Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Quot;Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) религии".




Читайте также:
  1. Quot;Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) религии".
  2. Благословение и мир посланнику Аллаха, его роду и сподвижникам!
  3. В твердых и жидких металлах носителями электрического тока служат электроны. Эти электроны называются свободными или электронами проводимости.
  4. Глава 1.2. Ограничители излучения на основе фотоиндуцированных процессов в органических кристаллах и композитах.
  5. Глава 1.4. Ограничители излучения на основе светоиндуцированного рассеяния в монокристаллах с ионами переходных металлов.
  6. Глава V. Да будет отстранен от священнических обязанностей всякий, кто не желает подчиняться апостольским распоряжениям
  7. Господь желает твоего исцеления
  8. Дефекты в кристаллах.
  9. Достоинство покаяния перед Аллахом.

ЭВОЛЮЦИЯ ФИКХА

Биляль Филипс


ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Предисловия
  • Введение
  • Раздел 1. Первый этап: Основание
  • Раздел 2. Второй этап: Установление
  • Раздел 3. Третий этап: Построение
  • Раздел 4. Четвертый этап: Расцвет
  • Раздел 5. Мазхабы — школы Исламской правовой мысли
  • Раздел 6. Основные причины противоречивости Фатв
  • Раздел 7. Пятый этап: Консолидация
  • Раздел 8. Шестой этап: Застой и упадок
  • Раздел 9. Имамы и Таклид
  • Раздел 10. Разногласия в среде Уммы
  • Раздел 11. Заключение
  • Краткий словарь

 


Предисловие к русскому изданию

Хвала Аллаху, Господу миров и наилучшее, достойное приветствие и мир нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и
всем Мусульманам до Конца Света!
Каждый новый выпуск наших книг мы рассматриваем как Милость и Благосклонность Всевышнего к нам, поэтому молим и просим Его не лишать нас Своей Милости, а наоборот даровать нам больше возможностей для того, чтобы мы могли служить Его делу. Книга нашего брата, доктора Абу Амины Биляля Филипса, которая называется "Эволюция Фикха", и которую Вы сейчас держите в своих руках, представляет собой первое издание подобного рода на русском языке. В первую очередь она предназначена для тех братьев и сестер, которые уже достаточно хорошо разобрались в основных положениях Ислама и хотят углубить свои знания в такой относительно самостоятельной области Исламского знания, как Фикх — Исламское правоведение. Она также может быть полезной для студентов и аспирантов, изучающих теорию и историю права.
По своему содержанию настоящая книга не является пособием, подробно описывающим детали совершения отдельных актов поклонения, например
таких, как Салят (Намаз), Хадж и т.п. Но она рассказывает нам о том, как возникла и развивалась наука, объясняющая, что такое молитва Салят
(так называемый Исторический Фикх) и как ее следует совершать (Практический Фикх). Причем эти оба тематические аспекты Фикха взаимно дополняют друг друга, в чем Вы сами сможете убедиться, прочитав книгу. Такое гармоничное сочетание теории и практики в научном понимании Ислама и их суть заключены в следующем Хадисе Пророка Мухаммада (с):

quot;Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) религии".



Как указывает сам автор в предисловии ко второму изданию, книга представляет собой исторический обзор возникновения и развития науки Фикха. Поэтому мы хотели бы подчеркнуть, что данное исследование автора нельзя рассматривать как исчерпывающее пособие в области Фикха. Будет правильнее воспринимать его как достаточно серьезный и авторитетный научный труд доктора А.А.Б.Филипса, основанный на глубоком изучении специальной литературы и отражающий научные взгляды автора по данному вопросу.
Кроме обзора и анализа Фикха д-р Филипс в своей работе обращается с призывом ко всем Мусульманам — стремиться к преодолению
необоснованных разногласий, которые существуют между различными школами Исламской правовой мысли, Мазхабами, а также их последователями. Основная идея объединения усилий в этом направлении — постепенный переход всех Мусульман к единому Мазхабу. По нашему мнению этот благородный призыв является актуальным, особенно в том, что касается преодоления разногласий. Относительно объединения Мазхабов в один, возможно, было бы достаточно, чтобы Мазхаб просто не был причиной фракционности среди Мусульман, не говоря уже о враждебности. ...



Редакция


Предисловие к третьему изданию

Со времени выхода второго издания настоящей книги прошло немногим более года, и, по Милости Всевыш­него, все экземпляры ее уже разошлись. Но общественный интерес к книге возрос еще больше, особенно после того, как она исчезла с полок книжных магазинов. Это подтвердило мои мысли, что сейчас во всем Мусульманском мире остро ощущается потребность в тех пояснениях и рекомендациях, которые она содержит. Не только по причине достаточного коммерческого успеха книги, а и ввиду весьма позитивного отклика, полученного мною от представителей интеллектуальной среды, прочитавших ее. Чтобы сделать приводимую информацию еще более доступной, некоторые читатели уже принялись переводить книгу на тамильский язык. Заказан и ее перевод на урду. Поэтому я почувствовал, что обязан издать книгу повторно, расширяя тем самым англоязычную аудиторию ее читателей и удовлетворяя растущий коммерческий спрос.
В связи с техническими проблемами при первом издании книги печать некоторых страниц оказалась очень бледной, поэтому я решил перепечатать весь ее текст. Это также дало мне возможность тщательнее подойти к применению схемы транслитерации по всему тексту, чем в первом издании. Я изменил и название книги — с "Эволюции Мазхабов" на "Эволюцию Фикха (Исламский закон и Мазхабы)", тем самым уточнив предметную область, которой посвящена книга. За исключением первой главы, которая была практически полностью переработана, в сам текст были внесены лишь небольшие изменения — правки, по мере необходимости, и некоторые усовершенствования — там, где это возможно. Однако, что касается подстраничных сносок, то в них изменений довольно много. Для всех упомянутых в тексте Хадисов даны точные ссылки на существующие английские переводы, что было сделано с помощью брата Ифтехара Макина. Что касается Хадисов, упомянутых в книге, но отсутствующих в сборниках "Сахих Аль Бухари" или
"Сахих Муслим", то я решил проверить их все на достоверность, чтобы развеять любые сомнения читателя относительно надежности как их самих, так и основанных на них выводов. То же самое относится и к Хадисам, упоминаемым по ходу текста: в подстраничных сносках либо приводятся их цитаты, либо указывается, где их можно найти. Были сделаны также некоторые "косметические" изменения: улучшено художественное оформление обложки и уменьшен фор­мат книги. Все это, надеюсь, придаст настоящему изда­нию более привлекательный внешний вид.
В заключение я прошу Всемогущего Аллаха благословить этот труд, донеся его до тех, кому он может принести наибольшую пользу и благо, а также добавив его на чашу весов моих добрых дел в Судный День.



Абу Амина Биляль Филипс Эр-Рияд, 23 августа 1990г.

Предисловие ко второму изданию

Эта книга подчинена одной цели — отразить исторические факторы, сопровождавшие появление и развитие Исламского правоведения, Фикха,
с тем, чтобы читатели смогли лучше понять, как и почему возникли различные школы Исламской правовой мысли [Мазхабы). Выражаю надежду, что понимание этого, в свою очередь, будет способствовать преодолению мелких различий и расхождений, обычно возникающих тогда, когда современные последователи разных школ или те, кто не принадлежит ни к одной из них, пытаются наладить совместную работу. Поэтому еще одной целью данной книги является обеспечение теоретической базы воссоединения Мазхабов, а также идеологической основы для освобождения Исламского сообщества от основновных последствий фракционности Мазхабов.

Насущная потребность в этой книге ясно видна из дилеммы, встающей перед новообращенными Мусульма­нами. Когда они изучают основополагающие законы Ислама, перед ними постепенно вырисовывается совокупность норм, основанных на одной из четырех школ Исламского правоведения, т.е. соответствующего Мазхаба. В то же время ему, возможно, известно и о существовании трех других Мазхабов, а также о том, что все они основаны на Божественном Откровении — Коране. Поначалу это не представляет проблемы для новообращенного Мусульманина, ибо он всего лишь следует законам, преподанным его конкретным учителем, который, разумеется, следует одному конкретному Мазхабу. Когда же новообращенный начинает контактировать с другими Мусульманами из разных частей Исламского мира, он непременно узнает об определенных различиях толкований некоторых Исламских норм в том виде, в котором они преподносятся тем или иным Мазхабом. Его учитель, являющийся урожденным Мусульманином, несомненно, уверяет его, что все четыре Мазхаба сами по себе верны, и что пока он следует одному из них, он находится на верном пути. Однако некоторые различия между отдельными Мазхабами приводят новообращенного Мусульманина в недоумение. К примеру, здравый смысл подсказывает ему, что человек не может пребывать одновременно и в состоянии Ууду, и вне этого состояния. Но один из Мазхабов учит, что есть такие акты, которые прерывают Ууду, в то время как другой Мазхаб учит, что те же самые акты Ууду не прерывают. Как может быть какой-либо акт и разрешенным [Халяль), и запрещенным [Харам) одновременно? Это противоречие также бросается в глаза мыслящим Мусульманам — молодым и старым, которые обеспокоены царящими в Мусульманском мире застоем и упадком и отстаивают возрождение Ислама в его изначальной чистоте и единстве.

Видя ряд неразрешенных противоречий, некоторые Мусульмане решили вообще отвергнуть Мазхабы и их правила, заявив, что они будут руководствоваться только Кораном и Сунной. Другие занимают позицию, состоящую в том, что, несмотря на эти противоречия, Мазхабы основаны на Божественном Откровении и поэтому необходимо только избрать для себя один из них и следовать ему безусловно. Но, вероятно, обе эти позиции не принесут желаемого результата. Последняя является питательной средой для фракционности, раскалывавшей ряды Мусульман в прошлом и продолжающей этот раскол в наши дни. Первая же позиция, т.е. отказ от принятия Мазхабов в их целостности, ведет к отказу принимать Фикх предшествующих поколений. А это неизбежно приводит к экстремизму и отходу от верно­го пути всякий раз, когда Мусульмане, полагающиеся исключительно на Коран и Сунну, пытаются применить закон Шариата для новых условий, о которых ни в одном из этих источников нет однозначных указаний. Ясно, что оба эти подхода таят в себе серьезную угрозу солидарности и чистоте Ислама. Пророк Мухаммад (с) сказал: "Лучшее поколение — мое поколение, а потом уже те, кто следует за ними". Если мы принимаем Божественно вдохновленную мудрость Пророка (с), то отсюда следует, что чем дальше мы находимся от поколения Пророка (с), тем меньше вероятность того, что нам удастся правильно понимать, истолковывать и воплощать Истинные намерения, подразумеваемые в Коране и Сунне. Столь же очевиден и тот факт, что мнения ученых предшествующих эпох в большей степени отражают Истинные намерения, вытекающие из положений Корана или Сунны. А потому эти мнения являются важными звеньями и ориентирами, которые было бы глупо игнорировать в процессе нашего исследования и непрерывного применения законов Аллаха. По логике следует, что наше понимание и правильное применение этих правил зависит от объективных знаний о многовековой эволюции Фикха. Соответственно, любое исследование этого процесса автоматически охватывает рассмотрение эволюции Мазхабов и важного вклада каждого из них в Исламское право, а также причин очевидных противоречий в не­которых из их установлений.

Вооружившись этими базовыми знаниями, мыслящий Мусульманин, то ли новообращенный, то ли урожденный, сможет понять источники этих
"тупиковых" противоречий и воспринимать их в новом, правильном свете. Надеемся, что вслед за этим он присоединится к тем, кто будет активно работать для восстановления единства [Таухид], причем единства не только как главной движущей силы и источника нашей веры в Аллаха, но и единства в контексте всех Мазхабов и практического применения законов, образующих фундамент и каркас того образа жизни, который известен как Ислам.

Основной материал для этой книги был взят из моих учебных конспектов, а также магистерских исследовательских статей курса истории Исламского права [Тарих ат-Ташри), который вел доктор Асал в университете г.Эр-Рияда. Данный материал был переведен на английский язык, далее расширен и использован как учебный для двенадцатого класса занятий по курсу "Исламское образование", который я вел в частной школе Манарет Эр-Рияд в 1980—81гг. Этот учебный текст был опубликован весной 1982г. издательством Ас-Сак Букстор, Нью-Йорк, под названием " Уроки по Фикху". Настоящая же работа представляет собой доработанное и расширенное издание этих "Уроков".

Я хотел бы выразить свою благодарность сестре Джамиле Джонс за терпеливый набор текста и вычитку рукописи, а также своего отца Брэдли Эрла Филипса за его предложения и тщательное редактирование текста.

Надеюсь, что эта книга по истории Фикха поможет читателю взглянуть на Мазхабы с верных позиций, а также оценить, насколько сильна потребность в их воссоединении. В заключение я обращаюсь к Аллаху, Величайшему, чтобы Он принял этот небольшой труд во благо прояснения избранной Им религии, Ислама, ибо только то, что одобрено Им, в конечном счете — важнее всего.

Вас-Сапяму Алейкум.
Абу Амина Биляль Филипс
25 ноября 1983г. /21 Сафар 1404г.

(c)- Сокращение от арабского "Соллаллаху алейхи ва саллям" - Перевод: да благословит его Аллах и приветствует.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 9; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты