Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. бриттов из Британии в западную часть Галлии




Читайте также:
  1. Quot;Осень Средневековья", поздневизантийский гуманизм и Итальянское Возрождение
  2. Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.
  3. Арийская империя. Гибель и возрождение
  4. В52. Совет Европы: общая характеристика.
  5. Ведущие страны Западной Европы.
  6. Влияние античного искусства на искусство Европы
  7. Влияние интервалов между рождением детей
  8. Возрождение
  9. Возрождение
  10. Возрождение в Германии.Альбрехт Дюрер.

бриттов из Британии в западную часть Галлии. Наконец, происходит окончательное внедрение германцев на быв­шую территорию империи, а также нашествие лангобар­дов на Италию во второй половине VI века. На освобо­дившейся территории к востоку от Рейна обосновались саксы, фризы, тюринги и бавары. В VII веке начинается массовое расселение славян, которые в период до IX века обосновывались в основном на востоке Европы, но про­двинулись отчасти и на запад, в направлении Балтийско­го моря и Эльбы, в центре — в сторону Богемских гор, и, наконец, на юго-восток, то есть на север Балканского полуострова. Эти нашествия могли привести к серьезно­му расколу внутри новых народов: большинство из них было уже обращено в арианство, которое латинские хри­стиане считали ересью. Получается, что обращение вар-варов-ариан в ортодоксальный католицизм помогло избе­жать дополнительной линии раскола в будущей Европе. Период зарождения Европы отмечен несколькими ярки­ми эпизодами. В частности, гунны — чуть ли не самые грозные захватчики — смогли продвинуться до самой Гал­лии, но там их вождь Аттила, которому в воображении всех европейцев (кроме венгров) приписывались самые пу­гающие черты, был разбит римлянином Аэцием на Ката-лаунских полях близ Труа, и ему пришлось отступить. Очень важное значение имело обращение в христианство франков, которое последовало за обращением их вождя Хлодвига, в период между 497 и 507 годами. Хлодвиг и его преемники, невзирая на бытовавший у франков обы­чай делить королевство между сыновьями короля, объ­единили огромные территории: после выдворения вестго­тов, изгнанных в Испанию, и присоединения королевства бургундов, в их королевство вошла вся Галлия. Остгот Теодорих (488-526) основал недолговечное, но блестящее королевство на северо-востоке Италии, вокруг Равенны, и его советником был сам Боэций. Вестготы, изгнанные из Галлии, основали столь же пышное королевство со сто-


I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV —VIII ВЕКА 41

лицей в Толедо. Некоторые считают, что Европа является в определенном смысле и «наследницей вестготской Ис­пании», но это наследие в основном состоит из трудов Исидора Севильского. Прибавим, что вестготы оставили нам и постыдные традиции: антиеврейские постановления вестготских королей и церковных соборов могут рассмат­риваться в числе истоков европейского антисемитизма.



Следующий пример покажет, что возникающие новые системы взаимоотношений можно без преувеличения свя­зать со складыванием единой Европы. В 658 году, в День святого Патрика, умерла аббатиса Гертруда из Нивель-ского монастыря близ нынешнего Брюсселя. Святой Пат­рик, будущий покровитель ирландцев, уже стал тогда одним из главных святых Севера Европы. В «Житии» Гер­труды говорится, что настоятельница была «хорошо изве­стна всем жителям Европы». Из этого следует, что новые народы, принявшие христианство, по крайней мере их представители-клирики, ощущали свою принадлежность к некоему единому миру, определяемому как Европа. В этом тексте есть отзвук еще одного важного явления, которое до сегодняшнего дня остается в числе самых серьезных проблем единой Европы. Политический и культурный центр западной части Римской империи переместился из Средиземноморья за Альпы, к северу. Проницательный Гри­горий Великий устремлял свой взгляд в сторону Кентер­бери. Самый сильный из новых вождей, варвар Хлодвиг, принявший христианство, сделал своей столицей Париж, расположенный на севере Галлии. Англосаксонские мо­настыри, а еще больше — ирландские, славились тем, что готовили миссионеров, которые потом отправлялись про­поведовать на континент, как, например, святой Колум-бан (543-615), который основал аббатство Люксёй в вос­точной части Галлии и аббатство Боббио на севере Ита­лии, а его ученик святой Галл создал Санкт-Галленский монастырь на территории нынешней Швейцарии. Это сме­щение центра тяжести европейского Запада на север было





РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


прежде всего связано с двумя событиями, которые наложи­ли существенный отпечаток на историю Европы. Первое — это падение авторитета римского епископа и угроза, ко­торая нависла над Римом со стороны варваров: готов и лангобардов. Византия не признавала больше первенства римского епископа. Рим лишается своего центрального по­ложения и в географическом, и в политическом планах. Второе событие — мусульманские завоевания. После смер­ти Мухаммеда в 632 году мусульмане — арабы и пле­мена, обращенные ими в ислам, — молниеносно захвати­ли Аравийский полуостров, Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку — от Египта до Марокко. От­туда они переместились — ради грабежей или новых по­бед? — на другой берег Средиземного моря. Принявшие мусульманство берберы из Северной Африки захватили в период 711-719 годов большую часть Пиренейского по­луострова. В начале IX века они занимают острова, при­надлежавшие раньше Римской империи: Корсику, Сарди­нию, Сицилию, Крит. Это географическое переустройство не просто приводит к противостоянию между Северной Европой и ее южной, средиземноморской частью, но и говорит об усилении роли окраинных территорий в новой христианской Европе. К кельтской периферии добавля­ется англосаксонская, а вскоре вслед за ними — террито­рии норманнов, скандинавов и славян. Средиземноморье становится своего рода главным фронтом борьбы: в этом регионе происходит отвоевывание христианских терри­торий, через него осуществляются сношения с мусуль­манами.



Наконец, назовем еще одно событие, прискорбное с точ­ки зрения христианства, но, возможно, оказавшееся по­лезным для Европы. Северная Африка — одно из главных прибежищ христианства на территории Римской империи во времена Тертуллиана и, особенно, при святом Авгус­тине — была сначала разграблена вандалами (сам Авгус­тин умер в 430 году в Гиппоне, осажденном вандалами),


I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV —VIII ВЕКА 43

а впоследствии мусульманские завоевания VII века начи­сто уничтожили и искоренили христианскую культуру в Северной Африке. Европа теперь могла не опасаться со­перничества с Африкой, которая уже успела показать свой серьезный потенциал в области теологии и находилась на переднем крае борьбы против ересей, в особенности до-натизма.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты