Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Основоположники средневековой культуры




Читайте также:
  1. III. Смешанные типы ментальности и культуры
  2. XIX век – «золотой век» русской культуры.
  3. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  4. Анализ организационной культуры менеджера
  5. Аноним новой культуры
  6. Антисептика. Дж. Листер и Н. И. Пирогов - основоположники антисептики. Асептика. Методы стерилизации.
  7. Антонов В. А. Города и крестовые походы в прибалтийские земли. Город в средневековой цивилизации Западной
  8. Апологетика и патристика как этапы становления средневековой мысли.
  9. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.
  10. Арабской средневековой философии

Смешанное антично-христианское культурное наследие, которое Средневековью и Европе оставили Отцы Церкви, перерабатывалось в период с V по VIII век в процессе трансформации римской культуры и ее эволюции под вли­янием потомков осевших на этой территории варваров. На ход событий повлияли несколько крупных фигур, ко­торых Карл Рэнд (Rand) называл «основоположниками Средневековья». Их можно также назвать основополож­никами европейской культуры.

Первый из них — Боэций (484-520). Потомок древне­го аристократического римского рода, он поступил на служ­бу к королю готов Теодориху, но был вовлечен в заговор сторонников византийского императора и умер в тюрьме. Его заслуга перед Средневековьем в том, что он перевел и прокомментировал все сочинения Аристотеля, которые были известны до середины XII века, то есть трактат «Logica vetus» — «Старая логика», а также «Категории», где вводились в приемлемых дозах понятийные и словес­ные категории, которые станут первыми основаниями схо­ластики. Кроме того, он дал определение личности как «индивидуальной субстанции разумной природы» (naturae rationabilis individua substantia). Абеляр скажет о нем так: «Он неколебимо утвердил и нашу веру и свою». Его на­писанный в тюрьме трактат «Утешение философией» был весьма популярен в Средние века. Боэций стал одним из творцов средневекового гуманизма и повлиял также на восприятие музыки, к которой начали относиться — в соответствии с античными представлениями — как к одному из высших проявлений культуры.

Кассиодор (ок. 490-580) — не менее важная фигура для средневековой культуры и европейской культуры в це­лом. Он родился в большой семье на юге Италии и вна­чале играл значительную роль на политической арене остготской Италии как посредник между римско-визан-


I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV —VIII ВЕКА 35

тийским миром и обществом варваров. Временное отвое-вание Италии Юстинианом (539) положило конец блес­тящей карьере Кассиодора. Он удалился в монастырь Ви-вариум в Калабрии и там заложил основу интеллектуаль­ного воспитания новых варварских народов, организовав работу по переводу греческих текстов, а также переписы­ванию рукописей на латыни. Кассиодор стоит у истоков Европы книжной и библиотечной. Он первым стал рас­сматривать интеллектуальный труд как божественное слу­жение и предложил новое поле деятельности для мона­хов — штудии как способ самосовершенствования и по­вышения влияния монашества. Вторая часть его главного произведения «Наставления в божественных и светских науках» («Institutiones divinarum et saecularium littera-rum») — это настоящая энциклопедия мирских наук, пред­назначенная для монахов.



Энциклопедия станет в Средние века излюбленным жан­ром клириков и светских интеллектуалов, поскольку она резюмирует основы уже существующей культуры и поз­воляет двигаться дальше. Это — еще один ключевой ком­понент наследия, тоже пришедшего из Греции, а потом пе­реданного Средневековьем Европе, в которой с XVIII века и до сегодняшнего дня энциклопедия является основной формой распространения образования и культуры.

Главный энциклопедист Средневековья, третий из основоположников европейской культуры, — испанец Иси­дор Севильский (ок. 570-636). Исидор, потомок знатного испано-римского католического рода, становится архиепис­копом Севильи около 600 года, в тот момент, когда вестготы отрекаются от арианскои ереси и переходят в ортодоксальный католицизм. Современники называли его «самым ученым из людей нынешнего времени». В основе его «Этимологии» лежит несколько важных идей: 1) на­звания — ключ к сути вещей, 2) чтобы как следует по­нять Священное Писание, необходима светская культура. В этой книге проявилось его намерение собрать воедино


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты