Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Занятие четвертое




Руководителю курса. Обязательно произвести краткий разбор всех дневниковых записей. Здесь же дается более полный анализ очередного дневника (дневников, если интервалы между занятиями составили несколько дней) уже знакомого нам Сергея Болотова.

«Отношение к спиртному сегодня никакое. Я даже не думал о нем до тех пор, пока на работе приятель не предложил скинуться по трехе. Интересно то, что я сразу не понял: о чем это он. В другой раз подумал о спиртном - на занятиях, да когда сел за дневник.»

«Про курение напишу одно: меньше стал курить почти вполовину, да и затяжек делаю не восемнадцать, а пять-шесть и становится как-то не по себе, нет былого удовлетворения от курения."

Ну вот, друзья, видите, как меняются установки у Сергея. А ведь еще вчера мы читали в его дневнике: «К спиртному отношение положительное. Курю 30 сигарет...».

Хорошо работаете, Сергей, молодец!

«В компании пьющих и курящих был. Подначивали меня мол, заболел, наверное, или блажь накатила. Только я эти подначки такое сказал, что сразу отстали...».

А и надо-то, Сережа, другое сказать: мол, все - конец кошмарам: не пью, от курева тоже отказываюсь. Не «бросаю», а отказываюсь. Разницу вы, наверное, уже усвоил.

Можно рассказать про занятия, про то, о чем здесь говорим.

Это и вам будет полезно: укрепитесь в своих познаниях.

«Выпить предлагали, - пишет Сергей, - с легкостью отказался: не захотел почему-то. Мысленно представил: «вот выпью и...». А за этим «и» ничего - пустота. Так и не выпил хотя находился среди выпивающих: дело было на работе.

Вот с курением сложнее. Если сам не курил, все равно глотал дым окружающих меня курильщиков».

Я хочу здесь обратиться ко всем сидящим в зале курильщикам, точнее к тем, кто еще не отказался от этой вреднейшей привычки. Давайте с вами договоримся: на любом перерыве, перед началом или после окончания занятий курите, закуривайте, травитесь где-нибудь подальше от клуба. Чтобы отказавшиеся от курешки люди могли дышать неоскверненным табачным дымом воздухом. Чтобы они не соблазнялись дурным примером. Тем более не провоцируйте своих сокурсников, поставивших крест на своей пагубной страсти.

«Пьяницы, а тем более алкоголики, стали вызывать брезгливое чувство. Курильщики (а я сам курильщик) вызывают, раздражение».

Видите, товарищи, какая непримиримость появилась у Сергея. Мы попозже разберемся в причинах такого отрицательного отношения к нашему недавнему прошлому. Собственно, в этом и сокрыт смысл ответа. Но до него надо еще докопаться.

«Про свои мысли о спиртном я уже написал вначале.

С куревом сложнее: я понял, что мысли о закуривании возникают только в ситуациях, в которых привык тянуться за сигаретой. Например, после еды, на остановке автобуса, при выходе из него и т. д.».

Я рекомендую всем, кого посещают такие мысли о курении, тщательно разобраться: что вас тянет к закуриванию?

И тянет ли? Может, это всего лишь короткие всплески, которые быстро угасают?

«Моя программа теперь - обретение трезвости навсегда. Неплохо бы отказаться и от сигареты».

Так надо и писать, Сергей: «Обретение трезвости и некурения». Не оставляйте жалкий хилый мостик в своем сознании: мол, не получится с курешкой - и ладно, потом, может, попытаюсь отказаться. Более определенно ставьте задачу и стремитесь к ее выполнению. Это касается всех курильщиков.

Ну вот, сон посетил Сергея. От кого-то прятал в парадной бутылку водки. Спрятал, а потом испугался: вдруг найдут. Пошел перепрятывать, а места, где прятал, не нашел.

Стал шарить за батареей центрального отопления - оторвал батарею. (Чувствуете, какая неуемная энергия!) Приладил ее кое-как, полез в электрощиток, а бутылка стоит там за токонесущими шинами. «Не испугался нисколько, - пишет Сергей. - Аккуратно (не знаю даже, как рука пролезла) достал водку, распечатал и приложился уже к горлышку, да вдруг вспомнил, что я хожу на занятия... С тем и проснулся. Жутко почему-то стало. А потом обрадовался, что все это во сне».

Как видите, не напрасно обещал я вам подобные сны.

Не только Сергей написал про сон, но и некоторые другие слушатели.

Хороший сон, Сережа. Ведь раньше, как я понял, вы спали тяжело и без сновидений. Да еще с помощью демидрола. Ваше сознание стало очищаться, и сон сразу стал приходить в норму без транквилизаторов.

«Хоть вы и говорили, что проясненность сознания наступит не раньше, чем через две недели после выпивки, я чувствую, что она уже наступила Так хорошо я не чувствовал себя, не помню сколько. Словно вытащили мои мозги прополоскали их в хлорном растворе. Так теперь ясно все стало, аж через левое плечо хочу сплюнуть...».

Зарапортовался наш слушатель. Это тоже хорошее явление: желание выговориться. Ведь раньше мы это желание реализовывали за бутылкой, иначе-то не умели общаться.

Так? Вспомните, о чем говорили, какие мировые проблемы обсуждали за стопкой, стаканом, бутылкой? Чаще всего было так: собиралась компания, скажем, из трех человек.

Приняли по одному-другому стакану - и пошло-поехало. Вот один начинает говорить. Ему кажется, что он непревзойденный оратор или остроумнейший рассказчик. Так и сыплет, так и заливается. И слушает себя, как тетерев на току, упоенно. И еще больше распаляется. А сосед в это время думает: ишь, разошелся, какие глупости городит. Вот замолчи только: уж я скажу, так скажу! И ждет, напряженно ждет, когда вы запнетесь. Только возникла пауза, как у соседа забил вдруг фонтан красноречия. И он упоенно витийствует о чем-то, а вы в это время обиженно сопите: не оценили, не поняли. А тут и третий собутыльник вертит жернова своих мыслей: мол, скорее бы ты заткнулся. Вот я скажу, так скажу!

И вот так мы упражняемся в красноречии, говорим в пустоту, потому что никто нас не слушает, каждый обдумывает свое: «Вот я скажу!».

А утром просыпаемся больные, с вялыми мыслями. И вдруг, как толчок: «Господи, да что же я вчера-то наговорил!?"

Ваше счастье, что никто не запомнил эту «пламенную речь», не обратил внимания на ваши обещания сделать не возможное возможным.

И еще. Вспомните, о чем чаще всего мы говорим в таких вот беседах. Да о ней же, об отраве. Кто, когда, где, сколько в какой компании... А потом - всякое о женщинах...

Женщины - о мужчинах. С картинками. С преувеличениями достойными барона Мюнхгаузена.

И вот что удивительно: еще вчера, по трезвости, эти трое собравшись вместе, не знали о чем поговорить: у всех разное образование, воспитание и, естественно, интеллект. Но посмотрите какое, вроде бы, объединяющее начало у зеленого змия. Врезали эти трое по стакану, по другому - и вот уже завязался разговор. Каждому из них кажется - душевный разговор, ибо наконец-то удалось выговориться, выплеснуть все накипевшее в душе. И неважно, слушали тебя или нет: ты-то был в полной уверенности - слушали.

Как же происходит такое единение? Механизм воздействия алкоголя до примитивности прост. Принятый этанол, поступая в кору головного мозга, в первую очередь как бы задраивает, то есть запирает, отсеки, другими словами - подавляет центры, отвечающие за наши высшие проявления: сердечность, доброту, готовность к самопожертвованию, правдивость, талант, наконец. Зато каждый глоток алкоголя как бы открывает двери тех участков коры головного мозга, которые, словно ящик Пандоры, хранят наши низменные устремления: ложь, грубость, цинизм, подлость, хамство, самовозвеличивание, эгоизм. Даже та пьяная доброта и готовность отдать последнее, а то и жизнь за собутыльника - это тоже из того ящика. Доброта эта, как и самопожертвование, наигранные. Как часто они сменяются абсолютно беспричинно, иногда из-за нечаянно оброненного кем-то обидного слова, злобой.

Вот что написал один из недавних слушателей: «Пили на берегу брагу. Шестеро нас было. Кто-то, я даже не слышал, сказал: козел. И тогда Тимка выхватил нож и стал всех резать. Мне удалось увернуться. У него сломался нож. Тогда он схватил крышку от консервной банки и стал резать всем горло, а других добивать кирпичом...».

А ведь все шестеро начинали с того, что им казалось: нет сильнее братства, чем их компания.

В памяти каждого из вас сколько угодно проявлений буйности. А это состояние - лишь вторая степень опьянения: всего же их шесть. Мы сегодня об этом поговорим. А пока вернемся к Сережиному дневнику. «Привычки к употреблению спиртного не ощущаю. С куревом - хуже. Видимо, сказывается привычка, когда в определенных ситуациях рука тянусь за сигаретой».

Совершенно верно. Именно привычка, выработанная многолетним потреблением отравы, да еще подкрепленная мощнейшим потоком пропаганды оправданности курения всеми средствами массовой информации, изображением необходимости и даже красивости курения в художественных произведениях, в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. В сложных ситуациях герои обязательно закуривают, выпивают сивушную отраву. Будто не существует иных выразительных средств показа тяжелых душевных переживаний нежели сигарета. Или проявления радости, которое чаще всего заканчивается выпивкой и курением. А как способствует распространению курения телеэкран: часто, очень часто на экране мы видим кумиров публики, известных людей дающих интервью или участвующих в беседе, непременно с сигаретой или папиросой в зубах. Тут мало сказать - это неуважение к нам, зрителям, но это еще и образчик бескультурья.

«Потребности в спиртном не ощущаю, - пишет далее Сергей - А в табаке - тут сложнее. Привычка к курению она иногда сопряжена и с потребностью. Особенно после очень хочется курить».

Здесь срабатывает рефлекторный механизм. Это вроде знаменитых Павловских опытов на собаках. Делают, скажем, собаке больно, а потом дают еду. И вот эта ситуация закрепляется в сознании собаки, переходит в условный рефлекс. Ей делают больно, а она радостно виляет хвостом.

В нашем же случае, Сережа, у вас выработался условный рефлекс обязательности закуривания после еды. Абсолютное большинство курильщиков принимает это за потребность в табачном дыме и хватается за отраву, как младенец соску (кстати, тоже условный рефлекс). Но он очень быстро угасает, если четко себя контролировать и «давать по рукам» своей привычке.

Об абстинентных переживаниях Сергей пишет с удивлением: «Раньше бы на мыло изошел от отсутствия с утра пива, а сегодня хожу и нос ворочу от пивного ларька. Про курево сложнее: любое воздержание вызывает неприятную нервозность, даже озлобленность».

Нервозность. Озлобленность. Реактивность. Повышенная раздражительность. Эти состояния многие отмечают в своих дневниках. Я хочу, в связи с этим, обратиться ко всем, находящимся в зале, особенно к матерям, женам, другим родственникам наших слушателей: пожалуйста, не пугайтесь таких проявлений от ваших подопечных. Вы, товарищи слушатели, постарайтесь объяснить своим близким о неотвратимости такого состояния, пусть они смирятся, постараются быть воздержанными в ответ на ваши грубость, раздражительность. Это состояние обычно проходит в течение пяти-восьми дней. Обязательно предупредите о таком своем состоянии родственников, а то как бы не вышло так, как у нас уже было. Пришла рано утром ко мне одна разъяренная мамаша и учинила форменный разнос: мол, сын у нее никогда таким раздражительным не был, а теперь, что ни слово, он в ответ десять! Чему вы здесь их учите! В общем, все в таком духе.

Кстати, в настоящее время эта разъяренная мамаша, а она была заядлой курильщицей, да и рюмку-другую в иной день могла принять, так вот она стала активным членом клуба: сама прошла занятия, затем привела дочку, потом своего мужа, а недавно закончил наш курс жених дочери.

В общем, не пугайтесь своей реактивности. Идет активнейшая перестройка нашего организма. И сознание наше тоже перестраивается. Образно выражаясь, идет перерождение личности. А какой человек рождается без боли?

В своем дневнике Сергей отмечает улучшение физического состояния: сон стал ровным и глубоким, появился аппетит. А вот с психическим состоянием хуже: чувствует подавленность. «Мысли и желания, - пишет он, - одни: поскорее бы избавиться от прошлого кошмара - вина и табака».

Отвечая на следующий вопрос, Сергей пишет: «От совести никуда не деться, не всю, оказывается, пропил. Вот и грызет она меня за прошлую непутевую и позорную жизнь.

Скольким я кровь попортил, жизнь укоротил. И все через это проклятое зелье!».

Отмечает Болотов неожиданное потепление в отношении с родственниками, хотя они по-прежнему не верят, что Сережа может быть трезвенником, тем более - некурильщиком «Товарищи по работе удивлены и, конечно, после того, я им сказал по этому поводу, чтобы не провоцировали, в открытую уже не подначивают, но кожей чувствую: за спиной посмеиваются».

Ничего, Сергей, это не позорное деяние -отказ от губительных привычек. Себя поставь на место своих товарищей по работе: вчера, можно сказать, из одного «горла» пили а сегодня нос воротит. Тут пьющего человека так задевает за живое, что он становится даже агрессивным. Но если досконально разобраться, то нетрудно убедиться: все насмешки, провокации, подначки - от зависти. Ох, как нам завидуют пьющие. Самим-то им не избавиться от пут зеленого змия, от удушающей сизой петли никотина, и каждого, кто вырывается из их содружества, они готовы причислить чуть ли не к отступникам той веры, в которой они пребывают. Они, пьющие и курящие, считают потребление алкоголя и табака оправданным и даже полезным занятием. Это их вера. Но где-то, в самых глубинах, они сознают всю губительность этих пристрастий, они чувствуют свое падение, свой стремительный бег в никуда, а туда одному-то страшновато бежать, нужны попутчики. Вспомните классическую арию Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов»: «Когда я пью, я трезвых не терплю!» А как же: идущий в ад ищет попутчиков. Пьющий сознает, как омерзительно он выглядит в глазах трезвенников, поэтому и старается вовлечь его в пьянство или откровенно с ним враждовать. Курящий понимает всю противоестественность своего пристрастия в среде некурящих, потому и стремится вовлечь в это пагубное занятие других.

Но обо всем этом позже и глубже. А пока вернемся дневнику.

«Занятия прочищают мозги, - пишет далее Болотов, заставляют по-другому смотреть на многие явления. И что удивительно: ведь обо всем этом слышал не раз, а все проходило как-то мимо сознания.

Еще раз прошу: побольше говорите о курении. Ведь отказаться от «карманного крематория», как вы говорите, гораздо сложнее, чем от вина».

Я не буду оспаривать ваши суждения: от чего легче отказаться. От той и другой заразы - не просто. Все зависит от того, как будете самостоятельно работать. Вы, Сережа если так и дальше будете открыто и полно писать, - уверяю очень скоро забудете даже, что когда-то пили и курил!

Как например, один из наших слушателей Иван Ильич. Вот что написал он в книге отзывав и пожеланий: «Выношу вам сердечную благодарность за то, что вы вернули мне жизнь...

(Бывший курильщик со стажем 45 лет Иван Ильич». И далее - фамилия, адрес. Так вот, этот дедуля был алкоголиком второй стадии. И когда, уже прочитав в книге эту запись, я напомнил ему об этом, он искренне удивился: «Да я и забыл про то, что был алкоголиком», - сказал он.

В недавно полученном от него письме я снова прочел про жизнь без курения, которая стала походить на жизнь в Ботаническом саду. А про алкоголь пишет: «Не пойму, что со мной. Каждый вечер лежу с жонкой и читаю ей такую лекцию об этом алкоголе, что и самому непонятно: откуда такие правильные и складные мысли берутся. Ведь сам-то почти неграмотный».

«Самостоятельная работа моя пока заключается в осмыслении того, что почерпнул на занятиях, да вот разве что пьяное прошлое перебираю и тошно становится», - написал Сергей.

Я советую всем слушателям обязательно приобрести книгу академика Ф.Г.Углова «Из плена иллюзий». Эта книга наиболее полно и популярно раскрывает многие аспекты пьянства, алкоголизма, курения. Федор Григорьевич стоял у истоков нынешнего трезвенного движения и сейчас является одним из его лидеров. Он был близко знаком с Геннадием Андреевичем Шичко, проанализировал его метод, да и в книге ссылается на опыт основателя нашего клуба. Лауреат Ленинской премии, академик Ф.Г.Углов является почетным членом «Оптималиста».

Очень интересна для самостоятельной работы книжка Станислава Гагарина «Жидкий дьявол». К сожалению, издана она очень маленьким тиражом (в отличие от книг, где популяризируется винопитие и курение) и боюсь, стала чуть ли не библиографической редкостью. Писатель Станислав Гагарин является председателем общества борьбы за трезвость московской писательской организации.

Полезна для проведения в будущем таких же занятий многими из вас книга А.Маюрова «Противоалкогольное воспитание».

Не рекомендую читать противоалкогольную литературу, в которой встречаются термины: умеренно выпивающий, культурнопьющий, злоупотребляющий... Авторы подобных произведений попросту не владеют темой. Ну разве можно скажем, злоупотреблять алкоголем? Мы знаем: алкоголь - зло. Любое, самое мизерное его употребление - уже зло только для того, кто его употребил, но и для тех, с кем будет общаться употребивший алкоголь человек. Так правомерно ли: злоупотребление? Это равносильно тому, что говорить: масло масляное, экономика экономная и т. д.

О взаимоотношениях с другими слушателями курса абсолютно все написали: хорошие, дружеские, товарищеские, развиваются и т.д. Иначе и быть не может. За эти несколько занятий у нас сложился дружный, работоспособный, очень все понимающий коллектив.

«Настроенность на трезвость не только на завтрашний день, - заключает дневник Болотов. - На курение - тоже настраиваю себя, но, видимо, плохо. Все равно постараюсь завтра на 6-8 штук уменьшить количество сигарет».

Многие, кстати, настраивают себя на уменьшение количества курений. Это, скажу вам, не лучший способ избавления себя от курительной отравы. Я уже говорил об умении сжигать за собой мосты. Уменьшение количества курений как раз и есть те мосты, которые мы побоялись сжечь за собой. Настоятельно рекомендую: отказываться от курения лучше всего сразу. Утрам встал и ... Все, живи без карманного крематория! Очень быстро свыкнешься с «утратой»...

Заключая наши дневниковые дела, хочу отметить: не все с должным рвением отнеслись к домашней работе. Кое-кто вместо дневника представил отписку, некоторые товарищи до сих пор не поняли: в дневнике отражаются события сегодняшнего дня. Если вы пишете про отношение к спиртному, то не вообще про отношение в течение вашей жизни, а именно сегодня, за тот период, за который пишется дневник. Мысли о спиртном и табаке сегодня, а не вообще, отношение к курильщикам, пьяницам, алкоголикам сегодня.

И так далее. Прошу это четко усвоить. И еще раз хочу напомнить: ведение дневника - это ваша работа по очищению сознания от ложных представлений об алкоголе и никотине.

Серьезная, вдумчивая работа - это залог успешного освобождения от страшного зла, которое так долго подчиняло вас себе.

А теперь зададимся вопросом: почему люди пьют алкогольную отраву? Давайте сделаем экскурс в историю винопития, разберемся: отчего в одной ситуации после приема алкоголя люди веселятся, дурачатся, а в другой - плачут, в третьей - безрассудно идут на верную гибель, в четвертой - буянят, дерутся, убивают порой близких людей, своих товарищей (как мы видели уже из цитированного мною письма) Кстати, на суде, когда убийце задали вопрос: почему после нанесенных ножевых ран он стал добивать свои жертвы крышкой от банки и кирпичом, тот объяснил это вроде гуманным проявлением: ему, видите ли, стало вдруг жалко, как несчастные мучаются...

Поистине, удивительное воздействие алкоголя на нашу психику. Но, повторюсь, любое его действие, всегда, при всех обстоятельствах - только с отрицательным знаком...

Я прочту вам статью врача С.Горина «Алкогольная эйфория - миф!», опубликованную в журнале «Трезвость и культура» (№ 10, 1987 г.).

Считается, что спиртное употребляют из-за его веселящего действия - отсюда и классическая фраза пьющих: «Пусть проживу меньше - зато весело!» А весело ли? Усомниться в этом позволяют некоторые чисто житейские наблюдения Да, употребление спиртного в день праздника действительно создает впечатление о его веселящем действии. Но вот те же люди выпили на поминках, и никто из них не смеется. Другой пример - ребенок случайно выпил спиртное, но он явно страдает от отравления, а не веселится. Почему получается, что приписываемое спиртному веселящее действие проявляется в одних ситуациях и не проявляется в других.

Еще больше усомниться в существовании «алкогольного веселья» позволяют опыты по употреблению спиртного в условиях «чистого эксперимента».

Опыт первый. Взрослым мужчинам вводили раствор этилового спирта внутривенно, не предупреждая о том, какое вещество введено, и просили описать свои ощущения. Все испытуемые описывали свои ощущения как неприятные (сонливость, тошнота и т.п.). В том случае, если испытуемых предупреждали о том, что введен спирт, они вели себя образно своим представлениям о том, как должен вести себя пьяный человек, - начинали плоско шутить, старались демонстрировать окружающим, что им очень весело.

Опыт второй. Большую группу подростков от 14 до 18, попросили описать состояние, возникшее у них после первого в жизни приема спиртного. Описания были такие: «появилось жжение в пищеводе и желудке, стало подташнивать, появились позывы на рвоту... расстроилось внимание, захотелось спать... такое ощущение, будто ударили чем-то мягким по голове... - как будто надышался угарным газом.

Никто не ответил, что ему сразу стало весело - ни один подросток. Более того, все недоумевали - почему же люди пьют? Многие выражали сожаление, что «аз все пьют придется привыкать к спиртному»

Опыт третий. Взрослых здоровых (без признаков алкоголизма) мужчин тоже попросили описать ощущения от приема спиртного в условиях, исключающих общение. Испытуемым предлагалось выпить любую дозу предпочитаемого спиртного напитка в одиночестве, при этом фиксировать - на какой минуте какое ощущение появилось. Взрослые описывали свое состояние теми же словами, что и подростки, никто не сказал, что ему стало весело. Испытуемыми выражалось явное недоумение - почему же в компании пьяным весело, а в одиночестве - нет?

Опыт четвертый. Употребить спиртное в тех же условиях предложили больным хроническим алкоголизмом (на что они очень охотно соглашались). У части больных было отмечено повышение настроения - у тех больных, которые перенесли тяжелую травму головы, менингит, энцефалит; в общем, у больных с дефектом головного мозга. Все остальные веселья не отмечали, хотя и напивались, как минимум до средней степени опьянения. Недоумение результатами опыта тоже было, но выражалось по-другому: испытуемые обвиняли экспериментатора, что он «что-то добавил в водку».

Если в результате исследования выявляется, что «вещество Х» в условиях чистого эксперимента дает у некоего индивидуума «Эффект № 1», а в условиях воздействия на индивидуума группы лиц - отличающийся от первого «Эффект № 2», то неизбежно делается вывод, что «Эффект №2» является внушенным индивидууму группой. Тот же вывод приходится сделать и в отношении алкоголя на основании описанных опытов - сам по себе алкоголь не обладает веселящим действием.

Действительно, с научной точки зрения собственное действие алкоголя складывается из трех компонентов: рефлекторного, токсического и наркотического.

Рефлекторное действие проявляется тем, что от раздражения крепкими спиртными напитками слизистой оболочку рта, пищевода, желудка расширяются (реже сужаются) кровеносные сосуды лица и головы, поэтому лицо краснеет или бледнеет, появляется головокружение, ощущение тошноты, рвоты. Механизм рефлекторного действия алкоголя можно сравнить с механизмом действия горчичника, когда от раздражения кожных покровов расширяются не только кровеносные сосуды кожи в месте раздражения, но и сосуды внутренних органов, часто довольно далеко отстоящих от этой зоны.

Токсическое (отравляющее) действие проявляется в виде головокружения, смены покраснения лица бледностью и, наоборот, ощущений расстройства памяти, внимания, мышления, появления вялой («тупой») мимики и др.

Наркотическое действие алкоголя складывается из понижения возбудимости нервной системы, снотворного и обезболивающего эффектов.

Те компоненты действия алкоголя, которые теоретически можно назвать полезными (обезболивающий эффект, например), выражены незначительно по силе и кратки по времени. Бесспорно, что они уступают соответствующим эффектам лекарственных препаратов, да ведь и лекарство здоровому человеку принимать ни к чему. Откуда же появилась убежденность людей в том, что без вина праздник - не праздник. Чтобы ответить на этот вопрос, придется заглянуть в историю.

История появления вина в жизни человечества освещена достаточно подробно. В общем, вино появилось из-за незнания способов хранения фруктов. Фрукты, оставленные на хранение без всякой предварительной обработки, выделяли сок. Сок. естественно, бродил, но его продолжали использовать в питании, так как на изобилие свежей пищи рассчитывать не приходилось.

Тогда люди и познакомились с действием алкоголя - его способностью вызывать сон, немного приглушать боль, также с его способностью вызывать отравление - рвоту, головокружение, расстройство точных движений и походки.

Однако из-за обезболивающего и усыпляющего эффектов алкоголь стали считать полезным и использовали в качестве лекарства. Как средство для наркоза алкоголь «не сдавал позиций» до XIX века (когда появился наркоз эфирный), только в XIX веке развивающаяся медицинская наука позволила полностью отказаться от алкоголя как лекарства к тому времени преобладание вреда в действии алкоголя ни у кого сомнений не вызывало.

Объяснение «пользы» алкоголя у первобытного человека могло быть только религиозно-мистическим. Считалось, что в вине живет добрый дух, который помогает выжить раненым (именно при ранениях, для предупреждения болевого шока алкоголь чаще всего и использовали). В дальнейшем обожествление вина стало все более явным и даже перешло в христианскую религию, где в некоторых обрядах вино играет роль «крови Христовой».

Отождествление вина с кровью - очень важный момент.

Впервые оно началось в обрядах братания через кровь. Такой варварский обряд, как надрезание ладоней и взаимное слизывание крови, был, что и говорить, неприятным. Легко проследить, как в истории цивилизации обряды становятся все гуманнее - так, человеческие жертвоприношения сменились приношением в жертву животных, а затем и символов - только изображений животных. То же и в обряде братания - цветом кровь и вино схожи, мистическая «жизненная сила» приписывалась и крови, и вину, так что обряд братания через кровь сменился у желающих заключить мир обрядом взаимоугощения вином. После завершения обряда полагалось по ритуалу веселиться, петь, танцевать - ведь заключен мир! А если заключали мир вожди враждующих племен, то пили вино и веселились все члены племени.

Вот так человечеством и была сделана грандиозная ошибка - неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, стали восприниматься как сигнал к началу веселья, к началу дружеского и дружелюбного общения.

Казалось бы, ситуация парадоксальная - неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, воспринимаются как приятные. Но ничего странного в этом нет. В лаборатории, И.П.Павлова, например, был проделан такой опыт: собаке, причиняли боль и сразу после этого давали корм. Через некоторое число повторений собака отвечала на боль радостью, искала кормушку. Но такая реакция оставалась только в условиях лаборатории, в любых других условиях собака отвечала на боль как обычно - рычала, кусалась.

Примерно то же и у людей. Неприятные ощущения от отравления алкоголем связаны в сознании человека с праздничной ситуацией, с ожиданием удовлетворения потребности в неформальном, дружеском общении. Вне праздника, вне общения симптомы опьянения воспринимаются так, как и должны восприниматься - как неприятные. Это мы и можем наблюдать при употреблении спиртного в условиях чистого эксперимента, когда даже алкоголики в большинстве случаев не получали удовольствия от одного алкоголя. Только у самых дефектных больных ориентировка на старые, из соответствующие реальности знания оказалась настолько сильной, что ложная связь «алкоголь - веселье» не разрушилась. Понятно также, почему дети и подростки при первом употреблении спиртного относятся к нему отрицательно, а взрослые при этом улыбаются: «Он еще не понимает!».

Чего же не понимает ребенок? Да он просто верит своим ощущениям, он еще не привык ориентироваться на общественное мнение. Ему плохо - он так и говорит, и чем больше общественное мнение внушает ему: «Если выпьешь - будет весело», тем тяжелее переживается отравление алкоголем. Увы, в данном случае взрослый глупее ребенка, поскольку старается перебороть себя, лишь бы не оказаться «не таким, как все» и не выпасть из группы.

Но дело не только в этом. Собственное усыпляющее действие алкоголя тоже играет немалую роль в формировании мнения об «алкогольном веселье», и вот каким образом. Это действие в первую очередь сказывается на самых развитых отделах головного мозга, тех, которые отвечают за интеллект, способность к полноценному общению - то есть за уровень культуры человека. Тогда в группе, состоящей из людей с разными, но достаточно близкими уровнями культуры, употребление алкоголя приводит к сближению этих уровней на более низкой ступени. А это, в свою очередь, вызывает ложное ощущение «легкости общения». В самом деле, у всей группы запас слов и выбор тем для разговора становится одинаково малым и примитивным, вот и получается: выпили - разговорились. Этому, конечно, способствует и эта неосознаваемая символика «алкогольного братства» идущая все от того же обряда братания через кровь.

Вышеприведенные знания опровергают «концепции любителей выпить» весьма однозначно и эффективно. В самом деле, если спиртное не веселит, то зачем же его пить? И дела не меняется при любом, внешне даже самом «культурном» пьянстве, пьянство на банкете оказывается столь нелепым, как и пьянство в подворотне.

Как вы заметили, прочитанный нами материал, подтверждает мои слова только об отрицательном воздействии алкоголя на организм. Кстати, в древнейшие времена с раннего возраста воспитывали в людях неприятие алкоголя. Расшифрованная эпитафия на одной из могильных плит гласит: «жил, как раб: пил неразбавленное вино». Чувствуете: жил как раб. Это было унизительное состояние - быть рабом и только кого-то, но и чего-то. И осуждалось не только при жизни, но как видим, даже смерть человека, пившего неразбавленное вино, точнее - память о нем увековечили в назидание потомкам такой вот надписью на могильной плите.

Свободным гражданам Древней Греции и Древнего Рима категорически воспрещалось пить неразведенное вино (а вино это, по нашим понятиям, сухое - другого тогда еще не было). Так вот, даже такое вино разрешалось потреблять в сильно разбавленном виде (вроде нашего лимонада, в котором содержание спирта от 2 до 3 процентов). Причем, разрешалось употреблять его лицам, достигшим тридцатилетнего возраста. Почему? Да потому, что предполагалось, к тридцати годам у человека сложилась семья, народилось здоровое потомство (а древние хорошо знали о вредоносном воздействии алкоголя на репродуктивные органы). Нарушившие запрет подвергались остракизму, то есть изгнанию из общества, что было очень тяжелым наказанием. Человек переставал быть человеком, он становился изгоем, вроде прокаженного, от которого все с содроганием отворачивались.

Мы много читали и даже фильмы смотрели о спартанцев.

К сожалению, почти нигде не показывается, как преподавали им уроки трезвости и умеренности в еде. По свидетельству целого ряда античных авторов, юношей, достигших зрелого возраста, усаживали за стол, уставленный вином и всевозможными яствами. По другую сторону стола усаживали рабов заставляли (их и заставлять-то не надо было!) тех пить вино и закусывать. Таким образом, будущие воины получали наглядный урок не только самого процесса пьянства и обжорства, но и последствий такого застолья.

Почаще бы наши кинодокументалисты, да и создатели художественных картин, показывали нам ленты, в которых не привлекательность вроде бы оправданных застолий и курения смаковались бы, а всю их неприглядность, То есть, показывали бы все эти дела в истинном, а не в искаженном, тронутом алкоголем и никотином сознании, свете.

После таких наглядных примеров, уверен, надолго бы закрепились трезвеннические установки у очень многих людей.

Рассматривая историю винопития, мы постоянно будем сталкиваться с радетелями трезвости, и, напротив, сторонниками потребления сивушной отравы, которым огромную услугу оказала и продолжает оказывать христианская церковь, ратующая за умеренность потребления алкоголя. Да иначе церковники не могут поступать: как же тогда причастие «кровью Христовой»? А попросту - кагором, содержащий очень высокий процент спирта - до 16. Я не хочу сказать, что священнослужители не ратуют за трезвый образ жизни.

Ратуют. Очень даже. Но только не за трезвость, а громят пьяниц и призывают объявить крестовый поход против пьянства.

Не правда ли - знакомая тема?! Сколько мы уже про это слышали, в иных присутственных местах все стенки оклеены плакатами типа: «Пьянство - из жизни вон!», «Усилим борьбу с пьянством и алкоголизмом» и т.д. и т.п. Так доборолись мы с этим, прямо надо сказать, стихийным бедствием, что количество спецшкол у нас в стране сравнялось с количеством ПТУ (по данным профессора Б. И. Искакова).

Ведь что такое бороться с пьянством, алкоголизмом, а далее - с курением? Это все равно, что воевать с гидрой: отрубишь у нее голову - две вырастают; две отрубишь - их уже четыре...

Да и вы, товарищи, все, наверное, помните громкие партийно-правительственные Постановления о такой вот борьбе. Я не имею в виду Постановление 1985 года - оно существенно отличается от всех предыдущих. Ни одно, кстати, из них, как, впрочем, и последнее - не выполнено. А ведь это же обязательные Постановления, обсужденные в трудовых коллективах, принятые правительством, утвержденные высшим органом нашей партии - ее Центральным Комитетом.

Казалось бы, коммунисты, за ними и комсомольцы, в первую очередь обязаны стать проводниками, горячими сторонниками таких громогласных решений. Увы, много вы виде непьющих коммунистов, часто встречаетесь с убежденными трезвенниками - руководителями различного ранга, которые чаще всего являются членами партии?

Это яркий пример фарисейства, когда на словах ратуем одно, а сами не верим в то, за что ратуем, потому что оставляем за собой право на рюмку алкогольной отравы, искренне веря: я-то, мол, никогда не докачусь до подзаборника дяди Васи. А откуда они берутся - эти подзаборники? Мы знаем уже: пьяницами не рождаются, ими становятся. И взрастают они как раз в среде так называемых «умеющих» выпить. Каждый из вас начинал с рюмки, а когда слышал от взрослых предупреждения, мол, смотри, не напивайся, и все в таком же духе, наверняка не раз мысленно, а иногда принародно с глубоким убеждением думал или произнес никогда не стану таким, как дядя Вася.

А ведь многие из вас стали. Даже пошли дальше.

Вернемся, однако, к древним. Из дошедших до нас хроник мы узнаем, как нетерпимо общество относилось к употреблению даже разведенного вина кормилицей: ее ожидала за это смертная казнь.

«Он жил, как раб: пил неразведенное вино». Такая эпитафия на могильной плите о многом может нам поведать. О том, например, что было в порядке вещей поить рабов вином.

Для чего это делалось? Да все для того же: сделать зависимым от алкоголя, подчинить его с помощью вина так чтобы он всю свою мускульную силу отдал за кружку этаноловой отравы.

Из тех древнейших времен я хочу протянуть небольшой мостик к сегодняшним рабам зеленого змия. Посмотрите на нашего пьяницу: что угодно сделает, на ходу машину остановит, колеса отвинтит, лишь бы плата за это была - бутылка водки.

Я вспоминаю свою молодость. Работал на судостроительном заводе в многотиражной газете. Так вот там (да только ли там!) считалось в порядке вещей: в конце месяца штурмовщина обязательно подкреплялась сверхурочными рабами. Ну, а чтобы рабочие сами рвались на свершение «трудовых подвигов» (теперь-то мы стали понимать: латать прорехи неумелого управления), каждому в конце месяца выдавалась бутылка спирта. Благо этого дерьма хватало: гидравлику, то есть гидравлические испытания, проводили с помощью спирта. Закачивался он в отсеки подводных лодок под большим давлением. Цистернами качали.

Так вот рвались на такие свершения рабочие. И каждый день у проходной завода вывешивались некрологи. Меня тогда поражала одна закономерность в этих некрологах: чаще умирали люди в возрасте 40-55 лет. И у всех один диагноз: сердечная недостаточность. Это теперь я понимаю, умирали люди молодыми из-за своего пристрастия к алкоголю, тому самому спирту, который на заводе рекой лился, все взаимоотношения между различными службами и должностными лицами, да и просто между заводчанами, строились на основе той самой гадости, с помощью которой проводили гидравлические испытания.

А мало ли таких производств в нашей стране, где спирт рекой льется?! Моря, огромные моря спирта для технических нужд уходят не по своему прямому назначению. Опять же сошлюсь на свой опыт. Я служил радистом на корабле: был командиром отделения. Ежемесячно мы проводили ППР - планово-предупредительный ремонт. На его проведение нам полагалось два литра спирта. Получали же всего один: по сути следования пол-литра забирал флагманский специалист, а на корабле еще пол-литра - командир боевой части. Но и тот оставшийся литр не на протирку платиновых контактов шел - для этой цели у нас всегда имелся бензин.

«Он жил, как раб: пил неразбавленное вино...». По зрелому размышлению я пришел к выводу: рабство начинается тогда, когда мы впадаем в зависимость от чего-то или кого-то. Человек не может считать себя свободным, если курит табак или выпивает спиртное. В данном случае никотин и алкоголь подчиняют его себе, делают рабом привычек и низменных страстей.

К сожалению, преподавая историю, нам постоянно вдалбливали в голову: вот-де, тогда жили темные, неграмотные люди, невежественные, с полным отсутствием культуры и тому подобное. Это для того так говорилось, простите, преподавалось и сейчас еще преподается, чтобы мы с вами могли.

Делать сопоставления. Конечно же, не в пользу древности.

Я не буду сейчас ссылаться на труды различных авторов которые показывают духовное богатство людей древности их высокую нравственность, культуру. Уже одно то, что люди не травили себя алкоголем, не одурманивались никотином может характеризовать все духовное и физическое богатство человека. Я думаю, не родились бы мастера античной культуры, периода, который не сумела повторить ни одна эпоха будь они зачаты пьющими людьми, воспитаны в обстановке винопития.

Я вновь перекидываю мостик в сегодняшний день.

Восхищаемся достижениями японцев в различных областях их деятельности. А давайте зададимся вопросом: как обстоят алкогольные и курительные дела в Японии? К сожалению, Наша пропаганда деликатно обходит этот, я уверен этом, стержневой вопрос. Так вот, для японцев алкоголик это все равно, что для нас сифилитик или прокаженный, по курительным делам: систематически в стране проводят недели некурения, во время которых миллионы японцев отказываются от курения. Именно отказываются, а не бросают. Потому что во время этой недели все средства массовой информации целенаправленно и правдиво показывают и рассказывают все о проблеме. Не в узковедомственных и специализированных научных сборниках даются результаты личных исследований, а широко и открыто они публикуют во всех газетах, журналах, рассказывается по радио, телевидению.

Много вы читали результатов исследований в нашей стране?

Вот, пожалуйста, образчик не кампанейского подхода проблеме. Я не удивлюсь, если Япония обгонит США в области некурения и станет первой некурящей страной мира хотя, подчеркиваю, на эту роль претендуют США, где курящих осталось всего около 25 процентов от общего числа населения страны. И эта цифра быстро идет на убыль. Американцы планируют к 2000 году стать полностью некурящей страной.

Для сведения: последние исследования, проведенные США, показали: курят там сейчас в основном негры, мексиканцы, пуэрториканцы, то есть лица, стоящие на низшей ступени социального положения. По свидетельству наших специалистов и многих корреспондентов, можно целый день ходить в здании института или университета и не встретить ни одного курящего студента. Фантастика, а? Если вспомнить провонянные табачной копотью стены наших вузов. Да что вузов - школ, ПТУ...

На этом, товарищи, мы прервем наш разговор о винопитии наших давних предков, чтобы вернуться к нему уже и несколько иной плоскости: то есть посмотрим, как начиналось спаивание нашего народа, как наиболее прогрессивные силы страны противодействовали этому безумству...

А сейчас в своих конспектах очень аккуратно напишите:

«Степени опьянения».

Мы рассматривали три стадии алкоголизма. А сегодня - что называется, чуточку углубимся в эту теоретическую часть. Уже сегодня вы, встретив пьяного, безошибочно определите: первая, четвертая или шестая степени опьянения у него.

Именно шесть степеней вывел Г. А. Шичко.

Первая степень опьянения (или отравления), - это уж как вам угодно писать.

Первая степень отравления: - (искусственное веселье, дурашливость) - слабое опьянение, которое появляется после приема малой дозы этанола, характеризуется повышенным возбуждением, в связи с чем появляются: повышенная подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень отравления - (буйность) - опьянение, при котором достигается наибольшая патологическая возбужденность мозга, которая обуславливает повышенную раздражительность, вспыльчивость, озлобление, склонность к скандалам и дракам. Буйность не всегда проявляется в таком виде: если пьяного никто не тревожит, он может вести себя спокойно.

Третья степень опьянения - (параличность) - степень опьянения, при которой возбуждение у пьющего сменяется все усиливающимся торможением мозга. Характерными признаками третьей С. О. является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: речи, ходьбы, работы руг.

Иногда паралично пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень опьянения - (безумность) - такая отравленность мозга алкоголем, при которой имеет место как бы функциональный распад мозга. Утрачивается тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, этому безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, подчас он бормочет всевозможные нелепости. Способность думать нарушена, зачастую полностью утрачивается. Признаки безумности наблюдаются при первых трех С.О., однако она ярко выражена лишь в четвертой, когда переходит в безумство.

Пятая степень опьянения - (усыпленность) - алкогольный сон. Пьяный полностью не утрачивает чувствительности, его можно даже тем или иным способом разбудить, даже ставить на ноги, однако двигательные акты у него будут рушены еще во время третьей степени опьянения.

Шестая степень опьянения - (наркозность) - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванной, в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Наркотическая широта этанола мала, т.е. мало отличаются дозы, приводящие к наркозу и к смерти, поэтому в части случаев наркоз переходит в смерть.

Итак, мы разобрали шесть степеней опьянения. Я уверен каждый из вас примерил на себе, как примеряют иногда свою старую одежду, все степени отравления и почувствовали себя, мягко выражаясь, не очень комфортно. Так?

Закройте конспекты. Сдайте старосте дневники и обследования. Освободите свои руки от ненужных пока вам предметов - авторучек, тетрадей, папок. Все это уберите с колен. Нам ничто не должно мешать.

Выключите свет. Поднимите вверх руки! Активно поработали ладонями! Сжать в кулак, разжать! Активнее! Активнее!

Руки положите на бедра, глаза у всех закрыты. Все внимание на мой голос! Вы слышите только мой голос! Последние мысли ушли; все внимание на мой голос. Потому что мой голос - это ваш внутренний голос.

Расслабляем мышцы ног! Расслабляем мышцы бедер!

Расслабляем мышцы живота! Расслабляем мышцы груди!

Полностью расслабляем мышцы рук! Наши руки, словно плети, повисли на бедрах! Расслабляем мышцы шеи! Расслабляем мышцы лица!

Наше тело полностью расслаблено. Вы слышите мой голос, все активно бодрствуют. Все, что я буду говорить, от этого во многом будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

От того, как вы будете воспринимать то, что я буду говорить, будет полностью зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

Сегодня мы поднялись еще на одну ступень в достижении сознательной трезвости и некурения. Наша настроенность на употребление алкоголя и никотина, наша стихийно сложившаяся программа на употребление этих ядов, исчезла. Мы уничтожили, стерли в своем сознании дикую установку па употребление ядовитых наркотических веществ - алкоголя и никотина.

Теперь в нашем сознании все четче и четче обозначается полезная и естественная для человека программа - на светлую жизнь без сивушной отравы и ядовитого вонючего табачного дыма.

В любых ситуациях, при любых обстоятельствах мы будем отказываться от выполнения чужой воли: выпивать, закуривать.

Мы очень радуемся освобождению себя от рабства рюмки и сигареты. Мы постоянно ощущаем, как наш организм перестраивается, в нем вырабатываются защитные функции.

Мы замечаем, как все вокруг нас стареют, а мы с каждые днем становимся моложе: лица наши разглаживаются, организм омолаживается, сознание очищается. Мы ощущаем, как ежечасно в нас растет жизнелюбие, готовность придти на помощь любому нуждающемуся в ней. Нам становятся близки заповеди клуба: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?!», «Выбрался сам - помоги другому!». Эти заветы становятся основополагающими в нашей жизни. У нас очень хорошее настроение. И оно будет с нами долго, долго...

...Откройте глаза...

...Включите свет...

Вопросы? Пожелания?

До свидания.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты