Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



РАННИЙ ИСЛАМ 29 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Прародительница Чингис-хана, Алан-Гоа, родила пятерых сыновей. Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое — после его смерти.

Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были «отмечены печатью небесного происхождения». Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал свой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной «Алтай 366

Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.

В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища — квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в X-XI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.

Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в X в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено «Управление по подчинению пограничных жителей Северо­западной области», центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски — Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя' некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.

После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами. К середине XII в. относится появление первого монгольского государства — Хамаг монгол улуса («Государства всех монголов»). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-осольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р. Сининхэ, которая стала пограничной. К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).





Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзу-юань хуанди. Он объявил свой девиз царствования — Тянь-син, или «Расцвет, дарованный Небом». Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или «князь государства», Аоло ответил отказом. Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В «Тайной истории» о Хабул-хане сказано: «Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган». Амбагай-хаган имел титул «всенародного кагана и государя улуса». Монгольское улусун эджен, «государь улуса», если и не соответствовало китайскому хуанди, «император», то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу («государь государства»). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана «монгольским ханом», «государем и правителем своих племен и подчиненных». Древние монгольские правители носили сяньбийско- жу-аньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.



Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай- Шинкор Докшина является линией Чингисхана. От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай- линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана. Все вместе это были «природные» монгольские ханы, или ха-ганы.

В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай- хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина — Чингис-хана Тумбинай- сечена.

Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома. После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола. Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток кайманами. Здесь они в значительной степени оказались монго-лизированными. Кереиты были христианами несторианского толка.

Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие — тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».

Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве — верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в

ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут. Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо- племенным, обществом «военной демократии» и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол — рабы-мужчины, индже — рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу — пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, «пасли его коней», рабы Тоорил- хагана кереитского «пасли верблюдов и овец». Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. «Если раб не предан хозяину, — поучал Чингис-хан, — убить его».

Среди людей лично-свободных были люди богатые — баян и бедные — ядагу хувун. Они делились на людей своего у рука — потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей — джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных — сайн хувун и простолюдинов — карачу. Среди благородных выделялись «золотые роды», природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов — аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, «китайско-алтайские», титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Те-мучжин — Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника. Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы: мерген («отличный стрелок из лука»), сечен («мудрый»), баатур («богатырь»), бука («силач»), бильге («мудрый») и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.

«Улус» как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, «народ, образующий государство-владение», и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и

поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса. Поэтому столь большое значение имело понятие «собрать улуо. Во главе улуса, как правило, стоял хаган. Его опорой были его у рук, сородичи, происходившие от общего мужского предка (свойственники, родня по бракам составляли другую группу — худа), и нукеры, дружина хагана (нукер — букв, «друг»), его гвардия. Нукеры управляли ставкой хагана (позже — орда), его сородичами — уруком, командовали гвардией хагана и его воинскими формированиями. Воинами руководили так называемые лучники и носители сабель. Из числа нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами овец, конскими табунами и т.п., люди, которые управляли перекочевками. При хагане имелись конюшие, кравчие, черби (люди, ведавшие прислугой и домашними людьми хагана). Источники позволяют выделить в улусе XII в. три группы должностных лиц: тех, кто управлял ставкой хагана, тех, кто командовал его вооруженными силами, и тех, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.

МОНГОЛИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII в.

ВОЗВЫШЕНИЕ ЧИНГИС-ХАНА И СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

Общепринятая хронология основных событий в Монголии во второй половине XII в. отсутствует. Нет точных сведений и о дате рождения Темуч-жина, будущего Чингис-хана. Очевидно лишь, что это была пора развала первого государства монголов Хамаг монгол улуса в 50-60-х годах XII в. Его отец, Есугай-баатур, был отравлен татарами, с которыми родня Темуч-жина враждовала. Девятилетний Темучжин остался с матерью, Оэлун-фуч-жин, покинутой людьми, подчинявшимися ранее Есугаю-баатуру, среди которых самыми сильными были тайчиуты, создавшие свой улус. Юношей Темучжин на почве соперничества вместе со своим младшим братом, Хаса-ром, убил их сводного брата Бектера. За это он был подвергнут правителем тайчиутов Торгутай-Кирилтухом «законному наказанию»: забит в шейную деревянную колодку, кангу, — и содержался у тайчиутов как заключенный. Возможно, этот факт породил имеющиеся в некоторых источниках сведения о том, что в юные годы Темучжин был в плену и рабстве. Бежав от тайчиутов, Темучжин постепенно обзавелся нукерами и в 70-80-х годах XII в. сделал первые шаги в сложной политической борьбе. Он обратился за помощью к Тоорил-хагану, правителю

кереитов. Тоорил-хаган был побратимом (анда) отца Темучжина, он пообещал Темучжину «собрать его разрозненный улус». Нападение на ставку Темучжина меркитов, пленивших жену Темучжина, Борте, дало повод Тоорил-хагану выступить в поход против меркитов при условии, что в нем примет также участие молодой представитель монгольского ханского рода Чжамуха. В детские годы Чжамуха и Темучжин были побратимами. В момент конфликта большая часть монголов шла за Чжамухой, признававшим старшинство Тоорил-хагана в рамках традиционной дипломатии тех мест и тех лет и считавшего его старшим братом, а себя — младшим. Чжамуха принял участие в походе на меркитов, которые были разбиты. Темучжин возвратил жену, союзники получили добычу и рабов. Рашид ад-дин указывает точную дату похода на меркитов — 1177-1178 гг. Темучжин уже в этом походе проявил свой характер, постановив, чтобы и впредь в войнах с меркитами «никого из меркитов не

оставляли в живых, а всех убивали» (Рашид ад-дин). После меркитского похода Чжамуха и Темучжин стали совместно править монголами. Однако позднее, к 1180г., если верить Рашид ад- дину, Темучжин отделился от Чжамухи, будучи уже обладателем собственного улуса. Часть монгольской знати, в том числе представители природных монгольских ханов, пошли за Темучжином. Этой знатью Темучжин был провозглашен ханом, избранником «Вечного синего Неба». Именно в это время Темучжин получил свой титул Чингис-хан, смысл которого не имеет общепринятого объяснения. Многие сходятся на том, что это тюркское тенгис, «океан», и титул означал «хан-океан», «хан, власть которого безбрежна, как океан». Расхождения в датировке этого события, важнейшего и в жизни Монголии, и в личной карьере Чингис-хана, достигают десяти лет. Мы уже упоминали, что Рашид ад-дин указывает 1180г., монгольский историк Ш.Сандаг и китайский историк Хань Жулинь — 1189 г., Л.Гамбис — 1190 г.

Чингис-хан, видимо, искренне верил в свою избранность высшими силами, в свое предназначение объединить всю Монголию, да и не только Монголию, а весь доступный мир. Эта вера подогревалась его ближайшим сподвижником — шаманом Кокочу (Теб-Тенгрием). Устраивая свой улус, организуя аппарат управления, Чингис-хан поставил высшими администраторами своих сподвижников и сторонников. Управлять всеми должностными лицами, а также гвардией и нукерами были поставлены Боорчу и Чжелме. Во главе армии встал младший брат Чингис-хана, Хасар. Командование передовыми частями армии было поручено Субетай-баатуру, которого Чингисхан называл «своей опорой и щитом».

История Монголии последних двух десятилетий XII в. — это история борьбы Чингис-хана и его соперников за власть над монголами и Монголией. В этой борьбе Чингис-хан пользовался поддержкой Тоорил-хана; главным его соперником был Чжамуха. Желание видеть в них носителей двух различных путей развития монголов (Чжамуха — «демократ», Темучжин — «степной аристократ», по В.В.Бартольду и Б.Я.Владимирцову; Чжамуха — «консерватор», борец за «племенное состояние монголов», Темучжин — «борец против племенной иерархии, племенного порядка», по П.Рачневскому, и т.п.) вряд ли имеет основание. Социальные силы, стоявшие на стороне как Чжамухи, так и Темучжина, были одного порядка. Представители ханского правящего монгольского клана, нойоны, нукеры принимали сторону той или другой личности, а не боролись за ту или иную идею. Идея была одна — объединение всех монголов, реставрация Хамаг монгол улуса под властью одного хана и, как логическое развитие такого объединения, усиление — объединение под властью монгольского хана всей кочевой ойкумены. Объединение и сильная централизованная власть были выгодны скотоводам-кочевникам, особенно после периода разброда, обеспечивая им порядок и относительную безопасность от взаимных грабежей.

Около 1187 г. или несколько позже произошло первое крупное военное столкновение Чжамухи и Чингис-хана в Далан-Балчжутах, в верховьях р.Онон. Источники противоречиво сообщают об его исходе. Большинство исследователей доверяют «Тайной истории» и склонны считать, что свое первое большое сражение Чингис-хан проиграл, хотя силы соперников были примерно равны — по 30 тыс. воинов с той и с другой стороны. Чжамуха заживо сварил 70 военачальников Чингис­хана, попавших в плен.

После поражения при Далан-Балчжутах Чингис-хан почти на десятилетие выключается из активной борьбы. П.Рачневский высказывается за то, что эти годы Чингис-хан провел или на территории чжурчжэньской импе-

рии Цзинь, или возле ее границ. С середины XII в. цзиньские императоры проводили в сопредельных монгольских степях политику «сокращения совершеннолетних». Раз в каждые три года экспедиционный корпус Цзинь вторгался в пределы Восточной Монголии и истреблял местное мужское население или угонял его в рабство в Цзинь. В ответ кочевники столь же ре­гулярно разоряли пограничные области империи чжурчжэней. Много хлопот империи причиняли своими набегами татары.

В 1196г. в поход против татар выступила армия под командованием Ваньянь Сяна. Татары были разбиты у р.Керулен и бежали по р.Ульдза. Их преследовал цзиньский корпус под командованием Ван Аньго, который предложил Тоорилу и Чингис-хану выступить против татар. Кереиты и монголы Чингис-хана разгромили татар у оз. Торей. За эту помощь Чингисхан и получил от цзиньских властей упоминавшийся выше чин чаутхури. Тоорил-хаган получил титул вала (князя) и впредь стал именоваться Ван-хан (Онг-хан). Получение чина от чжурчжэней способствовало укреплению положения Чингис-хана.

В 1198 г. армии Цзинь совершили новый поход в Восточную Монголию против хунгиратов и других татаро-монгольских племен. Однако в результате внутренних неурядиц внешнеполитическая активность чжурчжэньского государства стала ослабевать. Это создало Чингис-хану благоприятные условия для закрепления в Восточной Монголии. Произошли перемены и на западе Монголии, где найманский улус распался на два во главе с Таян-ха-ном и Буюрук-ханом. В 1198-1199 гг. кереитский Ван-хан, Чжамуха и Чингис-хан с молчаливого одобрения Таян-хана нанесли поражение Бу-юрук-хану. Однако перед решающим сражением Ван- хан и Чжамуха тайно ночью покинули Чингис-хана в надежде, что найманы расправятся с ним. Но найманы вместо этого всеми силами обрушились на кереитов, и Чингисхану самому пришлось идти выручать своего «хана-отца». Вероятно, в 1200 г. Чингис-хан совершил поход против тайчиутов. Столь велика была его ненависть к тайчиутам, что сражение с ними — единственное, про которое точно известно, что Чингис-хан участвовал в нем лично. В бою он был ранен. В 1201 г. сторонники Чжамухи провозгласили его гурханом. За Чжаму-хой шли не только монголы, но и представители многих других племен и народностей Монголии (татары, найманы, меркиты, ойраты, тайчиуты). Обряд возведения Чжамухи в гурханы был совершен у впадения в Аргунь р.Ган. Силы, объединившиеся вокруг него, открыто объявили своими врагами Ван-хана и Чингис-хана. Таким образом, к началу XIII в. произошло четкое размежевание сил, боровшихся за власть в Монголии. Реально союз Ван-хана и Чингис-хана был непрочным, в принципе каждый из ханов-соперников стоял сам за себя. Желая прочно укрепиться в Юго-Восточной Монголии, Чингис-хан в 1202 г. обрушился на татар. Если не считать войны с сородичами-тайчиутами, то это был первый поход Чингис-хана в одиночку против одной из сильнейших татаро-монгольских народностей. Неподалеку от оз. Буир-Нор, в местности Далан-Нумерген, татары потерпели поражение. По выражению Рашид ад-дина, Чингис-хан сделал татар «кормом для своего меча», истребив всех взрослых мужчин и подростков, оказавшихся ростом выше тележной оси. Победа Чингис-хана наметила изменение баланса сил в Монголии в его сторону. Возможно, в это время Чингис-хан имел ставку у оз. Бальчжуна в Северо-Восточной Монголии. Именно здесь его посетили мусульманские купцы Джафар-ходжа, Хасан и Данишменд-хаджиб. Как полагают, именно от них Чингис-хан получил по- 372

дробную информацию о положении в Восточном Туркестане и Маверан-нахре. Ван-хан предложил Чингис-хану породниться и обещал выдать свою дочь за старшего сына Чингис-хана, Чжочи. Чингис-хан поехал на сговор в ставку кереитов с небольшим эскортом. Однако по дороге Чингис-хана отговорил. от поездки один из старых и преданных его сторонни­ков — Мунлик. Чингис решил вернуться, и как раз в это время поступило сообщение, что войска кереитов выступили против него. Кереитов поддержал Чжамуха.

Во время сражения Чжамуха отказался от решительной поддержки кереитов. В бою был ранен сын Ван-хана, Сангум Илха, его жизнь оказалась под угрозой, и кереиты покинули поле сражения. Это, вероятно, спасло Чингис-хана от крупного поражения, если не полного разгрома. Он отступил к оз. Бальчжуна с небольшим отрядом. Те, кто остался с ним и пришел к озеру, в знак клятвы верности пили мутную воду из заболоченного озера. Позже все они получили особые права и привилегии за свою преданность хану в трудную для него минуту. Чингис-хан вынужден был вступить в переговоры с Ван-ханом, во время которых он проявил незаурядные качества дипломата. Он величает Ван-хана «ханом-отцом», полагая тем самым себя «подданным и сыном». Но уже в следующем, 1203 г. Чингис-хан, отбросив недавнее смирение, даже не делая ночных остановок, двинулся с войсками к ставке Ван-хана. Нападение было неожиданным. После трех суток сражения кереиты были наголову разбиты. Ван-хан и его сын, Сангум, бежали на запад, к границам найманского улуса. В пути они наткнулись на найманский караул. Ван-хан был убит, а его голова доставлена найманскому Таян-хану. Сангум бежал. Чингис-хан, судя по имеющимся сведениям, не истребил кереитов, а расселил их, с тем чтобы они не жили монолитно, и много кереитов раздарил своим близким и воинам, приказал «кереитский народ... раздать во все концы», «всех вдоволь оделил он кереитскими пленниками».

Победа над кереитами осенью 1203 г. — второй крупный успех Чингисхана после разгрома татар. Был уничтожен крупнейший улус Монголии.

Чжамуха в борьбе с Чингис-ханом мог теперь иметь в союзниках только найманов. Если верить «Тайной истории», то найманский хан решил не дожидаться нападения и самому начать войну с Чингис-ханом. Он решил заполучить в союзники онгутов, народ, живший по границе с Цзинь у Великой Китайской стены, и прислал послов. Через послов он просил хана онгутов Алахуша «стать его правой рукой» в борьбе с Чингис-ханом. Алахуш не только отказался быть «правой рукой найманов» в предстоящей войне против Чингис-хана, но и поспешил известить Чингис-хана о намерениях найманов.

В 1204 г., имея ставку на р.Халхе в урочище Орноуйн кельтей хада, Чингис-хан провел в своем

улусе ряд реформ. Он поделил всех своих подданных на десятки, сотни и тысячи (на группы

людей, способных в случае нужды выставить десять, сто, тысячу воинов с оружием, доспехами и

конем), поставив во главе этих единиц администраторов-командиров: десятников, сотников и

тысячников. Эта реформа наносила удар по этнической и племенной разобщенности его улуса.

Были введены должности управителей — черби. Черби ведали людьми и хозяйством улуса,

ханской ставкой и гвардией хана. Служба гвардии была заново регламентирована. Реформы

привели в порядок сильно подорванный войной с кереитами улус Чингисхана. Если

предположить, что Чжамуха в это время жался к найманам, то 373

улус Чингис-хана уже охватывал практически всю Восточную и Центральную Монголию. Летом 1204 г. войска Чингис-хана подступили к границам остававшегося независимым найманского улуса. Противники сошлись у горы Наху-гун в Монгольском Алтае. Найманы потерпели полное поражение. Сам Таян-хан пал в бою. С оставшимися в живых и не попавшими в плен ушел на запад лишь сын Таян-хана, Кучлук. Так не стало еще одного сильного улуса в западных пределах Монголии. В том же, 1204г. Чингис-хан совершил поход на меркитов. Проведя зиму 1204/05 г. на южных склонах Алтая, Чингис-хан весной 1205 г. перевалил Алтай и на западных его склонах атаковал бежавших туда правителя меркитов Тохтоа-беки и Кучлука. Тохтоа-беки пал в бою. Кучлук в сопровождении многих недовольных воцарением Чингис-хана в Монголии ушел к кара-китаям на р. Чу. Вслед за этим большинство сторонников Чжамухи перешли к Чингисхану. Чжамуха остался лишь с небольшой группой людей, которые скоро предали его. Он был схвачен сопровождавшими его воинами и доставлен к Чингису, который и приказал казнить его (1205 или 1207 г.). Таким образом, к 1206 г. завершилось смутное для Монголии время, когда, по словам одного из приближенных Чингис-хана, «все друг друга грабили», «всесветная брань шла». Это была борьба ханов и борьба этносов — монгольского, кереитского, найманского, татарского, меркит-ского — за преобладание в Монголии. Одновременно шел процесс сложения нового этноса — одной монгольской народности, вытеснения из Монголии тюркских этносов и монголизации страны. Необъятные просторы оказались под властью монголов и уже убеленного сединами Чингис-хана. Отныне эта земля постепенно получит имя победителей и станет Монголией, а населявшие ее этносы станут забывать свои самоназвания и именоваться монголами. Для части внешнего мира в память о былом могуществе татар они останутся монголо-татарами и татарами.

Оформил объединение курултай, или собрание представителей ханского рода и кочевой знати, который собрался весной 1206 г. у истоков р. Онон. В «Тайной истории» читаем: «Когда он (Чингис­хан. — Е. К.) направил на истинный путь народы, живущие за войлочными стенами, то в год барса (1206) состоялся курултай, и собрались у истоков реки Онон. Здесь воздвигли девятибунчужное белое знамя и нарекли ханом Чингис-хана». Интронизация Чингис-хана сопровождалась шаманскими обрядами, которыми руководил придворный шаман Теб-Тенгрий.

Следуя давней центральноазиатской традиции, Чингис-хан разделил улус на центр и правое и левое крыло, во главе которых были поставлены темники. Вся Монголия была поделена на 95 военно- административных районов — «тысяч», которые были обязаны выставлять примерно по тысяче конных воинов, во главе с нойонами-тысячниками. Тысячи делились на сотни. Нойоны-тысячники получали от хана хуби (вознаграждение за службу, хуби означало и удел). Должности темников, тысячников и сотников являлись наследственными. Основной корпус тысячников составили сородичи Чингис-хана и те люди, которые оказали ему помощь в борьбе за власть. По подсчетам некоторых исследователей, население улуса Чингисхана на начало XIII в. составляло 1 млн. человек.

Согласно «Ясе», или своду законов нового монгольского государства, люди в «тысячах» были прикреплены к месту своего проживания. Ата Малик Джувейни сообщает: «А еще яса такая: чтобы никто из тысяч, сотен

или десятков, к которым он приписан, не смел уходить в другое место или укрываться-у других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто-либо поступит вопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, кто его укрыл, ввергнут в оковы и накажут». «Яса», возможно, была введена еще в 1203 г. К сожалению, текст «Ясы» известен лишь в пересказах разных авторов. Очевидно, что это был свод уголовного, гражданского и военного, а также административного права.

Были усовершенствованы службы хозяйственная, двора, военно-полицейская. Был организован своеобразный секретариат, в который назначены составители распоряжений и ханских указов, писцы и переводчики. Делопроизводство велось уйгурским письмом, приспособленным для монгольского языка. По сведениям «Тайной истории» и «Юань ши» («История династии Юань»), употреблению письма монголов обучил уйгур-чиновник на най-манской службе Тататунга, хранитель ханской печати. Чингис-хан приказал ему учить читать и писать молодых членов своей семьи и молодых нукеров и нойонов.

Была расширена служба гвардии. В гвардию набирали «сыновей и младших братьев» тысячников и сотников. Служа при дворе хана, они одновременно становились и заложниками, привязывая прочнее своих старших братьев и отцов к хану. Из числа гвардейцев-кешы/стенов набирали чиновников в аппарат управления.

Темники, тысячники, сотники, десятники выполняли различные функции по управлению. Тысячник, в частности, управлял вверенным ему населением, распределял пастбища, руководил перекочевками, организовывал труд пленных ремесленников и земледельцев, собирал налоги хану, следил за состоянием боевых коней, изготовлением оружия и доспехов, отбирал людей на службу и войну, сам мог возглавить отряд от своей тысячи. Наконец, тысячник или сотник обеспечивали работы почтовой службы. Возможно, что они являлись и судьями на местах.

Члены у рука Чингис-хана получили хуби — уделы, с числом юрт от 1500 до 10 000. Ко всем родственникам для наблюдения за ними были приставлены нойоны — люди, преданные хану. Уделы были пожалованы и некоторым заслуженным нукерам хана. Право на удел закреплялось ханским указом (ярлыком) и особым символом — дщицей гереге. Особо заслуженные люди жаловались также дархатством — освобождением от повинностей в пользу хана. Повинности обычно состояли из поставок скота (квоты поставок были уточнены при Огодое), кумыса, а также службы кровью, не­обходимости в указанное время явиться на воинскую службу с оружием, конем и доспехами. По всему улусу была учреждена ямская почтовая служба, заимствованная из Китая. Из Китая же были позаимствованы символы делегирования власти, наделения управителей особыми полномочиями, — верительные бирки, пайцзы из золота и серебра.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты