Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Знания и умения, приобретаемые при изучении дисциплины




Читайте также:
  1. II. Аннотация дисциплины
  2. V 1: Формы развития знания
  3. V Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  4. V. Методические рекомендации по изучению дисциплины
  5. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  6. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
  7. Анализ состояния политического сознания
  8. АНТИЧНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
  9. Базовые знания анатомии человека
  10. Базовые понятия дисциплины «Информационные технологии».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1.1. Методологические принципы социологии религии;

1.2. Место социологии религии в системе социологического знания, ее отношения с другими социологическими дисциплинами, с общей теорией социологии;

1.3. Социологические методы изучения религии,

1.4. Современные представления о структуре мироздания;

1.5. Влияние религии на общество на локальном, региональном и мировом уровне;

1.6. Соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

1.7. Структуру, формы и методы религиозного знания, роль религии в развитии цивилизации;

1.8. Современные подходы к анализу взаимодействия общества и религии;

1.9. Основные принципы рассмотрения взаимодействия религиозных институтов, личности и общества;

владеть:

1.1. Категориальным аппаратом социологии религии;

1.2. Навыками устного выступления по научной проблеме (теме);

1.3. Развитыми аналитическими и поисковыми способностями;

1.4. Навыками самоанализа и самооценки

уметь:

1.1. Применять полученные знания и навыки для решения конкретных проблем;

1.2. Самостоятельно работать с научной литературой;

1.3. Иметь представление о структуре, месте, предмете, методах и значении социологии религии в системе религиоведения;

1.4. Проводить сравнительный анализ социологических теорий религии;

1.5. Владеть навыками социологического анализа и прогнозирования социально-политической ситуации;

Освоение теоретического и практического материала по изучаемой дисциплине предполагает системное использование активных методов обучения; проведение тестов, постановку проблемно-ситуативных задач, выполнение письменных работ. Изучение материала завершается экзаменом.

1.4. Для изучения социологии религии студентам необходимо усвоить знания в рамках естественнонаучных дисциплин, таких как общая социология, истории, философия, культурология.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Наименование тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах

Номер темы Наименование и краткое содержание темы Объем в часах
                                  Предпосылки возникновения и развитие социологии религии в ХIХ в. Трансформация европейского общества в общество современное, процесс секуляризации. Критика религии с позиций "просвещенного разума", ее роли в достижении ценностного согласия в обществе. Вклад различных наук в понимание религии как феномена культуры, закономерности и социальной обусловленности ее существования, ее происхождения, развития и функционирования (история, этнография, языкознание, социальная антропология). К.Маркс: религия как "отчужденное сознание", ее социальные корни и функции в качестве идеологической надстройки над экономическим базисом. О.Конт: религия как конституирующий элемент общества на первой стадии его исторического развития; ее вытеснение наукой на "позитивной стадии". Г.Спенсер: религия в промышленно развитом обществе с рыночной экономикой, ее роль в качестве средства социального контроля. Предмет и метод социологии религии. Религия как элемент социальной системы, ее структурно-функциональный анализ. Методологические принципы социологии религии; социология и теология. Социология религии как эмпирическая наука, социологические методы изучения религии; социология и философия религии. Религия как коммуникативная система; социология и психология религии. Социология религии в системе социологического знания, ее отношения с другими социологическими дисциплинами, с общей теорией социологии. Значение социологического изучения религиозной сферы жизни общества, критерии его оценки и требования профессиональной этики - объективность и научная обоснованность, "интеллектуальная честность" и ответственность. Религия как фактор социальной интеграции: Э. Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни и их универсальные характеристики: определение религии, рассматриваемой как «социальный факт». "Священные вещи" и их социальная функция. Религия как "коллективное представление» (верование, миф), коллективное действие (ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" ("церковь"). "Механическая солидарность": религия как фактор интеграции в традиционном обществе. Тотем и клан. Табу. Религия, право и мораль как факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. «Органическая солидарность», изменение роли и возможностей религии с развитием социальной дифференциации в секулярном мире. Светские идеологии как функциональный эквивалент религии. Религия в системе "социального действия": М. Вебер. Религия как способ рационализации человеческой деятельности; ее отличие от магии; аскетизм и мистика. Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношения к миру. Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество. Хозяйственная этика мировых религий. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности. Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности (политика, образование, семья, художественное творчество и др.). "Расколдование мира" как завершение религиозной эволюции. Угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и миром науки. Типология религиозных организаций: церковь и секта. Превращение харизматической группы в религиозную организацию ("рутинизация харизмы"). Церковь как социальный институт. Другие объединения людей по религиозному признаку (жреческая коллегия, религиозное братство, монашеский орден). Различие между религиями по типу их "социального носителя". Религиозные типы: пророк, законоучитель, учитель этики, священнослужитель; духовенство и миряне. Религия как институт культуры: Б. Малиновский. Культура как "инструментальная система", посредством которой решаются конкретные проблемы, с которыми человек сталкивается при удовлетворении своих потребностей. Магия и религия как образ действия, система верований, социальный феномен и личный опыт. Различие в функциях между магией и религией. Религия как эмоциональный ответ на требование выживания группы, преодоления кризисных ситуаций; смерть и реинтеграция группы. Магия и религия как способы поддержания социальных связей, противостояния угрозе социального распада. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин. Религия как одна из основных культурных систем (наряду с языком наукой, философией, искусством, этикой, правом); как совокупность смыслов, ценностей и норм, образующих целостную систему. Три культурных уровня религии как эмпирического феномена: идеологическая культура, поведенческая культура и материальная культура. Религия как неотъемлемая часть общей культуры человечества. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующиеся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная. Социокультурная динамика как смена суперсистемы суперсистемой другого типа. Разрушение преобладающей в Новое время чувственной системы западной культуры как сущность «кризиса нашего времени». Религия как изменяющееся "миропонимание" и одна из многих действующих сил культурной и социальной истории, которая может быть понята только во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики. Социальные формы организации религии. Определение религиозной принадлежности по родовой, этнической или государственной принадлежности в "диффузных религиях". Возникновение "организованной религии", ее характерные черты: образование иерархии, догматизация и конфессионализация. Типы религиозных организаций: церковь - деноминация - секта - культ. Социологические критерии различения церкви и секты: отношение к "миру", членство, организационная структура. Возникновение и эволюция религиозных групп под влиянием депривации в различных ее формах. Социальный смысл религиозного сектантства как "подпольного мира" девиантных смыслов, значений, противостоящих контролю со стороны общества. Внутреннее противоречие институализации религии. Экуменизм и фундаментализм. Религия и социальная система. Религиозная легитимация нормативного порядка; религия как фактор стабильности и "социетальной интеграции" (Т.Парсонс), "поддержания культурного образца". Функция религии в социальном конструировании реальности (П.Бергер, Т.Лукман): сакрализация и космизация социального порядка. Функции религии в обществе как социальной системе, охватывающей все действия, соотносимые друг с другом в коммуникации, через взаимосогласование действий и переживаний участников общения (Н.Луман). Функциональность и дисфункциональность религии, "латентные" функции религии (Р.Мертон). Изменение характера и степени воздействия религии как символической системы (Р.Белла) на общество на разных этапах ее эволюции. Религия и социальные конфликты. Религия как способ разрешения конфликта между интересами общества и индивида (Э.Дюркгейм). Классовая борьба и религия (К.Маркс). "Борьба богов": религия в контексте противостояния несовместимых мировоззренческих ориентаций (М.Вебер). Конфликты на религиозной почве: а) внутри религиозных групп, б) между религиозными группами. Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм. Возможности религий в разрешении конфликтных ситуаций в борьбе за собственность, за власть, в межэтнических столкновениях и национальной вражде, в межличностных отношениях. Религия в плюралистическом обществе; толерантность как политическая, правовая и моральная категория. Религия в индустриальном обществе. Переход от традиционного общества к современному и изменения в религиозной сфере. Религиозный модернизм и фундаментализм. Религия как фактор, способствующий процессу модернизации. Протестантизм и развитие капитализма. Религиозный традиционализм. Роль православия в экономическом развитии России. Религия и политика. Типы институционального воздействия религии на политическую сферу. Христианство и демократия. Современные модели отношений между государством и церковью. Религия и проблема легитимации политической власти в традиционном и современном обществе. Религиозный плюрализм и индивидуализм. Типология современной религиозности, проблема ее операционального определения. Религиозная личность и факторы, влияющие на ее формирование. Религия и социальная стратификация. Кастовая система как религиозно детерминированная система социального неравенства. Механизмы влияния религии на социальную стратификацию в моно- и много-конфессиональных общества. Религиозная принадлежность и социальный статус. Христианство и социальное неравенство. "Религия бедных" и "религия богатых". Теодицея. Религия и социальная мобильность. П.Сорокин о религиозном расслоении общества и «религиозных перегруппировках» - переходах из одной религии в другую. Религия и "стиль жизни". Религия в современном мире. Проявления и противоречивые последствия секуляризации. Изменения традиционного облика и функций религии. "Конфликт культуры" и разложение традиционных религиозных институтов (Г. Зиммель, Д. Лукач). "Гражданская религия" и "латентные мифы" (Р.Барт). Нетрадиционные формы религиозности. Новые религии, многообразие их типов. Кризис современного общества и "возрождение религии", его перспективы в свете продолжающейся десакрализации жизненного мира современного человека. Фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира. Влияние религии на общество на локальном, региональном и мировом уровне. Масштабы и социальное значение современных типов нерелигиозного сознания.                                      

 







 

2.2. Наименование тем семинарских занятий, их содержание, объем в часах


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 20; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты