Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



УСТОЙЧИВЫЕ СЛЕДЫ

Читайте также:
  1. I.2.1. Следы индоевропейской и славянской языковой общности. Истоки современного разнообразия языковых средств
  2. Вещественные следы биологического происхождения
  3. Взрывные устройства и следы их применения
  4. Кратко объясните устойчивые ранее, а ныне почти забытые выражения. (8 баллов).
  5. Некоторые следы влияния языковых норм в западной цивилизации.
  6. Препараты для парентерального введения (кислотонеустойчивые)
  7. Препараты узкого спектра действия, устойчивые к действию пенициллиназы
  8. Самые известные НЕ-ЮРИДИЧЕСКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ для ЮРИСТОВ 1 страница
  9. Самые известные НЕ-ЮРИДИЧЕСКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ для ЮРИСТОВ 10 страница
  10. Самые известные НЕ-ЮРИДИЧЕСКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ для ЮРИСТОВ 11 страница

 

После того как эта высокая волна распространения Ислама спала на этой Земле, а невежество снова взяло в свои руки бразды правления, которого Ислам лишил его, и в то время как шайтан встряхивал со своих плеч пыль этой битвы, приходя в себя после своего промаха и наущая своих сторонников, возвращавшихся к власти; даже после того, как все это случилось, жизнь человечества уже не могла вернуться к точно такому же положению, которое существовало до возникновения Ислама. Несмотря на то что Ислам лишился главенства на Земле, он оставил после себя заметные следы и важнейшие принципы, которые утвердились в жизни человечества, стали привычными для людей и перестали быть для них чем-то чуждым, как это было с самого начала.

В этой главе мы попытаемся кратко упомянуть о некоторых из этих следов и принципов.

 

ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО:

 

В то время как основным фактором социального устройства на Аравийском полуострове являлось единство людей по принципу принадлежности к определенному племени, роду или семье, а на Земле в целом - их единство по принципу принадлежности к одной стране, одному цвету кожи или одной национальности и при том, что в то время люди не представляли себе, что может существовать нечто иное помимо этих мелких проявлений единства, Ислам возник, чтобы сказать людям, что существует единое человечество, восходящее к единой основе и устремленное к единому Богу. Что же касается различий по признаку национальности и цвета кожи, места жительства, родства и происхождения, то это не является поводом для расхождений, споров и изоляции, а существуют для того, чтобы люди узнавали друг друга и приходили к согласию, распределяли между собой обязанности, связанные с наместничеством на Земле, и возвращались после этого к Аллаху, который создал их на Земле и оставил их на ней в качестве своих наместников. В священном Коране Аллах, слава Ему, говорит им:

"О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Сведущий!"("Комнаты", 13),

- а также:

"О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а одних распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!"("Женщины", 1),



- а также:

"Из знамений Его - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом - знамение для знающих!"("Румы", 21).

Принципы, о которых мы говорили, были не какой-то теорией, а являлись практическими установлениями. Ислам широко распространился по Земле, объединив под своими знаменами чуть ли не все национальности и расы. В условиях мусульманской системы все они как бы переплавились, объединившись между собой, причем различия в цвете кожи, национальности, классовой принадлежности или принадлежности к той или иной семье не мешали людям жить как братьям, а каждому из них достигать того, на что он способен, в зависимости от своей личной подготовки и своих человеческих качеств.

Несмотря на то, что сначала Ислам был совершенно чуждым и отвергаемым на Земле, он оставил на ней свой заметный след, и даже после спада этой волны человечество уже не могло полностью отречься от Ислама и считать его чем-то совершенно чуждым для себя.



Верно, однако, то, что оно не смогло усвоить его так, как это удалось Умме в самом начале, и то, что он не утвердился в нем, подобно тому, как это имело место в мусульманском обществе. Верно и то, что продолжают существовать различные мелкие проявления единства, когда люди объединяются по признаку принадлежности к одной стране, национальности, народу, одному цвету кожи или языку. Верно и то, что самим своим существованием цветные создают серьезную проблему в США и на юге Африки, создавая ту же проблему, но в скрытой форме во всей Европе!

И тем не менее сегодня идея единства человечества все чаще продолжает выдвигаться людьми, ибо этот след, оставленный Исламом в области теории, продолжает оставаться основой человеческого мышления, а идеи объединения на некой узкой основе появляются и исчезают, ибо они неправильны и не свойственны людям от природы!

Первая волна распространения Ислама, оставившая столь заметный след только благодаря использованию капитала природных свойств человека, спала, но она оставила после себя этот, а также и свой собственный капитал, что будет способствовать ее дальнейшему распространению, человечество же стало более способным к постижению Ислама и более подготовленным к его восприятию, избавившись от изумления, вызванного внезапным возникновением такого явления!

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ДОСТОИНСТВОМ:

 

Во время возникновения Ислама достоинство являлось такой вещью, которой обладали определенные классы, или отдельные семьи, или те, кто занимал высокое положение, что же касается мусора, то есть мусора масс, то он и был мусором, не обладавшим ни весом, ни ценностью, ни достоинством, ведь это же мусор и ничего более!

Ислам громко заявил о том, что человеческое достоинство определяется прежде всего тем, что человек является человеком и не зависит от таких факторов, как национальность, цвет кожи, принадлежность к тому или иному классу, обладание богатством или высоким положением. Из этого следовало, что каждый от рождения обладает определенными правами в силу самой своей принадлежности к человечеству, восходящему к единому корню, как мы уже об этом говорили.

В Священном Коране Аллах говорит людям:

"Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали"("Ночное путешествие", 70),

- а также:

"И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на Земле наместника"("Корова", 30),

- а также:

"И вот, сказали Мы ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался в числе неверующих"("Корова", 34),

- а также:

"И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле..."("Коленопреклоненная", 13).

С тех пор люди знают, что человек как таковой почтен Аллахом и что его достоинство присуще ему как таковому и не связано ни с его полом, ни с цветом кожи, ни со страной, где он живет, ни с его народом, ни с его родом, ни с его семьей, ибо все это преходяще и не имеет высокой цены, но зато оно связано с принадлежностью к роду человеческому, который был почтен Господом его.

Все это не осталось в виде неких теоретических принципов, оно стало реальностью, воплотившейся сначала в жизни Уммы, а впоследствии распространившейся по всей Земле, ибо эта община научила людей этому и утвердила эти принципы в их жизни. В результате этого массы, то есть тот самый мусор, узнали, что они обладают достоинством, что у них есть права, то есть права человека, что правители должны считаться с ними и что им не следует смиряться с унижениями, притеснениями и пренебрежением. Кроме того, эта община научила правителей тому, что они обладают такими же правами, как и любой другой человек, и что они не должны унижать достоинство никого из тех, кто не относится к правителям или знати.

Это оказалось равносильным рождению "человека" заново, причем такое рождение следует считать более значительным, чем рождение материальное, ибо что представляет собой человек, не обладающий правами и достоинством человека? И что он собой представляет, если в этих правах отказывают ему как таковому и его сущности, которая всегда остается с ним.

В эпоху своего правления Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, начал с произнесения таких слов: "Я стал управлять вами, но не вашим имуществом, и если я буду делать это хорошо, то помогайте мне, если же плохо, то поправляйте меня. Повинуйтесь мне в той мере, в какой я буду повиноваться Аллаху и посланнику Его, если же я ослушаюсь их, то и вы не должны будете повиноваться мне!"

Что же касается Умара ибн ал-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, то в одной из своих проповедей он поведал людям о том, какими правами обладают они по отношению к своим правителям, сказав:

- О люди, клянусь Аллахом, поистине, я не стану посылать к вам людей, которые будут бить вас или забирать ваше имущество, но я пошлю к вам таких людей, которые будут наставлять вас в вашей вере и в путях ваших. Если же с кем-нибудь из вас сделают нечто подобное, пусть пожалуется мне, и клянусь Тем, в чьей длани душа моя, я покараю виновного!

Услышав это, Амр ибн ал-Ас встал со своего места и спросил:

- О повелитель правоверных, а если это будет кто-нибудь из правителей мусульман, который сделает подобное, чтобы наказать подданных, неужели и тогда ты покараешь его?

Умар ответил ему:

- Да, клянусь Тем, в чьей длани душа Умара, я обязательно покараю его в таком случае! Да и как же мне не сделать этого, если я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не бейте людей, ибо этим вы унижаете их, не удаляйте их надолго от их домов и их жен, ибо этим вы ввергаете их в искушение, и не забывайте о соблюдении их прав, ибо так вы можете сделать их неверными!"

Что же касается Усмана, да будет доволен им Аллах, то он разослал по всем городам послание, в котором было написано: "Поистине, я требую от назначенных мною правителей полной уплаты того, что положено в определенное время. Община поручила мне повелевать одобряемое и запрещать отвергаемое, поэтому если мне или назначенному мной правителю будет подана жалоба, она обязательно будет рассмотрена, и нет ни у меня, ни у них таких прав, которыми не обладал бы любой из наших подданных. Жители Медины пожаловались мне, что некоторые из этих людей бранят их и бьют. Пусть же тот, кто утверждает подобное, своевременно обратится с жалобой и его права будут соблюдены мной или назначенными мной людьми, и подавайте милостыню, ибо Аллах воздаст подающим ее".

Как мы уже указывали, важным здесь является то, что все это не оставалось некими теоретическими принципами или пустыми словами, но находило практическое применение среди разных народов и стало основой для чисто практических установлений.

Хорошо известен случай, когда сын одного копта состязался с сыном покорителя Египта Амра ибн ал-Аса и опередил его, за что сын Амра его ударил. Тогда отец юноши пожаловался на это Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и тот наказал виновного во время хаджа в присутствии многих людей.

Этот случай имеет более широкое значение, так как он является одним из признаков того освободительного процесса, который начался в сознании и жизни людей благодаря Исламу. Ведь в то время Египет был только недавно завоеван и совсем недавно познакомился с Исламом, а этот копт продолжал оставаться коптом, он не сменил свою религию и являлся простым представителем населения завоеванной страны. Что же касается Амра ибн ал-Аса, то он был завоевателем всего этого региона и первым из тех, кто стал править им из числа мусульман, в то время как до Исламского завоевания эти земли были подвластны византийцам, которые привыкли управлять народами, населявшими их колонии, с помощью плетей! Возможно даже, что следы византийских ударов сохранились и на спине этого копта!

Однако освободительный подъем, начало которому положил Ислам в разных концах Земли, заставил этого копта забыть об этих плетях и связанных с ними унижениях, он превратил его в свободного и обладающего чувством собственного достоинства человека, у которого вызвало гнев то, что сын правителя ударил его сына после того, как они вместе участвовали в состязаниях. Более того, эта вспышка гнева, вызванная поруганием достоинства его сына, заставила его совершить поездку из Египта в Медину, причем поездку эту он совершил не на самолете, не на автомобиле и не на пароходе, а на верблюде, на что ушли долгие месяцы, и все это он сделал, чтобы подать жалобу халифу, тому самому халифу, который освободил его в тот день, когда завоевал его страну под знаменем Ислама и который напомнил ему о забытом им под плетьми византийцев чувстве собственного достоинства!

Именно так должны мы понимать этот случай и с этой точки зрения воспринимать глубину Исламского освободительного подъема. Вопрос здесь даже не в том, что Умар был справедлив и что в этом никто не мог сравниться с ним впоследствии, вопрос сводится к тому, что источником справедливости Умара служил Ислам, его путь и его порядок, которые распространились по Земле подобно очистительному освободительному потоку, уважавшему человека просто потому, что он является Человеком.

Верно, что человечество уже не смогло достичь впоследствии столь высокого уровня, однако то, что сделал Ислам для утверждения достоинства человека, его свободы и прав по отношению к власть имущим, без сомнения оставило свой глубокий след в жизни людей. Отчасти именно это заставляет сегодня человечество декларировать приверженность к "правам человека".

Верно и то, что эти заявления не нашли практического воплощения в жизни человечества, и то, что "человек" до сих пор подвергается унижениям и пыткам в разных концах света, и то, что в некоторых случаях человека ценят меньше машины, уничтожая его свободу, достоинство и высшие качества в процессе наращивания производства, увеличения доходов и завоевания рынков!

Все это верно, и тем не менее этот след продолжает оказывать воздействие на умы и представления людей, не являясь больше для них чем-то чуждым, как это было в период зарождения Ислама. И сегодня человечество будет более способным постичь и представить себе подобное, если к нему обратятся с подобным призывом.

ЕДИНАЯ ОБЩИНА:

 

Во время возникновения Ислама людей объединяли между собой родственные или национальные связи, а также общие интересы. Подобные формы объединения не имели никакого отношения к самой сути человека, ибо по отношению к этой благородной сути человека все вышеупомянутое является чем-то случайным.

Ислам сказал свое решающее слово об этом важном аспекте, определяющем собой в конечном итоге отношения людей друг с другом. Ислам заявил о том, что объединяет или разделяет людей не цвет кожи, не пол, не происхождение, не общая территория и не общие интересы, а вера, являющаяся связующим звеном между ними и Господом их и определяющая собой их отношения друг с другом. Их связь с Господом является именно тем, что делает людей людьми, а, следовательно, и определяет собой их судьбы и в мире этом, и в мире ином. Человек стал человеком благодаря тому, что Аллах вдохнул в него от духа Своего, и именно вследствие этого человек был почтен и ему была вручена власть над тем, что в небесах, и тем, что на земле. Таким образом, только это может служить основой для объединения или разделения людей, но ни в коем случае ничто иное, представляющее собой нечто случайное по отношению к истинной сущности человека.

Поистине, связующим звеном является вера, ибо она является также и благороднейшей из особенностей человеческого духа, что же касается родственных связей, то они не могут быть связующим звеном и не объединяют людей! Поистине, людям следует объединяться на основе самого благородного из их качеств, а не уподобляться животным, объединяющимся на пастбище или в загоне для скота!

Поистине, на Земле существуют лишь две партии: партия Аллаха и партия шайтана. Партия Аллаха состоит из тех, кто стоит под знаменем Аллаха, а к партии шайтана относится каждая секта, группа, народ или отдельный человек из числа тех, кто под этим знаменем не находится.

Общиной же является такая группа людей, которых объединяют между собой узы веры, в противном же случае общины не будет, ибо ничто иное не сможет объединить ее членов. Для этого недостаточно будет наличия общности по признаку общей территории, языка, происхождения или интересов, ибо ни один из этих факторов, ни все они вместе взятые не могут создать общину, в то время как вере это, несомненно, по силам.

Связь есть не что иное как идея, поселяющаяся в сердце и разуме, а также определенное представление, объясняющее тем или иным образом бытие и жизнь. Человек связан с Аллахом и является человеком потому, что Аллах вдохнул в него от Своего духа, после чего он стал отличаться от животных по своему строению, и он был выделен среди прочих тем, что его почтил Аллах.

Обращаясь к верующим в Него, где бы они ни жили и к какому бы поколению ни принадлежали, к мужчинам и женщинам любого цвета кожи, относящимся к любым группам и племенам, начиная с Ноя, мир ему, и до Мухаммада, да пребудут над ним благословение и мир, а также ко всем будущим поколениям до скончания веков, Аллах сказал:

"Поистине, эта ваша община - община единая, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!"("Пророки", 92).

Он отдал предпочтение тем, кто обладает верой, не коснувшись вопроса о родственных связях или общей территории. Он сказал:

"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там, Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это - партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха - они счастливые!" ("Препирательство", 22).

Он указал, что единственной причиной, в силу которой сражение может стать неизбежным, является необходимость борьбы на пути Аллаха и четко определил цели правоверных и неверных:

"Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы!"("Женщины", 76).

В то время подобные вещи были чужды человечеству, которое не представляло себе, как может людей объединять вера, а не общая территория, цвет кожи, торговля или другие столь же незначительные факторы!

Подобная "разрозненность по религиозному признаку", выражаясь современными терминами, была совершенно незнакома людям во время зарождения Ислама, однако сегодня человечество считает ее вполне приемлемой и люди, относящиеся к различным народам, отличающиеся между собой по цвету кожи, говорящие на разных языках и живущие в разных местах, все же объединяются между собой по признаку принадлежности к одному направлению!

Правда, объединяются они не на основе веры в Аллаха, а, как правило, по принадлежности к одному и тому же экономическому и социальному течению, но это объясняется лишь тем, что уровень человечества в целом понижается и нечто незначительное, но близкое, представляет для людей большую ценность, чем большая Истина. Тем не менее оно понимает, что вера может являться фактором, объединяющим людей между собой, точно также, как может являться им та или иная идея или духовная связь! В любом случае это уже является признаком прогресса в этом отношении!

Теперь человечеству остается лишь возвыситься, устремиться к тому, что является более достойным и более высоким, и постепенно подниматься к этой высокой вершине, будучи побуждаемым в этом предстоящем ему путешествии Исламом, запасшись предвечным капиталом человеческой природы и, кроме того, обращаясь за помощью также и к этому новому капиталу!

ЗАЩИТА И МОРАЛЬ:

 

Однако Ислам, объединивший людей с помощью связующего звена веры и сделавший веру основой объединения или разделения, не сделал принуждение к вере ни основой своей деятельности, ни основой взаимодействия с людьми, подобно тому, как он не стал применять законы джунглей по отношению к другим людям, которые не разделяют его веру и не склонны к объединению на этой основе.

Аллах вменил священную войну в обязанность правоверным не для того, чтобы они принуждали людей к принятию Ислама, а для того, чтобы установить на Земле его высокий, справедливый и правильный порядок и чтобы люди, живя в условиях этого порядка, распространяющего свою совершенную справедливость и на мусульман, и на немусульман, могли выбирать для себя ту веру, которая им нравится.

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолов и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах - Слышащий, Знающий!"("Корова", 256).

Земли, на которых воцарялся Исламский порядок и которые управлялись с помощью законов Ислама, считались "территорией Ислама" независимо от того, будут ли все ее жители придерживаться его веры или часть их обратится к другим религиям, а те земли, на которые не распространялось действие Исламских законов, - "территорией войны" независимо от того, кто их населял!

Но даже отношения между территорией Ислама и территорией войны не определялись законами джунглей, но регулировались весьма тонким образом, в основе чего лежала определенная мораль, чистота и честность.

Территория Ислама либо заключала договор с территорией войны, причем такой договор, который строго соблюдался и не допускал предательства и внезапного нападения вплоть до окончания срока его действия или разрыва этого договора другой стороной, либо придерживались условий примирения без заключения временного договора, но в случае опасения возможного акта вероломства она объявляла об окончании срока перемирия. Третьим возможным состоянием была война между этими двумя территориями, но здесь существовали свои условия и гарантии, и если они склонялись к миру, предпочитая заключить соглашение, выплачивать подушную подать и довольствоваться Исламскими порядками с сохранением свободы выбора вероисповедания, то мусульмане должны были обеспечить все это людям.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, злейшие из животных для Аллаха - те, которые не веровали, и они не веруют, - те, с которыми ты заключил союз, а потом они нарушают свой союз каждый раз, и они - не богобоязненны. Если ты застанешь их в битве, то прогони ими тех, которые позади них, - может быть, они вспомнят! А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит изменников! И пусть не думают те, которые не уверовали, что они опередили; они ведь не ослабят. И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их. И что бы вы ни издержали на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам, и вы не будете обижены. А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он - Слышащий, Знающий!"("Добыча", 55-61).

Таким образом, Он подтвердил необходимость соблюдать верность договору, объявив ложным довод об "интересах государства" и заявив о том, что на основании подобных доводов нельзя нарушать договоры:

"Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите! Не будьте таковы, как та, которая расстроила свою пряжу, после того как укрепила ее на нитки. Вы свои клятвы обращаете в обман между вами, потому что один народ многочисленнее другого. Аллах только испытывает вас этим, и Он разъяснит вам в день воскресения то, в чем у вас были разногласия"("Пчелы", 91-92).

Если же мусульмане вели военные действия, то это была война без изнасилований, без убийств детей, стариков и женщин, без уничтожения посевов и домашнего скота и без умышленного нанесения увечий кому бы то ни было. Во время военных действий могли пострадать только бойцы, сражавшиеся против мусульман с оружием в руках.

Вот наставления Абу Бакра отряду Усамы, который отправлялся в путь для сражения с византийцами:

"Не предавайте, знайте меру, не обманывайте, не уродуйте людей и не убивайте ни малого, ни старого, ни женщины. Не вырубайте и не сжигайте пальм и не рубите других плодоносящих деревьев. Забивайте овец и верблюдов только для пропитания. Вы встретитесь с людьми, которые ослабели в кельях, так не трогайте ни их, ни то, чему они отдали себя. Отправляйтесь же во имя Аллаха!"

Я не намерен исследовать здесь законы, в соответствии с которыми осуществлялись взаимоотношения между территорией Ислама и территорией войны или взаимоотношения между мусульманами и другими народами, так как этот краткий обзор не позволяет вдаваться в подробности. Я хочу лишь указать на тот путь осуществления взаимоотношений между различными лагерями, начало которому впервые было положено именно Исламом. Ведь во время его зарождения люди поддерживали взаимоотношения друг с другом, повинуясь только закону меча или же закону джунглей, когда сильному было дозволено все, а побежденный лишался всех прав!

Этот след не стерся в жизни человечества и, начиная с XVII века нашей эры (XI век хиджры), он начал находить себе применение в межгосударственных взаимоотношениях, принимая форму законов. Люди стали предпринимать последовательные шаги для разработки "международного права", пытаясь создать соответствующие международные организации именно в XVII веке, и они продолжают действовать с переменным успехом вплоть до наших дней, а в области международного права были проведены фундаментальные исследования.

В конечном итоге установления, которые принес с собой Ислам, перестали быть столь чуждыми для людей, какими они были с самого начала, хотя человечество в нравственном отношении и не поднялось до того уровня, которого достигла Умма в области взаимоотношений между людьми. Верно и то, что для нашего века характерен значительный регресс, в том числе и в области международного права, положения которого были разработаны в западном мире. Так, на практике перестало применяться положение об объявлении войны, денонсации договоров и прекращения перемирия, поэтому в том, что касается вероломства, положение подчас становится худшим, чем у животных, обитающих в джунглях!

Верно также и то, что людей всегда подталкивали к развязыванию войн или заключению мира их интересы, стремление к наживе, грабежу и овладению рынками, но никак не идеи и убеждения или стремление к благу и справедливости, ради чего велись войны в Исламе.

Все это верно, и тем не менее вполне определенно наметилась линия на поддержание международных взаимоотношений на основе закона, известного всем заинтересованным сторонам, причем начало этому было положено Исламом, а утвердилась эта линия в жизни человечества благодаря осуществлению этого высокого и истинно божественного плана.

И если теперь человечеству будет еще раз предложено осуществить его, все связанное с ним уже не будет казаться чуждым и не будет подвергнуто осуждению. Высокие нравственные аспекты этого плана могут продолжать оставаться чуждыми для погрязшего в болоте невежества человечества в течение какого-то времени, но в основе своей его направление и образ уже никогда не будут ни чуждыми, ни порицаемыми.

Ислам, который с самого начала полагался на капитал человеческой природы в деле утверждения своих признаков, будет полагаться на него и в дальнейшем, привлекая наряду с этим и капитал реального накопления опыта, благодаря чему, с позволения Аллаха, он станет более способным к возобновлению своего движения.

 

 


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 6; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КАПИТАЛ ОПЫТА | ПОСЛЕСЛОВИЕ. Будучи ограниченными рамками этого краткого обзора, мы не имеем возможности продолжить разговор о тех направлениях
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.031 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты