Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



РАННИЙ ИСЛАМ 6 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Возродилась традиционная структура Тюркского государства. Империя, созданная Ильтеришем и его наследниками, была территориальным объединением этнически родственных и иерархически соподчиненных племен и племенных союзов; идеологически связь их определялась общими верованиями и признанными генеалогиями, а политическое единство — общей военно- административной организацией и общими правовыми 152

нормами (тёрю). Племенная организация (бодун) и политическая структура (эль) взаимно дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей; по терминологии тюркских надписей, хан (каган) «держал власть над государством и был главой племенного союза».

Первенствовал в империи двенадцатиплеменный союз тюрок, возглавленный династийным племенем ашина. Вторым по политическому значению в империи был племенной союз токуз- огузов, «девяти огузских (племен)». Количественно токуз-огузы были более многочисленны, чем собственно тюркские племена, но политически менее консолидированы; их объединение, возникшее в начале VII в., возглавляли уйгуры. Активную роль в политической жизни империи играли еще две конфедерации племен — карлуки и басмылы. Во главе отдельных племен стояли их вожди — иркины, а во главе племенных объединений — элыпеберы.

Во главе управления империей стояли каган и его ближайшие сородичи, носившие титулы шад и ябгу. Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции и носившие титулы таркан, чор, тудун. Племена для удобства административного управления были организованы в две территориальные группы — тардуш (западная) и тёлис (восточная). Ополчение обеих этих групп составляло соответственно правое и левое «крыло» воинского боевого порядка, а во главе их стояли близкие родичи кагана и наиболее влиятельные племенные вожди каждого «крыла».

Административное устройство империи с присущим ему дуализмом племенного и политического принципов было естественным отражением социальной структуры древнетюркской общины. Высшим ее сословием были беги, аристократия по крови, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Элитой аристократии по крови были династийные роды и племена, противостоявшие простому народу. Каган олицетворял единство общины. Известные каганские надписи-манифесты содержали призывы к единству бегов и народа и их покорности кагану.



Полноправные члены рода и племени носили наименование эр — «муж-воин». «Мужем-воином»

становился по праву рождения любой юноша, достигший определенного возраста, прошедший обряд инициации (совершение воинского или охотничьего подвига) и получивший «мужское (геройское) имя», независимо от того, был ли он одним из сотен рядовых воинов или принцем крови. Однако фактическое положение «мужа-воина» в племени и в государстве зависело от его знатности и его богатства.

Имущественная дифференциация внутри древнетюркских племен, как это показывают эпиграфические и археологические памятники, была весьма значительной. Богатство стало предметом гордости и похвальбы тюркской аристократии. Богатым противопоставлены в тюркской эпиграфике бедняки, которые названы «жалким, ничтожным, низким людом». Бедность не встречала сочувствия, более того, была презираема. Малоимущие свободные «мужи-воины» неизбежно попадали в личную зависимость от бегов, из них формировались дружина бега и его челядь. Но какими бы конфликтами ни отягощались отношения между бедными и богатыми «мужами», бегами и «простым народом», община в целом противостояла другой группе населения древнетюркского эля — полностью зависимым от «мужей-воинов» невольникам. Именно лгулбА- невольники и были бесправной социальной периферией древнетюркского общества. 153



В 691 г. Ильтериш-каган умер. Ему наследовал его младший брат, принявший титул Капаган- кагана, «Кагана-Завоевателя». Время его правления (692-716) отмечено наивысшим подъемом военно-политического могущества Второго Тюркского каганата и началом его распада. В 693-706 гг. армия Капагана шесть раз форсировала Хуанхэ и глубоко проникала на территорию Северного Китая. Китайские войска не смогли оказать эффективного противодействия тюркам. Императрица У выплачивала Капагану огромные контрибуции и посылала дары, которые, скорее, были плохо замаскированной данью. В 696—697 гг. Капаган подчинил киданей, приостановив тем самым продвижение китайских армий на северо-восток, в предгорья Хингана, и обезопасив восточный фланг каганата. Северная и западная границы государства Капагана проходили в 699­708 гг. по Танну-Ола, Алтаю и Тарбагатаю. В 706-707 гг., подчинив племя байырку, тюрки заняли земли от верховья Керулена до Байкала. В 709-710 гг. тюркское войско заняло Туву и, перевалив Саяны, нанесло тяжелое поражение енисейским кыргызам.

В 711 г. тюркское войско одержало победу над тюргешами и заняло Семиречье. Преследуя отступающих тюргешей, армия тюрок форсировала Сырдарью и дошла до границ Тохаристана. Однако в битвах с арабами под Самаркандом тюркское войско, оторвавшееся от своих тылов, понесло значительные потери и с трудом сумело вернуться на Алтай (713-714). Военные неудачи резко изменили обстановку — они послужили сигналом к восстанию ранее покорных племен. Восстание токуз-огузов было особенно грозным для империи тюрок. В пяти сражениях токуз-огузы были разбиты (715 г.), но восстание не было подавлено. В'716 г. великий иркин племени байырку напал на ставку Капагана на берегах Толы. Нападение было отбито, но сам Капаган попал в засаду и погиб. В том же году, после непродолжительной, но напряженной борьбы за престол, каганом стал его племянник, правивший под именем Бильге-кагана, «Мудрого кагана» (716-734).



Бильге-каган вступил на престол, когда империя, созданная его отцом, Ильтеришем, находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно — сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. Отказались от уплаты дани кидани.- Продолжалось восстание огузов. Смута охватила и собственно тюркские племена. Бильге решился на энергичные действия. Кюль-тегин, брат Бильге, был поставлен во главе войска, а семидесятилетний Тоньюкук, сподвижник Ильтериша и Капагана, пользовавшийся в племенах огромным авторитетом, сделан ближайшим советником кагана. Бильге и Кюль-тегин напали на уйгуров. Разгром уйгуров подорвал сопротивление племенного союза токуз-огузов, а богатая добыча воодушевила тюркское войско. Летом 718 г. Бильге разгромил киданей и вновь овладел Хинганом. Отряд Тудун Ямтара, одного из полководцев Бильге, напал на карлуков, принудил их к подчинению и завладел огромными табунами коней, которые были розданы в племенах, верных Бильге. Ему удалось вернуть под свою власть тюркские и другие племена, отпавшие во время междоусобиц. Война с Китаем 720-721 гг. была последней войной каганата с империей. Китайский император Сюаньцзун щедро платил за установившийся мир на северной границе. Только в 727 г. император послал «в дар» Бильге-кагану 100 тыс. кип шелка в ответ на символическую «дань» — тридцать коней.


При наследовавших Бильге сыновьях Инань-кагане (734-739) и Тенгри-кагане (740-741) начался распад каганата. Все меньше с центральной властью считались удельные правители из каганского рода Ашина. Малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей, Кутлугом-ябгу, захватившим каганский престол. Началась война с племенными союзами уйгуров, басмылов и карлуков, в которой погибли Кутлуг-ябгу и его наследники. В 745 г. Второй Тюркский каганат окончил свое существование. Тюркские племена, сохранившие часть земель, не играли уже сколько-нибудь заметной роли в событиях последующих лет. Последнее сообщение о них в китайских источниках относится к 941 г.

В конце VII в. вождь тюргешских племен Западного Тянь-Шаня, Уч-элиг, изгнал из Семиречья ставленника танского двора Хосрова Бёри-шада и установил свою власть на территории от Чача (Ташкента) до Джунгарии. В г.Невакете на р.Чу и в г.Кюнпоте на р.Или были учреждены «большая» и «малая» каганские ставки, страна разделена на 20 округов во главе с каганскими управителями (тутуками), каждый из которых был в состоянии выставить 5-7 тыс. воинов. Уч- элиг (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей: «каган народа десяти стрел» — и новый титул: тюргеш-каган; в Невакете началась отливка медных монет с согдийскими надписями «тюргеш-каган».

Наследник Уч-элига, Сакал-каган (706-711), столкнулся с оппозицией части племенных вождей, поддерживавших претензии на трон его младшего брата. В междоусобицу вмешался восточнотюркский Капаган-каган, и после поражения тюргешских войск в битве с тюрками при р.Болучу (711 г.) оба брата были убиты по его приказу. Остатки тюргешских войск, собранные полководцем Чабыш-чор Сулуком, отступили за Сырдарью и ушли в Тохаристан. Лишь в 715 г. Сулук, провозгласивший себя тюргеш-каганом, смог вернуться и восстановить независимость своего государства.

Сулук Чабыш-чор-каган (715-738) все годы своего правления вел борьбу на два фронта. Из Восточного Туркестана ему угрожали претенденты на престол из рода западнотюркских каганов, поддерживаемые китайскими войсками. Дипломатическими мерами (женитьбой на дочери одного из претендентов) и военной активностью (осада столицы танского наместника в Восточном Туркестане, Кучи, в 726-727 гг.) Сулук снял эту опасность. Женитьбой на дочерях восточнотюркского Бильге-кагана и правителя Тибета тюргеш-каган окончательно укрепил свой восточный фланг.

На западе тюргешам угрожали победоносные арабские армии, не раз переходившие Сырдарью в 714-715 гг. Это заставило Сулука включиться в борьбу с арабами, которую вели стремившиеся сохранить независимость государства Средней Азии. В 720-721 гг. полководец Сулука, Кули-чор, вел успешные боевые действия против арабов в Согде. В 728-729 гг. Сулук поддержал антиарабское восстание жителей Самарканда и Бухары и изгнал арабов из Согда. Лишь в 732 г. арабский наместник разбил тюргешей под Тавависом и вошел в Бухару. В 737 г. тюргеши разбили арабов в Тохаристане, но вслед за тем потерпели поражение. По возвращении в Невакет Сулук был убит своим приближенным (737 г.), а в 739 г. арабы схватили и казнили полководца Сулука, Кули-чора (Курсуля арабских источников).

Гибель Сулука и недолгое правление его сына, Тухварсен Кут-чор-кагана (738-739), положили начало двадцатилетней борьбе за власть между знатью «желтых» и «черных» племен, на которые делился тюргешский племенной союз. Междоусобица привела к вторжению в Семиречье войск танского наместника в Куче, которые в 748 г. захватили один из

крупнейших городов Семиречья, Суяб. Однако в 751 г. китайские и тюркские войска были разбиты арабами и карлуками близ р.Талас и бежали из Семиречья. Власть в государстве захватили ханы «черных» тюргешей (Йыпар Кутлуг-каган, 749-753), однако междоусобицы не прекратились. Усилившиеся в Семиречье карлуки, вытесненные сюда в 746-747 гг. из Монголии уйгурами, к 766 г. покончили с враждующими между собой тюргешскими ханами, и карлукский ябгу стал создателем нового государства на Тянь-Шане.

УЙГУРСКИЙ КАГАНАТ

Уйгуры были одним из древнейших тюркоязычных племенных союзов Центральной Азии. Как и тюрки, они генетически связаны с позднегуннскими государствами. В III-IV вв. уйгуры входили в племенное объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв, «высокие телеги»). В конце V — начале VI в. один из уйгурских вождей, Афучжило, и его наследники успешно соперничали с аварами (жужанами) за власть над оазисами Таримского бассейна.


В V в. в китайских источниках появляется новое название племенного союза, куда входили и уйгурские племена, — теле (тегрег — «тележники»). Их самоназвание было огузы (диалектальная форма — огуры). Значительная группа этих племен мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы и на Северный Кавказ, но большая часть осталась в Центральной Азии. После сложения Тюркского каганата племена огузов вошли в его состав, но примерно с 600 г. и до падения Первого каганата (630 г.) огузы находились в состоянии почти непрерывного мятежа против своих сюзеренов. В 605 г., после предательского избиения западнотюркским каганом нескольких сот вождей огузов, уйгурский вождь, принявший титул иркин, увел часть племен в Северную Монголию, где они создали обособленную группу огузов, получившую в китайских источниках название «девять племен». В орхонских надписях они известны как токуз-огузы (в мусульманских источниках — токузгузы), буквально — «девять огузов». С 630 г. токуз-огузы выступают в китайских династийных историях как заметная политическая и военная сила. В 40-х годах VII в. лидерство внутри объединения токуз-огузов окончательно утвердилось за уйгурами, точнее, за группой из десяти уйгурских племен во главе с племенем яглакар.

Вождь токуз-огузов уйгурский эльтебер Тумиду около 647 г. создал свое государство на севере Монголии, со ставкой на р.Тола. Китайские хроники сообщают: «Тумиду все же самовольно именовал себя каганом, учредил должности чиновников, одинаковые с тюркскими (должностями)». Танское правительство не признало вновь созданное государство. Более того, в 660-663 гг. между токуз-огузами и Танской империей шла война, в которой китайские войска не смогли одержать победы. Конфликт был урегулирован мирными средствами. В конце 80-х годов VII в. токуз-огузы потерпели поражение в боях с восточными тюрками, возродившими свое государство. Часть токуз-огузских племен, не желая примириться с господством тюрок, ушла в низовья Эцзин-гола и поселилась, признав танский протекторат, в Ганьчжоу и Ланьчжоу (Ганьсу). Эта группа уйгурских племен после 843 г. составила ядро Уйгурского государства в Ганьчжоу. В 727 г. часть токуз-огузов, 156

спровоцированная на мятеж действиями китайского наместника, вынуждена была бежать в Монголию, под власть тюрок. Именно из этой группы племен выдвинулись впоследствии вожди Уйгурского каганата.

В 744-745 гг. объединенные силы уйгуров, басмылов и карлуков, как говорилось выше, сокрушили Второй тюркский каганат. В 746-747 гг. уйгуры нанесли военное поражение своим союзникам и подчинили басмылов. Карлуки по большей части бежали в Семиречье и Джунгарию, где впоследствии (766 г.) они заняли первенствующее положение среди западнотюркских племен. Образовавшийся Уйгурский каганат стал важной политической силой в Центральной Азии. В 50­60-х годах VIII в. конница уйгуров сыграла решающую роль в разгроме мятежных китайских военачальников Ань Лушаня и Ши Сы-Мина, поднявших восстание против танского императора Сюаньцзуна. Однако это восстание стало началом конца Танской империи. Вместе с военной добычей и императорскими дарами уйгурский Бёпо-каган увез в Ордубалык, свою столицу на Орхоне, проповедников нового учения — согдийских миссионеров-манихеев, чью веру он принял в Лояне. Забегая вперед, следует сказать, что уйгурское манихейство пережило Уйгурский каганат и создало в оазисах Восточного Туркестана свою культуру и искусство, свою письменную традицию на тюркском и согдийском языках. В этой рукописной литературе сохранилась память о Бёпо-кагане как учредителе уйгурской манихейской общины. В одном из тюркских манихейских фрагментов, найденных в Турфанском оазисе, Бёпо-каган именуется «великим каганом», «мудрым уйгурским каганом», «эманацией Мани». При Бёпо- кагане уйгурское влияние распространилось на северную часть Восточного Туркестана, что не исключало, впрочем, ни китайского присутствия, ни автономии местного самоуправления оазисных государств и кочевых племен.

В 80-х годах VIII в. отношения между уйгурской династией в Монголии и населением Восточного Туркестана резко ухудшились. В ставке кагана Ордубалыке произошел антиманихейский переворот, который был организован влиятельным сановником, отдаленным родственником кагана Тон бага-тарканом, возглавлявшим прокитайскую партию при уйгурском дворе. Бёпо- каган, два его сына, ближайшие советники и множество согдийцев, в том числе и манихейские вероучители из окружения кагана, были убиты. Мятежный вельможа был провозглашен Алп Кутлуг-бильге-каганом (780-789). К власти пришла боковая ветвь династии Яглакаров. Договорные принципы союза и протектората, благодаря которым Бёпо-кагану удалось утвердиться в Таримском бассейне, были нарушены. Выгодам торговли новые уйгурские каганы предпочли прямое налоговое ограбление согдийских и тюркских общин в таримских оазисах, где манихейство было тогда едва ли не господствующей религией. Именно согдийские и тюркские манихейские конгрегации были главными координаторами торговых операций на трассе от Семиречья до Внутреннего Китая, частью этой трассы был путь через Ордубалык, закрытый Алп Кутлугом. Последствия не заставили себя ждать — и горожане, и племена карлуков, поддержавшие их, восстали против уйгуров. Уйгурское войско потерпело поражение, а в 790 г. при поддержке местного населения тибетцы, давнишние соперники уйгуров, овладели Бешбалыком, последним оплотом уйгуров. Новая уйгурская армия в 50—60 тыс. человек попыталась изменить неблагоприятное развитие событий, но также потерпела неудачу (791 г.).

В 795 г. к власти в Ордубалыке пришла новая династия из племени эдизов. Ее основателем был каган Алп Кутлуг (795-805). В Ордубалыке была восстановлена «религия света», и манихейский пресвитер вновь сделал своей резиденцией столицу каганата. Для легитимизации своей власти каган из племени эдизов принял прозвание «Яглакар», отождествив себя тем самым с прежней династией.

Союзные и договорные отношения с главой манихейской церкви на Востоке после 15 лет перерыва были возобновлены. Уйгурская власть над оазисами Тарима вновь обрела опору и действенность. Вероятно, были урегулированы споры о налогах и поборах, и, согласно Карабалгасунской надписи (806 г.), каган повелел подданным «заниматься (своими обычными) делами». Тюркские манихейские общины Восточного Туркестана вновь приняли покровительство и власть орду бал ыкских каганов. В городах Таримского бассейна воцарились близкие родичи уйгурского кагана.

В первом десятилетии IX в. главным врагом Уйгурского каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война шла за Туву, где уйгуры создали передовую линию укреплений. После 820 г. кыргызский правитель, именуемый китайскими источниками Ажо, начал войну с уйгурскими каганами за власть в Монголии. Междоусобицы в Ордубалыке способствовали его успехам. В 840 г., объединив усилия с мятежным уйгурским полководцем Кюлюг бага-тарканом, Ажо взял уйгурскую столицу Ордубалык. Уйгурский каган пал в сражении.

Теряя по пути отставших и отчаявшихся, остатки токуз-огузских племен во главе с Яглакаром Панле-тегином (будущим Менглик-каганом), оставив родину енисейским кыргызам, пришли в Восточное Притяныпанье, на свои прежние пограничные земли. Другая уйгурская группа укрепилась в Бешбалыке. Вождь ее, Буку Чин, в 866 г. овладел Турфаном. Разгромив тибетцев, Буку Чин стал господином положения во всем Таримском бассейне. Так было положено начало восточнотуркестанскому уйгурскому государству Кочо.

КИТАЙ В КОНЦЕ VI — НАЧАЛЕ X в. (Империи Суй и Тан)

Тенденцию к стабилизации политического и экономического положения в Китае можно проследить приблизительно с рубежа V—VI вв. Постепенно стихают междоусобицы, не наблюдается новых разрушительных вторжений кочевых соседей. Как на севере, так и на юге страны становится прочнее власть правящих кругов, растет население, на основе расширения надельной системы землепользования налаживается хозяйство, пополняется государственная казна.

Возрождение имперского порядка проявилось не только в политическом объединении страны, но и в изменении самого характера верховной власти, придании ей большей, чем ранее, централизации. Ян Цзянь (589-604), захватив престол с помощью армии, со временем стал все более опираться на чиновно-бюрократический аппарат, утвердил гражданские формы правления. Методы правления сына и преемника Ян Цзяня — Ян Гуана (604-617) — приближались к деспотическим. Чрезмерная роскошь и расточительность двора, размах дворцово-паркового, городского, военного и транспортно-ирригационного строительства, агрессивная внешняя политика истощили финансы государства. Обострившиеся социальные противоречия

привели к вспышке народных восстаний и мятежей. В результате династия Суй (589-617) была низвергнута, империя вновь стала распадаться на части. Но отмеченная тенденция к единству и консолидации оказалась сильнее. Бывшему наместнику суйского двора в г.Тайюань Ли Юаню, провозгласившему себя в 618 г. основателем династии Тан, и его сыну Ли Шиминю удалось стабилизировать положение и к 628 г. полностью подавить восстания и мятежи. Именно при этой династии (618-907) складывается тот тип имперского управления, который вплоть до нового времени

оказывал большое влияние на всю политическую систему Китая.

Власть стоявшего во главе государства монарха, официально именовавшегося Сыном Неба (тянь цзы) и императором (хуанди), была наследственной и юридически неограниченной. Особа императора сакра-лизировалась; он считался повелителем не только всех людей, но и посредником между верховным божеством (Небом) и земной вселенной, призванным поддерживать весь порядок мироустроения. Практически же власть сдерживалась существующей политической традицией, требовавшей не выходить за рамки нормативных образцов поведения государя.

Управление осуществлялось через разветвленный чиновно-бюро-кратический аппарат, состоявший из центральных (столичных) и местных органов. Сановники из высших правительственных учреждений — Императорского секретариата (Чжуншушэн) и Императорской канцелярии (Мэнсяшэн) — допускались к обсуждению императорских указов. Высшим правительственным учреждением было также Управление ведомств (Шаншушэн). Оно возглавляло Шесть Ведомств (л/о бу) центральных органов исполнительной власти: ведомства Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Принципы их организации и деятельности были кодифицированы в составленном в первой половине VIII в. своде «Тан лю дянь» («Законоустановления Шести Ведомств династии Тан»). В столице, г.Чанъань, была также Палата цензоров (Юйшитай), уполномоченная проверять работу чиновников во всех центральных и местных учреждениях, кроме Императорского секретариата и канцелярии.

На местах управление осуществлялось в соответствии с системой административного деления империи. Страна была разделена на 10 провинций. Но провинциальных органов власти еще не было. Высшим звеном местной власти было Управление округом (нжоу), возглавляемое начальником округа (цыши). Округа делились на 3 разряда в соответствии с количеством населения. Всего в империи Тан первоначально было 358 округов. Ниже стояли уездные правления. Уездов насчитывалось от 1551 до 1573, и они также делились на 3 разряда.

Изменились и принципы отбора чиновников на службу. Если в древней империи местные чиновники могли сами подбирать себе подчиненных, то теперь назначение всех служащих должно было осуществляться ведомством Чинов. Еще при Ян Цзяне были отменены прежние «деревенские категории», определявшие служебную карьеру. Вместо них после 587 г. все большее значение стало придаваться экзаменационным испытаниям. В 604 г. устанавливаются экзамены на степень цзиньши («продвинувшийся» или же «выдающийся» муж). В начале периода Тан существовало уже 8 различных по значимости экзаменационных степеней. В конце VII в. подобные испытания были введены для тех, кто претендовал не только на гражданский чин, но и на военную должность. Кандидаты писали письменные сочинения на заданные темы, где должны были раскрыть свое 159

владение обширным классическим историко-философским литературным наследием, показать знание канонизированных сочинений. Однако получение «ученой» степени давало лишь возможность быть назначенным на служебный пост.

Теоретически к экзаменам могли допускаться все, кто не принадлежал к «подлому люду». Однако существовавшие социальные условия и неформальная сословная иерархия сводили круг кандидатов на служебную карьеру к выходцам из состоятельных и влиятельных кланов. Тем не менее система экзаменов расширяла базу правящего слоя, нарушая сложившуюся прежде монополию достаточно узкого круга аристократических семейств на государственную службу.

Государственное устройство империи закреплялось детально разработанным законодательством. Письменные законы в Китае в конце VI-VIII в. подразделялись на люй — уголовные кодексы, лин — административные статуты, гэ — сборники указов, дополняющие кодексы и статуты, и ши — нормативные правила поведения. При династии Тан было составлено несколько сводов законов. В 651 г. выработали кодекс «Тан лин», в котором фиксировались штаты всех центральных и местных учреждений, порядок делопроизводства, а также повинности и обязанности простого люда. В составленном к 653 г. кодексе «Тан люй шу и» нашла отражение строжайшая регламентация, которую государственная власть пыталась распространить на все стороны общественной и личной жизни населения и тем обеспечить стабильность порядка и эффективность управления. Свод «Тан лю дянь», как уже говорилось, кодифицировал принципы организации и деятельности Шести Ведомств. В империях Суй и Тан была создана довольно совершенная для своего времени военная система, получившая наименование фу бин («система военных округов»), имевшая истоки в военной организации империи табгачей. Не нарушая обычного административного деления, в стране учреждались своеобразные военные округа. Они могли быть трех разрядов: высшие, поставлявшие до 1200 солдат, средние — 1000 и низшие — 800 солдат. Количество военных округов в империи Тан колебалось от 600 до 800, что означало практически постоянную готовность армии в 400-800 тыс. человек. Преимущества такой организации заключались в том, что она не требовала от государства заметных расходов на содержание армии, ибо в мирное время рекруты занимались земледелием, а во
время походов должны были обеспечивать себя своими средствами; не позволяла усилиться высшей военной верхушке, которая в мирное время не имела войск в своем распоряжении; делала армию также и удобным средством подавления беспорядков на местах; наконец, эта военная организация хорошо вписалась в надельную систему землепользования.

Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI — начале VII в. активизировать внешнюю политику. Были присоединены к империи земли племен туюйхунь (в Восточном Цинхае). Властители Тюркского каганата признали «старшинство» Китая. В 602-603 гг. было восстановлено прерванное восстаниями китайское господство в Цзяочжоу (Северный Вьетнам), затем предприняты поход на юг Индокитайского полуострова и завоевательная экспедиция на Тайвань и о-ва Рюкю. Многократно предпринимались походы против северокорейского государства Когурё, первоначально не принесшие успеха. К концу 60-х годов VII в. китайским 160


Границы государственные Границы провинций Столица государства
ф Центры провинций О Прочие населенные пункты
1000я»
JSOO_
—'-------------------

 

 


Рис. 9. Империя Тан около 750 г.

войскам удалось разгромить Когурё, а еще раньше, в начале 60-х годов, его союзника — государство Пэкче (на юге Корейского полуострова).

Еще в 629-630 гг. китайские войска разгромили Восточный тюркский каганат, в результате чего империя утвердила свое преобладание на 161

Великом Шелковом пути — торговой артерии, ведшей в Центральную и далее в Переднюю Азию. Китайские армии дошли до Кучара и в 657 г. в союзе с уйгурами разгромили Западный тюркский каганат.

В крупных населенных пунктах вдоль Великого Шелкового пути размещаются китайские гарнизоны. В 751 г. китайская армия под начальством Гао Сяньчжи даже перешла через Тянь- Шань в Среднюю Азию, но здесь была остановлена арабами в битве на р.Талас. Широкое распространение в период Тан получают дипломатические связи с зарубежными странами в виде обмена посольскими миссиями. В соответствии с возникшей еще в древности доктриной универсальности власти китайских государей как посредников между обожествляемыми Небесами и Землей все иноземные правители рассматривались как имеющие более низкий ранг, которые могут рассчитывать лишь на роль слуг китайского императора. Прибытие к китайскому двору иноземных посланцев официально трактовалось как выражение и подтверждение вассальной покорности, а доставляемые ими дары — как «дань» (гун). Китайские же посольства за рубеж везли «указы» иноземным властителям, «жаловали» им китайские титулы, номинально вводившие их в принятую в империи иерархию.

Со второй половины VIII в. наблюдается закат военно-политического могущества Танской державы. На западе она теряет свои позиции в длительной борьбе с тибетцами, уйгурами, а позже кыргызами и тангутами; на севере, где еще к концу VII в. был утрачен контроль на Кореей, ее теснят племена киданей, на юге — усилившееся государство Наньчжао.

Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы — надельной системы землепользования. Бюрократический аппарат разрастался, что снижало его эффективность и умножало государственные расходы. Правительство пыталось его сократить, но это давало лишь временный успех. Введение экзаменов не могло искоренить процветавшие в чиновничьей среде протекционизм, взяточничество, злоупотребления властью. Не прекращалась борьба аристократических группировок.за преобладающее влияние при дворе. Разлагалась и военная система фу бин. Сменных солдат надолго задерживали в столице. Начальство всячески обирало их, использовало как подневольных работников. Усилилось дезертирство. Возрастающий нажим извне вынудил в начале VIII в. перейти к вербовке и найму солдат для пограничных гарнизонов вне рамок фу бин. Командование этими гарнизонами попало в руки местных военных губернаторов — цзедуши. Опираясь на военную силу, они прибирали к рукам административную власть на местах. Логическим завершением этого процесса явился вспыхнувший в 755 г. мятеж одного из них — Ань Лушаня.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 9; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты