Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Готическая Европа




Читайте также:
  1. III. ЕВРОПА КАК МЕЧТА
  2. Восточная Европа
  3. Восточная Европа
  4. Восточная Европа
  5. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
  6. Европа в начале XVIIв.
  7. Европа и мир за ее пределами
  8. Европа открытости и расцвета
  9. Европа, монголы и Восток

В XIII веке наступает расцвет искусств, в частности архитектуры. Искусство, и в особенности архитектура, ока-



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


залось грандиозной демонстрацией европейского единства и цементом, его скрепляющим. Литературы оставались весьма различными (несмотря на наличие общих черт), поскольку они создавались на разных языках, в то время как язык архитектуры оказался общим для всех. Уже ро­манское искусство, намечающее, как это указывает его название, определенный возврат к римской античности, было распространено на большей части Европы, но оно еще сохраняло особые, свойственные лишь данному наро­ду или местности черты. Готическое искусство, называе­мое также французским, распространилось по всей хрис­тианской Европе, начиная с Северной Франции, а конк­ретно — с самого ее центра, который в XIII веке назывался просто Францией, а позже получил название Иль-де-Франс. Это новое искусство, сильно отличавшееся от романско­го, оказалось, во-первых, ответом на возрастание числен­ности населения — теперь требовались более просторные церкви — и, во-вторых, на глубокие перемены во вкусах. Помимо более значительных размеров сооружений, готи­ка отличается стремлением к вертикали, к свету и даже к цвету. Разные города — потому что готика является сти­лем гораздо более городским, чем романский, — соперни­чают в дерзновенности и красоте проектов готических построек, из которых главными оказываются соборы. Этот период Жорж Дюби называл «эпохой соборов». Родилась Европа гигантизма и безмерности. Все выше — кажется, таков был лозунг готических архитекторов. Начиная с первого поколения соборов, построенных между 1140 и 1190 годами, например, в Сансе, Нуайоне, Лане, весь XIII век отмечен рождением соборов, в том числе собора Парижской Богоматери. Лихорадочный поиск протяжен­ности и высоты проявился, к примеру, в Амьенском собо­ре, возведенном между 1220 и 1270 годами; практически его постройка продолжалась все царствование Людовика Святого, который произнес с его хоров, уже завершен­ных к 1256 году, свою знаменитую Амьенскую речь —


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 221

судебное решение по тяжбе между королем Англии и его баронами. Амьенский собор достигал в длину 145 метров, а в высоту 42,5 метра. Наивысшая точка была достигнута при возведении хоров собора в Бове, которые в 1272 году были возведены на высоте 47 метров, а в 1284-м обру­шились.



Высокие окна готических соборов свидетельствовали о стремлении к одухотворению посредством света. Это стремление было обосновано в XII веке настоятелем Сен-Дени Сугерием (Сюжером), который начал перестра­ивать базилику своего аббатства согласно новым богослов-ско-эстетическим принципам. В противоположность роман­ским стеклам, обычно или белым, или украшенным гри-зайлем, готические стекла расцветают красками, что связано с распространением культуры красящих растений, таких как вайда или пастель, и с прогрессом в области техники окрашивания. Цветные стекла и полихромные скульптуры упоминаются у Алена Эрланд-Бранденбурга (Erlande-Brandenbourg) в книге «Когда раскрасились со­боры». В самом деле, развитие готической архитектуры влечет за собой расцвет скульптуры, использовавшейся главным образом для украшения соборов. Благодаря распространению украшенных скульптурой соборных пор­талов, статуи оказываются на виду; в частности, привле­кают к себе внимание изображения Страшного Суда, со­зерцание которых, возбуждая страх и одновременно на­дежду, создавало ощущение равновесия между порывом вверх и буйством красок.



Европа цветного витража блистательнее всего прояви­ла себя в Шартрском соборе, знаменитом своими синими стеклами. Великим французским соборам часто подража­ли в других странах, то воссоздавая наиболее распро­страненный тип здания — с тремя нефами, — то приме­няя пятинефную конструкцию, как в Бурже. Самые пре­красные подражания появлялись в Испании — прежде всего в Бургосе, но также и в Толедо, и в Леоне. В Анг-


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 9; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты