Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Завоевание Дакии римлянами и ее этнография после ликвидации римского владычества




Римская оккупация Балканского полуострова, как мы уже знаем, началась в половине III века до н. э. (229-228) с западных его районов, с Иллирии, и с каждым годом распространялась все далее и далее на восток вплоть до II века н. э., когда окончательным подчинением императором Траяном (98-117) римскому оружию задунайской Дакии (101-107) весь полуостров с прилегающими к нему с севера районами был уже во власти римлян.

Цветущая некогда Дакия подвергалась со стороны римлян уничтожающему разорению и была превращена Траяном в римскую провинцию. Местное коренное население Дакии в значительной своей части было уничтожено римскими войсками. Большинство тех, кто не пал на поле битвы, искало смерти в отраве; другие бежали за пределы родины, чтобы уйти от власти завоевателей. Сцены самоубийства даков и массовой эмиграции перед наступающим неприятелем изображены на рельефах Траяновой колонны в Риме[9].

В результате длительных войн с римлянами Дакия была обезлюдена – viris fuerat exhausta, как выражается римский историк IV века Евтропий. Уцелевшее от римского меча население Дакии, не желавшее подчиниться завоевателю, бежало в горы, Трансильванские Альпы и Карпаты, или на равнинные простраства на восток от р. Олты.

После завоевания Дакии Траяном вся ее территория в стары географических границах вошла в состав владений Римской империи. Однако подлинная римская провинция Дакия охватывала не всю территорию исторической Дакии, а только часть ее – в границах между левым притоком Дуная р. Темеш (Tiviscus) и Бигарскими горами на западе и р. Олтой (Altus) на востоке; от р. Олты эта граница шла в северном направлении по Карпатскому хребту, приблизительно вплоть до южных границ Буковины. Таким образом, в состав римской провинции Дакии входили Банат, Трансильвания и Малая Валахия, вся же обширная область на восток от р. Олты и Карпатских гор, т. е. Великая Валахия, Молдавия и Бессарабия, оставлялась за пределами подлинной римской провинции Дакии.

Обезлюденная в результате римского погрома территория Дакии. Превращенная в римскую провинцию, была заселена Траяном римскими колонистами. Исходя из сказанного выше границах провинции Дакии под властью римлян, можно полагать, что римская колонизация Дакии ограничивалась теми же границами и не шла значительно на восток от поречья р. Олты, т. е. не касалась ни Великой Валахии, ни Молдавии, ни, тем более, Бессарабии.

С другой стороны, надо иметь в виду, что в качестве колонистов римское правительство обыкновенно посылало в свои провинции не подлинных римских граждан из Рима или Италии, а так называемых ветеранов, т. е. солдат своей армии, отбывших срок военной службы; римская же армия, как известно, пополнялась людьми со всех концов империи, т. е. представителями самых разнообразных национальностей.

Кроме того, среди колонистов, которые в неисчислимых полчищах со всего римского мира были двинуты Траяном в обезлюденную богатую страну, не могло быть ни римлян, ни даже италиков уже потому, что Траян запретил кому бы то ни было выселяться из Италии. Однако, ввиду того, что Дакия рассматривалась римлянами как «оплот империи», римское правительство в своей колонизации Дакии не ограничилось обычными мероприятиями, т. е. водворением на территории Дакии только ветеранов, но приняло меры к надлежащему обеспечению богатой страны активной рабочей силой, которая в кратчайший срок полностью обеспечила бы восстановление ее хозяйства. В этих целях, кроме военных колонистов, в Дакию массами были направлены земледельцы, горнопромышленники и ремесленники самых разнообразных профессий – «для обработки полей и населения городов» - ad agros et urbes colendas, по выражению римского историка Евтропия (IV в.).

Среди этих колонистов были, например, представители народа пирусты из Далмации, горнопромышленники, специалисты по добыче золота, образовавшие на территории нынешнего Семиградья целый ряд поселков. Дакийские города были заселены, главным образом, колонистами из Сирии и Малой Азии, которые принесли сюда с собой восточные культы Изиды и Митры. Кроме того, здесь были водворены германцы из провинции Норикум и Ретия, кельты из Галии и другие народности. Древяя столица даков – Сармизегетуза, переименованная в Ulpia Traiana Augusta, - подверглась коренному переустройству и была сделана главным центром провинциальной администрации и культа.

За пределами римской провинции Дакии жили свободные дакийские племена, продолжавшие тревожить римское правительство своими набегами на оккупированную территорию Дакии. Немецкий историк Юлий Юнг в 70-80-х гг. XIX в. первый высказал предположение, что на этой именно территории, за защитными римскими валами, в эпоху римского владычества в Дакии совершался процесс ассимиляции туземного дакийского населения (оставшегося на свои х местах или вернувшегося позже на свои места с римскими колонистами. Названный историк приводит два примера, когда представители дакийской народности занимают высшие должности в городском управлении. Отмечая, что дакийцы пользуются популярностью в империи как торговцы, Юнг приходит на основании этой к такому выводу: в эпоху римского владычества в Дакии туземцы-даки были так облагодетельствованы римлянами, что «и в помышлении у них не было ради национальных утопии рисковать своим благоприятным положением».

Юлий Юнг упускает при этом из виду, что это были представители ренегатствующей дакийской имущественной знати, с самого начала примирившейся с римским владычеством, быстро приспособившейся, во имя своих имущественных интересов, к римским порядкам и ассимилировавшейся с завоевателем, и что наряду с этим элементом трудовой дакийский народ, продолжавший и в римское время оставаться на своей родине на положении колонов и рабов, не мирился с владычеством своих насильников и заявлял о своем существовании массовым народными восстаниями. Не случайно же римские источники говорят о «даках-повстанцах» (daci rebellantes) в эпоху римского владычества в Дакии. Следовательно, положение туземного дакийского трудового населения в это время не было столь блестящим, как это старался представить почтенный немецкий историк Юлий Юнг[10], выступивший решительным противником теории происхождения дакийских румын путем позднейшего переселения с Балканского полуострова и высказавшийся в том смысле, что современные румыны на территории траяново Дакии представляют собой прямых потомков романизированных насельников Дакии времен римской оккупации.

Теория Юнга о непрерывности романского элемента на территории траяновой Дакии со времен римской оккупации в плоть до настоящего дня пришлась по вкусу наиболее националистически настроенным кругам румынского боярства, которые пошли дальше Юнга и, опираясь на теорию непрерывности романского элемента на территории Дакии, т. е. нынешней Румынии, стали доказывать, что румыны ведут свое начало непосредственно от римлян и являются их прямыми потомками. В какой мере эта идеология соответствует исторической действительности (а она ей совсем не соответствует), мы увидим из дальнейшего изложения.

Со времени императоров служба в римском войске давала всем национальностям римское гражданство. Являясь в отведенную для поселения провинцию, эти колонисты – испанцы, германцы, азиатцы, африканцы, - естественно, называли себе римлянами, тем более, что длительная (20-25 лет) служба в римском войске и долгое пребывание в римских лагерях и казармах создавали известную нивелировку разношерстной по национальному составу римской армии. Они усваивали латинский разговорный язык, значительно отличавшийся, впрочем, от языка господствующих классов города Рима, а также и элементарные основы римской культуры и образованности. Таким образом, колонисты, которыми римское правительство заселило пустующие пространства вновь приобретенной провинции Дакии, в этнографическом отношении были вовсе не римлянами, а представителями самых разнообразных культур и национальностей, собранными со всех концов империи. Получив от римского правительства в свое владение обширные участки земли, луга, сады и виноградники, реквизированные завоевателем у старых насельников страны или брошенные последними на произвол судьбы, пользуясь всеми правами и привилегиями римских граждан, эти «римляне» явились здесь в ближайшее же время и классово господствующим и национально угнетающим элементом.

Вместе с водворением на территории Дакии римских колонистов сюда же вслед за колонистами и войсками явились не менее несметные толпы алчного, развращенного и разложившегося римского чиновничества, торговцев, откупщиков и всевозможного рода предпринимателей и авантюристов. Привлеченные перспективы легкой наживы в богатой стране, где римское правительство в целя укрепления своей власти охотно раздавало своим клиентам обширные пустующие земли, пользуясь бесплатным трудом рабов, эти люди могли легко и быстро наживать здесь баснословные богатства и петь хвалебные гимны римским императорам.

Таким образом, римские колонисты на территории Дакии по национальности не были римлянами. Поэтому поддерживаемая румынским боярством и его идеологами типа бухарестского историка проф. Иорги теория непрерывной генетической связи между современными румынами и римлянами, теория утверждающая, что современные румыны являются прямыми потомками римлян, т. е. ведут свое происхождение непосредственно от римлян, не имеет под собой никаких оснований и представляет чистейшую фикцию, созданную манией националистического величия в целях обоснования и оправдания боярских великодержавных захватнических устремлений, направленных в конечном счете к захвату Бессарабии, Балканского полуострова с его румынами – куцовлахами и цинцарами, всей Придунайской области вплоть до итальянской границы, где на Истрийском полуострове живут истро-румыны, и всей Венгрии, т. е. всей территории бывшей придунайской римской Дакии.

Под римским владычеством Дакия находилась всего около 170 лет.

Разлагавшаяся империя, находившаяся в состоянии непрерывного тяжелого экономического и внутриполитического кризиса, переживала после Траяна период анархии, когда решающую роль в государстве играли преторианцы, т. е. дворцовая гвардия, не только назначавшая, смещавшая и убивавшая одного за другим римских императоров, но и подавшая с публичных торгов самый императорский престол.

А между тем, положение в провинциях, в том числе и в Дакии, с каждым годом становилось все труднее и труднее.

Под бременем непосильных налогов хищнических поборов римских чиновников обнищавшее и разоренное население. Дакии бросало свое хозяйство и домашний скарб и толпами бродило по стране, предаваясь грабежам и убийствам. Оно жгло города и села, разрушало мосты и дороги, разоряло поместья чужеземцев-угнетателей, угоняло скот, забирало пленных. Это были те именно daci rebellantes, о которых говорят римские историки, т. е. даки-повстанцы, угрожавшие римскому владычеству в Дакии взрывом изнутри.

Римское правительство уже не думает о Дакии: его устремления направлены теперь к тому, чтобы защитить от варварских вторжений правобережные дунайские провинции. Император Гай Деций (249-251) гибнет под Филиппополем в битве с готами. Та же участь впоследствии постигает и императора Валента (364-378) под Адрианополем. Тайфалы, вторгшиеся в Мизию в союзе с готами, обращают в бегство Константина Великого (306-337). Уже при императоре Пробе (276-282) а территории Дакии нет и следа римлян и в ней хозяйничают варвары. Не-римляне ведут здесь борьбу с варварами, а варвары борются между собой за обладание территорией этой бывшей римской провинции.

Теснимые вестготами, бастарны, гепиды, грутунги и вандалы отступают за Дунай на полуостров. В начале IV века готы уже владеют всей областью Среднего Дуная и Потисья, а вскоре после этого они уже занимают и всю Западную Трансильванию у р. Мароша (Marisia). Масса готов живет в это время на территории нынешней Валахии. Старая Дакия получает название Готия.Но все эти катастрофические для римского владычества на полуострове события разыгрываются уже после того, как римское правительство вынуждено было эвакуировать Дакию, и являются логическим продолжением дакийской катастрофы, иллюстрирую собой ту тяжелую для Рима международную обстановку, которая сложилась в Дакии к середине III века.

Не будучи в состоянии справиться с охватившим страну разложением и варварскими вторжениями, римское правительство уже при предшественнике Аврелиана императора Галлиене (253-268) фактически оставляют Дакию. Аврелиан же специальным декретом от 274 г. Приказывает римским войскам и администрации, а также частным римским гражданам эвакуировать Дакию и перейти на правый берег Дуная, где он и водворяет своих переселенцев на территории Мизии, организуя здесь новую Дакию, так называемую Аврелианову Дакию, в составе двух провинций: Dacia ripensis, т. е. Береговая Дакия, и Dacia mediterranea, т. е. Средиземная Дакия. В состав территории Аврелиановой Дакии входили: вся северо-западная часть нынешней Болгарии, начиная от р. Искр вплоть до Рильских гор на юге, с городами София, Радомир и Кюстендил, и восточная часть нынешней Югославии по линии городов Милановац на Дунае, Алексинац и Ниш в бассейне р. Моравы.

В этой катастрофической для Рима обстановке римские колонисты вместе с римлянами – чиновниками, землевладельцами, предпринимателями, откупщиками и авантюристами всех мастей, успевшими за короткое сравнительно время нажить в Дакии огромные состояния, а вместе с ними и их протеже – туземная ренегатствующая имущественная знать, боясь расправы восставшего народа и рабов, массами бегут вслед за войсками из Дакии, на правый берег Дуная. Мог ли кто-нибудь из римлян и римских колонистов в создавшейся обстановке оставаться на территории Дакии после ухода отсюда римских гарнизонов? Сомнительно: такому смельчаку заведомо угрожала бы опасность расправы если не со стороны местного населения, то со стороны наступавших на Дакию с востока варваров. На этой точнее зрения стоит автор капитального труда “Romänische Studien” Роберт Рёслер (Leipzig, 1871).

Таким образом, уже к концу III века траянова Дакия очистилась не только от римлян, но и от римских колонистов. Следовательно, о происхождении современных дако-румын хотя бы от римских колонистов тоже не может быть никакой речи, потому что и римское завоевание Дакии, несмотря на все усилия Рима прочнее закрепить ее за собой, была весьма непрочным и римское владение Дакией было весьма непродолжительным.

Таким образом, румыны на территории Дакии – пришлый народ и притом появившийся здесь уже после падения римского владычества в Дакии. Коренным, массовым населением Дакии с первых веков нашей эры, как мы видели выше, были славяне и находившиеся в процессе славянизации дакийские племена, т. е. даки. Приведенный выше топонимический материал достаточно убедительно говорит в пользу этого мнения. Славяне были именно тем населением Дакии, которому принадлежит творческая роль строителей экономически цветущей и политически мощной Дакии до римского завоевания, на долю которого выпали затем и все ужасы римского погрома. После ухода отсюда римлян славяне продолжали преемственно жить здесь вплоть до румынской колонизации Дакии в XIII веке, а на территории Бессарабии – вплоть до наших дней, благополучно пережив вторжения многочисленных варваров с востока – и готов, и гуннов, и болгар, и аваров, и других – в начальные века нашей эры, а не сколько позже, в средние века – мадьяр, печенегов, половцев (куманов) и татар.

Только наличностью славянского элемента на территории Балканского полуострова и Дакии в эпоху римского завоевания можно, в частности, объяснить и широкую популярность в фольклоре у всех славянских народов, а также у молдаван и румын имени Траяна, фигурирующего и в нашем «Слове о полку Игореве»[11], и распространенность у славян празднования коляды (лат. Calendae), и целый ряд приведенных выше фактов из области топонимики Дакии, не говоря уже об огромном славянском вкладе в современный румынский язык[12].

После эвакуации римлян, непосредственно вслед за этим Дакия в течение нескольких столетий становится ареной вторжений целого ряда следовавших друг за другом варварских народов, двигавшихся с востока на запад. Прежде всего, с III века н. э., как было сказано выше, здесь появились карпы, готы, вандалы, гепиды; за ними, начиная с IV века, шли гунны; со второй половины V века – болгары; с VI по VIII век здесь хозяйничали авары.

Под бурным натиском непрерывного потока варварских вторжений, предававших страну на своем пути погромам и опустошениям, старое местное население покидало равнины и урывалось в неприступные дебри Трансильванских Альп и Карпатских гор, где частью оставалось на постоянное жительство, частью только отсиживалось до тех пор, пока нахлынувшая волна очередного варварского вторжения не отказывалась далее на запад или не рассасывалась, как это было, например, при гуннах или аварах. Так продолжалось вплоть до конца VIII в., когда король франков Карл Великий в 799 г. разгромил аварскую державу, образовавшуюся в середине VI века на территории западной Дакии, т. е. в южной части венгерской низменности между Тиссой и Дунаем и на правобережье среднего течения Дуная в Паннонии. С низвержением аварского ига коренное дакийское население могло спуститься с гор на равнины и отдаться здесь своим хозяйственным занятиям. Но века жизни в горах и скитаний в горных трущобах сделали из них в создании населения равнин горцев, или мунтянов, как румыны до сих пор называют молдаван.

Термин этот принадлежит румынскому языку и появился он на территории б. Дакии, вероятно, одновременно с появлением на ней румын. По своему происхождению он восходит к латинской основе mont – «гора».

С IV по VII век из Дакии славянские вооруженные дружины частью самостоятельно, частью в составе союзных племенных объединений – готов, гуннов и авар – предпринимают массовые вторжения на полуостров. О каком-либо романском элементе в составе населения Дакии в это время нигде не имеется никаких указаний; такого элемента, очевидно, здесь давно уже не было. В VII веке Дакия выступает у византийского историка Феофилакта Симоката под названием Славиния, что достаточно ясно говорит о подлинном этнографическом облике страны, каким он представлялся тогда византийцам.

Центром, откуда славяне, начиная с VI века, массами вторгались на полуостров, была главным образом, территория современных Валахии и Молдавии. О многочисленности славянского населения в названных областях можно судить по показаниям современников, отмечавших, что в славянском вторжении 577 г. принимали участие до 100 тыс. человек.

Начиная со второй половины VII века с образованием на территории б. римской провинции Нижней Мизии (Moesia inferior) в северо-восточном углу полуострова (нынешняя Добруджа) первого славянского болгарского государства (679 г.), территория б. римской задунайской Дакии входит в сферу политического влияния Болгарии.

Первый организатор болгарского государства князь Аспарух имел исходной базой для развертывания своего наступления на территорию Восточно-Римской империи южные районы нынешней Бессарабии. Около 660 г. Он перешел Дунай и вступил на территорию Добруджи (на основании специального договора с восточно-балканским союзом славянских племен, состоявшим из семи неизвестных по названию племен и занимавших тогда территорию Добруджи) для организации обороны населения от аварских вторжений с северо-запада и византийских – с юга. Как выясняется сейчас, армия болгарина Аспаруха, с которой он совершил этот переход, была в значительной мере пополнена бессарабскими славянами.

Из Болгарии же дакийские славяне вскоре восприняли и христианский культ по византийскому обряду, а вместе с христианством – и всю церковную литературу на славянском болгарском языке. Таким образом, между славянским населением б. римской Дакии и болгарскими славянами на полуострове, начиная с IX-X веков, были установлены и известные культурные связи. После этого, вплоть до середины XVII века, славянский язык в Валахии и Молдавии был единственным языком письменности и официального документа. Дошедшие до нас старые румынские рукописи, грамоты и печатные издания до XVII в. Написаны исключительно на славянском болгарском языке. Известный румынский писатель начала XV века митрополит Григорий Цамблак, или Цамвлак (род. в 1364 г. – ум. около 1450 г.), по национальности балканский влах, т. е. румын, или аромун, писал все свои сочинения, в том числе и много проповедей, только на болгарском языке[13]. Следовательно, еще в начале XV века языком населения Валахии и Молдавии был славянский язык, иначе проповеднику было бы бесполезно говорить свои речи на славянском языке. Первые рукописные и печатные книги на румынском языке начинают появляться здесь только с XVI века[14]. В церковном же обиходе болгарский язык держался в Румынии вплоть до XVIII в.

Наконец, византийские источники начала X века говорят, что болгарский князь Крум, взял Адрианополь и опустошив Фракию, выслал оттуда огромное число пленных «в Болгарию за Дунай». Эту Болгарию к. Иречек в своей «Истории болгар» называет «Задунайской Болгарией»[15]. В византийских же источниках X века имеются указания на то, что на территории Валахии при болгарском царе Симеоне (893-927) имелись отдельные болгарские, т. е. местные славянские, автономные княжества, подвластные Болгарии, которые продолжали существовать в Трансильвании, в Банате и в Валахии и после падения первого болгарского царства (1018 г.), не признавая власти Византии, подчинившей себе Болгарию[16].

В заключение отметим еще один интересный факт. Когда после разгрома аварской державы в конце VIII века в среде местного населения на территории б. Дакии возникают первые государственные объединения, представлявшие собой автономные феодальные княжества, они называются славянским термином воеводство. Такими воеводствами впоследствии были и Валахия, образовавшаяся как самостоятельное государственное объединение в 1290 г., и Молдавия, сложившаяся в самостоятельное независимое воеводство несколько позже валахи – в 1360 г.

Мало того, высшие государственные чины в этих воеводствах носили болгарские наименования: государственный секретарь назывался логофет, высший в государстве судебный чиновник назывался ворник – от слова «двор» или «дворец», т. е. «дворник»; министр иностранных дел назывался постельник (вначале это был смотритель дворцовых покоев); государственными финансами ведал вистиарник; за ними шли: стольник, ключар, житничар и др. Земельная аристократия, представлявшая собой крупных земельных вотчинников-феодалов, в Валахии и в Молдавии, как и сейчас в Румынии, называлась боярами и т. п. Все эти факты достаточно ясно говорят о том, что основным массовым населением Дакии в средние века, когда впервые здесь зарождалась культура и складывались первые государственные объединения, были славяне, не утратившие своей национальности и под многовековым венгерским игом, под которым они находились, начиная с IX века.

Согласно общепринятому сейчас в науке мнению, славянский термин влах, выступающий у киевского летописца в русской полногласной форме волох, восходит к кельтскому племенному наименованию volcae и попал к славянам чрез германское посредство. Таким образом, древнеславянское влах представляют собой германское заимствование и возводится, предположительно, к древневерхненемецкому volh[17]. Этим термином древние германцы называли жителей всех покоренных ими римских провинций, независимо от их подлинной национальности. Заняв после римлян Дакию, древние германцы этим же термином назвали и ее коренное население, представлявшее собой в то время довольно пеструю в этнографическом отношении скрещенность. Этим и объясняется, почему термин влах, которым германцы назвали население завоеванной ими страны, был усвоен ее местным населением в качестве его самоназвания и из политического термина превратился в племенной, этнографический термин. То же самое, как видели мы выше, произошло на Балканском полуострове и с термином римлянин или румын. Вначале это был чисто политический термин и означал подданного Римской империи, независимо от его подлинной этнографической принадлежности, какими на полуострове были фракийцы. С течением же времени из политического он превратился в племенной, этнографический термин и стал означать романизованного фракийца, т. е. румына, как сами себя и называют все (по происхождению) романизированные фракийцы, за исключением мэгленских румын, т. е. македонские румыны, дако-румыны и истро-румыны. У своих же ближайших соседей – славян, венгров, греков и албанцев – они известны под названием влахов.

Таким образом, племенные наименования влах и румын по своему происхождению – не этнографического характера, подобно таким племенным наименованиям, как славянин, кельт, германец, финн, а чисто политического, ставшие только с течением времени племенными, этнографическими.

Со смертью болгарского царя Самуила в 1014 г., спустя несколько лет, первое болгарское царство прекратило свое существование, и Болгария вместе со своими задунайскими владениями на территории древней Дакии, обращенная в византийское наместничество со всеми вытекавшими отсюда последствиями, сделалась достоянием Византии.

Положение вещей в Болгарии под византийским владычеством приняло настолько тяжелый для болгарского народа характер, что стало забываться и самое название болгар и Болгарии: византийские историки начала XII века вместо Болгарии говорят о Мизии, о Загорье, а вместо болгар – о влахах.

Страдавший от непосильных поборов, эксплуатации и злоупотреблений чиновников, болгарский народ боролся со своими насильниками путем восстаний.

В 1187 г. византийское правительство было принуждено заключить с болгарами мир и признать независимость Болгарии. После этого кандидат в цари Петр отказался от престола в пользу своего младшего брата Асеня, который и был коронован в Тырново на царство с титулом «царь болгар и влахов». Болгария, таким образом, освободилась от византийской зависимости и вновь стала самостоятельным, независимым государством.

Современник и живой свидетель этих событий, византийский историк Никита Акоминат, он же Хониат, особенно подчеркивает в своих трудах участие в этих событиях влахов.

Приведенный выше материал не оставляет сомнения в том, что в XII-XIII веках территория б. траяновой Дакии была населена родственными болгарам славянами. Поэтому, в частности, когда с конца VIII и в начале IX века на территории Трансильвании и в Карпатских горах у валахов возникают первые самостоятельные государственные объединения типа мелких феодальных княжеств, они называются на языке местного населения воеводствами (а глава такого государства именуется титулом воевода) и в своей внутренней административно-хозяйственной жизни сохраняют в миниатюре старую славянско-болгарскую структуру ведомственных управлений со старой славянско-болгарской номенклатурой государственных чинов.

В таком славянско-болгарском организационном оформлении эти воеводства в конц IX века вместе с завоеванием Трансильвании венграми переходят под власть венгров и остаются такими же в течение целого ряда последующих веков, вплоть до своего освобождения из-под венгерского ига (Валахия – в 1290 г., а Молдавия – в 1360 г.), когда они впервые становятся самостоятельными и независимыми княжествами. Однако, и после этого они продолжают сохранять свое старое славянско-болгарское наименование воеводств и господарств и свою старую административную структуру с ее славянскими наименованиями высших государственных чинов. Господствующий же класс средневековой валашской и молдавской феодально-землевладельческой и служилой аристократии, так называемое боярство, бояре (термин славянского происхождении в румынском языке), продолжает бытовать в Румынии вплоть до настоящего дня в своем средневеково историческом и социальном значении.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты