Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Европа, монголы и Восток




Читайте также:
  1. А. Экспансия на Восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций в начале XIII в.
  2. Базилики христианского востока
  3. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке
  4. В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.
  5. Возникновение государств Древнего Востока
  6. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
  7. Восток и Запад: дихотомия общественно-исторического развития
  8. Встретить на Востоке человека, не признающего свой род, так же сложно, как обнаружить жизнь на Марсе...
  9. В№5. История философии. Философская мысль Древнего Востока.
  10. Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока

В XIII веке окончательно наметилась эволюция, край­не важная для процесса складывания Европы. Как это по­чти всегда и бывает, европейское самосознание начало формироваться перед лицом врагов, или «других»: в ан­тичности это были персы, позже — варвары и язычники, и, наконец, мусульмане. Последний штрих в этой карти­не выстраивания самосознания был добавлен в XIII веке монголами. Во время нашествия 1241 года монголы про­двинулись на запад до Силезии, но затем отступили к востоку; этот набег потряс воображение христиан, выз­вав среди них панический страх. Французский король Лю­довик Святой готовится к мученической смерти, и во вре­мя крестового похода на Восток он не перестанет раз­мышлять, то в позитивном плане, то в негативном, об этих странных монголах, которые могли бы быть и ужасными врагами, и союзниками в борьбе против ислама. Страх перед монголами подкрепил важное решение, созревшее в умах, а именно отказ от крестовых походов. Все больший


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 227

интерес христиан к их собственным землям, имуществу и делам на Западе пошатнул волю к крестовым походам. Монгольская угроза подорвала интерес к Святой Земле.

В ходе медленного создания границ, которые были по­началу территориями, зонами, а не линиями, которые поз­же проводили государства, в восточноевропейских зем­лях утвердилась новая, окончательная граница христиан­ской Европы. Христианскими странами, сформировавшими это новое видение, стали сначала Венгрия, а затем Польша. Эти страны провозгласили себя форпостами христианства против язычников-варваров, в первую очередь монголов, но также и куманов в Венгрии, пруссов и литов в Польше. Наиболее четкое выражение этой новой ситуации и этих новых идей запечатлено в письме, которое написал Папе король Венгрии Бела IV между 1247 и 1254 годами. Мо­нарх объявляет в этом письме, что татары (так европей­цы называли монголов) твердо намерены в скором време­ни вести свою бесчисленную армию против всей Евро­пы (contra totam Europam); при этом король Венгрии добавляет: «Если, не приведи Господь, Константинополь­ская империя и христианские заморские территории па­дут, это не будет столь большой потерей для жителей Европы, как если татары захватят наше королевство». Еще более четко это сформулировал на II Лионском соборе в 1274 году епископ Оломоуца в Моравии: он доказывал, что крестовый поход отвлекает христиан от истинной грани­цы, отделяющей их от язычников и неверных; эту грани­цу он, как и Бела IV, проводит по Дунаю. Эта политико-географическая концепция Европы, не признающая ни Карпаты, ни, тем более, Урал, ее границей, а также при­равнивание Европы к христианскому миру — составные части нового территориального восприятия Европы.



Эта Европа — «новая». Она появилась в результате мощного рывка в развитии христианского мира, который продолжался приблизительно с XI до середины XIII века. По моему мнению, между серединой XI и серединой XIII веков — эти даты весьма приблизительны, потому что


228 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

великие исторические перемены редко удается датировать с определенностью, — происходит глубокое изменение всех основных ценностей европейского христианского общества. Этот решительный поворот происходит, как мне представ­ляется, по той причине, что значительная часть населе­ния в этот период осознает великий прогресс христиан­ского мира и его последствия. Этот прогресс с большей или меньшей интенсивностью и с временными разрывами (ситуация зависела от конкретной местности или среды) обозначился, как мы видели, во всех областях обществен­ной жизни: в технологической, экономической, социаль­ной, интеллектуальной, художественной, религиозной и политической. Новые ценности проникли во все обществен­ные сферы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом: в ходе перемен то одна, то другая сфера приоб­ретала большее значение и начинала выполнять функцию ускорителя. То это было развитие городов, то сельско­хозяйственная революция, то бурный рост населения, то возникновение схоластических методов и нищенствующих орденов, то перемены, касавшиеся крестьянства, то по­явление новых категорий горожан, например бюргерства, но всегда между этими сферами сохранялось взаимодей­ствие.




Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 9; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты