суды (Прит. 12, 5).

 

107. Смирихся до зела (до крайности), Господи, живи мя по словеси Твоему. Весьма и чрезвы­чайно я смирился, Господи, или от постоянного бедствия, или и от произвольного изнурения себя: посему оживотвори меня, говорит, столько смирившегося, Господи, по данному Тобою обещанию—воспомоществовать бедствующим, или по тому слову, которое написано в книге Левит: кто сотворит их (повеления) из людей, тот жив будет ими (Лев. 18, 5). *)

 

*) Слова Аполлипария: Хотя я. гово­рит, имел повод к тому, чтобы превоз­носиться, как царь, и мудрый, и пророк, но смирился до крайности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает бла­годать (Прит. 3, 34). Феодора: Смирение до крайности есть исповедание грехов; ибо без обличителей обвинять самого себя может только тот, у кого есть чрезвычайное смирение. Таковым дать жизнь обещает Божие слово, поелику Бог оказывает нам ми­лость и человеколюбие по исповедании грехов: исповедуйтесь, говорит, Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.

 

108. (Это) вольная (приношения) уст моих; благоволи же, Господи (к ним), и судьбам Твоим научи мя. Прими, говорит, Господи, и приведи в надлежа­щее исполнение мои обещания, не принужденно, но добровольно и с признательностью данные мною, и состоящие в том, что я буду хранить заповеди Твои; почему и научи меня судам и постановлениям Твоим, как не удобовразумительным: ибо суды, говорит, Твои, Господи,—бездна великая (Псал. 35, 7). Или научи меня заповедям Твоим глубже. *)

 

*) Поелику есть грехи и произвольные и непроизвольные; и часто случается погре­шать и устами, не по произволу, но по не­коему предрассудку, или незнанию: то он просит Бога о принятии только того, что произносится по произволению; а одно из таковых слов была клятва о сохранении судов. По словам Феодорита, Евсевия и Ори­гена, из совершаемых добродетелей боль­шую часть предписывают божественные за­коны, а некоторые зависят от усердия, которые и называет даром. Так целомудрие и правду предписывают евангельские законы; а девство, нестяжательность, монашеская жизнь и пустынножительство суть дела усердия, которые выше закона; и таковые то на­зывает здесь вольными; о каковых и мо­лится, чтоб удостоены были принятия. Ки­рилла: Добродетель не подлежит владычест­ву, а произвольна и свободна от всякого принуждения. Такова была Давидова, который молится Богу о том, чтобы благоволил при­нять дела его только произвольные.

 

109. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Teбе, присовокупляет, Господи, всегда вручаю и предаю душу мою и Тебя поставляю хранителем, защитником и правителем ее; потому то я и хранил закон Твой, чтобы не лишиться рук Твоих. *).

 

*) Аполлинария: Душа чья-либо в руках Божиих, когда находится в опасностях. Итак, я, говорит праведник, еже­дневно умираю; всегда нахожусь в опасности за слово Твое, за истину Твою; почему душа моя в руках Твоих всегда. Ибо опасность смерти не привела меня к забвении закона Твоего. Феодора: Величайшее доказательство усердия, когда кто и при опасностях не отступает от закона, и при нападениях не уклоняется от правды гневом и раздражением на злоумышленников своих. Безименного: Когда мы в руки Божии предадим ду­шу свою, чтобы из них получить пищу, жизнь честь и славу, то мы не подвергнемся забвении Бога ни малейшему, но всегда будем памятовать о Нем и ничто житейское не заставить нас вознерадеть о божественном.

 

110. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Грешники говорит,— бесы и беззаконные люди поло­жили мне сеть, стараясь поймать меня; но я не заблудил и не ук­лонился от заповедей Твоих, опасаясь, чтобы чрез удаление от заповедей Твоих не попасть в сеть упомянутых грешников: потому что кто поступает по за­кону и по заповедям Божиим, тот не падает в сети. *)

 

*) Оригена: Грешники составляют многоразличные сети для праведников. Как Иосифу египтянка и братья его, Данилу получившие власть от Дария. Но сии праведники не уклонились от заповедей Божиих; почему и стали выше речей упомянутые. Феодора: Как ловцы бессловесных животных ставят сети, чтоб уловить их; так диавол и его ангелы все исполнили сетьми, так что вся жизнь полна сетей. Они-то, говорит, расставили мне сети везде; а я всегда хранил заповеди Твои и не заблуждал от них. Безименнного: сии слова может говорит тот, кто добро­душно исповедует и свидетельствует истину, не стыдясь имени Христова пред людьми, но до смерти подвизаясь за свидетельство о ис­тине.

 

1. Налеовах свидения Твооя во век, яко радование сердца моего суть. Я, продолжает, почитал всегдашним наследством моим заповеди Твои, Господи, и такою прибылью, которой никто не может отнять у меня, каковыми словами Давид показывает вели­кую любовь свою к заповедям Господним. *)

 

*) Оригена: Только радующиеся о заповедях Божиих и с удовольствием занимающиеся делами правды могут всегда быть по­стоянными наследниками свидетельств Его: они то получают их в наследство и участок вместо всего, находящегося в мире; почему, если случается и страдать за них, они веселятся. Аполлинария: Свидетельства Божии составляли радование сердца Апостолов, когда они пошли из собора радуясь, что за имя Иисусово удостоились принять поругание.

 

112. Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя во век за воздаяние. Я, говорит, обратил сердце мое к постоянному исполнении заповедей Твоих, Господи, по причини будущего возмездия и воздаяния исполнителям их. *)

 

*) Феодорита: Хорошо сказано: наклонил (отклонил), чем выразил произволение; ибо совет душевный имеет сходство с весами, а ум держит сии весы, как получивший власть, и к чему решится обратиться, к тому необходимо наклонить и весы рассудка. Таковое действие свое исповедует и пророк. Ибо будучи, говорит, властен сам в себе, при всяком желании наклонить серд­це, я обращаю его к повелениям Твоим, предполагая для себя цель ожидаемое от Тебя воздаяние. Безименного: А воздаяние есть царство Божие и те блага, которых глаз не видел и ухо не слышало, что на сердце че­ловеку не приходило и что приготовил Бог любящим Его.

 

113. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих.

114. Помощники мой и заступник мой ecu Ты; на словеса Твоя уповах. Я, продолжает, беззаконных возненавидел, а за­кон Твой Господи, возлюбил; и я уповал на закон Твой, как оправдывающий исполнителей его и обещающий им много благ на небесах. *)

 

*) Слова Феодорита: Беззаконными Давид здесь называет мудрых века сего, или ересеначальников, или злые помыслы, совещающие грешить. Поелику же душа имеет силы, которыми любит и которыми ненавидит, а действие в употреблении их по ра­зуму; а пророк похвалился, что силу любви обратил к закону Божии, а силу ненависти —к тому, что противно закону: то посему он говорит Богу, что это я совершил не без помощи Твоей, но при Твоем содействий. Златословесного: Таковы похвалы святых, как говорит и в другом псалме: не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел и по причине врагов Твоих истаял? Ибо как любящий свет ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит беззаконные помыслы и действия.

 

115. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Отойдите, говорит, от меня злые люди и бесы и не­уместные помыслы, чтобы снеможно было спокойно исследовать заповеди Бога моего; так как причиняемое мне вами беспокойство препятствует спасительному и основательному испытанию их. *)

 

*) Безименного: Говорит о тех злых помыслах, которыми исполнен наш сокро­венный человек сердца: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, любодейства, прелюбодейства и прочее, что оскверняет че­ловека. Сим то помыслам он говорит: уклонитесь от меня.

 

116. Заступи мя, по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от (в) чаянтя моего. Помо­ги, продолжает, мне, Господи, по обещанию Твоему; так как Ты обещал в законе Твоем помо­гать хранящим его, или вообще, по Твоему обещанию оживотвори меня Твоим посещением, и не заставь меня стыдиться по причи­не того, чему подвергнусь, если обманет меня надежда на Твою помощь. *)

 

*) Феодора: Сказав: уклонитесь от ме­ня злые, за сим призывает на сие Бога, чтобы злые силы его были прогнаны от ду­ши его, и он, получив свободу, мог до­стигнуть богоугодной жизни и спасения и не лишился ожидаемого им. Дидима: Чаяние свя­тых есть вечная жизнь, царство небесное. Итак, кто сделается недостойным чрез непоследование слову, которому, по-видимому, веровал, тот постыдится в чаянии своем.

 

117. Помози ми, и спасуся и поучуся во оправданиих Твоих выну. Если, сказывает, Ты, Го­споди, поможешь мне, то спасусь от злоумышлений видимых и невидимых врагов, после чего я буду размышлять постоянно в оправданиях Твоих. *)

 

*) Феодорита: Получив спасение, я не буду нерадеть об оправданиях Твоих; но всегда буду заниматься размышлением о них, где размышлением называется не только упражнение в словах, но и в делах. Аполлиннария: Выше сказал: помощник мой и заступник мой Ты; а здесь: помоги мне. Не довольно, говорит, для меня той помощи, ко­торую я получил, но я прошу помощи и впредь; непрестанно помогай мне. А это: спа­сусь, есть еще не совершенное спасение, доколе находимся здесь. Когда освободимся от сей жизни, тогда полное спасение, когда будем жить с избранными ангелами. Всегда, т. е. не только в сем веке, но и в будущем. Там будем поучаться в оправданиях сих лицем к лицу, не в тени, но при свете истины.

 

118. Уничижил ecu вся, отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. Ты, говорит, Господи, отвратился, как от непотребных, от всех отступающих от оправданий Твоих; ибо они, помышляя о преступлении закона, не хранят Твоего закона.*)

 

*) Слова Дидима: Не одно и тоже: грешить и отступать. Кто отступил, тот совер­шенно удалился от богопочтения; и к таковым относятся слова: горе (вам) чада отступнические (Исаии 30, 1); и еще: горе им, ибо отступили от Меня (Ос.7, 13). Сих то вразумляя, но еще не наказывая подобно возлюбленным Его сынам, уничижает сло­вами порознь так: накажет тебя отступни­чество твое и злонравие твое, обличит тебя (Иep.2,19). Но я, сказывает Феодорит, бу­ду иметь великое усердие к Твоим заповедям, зная, что бесчестны и презренны и от­вержены преступники оных. Ибо таков, по словам Афанасия, конец отвергающим за­кон Божий: они уничтожаются, и что причи­ною? То, что неправедно помышление их, что они умыслили попрать закон Божий.

 

119. Преступающыя непщевах (преступниками я почитал) вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Я, продолжает, помыслил, что все земные грешники суть преступники заповедей Тво­их; почему чтобы не сделаться и самому преступником, я возлюбил закон Твой, Господи! А назвал грешников земными пото­му, что взяты из земли, или, что, находясь на земли, они грешат. *)

 

*) Слова Феодорита: Феодотион вместо: преступниками я почитал, перевел: за ничто Акила: за выжимки, а Симмах: за огарки. А пророк показал, что и он, подобно Богу, уничижал преступников и отвергал, как некую отброшенную изгарь и бесполезные вы­жимки, а все усердие прилагал к исполнению слов Божиих, зная, какой вред проис­ходит от преступления. Оригена: Преступни­ками называются не только отступившие по уверовании, но и все, каким бы то ни было образом, согрешающие; а грешниками земными —люди, согрешающие на земле. Ибо есть и другие грешники—небесные, с которыми у нас брань,—духи злобы на небесных (местах): согрешив во первых там, после то­же самое стали делать и на земли. Безименного: Всякий, говорит, грешник будет поставлен в числе преступников, не много ли он преступит закон, или много. Потому то и Иоанн Богослов написал: всякий творящий грех, преступает закон; и грех есть преступление закона (1 Иоан. 3, 4).

 

120. Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся. Чрез чтение, говорит, Писания о судах и постановлениях Твоих, Господи, которым я занимаюсь, я получил страх в душе моей; но я не нахожу, чтобы и тело обуздывалось сим спасительным страхом. Посему Ты пригвозди и умертви его страхом Твоим, чтоб оно не имело более движений к бесчинным стремлениям и неуместным действиям. *)

 

*) Слова Великого Василия: Итак, страх есть очищение души по сей молитве пророка; так что где поселяется страх, там водво­ряется совершенная чистота души и оттуда всякое злое действие убегает и телесные члены не могут двигаться к неприличным действиям, потому что пригвождены к стра­ху. Ибо как тот, у кого вбиты в тело гвозди, будучи одержим мучением, находит­ся без движения; так и объятый страхом Божиим, как бы никою болезнью проник­нувшись ожиданием объявленных в угрозах бедствий, не может ни глаза обратить на что не должно, ни рук подвинуть к запрещенным действиям, ни вообще что-либо другое сделать ни малое, ни великое. Афанасия: Это пригвозди значит тоже, что утверди: утверди, говорит, в чистоте плоти мои. Итак, я желаю креста, желаю разрешения, не состоит ли он в страхе Божием. Ибо Спаситель сказал: кто не возьмет креста своего и не идет по следам моим, тот не достоин Меня. Но как мы заметили уже, что тот, у кого есть любовь совершен­нее того, кто пребывает в страхи, и в ко­го вошла совершенная любовь, из того она изгоняет страх; то посему, поелику праведник пригвождается к страху, я распинае­мый вопрошаю: находится ли в страхи, как пригвождаемый к страху, чтоб умертвить земные члены; а когда войдет совершенная любовь, снимается ли он с креста и не погребается ли и не восстает ли из мертвых, чтобы в обновленной жизни ходил, уже не по страху, но по любви во Христи Иисусе.

 

121. Сотворих суд и правду; не предаждь мене обидящим мя. Я, говорит, произвел суд пра­ведный, ибо это означает суд и правда, вместе стоящие. Посему как я судил праведно, то не пре­дай меня злоумышляющим на меня неправедно, и беззаконные да не овладеют мною, имеющим закон. *).

 

*) Феодорита: Поверь, говорит, обещанию раба Твоего; сам будь покровителем и порукою сего моего обещания, что я по­стараюсь исполнить Твои законы. Но поелику клевета мучительна; хотя перенесение ее доставляет великую награду, то он просит избавления от нее и особенно от клеветы гордых и сильных, как ужаснейшей. Ибо неправда, получая силу от могущества, причиняет больший вред. По необходимости, как говорит Евсевий, просит, чтобы Бог был покровителем его и как бы порукою, и хранителем его, соблюдая его поручитель­ство, чтобы не подавал злоумышляющим на него клеветникам никакого повода. Ориген: Как клевещут злые силы? они сами сде­лали своим убеждением то, что я стал грешником и они же суть мои обвинители, слагая всю вину грехов на меня. Дидима: Кто произвел суд и правду, тот не пре­дается обидчикам его: ибо сам Бог принимает его, как раба своего во благо, и не позволяет гордым оклеветать его.

 

122. Восприими раба Твоего во благо; да не оклеветают мене гор­ды. Долготерпи, говорит, Господи, мне рабу Твоему для блага, то есть, чтобы чрез чистое и истинное покаяние я мог омыть скверну грехa моего; и да не оклевещут меня гордые, т. е. презрители Твоего за­кона, что я будто подвергаюсь бедствиям от искушений просто и по случаю, а не за грех, на ко­торый я дерзнул, или чтоб не клеветал на меня, что приношу покаяние напрасно, или что на­прасно надеюсь на спасение. *)

 

*) Слова Феодорита: Опять здесь словом называет обещание: всегда, говорит, ожидаю от Тебя спасения и конца обещания сего. А выражение: исчезли—употребил для показания сильного желания.

 

123. Очи мои исчезосте (вни­кая) во спасение Твое, и в слово правды Твоея. Изнемогло и осла­бело, говорит, зрение души моей, устремляясь к помощи Твоей, ко­торую, как я надеюсь, Ты дару­ешь мне, и к обещанной Тобою правде.*)

 

*) Того же Феодорита: Тот, кто делает столько добра, просит милости, где под именем ее умоляет о спасении, и не требует награды, но просит человеколюбия. Дидима: В числе щедрот Божиих прилично поставляется и познание оправданий Его: ибо мы недостойны такового познания, как ставшие преступниками естественного закона; од­нако же, по милости Божией, мы приобретаем оное. Аполлииария: Видишь ли, что те только научаются Богом закону, которые желают служить Ему, отрекшись от других служений. Их то (Бог) и вразумляет и сообщает познание о Себе, чтобы мы не только читали, но и познавали смысл (закона).

 

124. Сотвори с рабом Тво­им по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя. Сделай, говорит, Господи, милость со мною рабом Твоим, поелику Ты милостив. Или окажи благодеяние mhе посредством милости Твоей, помиловав меня, научи меня оправданиям Твоим. *)

 

*) Феодорита: Все люди суть рабы Божии по природе; а по расположенности—те только, которые с любовью принимают вла­дычество Божие. К числу последних принадлежал пророк, когда называл себя ра­бом и просил, чтобы Он удостоил его вразумления для познания свидетельств Божиих. Оригена: Кто раб грехa, тот не раб Божий. Итак, кто служит (Богу) во всяком деле и рассуждении, исполняя все, по слову Его, тот может сказать: я раб Твой. Таков будучи пророк умоляет о вознаграждении своего служения сим: вразуми ме­ня; ибо разумение подается Богом, или хра­нится у Бога, как в сокровищнице. Так говорит: Дух премудрости и разумения и прочие дары почивают на нем (Ис. 11, 2).

 

125. Раб Твой семь аз; вразуми мя, и увем свидения Твоя.

126. Время сотворити Господеви (месть); разориша закон Твой. Я, говорит, раб Твой, Господи; и когда Ты вразумишь меня, я по­знаю свидетельства Твои. Время Тебе, Господи, сделать. Что? Отмщение (ибо сего недостает здесь, что и должно подразумевать); по­елику преступники закона разо­рили закон Твой своим преступлением. *)

 

*) Феодорита: Бог, располагающей все весом и мерою, весьма долго переносит грехи людей, а когда увидит, что злодеяния чрез долготерпение Его умножились, тогда в приличное время посылает наказание. То же самое сказывает и здесь: время, Владыко, восстать на помощь обижаемых; время Тебе, Господи, сделать отмщение; ибо враги вообще попрали закон Твой. А, по словам Безименного, открывает призывание нового народа, сказывая: время сделать призвание народов; потому что, не принявшие Твоего закона, т. е. обрезанные иудеи, разорили Его. Ибо во время, говорит, благоприятное Я послушал тебя и в день спасения Я помог тебе. Дидима: Разоряют закон не те, ко­торые делают одно преступление, но различные и многие и поощряют всех на мно­горазличные пороки, а особенно таковые суть народоначальники или учители. Тогда то дол­жно делать правду и тщательно направлять жизнь свою к благочестию.

 

127. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Поелику, говорит, беззаконники разорили закон Твой, то посему я возлюбил его более, нежели золото и дорогие камни и великое богатство. *)

 

*) Феодорита: Они пренебрегали закон Твой; а я почитаю заповеди Твои боле до­стойными любви, нежели золото и драгоцен­ные камни. Ибо топаз принадлежит к чи­слу дорогих камней; почему под одним топазовым камнем, который в то время, должно думать, предпочитали другим, заключил все. По словам Никиты, этот ка­мень весьма прозрачен и зеленоват, на­ходится же в Топазе-городе Индейском; а будучи стираем на аптекарском бруске, не дает красного сока по цвету, но молочный, и может наполнить столько чашей, сколько угодно тому, кто его трет и не уменьшается ни в весе, ни в объеме, что и странно. Мать Птоломея, когда перевод божественного Писания был окончен, увидев этот камень, почувствовала столь приятное удивление, что, собрав его, имела к нему уважение. Другие говорят, что топаз имеет цвет золота; почему Давид и причислил его к золоту. Афанасия: сии слова соответствуют следующим: благ мне закон уст Твоих паче тысяч злата и сребра, и сим: прими вразумление, а не сребро и познание более злата испытанного (Прем. 8, 10); ибо лучше премудрость, нежели камни многоценные, и все дорогое не стоит ее. Оригена: Это: посему, связывает с словами: время сотво­рить, так: поелику время сделать отомщение разоряющим закон Твой, Господи; то посему, боясь, чтобы не пострадать в сие время от Твоей мести, я возлюбил заповеди Твои па­че всех драгоценностей.

 

128. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Я, говорит, стремился, или прости­рался не к той или к другой какой-либо заповеди, но вообще ко всем заповедям Твоим, Господи; притом простирался ко всем им, чтоб угодить Тебе, давшему повеления о них. Те, которые преступают хотя одну из них, оскорбляют Тебя. Далее, я не только простирался ко всем заповедям Твоим, но и ненавидел путь порока; так как тот, кто любит заповеди Божии, по необходимости ненавидит всякое зло, как про­тивное заповедям; и добродетель с пороком несогласны и так несходны, как свет со тьмою, и здоровье с болезнью и то и дру­гое не может находиться в одном лице *)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты