Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Григорий Великий




Читайте также:
  1. Великий Первотолчок
  2. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ
  3. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.
  4. Волжская Булгария страна городов. Биляр Великий город
  5. Володимир Великий у культурному розвитку
  6. Володимир Великий. Хрещення Русі та його значення .
  7. ВЯТСКИЙ БОГАТЫРЬ ГРИГОРИЙ КАЩЕЕВ
  8. Союз между франками и папством. Карл Великий становится императором
  9. Христос - Великий Архиерей

К этой трупе клириков-основоположников следует до­бавить и Папу Григория Великого. В наше время некото­рых значительных деятелей Средневековья с готовностью награждают титулом «отцов Европы», например святого Бенедикта или Карла Великого. Дальше мы еще вернемся к этому. Но звание «отца Европы» редко употребляют в


I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV —VIII ВЕКА 37

отношении Григория Великого, который, быть может, до­стоин его в первую очередь.

Григорий Великий, родившийся в 540 году и умерший в 604-м, принадлежал к римскому патрицианскому роду. Он продемонстрировал свои организаторские способности на посту префекта Рима в 573 году. На своих фамильных землях в Сицилии он создал шесть монастырей, а сам уда­лился в седьмой, расположенный в Риме, на Целийском холме. Папа Пелагий II посвятил его в сан диакона и по­слал в Константинополь в качестве своего апокрисиария, то есть постоянного представителя. В 590 году он был, вопреки своему желанию, избран Папой; во время боль­шого разлива Тибра и эпидемии чумы в Риме (история природных катастроф — это особый аспект европейской истории) он мобилизует материальные и духовные сред­ства для борьбы с бедствием. Опасаясь близкого конца света, он хотел, чтобы как можно большее число христи­ан было готово предстать перед Страшным Судом. Этим объясняется и его интерес к территориям, удаленным от христианского мира, и его книги, дающие общие настав­ления касательно набожности. Он защищает Рим и цер­ковные владения в Италии от лангобардов. Посылает мо­наха Августина с группой миссионеров для повторного об­ращения в христианство англов. Григорий предлагает христианам два образца для подражания: один — из Биб­лии, другой — из новых времен. Библейский образец — это Иов, пример смирения перед Богом и веры, прошед­шей тяжкие испытания. О нем Григорий говорит в своем комментарии к «Книге Иова», названном «Нравственное толкование на Книгу Иова» («Moralia in Job»).

Второй образец — святой Бенедикт, который своей из­вестностью в веках обязан не в последнюю очередь и тому, что Григорий посвятил ему вторую книгу своих «Диало­гов». Для клириков он сочиняет книгу наставлений в па­стырской жизни — «Liber regulae pastoralis»; кроме того,



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ




он реформирует литургическое пение и вводит новый ка­нон, который получит название григорианского пения.

Параллельно с этими культурными и религиозными про­цессами подспудно происходит другой процесс (хотя в нем и участвует лишь меньшинство населения): в церквях, в школах, на территории крупных владений идет слия­ние, смешение, в которое вовлечены преимущественно вар­вары — кельты и германцы, — а также народы романско­го происхождения. Движущей силой этого смешения было христианство. После освоения наследия античности рас­пространение христианства стало вторым из основных пластов в процессе создания Европы.

Взаимопроникновение между римской культурой и культурой варваров началось задолго до Средних веков. Римские пограничные валы, которые выполняли свои обо­ронительные функции до III века, не являлись непроница­емой культурной границей. Торговля и подарки, контакты и обмены подготовили это великое смешение культур, которое происходило, несмотря на стычки и проявления жестокости, связанные с событиями, получившими назва­ние «нашествий». Нужно понимать, что это этническое и культурное смешение не ограничивалось встречей насе­ления бывшей Римской империи и захватчиков-варваров. Внутри варварского населения происходили свои перегруп­пировки, разрозненные племена и народы объединялись заново. Происходило полное изменение структуры насе­ления — вширь и вглубь — по обе стороны римских ва­лов. В результате возникали новые, смешанные народы, в среде варваров происходило образование новых этниче­ских групп, порой очень больших, — на латыни того вре­мени их называли nationes (нации). Так, во времена этого великого смешения, у истоков Европы с самого начала утверждается диалектика единства и разнообразия, выра­зившаяся в христианском мире и его нациях, — это свой­ство и до сегодняшнего дня остается одной из принципи­альных особенностей Европы.




I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV —VIII ВЕКА 39

Вливание в европейский мир новых народов (так на­зываемых варваров) будет происходить волнами вплоть до XI века — этот процесс придет на смену событиям II и III веков, когда по обе стороны римских валов только начиналось соединение варварской и римской культур.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 21; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.024 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты